Как открыть частное кладбище по закону. Правительство похоронило частные кладбища

Проблема захоронений домашних любимцев актуальна лишь для горожан. Они более склонны очеловечивать братьев своих меньших, нежели сельские жители, видимо, потому, что в деревенских домах от веку перебывало столько живности, что всех и не упомнишь. К тому же в условиях мегаполиса похоронить животное гораздо сложнее. По различным оценкам, объем столичного рынка зооритуальных услуг составляет 1,5 миллиона долларов в год, и это далеко не предел. В Москве одних только зарегистрированных собак - свыше 200 тысяч, естественная убыль ежегодно составляет 10%, при этом полный комплекс услуг (вывоз - кремация - захоронение останков плюс соответствующие аксессуары) обходится владельцу животного средних размеров приблизительно в 400 долларов. Однако не секрет, что статистика охватывает только чистопородных клубных животных. Двортерьеров и полукровок, не менее любимых, чем победители выставок, на порядок больше. Еще более многочисленны кошки - почти 2,5 миллиона особей, а это значит, что в каждой третьей московской семье живет по кошке. А уж хомяки, морские свинки, пернатые и ползучие учету вовсе не поддаются.

Из праха - в прах

В сущности, избавиться от тела животного просто. Все ветеринарные клиники совершенно бесплатно вывозят погибших на их территории на Люберецкий ветеринарно-санитарный завод «Эколог» - центральное предприятие Московского региона, предназначенное для обезвреживания биологических и опасных патологических отходов. Там тела животных сжигают партиями по 250 кг в одной печи, а пепел зарывают в землю.

Примерно половина хозяев отдает своих питомцев на кремацию в общей печи, остальные стараются самостоятельно похоронить животное (а это категорически запрещено санитарными органами по эпизоотическим соображениям) либо пользуются услугами ритуальных контор.

Сегодня в Москве в этом бизнесе реально работают около пяти фирм, - рассказывает управляющий компании ЗАО «Экологически чистая природа» Александр Журавлев. - Несмотря на то что в любой газете бесплатных объявлений можно обнаружить десятки подобных предложений, все они, по сути, являются представителями этого тесного пула. Как правило, они уверяют владельцев животных, что обеспечивают индивидуальную кремацию, но это чистой воды лукавство. Обеспечить процесс можно только при наличии отдельной небольшой печи для кремации. Между тем сегодня такой печкой, причем самодельной, владеет лишь одно заведение - клиника доктора Карпенко, расположенная недалеко от Зеленограда, в поселке Андреевка. Сама печь установлена на окраине, в тупике между гаражами. Выглядит это довольно убого, но все-таки до недавнего времени только эта контора гарантировала, что владелец получит прах именно своего любимца, без примесей полутора десятка кошек, отходов хирургии человека и прочих биологических останков. При кремации можно даже присутствовать, но, как правило, врачи не рекомендуют этого делать - зрелище тяжелое, не каждый может выдержать три часа на ногах, глядя на то, как домашний любимец превращается в дым… Кстати, длительность процесса обусловлена именно тем, что печь-крематорий - самоделка, и потому поддерживает более низкую температуру, чем положенные 1 800 градусов по Цельсию.

Цена вопроса в этой клинике - всегда договорная. В частности, зависит она от размеров животного. По словам самого Александра Карпенко, на старушках он не наживается, подходит к клиентам дифференцированно. Как правило, кремация обходится владельцу в семь-восемь тысяч рублей вместе с доставкой и с бюджетной урной - банкой из нержавейки, которую без соответствующей этикетки вполне можно принять за емкость для монпансье.

Относительно недавно заявили о возможности индивидуальной кремации еще несколько компаний. И все они категорически отказывают владельцам в просьбе присутствовать при ритуальном испепелении, мотивируя это «сложным графиком работы с крематорием». «Даже если вы не собираетесь сопровождать вашего любимца до самой печи, все же имеет смысл задать вопрос о такой возможности, - утверждает Александр Карпенко. - Если они решительно отказывают, значит, дело нечисто: пепел, который выдадут владельцу, не будет иметь ничего общего с его животным».

Это же подтверждает и Александр Журавлев. «Не так давно в одной из «ритуальных» контор был крупный скандал - женщина-химик получила урну с древесным пеплом, - рассказывает он. - А еще в цехах завода «Эколог» не раз замечали людей, набирающих в баночки пепел из очередной сожженной партии оргматериала».

Процесс пошел

Нужно сказать, что упомянутое в начале ЗАО «Экологически чистая природа» занимается совершенно новым видом бизнеса в этом сегменте. Именно этой компании принадлежит первое в столице разрешенное властями кладбище домашних животных в Куркино, расположенное напротив обычного Машковского кладбища. На поле размером в два с половиной гектара можно будет хоронить кремированных домашних питомцев а в качестве бюджетного варианта - развеивать их прах по ветру. Его емкость - 12–14 тысяч ячеек в стене и 9–11 тысяч - в земле.

Официально кладбище пока не открылось, но в ожидании акта приемной комиссии здесь уже отвечают звонки, дают консультации, складывают «очередников» в морозильной камере. Все остальное - выезд за телом, кремация и захоронение праха - будет осуществляться после приемки Центра комплексных услуг (так его называют владельцы).

У компании пока нет своей печи, и все же она нашла остроумное техническое решение, обеспечивающее действительно раздельную кремацию в огромном агрегате «Эколога», - это выкатная тележка с ячейками, куда укладываются тушки. Однако позднее и ей придется приобрести собственную печь для кремации домашних животных, причем специализированную. Но основной бизнес компании - все же не только превращение тушки в пепел, а целый набор дополнительных услуг. Их может быть множество. Например, владельцы планируют открыть здесь же ветлечебницу со своей службой «скорой помощи», магазин ритуальных принадлежностей, проводить дни памяти животного и так далее. Придумывать ничего не придется - индустрия ритуальных услуг для животных на Западе давно отработана, главное - не лениться срисовывать и внедрять в родных пенатах.

