Библиотека и семья мероприятия в библиотеке отчет. Сценарий семейной игры в библиотеке

Цель: Возрождение семейного чтения через совместную деятельность библиотеки и семьи.

Оборудование: пустые коробочки от лекарств; кочки, изготовленные из бумаги, фломастеры, чистая бумага, ручки, кубики; апельсины, молоко, хлеб, печенье, крупы, макароны, овощи.

Оформление зала: воздушные шары, семейные фотографии, выставка книг для семейного чтения, рисунки детей.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, дорогие дети и родители! Мы пригласили вас на семейную игру «Папа, мама и я – дружная семья». Семья – самое главное в жизни человека. Семья – это близкие и родные люди, без которых не может быть нас. А когда появилось слово «семья», мы узнаем, прослушав стихотворение.

1-й УЧЕНИК. Когда появилось слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

– Сейчас я тебе семь вопросов задам –

Кто деток родит мне, Богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

– Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева покорно ответила: «Я».

– Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева так же ответила: «Я».

– Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

«Я, я, – тихо молвила Ева, –

Я, я, я», – сказала она знаменитых семь «я».

Вот так на земле появилась семья.

ВЕДУЩАЯ. А с чего начинается семья? С понимания, доброты и заботы. Думаю, что в ваших семьях царят именно такие отношения. В мае ежегодно отмечается праздник, который связан с семьёй.

2-й УЧЕНИК. Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и судьбе,

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

ВЕДУЩАЯ. О каком празднике идёт речь? Конечно, о Дне семьи, который отмечается 15 мая.

3-й УЧЕНИК. Очень много слов на свете –

Как снежинок у зимы.

Но возьмём к примеру эти:

Слово «я» и слово «мы».

4-й УЧЕНИК . «Я» на свете одиноко,

В «я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

5-й УЧЕНИК. Слово «мы» сильней, чем «я».

Мы – семья и мы – друзья.

Вместе мы и мы – едины!

Вместе мы – непобедимы!

ВЕДУЩАЯ. Итак, начинаем!

  1. Визитная карточка семьи

О каждой семье можно много рассказать, даже можно написать интересную книгу, которая называется «Семья». Представьте, что мы сейчас будем листать страницы этой книги.

(Презентация семей.)

  1. Пословицы о семье

Во все времена семья была в почёте. О ней сложено много поговорок и пословиц. (Задание: из букв нужно составить пословицу.)

– Семья в куче – не страшны и тучи.

– В семье разлад, так и дому не рад.

– Вся семья вместе – и душа на месте.

– Без корня и трава не растёт.

– Каковы родители, таковы и дети.

– Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет.

– От доброго дерева – добрый плод.

  1. Конкурс знатоков

Назовите сказки, истории, в которых отражены взаимоотношения в семье. (Можно воспользоваться книгами, которые находятся на выставке, например, Ш. Перро «Красная шапочка», «Золушка», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка»).

  1. Конкурс «Утро»

Не секрет, что многие из нас любят поспать. Так порой трудно заставить себя встать с постели. А что бывает, когда будильник почему-то не прозвенел? Давайте представим ситуацию. Утро, родители торопятся на работу, одеваются сами и одевают своих детей. Побеждает семья, которая первой оденет своего ребёнка.

  1. Конкурс «Завтрак»

Одеть-то вы деток сумели, а сейчас попробуйте их накормить. Папы чистят апельсин, а мамы делят их на дольки и отправляют в рот своему ребёнку. Чей ребёнок быстрее съест апельсин, та семья и выигрывает.

  1. Конкурс «Магазин»

Бывает так, что мамы дома нет… А кто же приготовит вам обед? Конечно, папа. Издавна ведётся, что мужчины в семье являются добытчиками. Сейчас мы посмотрим, как они купят необходимые продукты. Побеждает та семья, в которой папа приобретёт в магазине наибольшее количество продуктов.

  1. Конкурс «Аптека»

Сейчас конкурс для мам. Придя домой после работы, вы обнаружили, что заболели дети. Вы отправляетесь в аптеку за лекарствами. Побеждает та семья, чья мама быстрее приобретёт лекарства.

Сценка «Мамины помощники»

ВЕДУЩАЯ ИЗ ДЕТЕЙ. Мама приходит с работы,

Мама снимает боты.

Мама проходит в дом,

Мама смотрит кругом.

МАМА. Был на квартиру налёт?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. К нам заходил бегемот?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. Может, не наш этаж?

ДЕВОЧКА. Наш. Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

МАМА. Значит это не обвал?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. Слон у нас не танцевал?

ДЕВОЧКА. Нет.

МАМА. Очень рада, оказалось,

Что я напрасно волновалась.

  1. «Помощники»

На полу разбросано много мусора (газетные шарики). По команде дети собирают мусор в мешки. Выигрывает тот, кто больше соберет мусора.

  1. Конкурс «Семейный хоккей»

Посмотрим, как вы проводите свой досуг. Папа, передвигая кубик клюшкой, добегает до стула, обходит его и на старте передаёт кубик маме, а потом детям. Выигрывает та семья, которая быстрее закончит игру.

