Экономические методы управления предприятием. Методы управления в менеджменте: описание, характеристика и функции

Методы управления (method) совокупность способов воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения целей организации.

Экономические методы управления – это такие способы воздействия, которые посредством создания экономических условий побуждают работников предприятий и сами предприятия действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач. Они воздействуют на экономические интересы сотрудников, трудовых коллективов, собственников предприятий, субъектов внешней среды, других стейкхолдеров*, реализуются с помощью совокупности экономических рычагов, посредством которых достигается поставленная цель. При использовании экономических методов управления менеджмент распоряжается в пределах предоставленных полномочий материальными фондами, полученным доходом и прибылью, заработной платой, тем самым реализуя и поддерживая баланс экономических интересов.

Отличительными особенностями этих методов являются опосредованный характер воздействия и возможность количественного соизмерения, т.е. возможность выбора конкретных рычагов и средств на основе проведенного анализа. Количественные соизмерения осуществляются с помощью экономических расчетов. Экономические методы воздействуют на объект управления не прямо, а опосредованно через активизацию или подавление экономических интересов.

Cистему экономических методов образуют: экономический расчет государства – государственное экономическое регулирование; экономический расчет предприятий и экономический расчет сотрудников.

Суть государственного экономического расчета заключается в разработке экономического механизма, формировании экономических условий для деятельности предприятий, домашних хозяйств, правительственных агентств.

Экономический расчет государства реализуется путем установления макроэкономических пропорций. Для поддержания и изменения в планируемом направлении макроэкономических пропорций государственные органы управления разрабатывают перспективные направления социально-экономического развития, экономическую политику и ежегодно устанавливают прогнозные показатели. Основные составляющие экономической политики: денежно-кредит-ная политика, бюджетная политика, налоговая политика, социальная политика, регулирование внешнеэкономической деятельности, таможенное регулирование, ценовая политика, регулирование оплаты труда и др.

Различают три формы экономического расчета предприятия: бюджетный расчет, хозрасчет и коммерческий расчет.

При бюджетном расчете текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство. Расширенное воспроизводство также осуществляется за счет средств собственника. На принципах бюджетного расчета работают бюджетные организации, финансируемые за счет средств республиканского и местных бюджетов, планово-убыточные предприятия, производящие социально значимые товары и услуги, а также вновь создаваемые организации до достижения точки безубыточности.


В системе хозяйственного расчета предприятия самостоятельно покрывают текущие затраты и получают прибыль, за счет которой осуществляют расширенное воспроизводство. При этом источники прибыли находятся внутри предприятия. Ими являются увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции за счет улучшения использования всех видов внутренних ресурсов. Внешние источники прибыли (изменение цен на выпускаемую продукцию, нахождение лучших поставщиков сырья и материалов, потребителей, финансово-кредитных учреждений и др.) жестко регламентируются государством и практически недоступны предприятиям, функционирующим в условиях хозяйственного расчета.

Коммерческий расчет – это экономический метод управления, при котором источники расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия. Предприятия получают прибыль за счет как более эффективного использования внутренних ресурсов, так и лучшей работы с субъектами внешней среды. Например, менеджмент предприятия может увеличить прибыль путем: повышения эффективности продаж более выгодным клиентам или на новых рынках, заключения более выгодных договоров на поставку материальных ресурсов, более эффективного размещения финансовых ресурсов в различных банках, получения кредита на лучших условиях, привлечения дополнительных инвестиций, изменив свою организационно-правовую форму либо заключив выгодное партнерское соглашение, и т. п.

Благодаря тому, что коммерческий расчет синтезирует в себе все экономические рычаги и инструменты, он способствует обеспечению рентабельности, оптимальному использованию капитала, развитию технологии, эффективной кадровой политике.

Коммерческий расчет осуществляется с помощью следующих основных рычагов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др.

Планирование. Процедура планирования как одного из экономических методов менеджмента представляет собой совершение менеджером определенных управленческих действий с объектом планирования (объектом планирования может выступать, например, прибыль или количество работающих на предприятии и др.) и включает в себя: фиксацию текущего состояния данного объекта планирования; фиксацию прообраза этого объекта планирования, что означает желаемое его состояние в будущем с позиций менеджера; перечень действий, совершение которых позволит трансформировать объект планирования из его текущего состояния в состояние прообраза, который фиксируется менеджером в момент планирования.

Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности.

Главное в планировании как в экономическом методе управления – выбор из всех возможных действий наиболее оптимального, эффективного и результативного.

Анализ. Применение анализа как экономического метода управления заключается в экономическом обосновании: целей организации, определяемых потребностями рынка; возможного объема и видов ресурсов, которые могут быть вовлечены в организуемый производственный процесс; конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения этих целей. В экономическом анализе исследуются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.

Ценообразование. Прибыль может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации:

– увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод). Но это может повлечь за собой снижение объемов продаж, поэтому опытный менеджер должен быть в состоянии принимать целесообразное управленческое решение по фиксации допустимого увеличения цены при недопущении падения объема валовой прибыли;

– совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения (минимизации) издержек производства. Таким образом цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого – прибыли.

Одновременное использование этих двух методов способствует увеличению цены товара и сокращению издержек производства.

Финансирование и кредитование направлены на финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.

В целях усиления экономической мотивации деятельности отдельных подразделений, филиалов, дочерних компаний им предоставляется все большая оперативная самостоятельность. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развивалась форма экономических взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных цен (или трансфертных цен). Такие цены устанавливаются в рамках единой политики ценообразования. Внутрифирменный расчет отличается от коммерческого тем, что он осуществляется в рамках собственной организации, а коммерческий – между различными собственниками, но это единая система экономического расчета.

Исходными положениями внутрифирменного хозяйственного расчета являются:

– закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;

– предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями;

– разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

– применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

К экономической мотивации сотрудников относятся:

А. Прямое материальное вознаграждение:

1. Заработная плата.

2. Премии (бонусы).

3. Участие в прибылях.

4. Участие в акционерном капитале.

Б. Дополнительные (социальные) выплаты:

1. Возможность использовать оборудование фирмы в личных целях по льготным ценам.

2. Субсидии на питание.

3. Помощь в оплате образования, причем не только работников, но и членов их семей.

4. Скидки при покупке товаров своего предприятия.

5. Предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия.

6. Возможность получения льготных кредитов.

7. Предоставление различных видов медицинского обслуживания, которое фирма оплачивает частично (в ряде случаев – полностью).

Дополнительные выплаты способствуют привлечению и удержанию необходимых работников, кроме того, они помогают фирме лучше приспособиться к налоговому законодательству.

В ряде зарубежных компаний все большее распространение получают гибкие социальные выплаты, когда общая сумма выплат (льгот) фиксируется, а сам работник определяет их конкретный перечень и размер.

В. Штрафы –это материальная ответственность работника за некачественно выполненную работу.

Основным требованием к экономической мотивации работниковявляется индивидуальный подход с точки зрения конечных результатов их труда.

3.2 Организационно-распорядительные методы управления

Эти методы создают необходимые условия для функционирования организации. Посредством их создаются трудовые коллективы, формируются организационные структуры управления, упорядочиваются производственный и управленческий процессы. Они формируют работоспособную систему управления, которая адаптируется и изменяет внешнюю и внутреннюю среды предприятия, сохраняя саму себя; имеет механизмы, обеспечивающие развитие и самоорганизацию.

С помощью организационно-распорядительных методов реализуются все другие методы: экономические, административные и социально-психологические. Организационные методы представляют собой организационную форму всех прочих методов менеджмента.

Организационно-распорядительные методы (ОРМ) реализуются посредством организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, приказов, распоряжений, указаний, дисциплинарных воздействий и взысканий. Они классифицируются по специфике рычагов организационного воздействия. В зависимости от роли в процессе управления выделяют три группы организационно-распорядительных методов:

1. Организационные методы.

2. Распорядительные методы.

3. Дисциплинарные методы.