Уже сегодня для многих россиян похороны домашних любимцев - не просто дань моде, а возможность достойно выполнить неприятную обязанность, которая не минует ни одного владельца домашнего животного. Поэтому, предвидя бум желающих обеспечить любимое животное настоящей могилкой, «Экологически чистая природа» готовит к открытию в следующем году второе кладбище, на этот раз - вдвое большее по площади. По словам Николая Рарова, владельца «Экологически чистой природы», людей, которые не первый год хранят прах домашних любимцев в сервантах и шкафах в надежде достойно похоронить останки, совсем не мало.

Любопытно, что Николай Раров, в отличие от большинства владельцев фирм, работающих в этой отрасли, не ветеринар, зато в похоронном деле - отнюдь не новичок. Нужные знания и навыки он приобрел в сфере традиционных ритуальных услуг. «Мы адаптировали опыт ритуальных работ для людей, взяли на вооружение и принцип организации базы данных, - рассказывает он. - Обряд захоронения животных, по большому счету, проводится для хозяев, а потому мало чем отличается от нашего». Действительно, на подготовленном участке все, как у «больших», - колумбарные стены, аллеи для захоронения праха животных, надгробия (вернее, пока их образцы из карельского гранита и мрамора). Можно устроить даже поминки. В общем, предприятие с размахом! У Рарова есть даже заказ на небольшой склеп для лошади. «Мы готовы выслушать любое пожелание клиента, - говорит Николай Раров, - и выполнить его в точности, если оно не противоречит санитарным и моральным нормам».

Для того чтобы пожелания появлялись, необходимо вести просветительскую работу, как и в любом новом бизнесе, предлагающем рынку незнакомый продукт. Например, Николай планирует привить в России новую традицию - отмечать день памяти животного, как это делается в США. «Культура достойных похорон домашних любимцев привьется и у нас - как только появится правильное предложение», - уверен он.

Последний приют

Самое сложное - получить в аренду подходящий участок в столице. Обивать пороги различных инстанций Николай Раров начал еще в 2000 году. Именно тогда по Москве поползли слухи о скором открытии последнего приюта для мурок и дружков. Но такие вопросы (как, впрочем, и все, что связано с выделением дефицитной земли) решаются в столице долго и мучительно. Хотя принципиальное согласие с тем, что проблему с захоронениями животных надо решать цивилизованным путем, имеется давно, заветная виза на запуск проекта была получена лишь недавно.

Гораздо проще дело обстоит в регионах. Так, например, еще в 2001 году в Каменске-Уральском предприниматель Валерий Недзельский выбил у городских властей разрешение открыть кладбище для животных на бывшем военном полигоне. «Последний приют» Недзельского за эти годы дал пристанище уже почти пятистам животных, и там они не кремируются, а помещаются в ямы с бетонными стенками. Это единственная альтернатива кремации, которую допускает Санэпиднадзор.

Нередко приходят вести о сносе самостийных кладбищ в различных городах. Раскатали бульдозерами сотни могилок животных в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, да и в самой Москве. Все это - явный сигнал к тому, что услуга под названием «Кладбище домашних животных» в России уже востребована. Люди готовы платить за то, чтобы никто не потревожил захоронение, порой на таких могилах устанавливаются памятники ценой по 20 тысяч рублей, поэтому арендная плата за место на официальном и потому безопасном кладбище в размере 2 500–3 000 тысяч рублей не кажется им неподъемной.

Рынок есть, но начать этот бизнес не так-то легко, даже получив «добро» властей. Во-первых, понадобится много «бумажной» работы. Лицензии на ведение этой деятельности не нужно, однако перед началом работы необходимо заключить ряд договоров, в том числе со станцией борьбы с болезнями животных, центром Санэпиднадзора, экологическими службами. Умершее животное обязательно должно быть осмотрено ветеринаром. И, конечно же, работа должна идти с соблюдением противоэпизоотических мер: даже перевозка в спецтранспорте требует особой справки № 3. Также ежедневно должны проходить дезинфекцию спецтранспорт и морозильная камера, смежные с ней помещения. Раз в месяц полная дезинфекция проводится уже специалистами ветстанции.

Потребуются и немалые финансовые вливания. По нашим оценкам, строительство кладбища, аналогичного тому, что появилось в Куркино, выльется в кругленькую сумму - около 500 тысяч долларов. Но совершенно не обязательно создавать «элитный объект». Если не замахиваться на весь комплекс услуг, а заниматься только захоронением, можно обойтись и десятой частью этой суммы. Быстрее всего можно окупиться именно за счет «элиты» - домашних питомцев, проживающих в зажиточных семьях. «Это не самый быстро оборачиваемый бизнес, - подтверждает Николай Раров. - При этом порог входа постоянно растет. До аренды мы дошли три года назад, а вкладываться начали уже на стадии подписания первой бумажки. Представляете, какие затраты?» Раскрывать же карты и говорить об инвестициях более конкретно предприниматель не пожелал: как и работники традиционных похоронных контор, их коллеги на рынке ритуальных зооуслуг скрытны и неразговорчивы. Уж очень специфичный бизнес!

Одна из причин тому - жесткая конкуренция. У Рарова есть приличная временная фора, но он уверен, что появление последователей - не за горами. И потому он капитально готовится к предстоящему соперничеству за право подставить безутешному владельцу животного свою жилетку. «Захоронение домашнего зверья - это не услуга первой необходимости, а такая же роскошь, как несколько лет назад фитнес-клуб, - рассуждает он. - Поэтому мы намерены серьезно бороться за своего клиента и за долю рынка».

