Цветоведение. Основы цветоведения

Основы цветоведения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Основы цветоведения
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Архитектурные средства. Цветоведение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

(весенний семестр)

канд. арх., доцент

Пунтус В.А.

Санкт-Петербург

2010 Лекция №1

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета͵ базовых, составных и дополнительных цветах, базовых характеристиках цвета͵ цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света͵ ᴛ.ᴇ. свет+зрение=цвет.

Цвета разделяются на:

§ Холодные - ϶ᴛᴏ цвета от синœе-фиолетового до желто-зелœеного.

§ Теплые - ϶ᴛᴏ цвета͵ расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым.

Также всœе цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические.

Ахроматические - белый, черный, и всœе оттенки серого.

Хроматические цвета - всœе спектральные и многие природные.

Полухроматические цвета - земляные цвета͵ ᴛ.ᴇ. цвета смешаны с ахроматическими цветами.

В истории науки о цвете принято выделять два этапа классификации цвета: до XVII века и XVII век - наши дни .

В первый мифологический этап выделялись 3 цвета: красный, белый, черный (кровь, молоко, земля). В Древнем Египте отношение к цвету зависит от того, насколько он солнечный. В основном, египтяне выделяли следующие цвета: охра, синий, золото и зелœеный.

В период греко-римской античности в 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что всœелœенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А всœе остальное получается путем смешения этих четырех стихий. Аристотель выделял 3 базовых цвета: белый (вода, воздух, земля), желтый (огонь), черный (разрушение, состояние перехода).

А Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 базовых цвета: красный, белый, желтый и черный. Для определœения базовых цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их экспериментальным путем.

Для Западной Европы Средних веков характерна символика цвета. Белый цвет символизирует Христа͵ Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зелœеный - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста.

Фиолетовый - цвет противоречий. Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета͵ ᴛ.ᴇ. любой цвет в сочетании с коричневым. На Ближнем и Среднем Востоке в Средние века представление о цвете развивается под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета͵ что и в Западной Европе, только выделяется зелœеный: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия. В эпоху Возрождения в Европе получили распространение античная и средневековая классификация цвета͵ дополненные Леонардо да Винчи ʼʼпрактически живописнойʼʼ системой цветов, которая основывалась на минимальной палитре живописца. Леонардо Да Винчи считал, что базовых цветов 6: красный, желтый, зелœеный, синий, белый, черный.

В XVII-XIX веках в Европе в истории классификации цвета начинается новый этап. Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в опубликованной им в 1672 ᴦ. работе ʼʼНовая теория света и цветаʼʼ. Ньютон вводит научную символику разделœения цветов на две части: объективную (физическую) и субъективную, связанную с чувственным восприятием.

Получив солнечный спектр и дав объяснение его природе, Ньютон положил начало линœейной систематизации цветов. Эти цвета он разделил на однородные (первичные, или простые) и неоднородные (производные). Семь ʼʼпростыхʼʼ спектральных цветов и один – пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра, послужили основой для систематики цветов в виде круга.

В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко: восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм: ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.

В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.

Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. Цвета: красный, оранжевый, желтый, зелœеный, синий, фиолетовый.

Треугольник показывает три базовых цвета͵ которыми пользуются художники. Остальные цвета (оранжевый, зелœеный, фиолетовый) получаются путем смешивания базовых.

В XIX веке в Европе возникает романтизм. Впоследствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всœех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов).

В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов, используя принцип глобуса или шара.

Рисунок 4. Классификация цветов по принципу глобуса

или шара.

Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.

Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом (вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения). Каждый пункт на этом цветном глобусе должна быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определœение названия цвета посредством соответствующей системы расчёта. В такой системе он предусмотрел всœе переходы от любого цвета к любому.

В эпоху модерна цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:

1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)

2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.

3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.

Ученый Оствальд усовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определœенный цвет, но представляет всœе цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединœенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определœенной последовательности: красный – оранжевый – желтый – зелœеный – голубой – синий – фиолетовый. ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан").

Для определœения цвета исполняется система психофизических характеристик. Это:

§ Цветовой тон – качество цвета͵ когда данный цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Другими словами - ϶ᴛᴏ само название цвета.

§ Светлота – (степень отличия цвета от белого) – количественные различия внутри одного и того же цвета. Это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.

§ Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величинœе потока, падающего на нее.

§ Насыщенность – (степень отличия цвета от равного по светлоте серого) – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность обычно заменяется чистотой. Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета͵ а при равной светлоте – более насыщенные.

§ Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют.

Основы цветоведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основы цветоведения" 2017, 2018.

Цвет — один из фундаментальных признаков, на которых основан дизайн. В руках профессионала он может стать мощным инструментом. Он влияет на многие факторы, которые играют большую роль в визуальном восприятии. Цвет оказывает огромное воздействие на наше сознание, он меняет наше отношение к любому предмету буквально за секунды, а также заставляет людей реагировать на него и даже предпринимать определенные действия.