  1. «Четвероногие друзья»

В нашей жизни нельзя обойтись без братьев наших меньших. Домашние животные становятся членами семьи, которых мы сильно любим и заботимся о них. Этот конкурс будет посвящён четвероногим друзьям. Перед каждой семьёй – бумага и фломастер. По команде начинаем рисовать животных, по очереди: папа, мама и дети, пока рисунок не будет закончен.

  1. Конкурс «Сложный переход»

Представьте, что перед вами болото. Оно выдерживает маленьких детей, а взрослые могут утонуть. Малыши помогут переправить вас через болото на другую сторону. Детям выдаётся по три кочки, по которым будут шагать родители. А дети должны идти впереди и передвигать кочки. Этот конкурс – на быстроту и правильность выполнения.

  1. «Шагать в ногу»

Мамину ногу привязываем к папиной. Вам нужно переправить ребёнка через реку, но он не должен касаться пола. Подумайте, как вы справитесь с заданием (взять ребёнка на руки, на спину и т.д.).

  1. «Вся семья вместе»

Сначала в обруче от старта до финиша бежит папа, затем к нему присоединяется мама, ребёнок.

Игра с болельщиками (пока идёт подсчёт жетонов)

Сказки любят все: и взрослые, и дети. Многие сказки привлекают нас одним названием. Ваша задача – отгадать настоящее название сказки.

– «Пёс в рукавицах» («Кот в сапогах»)

– «Серенький кустарник» («Аленький цветочек»)

–«Домашние гуси» («Дикие лебеди»)

– «Василий Преглупый» («Василиса Премудрая»)

– «Железный замок» («Золотой ключик»)

– «Федино счастье» («Федорино горе»)

– «Зелёная кепочка» («Красная шапочка»)

– «Кубик-рубик» («Колобок»)

Аукцион «Спорт»

Победит тот, кто последним назовёт вид спорта.

Подведение итогов

ВЕДУЩАЯ. Сегодня у нас нет победителей. Самое главное, что во время игры царила дружба, внимание, веселье. Желаю каждой семье благополучия, счастья и любви, радости и понимания. Продолжать любить библиотеку и вместе читать книги.

Пусть вам семейная игра запомнится,

Пусть все невзгоды пройдут стороной,

Пусть все желания исполнятся,

И библиотека станет родной!

Post Views: 5 776

В муниципальных библиотеках города отмечают ставший традиционным Всероссийский день семьи, любви и верности. Об истории необыкновенной любви Петра и Февронии, ставших образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни, об истории самого праздника, ставшего праздником всероссийского масштаба, говорят в библиотеках у организованных книжных выставок, украшенных букетами из ромашек.

Посетители читального зала Центральной городской библиотеки на выставки «Семья – любви великой царство» могут познакомиться также с книгами о роли семьи, о построении семейных отношений, о воспитании детей.

Выставка-акция «Любовью дорожить умейте, посвященная Дню семьи, любви и верности оформлена в читальном зале детской библиотеки им А.С. Пушкина . Все читатели, посетившие в этот праздничный день библиотеку, не только познакомились с произведениями о семье разных авторов, но и получили в подарок ромашки с добрыми пожеланиями.



8 июля
в детской библиотеке-филиале №1 им. А.С. Пушкина провели вечер «Любовью дорожить умейте…» , посвященный Дню семьи, любви и верности. Начался он со вступительного слова ведущей (библиотекаря Таравковой Е.И.), которая попросила присутствующих рассказать, что для них значит слово «семья».

Дети узнали историю праздника, познакомились с его символом – ромашкой, которая с древних времён была знаком любви, прослушали рассказ о покровителях праздника 8 июля – Петре и Февронье.

Продолжился вечер игровой программой.Ребята отгадывали загадки в конкурсе «Семейные загадки» , собирали из разрезанных фрагментов пословицы в игре «Пословица недаром молвится» . Завершилась программа конкурсом «Назови ласковые слова», в котором д ети должны были назвать ласковые слова друг другу.

В конце ведущая предложила участникам нарисовать свою семью.

А в заключение вечера всем присутствующим раздали памятные медали – ромашки с добрыми пожеланиями, буклеты , а также предложили просмотреть мультфильмы («Трое из Простоквашино», «Домовёнок Кузя» ).




В библиотеке-филиале №1
им. М.Е. Салтыкова-Щедрина к этому празднику приурочили книжную выставку «Любовь, похожая на сон», которую оформили в читальном зале. На ней представлена литература, посвященная великому чувству, которое называется – любовь, а также символы праздника: букет из ромашек и медаль «За любовь и верность».
Читателей в течение дня знакомили с любовной лирикой Андрея Дементьева, Бориса Шальнева, Юрия Визбора и др., прозой Ивана Тургенева, Ивана Бунина, Марка Леви, Сесилии Ахерн, а центром внимания стала «Повесть о Петре и Февронии».
Читателей заинтересовала история этого праздника, традиции и обычаи празднования, литература, представленная на выставке, а праздничное настроение создавала музыка из кинофильма «История любви». Символ праздника – медаль с изображением Петра и Февронии была вручена семье Провоторовых, проживших в браке 15 лет.