Так, в компании уже разработаны жесткие нормативы, позволяющие сотрудникам действовать как часы в случае поступления соответствующего сигнала. Круглосуточный прием звонков (сотрудники ресепшена прошли психологические тренинги для работы с людьми, находящимися в стрессовом состоянии), экспресс-доставка умерших животных, готовность выполнить любые капризы клиента - все продумано и просчитано. Знание психологии горюющего человека используется на все 200% - горячее желание сделать хоть что-то для питомца, раз уж не удалось продлить его существование, отчасти удовлетворяется рассматриванием гигантской коллекции образцов урн, памятников, барельефов и заказом чего-то подобающего. Вместе с тем, как подчеркивает Александр Журавлев, услуги могут докупаться, совсем не обязательно решать все вопросы сразу. Например, можно оплатить выезд и кремацию, а потом, немного позже, все прочие ритуальные символы и акты. Тем более что, по планам владельца кладбища домашних животных, с каждым годом их и без того немаленький список будет расти. Полет фантазии не ограничен. Например, почему бы не делать, как за рубежом, памятные медальоны с частицами праха? «А еще в США существует фирма, которая из праха человека для его родственников выращивает искусственный алмаз и гранит из него бриллиантик! - с горящими глазами говорит Николай Раров. - А мы ведь тоже могли бы! Представляете, какие перспективы?!»

Прейскурант

Стоимость ритуальных услуг для животных

руб.
Основные услуги
Выезд, забор животного 1500-2500
Общая кремация без возврата праха 1500-2500
Возврат праха владельцу 500
Развеивание праха на специальном участке 500
Индивидуальная кремация 3500-5000

в колумбарную стенку (включая первый год аренды ячейки)
6500-8000
Продление аренды ячейки, в год 2500
Индивидуальная кремация с захоронением урны с прахом
в землю (включая аренду участка на три года)
15000-18000
Продление аренды участка, в год 3000
Дополнительные услуги
Усыпление 3000
Использование сейфа при индивидуальной кремации 10000
Присутствие владельца при индивидуальной кремации (за одну персону) 9000
Резервирование места захоронения 1000 + стоимость года аренды
Выбор участка / ячейки захоронения 1000
Занесение информации о похороненном животном в интернет-базу
(виртуальное захоронение)
1000
Готовые надгробия, урны, аксессуары от 500
Прочие услуги индивидуально
История вопроса

Первым поставил на коммерческую основу захоронение животных в 1896 году американец Сэмюэль Джонсон. Сегодня на его кладбище покоится более 70 тысяч животных, в том числе львы, кролики, змеи, тарантулы, черепахи и рыбки. Также на этом кладбище огромный выбор надгробий, урн, гробов, венков, саванов и костюмов для «покойных»: например, гробик для бабочки стоит 35 долларов, а самый дорогой памятник - примерно 100 тысяч. На сегодняшний день в США существует около 640 специализированных кладбищ домашних животных, в Германии - 210, во Франции - 140. Захоронения обходятся хозяевам от 400 до 3 000 долларов. Во многих странах по погибшему животному принято заказывать отходную молитву. Самое известное кладбище для животных находится в Мюнхене. Его хозяин Эрхард Кресс берет за похороны даже морской свинки не менее 500 евро. В эту сумму входят стоимость картонного гробика, обтянутого снаружи черным бархатом, а внутри лиловым, и уход за могилой в течение года.

Негосударственные погосты для клиентов с амбициями могут появиться в России через два-три года. Власти легализуют частные кладбища и одновременно запретят «гробовщикам» навязывать свои услуги. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже внесла в правительство поправки в закон о похоронном деле, сообщает «Российская газета «.

Госдума может принять законопроект в начале следующего года, предположил, отвечая на вопрос «РГ», начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. Сейчас в нашей стране есть только общественные кладбища. Участки земли там предоставляются бесплатно и строго определенного размера. Это по закону. На практике, если у вас есть деньги, можно потеснить соседей, отгородив себе целую «усадьбу», и установить мавзолей или другое помпезное сооружение — расторопные кладбищенские «операторы» с удовольствием выполнят любой каприз. При этом никто из участников подобных «серых схем» не несет никаких обязательств.

ФАС предлагает узаконить работу негосударственных погостов. То есть разрешить предпринимателям брать землю в аренду на 49 лет и получать доход от оказания услуг по уходу за коммерческими могилами, удовлетворяя запросы непростых смертных. «Речь идет не о продаже участков на негосударственных кладбищах. Людям будет предоставляться услуга по уходу за могилой в полном соответствии с их запросами. Таким образом, у нас появится возможность удовлетворить платежеспособный спрос, который сейчас разрушает саму идею общественных кладбищ, и дать возможность бизнесу получать легальный доход «,- отметил Нижегородцев. При этом коммерческие погосты будут организовываться на отдельных участках. То есть о сокращении территорий общественных кладбищ речь не идет.

Кстати, в ФАС считают, что нужно запретить передавать землю общественных кладбищ в управление коммерческим организациям. Распоряжаться участками должно государство, говорят в антимонопольном ведомстве. Кроме того, в поправках предлагается наложить запрет на совмещение деятельности по организации похорон и оказанию услуг по уходу за могилами.

Если законопроект будет принят, работать на рынке похоронных услуг смогут только компании, которые войдут в состав саморегулируемых организаций. До 2002 года в России в этом виде бизнеса действовала система лицензирования, но потом ее отменили. В ФАС говорят, что правильно, поскольку это, во-первых, мера не рыночная, а, во-вторых, она все равно не гарантировала качества услуг.
1 миллион рублей штрафа грозит юрлицам, нарушающим похоронную этику

Саморегулирование, как полагают в антимонопольной службе, будет эффективнее. СРО будут устанавливать единые требования к участникам рынка похоронных услуг, а заодно следить за тем, чтобы они соблюдали нормы профессиональной этики.

