Архаическая греция. Особенности архаического периода - Культурология - Обучение - Каталог файлов - и спорим тоже! Изменения в обществе и ремесло

Архаический период

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Архаический период
Рубрика (тематическая категория) Литература

Долитературный периоод

Форма фольклора першедшая в лит-ру

Греческая мифология. Миф фиксирует явление, этап развития. Несет отголоски общинного строя. Распространяется понятие ʼʼпуть герояʼʼ

Жанры: дедактических, героических, генеологических эпосах, поэзия, романы, трагедии, мифографическая лит-ра

Сказка - носит подчеркнуто невероятный характер.

Особенности греческой: почти нет образцов, кроме сюжета от Амуре и Психее. (2 век до н.э.) в римской лит-ре. Пренебрежение к сказке.

Элементы сказки: эпос, классическая комедия(в сюжетах, где речь идет о герое, кот. Спускается в Аид, место где жизнь идет по идеальному принципу, резко отличающейся от действительности)

Песни трудовые и обрядовые

Трудовые В эпосах, эпиграммах, лирике, комедиях.

Обрядовые в героичском эпосœе и ранней греческой лирике.

Загадки, афоризмы, пословицы - малая форма фольклора

Басня сохранила в себе черты архаической эпохе. Ее героями чаще всœего были животные и птицы. Использовались для иносказания, объяснения чего-либо, превратилась в элемент социальной борьбы между аристократией и народными массами.

Самая ранняя относится в 8 веку до н.э. Гесиод ʼʼБасня о соловье и ястребеʼʼ

5 век до н.э. Появление сборника греческих басен Эзопа. Включает в себя около 400 басен разных веков 7-4 веков написания. Переведен в 1 веке н.э. Федром, стал частью Римской культуры. Басни Барбия 2 век н.э. Лафантен Франция (17 век), Крылов (цепочка перехода басен из одной культуры в другую)

Хронология. Начался с эпических поэм(героического эпоса).

Создаются на базе мифологического сюжета (не совпадает с мифологическим циклом, лишь эпизод) Отразил устную традицию долитературного периода.

Троянский цикл начало ссора трех богинь, конец возвращение и судьба выживших героев Троянской войны

Гомер (проблемы посвященных подлинности личности Гомера, его время жизни и автортав получил название Гомеровский вопрос. 2 этапа: в Античности(Считался реальным человеком, автором ряда произведений Иллиады, Одиссеи, Гомеровских гимнов, Некоторые Киклических поэм, ранние эпиграммы) (Основные вопросы: время жизни Гомера(2 пол. 10 века до н.э или 9 век до н.э. Или 9-8 века до н.э.); место рождения (около 20 полисов Малоазийские города (Колофон, Смирна, о. Хиос, Аргос, Афины)), насколько реальны описанные Гомером путешествия), в наше время).

Место создания поэмы Иония (область Малой Азии). В корне ионийский диалект.

Гегзаметр - размер, которым пишут эпические произведения. Стал обязательным, как и ионийский диалект.

Исполнялись аэдами под лиру или кифару.

В 6веке до н.э. Аэдов сменили рапсодов (исполнители)

Гомериды - рапсоды с острова Хиос, вели свой род от Гомера

Распространение Гомеровских поэм. Балканы, потому что в греческой вазописи были отражены эпизоды Илиады и Одиссеи. В 6 веке до н.э. Появление состязаний рапсодов по героическому эпосу. Песестрат повелœел провести в Афинах запись Гомеровских поэм для состязаний рапсодов. Афинская версия.

Драматурги относились к Гомеру, как к богу.

Появления критики произведений Гомера в 6 веке до н.э. Толкование эпизодов поэм Гомера, с точки зрения реальности происходящего.

В 5 веке до н.э. Геродот и Фукидит всœерьез рассматривали тексты Гомера.

Ксенован из Колофона поэт, философ первым обратился с критикой к Гомеру за снижения образа богов, за их изображение как людей (Платон развивает эту тему)

Самая злобная критика Гомера в ʼʼБиче на Гомераʼʼ Зоила из Амфиполя (Заилова критика)

В эпоху элинизма образуется Александрийская библиотека. С 3 века до н.э. Происходит изучения рукописей ранних греческих и Гомера, привлекающих ученых Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. В библиотека собрано множество версий рукописи Гомера. Названы по месту нахождения.

Систематизация текстов, попытка убрать новых выдуманных персонажей, уничтожение несостыковок, выявление самого раннего варианта. Арист. Самофр.
Размещено на реф.рф
Пытался вернуть Гомеровскому тексту изначальный смысл. Сома (тело, но потом труп) Фобос (страх, позже бегство)

Разбили на песни для того, чтобы было удобнее хранить. Заглавие по буквам алфавита.

Современные перевод основываются на версии Аристарха Самофракийского.

3 век до н.э. Геланник и Ксенон Хоризонты(разделители) проанализировав тексты нашли разные трактований образов и событий и сказали о том, что Илиада и Одиссея написаны разными авторами. Подверглись критике Аристарха Самофракийского (заявил, что возможно это из-за разных версий или из-за изменения возраста и взглядов Гомера)

Дошли в виде схолий(комментариев к Гомеру)

Самая ценная версия - Веницианская 10 век до н.э.