Выставка книг о Петре и Февронии«День семьи, любви и верности», украшенная букетом из ромашек, как символе этого светлого праздника, была оформлена и в детской библиотеке №3 .

В течение дня библиотекари проводили интересные беседы, связанные с необычайными легендами из жизни святых. На память всем участникам были вручены маленькие книжки с молитвами о семейном благополучии.




Накануне Всероссийского Дня семьи, любви и верности в библиотеке-филиале №5 открылась книжная экспозиция «Семейная круговерть». На ней расположились книги по этике, психологии и семейному воспитанию.

«Что такое любовь?», «Как научиться решать жизненные задачи и обновлять себя?», «Как противостоять несчастьям и горестям?», «Как найти общий язык с подростком?», «Как сохранить брак?» на эти и многие другие непростые вопросы можно найти ответ, познакомившись с книгами, представленными на выставке.

К этой светлой дате — Дню семьи, любви и верности — в фойе библиотеки-филиала № 2 была оформлена книжная выставка «Любви и веры образец». Цель оформления выставки – представить семью как ценность, как оплот традиционной русской культуры, разрушение которого приводит к стремительному нравственному падению общества. Основную часть выставки занимает литература о житие святых Петра и Февронии, об истоках празднования Дня семьи, любви и верности. На выставке представлена информация о памятниках Петру и Февронии в российских городах – Архангельске, Ярославле, Муроме.

Посетителям библиотеки самого разного возраста было интересно узнать о жизни покровителей этого праздника – Петре и Февронии. Библиотекари предоставили также информацию о семейной политике в Липецкой области, рассказали о елецких семьях, которые прожили долгую счастливую совместную жизнь, вырастив много детей.

Каждый читатель, посетивший в этот день библиотеку, получил в честь праздника открытку «ласковку» и ромашку с самыми добрыми пожеланиями, как символ любви и верности.

Все посетившие библиотеку-филиал №7 8 июля смогли ознакомиться с выставкой книг, посвященной дню семьи, любви и верности «Семья на страницах литературных произведений» .

Заведующая библиотекой Дорохова Е.А. рассказывала читателям, что семья всегда занимала особое место в творчестве русских писателей. Вспомним, например, с какой любовью описывал Лев Толстой семейные сцены в своих романах «Война и мир» и «Анна Каренина». А повесть «Детство» — это вообще его личные воспоминания и впечатления. Тему семьи, родительской любви и почитания семейных ценностей можно найти и в произведениях других русских писателей: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Куприна, Некрасова. Книги этих писателей и были представлены на выставке в библиотеке.

А для детей на выставке представили произведения советских авторов А.Гайдара, В.Осеевой, Л.Воронковой и книги из серии «Девичьи судьбы» — повести Л.Чарской, А.Анненской, Е.Кондрашовой, В.Новицкой.
Все эти книги, хоть и написаны в разные времена, рассказывают о человеческих качествах, которые востребованы всегда – о доброте и любви к ближнему, о сострадании и бескорыстии, о самоотверженности и человеколюбии.

По материалам, поступившим из библиотек, подготовил:
Г. Шеламова,
методист Центральной городской библиотеки

Уважаемые коллеги!

Чтению подрастающего поколения необходима поддержка – в первую очередь самых близких людей – родителей. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, то ребёнок это улавливает и впитывает. Очень важно, когда ребёнок приходит в библиотеку вместе с родителями, когда они вместе выбирают книгу, вместе читают её, обсуждают. Такое общение воспитывает больше, чем назидательные слова. «Сдружить» семью вокруг книги – задача библиотеки, для решения которой мы предлагаем вам организовать ряд мероприятий.

Для планирования работы в этом направлении мы предлагаем воспользоваться «СЕМЕЙНЫМ КАЛЕНДАРЁМ».

СЕМЕЙНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

МАРТ

8 — Международный женский день (В 1910 г. на Международной конференции социалисток в еткин предложила ежегодно проводить День солидарности трудящихся женщин всего мира. В России отмечается с 1913 г.)

20 — Международный день счастья

АПРЕЛЬ

1 — Именины Домового.

18 — День матери России

5 — День детей.

15 — Международный день семьи (Отмечается с 1994 года по решению ООН)

17 — Международный день детского телефона доверия.

ИЮНЬ

1 — Международный день защиты детей (Учрежден в 1949 году на Московской сессии совета Международной демократической федерации женщин)

8 — Международный день домохозяйки и домохозяина.

9 — Международный день друзей.

21 — Международный день отца.

ИЮЛЬ

6 — Всемирный день поцелуя (20 лет назад утвержден ООН. Придуман в Великобритании)

8 — День Петра и Февронии. Всероссийский день семьи, любви и верности. Считается счастливым для влюбленных. (Отмечается по инициативе депутатов Государственной Думы с 2008 г.)

20 — День друга.

28 — День родителей.

АВГУСТ

1 — 7 — Всемирная неделя поддержки грудного вскармливания.

