Изображение природы в пасторальной симфонии бетховена. Бетховен

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО БЕТХОВЕНА

Бетховенские симфонии возникли на почве, подготовленной всем ходом развития инструментальной музыки 18 века, в особенности непосредственными его предшественниками – Гайдном и Моцартом. Сложившийся окончательно в их творчестве сонатно-симфонический цикл, его разумные стройные конструкции оказались прочным основанием массивной архитектуры симфоний Бетховена.

Музыкальное мышление Бетховена - сложный синтез самого серьёзного и передового, рождённого философской и эстетической мыслью его времени, с высшим проявлением национального гения, запечатленным в широких традициях многовековой культуры. Много художественных образов подсказала ему и реальная действительность - революционная эпоха (3, 5, 9 симфонии). Особенно волновала Бетховена проблема "героя и народа". Герой Бетховена неотделим от народа, и проблема героя перерастает в проблему личности и народа, человека и человечества. Случается, что герой гибнет, но гибель его венчает победа, несущая счастье освобождённому человечеству. Наряду с героической тематикой богатейшее отражение нашла тема природы (4, 6 симфония, 15 соната, многие медленные части симфоний). В понимании и восприятии природы Бетховен близок идеям Ж.-Ж. Руссо. Природа для него - не грозная, непостижимая сила, противостоящая человеку; она – источник жизни, от соприкосновения с которым человек нравственно очищается, обретает волю к деятельности, смелее смотрит в будущее. Глубоко проникает Бетховен и в тончайшую сферу человеческих чувств. Но, раскрывая мир внутренней, эмоциональной жизни человека, Бетховен рисует всё того же героя, сильного, гордого, мужественного, который никогда не становится жертвой своих страстей, так как его борьбу за личное счастье направляет всё та же мысль философа.

Каждая из девяти симфоний – произведение исключительное, плод долгого труда (например, над симфонией №9 Бетховен работал 10 лет).

симфонии

В первой симфонии C - dur черты нового бетховенского стиля проступают очень скромно. По мнению Берлиоза, «это превосходная музыка… но… ещё не Бетховен». Заметно движение вперёд во второй симфонии D - dur . Уверенно-мужественный тон, динамика развития, энергия значительно ярче раскрывают образ Бетховена. Но подлинный творческий взлёт произошёл в Третьей симфонии. Начиная с Третьей симфонии, героическая тема вдохновляет Бетховена на создание самых выдающихся симфонических произведений – Пятой симфонии, увертюр, затем эта тема возрождается с недосягаемым художественным совершенством и размахом в Девятой симфонии. Одновременно Бетховен раскрывает и другие образные сферы: поэзия весны и юности в симфонии №4, динамика жизни Седьмой.

В Третьей симфонии, по словам Беккера, Бетховен воплотил «только типическое, вечное… - силу воли, величие смерти, творческую мощь – он соединяет воедино и из этого творит свою поэму о всём великом, героическом, что вообще может быть присуще человеку» [Пауль Беккер. Бетховен, т. II . Симфонии. М., 1915, стр. 25.] Вторая часть – Траурный марш, непревзойдённая по красоте музыкальная героико-эпическая картина.

Идея героической борьбы в Пятой симфонии проводится ещё более последовательно и направленно. Подобно оперному лейтмотиву, четырёхзвучная основная тема проходит через все части произведения, трансформируясь по ходу развития действия и воспринимается как символ зла, трагически вторгающегося в жизнь человека. Велик контраст между драматизмом первой части и медлительно-задумчивым течением мысли во второй.

Симфония №6 «Пасторальная», 1810

Слово «пастораль» обозначает мирную и беззаботную жизнь пастухов и пастушек среди трав, цветов и тучных стад. Со времен античности пасторальные картины с их размеренностью и покоем были для образованного европейца неколебимым идеалом и продолжали оставаться им во времена Бетховена. «Никто на белом свете не может любить деревню так как я, - признавался он в своих письмах. - Я могу полюбить какое-нибудь дерево больше чем человека. Всемогущий! В лесах счастлив я, я счастлив в лесах, где каждое дерево говорит о тебе».

«Пасторальная» симфония – сочинение знаковое, напоминающее о том, что настоящий Бетховен – вовсе не фанатик-революционер, готовый ради борьбы и победы отказаться от всего человеческого, а певец свободы и счастья, в пылу сражения не забывающий о цели, ради которой приносятся жертвы и совершаются подвиги. Для Бетховена активно-драматические сочинения и пасторально-идиллические – это две стороны, два облика его Музы: действие и размышление, борьба и созерцание составляют для него, как для всякого классика, обязательное единство, символизируя уравновешенность и гармонию природных сил.