На первый взгляд учение о цвете может показаться не таким уж и сложным для освоения, но если углубиться в детали, становится понятно, что необходимо учитывать множество тонкостей. В статье «Теория цвета: краткий гид для дизайнеров» затронуты основы этого учения, помогающие дизайнеру в работе. А в этой статье мы собрали все основные термины теории цвета в удобный глоссарий, который поможет графическим и UI-дизайнерам лучше понимать принципы работы цвета.


Цвет

Прежде чем идти дальше, важно понять саму суть цвета. В словаре Уэбстера он определяется как световое явление (например, красное, коричневое, розовое или серое) или явление визуального восприятия, позволяющее человеку различать объекты, которые в противном случае казались бы одинаковыми. Проще говоря, цвет — это признак объекта, который возникает из-за света, излучаемого или отражаемого этим объектом. Цвет можно визуально «проверить», оценив его свойства (тон, насыщенность, хроматичность и яркость). Для полноценного понимания значения цвета давайте дадим определения его характеристикам.

Свойства цвета

К основным свойствам цвета относятся тон, яркость, хроматичность и насыщенность.

Тон (hue)

Термин «тон» часто путают с «цветом», поэтому придется остановиться на этих определениях поподробнее. Во-первых, нужно понимать, что «цвет» — это обобщенное понятие, которым пользуются люди для обозначения всех тонов, полутонов и тональностей. С другой стороны, тон — это именно то, что мы имеем в виду, спрашивая «какого цвета эта вещь?». В целом, тон — это совокупность двенадцати чистых и ярких цветов, представленных на цветовом круге.

Тон — это базовый материал, который можно изменить тремя разными способами: затушевать, затенить и тонировать. В зависимости от применяемой техники тон превращается в оттенок, тень или тональность.

Различить их легко. Оттенок создается смешением какого-либо тона с белым, в то время как тень — это смешение какого-либо тона с черным. Тон представляет собой более тонкий процесс, так как оно требует добавление как черного, так и белого цвета, и поэтому результат будет выглядеть более естественным по сравнению с полутонами и оттенками.

Яркость (Value)

Как уже говорилось, у цветов есть определенные характеристики, по которым их можно узнать. Яркость — это свойство, указывающее, насколько светлым/темным является цвет. Этот признак определяется степенью белизны. Чем больше белого было добавлено в тон, тем выше его яркость.

Хроматичность (Chromacity)

Хром, или хроматичность, показывает чистоту тона. Этот признак оценивается на основе наличия белого, серого или черного в цвете. Двенадцать основных тонов, описанных ниже, имеют самую высокую степень хроматичности, так как не содержат никаких дополнительных элементов. Цвета с высоким хромом яркие и живые.

Насыщенность (Saturation)

Этот признак имеет много общего с яркостью и хромом, поэтому иногда их могут путать. Тут очень важно понимать разницу. В отличие от двух предыдущих свойств, насыщенность не предполагает смешение тонов с другими цветами. Насыщенность — это то, как выглядит цвет в разных световых условиях, насколько ярким или бледным кажется цвет при дневном или слабом освещении. Это свойство еще называют интенсивностью цвета.


Цветовой круг

Если вы когда-либо посещали занятия по живописи, вы точно видели окружность, состоящую из разных цветов. Она называется цветовым кругом и помогает понять, как цвета взаимосвязаны между собой и как их лучше сочетать. Цветовой круг состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, которые также известны как тоны.

Цветовой круг был придуман Исааком Ньютоном в 1666 году и поначалу выглядел как схема. С тех пор он претерпел множество трансформаций, но по-прежнему остается главным инструментом для работы с сочетаемостью цветов. Согласно задумке, цветовой круг должен работать так, чтобы вам было легче грамотно смешивать цвета.


Типы цвета

По типу цвет делится на первичные, вторичные и третичные; а также на холодные, теплые и нейтральные.

Первичные цвета (Primary)

Они представляют собой три пигментных цвета, которые не могут быть созданы при помощи смешения других цветов. Они — основа всей цветовой системы. Первичные цвета варьируются в зависимости от типа цветовой системы. В основе субтрактивной цветовой модели CMYK лежат голубой, фиолетовый и желтый цвета, аддитивную цветовую модель RGB образуют красный, зеленый и синий. А в историческую цветовую модель художников RYB входят красный, желтый и синий.

Вторичные цвета (Secondary)

Эти цвета появляются при помощи смешения двух первичных. Так как у каждой системы свои основные цвета, вторичные цвета также варьируются. Ниже приведено схематичное пояснение, какие вторичные цвета могут быть образованы в каждой из моделей.

зеленый + красный = желтый

красный + синий = фиолетовый

синий + зеленый = голубой

желтый + фиолетовый = красный

фиолетовый + голубой = синий

голубой + желтый = зеленый

желтый + красный = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Третичные цвета (Tertiary)

В результате смешения первичных и вторичных получаются третичные цвета, которые обычно имеют составные названия, например, красно-сиреневый или желто-оранжевый.

Холодные, теплые и нейтральные цвета

Все описанные выше цвета можно также разделить на три вида: холодные, теплые и нейтральные.