СЕНТЯБРЬ

10 — День бабушек и дедушек (США)

15 — День почитания старших. День уважения возраста. (Япония)

НОЯБРЬ

7 — Всемирный день мужчин (Возник по инициативе Президента СССР, отмечается в 1-ю субботу ноября)

20 — Всемирный день ребенка (Отмечается по решению ООН с 1954 года. 20 ноября – день принятия в 1989 году Конвенции о правах ребенка)

25 — Международный день борьбы против насилия в отношении женщин.

дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой

Всю работу следует проводить на основе объединения усилий библиотеки, учреждений дошкольного образования , школ, родителей и средств массовой информации .

Получить дополнительную информацию о читателе-ребёнке и его семье можно путём анкетирования родителей «Семья 21 века и библиотека».

«Семья 21 века и библиотека»

(анкета для родителей)

Уважаемые родители! Эта анкета предназначена для Вас!

Она поможет и Вам, и работникам нашей библиотеки правильно оценить возможности и перспективы воспитания одарённого читателя – вашего ребёнка!

  1. Какое место в жизни Вашей семьи занимают книги и чтение?
  2. Что даёт современному ребёнку чтение книг?
  3. Есть ли в Вашей семье домашняя библиотека?
  4. Как часто Вы её пополняете?
  5. Какую литературу Вы предпочитаете покупать?
  6. Как часто Вы читаете своему ребёнку вслух?
  7. Назовите детских книг , которые, на Ваш взгляд, обязательно должен прочитать Ваш ребёнок.
  8. Назовите любимую книгу Вашего ребёнка.
  9. Как Вы думаете, сохранятся ли в своём виде книги в будущем?
  10. Может ли Интернет заменить книгу?

Ваши пожелания библиотеке:

Вы ответили на вопросы. Большое спасибо! Мы ждём Вас и Вашего ребёнка в библиотеке!

Анкета позволит библиотекарю получить как можно больше сведений о ребёнке, убедить родителей в том, что семья и библиотека совместными усилиями могут воспитать одарённого читателя, обратить внимание родителей на значение домашней библиотеки в воспитании и развитии их детей, узнать, что ожидают родители от общения ребёнка с библиотекой.

Знакомство с возможностями библиотеки следует начать с создания рекламных плакатов-обращений, объявлений, приглашений и их распространением.

Лучший же способ привлечь дошкольников в библиотеку – непосредственно пригласить их родителей. Это можно сделать письмом следующего содержания. Письмо можно вручить в библиотеке или через учреждение, где находится ребенок.

Образец письма родителям дошкольников

Дорогой родитель! (Дорогие родители)

Я бы хотела предложить Вам записать Вашего ребенка (Ваших детей) в нашу библиотеку. И знакомство с ней начать с участия в мероприятиях летнего чтения. То, что Ваш ребенок еще не умеет читать, не означает, что он (она) слишком мал (мала, малы), чтобы принять участие в Программе. Наша серия мероприятий предназначена не только для тех, кто читает сам, но также и для детей, которым книги читают родители, бабушки и дедушки, сестры и братья.

Нам бы хотелось помочь Вашему ребенку развить в себе любовь к книгам и обучению. Исследования показывают, что раннее приобщение к книгам и участие в Программах чтения действительно играют важную роль в жизни ребенка. Пожалуйста, просмотрите приложенный к письму план летних мероприятий. В нём есть даты и все подробности обо всех мероприятиях, которые планируется провести летом для детей в библиотеке.
Мероприятия бесплатные, и в них легко участвовать. От Вас ничего не потребуется, кроме времени, которое Вы потратите, читая своему ребенку и разделяя с ним удовольствие от книги.

Если у Вас возникли вопросы или Вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, зайдите ко мне или позвоните мне в библиотеку. Надеюсь на скорую встречу.

С искренним уважением ________________________

(фамилия, должность)

Для взрослых: мам, пап, бабушек, дедушек и опекунов библиотека должна стать одним из немногих мест, где они могли бы свободно обсудить свои проблемы и попытаться найти пути их решения. Им можно предложить памятку «Простые истины» о литературе по семейной педагогике, рекомендательный список «Когда мне книгу читаем мама…», тематическую картотеку «Факультет для родителей». И сделать это во время семейной экскурсии по библиотеке «Книжная вселенная»

И для детей, и для их родителей библиотека должна стать не только местом, где можно взять интересную или нужную книгу, но и пространством для общения и развития. В этом помогут циклы обзоров для родителей «Читаем вместе», «Наука семейных отношений», «Книга + Семья = добрые друзья» и бесед «О доброй традиции замолвите слово», «Семья разумная – семья читающая», «Секреты для взрослых, или Как стать идеальными родителями» и другие. Счастье семьи зависит от каждого её члена. Поэтому беседы о взаимоотношениях в семье необходимо проводить и со взрослыми, и с детьми «Искусство слышать друг друга», «Родителям о детях».

И как всегда свою деятельность по работе с семьями мы должны начать с анализа фондов литературы для семейного чтения и семейной педагогики. А раскрыть всё многообразие имеющейся в библиотеке литературы помогут книжные выставки: «Радость семейного чтения», «Наука семейных отношений», «Здоровая семья – счастливая семья», «Добрые руки семьи» и другие.