«Пасторальная» симфония имеет подзаголовок «Воспоминания о сельской жизни». Поэтому совершенно естественно в первой ее части звучат отголоски деревенской музыки: свирельные наигрыши, сопровождающие сельские прогулки и танцы поселян, лениво переваливающиеся напевы волынки. Однако рука Бетховена, неумолимого логика, видна и здесь. И в самих мелодиях, и в их продолжении проступают схожие черты: возвратность, инерция и повторность господствуют в изложении тем, в малых и больших фазах их развития. Ничто не отступит, не повторившись несколько раз; ничто не придет к неожиданному или новому итогу – все вернется на круги своя, включится в ленивый круговорот уже знакомых мыслей. Ничто не примет навязанного извне плана, а будет следовать заведенной инерции: всякий мотив волен неограниченно разрастаться или сойти на нет, раствориться, уступая место другому подобному мотиву.

Не так ли инерционны и спокойно-размеренны все природные процессы, не так ли единообразно и лениво плывут в небе облака, колышутся травы, журчат ручьи и реки? Природная жизнь в отличие от жизни людей не обнаруживает явной цели, и оттого она лишена напряжения. Вот она, жизнь-пребывание, жизнь, свободная от желаний и стремления к желаемому.

Как в противовес господствующим вкусам Бетховен в последние творческие годы создаёт произведения, исключительные по глубине и величию.

Хотя Девятая симфония далеко не последнее произведение Бетховена, именно она явилась сочинением, завершающее идейно-художественные искания композитора. Проблемы, очерченные в симфониях №3 и 5 здесь приобретаю всечеловеческий, вселенский характер. Принципиально изменился и сам жанр симфонии. В инструментальную музыку Бетховен вводит слово . Это открытие Бетховена не раз использовали композиторы 19, 20 века. Обычный принцип контраста Бетховен подчиняет идее непрерывного образного развития, отсюда нестандартное чередование частей: вначале две быстрые части, где концентрируется драматизм симфонии, а медленная третья часть подготавливает финал – итог сложнейших процессов.

Девятая симфония – одно из самых выдающихся творений в истории мировой музыкальной культуры. По величию идеи, по широте замысла и мощной динамике музыкальных образов Девятая симфония превосходит всё созданное самим же Бетховеном.

+МИНИБОНУС

ФОРТЕПИАННЫЕ СОНАТЫ БЕТХОВЕНА.

Поздние сонаты отличаются большой сложностью музыкального языка, композиции. Бетховен во многом отступает от закономерностей формообразования, типичных для классической сонаты; тяготение в ту пору к философско-созерцательным образам привело к увлечению полифоническими формами.

ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. «К ДАЛЁКОЙ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ». (1816 ?)

Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен "КДВ". Совершенно оригинальный по замыслу и композиции, он явился ранним предвестником романтических вокальных циклов Шуберта и Шумана.

«Музыка выше, чем любая мудрость и философия...»

Бетховен и симфония

Слово «симфония» очень часто употребляется, когда заходит речь о произведениях Людвига ван Бетховена. Значительную часть своей жизни композитор посвятил совершенствованию жанра симфонии. Что же представляет собой эта форма композиции, являющаяся важнейшей частью наследия Бетховена и успешно развивающаяся в наши дни?

Истоки

Симфонией называется крупная музыкальная композиция, написанная для оркестра. Таким образом, понятие «симфония» не относится к какому - то определенному жанру музыки. Многие симфонии являются тональными произведениями в четырех частях, причем первой формой считается соната. Их обычно классифицируют как классические симфонии. Однако даже сочинения некоторых известных мастеров классического периода - таких, как Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, - не укладываются в эту модель.

Слово «симфония» происходит в переводе от греческого, что означает «звучать вместе». Исидор из Севильи первым использовал латинскую форму этого слова для обозначения двуглавого барабана, а в XII - XIV веках во Франции это слово означало «шарманка». В значении «звучать вместе» оно появляется также в названиях некоторых сочинении композиторов XVI - XVII веков, включая Джованни Габриеле и Генриха Шутца.