Холодные цвета находятся на сине-зеленой части цветового круга. Их называют холодными, так как они создают ощущение прохлады. Теплые цвета являются их противоположностью из-за ассоциаций с теплом. Желтый, оранжевый и красный — это тоны, относящиеся к виду теплых цветов. И последнее, но не менее важное: нейтральные цвета не являются частью цветового круга. Среди них — серый, коричневый и бежевый.


Приложение по прогнозу погоды (Tubik)

Цветовые модели

Существует несколько цветовых моделей: RGB, RYB, CMY, CMYK.

RGB

Первичными цветами модели RGB являются красный, синий и зеленый. Данная модель является основой для всех цветов, использующихся на экране. Сочетание первичных цветов этой модели в равных пропорциях в результате дает вторичные цвета — голубой, фиолетовый и желтый, однако необходимо помнить: чем больше вы добавляете света, тем ярче и светлее становится цвет. Результаты, полученные после смешения добавочных цветов, часто неожиданны для людей, привыкших к субтрактивной цветовой модели красок, красителей, чернил и других осязаемых объектов.

RYB и CMY

RYB (R — красный, Y — желтый, B — синий) — еще одна цветовая модель, которая часто используется в художественном образовании, особенно в живописи. Она послужила основой для современной научной теории цвета, в которой было установлено, что голубой, фиолетовый и желтый являются наиболее удачным трехцветным сочетанием для смешения. Таким образом появилась цветовая модель CMY.

CMYK

Модель CMY была видоизменена с появлением фотомеханической печати. Ее ключевым компонентом стали черные чернила, и модель была переименована в CMYK (C — голубой, M — фиолетовый, Y — желтый, K — черный). Без этого дополнительного пигмента ближайший к черному оттенок был бы грязно-коричневого цвета. В настоящий момент данная цветовая модель чаще всего используется в печати.


Цветовые палитры

В дизайне цветовой баланс имеет огромное значение, так как впечатление о сайте или приложении у пользователей складывается с первого взгляда, и цвета оказывают на это сильное влияние. Дизайнеры определили основные и наиболее эффективные цветовые палитры, или цветовые гармонии.

Монохромная

Она основана на одном цвете и его различных тонах и оттенках. Монохромная палитра всегда представляет собой беспроигрышный вариант, так как тут придется постараться, чтобы ошибиться и сделать все безвкусно.


Аналоговая

Для создания аналоговой палитры используются цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге. Этот вид цветовой палитры используется там, где не нужен контраст, в том числе на фоне веб-страниц или баннеров.


Комплементарная

Комплементарная палитра представляет собой смешение цветов, которые находятся друг напротив друга на цветовом круге. Эта схема противоположна аналогичной и монохромной, так как ее целью является создание контраста. Например, в любом интерфейсе сложно будет не увидеть оранжевую кнопку на синем фоне.


Раздельно-комплементарная

Данная палитра работает по аналогии с предыдущей, но использует больше цветов. Например, при выборе синего цвета необходимо еще добавить два смежных оттенка его противоположного цвета, то есть, желтый и оранжевый. Здесь контраст будет не таким резким по сравнению с комплементарной схемой, но зато можно использовать больше цветов.


Триадическая

Когда дизайну требуется больше красок, можно прибегнуть к триадической схеме. Она основана на трех отдельных равноудаленных друг от друга цветах. Для сохранения баланса в схеме рекомендуется использовать один цвет в качестве доминирующего, а два других как акцентные.


Четвертичная/Сдвоенно-комплементарная

Четвертичная цветовая схема предназначена для использования опытными дизайнерами, так как в ней сложнее всего достичь баланса. Она задействует четыре цвета из круга, которые составляют комплементарные пары. Если соединить точки на выбранных цветах, они образуют прямоугольник. В этой схеме достаточно сложно достигнуть гармонии, но если все делать правильно, результаты будут поразительными.

Я бы хотел закончить прозаичной цитатой Ру Пола: «Весь смысл в том, чтобы проживать жизнь и быть — использовать все цвета из коробки карандашей». Научитесь эффективно пользоваться цветами как в жизни, так и в работе, и результаты вам придутся по душе.

Лекция 1.

Цель:

    ознакомление с предметом изучения;

    ознакомление с историей цветоведения для формирования целостной системы знаний о цвете.

Колористика наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре . Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представление общества о культуре цвета. В другом значении колористика мыслится как цветовая среда, или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют ее эстетически и утилитарно. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, здания, интерьера, отдельного произведения чаще всего как о результатах профессионального подхода архитектора, художника или дизайнера в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения.

Основная соствляющая колористики – цветоведение. Цветоведение – это наука о природе цвета, его основных свойствах и характеристиках, а также о закономерностях восприятия.

Перед тем, как начать изучение физических, психологических, эстетических и других аспектов цветоведения, необходимо рассмотреть развитие науки о цвете в историческом контексте.