О разработке такого «кодекса» ФАС уже позаботилась — нормы есть в самом законопроекте. Главное, что они устанавливают запрет на навязывание услуг похоронных контор. «Сейчас часто происходит так, что семья еще не знает, что человек умер или погиб, а к нему уже стучатся сотрудники ритуальных фирм и, пользуясь их шоковым состоянием, назойливо пытаются на что-то их уговорить» , — констатирует Тимофей Нижегородцев.

По его словам, ФАС также подготовила и поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые устанавливают санкции для нарушителей похоронной этики. Для юридических лиц это будут штрафы до миллиона рублей и в самых вопиющих случаях исключение из состава организации. То есть фактически лишение возможности продолжать заниматься этим бизнесом. Физических лиц ФАС предлагает наказывать штрафами от 30 до 50 тысяч рублей и дисквалификацией.

Нижегородцев пояснил, что речь идет о медработниках и сотрудниках полиции, которые, имея доступ к «информации о смерти», сдают ее за деньги «гробовщикам».

Кстати, антимонопольная служба предлагает разрешить повторное захоронение на закрытых кладбищах. «Во всем мире действует публичная и прозрачная процедура признания могил, за которыми не ухаживают, бесхозяйными, — поясняет Нижегородцев. — В этом случае происходит рекультивация земель и разрешается повторное захоронение «.
Медработники и сотрудники полиции, имея доступ к информации о смерти, сдают ее за деньги «гробовщикам»

Это один из важнейших источников наполнения муниципальной казны деньгами, которые потом можно потратить на уход за закрытыми кладбищами. У нас и сейчас хоронят повторно, заметил Нижегородцев, но нелегально, за большие деньги, в том числе и на Ваганьковском в Москве. Просто записывают в родственники к тем, кто уже был раньше похоронен в этой могиле, и дают добро на подзахоронение. Этот беспорядок нужно прекратить, говорит Нижегородцев. В России тоже должна появиться законная возможность признавать могилы, за которыми никто не ухаживает и не будет ухаживать, бесхозяйными. ФАС предлагает разрешить это по истечении 25 лет после захоронения.
Как вам это?

Александр Котельников, директор Екатеринбургского муниципального предприятия «Комбинат спецобслуживания»:

В идее частных кладбищ есть рациональное зерно, но давайте посчитаем. Для устройства кладбища необходима прежде всего земля, следовательно, будут серьезные затраты на приобретение ее по конкурсу.


Участку необходима гидрогеологическая разведка, то есть не меньше года работы и немалые вложения. Затем требуется определенная санитарная подготовка, которая, по расчетам Госстроя, обходится в несколько миллионов рублей. На оформление документов с учетом различных нормативных актов потребуется не меньше полутора лет. Далее несколько миллионов ежегодно надо вкладывать в содержание… При этом данный рынок ограничен в росте: смертность в Екатеринбурге, 15 тысяч в год, не меняется, невозможно создать окупаемость за счет ее увеличения… Так что бизнес-план частного кладбища предусматривает крупные вложения, а выход на рентабельность отодвигается в далекое будущее. О каком-то удешевлении услуг речь не идет.

Игорь Усиков, заместитель директора муниципального унитарного предприятия специализированных коммунальных услуг Ростова-на-Дону:

К появлению частных кладбищ отношусь резко отрицательно. Частная собственность предполагает, что все на этой земле будет моим. Собственник имеет право установить любые свои правила на погребение: захочет, будет хоронить только покойников с фамилией на букву «М», или только 2-метрового роста, или только за полный комплекс услуг ценой в триста тысяч рублей. Это его право, и нынешнее законодательство никак все эти детали не регулирует. Поэтому будут всевозможные злоупотребления.

Цены на похоронные услуги, безусловно, поднимутся. Если предполагается, что земля под кладбища будет передаваться в аренду на 49 лет, а кладбище нужно устраивать вблизи от города, то можете себе представить, какая будет стоимость аренды этой земли. В итоге стоимость места на этом кладбище будет априори выше, чем квадратный метр жилья в коттедже.

Желающих организовать частное кладбище — при современном уровне законодательства о погребении, которое ничего не регулирует — будет огромное количество. И каждый будет работать на прибыль. Получить справку о смерти, информацию о захоронении будет сложно. Должно быть, наконец, усовершенствовано законодательство, которое принималось еще в 1996 году.

Сергей Воробьев, директор МБУ «Ритуальные услуги», Новосибирск:

Специалисты в сфере ритуальных услуг видят в организации коммерческих кладбищ на территории Новосибирска несколько минусов.

Допустим, частный бизнес возьмет и попытается освоить в этих целях несколько земельных участков. Однако, во-первых, у городской власти не будет реальной возможности контролировать, как именно ведутся там работы, как проводятся захоронения, соблюдаются ли необходимые правила. А во-вторых, через некоторое время мы, вероятнее всего, столкнемся с тем, что эти участки будут брошены. И тогда городской власти придется как-то решать эту проблему.

«Открытое кладбище» – сервис, где можно в онлайне заказать услуги по уходу за захоронениями. Важно, что весь цикл выбора услуг, оплаты, согласования качества выполненных работ вы можете пройти не вставая с дивана и из любой точки мира.

Этап 1: Неизвестность

В мае 2014 года я участвовал в «Хакатоне портала открытых данных» со своим проектом Rip24 . Тогда это был просто агрегатор ритуальных товаров и услуг с системой рекомендаций и рейтинга. Но именно в этот момент социальную значимость моего дела оценил мэр Москвы Сергей Собянин, и я понял, что двигаюсь в правильном направлении.