В XVII веке, на протяжении большей части периода барокко, термины «симфония» и «синфония» применялись к ряду различных композиций, включая инструментальные произведения, используемые в операх, сонатах и концертах - обычно как часть более крупной работы. В оперной синфонии, или итальянской увертюре, в XVIII веке сложилась стандартная структура из трех контрастных частей: быстрой, медленной и быстрой танцевальной. Эту форму принято считать непосредственной предшественницей оркестровой симфонии. На протяжении большей части XVIII века термины «увертюра», «симфония» и «синфония» считались взаимозаменяемыми.

Другим важным предшественником симфонии был концерт рипиено – сравнительно мало изученная форма, напоминающая концерт для струнных и бассо-континуо, но без солирующих инструментов. Самым и ранними из концертов рипиено считаются произведения Джузеппе Торелли. Антонио Вивальди также писал произведения такого типа. Пожалуй, наиболее известным концертом рипиено является «Бранденбургский концерт» Иоганна Себастьяна Баха.

Симфония в XVIII веке

Ранние симфонии писались в трех частях со следующим чередованием темпов: быстрый – медленный - быстрый. Симфонии отличаются и от итальянских увертюр тем, что предназначаются для самостоятельного концертного исполнения, а не для исполнения на оперной сцене, хотя произведения, изначально написанные как увертюры, позже иногда использовались в качестве симфоний и наоборот. Большинство ранних симфоний было написано в мажоре.

Симфонии, созданные в XVIII веке для концертного, оперного или церковного исполнения, исполнялись вперемешку с сочинениями других жанров или выстраивались в цепочку, составленную из сюит или увертюр. Доминировала вокальная музыка, в которой симфонии выполняли роль прелюдии, интерлюдии и постлюдий (завершающих частей).
В то время большинство симфоний были короткими, продолжительностью от десяти до двадцати минут.

«Итальянские» симфонии, обычно используемые в качестве увертюр и антрактов в оперных постановках, по традиции имели трехчастную форму: быстрая часть (аллегро), медленная часть и еще одна быстрая часть. Именно по этой схеме написаны все ранние симфонии Моцарта. Ранняя трехчастная форма постепенно была вытеснена четырехчастной формой, доминировавшей в конце XVIII и на протяжении большей части XIX века. Эта симфоническая форма, созданная немецкими композиторами, стала ассоциироваться с «классическим» стилем Гайдна и позднего Моцарта. Появилась дополнительная «танцевальная» часть, и при этом первая часть признавалась «первой среди равных».

Стандартная четырехчастная форма состояла из:
1) быстрой части в бинарной или - в более поздний период - сонатной форме;
2) медленной части;
3) менуэта или трио в трехкомпонентной форме;
4) быстрой части в форме сонаты, рондо или сонаты-рондо.

Обычными считались вариации этой структуры, например, изменение порядка двух средних частей или добавление медленной интродукции к первой быстрой части. Первой известной нам симфонией с включением менуэта в качестве третьей части было сочинение ре мажор, написанное в 1740 году Георгом Матиасом Манном, а первым композитором, постоянно добавлявшим менуэт как компонент четырехчастной формы, стал Ян Стамиц.

Сочинением ранних симфоний занимались в - основном венские и мангеймские композиторы. Ранними представителями венской школы были Георг Кристоф Вагензейль, Венцель Раймонд Бирк и Георг Матиас Монн, а в Мангейме работал Ян Стамиц. Правда, это не означает, что симфониями занимались только в этих двух городах: их сочиняли по всей Европе.

Наиболее известными симфонистами конца XVIII века были Йозеф Гайдн, написавший за 36 лет 108 симфоний, и Вольфганг Амадей Моцарт, создавший за 24 года 56 симфоний.

Симфония в XIX веке

С появлением постоянных профессиональных оркестров в 1790-1820 годах симфония начинает занимать все более видное место в концертной жизни. Первый академический концерт Бетховена «Христос на Масличной горе» получил большую известность, чем его первые две симфонии и фортепианный концерт.

Бетховен значительно расширил прежние представления о жанре симфонии. Его Третья («Героическая») симфония отличается масштабностью и эмоциональным содержанием, намного превосходя в этом отношении все созданные прежде сочинения симфонического жанра, а в Девятой симфонии композитор пошел на беспрецедентный шаг, включив в последнюю часть партии для солиста и хора, что превратило это сочинение в хоральную симфонию.