В Новое время гомеровский вопрос:

В 16 веке первая дискуссия ʼʼСпоры старых и новыхʼʼ между поклонниками эпического таланта Гомера и поклонниками Вергилия. Споры о том, кто лучше. В основном во Франции (негласно победил Гомер)

1664 год Фрнсуа Добеньяк защитил диссертацию об Илиаде, в которой заявил, что Гомера не существовало. Гомер не имя собственное, а термин ʼʼслепойʼʼ относился к ранним поэтам-сказителям, обозначал аэда или группу аэдов. Илиада - собрание песен нескольких певцов. Собрание песен слепых певцов. Откуда тогда единство текста? Причина всœему редакция 6 века до н.э.

1715 год - издание диссертации Добеньяка

1713 год - труд Бентли, который не отрицал существования Гомера, но говорил, что в основу Илиаду положены песни нескольких певцов, а Гомер их отредактировал

1795 год - Фидрих Авгут Вольф из дал ʼʼВведение к Гомеруʼʼ. Утверждал, что не существовало единства поэмы и общего текста͵ письменности еще не было, а в устной форме небольшие песни, созданные несколькими аэадами. Не отрицал Гомера, но это лишь один из аэдов, остальные имена стерлись из памяти. Поэмы соединœены из песен искусственно.

1. Теория малых песен (Карл Лахман) пытался найти первоначальные составные части.

2. Унитарная или теория Единства (Генрих Нич) говорил о том, что тогда уже была письменность и считал, что Одиссея и Илиада единые поэмы. Считал Гомера реальной личностью, одинм из аэдов, который принимал участие в создании и придал единство.

3. Теория основного ядра (Джордж Гротт) Гомер был, но им были написаны две небольшие поэмы праилиада и праодиссея, а в 6 веке до н.э. они были расширены другими аэдами.

Героический эпос написан на базе мифа, кроме некоторых поздних. В корне Илиады и Одиссеи положены эпизоды Троянского мифологического цикла. Содержание посвящено не герою, а действию. Поэма не об Ахилле, а о гневе Ахилла.

Илиада - военная поэма. Посвящена второй части цикла, ходу Троянской войны, последнего года осады Трои. Есть подробный список всœех героев. В последствии становится обязательным (на базе каталога кораблей Илиады) Самое главное - описание войны. Война показана через отдельные поединки и подвиги героев, а не через крупные батальные сцены. Подробное описание оружия.

Складывается образ гомеровского воина. Война из основное занятия, ради славы потомков, добычи

Одиссея - послевоенная поэма, с описанием мирной жизни. Война воспоминания.

Множество описаний пиров, на которых можно увидеть и фигуру аэда.

Показаны женщины: Елене, Пенелопа, Кирка. Показан домашний быт и работа женщин. Множество трудовых и обрядовых песен.

Элементы сказки.

Завершается поэма возвращением и расправой с женихами.

Основные черты героического эпоса Гомера: большой размер поэмы, обязательно о прошлом, обычно давнего прошлого; речь идет от лица автора, происходит наслоение эпох из-за того, что быт и обряды берет из современной ему эпохи; обязательное участие Олимпийских богов, сцена собрания богов и активное их участие в жизни героев; отсутствие авторской позиции на события и персонажей, объективное изложения, автор не анализирует, не судит, лишь повествует; нарочитая архаизация, удревление терминов и обрядов, подробные описания предметов, оружия, быта͵ сами герои богоподобны, сильные, красивые; ретардация - подробное описание предмета или события (своеобразная вставная конструкция); повторы наиболее важных событий в несколько строк одними и теми же словами; эпитеты(показывает отношение к герою) твердо закрепившееся за героями определœения, должна быть огромное количество; эпитеты богов связаны либо и их функциями либо с культовыми прозвищами; сравнения связаны с действиями, а не с человеком или вещью, имеют самостоятельное значение, используются для эмоционального воздействие на слушателя, связаны со стремлением к наглядности; хронологическая несовместимость отдельных событий (автор не может показать одновременность двух действий, в связи с этим перескакивает с описания одного события на другое (поединок Париса и Менелая и Елена с Приамом обсуждают ахейских воинов)); неравномерность описания событий(связано с устным созданием поэмы. Подготовка к действию описывается дольше, чем само действие); общие места (трафаретные стихи, показывающие повторяющиеся действия (восход, заход, приход, уход героя)2-3 строчки)

Язык гомеровских поэм:

Сформировались в Ионии. Написана литературным языком(самый ранний греческий литературный) оторван от греческой разговорной речи, практически не отражал его. Метонимия - замена одного слова двумя или тремя другими, сходными по значению (копье - острая медь).

Плеоназм - обилие синонимов, бросающееся в глаза (он слово сказал и промолвил).