Методы организационного воздействия занимают центральное место. Их основное содержание заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними. К ним относятся:

1. Организационное регламентирование – это разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения в течение определенного периода. С помощью организационных регламентов устанавливаются статус, цели, задачи, полномочия, ответственность, правила функционирования и критерии оценки деятельности объектов регламентирования: предприятия, структурного подразделения, должностного лица, управленческого процесса. По этому признаку выделяют общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование, а также регламенты управленческих процессов и отношений.

Общеорганизационные регламенты – это положения, определяющие организационные особенности и порядок функционирования предприятия в целом. Например, устав предприятия и учредительный договор.

Функциональное регламентирование заключается в разработке положений, предусматривающих внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их цели, задачи, функции, взаимоотношения с другими подразделениями. К функциональным регламентам относятся положения об отделах и службах предприятия.

Должностное регламентирование – это определение штатов и должностных инструкций, в которых устанавливаются задачи, полномочия и ответственность должностных лиц, основания и требования к замещению управленческих должностей.

Управленческие процессы регламентируются стандартами предприятия и документированными процедурами. Отношения между организацией и персоналом – трудовыми контрактами и соглашениями, правилами приема на работу и увольнения.

2. Организационное нормирование – это установление норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. На предприятиях применяются технические, организационные, трудовые, экономические, экологические нормы и нормативы.

3. Организационное инструктирование – это ознакомление сотрудников с условиями работы, возможными проблемами, предостережение их от повторяющихся ошибок, советы по выполнению отдельных видов работ и т.д. Инструктирование может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством технических средств связи.

Методы распорядительного воздействия направлены на обеспечение слаженной работы аппарата управления, на поддержание системы в заданном режиме работы в процессе текущей деятельности. Они применяются при необходимости вмешаться в процесс производства для устранения отклонений или для реализации открывшихся возможностей. Распорядительные методы – это способы текущей организационной работы, основой которых является решение конкретных ситуаций, не предусмотренных организационными методами. Основные формы распорядительного воздействия – приказы и распоряжения. Приказы и распоряжения содержат требования к работе, обязательные к исполнению. Приказы на предприятии издает директор, распоряжения – руководители структурных подразделений. Распорядительное воздействие требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью устанавливается единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Методы дисциплинарного воздействия – это установление ответственности за выполнение обязанностей и мер по ее поддержанию. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Дисциплинарное воздействие заключается в практической реализации заранее установленных правил, регламентирующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия.

Меры дисциплинарного воздействия предусматриваются в Трудовом кодексе Республики Беларусь и правилах внутреннего распорядка предприятия. Так, Трудовой кодекс устанавливает три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Правилами внутреннего распорядка могут быть установлены и иные меры дисциплинарного воздействия: лишение премии, строгий выговор, перевод на другую работу и т.п.

Право на применение этих методов имеет только тот руководитель, который выступает в роли работодателя (подписывает приказ о принятии на работу).

Сущность и классификация методов управления.

Сущность ситуационного подхода к менеджменту.

Использование в менеджменте ситуационного подхода, сог­ласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия. Центральным моментом в этом подходе является ситуация, т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают действие на организацию в данное время. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов, с помощью которых выде­ляются наиболее значимые факторы, воздействуя на которые можно эффективно достигать цели.

Важным моментом в управленческой работе стала проблема не только адекватно действовать в соответствии со сложившейся в данный момент времени конкретной ситуацией, но и опре­делить путем системного анализа базы стратегических данных возможные направления развития ситуации.;

Ситуационный подход не является простым набором пред­писаний руководства, это скорее способ мышления о возникших организационных проблемах и механизме их решения. В этом подходе сохраняется концепция процесса управления. Однако для ситуационного подхода, хотя общий процесс и одинаков, специфические приемы для достижений целей инвариантны.

По своей сути ситуационный подход пытается увязать конк­ретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наибо­лее эффективно. Он пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации.

Если процессный и системный подходы пременяются в пред­виденных обстоятельствах, то ситуационный подход чаще ис­пользуют в нестандартных и непредвиденных обстоятельствах, когда за несколько минут необходимо правильно оценить сло­жившуюся ситуацию и принять верное решение. В таких ситуа­циях от менеджера требуются особые качества, такие как гиб­кость мышления, эрудиция, дар предвидения, т. е. быть готовым к программным решениям в нестандартных ситуациях.

