Что чувствовал герой в аду божественная комедия. Основные идеи, герои, сюжет и композиция поэмы «Божественная комедия

Данте создавал своё главное произведение на протяжении примерно четырнадцати лет (1306-1321) и в соответствии с канонами античной поэтики назвал его «Комедия», как произведение, которое грустно начинается, но имеет счастливую развязку. Эпитет «божественная» появился в названии позже, его ввёл Джованни Боккаччо, один из первых биографов и толкователей творчества своего знаменитого земляка.

«Божественная комедия» рассказывает о путешествии лирического героя, достигшего вершины своей жизни, в загробный мир. Это аллегорическое повествование о переоценке человеком, «прошедшим земную жизнь до половины», жизненных ценностей. Поэт сам указывает на аллегоричность своего произведения в песни девятой «Ада»:

О вы, разумные, взгляните сами,

И всякий наставленье да поймёт,

Сокрытое под странными стихами.

Аллегория — это художественный прием, построенный на изображении какого-либо абстрактного понятия в виде конкретного предмета или явления. Так, например, сумрачный лес, в котором оказался герой, — это аллегорическое представление иллюзий, заблуждений и пороков, из которых он стремится выйти к истине — «холму добродетели».

Произведение состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай» — в соответствии со средневековым христианским представлением о строении загробного мира. При чтении поэмы складывается впечатление, что вся структура мироздания продумана до мелочей, и это действительно так, не случайно издания поэмы обычно сопровождаются картами и схемами ада, чистилища и рая.

Большое значение для произведения Данте «Божественная комедия» имеет символика чисел: три, девять и тридцать три. Сакральное число три соответствует христианской троице, девять — это три раза по три, а тридцать три — число лет, прожитых Иисусом Христом на земле. Каждая из трёх частей — кантик «Божественной комедии» состоит из тридцати трёх песен-канцон, в свою очередь построенных из трёхстрочных строф — терцин. Вместе со вступлением (песнь первая «Ада») получается сто песен. Ад, Чистилище и Рай состоят из девяти кругов каждый, а вместе с преддверием и эмпиреем получается тридцать кругов. Герой в своих странствиях по загробному миру встречает Беатриче ровно посередине, то есть она оказывается в центре мироздания, олицетворяя гармонию и путь к просветлению.

Выбрав в качестве сюжета путешествие героя по загробному миру, Данте не придумывает нечто новое, а обращается к давней литературной традиции. Достаточно вспомнить древнегреческий миф о путешествии Орфея в Аид за своей возлюбленной Эвридикой. Весьма популярным был поучительный сюжет о путешествиях в ад, описывающих страшные муки грешников, и в Средние века.

На протяжении столетий творение Данте привлекало многие творческие личности. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали многие выдающиеся художники, среди них Сандро Боттичелли, Сальвадор Дали и другие.

Путешествие героя начинается с того, что его душа попадает в Ад, все девять кругов которого он должен пройти, дабы очиститься и приблизиться к Раю. Данте приводит подробное описание мук каждого из кругов, в которых грешникам воздаётся сообразно совершённым грехам. Так, в первых пяти кругах мучаются те, кто грешил неосознанно или по слабости характера, в последних четырёх — истинные злодеи. В самый первый круг — Лимб, предназначенный для тех, кто не познал истинной веры и крещения, Данте помещает поэтов, философов, героев античности — Гомера, Сократа, Платона, Горация, Овидия, Гектора, Энея и других. Во втором круге несут наказание те, кто в жизни был движим лишь наслаждениями и страстями. В нём оказываются Елена Троянская, Парис, Клеопатра... Здесь же герой встречает тени несчастных влюблённых Франчески и Паоло, своих современников. В последнем, девятом круге — Джудекке — томятся самые отвратительные грешники — предатели и изменники. Посередине Джудекки находится сам Люцифер, своими тремя страшными пастями грызущий Иуду и убийц Цезаря — Кассия и Брута.

Проводником героя в Аду выступает любимый поэт Данте — Вергилий. Сначала он выводит героя из леса, а затем спасает от трёх аллегорически изображённых пороков — сладострастия (рысь), гордыни (лев) и алчности (волчица). Вергилий проводит героя по всем кругам Ада и выводит его в Чистилище — место, где души получают очищение от грехов. Здесь Вергилий исчезает, а вместо него появляется другой проводник — Беатриче. Античный поэт, аллегорически представляющий мудрость земную, не может продолжить путь к христианскому раю, его сменяет мудрость небесная. Очистившегося от грехов героя Беатриче уносит в «горние выси», к обители блаженных — Эмпирею, где ему открывается созерцание «небесной Розы» — высшей мудрости и совершенства.

«Божественная комедия» Данте, в особенности часть «Рай», отражает философию христианского богослова Фомы Аквинского, старшего современника поэта. На русский язык «Божественную комедию» переводили много раз. Самый первый перевод был сделан в начале XIX века П.А. Катениным, а один из последних — в конце XX века, однако лучшим считается перевод М.Л. Лозинского.

Действие «Божественной комедии» начинается с того момента, когда лирический герой (или сам Данте), потрясенный смертью любимой Беатриче, пытается пережить свое горе, изложив его в стихах, чтобы максимально конкретно зафиксировать и тем самым сохранить неповторимый образ своей возлюбленной. Но тут оказывается, что ее непорочная личность и так неподвластна смерти и забвению. Она становится проводником, спасительницей поэта от неминуемой гибели.