Хорошо, если в традицию библиотек войдёт проведение семейных акций «Чтение семейного масштаба», праздников: «Книжная мудрость – семейное богатство» , «Первый бал для Мамы, Папы и Младенца» ( на котором вручить молодым родителям памятку «Как вырастить книгочея»), «Книжки на вырост», «Праздник солнечного детства», праздник, посвященный Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности» , Дней семейного чтения «Счастлива будет ваша семья, если чтением увлечена», «Сказки бабушки моей», в ходе которых и взрослые, и дети смогут поучаствовать в литературных викторинах, конкурсах, весёлых играх «Если бы я был на месте героя». «Вся семья журналам рада – есть в журналах всё. Что надо».

Праздник, посвящённый Святым Петру и Февронии Муромским «День любви и супружеской верности». На этот семейный праздник следует пригласить детей вместе со своими папами и мамами, дедушками и бабушками, братьями и сёстрами. В программу праздника можно включить музыкальные и драматические номера, исполненные детьми, викторины, чтение стихов, рассказ библиотекаря о Петре и Февронии Муромских. Определённый интерес вызовет у ребят конкурс пословиц и поговорок о семье. Вопросы к конкурсу следует напечатать на лепестках ромашки – символа этого праздника. В завершение праздника участники мероприятия могут одарить друг друга открытками – ласковками , которые они сами сделают, с пожеланиями любви и семейного счастья.

Важно показать, что библиотека – это не только дом, где хранятся книги, но и место, где можно многому научиться, отдохнуть, получить совет, принять участие в библиотечных делах, познакомиться с новинками литературы.

Популярны сегодня и дискуссионные формы работы , такие как «Исповедь пристрастий» (рассказы читателей о роли книги в их семье), дискуссионные трибуны «Семейное чтение: вчера и сегодня», «Семья. Книга. Библиотека», встречи поколений «Свет книг не гаснет в нашем доме», «Любимые книги в моей семье» и другие. Всё это приобщает детей и их родителей к совместной читательской и творческой деятельности.

Часы семейного общения «Любимые книги детства», «Союз семьи и книги», «Семья и книга: объединённые чтением», «Как вырастить чудо-чадо», и посиделки — читаем вслух «Любимые книжки наших мам и пап», «Радость семейного чтения», «Добрые руки семьи», и книжные кают — компании «Для талантливых детей и заботливых родителей», «Мой кроха и я», «Яркие краски детской литературы», «Родителям о детских писателях», проводимые на базе библиотек, помогут родителям наладить ещё более тесные отношения с детьми.

Чтение вслух – наиболее доступная, но немного забытая сейчас форма работы с читателями младшего возраста. Такое чтение способствует созданию у детей образных представлений, настраивает на особую эмоциональную волну, помогает заинтересовать ребёнка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно, приучает к внимательному слушанию текста. писал: «Дети более любят слушать, нежели читать, уже и потому, что в первые 2-3 года самый процесс чтения ещё утомляет их. Кроме того, необходимо приучить детей не только читать, но и слушать внимательно, а потом усваивать и передавать слышанное».

Громкие чтения: «Дружите с книгой с малых лет», «Книги для взрослых младшего возраста», «Почитай мне!», «Почитайте вашему ребёнку», «Книжица мала – малышу мила» — это прекрасная возможность привлечь в библиотеку всю семью и наладить контакты с детсадами и т. д.

Хорошо если при библиотеках будут созданы творческие семейные объединения, семейные клубы, семейные гостиные. Заседания таких объединений могут быть самыми разными: «Вместе с бабушкой – в Интернет», «Нам хорошо вместе», «Домашний праздник в библиотеке», «Книжка по наследству», «С книжкиным теплом, под маминым крылом», «Любимые книги моей семьи». На мероприятия рекомендуем пригласить психологов, педагогов, воспитателей, читателей, в семьях которых чтение книг – давняя традиция. Одним из направлений может быть организация встреч-интервью с известными людьми района, города, сельского поселения , которых можно назвать не только успешными, но и активно читающими.

Можно объявить акции «Вместе весело читать», «Мы – семья, а это значит, справимся с любой задачей», «Чтение в подарок маме», в ходе которой предложить детям сделать для мамы книжку – малышку или разучить стихотворение.

А участие в семейных конкурсах «Дом моей мечты», «Книга – семейный раритет», «Лучшая книжная мама» поможет сформировать у детей потребность в чтении и культуру чтения, расширит литературный кругозор.

Главная задача библиотек сегодня – донести до родителей мысль: от того, что сегодня читают или не читают дети, действительно зависит их жизнь, учёба, поведение, нравственный облик, характер и, в конечном счёте, судьба.

Составитель: Л. А. Потокина, методист

Азовская поселковая библиотека

Накануне Международного дня семьи 13 мая в Азовской поселковой библиотеке прошел тематический час «Круг семейного чтения». Библиотекарь Покотило Татьяна Николаевна рассказала присутствующим о цели, истории, традициях праздника.

