Герои русских сказок и былин. Д.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!»…»

Сказки знаменитого русского поэта являются симбиозом народных сказочных традиций и литературного новаторства. Считается что А. С. Пушкин использовал в основе ранее услышанные сказки которые были переработаны в своей художественной системе.

Представляем вам список имена героев сказок, если не запомните. то запишите!

Сказки А. С. Пушкина | имена героев:

  1. «Мёртвая царевна и семеро богатырей»
    Среди положительных героев этой сказки был царь, царевна, королевич Елисей, семь богатырей.
    Волшебный атрибут - зеркальце.
    Среди отрицательных - Царица.
  2. «Сказка о царе Салтане»
    Положительными героями в этой сказке был царь Салтан, его супруга Царица, их сын князь Гвидон, сказочный персонаж - царевна Лебеди.
    Негативными персонажами были - повариха, баба Бабариха, ткачиха.
  3. «Сказка о рыбаке и рыбке»
    Положительная роль в сказке А.С. Пушкина досталась старику и золотой рыбке.
    Отрицательные - ворчунья старуха.
  4. «Сказка о попе и о работнике его Балде»
    Положительным героем был Балда.
    Отрицательными - Поп, Черти.
  5. «Сказка о золотом петушке»
    Положительную роль в этой сказке играл золотой петушок.
    Нейтральные роли достались сыновьям царя, звездочет, воевода, старик колдун.
    Отрицательными - Шамаханская царица и царь Дадон.

В поэме «Руслан и Людмила» поэт собрал почти всех героев русских сказок и поселил их в сказочном лукоморье. Однако на самом деле, он рассказывает о реальных исторических личностях: князе Владимире, его дочери Людмиле и преданном витязе Руслане.

Как видите поет наделил своих героев достойными именами не случайно, и если обратить внимание на значение имени, вы увидите истинно русское происхождение.

Имена героев сказок Пушкина 2, 3 класс.

Среди сотен русских сказок есть несколько десятков так называемых фантастических. В них-то и сохранились образы героев древних мифов. Простое перечисление сказочных героев говорит об этом: Солнце, Месяц, Луна, Солнцева сестра, Морозко, баба Яга, Лихо одноглазое, Кощей Бессмертный и сама Смерть - ведь это древние "большие" боги. Конечно, время внесло много нового в их облик и характеры. Солнце, например, в ряде сказок названо иносказательно: Свинка-золотая щетинка, Утка-золотые перышки, Золоторогий олень, Золотогривый конь, Красота Ненаглядная и т. п.

"Малых" богов в таких сказках еще больше: это упыри и черти, бес и леший, морской царь и ведьмы, водяной и царица змея. А звери, птицы, рыбы, которым в древности поклонялись русичи, в сказках представлены все: медведь, волк, лиса, заяц, коза, петух, утка, курица, ворон, цапля, журавль, орел, сокол, щука, ерш, рак и другие. Идея трехмерности мира опосредствованно дана в сказках о трех царствах. Враги сколотов-пахарей киммерийцы превратились в страшного Змея с тремя и более головами.

Время создало в русском фольклоре новый жанр - былины и новых героев - богатырей. Богатыри уже не боги, хотя слово это в своем корне имеет "бога". Они простые люди, но обладающие необычайной физической силой, ловкостью, мужеством, совершающие фантастические подвиги во славу своей Родины. Различают "старших" и "младших" богатырей. К старшим относятся Волх (Вольга) Всеславьевич, Святогор, Микула Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Волх Всеславьевич - сын змея, он обладает способностью перевоплощаться. Микула Селянинович - двойник "божественного пахаря" - царя Колоксая, научившегося обрабатывать землю. Святогор - богатырь, не знающий еще, где применить свою непомерную силу. Илья Муромец - главный богатырь киевского цикла. Он атаман тридцати богатырей, стоящих на заставе, охраняющей границу Киевской Руси. В былине “Илья Муромец и Сокольник", записанной в архангельском селе Усть-Цильма, они названы почти все. Я процитирую лишь малую часть той былины:

Тридцать-то было богатырей со богатырем.
Атаманом-то стар казак Илья Муромец,
Податаманьем-то Самсон да Колыбанович,
Добрыня-то Микитич жил во писаря,
Алеша-то Попович жил во поварах,
Мишка Торопанишка жил во конюхах...

Джордж Гордон Байрон. «ты кончил жизни путь, герой!..»

Цели: познакомить с творчеством английского поэта, посвятившим свою жизнь, свой поэтический дар защите угнетенных, обездоленных и униженных; учить определять тему, идею, нравственную направленность произведения.

Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Кого воспевал Р. Бернс в своих произведениях? Что вам известно о нем?

Чтение наизусть песни «Честная бедность» Р. Бернса.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788–1824) родился в семье английского дворянина, в возрасте десяти лет унаследовал родовой титул Байронов, их поместье и скамью в палате лордов – аристократической палате британского парламента. Завершив образование в знаменитом Кембриджском университете, молодой лорд отправился в двухлетнее путешествие (он посетил Пиренейский полуостров и Балканы).

Англия, неоднократно выступавшая против революционной Франции и ввязавшаяся в многолетнюю войну с Наполеоном, в начале XIX века переживала жестокий кризис. В 10-х гг. с новой силой вспыхнули народные волнения, возродилось движение луддитов – разрушителей станков. Луддиты считали, что, уничтожая станки, машины на фабриках, они тем самым уничтожают источник всех их бед. Против луддитов были предприняты многочисленные репрессии, вплоть до принятия закона о смертной казни за порчу собственности фабриканта.

Первая речь Байрона в палате лордов была направлена на защиту луддитов. Непримиримость поэта, посвятившего свой дар защите идеалов Великой французской революции, которые предал «узурпатор» Наполеон, служению угнетенным, обездоленным и униженным, поддержка национально-освободительных движений в Европе, вызвала вполне естественную ненависть к нему со стороны правящих кругов Англии. Они подвергли поэта гнусной травле. Поэт покинул Англию; он жил сначала в Швейцарии (1816), затем – в Италии (1817–1823). В одном из стихотворений Байрон с предельной краткостью и выразительностью раскрыл существо своего недолгого и блистательного жизненного пути:

Кто драться не может за волю свою,

Чужую отстаивать может.

В Италии Байрон принял непосредственное участие в движении карбонариев и тяжело пережил его разгром. В 1823 г., снарядив на собственные средства военный корабль, он отплыл в Грецию, где шла национально-освободительная война против турецкого господства. Он стал одним из вождей восстания, но неожиданно заболел и умер от лихорадки в греческом городе Миссолунги 19 апреля 1824 г. Сердце Байрона было погребено в Греции, а тело захоронено в Англии в его родовом поместье.



Прожив недолгую – всего 36 лет – жизнь, поэт оставил нам великолепные образцы интимной, философской, политической лирики, романтические и драматические поэмы, поэмы юмористические и сатирические, исторические трагедии, биографическую прозу, сатирико-нравоописательный роман в стихах «Дон Жуан», оставшийся, к сожалению, незавершенным. Байрон выступил с идеей непримиримой, хотя и трагической, борьбы против враждебной действительности. Эта революционная черта романтизма Байрона определила художественное новаторство его поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», первые две песни которой были опубликованы в 1812 г. и принесли поэту международную известность.

Новаторский жанр «Паломничества…» – лиро-эпическая поэма – был развит в творчестве Пушкина, Лермонтова и других классиков мировой литературы.

2. Чтение статьи учебника (с. 233), составление плана ответа.

1) Пушкин о Байроне.

2) Участник освободительной войны греческого народа от турецкого ига.

3) Гуманистический смысл творчества Байрона.

3. Чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь, герой!..»

4. Работа по анализу стихотворения.

– «Ты кончил жизни путь, герой!..» Как объяснить? (Герой пал в бою, но имя его не исчезло бесследно, только теперь «начнется слава», твой образ, твое мужество будут жить в песнях «родины святой», за свободу которой ты пал в бою.)

– Как понимать:

Отвагу мощную вдохнуть

Твой подвиг должен в нашу грудь?

(Народ, за свободу которого боролся герой, не забудет, «позабыть тебя не в силах». Его жизнь и борьба стали для него (народа) примером.



У Горького в «Песне о Соколе» есть такие строчки: «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!»)

Задание: комментарий 3-й строфы.

(Имя твое будет наводить страх на врага, девы будут петь песни о тебе, о доблестной смерти. И никто не будет лить слез, чтобы не оскорбить твой «славный прах».)

Задание: назвать героев сказок и былин, пушкинских и лермонтовских произведений, которые могут в других «отвагу мощную вдохнуть» и о которых можно сказать словами стихотворения Байрона. «И в песнях родины святой жить будет образ величавый».

Вывод. Тема борьбы и свободы волновала писателей и поэтов и русских, и зарубежных; они воспевали подвиги героев, не щадивших своих жизней, ради счастья других, и звали к борьбе, как некрасовский гражданин:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь…

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Ты кончил жизни путь…» и сказать, какому герою посвящаете свое чтение.