Беатриче с помощью Вергилия, древнеримского поэта, сопровождает живого лирического героя — Данте — в обходе всех ужасов Ада, совершая практически сакральное путешествие из бытия в небытие, когда поэт, совсем как мифологический Орфей, спускается в преисподнюю, чтобы спасти свою Эвридику. На вратах Ада написано «Оставьте всякую надежду», но Вергилий советует Данте избавиться от страха и трепета перед неизведанным, ведь только с открытыми глазами человеку под силу постичь источник зла.

Сандро Боттичелли, «Портрет Данте»

Ад для Данте — это не овеществленное место, а состояние души согрешившего человека, постоянно мучающегося угрызениями совести. Данте населял круги Ада, Чистилище и Рай, руководствуясь своими симпатиями и антипатиями, своими идеалами и представлениями. Для него, для его друзей любовь была высшим выражением независимости и непредсказуемости свободы человеческой личности: это и свобода от традиций и догм, и свобода от авторитетов отцов церкви, и свобода от разнообразных универсальных моделей существования человека.

На передний план выходит Любовь с большой буквы, направленная не к реалистическому (в средневековом смысле) поглощению индивидуальности безжалостной коллективной целостностью, а к неповторимому образу действительно существующей Беатриче. Для Данте Беатриче — воплощение всего мироздания в самом конкретном и красочном образе. А что может быть привлекательнее для поэта, чем фигура юной флорентийки, случайно встреченной на узкой улочке древнего города? Так Данте реализует синтез мысли и конкретного, художественного, эмоционального постижения мира. В первой песни «Рая» Данте выслушивает концепцию реальности из уст Беатриче и не в силах оторвать глаз от ее изумрудных глаз. Эта сцена — воплощение глубоких идейных и психологических сдвигов, когда художественное постижение действительности стремится стать интеллектуальным.


Иллюстрация к «Божественной комедии», 1827 год

Загробный мир предстает перед читателем в форме цельного здания, архитектура которого просчитана в мельчайших деталях, а координаты пространства и времени отличаются математической и астрономической выверенностью, полной нумерологического и эзотерического подтекста.

Наиболее часто в тексте комедии встречается число три и его производное — девять: трёхстрочная строфа (терцина), ставшая стихотворной основой произведения, поделенного в свою очередь на три части — кантики. За вычетом первой, вводной песни, на изображение Ада, Чистилища и Рая отводится по 33 песни, а каждая из частей текста заканчивается одним и тем же словом — звезды (stelle). К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и три цвета одежд, в которые облечена Беатриче, три символических зверя, три пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами. Вся эта четко выстроенная система рождает удивительно гармоничную и связную иерархию мира, созданного по неписаным божественным законам.

Тосканский диалект стал основой литературного итальянского языка

Говоря о Данте и его «Божественной комедии», нельзя не отметить тот особый статус, который носила родина великого поэта — Флоренция — в сонме других городов Апеннинского полуострова. Флоренция — это не только город, где Академия дель Чименто подняла знамя экспериментального познания мира. Это место, где на природу смотрели так пристально, как нигде больше, место страстного артистического сенсуализма, где рациональное зрение заменило собой религию. На мир смотрели глазами художника, с душевным подъемом, с поклонением красоте.

Первоначальное собирание античных рукописей отражало перенос центра тяжести интеллектуальных интересов на устройство внутреннего мира и творчества самого человека. Космос перестал быть местом обитания бога, а к природе начали относиться с точки зрения земного существования, в ней искали ответы на вопросы, понятные человеку, а брали их в земной, прикладной механике. Новый образ мышления — натурфилософия — гуманизировала саму природу.

Топография Дантова Ада и структура Чистилища и Рая вытекают из признания верности и смелости высшими добродетелями: в центре Ада, в зубах Сатаны находятся предатели, а распределение мест в Чистилище и Раю прямо соответствуют моральным идеалам флорентийского изгнания.

К слову сказать, все, что мы знаем о жизни Данте, известно нам из его собственных воспоминаний, изложенных в «Божественной комедии». Он родился в 1265 году во Флоренции и всю жизнь оставался верен своему родному городу. Данте писал о своем учителе Брунетто Латини и о талантливом друге Гвидо Кавальканти. Жизнь великого поэта и философа проходила в обстоятельствах весьма продолжительного конфликта между императором и Папой. Латини, наставник Данте, был человеком, обладавшим энциклопедическими знаниями и опиравшимся в своих воззрениях на высказывания Цицерона, Сенеки, Аристотеля и, само собой разумеется, на Библию — главную книгу Средневековья. Именно Латини больше всего повлиял на становление личности будущего ренессансного гуманиста.

Путь Данте изобиловал препятствиями, когда перед поэтом вставала необходимость сложного выбора: так, он был вынужден поспособствовать изгнанию своего друга Гвидо из Флоренции. Рефлексируя на тему перипетий своей судьбы, Данте в поэме «Новая жизнь» множество фрагментов посвящает другу Кавальканти. Здесь же Данте вывел незабвенный образ своей первой юношеской любви — Беатриче. Биографы идентифицируют возлюбленную Данте с Беатриче Портинари, которая умерла в 25-летнем возрасте во Флоренции в 1290 году. Данте и Беатриче стали таким же хрестоматийным воплощением истинных возлюбленных, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.

Со своей возлюбленной Беатриче Данте разговаривал дважды в жизни

В 1295 году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало ему дорогу в политику. Как раз в это время обострилась борьба между императором и Папой, так что Флоренция была разделена на две противоборствующие группировки — «черные» гвельфы во главе с Корсо Донати и «белые» гвельфы, к стану которых принадлежал сам Данте. «Белые» одержали победу и изгнали противников из города. В 1300 году Данте был избран в городской совет — именно тут полностью проявились блестящие ораторские способности поэта.