Гектор Берлиоз использовал тот же принцип при написании своей «драматической симфонии» «Ромео и Джульетта». Бетховен и Франц Шуберт заменили традиционный менуэт более оживленным скерцо. В «Пасторальной симфонии» Бетховен вставил перед заключительной частью фрагмент «бури», а Берлиоз в своей программной «Фантастической симфонии» использовал марш и вальс, а также написал ее в пяти, а не в четырех, как принято, частях.

Роберт Шуман и Феликс Мендельсон, ведущие немецкие композиторы, своими симфониями расширили гармонический словарь романтической музыки. Некоторые композиторы - например, француз Гектор Берлиоз и венгр Ференц Лист - писали четко выраженные программные симфонии. Творения Иоганнеса Брамса, взявшего творчество Шумана и Мендельсона в качестве отправной точки, отличались особенной структурной строгостью. Другими видными симфонистами второй половины XIX века были Антон Брукнер, Антонин Дворжак и Пётр Ильич Чайковский.

Симфония в ХХ веке

В начале ХХ века Густав Малер написал несколько масштабных симфоний. Восьмую из них назвали «Симфонией тысячи»: именно столько музыкантов требовалось для ее исполнения.

В ХХ веке происходило дальнейшее стилевое и смысловое развитие композиции, называемых симфониями. Некоторые композиторы, включая Сергея Рахманинова и Карла Нильсена, продолжали сочинять традиционные четырехчастные симфонии, в то время как другие авторы широко экспериментировали с формой: например, Седьмая симфония Яна Сибелиуса состоит всего из одной части.

Однако сохранялись определенные тенденции: симфонии по-прежнему оставались оркестровыми произведениями, а симфонии с вокальными частями или с солирующими партиями для отдельных инструментов были исключениями, а не правилом. Если произведение называется симфонией, то это подразумевает достаточно высокий уровень его сложности и серьезность намерений автора. Появился также термин «симфониетта»: так называют произведения несколько более легкие, чем традиционная симфония. Наиболее известными можно считать симфониетты Леоша Яначека.

В ХХ веке увеличилось также количество музыкальных сочинений, по форме типичных симфоний, которым авторы дали иное обозначение. Так, именно как симфонии музыковеды часто рассматривают Концерт для оркестра Белы Бартока и «Песнь о Земле» Густава Малера.

Другие композиторы, напротив, все чаще называют симфониями сочинения, которые с трудом можно отнести к этому жанру. Это может указывать на стремление авторов подчеркнуть свои артистические намерения, не имеющие прямого отношения к какой-либо симфонической традиции.

На постере: Бетховен за работой (картина работы Уильяма Фассбендера (1873-1938))

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, 2 тромбона, литавры, струнные.

История создания

Рождение Пасторальной симфонии приходится на центральный период творчества Бетховена . Почти одновременно из-под его пера вышли три симфонии, совершенно разные по характеру: в 1805 году он начал писать героическую по складу симфонию до минор , известную теперь под № 5, в середине ноября следующего года закончил лирическую Четвертую, си-бемоль-мажорную , а в 1807 году принялся за сочинение Пасторальной. Законченная одновременно с до-минорной в 1808 году, она резко от нее отличается. Бетховен, смирившийся с неизлечимым недугом - глухотой, - здесь не борется с враждебной судьбой, а прославляет великую силу природы, простые радости жизни.

Как и до-минорная, Пасторальная симфония посвящена покровителю Бетховена, венскому меценату князю Ф. И. Лобковицу и русскому посланнику в Вене графу А. К. Разумовскому. Обе они впервые прозвучали в большой «академии» (то есть концерте, в котором исполнялись произведения только одного автора им самим как инструменталистом-виртуозом или оркестром под его управлением) 22 декабря 1808 года в Венском театре. Первым номером программы значилась «Симфония под названием «Воспоминание о сельской жизни», фа мажор, № 5». Лишь некоторое время спустя она стала Шестой. Концерт, проходивший в холодном зале, где публика сидела в шубах, успеха не имел. Оркестр был сборным, невысокого уровня. Бетховен на репетиции рассорился с музыкантами, работал с ними дирижер И. Зейфрид, а автор лишь руководил премьерой.

Пасторальная симфония занимает особое место в его творчестве. Она программна, причем, единственная из девяти, имеет не только общее название, но и заголовки к каждой части. Частей этих не четыре, как давно утвердилось в симфоническом цикле, а пять, что связано именно с программой: между простодушным деревенским танцем и умиротворенным финалом помещена драматическая картина грозы.