1.1. Исторические этапы цветоведения

Наука о цвете возникла, скорее всего, в те времена, когда человек «увидел» цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Шаг за шагом человек старался овладеть тайнами цвета, хотя в древности цвет еще не выделяли из цельной синкретично воспринимаемой картины мира. Но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык. Единственно возможным на той стадии методом познания была «редупликация» действительности или ее воспроизведение в чувственно доступных образах – в вещах, рисунках, изваяниях, пантомиме, музыкальных звуках и, наконец, речи. Одним словом, отношение первобытного человека к цвету можно назвать «мифологизмом». В красной краске человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. (Изображение красного отпечатка руки перед входом в жилище отпугивал демонов). Белая краска – эквивалент дневного света; молока и семени как животворного начала; модель воды, признак верхних, потусторонних сфер. (За белым цветом закрепляется образ блага, преумножения и святости). Черный цвет в представлении первобытных людей воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло. В этом сказывается свойство мифологического мышления: связывая «все во всем» (по выражению А. Ф. Лосева), оно не оставляет в мире места ничему случайному, малозначащему, ничтожному. В фольклоре, быту, культовых обрядах «консервируются» древние традиции, передаваемые от поколения к поколению. Цвет являлся средством коммуникации не только между людьми, но и посредником между человеком и богами. Религиозные и магические обряды – самая широкая сфера, где использовался цвет. Основная палитра красок, применявшаяся в магических целях – красный, белый, черный.

Культура первых цивилизованных государств унаследовала многое от своих доисторических предков. Наиболее развитые и последовательные учения о цвете были созданы в Древнем Египте, Китае, Индии. В странах Древнего Востока существовала своя цветовая символика. Она, в свою очередь, повлияла на цветовую культуру Европы и Азии. Овладение цветом обретало новые формы.

В эпоху античности цвет становится предметом размышления философов и впервые рассматривается как категория эстетики. В основу учения о свете в Древней Греции легли два положения: утверждение о тождестве зрения и цвета и телесность цвета . Большинство античных ученых, занимавшихся проблемами цвета и света, а также процессов зрения, истолковывали его как вид материи, как некоторое тело, способное «истекать» от предметов, подобно воздуху или воде, и, попадая в глаз человека, вызывать в нем зрительные ощущения. Такую теорию выдвигал Платон, который предполагал, что свет исходит не только от внешних источников, но и изливается из глаз человека.

«Цвета несутся к зрению истечением», – учил Эмпидокл, Демокрит считал, что цвета состоят из атомов, Лукреций утверждал, что все сущее состоит из мельчайших частичек «первоначал», и из них складываются не только материальные тела, но и запахи, цвета и звуки. Особое место в античном цветоведении занимает теория Аристотеля. Древнегреческий философ Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления, считая, что причиной возникновения цветов является смешение цвета с темнотой. Ему уже тогда было известно явление цветовой индукции, одновременный и последовательный контраст. Он описывает, как возникает все это при наблюдении радуги: «Это явление наблюдается и в красильном деле, ибо при тканях, когда работают над разными красками, некоторые краски, располагаясь рядом друг с другом, являются каждый раз другими, как пурпур на белой и на черной шерсти. Кроме того, все различно при той или иной степени яркости; вот почему занимающиеся тканьем разными цветами рассказывают, как часто они ошибаются, особенно когда работают при фонарях» . Аристотель вплотную приблизился к волновой теории света. Античные философы предвосхитили будущие открытия в области цветоведения.

В средние века познание цвета происходит в русле метафизических религиозных учений. В начале VII в. в странах Ближнего и Среднего Востока распространилась новая религия – ислам, охватившая чуть ли не треть населения Европейско-Азиатского материка. Главная книга ислама Коран содержит не только догматы веры, но и начала философии, этики, эстетики. Об эстетическом идеале народов Ближнего Востока и их цветовых предпочтениях свидетельствуют многочисленные описания рая – загробной обители праведников, главной прелестью которого являются четыре темно-зеленых сада, орошаемых двумя источниками. Метафорой райского сада является многоцветный ковер. Ковровость – универсальная и вездесущая категория мусульманского искусства, а цветистость и узорчатость – основной признак ковровости . И сказки «Тысячи и одной ночи» и персидская поэзия подтверждают представления мусульман о символике и эстетике цвета. В средние века наука на Востоке далеко опередила западную, не служившая религии, как в Европе. Ученому Абу Али ибн-ал-Хайсаму из Басры (965 – 1038), известному в Европе под именем Альхазена, принадлежит капитальный труд «Сокровище оптики», в которой он впервые в истории дает анатомическое описание глаза и исследует получение изображения в нем. Оптические исследования Альхазена в XIII в. были освоены, прокомментированы и изданы вЕвропе в XVI в., составив будущую основу для последующего развития оптики.

В течение почти тысячи лет после падения Древнего Рима наука о свете и цвете в средневековой Европе переживает «богословский» этап. Свет и цвет не рассматривается как оптические явления. Они становятся философской категорией, превращаясь в «световую метафизику».