Данте все больше и больше начал противопоставлять себя Папе, участвуя в разнообразных антиклерикальных коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и расправились со своими политическими противниками. Данте несколько раз вызывали дать показания в городской совет, однако он каждый раз игнорировал эти требования, поэтому 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 членов «белой» партии были заочно приговорены к смертной казни. Чтобы спастись, поэт был вынужден покинуть родной город. Разочаровавшись в возможности изменить политическое положение дел, он начал писать труд своей жизни — «Божественную комедию».


Сандро Боттичелли «Ад, песнь XVIII»

В XIV веке в «Божественной комедии» истина, раскрывавшаяся перед поэтом, посетившим Ад, Чистилище и Рай, уже совсем не канонична, она является перед ним в результате его собственных, индивидуальных усилий, его эмоционального и интеллектуального порыва, он слышит истину из уст Беатриче. Для Данте идея — это «мысль бога»: «Все, что умрет, и все, что не умрет, — / Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий / Своей Любовью бытие дает».

Дантовский путь любви — это путь восприятия божественного света, силы, одновременно возвышающей и разрушающей человека. В «Божественной комедии» Данте сделал особый упор на цветовой символике изображаемой им Вселенной. Если для Ада характерны темные тона, то путь из Ада в Рай — это переход от темного и мрачного к светлому и сияющему, тогда как в Чистилище происходит смена освещения. Для трех ступеней у врат Чистилища выделяются символические цвета: белый — невинность младенца, багровый — грешность земного существа, красный — искупление, кровь которого выбеливает так, что, замыкая этот цветовой ряд, белый появляется вновь как гармоническое соединение предыдущих символов.

«Не для того на свете мы живем, чтоб смерть застала нас в блаженной лени»

В ноябре 1308 года Генрих VII становится королем Германии, а в июле 1309 года новый Папа Климент V объявляет его королем Италии и приглашает в Рим, где проходит пышная коронация нового императора Священной Римской Империи. Данте, который был союзником Генриха, вновь вернулся в политику, где продуктивно смог использовать свой литературный опыт, сочиняя множество памфлетов и выступая публично. В 1316 году Данте окончательно переезжает в Равенну, куда его пригласил провести остаток дней синьор города, меценат и покровитель искусств Гвидо да Полента.

Летом 1321 года Данте в должности посла Равенны отправляется в Венецию с миссией заключить мир с республикой дожей. Выполнив ответственное поручение, по дороге домой Данте заболевает малярией (как и его покойный друг Гвидо) и скоропостижно умирает в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года.

В двух величайших творениях Данте Алигьери – «Новой жизни» и в «Божественной комедии» (см. её краткое содержание) – проведена одна и та же идея. Оба они связаны мыслью, что чистая любовь облагораживает природу человека, а познание бренности чувственного блаженства приближает человека к Богу. Но «Новая жизнь» – лишь ряд лирических стихотворений, а «Божественная комедия» представляет целую поэму в трех частях, заключающих до ста песен, каждая из которых содержит около ста сорока стихов.

В ранней молодости Данте пережил страстную любовь к Беатриче, дочери Фулько Портинари. Он сохранил её до последних дней жизни, хотя так и не сумел соединиться с Беатриче. Любовь Данте была трагичной: Беатриче умерла ещё в молодых летах, и после её смерти великий поэт видел в ней преобразившегося ангела.

Данте Алигьери. Рисунок Джотто, XIV век

В зрелые годы любовь к Беатриче стало мало-помалу утрачивать для Данте чувственный оттенок, переходя в чисто духовное измерение. Исцеление от чувственной страсти было для поэта духовным крещением. В «Божественной комедии» отражается это душевное исцеление Данте, его взгляд на настоящее и прошедшее, на свою жизнь и на жизнь друзей, на искусство, науку, поэзию, на гвельфов и гибеллинов , на политические партии «черных» и «белых». В «Божественной комедии» Данте высказал, как смотрит на все это сравнительно и относительно к вечному нравственному принципу вещей. В «Аду» и «Чистилище» (второе он часто называет также «Горой умилостивления») Данте рассматривает все явления только со стороны их внешнего проявления, с точки зрения государственной мудрости, олицетворенной им в своём «проводнике» – Вергилии , т. е. точки зрения права, порядка и закона. В «Раю» все явления неба и земли представляются в духе созерцания божества или постепенного преображения души, которым конечный дух сливается с бесконечным естеством вещей. Преображённая Беатриче, символ божественной любви, вечного милосердия и истинного богопознания, ведет его из одной сферы в другую и приводит к Богу, где нет более ограниченного пространства.

Такая поэзия могла бы показаться чисто богословским трактатом, если бы Данте не усеял своего путешествия в мире идей живыми образами. Смысл «Божественной комедии», где описан и изображен мир и все его явления, а проведенная аллегория обозначена только слегка, при анализе поэмы очень часто перетолковывали. Под явно аллегорическими образами понимали то борьбу гвельфов и гибеллинов, то политику, пороки римской церкви, или вообще события современной истории. Это лучше всего доказывает, как далеко был Данте от пустой игры фантазии и как он остерегался заглушить поэзию под аллегорией. Желательно, чтобы его комментаторы были при анализе «Божественной комедии» так же осмотрительны, как он сам.