Бетховен любил проводить лето в тихих деревушках в окрестностях Вены, бродить по лесам и лугам от зари до зари, в дождь и солнце, и в этом общении с природой возникали замыслы его сочинений. «Ни один человек не может любить сельскую жизнь так, как я, ибо дубравы, деревья, скалистые горы откликаются на мысли и переживания человека». Пасторальная, которая, по словам самого композитора, рисует чувства, рождающиеся от соприкосновения с миром природы и сельской жизни, стала одним из наиболее романтических сочинений Бетховена. Недаром в ней видели источник своего вдохновения многие романтики. Об этом свидетельствуют Фантастическая симфония Берлиоза, Рейнская симфония Шумана, Шотландская и Итальянская симфонии Мендельсона, симфоническая поэма «Прелюды» и многие фортепианные пьесы Листа.

Музыка

Первая часть названа композитором «Радостные чувства по прибытии в деревню». Незамысловатая, многократно повторяющаяся главная тема, звучащая у скрипок, близка народным хороводным мелодиям, а сопровождение у альтов и виолончелей напоминает гудение деревенской волынки. Несколько побочных тем мало контрастируют главной. Разработка также идиллична, лишена резких контрастов. Длительное пребывание в одном эмоциональном состоянии разнообразится красочными сопоставлениями тональностей, сменой оркестровых тембров, нарастаниями и спадами звучности, что предвосхищает принципы разработки у романтиков.

Вторая часть - «Сцена у ручья» - проникнута теми же безмятежными чувствами. Певучая скрипичная мелодия медленно разворачивается на журчащем фоне других струнных, который сохраняется на протяжении всей части. Лишь в самом конце смолкает ручей, и становится слышна перекличка птиц: трели соловья (флейта), крик перепела (гобой), кукование кукушки (кларнет). Слушая эту музыку, невозможно представить, что она написана глухим композитором, уже давно не слышавшим пения птиц!

Третья часть - «Веселое сборище поселян» - наиболее жизнерадостна и беззаботна. В ней сочетаются лукавое простодушие крестьянских танцев, введенных в симфонию еще учителем Бетховена Гайдном, и острый юмор типично бетховенских скерцо. Начальный раздел строится на неоднократном сопоставлении двух тем - отрывистой, с настойчивыми упрямыми повторами, и лирической певучей, однако не без юмора: аккомпанемент фаготов звучит не в такт, словно у неопытных деревенских музыкантов. Следующая тема, гибкая и грациозная, в прозрачном тембре гобоя в сопровождении скрипок, также не лишена комического оттенка, который придают ей синкопированный ритм и внезапно вступающие басы фагота. В более быстром трио упорно повторяется грубоватая попевка с резкими акцентами, в очень громком звучании - словно деревенские музыканты разыгрались вовсю, не жалея сил. В повторении начального раздела Бетховен нарушает классическую традицию: вместо полного проведения всех тем звучит лишь краткое напоминание о первых двух.

Четвертая часть - «Гроза. Буря» - начинается сразу, без перерыва. Она составляет резкий контраст всему предшествовавшему и является единственным драматическим эпизодом симфонии. Рисуя величественную картину разбушевавшейся стихии, композитор прибегает к изобразительным приемам, расширяет состав оркестра, включая, как и в финале Пятой, не применявшиеся ранее в симфонической музыке флейту-пикколо и тромбоны. Контраст особенно резко подчеркнут тем, что эта часть не отделена паузой от соседних: начинаясь внезапно, она так же без паузы переходит в финал, где возвращаются настроения первых частей.

Финал - «Пастушеская песня. Радостные и благодарные чувства после бури». Спокойный напев кларнета, которому отвечает валторна, напоминает перекличку пастушьих рожков на фоне волынок - им подражают выдержанные звуки альтов и виолончелей. Переклички инстру­ ментов постепенно замирают вдали - последней проводит мелодию валторна с сурдиной на фоне легких пассажей струнных. Так необычно завершается эта единственная в своем роде бетховенская симфония.

А. Кенигсберг

Природа и слияние с ней человека, чувство душевного покоя, простые радости, внушаемые благодатной прелестью мира природы - таковы тематика, круг образов этого произведения.