Затем состоялась презентация книжной выставки «Семейная академия». Присутствующие могли ознакомиться с литературой по благоустройству дома, воспитанию детей, рукоделию, выращиванию цветов, работе в саду и огороде, приготовлению разнообразных блюд, здоровью. С большим интересом участники мероприятия читали высказывания великих людей о семье, жизни, любви, отношениях.

В заключения мероприятия библиотекарь пожелала всем семейного счастья, любви, взаимопонимания и добра.

Заветленинская сельская библиотека

13 мая в Заветленинской сельской библиотеке была проведена беседа «Семейный очаг», посвящённая Международному дню семьи. Библиотекарем Кабриль Ириной Викторовной была оформлена тематическая полка « Семья это самое тёплое место на земле».

Библиотекарь рассказала присутствующим о том, что с семьи начинается жизнь человека, что в семье происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чём строится цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Также на беседу была приглашена семья Скрипнюк, как примерных семьянинов живущих в любви, верности и понимании друг к другу, они поделились своими секретами и советами своей семейной жизни.

Майская сельская библиотека

В Майской сельской библиотеке прошло мероприятие, посвященное международному дню семьи, в котором приняли участие 9 читателей в возрасте с 5 до 11 лет. Оно прошло в форме урока нравственности "Семья - главная ценность".

Целью мероприятия было воспитывать у детей любовь к своей семье, к своим родным, уважения и понимание к ним.

В ходе урока библиотекарь рассказала детям об этом празднике, его истории. Также участники мероприятия читали стихотворения о семье, вспоминали и обговаривали пословицы и поговорки о семье. Конечно же не обошлось и без интересных загадок про членов семьи, которые дети с удовольствием отгадывали. Также для детей и родителей была оформлена темполка "Все о семье", чтобы все могли ознакомиться с литературой на данную тему.

В конце мероприятия участники на символических бумажных сердцах написали наилучшие пожелания для своей семьи.

Победненская сельская библиотека

«Откуда пошла фамилия русская»- под таким названием в Победнеской библиотеке прошел познавательный час, посвященный Международному Дню семьи, для пользователей библиотеки среднего возраста. Ведь в переводе с латинского фамилия - это семья. Почему на Руси появились фамилии, о чем может рассказать фамилия, кто же впервые официально ввел фамилии на Руси? Об этом и многом другом узнали ребята из рассказа заведующей Победненской библиотеки Кареевой Татьяны Борисовны. Оказывается, что это Петр Первый своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, «по именам с отцы и с прозвищи», то есть по имени, отчеству и фамилии. Что А.С.Пушкин получил свою фамилию от боярина Григория по прозвищу Пушка. Жил он в XIV веке. За что он получил такое прозвище? Возможно, за чересчур громкий голос, напоминавший пушечный выстрел? А может быть, он имел какое-то отношение к пушкарному делу? Как бы то ни было, а только его прозвище перешло в фамилию, которая через несколько поколений досталась великому поэту. Еще ребята разгадывали кроссворд, разбирались с заданием, от чего образовалась та или иная фамилия. На мероприятии прозвучали стихотворения Г. Граудина «Прадеды», С. Михалкова «Смешная фамилия», М. Яснова «Считалка с фамилиями». Познакомились и с представленными книгами Н.Павленко «Птенцы гнезда Петрова», Б.Унбергауна «Русские фамилии», Н. Суперанская «О русских фамилиях». А в заключение мероприятия ребята попытались определить происхождение своей фамилии.

На мероприятии присутствовало 17 человек.

Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.

Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах ведется работа в библиотеке семейного чтения. Библиотекари приглашают родителей на различные мероприятия, чтобы повысить интерес детей к книгам. Что ж, предлагаем вам познакомиться с целями совместных занятий с родителями, примерной программой семейного чтения в библиотеке, ожидаемыми результатами. Подобную совместную работу библиотеки и родителей можно назвать комплексной.

Причины, из-за которых следует внедрять семейное чтение в библиотеке

В последнее десятилетие исследователи отмечают формирование следующего отношения к чтению у детей и взрослых:

  • Возрастает количество детей, которые читают только произведения школьной программы.
  • С каждым годом все меньше молодежи проводит свободное время за чтением литературы.
  • Проникновение ребенка-дошкольника в культуру книг происходит все медленнее.
  • У взрослеющих к чтению все слабеет.
  • На круг чтения детей и подростков влияет массовая культура, что приводит к популярности детективов, ужасов, повестей по мотивам телесериалов.
  • Много детей читают только для развлечения.

Важность семейного чтения в школьной библиотеке

Давайте поговорим о пользе. Но для начала выясним, что же это такое - семейное чтение в библиотеке? Мероприятия непрерывного психолого-педагогического процесса совместного чтения детей и родителей с последующим анализом, обсуждением - это и есть понятие семейного чтения. Анализ произведений может быть устным, письменным, игровым. Подобные мероприятия проводились еще во времена египетских фараонов. Исследователи нашли одну запись на папирусе того периода, где написано обращение отца к сыну с просьбой направить свое сердце к книгам.