Памятник Данте на площади Санта-Кроче во Флоренции

Данте «Ад» – анализ

«Я думаю, что для твоего блага ты должен последовать за мной. Я стану указывать путь и поведу тебя через страны вечности, где ты услышишь вопли отчаяния, увидишь скорбные тени, прежде тебя жившие на земле, призывающие смерть души после смерти тела. Потом ты увидишь также и других, ликующих среди очистительного пламени, потому что они надеются выстрадать себе доступ в жилище блаженных. Если же ты пожелаешь вознестись и в это жилище, то туда проведет тебя душа, которая достойнее моей. Она останется при тебе, когда я удалюсь. Волею верховного владыки мне, никогда не знавшему его законов, не дано указывать пути в его град. Ему повинуется вся вселенная, по царство его там. Там его избранный град (sua città), там стоит его надоблачный престол. О, блаженны взысканные им!»

По словам Вергилия, Данте предстоит познать в «Аду», не на словах, а на деле, все бедствие человека, отпавшего от Бога, и увидеть всю тщету земного величия и честолюбия. Для этого поэт изображает в «Божественной комедии» подземное царство, где он соединяет все, что ему известно из мифологии , истории и собственного опыта о нарушении человеком нравственного закона. Данте населяет это царство людьми, никогда не стремившимися достигнуть трудом и борьбой чистого и духовного бытия, и разделяет их на круги, показывающее своим относительным отдалением друг от друга различные степени грехов. Эти круги Ада, как он сам говорит в одиннадцатой песни, олицетворяют нравственное учение (этику) Аристотеля об уклонении человека от божественного закона.

Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения. Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» - шедевр мировой литературы - продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

«Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта - период изгнания (1302 - 1321). К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии. Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

Жанр и направление

«Комедия» - особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане - это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет. Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.

По направлению - это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII - XVII веков.

Композиция

Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть - «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.

Описание ада

«Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

  • во втором кругу — за похоть;
  • в третьем — за чревоугодие;
  • в четвертом — за скупость с расточительством;
  • в пятом — за гнев;

В шестом и седьмом за последствия зверства:

  • в шестом за лжеучения
  • в седьмом за насилие, убийства и самоубийства

В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство. Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь - дело исключительно сознательное. Данте, очевидно, придерживался той же концепции.

В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.

Описание чистилища

«Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.

Описание рая

«Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы. Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее - девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог. При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) - обитель влюбленных, а шестой (Марс) - место для воителей за веру.

О чем?

Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание. И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» - самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте. Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком. Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, - в аду, поэма - для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте - Вергилий - любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

Образ Данте

Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего. «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, - это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы - это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности. Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость. Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

Темы

  • Главная тема поэмы - любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она - стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
  • Назидание - следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
  • Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
  • Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.

Проблематика

  • Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
  • Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
  • Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.

Смысл

«Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого. Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость. В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания. Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности. Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

Особенности

«Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Данте Алигьери

Величайший итальянский поэт, родился во Флоренции в ту эпоху, когда его родной город окончательно добился независимости и стал республикой. По рождению поэт принадлежал к городской знати среднего достатка Ребенком Данте ходил в одну из частных школ города, изучал грамматику, риторику, диалектику, арифметику, музыку, геометрию, астрономию. Постепенно перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь ученого, мыслителя и поэта. Данте сознательно выбрал среди поэтов классической древности Вергилия, который вскоре стал его «вождем, господином и учителем». Он овладел французским и провансальским языками и стал поглощать в огромном количестве поэмы о Трое и о Фивах, об Александре Македонском и о Цезаре, о Карле Великом и его паладинах. Первые образцы стихов дали ему провансальские поэты. Прованс - южная провинция во Франции, стал родиной изысканных стихов. Там впервые родилась рифма, стихи провансальских поэтов наполнились музыкальностью и гармонией. Прямым же вдохновителем Данте был его верный друг Гвидо Кавальканти , самый яркий представитель нового поэтического направления. Данте примкнул к группе молодых поэтов, «нового сладостного стиля», поставивших себе задачу создать новый поэтический язык вместо уже отжившей свое латыни.

Беатриче

Огромную роль в жизни Данте сыграла встреча с юной Беатриче. В “Новой жизни”, своем раннем произведении, Данте говорит, что в первый раз встретил Беатриче, когда ему было 9 лет, в 1274 г. и полюбил ее на всю жизнь. Он увидел ее снова лишь спустя еще 9 лет, в 1283-м. Беатриче едва ли догадывалась о его любви. Она умерла очень рано, едва достигнув 24 лет, 8 июня 1290 года. Книга «Новая Жизнь» стала данью памяти Беатриче.

В единый глас сливает все стенанья Моей печали звук,

И кличет Смерть, и ищет неуклонно. К ней, к ней одной летят мои желанья

Со дня, когда мадонна Была взята из этой жизни вдруг.

Затем, что, кинувши земной наш круг, Ее черты столь дивно озарились

Великою, нездешней красотой, Разлившей в небе свой

Любовный свет, - что ангелы склонились

Все перед ней, и ум высокий их

Дивится благородству сил таких.

“Новая жизнь” – это повествование в прозе и стихах о любви поэта к Беатриче. Книга включает в себя 31 стихотворение, написанное в период с 1283 по 1292, сопровождаемое уточнениями дат и обстоятельств, в которых они написаны, и комментариями к текстам. Впервые он увидел Беатриче в одежде «благороднейшего кроваво-красного цвета». И этот цвет напоминает ему заглавную букву в средневековом тексте, так и для него начинается «Новая жизнь». В 18 лет она предстала перед ним, «облаченная в одежды ослепительно белого цвета, среди двух дам, старших ее годами». Беатриче приветствовала его, и можно понять, он впервые услышал ее голос, обращенный непосредственно к нему. Он называл ее «благороднейшей», а теперь и «дамой спасительного приветствия», что составляло его высшее блаженство.