Гекзаметр 6-ти стопный стих, созданный для героического эпоса. Каждая строка начинается с долгого слога. Стал обязателœен для всœей эпической поэзии.

Гомеру приписывался еще ряд произведения, к примеру, Гомеровские гимны. Обращение к Олимпийским богам (34 обращения). Гимн здесь понятие условное, миниэпосы. Тоже на ионийском диалекте в явном подражании Гомеру(эпитеты, трафаретные стихи). Темы: рождение богов, описание подвигов и битв богов. Возможно использовались на состязаниях рапсодов как вступление. ʼʼНачав с тебя перейду я к иной песнеʼʼ значилось в конце каждого гимна. Созданы (7(1-5 Аполлону(2), Деметре, Афродите, Гермесу)-5(богу Пнау) века до н.э.). Традиционное изображение богов, описаны с точки зрения вознесения образов богов(сильные, могучие, прекрасные).

Еще приписывается ряд киклических поэм(киклы) кикл - ʼʼкругʼʼ. Практически не сохранились (8-6 века до н.э.).Были собраны Александрийскими учеными. Замыкали круг какого-тот большого мифологического цикла (Троянский цикл. Начало с Киприи, Илиада, Эфиопия(на помощь троянцам приходят Амазонки и войско эфиопского царя Мемнона, завершается смертью Ахилла) Малая Илиада(погребение Ахилла и спор за его доспехи (между Одиссеем и Аяксом Таламанидом) Разрушение Илиона (Фелоктет убивает Париса, Троянский конь и пожар Трои) Поэмы Возвращения (Одиссея, о Агамемноне, Менелае, Аяксе малом, Нестора, Деамеда, Неаптолена, сына Ахилла) Фиванский цикл (Эдиподия, (о убийстве Эдипом отца)Фиваида(борьба за власть), Эпигоны (второй поход против Фив), Алкмеонида (поход Алкмеона на Фивы)). Киклы не имели единства, имели несколько сюжетных линий. Авторы старались включить как можно больше персонажей. Изучались ранними историками лагографами с точки зрения истории, использовали в кач-ве подтверждения разных истор.
Размещено на реф.рф
событий.

Пародия на героический эпос. (9-7 века до н.э.) писались на ионийском диалекте, гекзаметром с классическими гомеровскими эпитетами и сравнениями, но герои присутствуют в другом контексте (Маргид(7 век до н.э. плохо сохранилась. В центре пародии трусливый, жадный обжора, кот. не хочет воевать, но прославляет себя как героя) и Война мышей и лягушек (5 век до н.э. Пародия на Илиаду)

Переводы Гомера в русской лит-ре:

12 век упоминание в рукописях митрополита Клемента Славятича.

17 век первыепереводы были связаны с Войной мышей и лягушек, а не с Илиадой и Одиссеей.

18 век фрагментарный перевод Тредьяковского, Ломоносова. Попытка создания русского гегзаметра

1760 год Константин Кондратович впервые перевел Илиаду с латинской версии. Не опубликован.

1820-30 первый прозаический перевод Дмитрий Лыков

1829 перевод Гнедича 20 лет переводил. Подошел как исследователь, совместно с историками. Пытался точно передавать обычаи, вооружение, одежду, термины. Архаизация языка. Переводил фрагментами и песнями, представляя перевод в журналах и салонах. Открыл для России античную литературу

1842-49 перевод Одиссеи Жуковским. Переводил не зная греческого языка. Заказал подстрочник и придал этому подстрочнику поэтическую форму. Вольный перевод поэмы.1850-е годы. Василий Ордынский предпринял попытку перевести Илиаду языком былин

1896 ᴦ. Николай Минский новый перевод Илиады более современным языком, но считалось, что он уступает Гнедичу.

Вересаев 19-20 века. Илиада, на базе перевода Гнедича. Привлекает историков и фольклерисов. Переводит Одиссею.

Архаический период - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архаический период" 2017, 2018.

Древней Греции, который охватывает VIII-VI вв. до н. э., послужил началом важнейшего этапа в истории этого государства. За все три столетия - за короткий, в общем-то, срок - Греция продвинулась далеко вперед в своем развитии и обогнала многие страны и государства Древнего Востока, которые развивались довольно быстро. Древняя Греция архаического периода была местом пробуждения духовных сил после четырех веков застоя в развитии. Это время было расцветом творческой активности.

Возрождение былого величия

Во время архаического периода в Древней Греции возрождаются такие виды искусства, как архитектура, живопись, монументальная скульптура. Талантливейшие скульпторы возводят из мрамора и известняка первые греческие храмы, которые сохранились и в наши дни. В архаический период скульптура в Древней Греции переживает небывалый подъем. Именно в это время появляются вечные произведения искусства. Создаются монументальные изваяния из мрамора и бронзы. Именно в архаический период в Древней Греции были написаны знаменитые произведения Гомера и Гесиода, которые поражают своей глубиной. Также стоит отметить поразительные стихи Архилоха, Алкея и Саффо, написанные именно в это время. Литература архаического периода Древней Греции и в наше время издается и переведена почти во всех странах. Знаменитые и по сей день философы Фалес, Анаксимен и Анаксимандр писали свои философские труды, дающие ответы на вопросы о происхождении вселенной и мира.