В наше время средневековые учения, представляющие большой интерес и для эстетической науки, становятся предметом все более пристального внимания. Суть отношения средневековья к свету можно выразить несколькими словами: свет – это благо, истина, разум, добро, мудрость, жизнь; иными словами, свет – это бог . Видимый или «тварный» свет – это отблеск невидимого высшего, трансцендентного света, божественного, «нетварного». Этот невидимый свет постигается только верой и доступен для созерцания только светоносной душе. Все светлое, сияющее и блестящее – прекрасно. Прекрасен и цвет как материальное воплощение света. Он является символом, знаком божественности, святости, власти и, наоборот, зла и тьмы. Поэтому цвет прекрасен в своем символическом значении как слово божие. В связи с этим цветовая символика подчиняется строгой иерархии. «Главные» и «божественные» цвета: белый, золотой, пурпурный, красный, синий, а также – желтый (он замещает и изображает золото). Такие цвета, как серый и коричневый, и другие смешанные и малонасыщенные цвета, ученые богословы как будто не замечают, а живописцы стараются не применять.

В трудах средневековых ученых Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Ченнино Ченнини, как и во всей культуре средневековья, отношении к цвету построено на противопоставлениях и контрастах. Основы цветовой средневековой символики – это, во-первых, культурно-историческая традиция (в основном, ближневосточная и античная), во-вторых – цветовые ассоциации, возникающие из жизненного опыта, а также физиологическое и психологическое воздействие цвета.

Европейский Ренессанс снимает приобретенный во времена средневековья мистический покров с проблемы изучения цвета. Ренессансная наука вобрала в себя все, что было добыто предшествующими веками: учение материалистов Древней Греции, мистику Платона и неоплатоников, средневековую символику цвета, оптику Альхазена и пр. . Общая картина учения о цвете в период Ренессанса пестра и эклектична, что соответствует общему характеру науки того времени.

Альберти и Леонардо да Винчи смотрят на мир глазами ученых-экспериментаторов, открывают законы взаимодействия цвета и света, зрительного восприятия, цветовой индукции, предлагают новое толкование цветовой эстетики и настаивают на необходимость изучения наук художниками. Их интересы в области цвета можно подразделить на две группы вопросов .

Первая группа: цветовые феномены в природе и живописи, взаимодействие цвета и света (влияние освещения на цвет, цветовые рефлексы), окраска предметов и природных явлений (воздушная перспектива, радуга, цвет деревьев, неба, гор, человеческого тела и т.п.), взаимодействие цветов (индукция, контрасты), некоторые закономерности зрительного восприятия (адаптация, краевой контраст).

Вторая группа: вопросы цветовой эстетики применительно к живописи (какие цвета следует считать прекрасными и как достичь красоты цвета в картинах); а также классификация цветов и их место и роль в живописи.

Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» дает такие сведения о цвете, которые имеют практическое значение для художников, по сей день. Он образовал цветоряд из шести цветов и привязал их к природным стихиям: белый – свет, желтый – земля, зеленый – вода, синий – воздух, красный – огонь, черный – тьма. Для каждого отдельного цвета были найдены гармонирующие цвета и продуманы устойчивые цветовые аккорды, например, с зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Леонардо да Винчи определил гармонически контрастные цвета: белый – черный, синий – желтый, красный – зеленый. (В XIX–XX вв. идею шестицветного ряда по-своему интерпретировали и развивали Э. Делакруа, Ф. Рунге, А. Шопенгауэр, У. Адаме, В. Ван Гог, В. Кандинский и другие). В период Ренессанса фактически зарождалась современная наука о цвете.

В XVII в. основным методом науки становятся рационализм и механицизм. Исследователю необходимо подразделить предмет исследования на части и занести данные в таблицу. Великий век естествознания делал открытия и в оптике. Галилей изобрел телескоп, опыты Джованни Баттисты де ля Порта с «камерой обскурой» показали, что изображение объектов действительности можно получать не только в глазу. Свет отделили от зрения.

В 1666 г. Исаак Ньютон впервые с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр (в переводе с латинского – видение), состоящий из семи простых цветов. Явление разложения света на простые цвета назвали дисперсией . Дисперсия света, наконец-то, смогла объяснить образование таких природных явления как радуга, круги вокруг солнца и луны во время мороза, образование ложных солнц. Они объясняются тем, что на сферических каплях или кристаллах льда происходит разложение света в виде цветных дуг .

Эксперимент с преломлением луча света через призму и выделение семи цветов спектра освободил цвета от конкретной символической привязки. Каждый из семи цветов становится самостоятельным элементом гармонической системы; в зависимости от условий цвет может вызывать то или иное состояние и иметь эмоциональную характеристику.

Ньютон создал объективную физическую основу систематики цвета. Он показал, что спектр – это «естественная» шкала цветов, а спектральные цвета, наиболее четко различаемые глазом, можно принять за основные, что цвета предметов зависят от их способности отражать, поглощать и пропускать те или иные лучи .

И. Ньютон выдвинул корпускулярную теорию, по которой свет состоит из маленьких частиц (корпускул), которые испускаются во всех направлениях по прямым линиям. Им же была разработана эстетическая теория о связи цвета и музыки (семь цветов спектра и семь нот музыкальной октавы). Таким образом, И. Ньютоном был заложен «физический» фундамент цветоведения.