Стихотворения отражают самые напряженные моменты всей любовной истории, пережитой поэтом. В наше время она может считаться первым романом Нового времени. В целом - это поэтическая история его любви, первая в новой литературе автобиография ликующей и страдающей души. Городская действительность Флоренции, по улицам которой проходит Беатриче с подругами, становится гармоничным фоном для изображения этого совершенного создания, “сошедшего с небес на землю в подтверждение чудес”. Но имя Беатриче символизирует и понятие «благодать». А возраст первой встречи – 9 лет, число, кратное трем, три тройки. Три – цифра Божественной Троицы. И тогда получается, чтоДанте поведал нам о том, как в пору великих жизненных свершений его осенила небесная благодать высокой божественной любви. Для него это событие имеет поистине вселенский масштаб. Все, что будет написано Данте, включая даже научные трактаты, написано о Беатриче, для Беатриче, во славу Беатриче. Имя Беатриче стало символом высшей преданности и любви.

Философские, литературные и религиозные познания.

Данте провел недолгий период времени в Болонье, - возможно, что он посещал один из старейших европейских университетов. Данте приобрел широчайшие познания в различных областях самостоятельными занятиями. Большое влияние на него оказали монахи ордена Францисканцев, призывавшие вернуться к чистоте первых веков христианства. Данте был знаком также с произведениями Гомера, “Историей” Тита Ливия, “Поэтическим искусством” Горация и различными произведениями Цицерона, которого считал своим любимым автором. Данте глубоко изучил и религиозные концепции своего времени.

Участие в политической жизни

Как и большинство его сверстников, он должен был приобщиться к делам общественным, прежде всего, как воин. В 1285 он принимал участие в военном походе. В 1287, В июне 1289 бился с аретинцами при Кампальдино, а через два месяца участвовал во взятии замка Капроны. В 1295 году, когда Данте исполняется тридцать лет, для него открывается еще одна область деятельности, которая обусловит впоследствии всю его жизнь, - политика. Данте принимал самое деятельное участие в политической жизни современной ему Флоренции. Страсти разгорелись тогда из-за проблем объединения Италии. Как должно произойти это объединение? Церковные деятели настаивали на своем превосходстве. Но все чаще звучали другие мнения: дело церкви – только то, что происходит на небесах, а делами государства на земле должна заниматься светская власть. Политическая борьба кипела в основном между двумя партиями - партией гвельфов и партией гибеллинов. Позже в партии гвельфов произошел раскол, и она разделилась на партию белых гвельфов и черных гвельфов. Данте становится членом Совета Тридцати Шести при городском голове и Совета Ста. Он примыкает к самой демократической партии в политической борьбе и выступает против папы Бонифация Восьмого, который хотел получить власть над Флоренцией. В политических выступлениях Данте прослеживается достаточная его дальновидность как политика и отсутствие каких-либо личных интересов в тех или иных решениях. С 15 июня по 15 августа 1300 года Данте входит в число приоров - высшего органа управления Коммуны, руководства города. В октябре 1301 г. Коммуна отправляет Данте с посольством в Рим, к папе. Пока Данте был в Риме, 1 ноября 1301 г. в его родной город вошли политические противники и захватили власть.

Изгнание

Данте обвинили в различных преступлениях и 10 марта 1302 г. заочно приговорили к смертной казни. Данте не вернулся во Флоренцию. Для него начинается с этих пор тяжелое время изгнания, в котором пройдет вся его оставшаяся жизнь. Данте находит свое “первое пристанище” в Вероне, может быть, там он и услышал историю о вражде двух семейств, Монтекки и Капеллети, о которой упомянет потом в «Божественной Комедии». Затем путь поэта лежит в Падую и Венецию. Между 1309 и 1310 гг Данте, возможно. Посетил Париж. Но он мечтал возвратиться в родной город. «Горек хлеб чужбины», - скажет Данте, и эти слова станут крылатыми.

«Божественная Комедия»

В изгнании Данте начинает и самый главный труд свой жизни – создание «Божественной Комедии». Еще в «Новой жизни» Данте пообещал восславить имя своей возлюбленной так, как не была прославлена ни одна женщина в мире. И он выполнил свое обещание, посвятив ей «Божественную комедию». Первоначально произведение называлось просто «Комедия» - так называли в Средние века такой текст, который начинается печально, а завершается хорошо. Но уже при жизни Данте современники присвоили его «Комедии» эпитет «божественная» за ее поразительные достоинства. С этим новым названием она и вошла в мировую литературу.

«Божественная Комедия» призвана была ответить на огромное количество современных поэту вопросов.

Язык

В Средние века только латынь считалась языком достойным философии, науки, теологии (толкование религиозных вопросов) и поэзии. Данте решил писать свою поэму на народном тосканском наречии. Тем самым он заложил основы итальянского литературного языка.

Композиция и символика

Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Согласно католической вере, душа попадает после смерти в один из этих миров. У православных чистилище, то есть место, где можно очиститься от некоторых не смертных грехов, отсутствует.