Искусство

Архаический период в истории Древней Греции, в особенности небывалый подъем греческой культуры в VIII-VI вв. до н. э., был обусловлен проходившей в это время Великой колонизацией. Она вывела Грецию из состояния изоляции, в котором она пребывала после того, как микенская культура прекратила свое существование. Еще одной особенностью архаического периода в истории Древней Греции является взаимообмен культур Эллады и Древнего Востока. Финикийцы привнесли в древнегреческую культуру письмо и алфавит, который в Греции сделали еще удобнее с помощью внедрения гласных букв. Именно с этого момента начала развиваться культура письма и речи, стали появляться алфавиты, в том числе и русский. Сирийцы рассказали и показали грекам много нового, например, способ переработки песка в стекло, а также показали, как изготавливать краску из ракушек. Основы астрономии и геометрии греки переняли от египтян. В архаический период Древней Греции скульптура египтян оказала сильное влияние на только начинающее появляться греческое искусство. Огромное влияние на Грецию оказали также и лидийцы - именно благодаря им греки научились чеканить монеты.

Несмотря на то что многие элементы греческой культуры были позаимствованы из других культур, Греция все так же оставалась самобытной страной.

Колонизация

Колонизация сделала многочисленный на то время греческий народ более подвижным и готовым к переменам. Теперь каждый человек мог самореализоваться вне зависимости от родовой принадлежности, соответственно, общество становилось более развитым и прогрессивным, появилось много новых явлений. Если кратко, искусство в архаический период Древней Греции - не единственное, что получило невероятную степень развития. Теперь мореплавание и морская торговля выходят на первый план и двигают страну вперед. Изначально большинство колоний, которые находились на периферии, стали во многом зависимы от своих метрополий. Но со временем эта ситуация изменилась.

Экспорт

Жители многих колоний испытывали острую нехватку даже в самых необходимых вещах. Например, вино и оливковое масло, которое так любили греки, в колонии вообще не попадало. Огромные корабли доставляли тонны вина и масла во множество стран. Метрополии экспортировали в колонии не только продукты питания - они поставляли глиняную посуду и другую домашнюю утварь, различные ткани, оружие, украшения и так далее. Разумеется, эти предметы очень нравятся местным жителям, и те обменивают их на зерно, домашнюю скотину, рабов и цветные металлы. Незатейливые поделки из Греции, конечно, не сразу составили конкуренцию финикийским сувенирам, на которые охотились купцы по всему миру. Несмотря на это, на них был огромный спрос там, куда не доходили финикийские корабли - Причерноморье, Фракия, Адриатика.

Прогресс

Тем не менее, несмотря на то что поделки и предметы искусства архаического периода Древней Греции значительно уступают по качеству товарам восточного происхождения, грекам удалось наладить массовое производство и продавать свои товары даже на "земле обетованной" для всех торговцев - Сицилии.

Колонии постепенно становятся важнейшими центрами промышленности и торговли между многими развитыми странами древности. А в самой Греции центрами развития экономики и торговли становятся так называемые полисы, с помощью которых управление колонизационным движением становится более удобным. Самые большие и развитые из них - Коринф и Мегара в Северном Пелопоннесе, Эгина, Самос и Родос в Эгейском архипелаге, Милет и Эфес на западном побережье Малой Азии.

Изменения в обществе и ремесло

Постепенно в колониях стали появляться рынки, послужившие мощным толчком к развитию и улучшению ремесла, сельского хозяйства, искусства и архитектуры в Древней Греции архаического периода, кратко охарактеризованных выше. Умельцы из Греции заметно прогрессируют и оснащают свои мастерские по последнему слову тогдашней техники. Анализируя характеристику архаического периода Древней Греции, можно сказать о том, что это был наиболее плодотворный во всех смыслах период для страны. Чего только стоят такие новшества, как изобретение новых способов спаивания железа или усовершенствование литья из бронзы! Греческая керамика VII-VI вв. до н. э. потрясает воображение роскошью и обилием форм, разнообразием художественного оформления. Особенно выделяются красивейшие сосуды, сделанные руками талантливых коринфских мастеров, на которых красуется роспись в восточном стиле. Его можно отличить по красочности и невероятной причудливости витиеватых узоров, которые напоминают рисунки на восточных коврах. Также стоит отметить вазы в чернофигурном стиле, которые производились в основном в афинских и пелопоннесских полисах. Глиняные изделия греческих гончаров и бронзолитейщиков говорят не только о том, что в Греции того времени практиковалось разделение труда, но и о том, что обязанности разделялись даже внутри отдельно взятой отрасли. Культура архаического периода Древней Греции испытывала невероятный подъем.