Во времена античности семейное чтение также широко практиковалось. Один из римских правителей сам написал "Историю Рима" и изучал ее со своим сыном. Применялась такая практика и в Средние века, и в эпоху Просвещения. В XIX веке чтение в семье было распространено в дворянских семьях. Современная практика уже совмещает чтение домашнее с библиотечным. Профессиональные библиотекари приглашают вместе с детьми их родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разрабатывается целая программа семейного чтения в библиотеке. Для чего это нужно?

Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на некнижные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у нечитающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.

Наряду с деловым, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным чтением, семейное занимает особое место. В ходе такого процесса ребенок получает различные навыки и умения, приобретает основу читательской культуры. Ведь семья - это первый и главный посредник между книгой и ребенком. Там формируется интерес к книге, развивается читательский вкус. В России работа библиотеки семейного чтения имеет глубокие корни. Она включает комплексную программу, различные формы работы с детьми и их родителями. Не зря программу для семейного чтения в библиотеке часто называют "Теплый дом".

Именно семью во всем мире рассматривают как социальную ценность. Семейные отношения формируют личность человека. Сотрудники сельских и поселковых библиотек хорошо знают многие семьи и стараются через книгу повлиять на их взаимоотношения. Именно они становятся социальными педагогами, организаторами семейного чтения в библиотеке. В школьной библиотеке это тоже возможно. Девизом такого комплексного подхода к изучению книг можно взять: "Создадим страну читателей!"

Факторы значимости чтения с родителями

Интерес к возрождению семейного чтения в детской библиотеке в последнее время возрастает. Чтение рассматривается в качестве развивающей среды. Его значимость имеет свои факторы:

  • Еще с детства малышам рассказывают сказки, читают маленькие библейские рассказы, затем - мифы, стихи о природе и животных. Это самый древний и проверенный способ воспитания человека еще до того, как он выучит алфавит. Читательскую деятельность и культуру формируют на слушании и говорении.
  • Такое чтение способствует углублению детского внимания, формированию потребности в книгах. Если такую потребность заложить ребенку с детства, то он и в зрелом возрасте будет много читать.
  • Мероприятия семейного чтения в библиотеке - залог раннего и правильного овладения родной речью. Раннее чтение помогает ребятишкам расти коммуникативными людьми. Ведь пассивную речь детей (молчание) нужно развивать.
  • На основе книг формируется эмоционально-эстетическое восприятие мира. Звучащие слова сильно влияют на детей, учат торжествовать, радоваться, грустить, печалиться, шутить, смеяться. Слова дают детишкам яркие, эмоциональные впечатления.
  • В результате совместного чтения развивается способность воспринимать художественные образы. Дети включают воображение, наглядные представления. Они учатся радоваться и печалиться вместе с литературными героями.
  • не только малышам, но и людям старшего возраста. Важно не просто слушать, но и воспринимать и пересказывать прочитанное. Пожилым людям такие занятия помогают легче перенести одиночество и передать детям свой опыт. Также взрослые могут таким образом наблюдать за духовным развитием детей.
  • Совместные чтения в библиотеке помогают социализации подрастающего поколения. Создается почва для обмена мнениями, происходит эмоциональное обогащение.
  • Подобные занятия служат профилактикой старения, стимулируют активную умственную деятельность.

Не зря считается, что библиотека - территория семейного чтения. Она является альтернативой всех видов изучения книг. Эту практику активно внедрила библиотека семейного чтения Ломоносова (городка возле Санкт-Петербурга). Квалифицированные сотрудники этой библиотеки оказывают всяческую помощь семьям в выборе книг. Мероприятий по данной семейной программе здесь проводится множество: различные краеведческие конкурсы, литературные чтения, занятия подросткового клуба "Юнта".

Услуги библиотеки для чтения семьей

Что же может предложить библиотекарь в рамках семейного чтения:


Цели подобных мероприятий

Чего же можно добиться в результате подобных мероприятий в библиотеке? Вот какие цели ставят перед собой библиотекари:

  • приобщить детей и родителей к совместному чтению;
  • развивать творческие способности детей;
  • удовлетворять людей разных поколений;
  • повысить духовное и нравственное развитие семьи;
  • поддержать семейное чтение;
  • ориентировать членов родни на совместное общение в ходе изучения книг;
  • помочь обрести взаимопонимание и общие интересы;
  • увеличить эффективность чтения.

Задачи совместных чтений

Целевая программа развития библиотеки семейного чтения может ориентироваться на выполнение следующих задач:

  • изучать информационные потребности читателей, анализировать и разрабатывать актуальные темы для информирования;
  • ориентировать старших на совместное общение с ребенком в процессе чтения;
  • способствовать дружбе взрослых и детей с книгой, добиваться их взаимопонимания;
  • совершенствовать педагогическую образованность, психологическую и методическую подготовленность родителей;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления после прочитанного;
  • помочь посмотреть детям и родителям на чтение как на средство межличностного общения;
  • развивать творческие способности молодого поколения;
  • координировать деятельность со школами и учителями;
  • использовать все активные библиографические формы и методы работы;
  • изучить и внедрить передовой библиотечный опыт.