Тема 10. Методы управления.

В процессе управления организацией используется множество разнообразных путей способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, оптимизировать и повысить эффективность выполнения различных управленческих функций. В совокупности они выступают как методы менеджмента (методы управления) .

Теория управления рассматривает методы менеджмента как конкретные способы и приемы осуществления управленческой деятельности. Методы управления направлены на активизацию персонала организации в процессе трудовой деятельности и воздействуют на различные интересы людей, удовлетворяя их естественные потребности.



Методы занимают особое место в менеджменте, т.к. на их основе происходит взаимное обогащение теории и практики. Действительно, отвечая на вопрос, как выполнить ту или иную управленческую работу, методы позволяют сформировать систему процедур, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и имеющихся ресурсов на выполнение поставленных целей и задач. Накопленный опыт позволяет уточнять, обогащать и совершенствовать теорию управления, а достижения теории менеджмента позволяют осуществлять процесс управления с еще большей эффективностью.

Методы управления так же разнообразны, как многогранны интересы и потребности людей, как разнообразен характер их работы. В методах менеджмента выражается сущность законов и принципов управления в конкретной форме, адаптированной (приспособленной) к условиям внутренней и внешней среды.

Главная черта методов менеджмента – обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Это означает, что применение того или иного метода не должно вызывать противоречий в интересах отдельных работников, трудового коллектива организации и всего общества в целом. Особенностью методов менеджмента, как инструментов практического управления, является их взаимосвязь и взаимообусловленность. Методы не исключают, а дополняют друг друга. Методы управления реализуются с помощью соответствующих организационных процедур и механизмов. Этому должно придаваться особое значение в связи с тем, что как бы хорош не был метод сам по себе, если он используется в практике менеджмента не в должной мере, то его эффективность остается на низком уровне. Любой метод сродни какому-то инструменту, которым надо уметь пользоваться. Например, самый лучший музыкальный инструмент в руках неумелого музыканта будет звучать очень плохо.

Надо помнить, что цели, которые ставит перед собой организация, и методы управления представляют собой гармоничное единство: каждой цели соответствуют строго определенные методы ее достижения. Поэтому менеджеру важно периодически сверять соответствие стоящих перед ним целей методам своей деятельности. Кроме того, для реализации каждой функции управления характерны свои методы. Есть специальные методы планирования, регулирования, стимулирования и т.д.

Требования, предъявляемые к методам менеджмента, должны обеспечивать:

Ÿ высокую производительность труда персонала и эффективность деятельности организации;

Ÿ слаженную работу трудового коллектива организации;

Ÿ четкую организацию процесса хозяйственной деятельности организации и управление ею на уровне мировых стандартов.

Вся совокупность методов, используемых менеджментом в практической деятельности, подразделяется на виды по признакам, характеризующим мотивы поведения людей в процессе труда. Нужно это для удобства изучения и использования методов управления. Чем больше методы соответствуют естественным, реальным интересам и потребностям людей, тем они эффективнее, т.е. успешнее выполняют задачу мотивации деятельности персонала организации.

Методы управления бывают:

Ÿ экономические;

Ÿ организационно-административные;

Ÿ социально-психологические.

Экономические методы воздействуют на имущественные интересы организации и ее персонала. В их основе лежат экономические законы общества и принципы справедливого вознаграждения за результаты труда. Экономические методы, с одной стороны, стимулируют деятельность организации по удовлетворению интересов общества (система налогов, банковских кредитов), а с другой – служат для мотивации работы персонала (зарплата, премии, вознаграждения).

Экономическим методам отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями. Экономические методы, применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается материальный эффект, удовлетворяющий требования организации, трудового коллектива в целом и каждого работника в частности.

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл использование экономических методов. Любая организация адекватно реагирует на экономические методы управления только в условиях хозяйственной самостоятельности, когда сама организация распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.

Экономические методы управления предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием, сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и эффективность их применения.

(ЭМУ) – способы и приемы воздействия на людей, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

Экономические методы управления – конкретный механизм сознательного использования на практике объективных экономических законов .

Экономические методы управления представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.

Экономические интересы подразделяются на:

  1. интересы государства;
  2. интересы коллектива;
  3. интересы личности.