Отделение ремесла от сельского хозяйства

Большая часть керамических изделий, экспортируемая Грецией за рубеж, была изготовлена в специальных мастерских опытными мастерами и художниками-вазописцами. Многочисленные ремесленники теперь не одиночки без прав и свобод. Уже прошло то время, когда у них не было даже постоянного места жительства. Теперь они являются весьма значимым и влиятельным сословием населения. Качество изготавливаемой ими продукции становилось все выше, как и цены на работы мастеров. Появились целые кварталы, где жили ремесленники определенной профессии. В одном из крупных городов под названием Коринф с VII в. до н. э. существовал так называемый квартал гончарных мастеров — Керамик. В столице Греции Афинах подобный район, расположившийся во внушительной части города, появился в VI в. до н. э. Эти исторические факты свидетельствуют о том, что во время архаического периода в Греции наступил принципиально новый период развития государства: ремесло стало отдельным видом деятельности и полностью обособилось от сельского хозяйства как отдельная, абсолютно абстрагированная часть производства и деятельности. Не обошли принципиальные изменения и сельское хозяйство, которому теперь было необходимо учитывать не только потребности общины, но и спрос на рынке. Теперь рынок диктует правила всем отраслям производства. Появились первые зачатки предпринимательства и среди фермеров - те из них, которые имели лодки, привозили свой товар на рынки близлежащих городов. По дороге они не передвигались потому, что разбойников и грабителей стало гораздо больше с развитием торговли. Поскольку зерновые культуры в Греции принялись плохо, возделывали в основном виноград и оливки, ведь вкуснейшее греческое вино и качественное оливковое масло пользовались невероятным спросом на Востоке. В конце концов греки поняли, что гораздо дешевле привозить зерно из-за границы, чем выращивать на родине.

Государственное устройство и политическая система архаического периода Древней Греции

Большинство исключая многочисленные колонии, появились из централизованных населенных пунктов эпохи Гомера — полисов. Однако архаистический и гомеровский полисы - абсолютно разные понятия. Отличались они весьма существенно: полис эпохи Гомера одновременно являлся городом и деревней, поскольку никаких других поселений, которые могли бы с ним соперничать, не было. Архаический полис, наоборот, являлся своеобразной столицей маленького государства, в составе которого, кроме него самого, были небольшие деревни (греческие комы), располагавшиеся на окраинах территории полиса и зависевшие от него как в политическом, так и в экономическом смысле.

Архитектура

Обратите внимание на то, что архаические полисы стали значительно крупнее полисов, строившихся в эпоху Гомера. На то было две причины: естественный прирост населения и объединение нескольких деревушек в один большой город. Это явление имеет название синойкизм, объединение происходило для того, чтобы дать отпор соседним враждебно настроенным деревням и поселкам. Несмотря на небывалый прогресс, по-настоящему больших городов в Греции еще не было. Самыми крупными полисами были населенные пункты с численностью в несколько тысяч человек. В среднем же население не превышало и тысячи человек. Наглядным примером типичного греческого архаического полиса является древняя Смирна, не так давно найденная археологами. Значительная ее часть была расположена на полуострове, который закрывал вход в глубокую бухту, где стояли многочисленные корабли. Центральная часть Смирны была окружена защищающим ограждением из кирпича на каменном цоколе. В стене устроены многочисленные ворота и смотровые площадки. Все жилые постройки находились параллельно друг другу. Разумеется, в городе были построены несколько храмов. Жилые постройки были очень просторными и удобными, в домах состоятельных граждан имелись даже терракотовые ванны.

Агора

Сердцем архаического города являлась так называемая агора, на которой собирались граждане и велась оживленная торговля. В основном жители города проводили все свободное время здесь. Можно было продать свой товар и приобрести необходимые продукты, узнать важные городские новости, принять участие в делах государственной важности и просто пообщаться с горожанами. Изначально агора являлась обычной открытой площадью, на которой отсутствовали какие-либо постройки. Позже там появились деревянные ступени, на которых во время мероприятий рассаживались люди. Когда архаический период подходил к концу, над ступеньками стали вешать тканевые навесы, предназначенные для защиты людей от жары и солнца. По выходным на них любил располагаться праздный люд и торговцы различным мелким товаром. На агоре или недалеко от нее строились государственные учреждения: булевтерий — городской совет (буле), пританей — место, где заседали члены правящей коллегии пританов, дикастерий - здание суда. Именно на агоре городские жители могли ознакомиться с новыми законами и указами, которые выставлялись на всеобщее обозрение.

Спортивные состязания

Атлетические состязания издревле составляли значительную часть жизни греков. В древнегреческих городах испокон веков строили площадки для силовых упражнений. Их называли палестрами и гимнасиями. Каждый уважающий себя юноша проводил за тренировками большую часть своего времени. Среди спортивных дисциплин можно назвать бег, вольную борьбу, кулачные бои, прыжки, метание копья и диска. Каждый большой праздник в полисе сопровождался спортивным состязанием под названием агон, в котором могли принять участие все свободнорожденные граждане полиса, а также гости из других стран, получившие приглашение на праздник.