Ожидаемые результаты

Правильный подбор библиотеки семейного чтения и занятия там дают следующие результаты:

  • повышается престиж книги в глазах подрастающего поколения;
  • чтение становится любимым занятием;
  • библиотеку уважают и почитают;
  • формируется любовь к чтению у самых маленьких посетителей;
  • возрождаются традиции семейных посиделок за любимыми книгами;
  • развиваются творческие способности детей.

Описание подобных проектов

Перед библиотекарями стоит серьезная задача - организовать такие занятия с родителями и детьми. Нужно создать комфортную атмосферу для подобного интеллектуального общения. Для этого книжный фонд нужно укомплектовать высокохудожественной литературой, где будут книги, периодика, электронные издания.

Организация библиотечного пространства сегодня очень важна. Современная библиотека должна быть разной и многоликой. В ней можно организовать "шумные" и "тихие" зоны, открытые пространства и уединенные места отдыха. Нужно продумать каждый уголок помещения, сделав его привлекательным для посетителей.

Библиотечное пространство делает уютным не только современный дизайн. Важно продумать и организовать интересный читателю фонд. Главное - правильно расставить литературу, чтобы к ней можно было свободно подойти. Самыми эффективными способами привлечения внимания читателей будут различные акции, выставки, вечера, круглые столы. Имидж библиотеки поднимет зрелищная информация.

Примерный план занятий в библиотеке с родителями и детьми

Продумать программу семейного чтения в библиотеке очень важно. Предлагаем вам помесячное примерное планирование подобных мероприятий:

  • В январе можно провести три мероприятия: урок семейной гармонии "Семейные портреты", библиоквест "В поисках страны здоровья", занятие с психологом "Знаем ли мы своих детей".
  • В феврале можно провести интеллектуальный бой "Вам слово, эрудиты", большой книжный фейерверк "Путешествие в мир новой литературы".
  • В марте уместно проведение читательской конференции "Самое главное слово - семья", брейнсторминга "Знаток художественной литературы".
  • Апрель - время для мероприятия-диалога "Традиции хранить и умножать", выставки творческих работ "Из поколения в поколение передаем мы чудные творения", медиа-обзора "CD в помощь обучению".
  • В мае можно провести праздник семейного чтения "Мы семья, а это значит - справимся с любой задачей", дискуссию "Семейное чтение - уходящая традиция или вечная ценность?".
  • В июне школьники с удовольствием примут участие в акции "Читаем всей семьей", в гурман-вечере сказок Пушкина "В синем небе звезды блещут".
  • В июле интересной станет конкурсно-развлекательная программа "Наша семья - книжкины друзья".
  • В августе можно провести выставку творческих работ "Мама, бабушка и я - рукодельная семья".
  • В сентябре можно воплотить в жизнь литературную шкатулку "Закружилась в небе осень", книжную выставку-совет "Семейный Читаймер".
  • В октябре желательно организовать фотоколлаж ко Дню пожилого человека "Когда душа в узоре времени", семейную игротеку "Супер-бабушка".
  • В ноябре проводится мероприятие ко Дню матери "Прекрасен мир любовью материнской", праздник национальной культуры "Природа в произведениях русских писателей и поэтов".
  • В декабре можно организовать день семейного общения в библиотеке "Я с книгой открываю мир", новогоднее конфетти "Сказочный снегопад".

Описание некоторых мероприятий

Многие библиотекари начинают работу по организации семейного чтения с проведения акции "Как пройти в библиотеку". Для этого они развешивают плакаты с приглашением прийти в библиотеку. Для взрослых распространяются специальные агитационные листовки, закладки-приглашения. На центральной площади района или площади иногда развешивают плакат "Кто куда, а я - в библиотеку". Традиции семейного чтения и методы их передачи очень разнообразны.

Под Новый год часто взрослые вместе с детьми наряжают в библиотечном помещении елку, делают символ будущего года, который потом радует посетителей. Очень привлекают детей и взрослых различные выставки: "Любимые книги нашего детства", журнальная выставка "Кроха и я", "Мой ребенок", "Мамочкина школа". Сценариев библиотеки семейного чтения существует очень много. Неплохо было бы провести несколько экскурсий по книжным полкам. В помещении можно поместить специальный ящичек в качестве "Копилки книжных удивлений". В него дети и родители будут опускать записки, в которых зафиксируют интересные факты и события, удивившие их при прочтении книг.

Библиотекарю важно учитывать, что детям интересны произведения авантюрно-приключенческого характера, где присутствуют некие волшебные силы ("Гарри Поттер", "Хоббит"). В какой-то день семейного чтения в библиотеке детям можно предложить сравнить книгу с фильмом, чтобы доказать, что она более интересна, нежели кино. Детей можно заинтересовать чтением с помощью оригинальных парадоксов. Например, они должны дочитать до определенного места и найти ответ на поставленный интригующий вопрос. Часто экспериментируют с проведением дискуссий между детьми и взрослыми по поводу прочитанных страниц.