В дальнейшем французский ученый Роже де Пиль исследует проблему цветовой гармонии. Он различает виды контраста – яркостный и хроматический и рассматривает искусство контрастных сопоставлений как фундамент колористики, изучает психологическое воздействие цвета, цветовые ассоциации, наводит порядок в цветовой терминологии и утверждает, что свободная техника живописи не мешает рисунку. В трудах Роже де Пиля нашла свое выражения идеология барокко. Его теория адресована художникам и почитателям изобразительного искусства.

Достижения XVIII в. в области света и цвета скромны, бурное развитие оптики приостановилось. Наступило время наблюдений и постепенного накопления новых фактов о цвете и свете, но именно в этот период возникают две новые самостоятельные и полноправные ветви науки о цвете – физиологическая оптика и учение о психологическом воздействии цвета .

Возникает фотометрия – наука об измерении света; много делается в области усовершенствования оптических приборов.

Великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765) предложил гипотезу о трехкомпонентности цветового зрения, не утратившую ценность и в наши дни. Он обратил внимание на то, что наш глаз имеет три цветоощущающих приемника и всегда требует их совместной деятельности – для наших глаз необходим цветовой баланс. Труд М. В. Ломоносова «Слово о происхождении света» – яркий пример синтеза науки и искусства, повлиявший на разработки многих европейских ученых,

Учение Ньютона побудило немецкого поэта и философа И. В. Гёте приняться за исследование цвета. Гёте в «Труде о природе цвета» не задается вопросом о физической сущности света, он отстаивает идею единства и неделимости света, который для него имеет духовную и божественную сущность. Основная научная ценность труда – в учении о контрастных явлениях. Ученый утверждает, что глазу человека необходима постоянная смена впечатлений. Помимо этого Гёте описывает световую и цветовую адаптацию, процессы затухания цветовых образов, аномалии цветового зрения и выстраивает цветовую систему – 6 ступенчатый цветовой круг.

Одновременно с Гёте в области цветоведения работал ученый и живописец Филипп Отто Рунге. Он предложил принцип систематизации на основе трехмерного цветового тела – цветового шара. Цветовой шар Рунге послужил поводом для изобретения последующих цветовых систем.

В XIX в. наука о свете и цвете переживает период интенсивного развития. Она становится точной, базируется на фактах и экспериментах, пользуется математическим аппаратом и достижениями смежных наук. В настоящее время большинство отраслей науки и техники пользуются достижениями физики XIX в.

В области физики света и цвета в этот период произошла подлинная революция. Была доказана волновая природа света, и все известные световые явления получили объяснение с этой точки зрения . Во второй половине века была создана электромагнитная теория света, которая используется наукой и практикой по сей день. Были открыты и исследованы невидимые световые лучи: ультрафиолетовые, инфракрасные, лучи Рентгена; новая отрасль оптики – спектральный анализ, позволившая осуществлять исследования самых далеких небесных тел; разработана теория оптических приборов, изобретена фотография, усовершенствована фотометрия. Русский физик П. П. Лебедев исследовал световое давление, шотландец Д. К. Максвелл – слагательное смешение цвета при помощи изобретенного им прибора (вертушки), англичанин Джон Дальтон – явление «цветовой слепоты» и аномалии цветового зрения, чех Пуркинье – восприятие цвета в зависимости от угла зрения и адаптации глаза. Прикладным цветоведением занимался Мишель Шеврёль, он приспособил систему цветов к промышленным нуждам, создав цветовой атлас.

Собрал и подытожил все знания о цвете как физическом и оптическом явлении, приведя их в стройную систему, исправил вековые заблуждения в вопросах о цвете крупный специалист в области физиологической оптики немецкий ученый Герман Гельмгольц. Он разработал основу строгой научной систематизации цвета и нашел способ измерения цвета путем числового выражения трех его характеристик: цветового тона, насыщенности и светлоты.

Наука о цвете активно внедряется в изобразительное искусство. Французский живописец, представитель течения романтизма, Э. Делакруа одним из первых облегчил решение колористических задач при помощи цветового круга и треугольника. У Делакруа учились последующие поколения французских живописцев. Романтики искали в жизни духовное начало, ощущая цвет подробно музыке: цвет звучит, а звук окрашен. Живописцы этого направления (в противовес академическому) считали цвет важнейшим средством живописи, носителем основной идеи произведения, выразителем душевного состояния художника.

В семидесятые годы XIX в. наступил триумф точной науки о цвете. Импрессионисты и постимпрессионисты использовали эффекты оптического смешения цветов и разделяли сложные цвета на составляющие простые. Творчество Винсента Ван Гога, русских «передвижников» во главе с И. Н. Крамским – яркий пример цветовой гармонии и совершенство колорита.

Вильгельм Шеллинг – идеолог романтизма и немецкий философ, противник романтического течения Гегель на базе философии света независимо друг от друга строили учение о свете как основе живописи. Учение о цвете Гегеля, где он объясняет происхождение цветов, утверждает принципы колорита и цветовой гармонии, является частью сочинения «Эстетика», которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие эстетической мысли и художественной культуры. Если говорить о вкладе философов XIX века в учение о цвете, то можно упомянуть и Артура Шопенгауэра (1788-1860), вдохновленного трудом Гёте. Учение Шопенгауэра о цвете оказало большое влияние на художественную практику модернизма.