Некоторые агоны заслужили особую популярность у народа, постепенно становились межполисными общегреческими празднествами. Именно оттуда пошла традиция устраивать Олимпийские игры, для участия в которых приезжали даже из самых отдаленных колоний. Готовились к участию в Олимпийских играх так же серьезно, как и к военным действиям. Каждый полис считал делом чести победу на мероприятии. Победителя Олимпийских игр радостные сограждане одаривали по-настоящему царскими привилегиями. В некоторых случаях приходилось разбирать огромную городскую стену, чтобы триумфальная колонна победителя торжественно вошла в город: горожане считали, что персона такого ранга в обычные ворота пройти не может.

Вот из таких моментов и складывалась жизнь рядового жителя древнегреческого полиса архаической эпохи: торговля и покупки на агоре, решение вопросов государственной важности на народном собрании, участие в религиозных церемониях различного порядка, упражнениях и тренировках в гимнасиях и палестрах и, конечно же, участие в Олимпийских играх.

История человечества поделена на множество периодов. Считается, что подобный способ позволяет лучше разобраться в прошлом. Древнейшие периоды, в которые существовало человечество, называют архаикой. Что означает это понятие и где оно употребляется - можно узнать из статьи.

Перевод и общее значение

Слово происходит из и переводится на русский как "старинный" или "древний". Каково же значение слова "архаика"? В словарях их два.

Первое означает ранний этап в историческом формировании какого-нибудь явления. Второе значение описано более подробно, поскольку так называют период в То есть архаика - это период, который предшествовал классике.

Архаический период Древней Греции

Период был введен в обиход историками в восемнадцатом веке. Он датируется 750-480 годами до нашей эры. Подобные временные рамки были взяты не зря. На 750 год до нашей эры пришелся пик резкого роста греческого населения и улучшения его материального благосостояния. Завершился архаический период 480 годом до нашей эры, когда Ксеркс вторгся в Элладу.

Архаика - это понятие о Оно возникло в результате изучения греческого искусства, а именно декоративного и пластического.

Позже понятие распространилось на всю историю искусства и общественную жизнь Эллады. В архаический период происходило значительное развитие философии, политической теории, поэзии, театра, а также подъем демократии и возрождение письма.

Ученый Энтони Снодграсс подвергает критике термин "архаичность" для истории Древней Греции. Для него архаика - это примитивность, поэтому применять такое понятие по отношению к Элладе того времени недопустимо. Он считает данный период наиболее плодотворным в мировой истории. Что же это за историческое явление в общих чертах?

Архаическая культура

Данный период в своем историческом развитии предшествует цивилизованному миру. Он является наиболее ранней формой человеческой коллективности с соответствующей культурой и представлениями о вере.

Архаика - это определенная постоянная величина, которая гарантирует постоянное и стабильное воспроизводство социокультурного объекта. Время в данной культуре является нескончаемой цепью возвращения к первоистокам. Благодаря этому мир никогда не меняется и остается на этапе своего появления.

Что такое архаика для духовного мира человека? Она представляет собой абсолютную неизменность жизни. Ее механизмы ограждают человека от новых моделей поведения в мире. Социокультурные механизмы препятствуют появлению новых желаний.

Существовавший миф о постоянном возвращении к истокам давал человеку этого периода возможность преодолеть быстротечность его бытия. Мир в данной культуре отличался своей упорядоченностью. Он оставался таким, как в момент своего сотворения из хаоса.

Принципы архаики положены в основу этнических культур человеческой истории. В сферу искусства архаика окончательно была привнесена в период Нового времени.

О временных рамках этого периода до сих продолжаются споры, но большинство историков сходятся во мнении, что возможно его рассматривать в рамках от 8 до 5 века до нашей эры и концом считать завоевание Греции персами. Этот период интересен тем, что в это время были заложены основы во многих направлениях развития общества, духовной и материальной культуры, которые получили продолжение и совершенствовались на протяжении последующих столетий.

Особенности архаического периода

Изменения в древнегреческом обществе были подготовлены предшествующим развитием производительных сил. Производительность труда возросла благодаря широкому применению железа, что давало возможность получать избыточный продукт. От сельскохозяйственного производства происходит отделение ремесленников – производителей орудий труда и продуктов повседневного спроса. В этих условиях начинается формирование рынка, а появление эквивалента обмена – денег – результат возрастания торговых отношений. Земля, как символ богатства, теряет свои позиции.

Система общинных отношений подвергается разложению. Появление аристократии наталкивается на сопротивление трудового населения, возникают неизбежные конфликты. Аристократия, как особая группа людей, стала занимать главенствующее положение в обществе благодаря приобретённому богатству, стремилась подчинить других членов общества, занимая командные посты в общественной жизни, особенно в правосудии и при формировании войска. О формирование сословной структуры общества говорит то, что стал сокращаться слой свободных земледельцев, увеличиваться число попавших в зависимость, по разных обстоятельствам, граждан.

