Как писать шутки: приемы создания шуток, практические рекомендации юмористов. Кто пишет шутки КВНщикам

Оказывается, шутки для Ивана Урганта пишет целая «армия» КВН-щиков, сценарий для одной игры в высшей лиге стоит от 10 тысяч долларов, а юмор не стал хуже

Оказывается, шутки для Ивана Урганта пишет целая «армия» КВН-щиков, сценарий для одной игры в высшей лиге стоит от 10 тысяч долларов, а юмор не стал хуже. О правилах игры на сцене и за ее кулисами мы поговорили с Павлом Якименко, бывшим игроком команды КВН «БГУ».

- Павел, расскажи, пожалуйста, о своей команде и ее результатах.

Нас могут помнить по названию команды КВН «БГУ». В 2013 году мы выступали в Высшей лиге КВН (Первый канал). Да-да, у того самого Александра Васильевича. До этого были финалистами Первой лиги (телеканалы СТВ и РТР-Беларусь), также часть команды выиграла Премьер-лигу в составе команды КВН «Минское море».

- Из шуток на дружеских посиделках в высшую лигу сразу не попасть. Наверняка в карьере команды есть обязательные этапы, через которые проходит каждый коллектив…

Команды КВН начинают свой путь с неофициальных лиг. Когда они что-то выигрывают на уровне города, района, вуза, их начинают финансировать. Команда, которая выигрывает начальную лигу, выходит на официальный уровень.

С этих пор начинаются многочисленные соревнования на уровне региональных, межрегиональных, центральных лиг. Самые успешные команды попадают в телевизионную Первую лигу. Дальше - только 2 этапа: премьер-лига, которую ведет Масляков-младший, и высшая лига, с Масляковым-старшим в роли ведущего. Хорошо, если путь с первой игры до соревнований на высоком уровне («до телевизора») занимает 5 лет. Это считается большой удачей.

Мы прошли этот путь за 4 года, но перед этим столько же играли в неофициальных лигах. Так что на тот момент де-юре в игре мы были 4 года, а де-факто - 8 лет.

То, что мы были из Беларуси, было и плюсом и минусом одновременно. Плюсом - потому что при прочих равных редакторам в Сочи было интересно выбрать команды из различных регионов. Минусом - потому что мы были несколько ограничены цензурой в выборе тем для шуток.

- Что лучше стимулирует шутить - теоретические перспективы в будущем или конкретные деньги в настоящем? Как можно заработать на КВН?

КВН развивает лидерские качества, речь, умение общаться с публикой, помогает побороть страх публичных выступлений… Это может помочь в любом бизнесе. Безусловно, многие люди открывают проекты, не связанные с творчеством. В таком случае трудно понять, есть ли заслуга КВН в формировании нужных компетенций, или ее нет. Но в любом случае игра помогает и социализирует.

Если говорить просто, то по сути, после игры в КВН есть 2 пути: работать в нем или уйти на другие юмористические проекты. В первом случае ты, даже не заканчивая играть, можешь помогать другим. Опытные команды помогают молодым командам: пишут для них шутки, редактируют контент, ставят актерскую игру, подсказывают и направляют. Разумеется, за деньги.

Но помощь опытных команд не всем по карману, такая поддержка стоит больших денег, и как правило, ее получают команды на этапе игр «в телевизоре», когда спонсор может оплатить такие расходы. Правда, у нашей команды никогда авторской помощи извне не было. А так бюджет хорошей команды Высшей лиги на одну игру - около 30-50 тысяч долларов.

Можно быть не только авторами для других команд, но и их редакторами. Я и мой коллега по команде КВН после окончания своей активной игры стали редактировать официальную региональную лигу в Тверской области - первую ступень в «официальном КВН».

По-настоящему талантливые команды с востребованными игроками могут зарабатывать на гастрольных выступлениях. Их организовывает «АМиК» («Александр Масляков и Компания» — прим. ред.), либо сама команда. Организовать концертный тур самостоятельно сложнее.

Многие из тех, кто доходит до высшей лиги, «до телевизора» так или иначе продолжают работу в этой сфере. Большую часть развлекательного контента 1 канала и ТНТ (юмористические шоу, сериалы) делают КВН-щики. Например, шутки для Ивана Урганта пишет целая толпа заслуженных КВН-щиков.

Некоторые находят работу в Киеве. Там есть «Студия Квартал-95» - серьезный игрок в сфере «юморопроизводства» и кино-проектов. Разные юмористические проекты переманивают КВН-щиков еще тогда, когда те играют на сцене. Раньше на это был запрет: когда ты появлялся на экране КВН, ты подписывал договор, что в течение 5 лет не будешь участвовать в других ТВ-передачах. За нарушение запрета всю команду могли просто дисквалифицировать. Сейчас же «АМиК» пересмотрел свою политику, ведь есть компании, которые готовы платить деньги за те же шутки. На одном энтузиазме, с запретом на участие в других проектах, КВН не сможет удержать сильных игроков.