Затем была чреда конкурсов, «Харвестов» и «Хакатонов», где мы с переменным успехом то занимали призовые места, то нет. Михаил в то время уже третий год получал сотни заказов через свой сервис, не сильно напрягаясь – исключительно за счет органического роста. Его проект был замечен Forbes , про него писал «Деловой квартал» , однажды Михаил между делом победил с «Ле Дор Ва Дор» на Harvest в Екатеринбурге, где сервис вошел в топ лучших проектов года по версии клуба менторов .

Первый период нашей совместной жизни мы назвали – «Неизвестность».

Михаил Свердлов

Мне как-то летом 2014 года написал Леша и предложил сотрудничать. Я тогда как решил, что проект надо выводить из нишевого (мы работали на тот момент на более чем 40 кладбищах в СНГ и имели базу захоронений по каждому из них) в федеральную историю без привязки к конфессии. Мне нужны были надежные партнеры для работы в головном офисе в Москве. Ребята показались мне бодрыми, и мы очень быстро договорились, обсудили планы и стратегию развития, после чего начали работать над «захватом мира».

Этап 2: Переосмысление

Осенью 2014 нас пригласили в акселератор ФРИИ. Мы попали в 6 набор, который на момент написания материала успешно заканчиваем. В Фонде мы приступили к федерализации и к проверке гипотез по продукту для быстрого масштабирования.



Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

Наша идея в том, что ритуальная сфера в России находится на уровне далеком от таких слов, как «удобство» и «прозрачность». Для человека, не имеющего возможности самостоятельно приехать на кладбище, становится невероятно сложно заботиться о месте упокоения близкого. Наш проект позволяет заказывать услуги по облагораживанию могил онлайн, а также получать фотоотчеты любым удобным для заказчика способом

С началом поступления заказов на уборку по кладбищам, где у нас не было каталога, мы столкнулись с первыми подводными камнями. Этот период нашей жизни мы назвали «Переосмысление».

Этап 3: Осознание

Так как сервис задумывался не только для Москвы, но и для регионов России и даже стран СНГ, мы выявили первую, и важнейшую, проблему – поиск захоронений. Выяснилось, что многие люди не в курсе или точно не помнят, где похоронен их родственник – наверняка знают только, на каком кладбище. А тот факт, что зачастую захоронения на кладбищах располагаются в нашей стране хаотично, а сами кладбища безразмерны и неструктурированы, делает поиск практически невыполнимым…

Мы решили обратиться в государственные организации с надеждой получить хоть какой-то прообраз базы захоронений, и выяснилось страшное. Такой базы не существует (!). Этот период жизни проекта я бы назвал – «Осознание».

Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

По факту, база есть. Во-первых, существуют огромные бумажные «домовые книги» с порядковым списком захоронений, отсортированных по дате смерти и с подписанным номером могилы на кладбище. Как вы правильно понимаете, эта информация никак не соотносится с фактическим расположением захоронения. В лучшем случае детализация идет только до номера квадрата, в котором может быть захоронено более 5000 человек.

Другой вариант – «база знаний» в голове смотрителя. Она работает до тех пор, пока смотритель работает на кладбище. Парадоксально, но в многих регионах, где мы сделали каталогизацию, кладбища сами пользуются нашей системой. В Казани и Саратове у нас даже заказали каталогизацию под ключ с составлением карты захоронений. Это как раз стало началом нашей ветки B2B, когда мы реализуем для региона или кладбища систему управления с CRM, стратегией коммуникации с заказчиками, каталогом захоронений с базой и системой заказа услуг.

Можно сказать, что в этот момент мы поняли, какую серьезную сферу затронули, какой сложный путь нам предстоит, как много еще надо сделать. Собрав информацию по крупицам и заключив сотрудничество со многими общественными организациями, мы собрали базу в 150 тыс. захоронений. И она растет постоянно. В 2015 году мы добавили базы более чем на 9 кладбищах в таких городах как Одесса, Вильнюс, Минск, Москва.

Нам активно пришлось заняться стратегией развития и реинжинирингом текущего бизнес-процесса для быстрого масштабирования на страны СНГ.

Этап 4: Законотворчество – двигатель прогресса

В связи с новым законопроектом от Министерства строительства и ЖКХ РФ, наш сервис стал востребован как клиентами, так и муниципалитетами. С одной стороны, люди не хотят, чтобы по принципу заброшенности могил их родственники были перезахоронены. И тут мы готовы помочь –привести могилы в порядок. С другой стороны, кладбища обязали провести инвентаризацию, и у нас для этого есть все инструменты. Мы готовы проводить каталогизацию «под ключ» со скоростью до 10 000 захоронений в день на одном кладбище, и процесс от нашего входа на кладбища до использования ими готовой внедренной системы может составлять всего 1-2 недели (включая обучение персонала).

Кроме этого, мы, пожалуй, единственные знаем истинное количество заброшенных захоронений на тех кладбищах, где уже провели каталогизацию, и имеем в базе оценку каждого из них.


Михаил Свердлов: «Кладбища могут стать парками»


Этот этап развития нашего проекта мы назвали «Законотворчество – двигатель прогресса».

Этап 5: Где деньги, Зин?

Сейчас сервисом пользуется 120 семей (это не считая проекта «Ле Дор Ва Дор» у Михаила). 90% клиентов заказывают услуги на следующий год, а 70% рекомендуют сервис (эту планку мы не уронили, взяв все бизнес-процессы, выстроенные в проекте «Ле Дор Ва Дор», коммуникационную стратегию и систему контроля качества из проекта).

Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

Мы собрали в базу более 150 тыс. захоронений с фото каждого и понимаем, что с органики по базе захоронений у нас стабильная конверсия в размере 0,1%. Это хорошо, ну на самом деле, очень хорошо. И значит, что, создав базу всех кладбищ Москвы, мы выйдем на объем 40-50 тыс. заказов без какого-либо маркетинга. А с учетом того, что средний чек у нас сейчас больше 11 тыс. рублей при марже в 75-80%, то мы четко понимаем, куда и как нам идти с точки зрения развития.

Уже сейчас мы ведем переговоры с несколькими регионами о совместной каталогизации захоронений для них «под ключ», обсуждаем партнерство с «МосГорРитуалом» и ищем инвесторов на каталогизацию захоронений Москвы. По нашим расчетам, мы до начала следующего сезона каталогизируем 3 крупных кладбища и выйдем на базу в 1 млн захоронений. Кроме того, уже сейчас мы собираем первую франшизу на проект для наших партнеров в одну из республик СНГ.

На этом этапе мы поняли, где деньги.

Этап 6: Озарение

Во время акселерации во ФРИИ нашей основной задачей было найти точку взрывного роста и «устаканить» команду. Со вторым мы успешно справились и даже разработали дорожную карту – кого и в какой момент нашего развития нам надо будет привлечь, практически с именами. В рамках точки роста мы нащупали две «огненные» темы, которые упускали из вида до этого. Обе лежат в плоскости партнерских программ. Мы смогли найти те две группы партнеров, у которых, единственных на ритуальном рынке, есть важные вещи для построения «бизнеса на уходе». Это контакты родственников, которые потенциально будут заинтересованы в уходе за могилой и расположение самой могилы. Сейчас мы запустили ряд пилотов и смотрим по воронкам – сколько нам каждый из этих оффлайн-каналов принесет.

Этот этап мы назвали «Озарение».

Конверсия, воронки продаж, LTV, CRM и реалии МУП кладбищ

Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

Когда вы приходите к директору кладбища и начинаете рассказывать ему хипстерско-стартаперские истории про лояльность, LTV, конверсии в первую и вторую покупки, отток, удержание и добивая его CRM – вы ввергаете человека в ступор. Это не совсем классический B2B в виду специфики отрасли, но руководитель предприятия точно понимает историю в терминах денег. Поэтому мы говорим с кладбищем о увеличении прибыли на 5-15% и уточняем, что мы от кладбища ничего не хотим (или хотим, в зависимости от модели), готовы обучить, в отдельных случаях – даже посадить человека от нас, чтобы он вел все базы, не отвлекая партнеров от основной работы: копать, хоронить. Тут мы сразу находим общий язык и начинаем двигаться вперед вместе.

При этом для истории каталогизации нам не требуется никакого разрешения от кладбища или помощи. Наши сотрудники на порядок быстрее выполняют съемку и оцифровку с минимальными затратами, да и пользоваться iPad для съемки они не смогут. Да, мы эстеты, и любим делать работу не только быстро, качественно и недорого, но еще и красиво.

Вопрос легальности

Деятельность проекта в части публикации персональных данных усопших людей регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

На основании статей №3 п. 12 и №7 п. 2, этого же закона, обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в отношении общедоступных персональных данных. На основании Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья №7 п. 1). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (статья №7 п.2).

При реализации проекта мы исходим из того, что, размещая на памятнике соответствующие надписи, родственники сами делают персональные данные об усопшем общедоступными. Наша система в карточке захоронений публикует только общедоступные персональные данные, взятые с надгробных сооружений и помещенные туда родственниками усопших для всеобщего обозрения. Это:

    Фото памятника;

    ФИО усопшего;

    Дата рождения;

    Дата смерти;

    Доступная информация о надписях на надгробии;

    Доступная информация о местоположении захоронения.

Информация по месту захоронения на кладбище доступна лишь зарегистрированным пользователям.

Тем не менее, на основании статьи №8 п. 2 ФЗ №152, фотографические сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. Требования выполняются нами неукоснительно, с соблюдением необходимых процедур, предусмотренных законом «О персональных данных».

И мы активно ищем людей в нашу команду и партнеров в разных городах. Как партнеров мы рассматриваем кладбища, ритуальные службы, граверные и камнерезные мастерские.

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Старт-ап – сложная экономическая задача, которую способен сходу решить лишь опытный предприниматель. Специфика его такова, что оценить все возможные риски и просчитать грамотный бизнес-план под силу далеко не каждому.

Специально для тех, кто имеет стоящую идею или задумывается об открытии компании в принципиально новой, малоизученной сфере деятельности – написана эта статья. Она поможет не только запустить дело, но и трезво оценить свои силы относительно реального уровня прибыли.


Особой популярностью среди простого населения данный вид услуг не пользуется. Это связано прежде всего с отсутствием рекламы на телевидении и в других СМИ. В интернете можно найти преимущественно сайты уже действующих организаций с разъяснительной информацией на главной странице.

Анализ рынка

Несмотря на это многие владельцы домашних питомцев задумываются о том, что будет с их любимцами после смерти. Эта тенденция связана не только с желанием похоронить животное «по-человечески», но и с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

По предварительным статическим данным только в Москве официально зарегистрировано:

  • более 200 тысяч собак, естественная убыль которых составляет не менее 10% в год;
  • кошек и прочих домашних животных – более 2,5 миллионов.

При том, что общая стоимость услуг (вывоз, кремация или захоронение) составляет не менее 400 долларов по скромным местным тарифам, можно сказать, что организация бизнеса по захоронению животных довольно прибыльна.

В других городах эти цифры ничуть не меньше. Только проблема заключается не в количестве зверей, а в грамотно построенной рекламе, которая сможет убедить простой народ обращаться в специальную похоронную службу в целях обеспечения гигиены и защиты окружающей среды. Те, кто смог это сделать – имеют постоянный доход.