На этот период падает такое явление как отток части свободного населения из страны – великая греческая колонизация – освоение новых территорий и торговых путей. Колонизация подстегнула социальное - экономическое развитие материковой Греции. Товарный обмен принял ещё больший размах. Торговцы, разбогатевшие на доставке товаров в колонии и обратно, стремились «занять место под солнцем», потеснить аристократию в управлении и в политике. Социальные конфликты в обществе привели к возникновению тирании – единоличной власти правителя, но ей не суждено было долго продержаться без опоры на основные массы населения. Результатом явилось создание греческого полиса, по сути города – государства.

История сообщает нам о двух видах полиса – Афины, как пример демократического полиса, где общественная жизнь сопровождалась реформами, проводимыми правителями, находившимися у власти(Солон, Писистрат) и Спарта, как пример военизированного общества, подчиняющегося единым правилам.

Культура и искусство архаического периода

Наше представление о Древней Греции часто формируется через искусство архаического периода. Действительно, многое, что дошло до нас с того времени, было создано в этот период. Греческая культура и искусство пережили бурный взлёт, что отразилось в разных сферах жизни.

Разложение первобытнообщинных отношений повысило сознание греков как единого народа. Всех остальных они стали называть варварами. В Олимпийских играх, которые начали проводиться в этот период, могли участвовать только греки.

Полис – новая форма существования общины – дал толчок к формированию коллективистской морали. Вне полиса жизнь отдельного человека была практически не возможна. Доблесть гражданина оценивалась его вкладом в защиту интересов своего полиса при условии принципа состязательности. У рядового гражданин появилась возможность подняться в своих политических правах до уровня аристократии.

Претерпели изменения и религиозные представления греков. Сформировался пантеон божеств, которым они поклонялись. Одушевлённость природы проявлялась в том, что каждое природное явление отождествлялось со своим богом. Полисная раздробленность отразилась и на религии, ибо каждый полис считал покровителем кого – то из богов.

Храмовая архитектура достойно представляет этот период, поскольку строительству храмов уделялось главное внимание, нежели другим зданиям. Местом строительства храма вначале избиралось возвышенное место, но позднее их стали возводить в центрах полисов. Сохранившимися остатками архитектуры того времени мы можем любоваться и в наши дни. Большое почитание храмов способствовало тому, что здесь в качестве приношений, дарились произведения искусства, и он становился их хранителем.

О скульптуре Древней Греции мы можем судить по статуям, досконально передающим во всех тонкостях изображение фигуры человека, как мужской, так и женской. Практически все божества приняли человеческий облик (Аполлон, Афина, Артемида и др.)

Огромным достижением того времени явилось появление греческой письменности, причём она стала настолько доступной, что позволила большинству свободных граждан овладеть грамотой. Был изобретён простой способ записи информации. Качественным скачком в понимании мира стало возникновение философии. Познание окружающего мира опиралось не на религиозное представление, а на разум человека.

Благодаря появлению письма и возможности записи, до нашего времени дошли некоторые отрывки из произведений Гомера, Тиртея, Архилоха, Алкея, Анакреонта и других представителей литературы. Вначале это были произведения тесно связанные с мифами, позднее появляется художественная проза, записи генеалогии знатных родов, рассказы о полисах, записи преданий.

Период архаики был периодом создания греческого рабовладельческого общества и государства и сложения многих важных сторон греческой культуры и искусства. Это был период бурного развития общества, период роста его материальных и духовных богатств.

Сложность и противоречивость искусства периода архаики объяснялись переходным характером этого исторического этапа в развитии греческого общества.

Власть главы племени, басилевса, еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатства, землю, рабов, - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Разложение старых первобытно-общинных отношений, имущественное неравенство, как и все шире применявшийся рабский труд, привели к сложению в Греции рабовладельческого строя. Развитие торговли и ремесел вызвало расцвет городской жизни и временный рост наряду с рабским и свободного труда, а вместе с ним - демоса, то есть массы свободных граждан полиса, противостоявшей старой родовой аристократии.

Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между старой родовой знатью - эвпатридами и народом - демосом, то есть массой свободных членов общины.

Именно в период архаики складывается система архитектурных ордеров , которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает повествовательная сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека.

В архитектуре архаики проявились с наибольшей силой прогрессивные тенденции искусства этого времени. Уже в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший в ходе веков ярким отражением идей демоса, то есть свободных граждан города-государства.

Таким зданием был греческий храм, принципиальное отличие которого от храмов Древнего Востока заключалось в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан города-государства. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Храм воплощал идею единства, величия и совершенства города-государства, незыблемость его общественного уклада.

Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был так называемый «храм в антах» . Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами, то есть выступами боковых стен, были помещены две колонны.

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены четыре колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу.


Классическим типом греческого храма стал периптер, то есть храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех четырех сторон колоннадой. Периптер в основных чертах сложился уже во второй половине 7 в. до н.э..

Основные элементы конструкции периптера очень просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция греческого храма восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и (впоследствии каменные) балочные перекрытия; колонны тоже восходят к деревянным столбам. В результате переработки и развития традиций древности сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера (что означает порядок, строй). Применительно к греческому зодчеству слово ордер подразумевает в широком смысле весь образный и конструктивный строй греческой архитектуры, главным образом храма, но чаще имеет в виду только порядок соотношения и расположения колонн и лежащего на них антаблемента (перекрытия).