В XX в . наука еще более разветвляется, специализируется и дифференцируется. Происходят крупные открытия в области цвета. Величайшим достижением является разработка в 1905-1923 гг. квантовой теории света (М. Планк и А. Энштейн), согласно которой световое излучение происходит не непрерывно, а порциями – «квантами», которые впоследствии были названы фотонами. Физиками XX в. была создана новая наука о свете – квантовая электродинамика. Огромным достижением было открытие индуцированного излучения веществ. На ее основе создаются лазерная техника и голография. Практически заново была создана колометрия – наука об измерении цвета.

Во второй половине XX в. оптические методы исследования проникают во все области науки от медицины до искусствознания, от геологии до астрофизики. Большое развитие получила прикладная наука о цвете: физиология, психология, эргономика. И сегодня никого уже не удивляет, что цветовое изображение преобразовано в цифровое обозначение (конец XX в.).

Научная система цветов активно используется живописцами и искусствоведами. В сложном и противоречивом искусстве XX в. четко выделяются течения, связанные с передовым научным мировоззрением: кубизм, футуризм, абстракционизм, оп-арт. Но и реалистическое искусство уже не может игнорировать феномен цвета и света. Мыслящий художник находит в оптике источник новых идей.

Весомый вклад в науку о цвете внесен искусствознанием. Особенно творческий подход к проблемам света, цвета и колорита можно встретить в работах А. Ф. Лосева, М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера и других искусствоведов. О проблемах света, цвета и колорита писали художники XX столетия: А. Матисс, П. Пикассо, К. С. Малевич, В. В. Кандинский, М. Ф. Ларионов, К. С. Петров-Водкин, И. Иттен, П. Клее и др.

Наука о цвете и природа цвета может изучаться с разных позиций. Исследование феномена цвета с разных точек зрения различными областями наук делает его трансдисциплинарным.

Физики исследуют энергию электромагнитных колебаний или сущность световых частиц, несущих свет, возможности цветового феномена, в особенности, разложение белого цвета при его призматическом рассеивании, проблемы корпусного цвета. Они изучают смешение цветного света, спектры различных элементов, частоту колебаний и длину различных цветовых волн .

Химики изучают молекулярную конституцию цветных материалов или пигментов, проблемы их прочности и выцветания, растворители, связующие вещества и изготовление синтетических красителей .

Физиологи изучают различные действия света и цвета на зрительный аппарат – глаза и мозг, их анатомические связи и функции. Изучение вопросов приспособления зрения к темноте и свету, хроматическое видение, феномен остаточных изображений также относится к области изучения цвета физиологией .

Психологи интересуются проблемами влияния цветового излучения на человеческую психику. Символика цвета, его субъективное восприятие и различное к нему отношение, экспрессивно-цветовое воздействие являются важными, ключевыми темами психологии .

Живописцы, дизайнеры, архитекторы не только познают эстетическую сторону воздействия цвета в практической деятельности, но и обладают знаниями в области психологии и физиологии цвета .

Все, что окружает нас в реальном мире, имеет какой-либо цвет. Человек может видеть только то, что обладает цветом, все бесцветное – невидимо для нашего глаза. Явление цвета само по себе непросто, в нем содержится и объективное начало (свет) и субъективное (зрение).

    Дайте определение колористики, цветоведения.

    С каких позиций изучается цвет представителями различных наук?

Из отзывов:

Руденко Ирина:

"Это огромная сумка с лакомством, которым можно наслаждаться до бесконечности... "

Дорогая Марина, доброго Вам времени суток!
Огромное спасибо за Вашу работу и этот курс!

Очень понравилась продуманность подачи материала. Нагрузка по разным группам сложности. Это идеальное решение и, ради бога, ничего не меняйте.
Я надеюсь еще один-два раза пройтись по курсу. У меня всегда была склонность, отхватить кусок гранита (науки), унести в укромное место и грызть его потихоньку. Но здесь - это огромная сумка с лакомством, которым можно наслаждаться до бесконечности.

В ходе он-лайн курса прошла по уровню декоративки. Получила огромное эстетическое удовольствие от цвета, Если я раньше считала цвет только средством для отображения предмета, то теперь понимаю что цвет самодостаточен сам по себе для выражения любой эмоции и мысли (эх, формулировка получилась немного невнятная).