Кстати, еще проведение мероприятий - достаточно популярный вид заработка среди хороших игроков. Сейчас наверное каждый второй квнщик - ведущий.

- Если я правильно понял, на самом КВН игроки в этот самый КВН не зарабатывают?..

Да, никакого немедленного финансового интереса для них нет. Игра рассматривается ими скорее как долгосрочные инвестиции: когда ты наконец засветился на ТВ, ты можешь раскрутиться как ведущий, претендовать на роли в сериалах, фильмах, авторы смогут работать в различных продакшнах и на телеканалах.

Лично у меня такая модель вызывает много вопросов и недоразумений. К руководству «АМиК» неоднократно поступали предложения взять в штат так называемых авторов, которые будут улучшать и дорабатывать выступления всех команд, чтобы рос общий уровень шуток. Предлагали платить деньги командам-победителям… Пока все остается по-старому. Наверное во многом потому, что с каждым годом в КВН играют все больше команд. Ну и конечно, сейчас все в КВН держится на харизме Александра Васильевича. Но… что потом?..

- Павел, распиши подробнее бюджет участия в игре высшей лиги для одной команды. Куда уходят деньги?

Когда мы играли в высшей лиге, на игру уходило около 20 тыс долларов. В нашей команде «БГУ» на тот момент было около 18 человек: 9 - играли на сцене, 9 - писали сценарии шуток. В эту сумму входил переезд всей команды и сопровождающих от БГУ людей, их проживание, минимальные суточные, реквизит, налоги. Кажется - мелочь, но все плакаты, баннеры, сценический реквизит - команда собирает сама, и на это нужны деньги. Первый канал уделяет огромное внимание в КВН телекартинке: начиная от сценической формы и внешнего вида участников команды, заканчивая каждым стулом на сцене.

Если команда не пишет шутки сама, а пользуется помощью хороших авторских групп, это еще + 15-25 тыс долларов за игру в высшей лиге. Советы дорогие, но они того стоят: есть смешные вещи, а есть те, которые нужны писать специально для телевизора, тут важно наличие опыта.

- Реально ли получить такую сумму от компании-спонсора? Если да, то кто в Беларуси заинтересован во взаимовыгодном сотрудничестве с «веселыми и находчивыми»?

Пожалуй, только университеты. Мы пытались найти для себя спонсоров в лице коммерческих структур и поняли, что это нереально. Наши белорусские компании не готовы к выделению сумм, которых требует бюджет игры.

Хотя это было бы выгодно для них, ведь простая реклама стоит еще дороже, а они получали бы целый комплекс услуг: реклама из уст ведущего, символика компании на майках группы поддержки, бегущую строку в вечерний воскресный прайм-тайм на Первом канале, флаг в зале - все это неоднократно попадает в кадр во время игры. Увы, донести это до спонсора сложно.

Мы пытались привлечь финансирование, предлагая бесплатные выступления на корпоративах - тоже не получалось. Одно такое выступление команды из высшей лиги стоит около 3 тыс долларов. По мнению многих компаний, оно должно стоить символические 300 долларов.

А вот ВУЗу быть спонсором успешной команды - и выгодно, и престижно. Название ВУЗа-спонсора у всех на слуху, а это конвертирует зрителей КВН в абитуриентов. В России команды, которые можно проспонсировать для участия в высшей лиге, буквально нарасхват - ВУЗы наперебой шлют предложения.

- Ты упомянул о том, что шутить про все подряд команда не может. Через какую цензуру проходят шутки?

Несмотря на то, что мы играли в России, все наши шутки проходили редактуру в Беларуси, и цензура была достаточно жесткой.

Сценарии вычитывали специалисты Минкультуры, Минобразования. Перед поездкой в Москву у нас был обязательный показ ректору БГУ. При этом цензура появилась сразу после того, как мы пробились на Первый канал в Москву - в Беларуси мы не сталкивались с этим.

- Можно часто услышать «КВН уже не тот». Так ли это? Теряют ли шутки «градус крепости», или дело в чем-то другом?

Я не считают, что юмор стал хуже. За последние 15 лет шутки КВН из примитивных приколов превратились в интересные сюжеты. Если разобрать старые известные миниатюры по тексту, то мы увидим, что хороших шуток там мало. Все дело чаще всего - в хорошей актерской игре. Сегодня качество реприз стало лучше.

Важно и то, что удивить зрителя становится все сложнее. Нам было сложнее придумывать шутки, чем команде за 10 лет до нас. Но в то же время, новой команде еще через 10 лет придется сложнее, чем нам.