Эстетическая выразительность ордерной системы была основана на целесообразной гармонии соотношения частей, образующих единое целое, и на ощущении упругого, живого равновесия несущих и несомых частей. Даже совсем незначительные изменения пропорций и масштабов ордера давали возможность свободно видоизменять весь художественный строй здания.

В эпоху архаики греческий ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом . Это соответствовало и двум основным местным школам в искусстве.

Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, то есть гармонию силы и торжественной строгости. Ионический ордер, наоборот, был легок, строен и наряден; когда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами, то не случайно ставились именно изящные и нарядные женские фигуры.

Колонна была важнейшей частью ордера, так как она являлась основной несущей частью. Колонна дорического ордера опиралась непосредственно на стилобат ; ее пропорции в архаический период были обычно приземистыми и мощными (высота равна 4 - 6 нижним диаметрам). Дорическая колонна состояла из ствола, заканчивавшегося вверху капителью. Ствол был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не были геометрически точными цилиндрами. Кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис, - хорошо заметное на силуэте колонны. Энтазис, подобно напряженным мышцам живого существа, создавал ощущение упругого усилия, с которым колонны несли антаблемент. Дорическая капитель была очень проста; она состояла из эхина - круглой каменной подушки, - и абаки - невысокой каменной плиты, на которую ложилось давление антаблемента.

Антаблемент складывался из архитрава , то есть балки, которая лежала непосредственно на колоннах и несла всю тяжесть перекрытия, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера был гладким. Дорический фриз состоял из триглифов и метоп . Триглифы разделялись на три полосы вертикальными желобками. Метопы представляли собой прямоугольные плитки. Карниз завершал антаблемент.

Треугольники, образованные на переднем и заднем, фасадах - под двускатной крышей, - назывались фронтонами . Конек крыши и ее углы венчались скульптурными (обычно керамическими) украшениями, так называемыми акротериями . Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой.

Капитель ионического ордера имела эхин, образующий два изящных завитка - волюты . Позднее, уже в эпоху классики, получил развитие третий ордер - коринфский. В нем колонны, более вытянутые по пропорциям (высота колонны доходит до 12 нижних диаметров), были увенчаны пышной и сложной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

В архаической архитектуре, строившейся из известняка, нашла широкое применение яркая раскраска. Основным было чаще всего сочетание красного и синего цветов.

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Потребность в изделиях прикладного искусства вызывалась ростом благосостояния значительной части свободного населения и развитием заморской торговли. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика.

Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей. Они были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались художественной росписью. Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал так называемый «ориентализирующий» (то есть подражающий Востоку) стиль. Художники этих ваз соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. В 6 в. до н.э. на смену ориентализирующему стилю пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком, характеризующим общий облик фигуры и более или менее выразительно передающим жест и движение. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на красноватом фоне обожженной глины

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике.

Крупнейшим аттическим вазописцем середины 6 в. до н.э. (550 - 530), с наибольшей силой раскрывшим все живые и прогрессивные стороны чернофигурной вазописи, был Эксекий.

Например, рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости. Представление о высоком мастерстве Эксекия также дает изображение Диониса в ладье (роспись дна килика), отличающееся тонким чувством ритма и мастерством композиции.

По мере дальнейшего нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности и условности, заложенной во всей художественной системе чернофигурной вазописи. Это привело около 530 г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к так называемой краснофигурной вазописи со светлыми фигурами на черном фоне.

В скульптуре почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших в торжественном покое. Эти статуи соответствовали древним традициям, канонической схеме, не позволяющей художникам нарушать правила изготовления такого рода скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самоса, «Богиня с гранатовым яблоком» Берлинского музея. «Артемида» с острова Делоса (7 в. до н.э.) представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Голова поставлена прямо, волосы симметрично падают на плечи, руки опущены вдоль тела, ступни ног кажутся механически приставленными к глыбообразной массе длинной одежды.

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, так называемые куросы.

Тип куроса сложился на протяжении 7 и начала 6 в. до н.э.. Его появление имело большое прогрессивное значение для дальнейшего развития греческой скульптуры. Самый образ куроса - сильного, мужественного героя или воина - был связан с развитием гражданского самосознания человека; он означал большой шаг вперед по сравнению со старыми художественными идеалами. Связанные сначала с культом героев, эти статуи куросов к 6 в. до н.э. стали связываться с еще более жизненными образами идеальных воинов, - они начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Со второй половины 6 в. до н.э. в архаической скульптуре (в том числе и в рельефе) начали яснее и отчетливее выступать реалистические искания. Наиболее передовой из греческих художественных школ поздней архаики стала аттическая школа. Афины, главный город Аттики, уже в позднеархаический период получили значение крупнейшего художественного центра, куда стекались мастера со всех концов Греции.

Одним из высших достижений архаического искусства Афин конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах. бронзовая статуя юноши, сделанная около 500 г. до н.э., - так называемый «Аполлон из Пьомбино»,