Среди девяти симфоний Бетховена Шестая - единственная программная в прямом понимании этого термина, то есть она имеет общее название, которое очерчивает направление поэтической мысли; помимо того, озаглавлена каждая из частей симфонического цикла: первая часть - «Радостные чувства по прибытии в деревню», вторая - «Сцена у ручья», третья - «Веселое сборище поселян», четвертая - «Гроза» и пятая - «Пастушеская песня» («Радостные и благодарные чувства после бури»).

В своем отношении к проблеме «природа и человек » Бетховен, как мы уже об этом упоминали, близок идеям Ж.-Ж. Руссо. Он воспринимает природу любовно, идиллически, напоминая Гайдна , воспевшего идиллию природы и сельского труда в оратории «Времена года ».

Вместе с тем, Бетховен выступает и как художник нового времени. Это сказывается и в большей поэтической одухотворенности образов природы, и в картинности симфонии.

Сохраняя в неприкосновенности основную закономерность циклических форм - контрастность сопоставляемых частей, - Бетховен формирует симфонию как ряд относительно самостоятельных картин, которые изображают разные явления и состояния природы или жанрово-бытовые сценки из сельской жизни.

Программность, картинность Пасторальной симфонии отразились на особенностях ее композиции, музыкального языка. Это единственный случай, когда Бетховен в своих симфонических сочинениях отступает от четырехчастной композиции.

Шестую симфонию можно рассматривать как пятичастный цикл; если же принять во внимание, что последние три части идут без перерыва и в некотором смысле продолжают одна другую, то образуются всего три части.

Такая «вольная» трактовка цикла, так же, как и тип программности, характеристичность заголовков предвосхищают будущие произведения Берлиоза, Листа и других композиторов-романтиков. Сам образный строй, включающий новые, более тонкие психологические реакции, вызываемые общением с природой, делает Пасторальную симфонию предвестницей романтического направления в музыке.

В первой части симфонии Бетховен в заголовке сам подчеркивает, что это не описание сельского пейзажа, а чувства , им вызываемые. Эта часть лишена иллюстративности, звукоподражания, которые встречаются в других частях симфонии.

Используя в качестве главной темы попевку народного склада, Бетховен усиливает ее характеристичность своеобразием гармонизации: тема звучит на фоне выдержанной квинты в басах (типичный интервал народных инструментов):

Свободно и легко «выводят» скрипки раскидистый рисунок мелодии побочной партии; ей «важно» вторит бас. Контрапунктическое развитие как бы наполняет тему все новыми соками:

Безмятежный покой, прозрачность воздуха чувствуются в теме заключительной партии с ее наивно-бесхитростным инструментальным наигрышем (новый вариант первичной попевки) и перекличкой на фоне смолкающих шорохов басов, опирающихся на тонический органный звук C-dur (тональность побочной и заключительной партий):

Новизной приемов развития интересна разработка, особенно ее первый раздел. Взятая в качестве объекта для развития, характерная попевка главной партии повторяется многократно без каких-либо изменений, зато она расцвечивается игрой регистров, инструментальных тембров, движением тональностей по терциям: B-dur - D-dur, G-dur - E-dur.

Подобного рода приемы красочных сопоставлений тональностей, которые получат широкое распространение у романтиков, направлены на то, чтобы вызвать определенное настроение, ощущение данного ландшафта, пейзажа, картины природы.

Зато во второй части , в «Сцене у ручья», так же как в четвертой - «Грозе» - изобилие изобразительных и звукоподражательных приемов. Во второй части в ткань сопровождения, передающего спокойное течение ручья, вплетаются коротенькие трели, форшлаги, небольшие и более протяженные мелодические обороты. Мягкие краски всей звуковой палитры рисуют идиллическую картину природы, ее трепетные зовы, легчайшее порхание, шепот листьев и т. п. Остроумным изображением разноголосного гомона птичек Бетховен завершает всю «сцену»:

Последующие три части, связанные в одну серию, - сценки крестьянской жизни.

Третья часть симфонии - «Веселое сборище крестьян» - сочная и живая жанровая зарисовка. В ней много юмора и искреннего веселья. Большое очарование придают ей тонко подмеченные и остро воспроизведенные детали, вроде вступающего невпопад фаготиста из незатейливого деревенского оркестра или нарочитого подражания грузному крестьянскому плясу:

Бесхитростный деревенский праздник внезапно прерывает гроза. Музыкальное изображение грозы - разбушевавшейся стихии - часто встречается в самых различных музыкальных жанрах XVIII и XIX веков. Бетховенская трактовка этого явления наиболее близка гайдновской: гроза - не бедствие, не опустошение, а благодать, она наполняет влагой землю и воздух, необходима для произрастания всего живого.