Очень хорошо продумана работа с шаблонами. Их подбор по цветам, согласно эмоциям, тематика – прелесть. Для меня оказались очень полезны выкрасы по шаблонам, необходимость подбора оттенков. Она оказалась для меня труднее, чем живописная работа, поэтому и полезнее. Так, что я считаю полезным, правильным и необходимым выполнение всех трех уровней. (Хотя, у меня был один пробел – фиолетовую декоративку психологически не сделала, только художественную). Ну да, и живописные работы я еще предвкушаю.
Сначала выкрасы давались медленно. У меня на первые два цвета уходило по четыре часа времени. Затем почувствовала текстуру краски и кисть и дело пошло быстрее. Кстати, помогли очень Ваши комментарии как работать с красками, ну а видео - это верх продуманности: и бумага, и угол зрения видеокамеры, и краски на палитре.
Через некоторое количество выкрашенных шаблонов появился побочный эффект – желание выйти за рамки и сделать живопись. Так выкрасы по шаблонам явились мощным источником вдохновения и уверенности – приятная неожиданность.

Спасибо за критический разбор наших работ. Замечания – устраняем, похвала – окрыляет. Никто не прошел незамеченным – спасибо! Вы требовали с нас хорошего художественного вкуса – спасибо! И вообще требовали чего мы еще не знали – ритм, композицию, рисунок – спасибо!

Еще одно Ваше преимущество перед другими аналогичными в инете . Это голос. Как мне с ним комфортно! Мелодичный (огромная редкость!), спокойный, внятные разъяснения (тоже большая редкость при одновременной работе).
Ваш голос нельзя менять на титры в видео, ни в коем случае! Кроме того, когда Вы рисуете, то Ваши комментарии обусловлены сиюсекундными ощущениями и мыслями от работы и они вполне созвучны нашим потребностям при нашей работу (то есть эффект своеобразного сотворчества). Я скачала и сохранила все он-лайн встречи. Было грустно – включила запись. Эх, бывает у меня такое, прочитаешь методичку - а потом: как я этого не заметила, где мои глаза были, Так вот, после прослушивания записи: как я этого не заметила, где мои уши были,

Арт-альбом – для меня это ново. Просто замечательно. Даже в еще недоделанном виде – окрыляет. Я замесы по спектральным цветам делала в виде ступенек по насыщенности и уже сразу стала ими пользоваться.
Поначалу показалось излишним тестирование всех материалов, много на него уходит времени. Взяла себя в руки и насильно сделала. В виде матрицы: по горизонтали все названия цветов из методички, по вертикали все художественные материалы. Получилась интересная таблица – что где есть у разных производителей. Оставила несколько строчек «на вырост» - куплю новый акрил или еще что-нибудь.

Еще раз спасибо за курс.
Если утомила длинным письмом – прошу прощения. Курс длинный – впечатлений много.

С признательностью и наилучшими пожеланиями
Руденко Ирина.
[email protected]

Цвет (англ. сolour, франц. сouleur, нем. farbe) - это свойство материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. В широком значении цвет означает сложную совокупность градаций, взаимодействий, изменчивость тонов и оттенков. Видимый человеком цвет возникает, с одной стороны, под влиянием объективного физического явления - света, с другой - в результате электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. Помимо этих факторов, на возникновение цветового ощущения человека влияют зрительный опыт и память, физиологические и психологические особенности.

Цвет переживается не только визуально, но также психологически и символически, поэтому он изучается как сложнейший феномен многими специалистами. Физики исследуют световые волны, измеряют и классифицируют цвета; химики создают новые пигменты для красок; физиологи изучают действие цвета на глаза и мозг, а психологи - воздействие цвета на психику человека.


Теория цвета - это совокупность знаний о цвете. В настоящее время наука по изучению цвета включает в себя два основных раздела: цветоведение и колористику. Олицетворением научного знания о цвете также является колориметрия. Цветоведение изучает цвет с точки зрения систематизации знаний физики, химии, психологии, физиологии. Колористика изучает основные характеристики цвета, гармонизацию цветовых множеств, механизм воздействия цвета на пространственное формообразование, средства и методы цветовой организации архитектурной среды.

Характеристики цвета

Цвета делятся на две категории - хроматические и ахроматические. К хроматическим цветам относятся красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, фиолетовый цвета и все их смеси. Хроматические цвета мы видим индивидуально. К ахроматическим (не имеющим цвета) относятся белый, черный и все оттенки серого, они различаются только по светлоте. Человеческий глаз способен различить до 400 переходных оттенков от белого к черному.

Выделяют четыре цветовые группы: спектральные, светлые, темные и пастельные (или сероватые) цвета. Светлые - цвета спектра, смешанные с белым цветом; темные - цвета спектра, смешанные с черным; сероватые - цвета спектра, смешанные с разными оттенками серого.



Получение цветов спектра при помощи призмы

К основным характеристикам цвета относят: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Цветовой тон - признак хроматического цвета, по которому один цвет отличается от другого: зеленый, синий, фиолетовый. Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от ахроматического, схожего с ним по светлоте. Если добавить к чистому красному цвету немного серого, который одинаковый с ним по светлоте, то новый цвет будет менее насыщенным. Светлота - качество цвета, по которому его можно приравнять к одному из цветов ахроматического ряда, то есть чем выше яркость, тем светлее цвет.

Цветовые круги

Все многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в систему - расположить их в определенном порядке, выделить основные и производные цвета. К основным цветам относятся желтый, синий и красный. Смешивая их, можно получить все остальные оттенки.