Проблема сочетания интересов всех групп включает решение целого ряда задач: установление рациональных соотношений между фондами распределения и потребления; между фондами заработной платы и поощрительными фондами и т. п.

Две группы экономических методов управления:

1. Прямой экономический расчет основан на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов в целях обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

Прямой экономический расчет является плановым и директивным. Под директивностью понимается его обязательность, что придает ему характер закона.

Назначения метода: важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

2. Хозяйственный расчет основан на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

Принципы экономических методов управления:

  1. системность;
  2. комплексность.

Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:

  1. рентабельность;
  2. фондоотдачу;
  3. заработную плату и т. п.

Сущность экономических методов управления: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов , цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

Экономические методы управления основываются: на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

Особенность экономических методов управления:

  1. управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;
  2. при использовании экономических методов более эффективно функционируют обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля ;
  3. распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.

Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.

Две группы экономических методов управления.

1. Прямой экономический расчет базируется на плановом, централизованном, директивном распределении и перераспределении трудовых, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения макропропорций расширенного воспроизводства.

Прямой экономический расчет является плановым и директивным (обязательным).

Прямой экономический расчет важен для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и в других случаях, принимая форму субсидий, субвенций и дотаций.

2. Хозяйственный расчет базируется на употреблении стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов соотнесения результатов и затрат в производстве и реализации продукции.

Основные принципы экономических методов управления:
1) системность;
2) комплексность.

Экономические методы управления опираются на все рычаги хозяйствования:
– ;
– финансы;
– кредиты;
– ;
– фондоотдачу;
– и т. п.

Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.

Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.

Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.

Специфические черты экономических методов:
– управляемые процессы становятся более эластичными и адаптивными;
– появляется возможность более эффективного контроля;
– административный контроль становится не обязательным;
– распространение экономических методов сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования. Примеры проявления экономических методов управления персоналом.

1. Субсидирование персонала. Многие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.
2. Товары со скидкой. Во многих организациях работники имеют возможность приобретать товары и услуги организации со скидкой.
3. Ссуды. Возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цели.
4. Частное здоровья. Некоторые организации осуществляют частное страхование здоровья своих работников, имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Принципиальный вопрос коллективной в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо как минимум обеспечить "отзывчивость" организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников производственного процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых бы экономические методы были действенны и целенаправленны.

Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства.

Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и . В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.

Основной смысл всей работы в этом направлении сводится к тому, чтобы поставить органы руководства и трудовые коллективы в такие условия, при которых бы они могли максимально полно учитывать экономические последствия их управленческой и производственной деятельности.

Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.

В отличие от экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения.

Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, финансирование.

Для решения экономических задач в управлении организацией широко применяются и экономико-математические методы, поскольку основным свойством экономических задач является большое число ограничительных условий и множество решений. Их экономическую сущность может выразить математическая модель, представляющая собой систему ограничительных условий, налагаемых на неизвестные переменные.

С помощью экономико-математических методов можно получить конкретные данные, характеризующие то или иное экономическое явление, и найти наиболее эффективные решения. Здесь налицо своеобразная "обратная связь": не только математика служит развитию экономики, но и экономика способствует развитию математики. Однако в этой области пока существует определенный разрыв: потребности экономики опережают возможности математики.

Чаще всего применяются линейные модели, предназначенные для решения различного рода экономических задач, в то время как почти все зависимости в экономике нелинейны.

Экономическая практика обусловила появление ряда математических дисциплин: математическое программирование, теория игр, массовое обслуживание, управление запасами, исследование операций и др.

Несмотря на характерное для современного этапа усиление роли экономических рычагов и стимулов, не следует ограничивать организационно-административные методы воздействия, которые за счет централизации управления помогают выполнять напряженные плановые задания.

ФОРМЫ Экономических методов управления

Экономические методы управления предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Формы ЭМУ представлены на нижеследующей таблице.

Таблица 1 Формы экономических методов управления

Наименование группы МУ

Специфика группы

Наименование подгруппы

Наименование методов

Экономические методы управления

Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение

Экономические методы, применяемые на макро-уровне

Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика.

Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации)

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование.

Коммерческий расчет: самоокупаемость; самофинансирование

Экономические методы управления, применяемые на отдельного работника

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

Методы наказания (штрафы, вычеты и др.)

Использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда, и применение санкций за невыполнение.

Экономические методы на макро-уровне выступают как государственное регулирование. Оно охватывает разработку прогнозов и рациональных программ, госзаказов, налоговую, ценовую, инвестиционную и финансово-кредитную политику государства.

На микро-уровне методы предусматривают экономическую обособленность и самостоятельность предприятий.

Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности рабочих проявляется при оплате труда.

В условиях свободного рынка и сложного взаимодействия усиливается роль экономических методов управления. Они становятся условием радикальной перестройки основного механизма хозяйствующего субъекта, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой.

Основные виды экономических методов управления на предприятии

Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях экономики, являются:

1) коммерческий расчет;

2) внутрифирменный расчет;

3) ценовая политика и механизмы ценообразования;

4) механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономические рычаги, направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (конкретного бизнеса) и предприятия в целом.

Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод при реализации конкретной операционной деятельности. Важнейшими механизмами коммерческого расчета являются :

1) политика предприятия по оптимизации издержек производства и обращения, обеспечивающая конкурентную позицию предприятия на рынке и получение устойчивой прибыли;

2) организация условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) деятельности и развития предприятия.

Существуют различные способы и формы использования моделей коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.

Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имеющие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с другими отделениями (отделами) на основе различных планов и взаимных обязательств. Такие подразделения наделены собственными финансовыми ресурсами и отчитываются по их использованию. Все расчеты ведутся через единый центр предприятия. В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.

Внутрифирменный расчет реализуется на тех предприятиях, где есть децентрализованная структура управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли и затрат).

В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифирменного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечив этим роль регулятора издержек производства.

Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.

Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.

Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономическом механизме управления предприятием.

Политика ценообразования должна предопределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает ценовая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.

Цели ценовой политики :

· Обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, обеспечения необходимых инвестиций и инноваций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции;

· Создание условий для поддержания единых цен на однотипную продукцию на мировом рынке.

Реализация этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой политики с маркетинговой деятельностью, проведением инвестиционной политики предприятия, направленных на полное удовлетворение платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечивающего запланированную прибыль и конкурентоспособность.

При определении ценовой политики следует иметь в виду, что в качестве долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого может заинтересовать покупателя. Покупатели выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция качества товара и его цены. Стратегические цели и ценовая политика предприятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рентабельности (прибыльности).

При определении цены продукции используется один из известных подходов к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе себестоимости и ценообразование на основе ценности продукции а также ценообразование, основанное на учете поведения конкурентов. Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наиболее известные методы ценообразования приводятся ниже.

1. Самый простой метод ценообразования состоит в установлении цены на уровне себестоимости выполненных работ плюс надбавка. В этом случае формирование цены предусматривает установление себестоимости на основании переменных и постоянных издержек на производство и сбыт продукции (услуг) с учетом объема ее продаж, а также прибавления к себестоимости стандартной надбавки, которая составляет прибыль.

2. Наиболее распространен в современных условиях метод, называемый «целевым» ценообразованием, ориентированным на себестоимость. Этот метод предполагает установление полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целевая норма прибыли. Уровень желаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точки безубыточности.

3. Скользящая цена в момент заключения договора может устанавливаться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора.

4. В условиях жесткой конкуренции все большее число предприятий (компаний) устанавливают цены на основе воспринимаемой ценности. Ключом к ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразование на основе ценности означает, что продавец не может проектировать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на него.

5. Ценообразование на основе учета конкуренции (поведения конкурентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.

6. Ценообразование в рамках внутрифирменного расчета строится на иных принципах. Цены в этом случае выполняют свои функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера. По существу внутрифирменные цены являются результатом хозяйственной политики в интересах предприятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.

Конкурентоспособность является экономической категорией, определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка .

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих успех этого товара на рынке.

Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравнительной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурентов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию минимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью показателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкурентоспособности конкретного товара зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гарантируют удовлетворение конкретной общественной потребности.