Все цифры в тексте «Комедии» символичны и кратны трем, как числу Божественной Троицы. Три части самой комедии, в каждой части за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни. 33 +1 вступительная песня = 100. А 100 -- это квадрат, или, по-средневековому, квадриум числа 10, которое было символом совершенства, законченности. Таким образом, «Божественная комедия» Данте оказывается выстроенной и в троичной системе, символизирующей божественность, и в десятичной системе, символизирующей совершенство.

Строфа, которой написана «Божественная Комедия», – знаменитая терцина – состоит из трех строк, в Аду девять кругов, в лесу, с изображения которого начинается «Комедия», на поэта нападает три символических зверя, у Люцифера – Сатаны - три пасти. В Чистилище изображены девять уступов, в Раю – девять небесных сфер, Бетриче. встречающая поэта в Раю, облечена в три цвета одежд. Символика пронизывает весь текст, нет случайностей: каждая из частей кончается одни и тем же словом: звезды (stelle); имя Христа рифмуется только с самим собой и не упоминается вовсе, равно как и имя Марии, в обители грешников – в Аду. Ад обладает скульптурной пластичностью, Чистилище живописно и многоцветно, Рай – музыкален и почти лишен плоти. Таких деталей очень много.

Главный герой

Важнейшим открытием Данте стало то, что героем своего произведения он сделал самого себя. Так впервые в Новое время сам поэт, то есть человек, стал главным героем произведения.

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Современнику Данте было известно: земная жизнь человека -- 70 лет. Значит, человеку, до половины прошедшему этот путь, 35 лет. Здесь особенно важна идея середины, центра, пика жизни, т.е. средоточия всей ее сути. Поэту важно не столько описать лес как таковой, гораздо важнее для него показать состояние души его героя, души смятенной, потерявшейся, заблудшей. Данте рассказывает, что он заблудился в лесу своих сомнений и грехов. Сам Данте говорил, что в его произведении несколько смысловых уровней. Первый, он называл его буквальным, то что происходит с одним человеком, самим Данте. Второй смысловой пласт писатель назвал политическим. Речь идет уже не об отдельном человеке, а о стране. Это Италия заблудилась в дремучем лесу своих политических страстей и мучительно жаждет спасения из этого тупика. Третий уровень – самый сложный, аллегорический. В этом смысле происходящее еще масштабнее - речь идет о человечестве. За человеком, потерявшимся в сомнениях, виделась страна, которую раздирали политические страсти, а в ее судьбе постепенно отражалась судьба заблудшего в лесу пороков человечества, мучительно ищущего спасительный выход. И даже заблудившись в дремучем лесу, герой видит возвышающийся впереди холм, вершина которого осиянна светом. И он устремляется к этому свету.

Дантовский герой устремляется прочь из ужасного сумрачного леса к светлой вершине, но на его пути вдруг возникают три страшных зверя:

И вот, внизу крутого косогора,

Проворная и вьющаяся рысь,

Вся в ярких пятнах пестрого узора...

Навстречу вышел лев с подъятой гривой.

Он наступал как будто на меня,

От голода рыча освирепело

И самый воздух страхом цепеня.

И с ним волчица, чье худое тело,

Казалось, все алчбы в себе несет...

Аллегорический смысл появления этих зверей таков: рысь символизировала - сладострастие, лев - гордыню, волчица - алчность.

В эту критическую минуту отчаяния Данте видит приближающуюся фигуру и узнает в ней своего любимого античного поэта Вергилия.

Вергилий рассказывает, что Беатриче на небесах известно смятение Данте, она сочувствует ему и вместе с Вергилием посылает возможность спасения. Чтобы вырваться из затягивающей его скверны греховных сомнений, Данте должен пройти путь познания жизни, познания всех сфер ее бытия. Вергилий призывает поэта:

Иди за мной, и в вечные селенья

Из этих мест тебя я приведу.

Космос Данте (воспроизводится по книге А.Л.Доброхотова «Данте»).

По представлениям Данте Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли, есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это Ад. Ад - средоточие мирового зла. Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света - «свет немотствует всегда». Поэтому в Аду грешники, которые наказаны страшнее всех - у них нет никакой надежды на спасение.

На южной, лучшей части Земли возвышается гора Чистилища. Это сфера очищающего преображения. В Чистилище рождается свет. Здесь тоже грешники, но им дарована надежда на спасение. На вершине Чистилища - Земной Рай, а дальше простираются сферы небесного Рая.

Небесный Рай образован планетными сферами. По средневековым представлениям, сфера материальна, планета как бы впаяна в нее. Именно сфера вращается вокруг Земли, а вместе с ней вращается и планета. При вращении сфера звучит, у каждой сферы своя музыка, а все вместе они образуют «музыку сфер». Название «музыка сфер» давно живет самостоятельно, независимо от родившей его пифагорейской теории. Оно приобрело очень широкий поэтический и философский смысл: это и некий принцип организации единого в своем гармоническом совершенстве мира, и образ высшей силы, осуществляющей это единство, и сама эта высшая небесная гармония. Это понятие вполне современно. К нему особенно часто обращаются философы, поэты, художники и музыканты. Пространство Рая - пространство музыки совершенной гармонии. Поэтому оно - пространство высшего света. Этот свет, исходящий из Райской Розы, пронизывает космос, охватывая его траекториями сфер. Небесный Рай -- место, где, естественно, обитают души праведников. Дантовскому герою, или самому поэту, предстоит пройти и Ад, и Чистилище, и Рай. Его взору предстанет все мироздание, он увидит, как организовано мироздание, какая сила держит его и приводит в движение, другими словами говоря, он поймет, что составляет основу жизни.