Тем не менее изображение грозы в Шестой симфонии - исключение среди произведений этого рода. Оно поражает истинной стихийностью, безграничной силой воспроизведения самого явления. Хотя Бетховен и использует характерные звукоподражательные приемы, главное здесь - драматическая мощь.

Последняя часть - «Пастушеская песня» - логическое, вытекающее из всей концепции завершение симфонии. В ней Бетховен славит животворящую красоту природы. Самое существенное, что отмечает слух в последней части симфонии - ее песенность, народность самого склада музыки. Господствующая на всем протяжении неторопливо льющаяся пасторальная мелодия насыщена тончайшей поэзией, которая одухотворяет все звучание этого необычного финала:

Приветствие детей и педагога.

6 минут

Сообщение новой темы.

Актуализация имеющихся знаний о вБетховене

Учитель: На прошдлм занятии мы с вами познакомимся с произведением венского классика, объединившего в своём творчестве две эпохи. Назовите его имя.-

Ученики: Л. в ан Бетховеным.

Учитель: Какое произведение мы слушали?

Что такое симфония?

Какое название?

Основная мысль, идея?

Ученики: борьба

На доске презентация с темой урока и портретом Бетховена -

Беседа, метод опроса, наглядный метод.

5

минут

Рассказ об и истории создания симфонии 5

Учитель: Мы знаем, что тема борьбы пронизывает все творчество Бетховена и его жизнь.

Сегодня мы познакомимся с еще одной симфонией №5.

20 минут

Слушание музыки

Учитель: Итак, давайте послушаем самое начало 1 части симфонии. Симфония начинается с мотива-эпиграфа. (Эпиграф – краткое изречение, передающее основную мысль.) Услышав мотив, который вы наверняка уже знаете, какую же мысль он нам передает.

//Звучит мотив судьбы//

Учитель: Как звучит мотив? Какие возникли у вас ассоциации, прослушав этот мотив?

Ученики: Начальный мотив звучит коротко, решительно и сильно. Как будто кто-то стучится в дверь.

Учитель: Этот мотив называется - Мотив судьбы человека. И вы правильно отметили, что этот мотив похож на стук в дверь. «Так судьба стучится в дверь». На этом мотиве-эпиграфе построена вся 1 часть симфонии.

И здесь опять тема борьбы человека и судьбы.

Давайте запишем тему урока. Напишем ГП, ПП, разраб, реприза, драматургия.

Давайте послушаем 1 часть 5 симфонии и подумайте кто в 1 части все таки побеждает человек или судьба ?

//Звучит 1 часть Allegro con brio - 7 мин. 15 сек. //

(Дети записывают название произведения, слушают музыку и выясняют, что мотив судьбы звучит грозно и сильно, поэтому в этом поединке человек проигрывает.)

Учитель: - Действительно, в 1 части победа пока остаётся за злой судьбой, но композитор в каждой части показывает нам неустанную борьбу человеческой воли и духа с ударами с судьбы. По-разному звучит мотив-эпиграф: то грозно и близко, то глухо и далеко, как бы напоминая о себе. Но с каждой частью борьба становится всё напряженнее.

Послушайте, как звучит финал, последняя 4 часть. Что мы услышим победу человеческого духа или поражение?

//Звучит 4 часть Allegro – 3 мин. 38 сек.//

(Дети слушают финал и отвечают, что человеческий дух и воля побеждают.)

Учитель: Совершенно верно, композитор от части к части раскрывает свой замысел: «от мрака к свету, через героическую борьбу к победе». И четвёртая часть – финал - звучит уже как победное шествие, воспевающее радость жизни и веру в светлые идеалы.

Аудиозапись произведения.

Словесно-индуктивный(беседа, диалог)

Наглядно - дедуктивный(сравнение)

3 минуты

Обобщение. Итог

Дав айте подведем итог:

Охарактеризуйте 5 симфонию Бетховена, чему она посвящена?

(5 симфония – это своеобразный вызов композитора судьбе, это битва человеческого духа со злым роком.)

10 минут

Разучивание песни.