Русские былины – это отражение исторических событий, пересказанных народом, и как следствие, претерпевших сильные изменения. Каждый богатырь и злодей в них – это чаще всего реально существовавшая личность, чья жизнь или деятельность была взята за основу персонажа либо собирательный и очень важный для того времени образ.

Герои былин

Илья Муромец (русский богатырь)

Славный русский богатырь и храбрый воин. Именно таким предстает Илья Муромец в русском былинном эпосе. Служивший верой и правдой князю Владимиру, воин с рождения был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Отважный, сильный и бесстрашный был он вылечен от паралича старцами и всю свою силу богатырскую отдал защите русских земель от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.

У героя былин имеется реальный прототип – Илия Печерский, причисленный к лику святых как Илья Муромец. В юности он перенес паралич конечностей, а скончался от удара копьем в сердце.

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Еще один герой из прославленной тройки богатырей русских. Служил он князю Владимиру и выполнял его личные поручения. Был наиболее приближенным из всех богатырей к княжескому семейству. Крепкий, храбрый, ловкий и бесстрашный, он прекрасно плавал, умел играть на гуслях, знал порядка 12 языков и являлся дипломатом при решении дел государственных.

Реальным прототипом славного воина является воевода Добрыня, который приходился дядей самому князю по материнской линии.

Алёша Попович (русский богатырь)

Алеша Попович – младший из тройки богатырей. Славен не столько силой своей, сколько натиском, находчивостью и хитростью. Любитель хвастнуть своими достижениями, он наставлялся на путь истинный старшими богатырями. По отношению к ним вел себя двояко. Поддерживая и оберегая славную тройку, он ложно похоронил Добрыню, дабы жениться на жене его Настасье.

Олеша Попович – ростовский храбрый боярин, имя которого и связывают с появлением образа былинного героя-богатыря.

Садко (новгородский богатырь)

Удачливый гусляр из новгородских былин. Долгие годы зарабатывал на хлеб насущный игрой на гуслях. Получив награду от Царя Морского, Садко разбогател и с 30 кораблями отправился по морю в страны заморские. По пути забрал его к себе благодетель в качестве откупа. По наставлению Николая Чудотворца гусляру удалось вырваться из плена.

Прообразом героя считается Содко Сытинець, новгородский купец.

Святогор (богатырь-великан)

Великан и богатырь, обладавший недюжинной силой. Огромный и могучий, рожденный в горах Святых. При его ходьбе леса содрогались и реки разливались. Часть своей силы Святогор в писаниях русского эпоса передал Илье Муромцу. Вскоре после этого и умер.

Реального прототипа образа Святогора, нет. Он являет собой символ огромной первобытной силы, которой так и не нашлось применения.

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Богатырь и крестьянин, вспахивавший земли. Согласно былинам был знаком со Святогором и дал тому суму поднять полную тяжести земной. Биться с пахараем, согласно преданию, нельзя было, находился он под защитой Матушки Сырой Земли. Дочери его – жены богатырей, Ставра и Добрыни.

Образ Микулы выдуманный. Само имя является производным от распространенных в то время Михаила и Николая.

Вольга Святославич (русский богатырь)

Герой-богатырь древнейших былин. Обладал не только внушительной силой, но и умением понимать язык птиц, а также оборачиваться любым животным и оборачивать в них других. Ходил с походами на земли турецкие и индийские, и после становился их правителем.

Многими учеными образ Вольги Святославича отождествляется с Олегом Вещим.

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

Герой киевских былин. Отважный богатырь, обладавший огромной силой. Мог без труда разорвать сложенную дюжину бычьих шкур. Вырывал шкуру с мясом у несущихся на него разъяренных быков. Прославился тем, что победил змея, освободив от его плена царевну.

Своим появлениям герой обязан мифам о Перуне, сведенных к бытовым проявлениям чудесной силы.

Ставр Годинович (черниговский боярин)

Ставр Годинович – боярин из Черниговщины. Известен своей хорошей игрой на гуслях и крепкой любовью к жене, чьими талантами не прочь был похвалиться перед другими. В былинах роль играет не главную. Более известна его жена Василиса Микулишна, вызволившая мужа из заточения в темницах Владимира Красна Солнышка.

Упоминание о реальном сотском Ставре имеется в летописях 1118 года. Он был также заточен в погребах князя Владимира Мономаха после беспорядков.