Хорошо заручиться поддержкой муниципалитета и других санитарно-эпидемиологических служб города, что поможет получить компенсацию от государства за вывоз и кремацию бездомных животных.

Регистрация и организация бизнеса

Для того, чтобы организовать данный вид бизнеса, для начала нужно зарегистрироваться в качестве Индивидуального Предпринимателя (далее ИП). Для этого необходимо обратиться в органы Федеральной Налоговой Службы с заявлением о желании получить юридический статус.

В заявлении должно быть указано:

Необходимая документация

Основной перечень документов для регистрации кладбища домашних животных ничем не отличается от оформления обычного могильника. Для этого понадобится собрать следующий пакет необходимых бумаг:

  • утвержденное заявление о регистрации в качестве ИП;
  • документы на земельный участок: свидетельство о собственности, кадастровый план участка, кадастровый паспорт и кадастровое назначение земель;
  • разрешение на строительство крематория и могильника;
  • санитарное соответствие – оформляется в Городской Санитарно-эпидемиологической станции;
  • справка о выплаченных налогах (на землю, на региональные нужды, зарплата наемным рабочим);
  • документы о покупке или аренде автотранспорта.

Поиск подходящей территории

По государственным стандартам любой кладбищенский участок должен быть соответствующим образом организован. Правила выбора и содержания отражены в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 и Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ. Рассмотрим основные из них:


Таким образом, самым приемлемым вариантом будет покупка или аренда участка в районе города с частным сектором. За жилыми постройками, чаще всего, существует огромное количество пустырей, которые не реализовали под строительство или коммунальные нужды.

Оборудование

Один из самых важных моментов в организации бизнеса – выбор подходящего оборудования. В случае с кладбищем для животных, необходимо подобрать и купить:

  • морозильную камеру для катафалка;
  • ветеринарное хирургическое оборудование (так как животное необходимо вскрывать после смерти, с целью установления причины смерти);
  • печь для кремации;
  • отдельные морозильные блоки для трупов и холодильники для частей тела;
  • переносные осветительные приборы для крематория, катафалка, участка.

В список дополнительных покупок, обязательно нужно включить:

  • спец одежду для кремации и вскрытия;
  • дезинфицирующие растворы (для машины, камер и помещения).

Офис и его оснащение

Так как офис принадлежит ритуальной компании, необходимо оформить его в спокойных светлых тонах.

Лучше если офисное помещение будет расположено неподалеку от места захоронения.

Это поможет наглядно показать работу компании (в случае с VIP-клиентами). Для посетителей должна быть предусмотрена отдельная зона ожидания, настенный каталог с образцами: памятников, крестов, надгробий и других изделий. Должен быть понятно составлен и вывешен прайс-лист на услуги. В помещении обязательно необходимо установить отдельный туалет и кулер с питьевой водой.

Спектр услуг

Стандартный набор ритуальных услуг при захоронении животного ничем не отличается от идентичного перечня при погребении мертвого человека:


К дополнительным (индивидуальным) услугам, можно отнести:

  • индивидуальную кремацию;
  • изготовление урны по спец заказу;
  • персональная территория – выбор не только ячейки для захоронения, но и выкуп солидной части территории для одного животного. С последующей установкой на ней скамеек, столика и прочих вещей для личного удобства;
  • размещение в VIP-зоне.

Персонал

Для такой специфической работы подойдет далеко не каждый. Поэтому, выбирая персонал для работы, стоит ограничиться самым минимальным списком необходимых людей. Никаких администраторов или продавцов-консультантов.

В главный перечень вакансий для работы входят:

  1. Сторож.
  2. Могильщик.
  3. Продавец (за которого, хотя бы первое время, лучше работать хозяину).
  4. Ветеринарный врач.
  5. Водитель.

Реклама

Размещать подобного рода рекламу на телевидении и в других СМИ – сложно из-за большого количества требований для выхода информации в эфир. Многие люди будут против подобной пиар-акции в связи с тем, что телевизор смотрят маленькие дети.

Поэтому, лучше всего, размещать плакаты в частных клиниках для животных, в санитарных службах города и других муниципальных экологических, эпидемиологических и прочих организациях. Это привлечет первоначальный поток клиентов с последующим увеличением числа желающих за счет работы «сарафанного радио».

Финансовая составляющая бизнеса

Бизнес-идея по созданию кладбища для животных в России относительно молодая. В европейских странах данный вид услуг пользуется большой популярностью и стоимость открытия дела достаточно небольшая. В нашей стране, для урегулирования первоначальных трудностей необходимо подготовить существенную материальную базу.

Стоимость открытия и поддержания

Общая первоначальная сумма на открытие и первый месяц поддержания составляет около 475 000 рублей. Рассмотрим подробнее, откуда взялась эта цифра.

Первоначально нужно собрать достаточное количество средств на покупку земельного участка. В черте города стоимость одного квадратного метра (даже на пустыре) колеблется в пределах от 30 000 – 50 000 рублей. После на территории кладбища необходимо провести следующую подготовку:

  • возвести крематорий, это не менее 100 000 рублей;
  • оборудовать территорию – та же сумма;
  • купить холодильные установки и прочее оборудование от 200 000 рублей.

Кроме того нужно учесть:

  1. Зарплату сторожа и других сотрудников – не менее 100 000 рублей.
  2. Оплату коммунальных услуг – 5000 рублей.
  3. Рекламу – 20 000 рублей.

Сумму ежемесячных расходов рассчитывают по формуле: амортизация оборудования + зарплата + налоги + аренда помещения + коммунальные платежи.