Вергилий открывает поэту основные этапы будущего грандиозного путешествия: вначале – Ад.

Ты услышишь вопли исступленья

И древних духов, бедствующих там,

О новой смерти тщетные моленья...

Потом увидишь тех, кто чужд скорбям

Среди огня, в надежде приобщиться

Когда-нибудь к блаженным племенам.

Вергилий будет спутником Данте в Аду и в Чистилище. Но Вергилий – язычник, рожденный до Христа, - не может идти в Рай. Там Данте ждет другой проводник – Беатриче.

Ад Данте представляет в виде воронки, ступенями или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени Ада - определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок. Над вратами Ада надпись, которая повергает поэта в ужас:

Я увожу к отверженным селеньям,

Я увожу сквозь вековечный стон,

Я увожу к погибшим поколеньям...

Древней меня лишь вечные созданья,

И с вечностью пребуду наравне.

Входящие, оставьте упованья.

Описание Ада у Данте поражает правдивой картиной мучений, которым не будет конца. Скульптурные образы самих грешников словно обрисованы сочетанием адского света – огня, а другого света в Аду нет, и тьмы. В средневековом театре очень натурально изображали кровавые убийства и жестокие пытки. В литературе тоже часто описывали загробные кошмары. И то, что в дантовом Аду грешники горят в адском огне, кипят в адской смоле, утопают в адских болотах, носятся в бешеных адских вихрях, достаточно традиционно для современников писателя. Но сам Данте в Аду ведет себя совсем не так, как должен был бы благочестивый христианин, осуждающий грешников. Данте сочувствует тем, кого поместил в Ад!

Вот мы попадаем вместе с поэтом и его спутником Вергилием в первый круг Ада. Это Песнь четвертая. Автор поместил сюда некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан. Место это носит особое название – Лимб.

«Взгляни, - промолвил мой учитель славный. -

С мечом в руке, величьем осиян,

Трем остальным предшествует, как главный,

Гомер, превысший из певцов всех стран;

Второй - Гораций, бичевавший нравы;

Овидий - третий…

Вергилий видит тех, с кем был знаком при жизни, он печален, а для Данте они – величайшие поэты, и автор не хочет подвергать их никаким мукам, сюда проникает особый свет, это еще не тьма.

Там были люди с важностью чела,

С неторопливым и спокойным взглядом;

Их речь звучна и медленна была.

И вот во втором кругу, в – Пятой песне Ада, - мы видим тех, кто при жизни поддался греху сладострастия. Данте видит двух влюбленных, которых несет адский вихрь. Но поэт не разлучил их в Аду. Чтобы читатель наглядно увидел, как этот вихрь несет грешников, поэт находит замечательное сравнение:

И как скворцов уносят их крыла,

В дни холода, густым и длинным строем,

Так эта буря кружит духов зла.

У Данте образ наказания всегда соответствует образу преступления. Как в жизни закружила этих людей сладострастная любовь, так и теперь в Аду их терзает бешеный адский вихрь, не давая ни минуты покоя от этих мучений. Данте просит Вергилия, чтобы ему разрешили поговорить с этими душами. Так он знакомится с Франческой да Римини, которая рассказывает ему свою историю.

У героини Данте был реальный прототип. Франческа да Римини была заподозрена ее мужем в супружеской неверности и убита вместе с ее возлюбленным Паоло, который был братом мужа-убийцы. Самого убийцу Данте поместит значительно ниже, в круге убийц.

Франческо рассказывает, как однажды вместе с Паоло они читали рассказ о знаменитом герое рыцарских романов Ланцелоте, влюбленном безответно в жену короля Артура Джиневру. Прочитав о том, как Ланцелот поцеловал королеву Джиневру, Паоло не удержался и тоже поцеловал уста своей возлюбленной. Этот поцелуй стал роковым. О самом убийстве поэт ничего не сказал, все его внимание поглощено страстью любви. Чувство, которое поэт спытывал к Беатриче, было возвышенным и практически лишено греховных помыслов, но Данте опасается, что и в его любвт все-таки есть нечто запретное. Значит, он еще не стал и сам совершенным. Франческа понимает поэта:

Когда бы нам был другом царь вселенной,

Мы бы молились, чтоб тебя он спас,

Сочувственного к муке сокровенной.

Значит, поэт считает, что его нужно спасать. В этом беспредельном и нескончаемом порыве к идеалу – основная мысль всей книги. Данте сам идет и читателя ведет к очень высоким вершинам.

Нос сама Пятая песнь заканчивается еще более поразительно. Понимая, что сладострастие грех, сочувствуя душам влюбленных, опасаясь за свою душу, поэт так сильно переживает все эти чувства, что лишается сознания:

Дух говорил, томимый страшным гнетом,

Другой рыдал, и мука их сердец

Мое чело покрыла смертным потом;

И я упал, как падает мертвец.в одной из самых известных песен Ада - пятой.обрисованы сочетанием адского света и тьмыв ней прославить Бенатриче

А именем Франчески да Римини названа симфоническая поэма П.И.Чайковского, ей посвящена опера молодого С.В.Рахманинова.

Данте был белым гвельфом и к гибеллинам не должен был испытывать ничего, кроме ненависти. Но в десятой песни «Ада» он описывает свою встречу с одним из своих политических противников. Это Фарината дельи Уберти -- глава флорентийских гибеллинов. Данте отводит ему место в том круге своего Ада, где наказываются еретики. Как в жизни снедал этих людей огонь гордыни, так и теперь их жжет адское пламя. Мучения Фаринаты ужасны. Данте видит его стоящим в глубокой каменной могиле, из которой вырываются огненные языки. Фарината стоит молча, гордо выпрямившись:

Он, чело и грудь вздымая властно,

Казалось, Ад с презреньем озирал.