Разучивание произведения

Выразительный показ педагога

Пасторальный - это жанр в литературе, музыке, живописи и театре. Каково значение данного слова? Что может называться пасторалью? Какие существуют примеры употребления слова в литературе? Что такое пасторальная музыка? В творчестве каких композиторов встречаются произведения, посвященные изображению сельской жизни или природы?

Значение слова пасторальный

Это, прежде всего, жанр, который используется в различных видах искусства (живописи, музыке, литературе и театре). Его применяют для изображения и поэтизации сельской и мирной жизни человека. Также он соотносится по значению с существительным. Его характеризуют как тихий и умиротворенный. В переводе от французского pastorale (пасторальный) - это пастушеский, сельский.

Пастораль - уникальный жанр

В европейской он существует на протяжении многих столетий. История подтверждает его долголетие и указывает конкретную цифру - 23 века. Сначала он оформился в особый жанр поэзии. Но быстро распространился в других а потом и в иных искусствах: живописи, музыке, драме, прикладном творчестве. Формы его проявления и варианты создавала каждая эпоха. Итак, пастораль - это одновременно и родовая, и видовая жанровая категория. Музыкальный компонент пасторали лежит еще в древних истоках. Именно под ее влиянием развивалась пастораль в европейском искусстве. Это были танцы сатиров и нимф, песни пастухов, игры на "пастушеских" инструментах (свирели и прочих).

Примеры употребления слова в литературе

"Он ехал три километра среди призрачных пустынь и заснеженных вулканов, которые не имеют ничего общего с пасторальными рассветами его долины".

"Кабинет был как и прежде. Его стены были покрашены в однотонный зеленый цвет и никаких пасторальных пейзажей не было и в помине".

"Наемные специалисты засевали и подкармливали почву. Для Джека же пасторальное занятие подравнивания травы было некой терапией".

Как видим, в литературе "пасторальный" - это часто используемое слово, которое применяется в разных речевых оборотах для подчеркивания нужного смысла. Вот еще некоторые удачные и разноплановые примеры.

"Молодой человек, который только проснулся от пасторальных звуков, смог разглядеть промелькнувшего по потолку над его головой".

"Он бродил по удивительному и чарующему лесу, которому он посвятил целую поэму. В ней пасторальные мотивы тесно переплетаются с мифологическими образами и сочетаются с политическими оценками".

"Пасторальную пьесу он превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе".

Пастораль в музыке

Для изображения сельской жизни или природы создаются произведения, которые могут быть малой или крупной формы.

По своим масштабам они тоже бывают разные. Пасторальная музыка имеет характерные черты:

  • Движение мелодии спокойное и плавное.
  • Наиболее часто используется размер 6/8 или 12/8.
  • В мелодии зачастую удваивается терция.

К пасторали обращались многие композиторы. Среди них: И.С.Бах, А.Вивальди, Ф.Куперен, Д.Скарлатти, Л.Бетховен и другие. Пасторальные оперы имеются в творчестве К.Глюка, Ж.Рамо, Ж.Люлли, В.Моцарта, М.Равеля и многих других композиторов.

Шестая симфония Бетховена

Пасторальная симфония в творчестве композитора относится к центральному периоду. Дата ее создания - 1806 год. В этом произведении отсутствует борьба со злодейкой-судьбой. Здесь на первом плане стоят простые события мирской жизни и прославление великой силы природы.

Она посвящена князю Ф.Лобковицу (венскому меценату), который был покровителем композитора. 22 декабря 1808 года симфония впервые прозвучала в Венском театре. Изначально она носила название "Воспоминание о сельской жизни".

Первая премьера произведения была провальной. Оркестр состоял из сборных исполнителей и был невысокого уровня. Зал был холодный, публика в шубах не восприняла сочинение как высокохудожественный образец и не оценила по достоинству.

Пасторальная симфония Бетховена занимает особое место в творчестве композитора. Из девяти существующих только она программная. Она имеет как общее название, так и заголовки непосредственно к каждой из пяти частей. Их количество и отклонение от традиционного четырехчастного цикла также обусловлено программой. Драматическая картина грозы составляет контраст простодушным деревенским танцам и умиротворенному финалу.

Эта симфония является одним из самых романтических Сам композитор писал, что она рисует чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Таким образом, рассмотренный жанр используется в различных видах искусства (живописи, литературе, музыке, театре). К пасторали обращались многие композиторы. Особое место занимает Пасторальная симфония Бетховена, которая является программным сочинением. Она передает чувства, наполненные вдохновением от чудесной окружающей природы и сельской жизни.