Размер будущих доходов

Общая стоимость дохода любого бизнеса зависит от грамотно выстроенной маркетинговой линии. Реклама и стоимость услуг являются базисом для продвижения. Если не завышать расценки и привлекать клиентов из разных социальных слоев, то можно получать до 1 миллиона рублей в год. Что касается чистой прибыли (без учета отложенных в бизнес средств) – получается 700 – 800 тысяч.

Эти данные приведены из расчета открытых материалов уже готового бизнес-проекта, запущенного в Москве. Более точную информацию можно получить лишь, проведя социальный опрос населения, или заказав глобальное маркетинговое исследование.

Срок окупаемости

Исходя из материалов уже готового бизнес-проекта, запущенного в Москве – общий срок окупаемости составляет от 6 месяцев до 1,5 лет. Скорость возмещения затрат зависит от спектра предлагаемых услуг и основной категории клиентов (VIP, стандарт, эконом).

Открыть собственный бизнес – это огромный риск. Даже при поддержке государства и ветеринарных служб города можно быстро открыться и также быстро закрыться. Успех предприятия, как и в любых других сферах деятельности, зависит от грамотно организованной работы, индивидуальных трудовых вложений со стороны начальства и постоянном поиске все новых и новых клиентов.

В ближайшие годы на территории РФ могут появиться платные кладбища . Об этом сообщило Министерство строительства и ЖКХ РФ, которое с июня 2014 года обладает полномочиями в сфере регулирования ритуальных услуг. В настоящее время готовится соответствующий закон.
Стоит отметить, что понятие «частных кладбищ» отсутствует в федеральном законе «О погребении и похоронном деле». Однако ранее идею их создания рассматривала Федеральная антимонопольная служба. Практически одновременно предлагалось создание саморегулируемой организации, оказывающей .
Идея о платных кладбищах привлекла внимание, как сторонников, так и противников. Первым идея нравится. И сторонники считают справедливым то, что каждый человек имеет право выбрать место упокоения. Противники считают, что на частных кладбищах будут хоронить только знатных персон. Рассмотрим мнения разных сторон подробнее.

Что думают сторонники идеи о частных кладбищах?

В первую очередь заслуживает внимание желание многих людей быть захороненными рядом со своими родственниками. То есть необходимо так называемое «семейное захоронение». В настоящее время официально нет возможности для подобного погребения. И людей хоронят на общественных кладбищах, где выделяется участок земли строго определенного размера.
Возможно, организация частного кладбища решила бы вышеописанную проблему. И всех людей достойно бы провожали в последний путь, с обязательным учетом их пожеланий.
Также сторонники называют идею о частных кладбищах «нормальной». Ведь частные кладбища существуют во многих странах мира. И их содержание не сильно обременяет муниципальные власти. Главное, что на кладбищах соблюдается спокойствие и поддерживается порядок.
Однако из этого мнения вытекает вопрос о финансировании частных кладбищ в России. Точнее, сторонников волнует, кто будет содержать частные кладбища. Ведь, учитывая уровень доходов многих слоев населения, далеко не все могут позволить себе заранее выбрать место захоронения.
Пока остаются открытыми вопросы:
Готовы ли россияне организовать частные кладбища?
Как будет происходить финансирование частных кладбищ?

Рассмотрим ещё одно мнение сторонников.

Оно вытекает из одного из главных законов экономики «Спрос рождает предложение». И если у людей есть возможность организовать частные кладбища, и они готовы за это платить, то почему бы и нет.
Главное – чтобы при этом не были ущемлены права тех, кто не может себе позволить покоиться на частном кладбище в Москве.
Из этого мнения вытекают примерные расчеты будущих частных кладбищ. Ясно, что по площади они будут значительно меньше, чем муниципальные. Более того, на этих территориях будет соблюдаться больше порядка.
Наконец, обратимся за мнением к современной молодежи.

Как молодые люди и девушки относятся к идее организации частных кладбищ?

У молодых людей, как правило, очень мало времени для ухода за могилами и оградами. Поэтому многие не видят смысла терять много времени на кладбище. Ведь порой удаление сорняков, мытье, покраска оградки, посадка цветов занимает много часов. А если захоронен не один родственник? По мнению молодых людей, именно для экономии времени и удобно организовать частное кладбище. Лучше заплатить сотрудникам за подобные работы, а самим приходить только для почтения памяти умерших.

Теперь рассмотрим мнения противников частных кладбищ

В основе мнения многих противников лежит финансовый аспект. Многие одинокие и практически нищие люди считают, что на частных кладбищах могут быть захоронены только олигархи, коммерсанты. А простым людям достанется только «место в болоте».
Есть ещё одно мнение с подобной финансовой «почвой». Людей интересует, что будет, если после организаций частного кладбища люди окажутся неплатежеспособными. И неужели из-за отсутствия средств могила будет перезахоронена? Ведь это не по-человечески. Это настоящее кощунство.
Что ж? Все мнения и вопросы имеют право на существование. И остается надеяться, что со временем найдутся ответы на все вопросы. И все споры будут разрешены.
Как обстоят дела в настоящее время?
Во многих регионах России в организации похорон очень большую роль играют финансы. В разных поселениях работает похоронное бюро, сотрудники которого могут, как поддержать родственником умершего, так и помочь решить все ритуальные вопросы.
Как правило, в похоронных бюро представлен ассортимент, как эконом, так и элитных услуг и товаров. Например, могила может быть обсыпана как гравием, так и мраморной стружкой. Или же можно заказать деревянный эконом-гроб, а можно из ценных пород дерева. То есть всё упирается в финансы.
Знаете ли вы что?

Государством установлен перечень бесплатных ритуальных услуг и товаров.

Это:
выкопанная могила;
песок – 2 кубометра;
ритуальный катафалк на 1 час;
услуги бригады по захоронению;
необитый гроб;
бетонный знак на могилу.
Все это предоставляется за счет пенсионного фонда и фонда социального страхования.