Но есть в его Аду грешники, которые вызывают у писателя жгучую ненависть. В самом нижнем, девятом круге дантова Ада, в трех пастях Люцифера казнятся самые страшные грешники -- предатели. Предатели величия человеческого (Брут и Кассий) и предатель величия божественного (Иуда).

Выражения «дантов ад», «дантовы круги», «круги ада» и т.д. часто используются другими писателями.

Чистилище

Когда Данте проходил по Аду, он был в кромешной тьме, но когда он приблизился к Чистилищу, начинается надежда на появление света. По представлениям Данте, гора Чистилища находится на одном конце земного диаметра, а на другом его конце - Иерусалим. Поэтому у них общий горизонт. В момент, который описывает Данте, солнце Иерусалима клонится к закату. Это значит, что оно должно вскоре появиться в небе Чистилища. Чем выше будет подниматься герой, тем светлее будет становиться вокруг.

Чистилище изображено в виде огромной крутой горы. Она возвышается в центре широкого океана. Нижняя часть горы - это еще Предчистилище. Семь уступов, или кругов опоясывают гору. Их семь - по числу смертных грехов. У врат Чистилища ангел начертит концом меча на лбу Данте семь латинских букв Р (начальная буква латинского слова «рессаtum» -- «грех»). Постепенно, по мере подъема, одна за другой будут исчезать эти буквы. Это свидетельство нравственного очищения, которое происходит в душе героя.

Данте надеется, что его собственная душа после смерти будет именно в Чистилище. Он не считает себя достойным райских небес, но, вместе с тем страстно хочет не потеряться окончательно в земной греховности. На плоской вершине чистилища располагается Земной Рай. Здесь Данте простится с Вергилием. Здесь вместе с первыми солнечными лучами появится перед героем сама Беатриче. Это кульминационная сцена и «Чистилища», и всей «Божественной комедии».

Тридцатая песнь «Чистилища» находится в точке деления поэмы на две части по принципу, известному еще древним античным мастерам, -- принципу «золотого сечения».

Беатриче появляется вместе с рассветными лучами, она сама являет собой этот свет. Она возникает в «легкой туче ангельских цветов» - белых лилий, символизирующих чистоту и целомудрие. Она одета в символические цвета:

В венке олив, под белым покрывалом,

Предстала женщина, облачена

В зеленый плащ и платье огне-алом.

Белый, зеленый и красный символизируют высшие человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Рай Данте - это прежде всего стихия света. Над девятью подвижными небесами рая помещается неподвижное десятое небо -- Эмпирей, место обитания предвечных. Вместе с Беатриче Данте пролетает райские сферу одну за другой, поднимаясь все выше - к Эмпирею. И чем выше он взлетает, тем более совершенным становится его взгляд. Он начинает постигать язык высшего небесного общения. Теперь он в состоянии, например, понять смысл музыки сфер.

В средневековье считалось, что если душа какого-нибудь человека не воспринимает музыки, значит, это душа злодея, которого уже ничто не может спасти.

Писателю, прошедшему через стихию очистительного огня, открывается и высший небесный язык - язык света.

Затем вознесся в Свет Неомраченный,

Куда нельзя и думать, чтоб летел

Вовеки взор чей-либо сотворенный.

И я, уже предчувствуя предел

Всех вожделений, поневоле, страстно

Предельным ожиданьем пламенел.

Зрение Данте укрепляется, ему открывается многое в организации жизни.

Данте предпринял свое грандиозное путешествие, чтобы выйти к свету у и вот, наконец, этот свет явлен поэту.

Данте рассказывает он о явлении Райской Розы.

Райская Роза находится у Данте в Эмпирее, десятом, невещественном небе, лучезарной обители Бога, ангелов и блаженных душ. Райская Роза - это именно Роза Блаженных. Её постоянно-распускающиеся лепестки - благостный залог светлых преображений.

Образ розы всегда привлекал художников. В средневековье он был насыщен особенно сложным поэтическим и философским смыслом: «царица цветов», роза была символом высшей гармонии и красоты.

Образ Райской Розы Блаженных у Данте делает едиными его представления о жизни, о космосе, о вселенной. Цветок зарождается в почве, потом пробивается за ее пределы, тянется стеблем к солнцу и, наконец, расцветает. Самое красивое в этом организме -цветок, он завершает движение растения к свету и знаменует собой блистательный результат этого пути. Так и Райская Роза Данте символизирует расцвет, высшее проявление жизни, которая, развиваясь постепенно из низших форм, все более совершенствуется.

Наука и поэзия едины в его творениях, поэтому Данте удалось то, чего не смогла сделать никакая другая эпоха: он создал образ мира. Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космос - замечательная поэтическая картина вселенной - величайшее достижение мировой культуры.

Последние годы

С 1318 г. и до конца жизни прожил в Равенне у ее синьора Гвидо Полента, внука воспетой им Франчески да Римини. Там он довел до конца свою поэму; там умер и похоронен. Но, когда после смерти к нему придет огромная слава, флорентийцы нарекут его своим великим гражданином и потребуют вернуть его прах на родную землю. До сих пор продолжается спор о том, где должна быть могила Данте, и до сих пор она находится в Равенне.