Еще один фактор, по которому судят о качестве юмора - актерская игра. Да, актеры раньше были сильнее, но этому есть логичное объяснение. Раньше передача КВН длилась 3 часа, а сейчас - 1,5. Дело не в том, что качество шуток стало хуже, дело - в экономии времени. У Первого канала есть другие проекты, ради интересов которых ужимается эфир игры.

Еще не так давно у каждой из команд в сезон проходило по 1-2 игры, в которых было по 5 конкурсов: команды могли раскрыться на сцене! Шутки полюбившихся актеров принимались лучше, поскольку у них, актеров, было больше времени, чтобы получить кредит доверия зала. Сейчас в короткий интервал времени команды стараются вместить все самое лучшее, сделать шоу. Для этого нужны песни, танцы, реквизит. По сути, актерам остается 3 минуты на то, чтобы показать себя. Но за 3 минуты влюбить зал в актера очень сложно!

Если раньше играли пять конкурсов, то теперь - три, один из которых - биатлон-разминка, где человек кратко ответил и ушел. Остается два, еще один из которых может быть музыкальным. Так что сегодня в КВН мы видим результаты веяния времени. Он просто стал другим.

Фото: Константин Горецкий, личный архив Павла Якименко

Шутки для «ЛУНы» пишут люди, далекие от сцены и словесных баталий. Макс Вахитов – инженер-электрик. Дмитрий Пермяков – реаниматолог. Марат Дулатов – семейный врач, а Антон Колбасов – экономист.

Вам не обидно, что поклонники знают только актеров команды. Все обожают Стаса Ярушина и Антона Морозенко . Но ведь своему успеху они обязаны прежде всего вам.

Да мы на сцену как-то не стремимся, - скромно отвечают парни. – Да и в нашей малоизвестности есть свои плюсы. Вот Антон Морозенко идет от театра до автобуса тридцать минут. А мы добегаем за две.

Ну, я тоже красивый, я иду 20 минут! – добавляет Макс. - Кстати, наши родные больше всего в КВНе любят смотреть «разминку»: только в ней на голубом экране может мелькнуть знакомое лицо сыночка.

В КВНе есть цензура

Иногда, бывает, так «уработаешься», что шутки начинают сниться.

Я для этого рядом с подушкой сотовый телефон кладу: просыпаюсь ночью и записываю. Это уже похоже на фанатизм, - улыбается Дима Пермяков.

На ком юмор свой «пробуете»?

А дома - жене, подруге или сестре. На мамах юмор «откатываем» редко – поколение не то.

А над чем в КВНе смеяться нельзя?

В КВНе есть своя цензура. Запретные темы – война, терроризм, горе. Редко принимаются шутки о Маслякове. В прошлом году существовало негласное правило: нельзя говорить о Гитлере (из-за 60-летия Победы). Не рекомендуется упоминать со сцены соперников –

«Комеди Клаб» и Петросяна (последнего уже просто жалко!).

Кстати, КВНовские авторы не только пишут шутки для игр. Их юмор в сериалах «Солдаты», «Туристы», «Студенты» и «Моя прекрасная няня», программе «Дорогая передача». А еще они работали над сценариями церемоний вручения премий «Тэфи» и «Серебряная калоша».

Сегодня, 24 марта, на Первом канале южноуральцы смогу увидеть выступление своей любимой команды КВН «Лица уральской национальности». Подробности рассказывать не будем – а то смотреть будет неинтересно. Откроем лишь один секрет: «ЛУНа» вышла в четверть финала!

Свежие шутки

О роли секса в жизни…

Раньше я пил, курил, принимал наркотики. От меня ушла жена, я потерял работу. Потом я встретил доктора Майорова . Вообще, здесь в раю много интересных людей. Тургенев , Черчилль !

Давайте выдадим замуж Анжелину Джоли за Леонида Ярмольника!

А давайте не выдавать желаемое за действительное!

А в твоей жизни секс играет большую роль?

Ну, такую же, как Гоша Куценко в «Дневном дозоре». Конечно, можно было бы и без него, но с ним как-то приятнее.

Депутат Митрофанов получил пощечину от Елены Ханги за предложение сняться в порнофильме про Кондолизу Райз.

Зависть стала причиной убийства слесаря 8-го разряда слесарем 7-го разряда.

Мы любим анекдоты. Они смешат нас, поднимают настроение, а иногда и самооценку. В них обыгрываются комичные ситуации, их героями становятся все - от жителей Крайнего Севера до правителей государств. Кто же их придумывает?

Что такое "анекдот"

Жанр анекдота в том виде, который привычен нам, был сформирован только в XX веке. До этого анекдотом называлась короткая история, малый жанр мемуарной прозы, в котором писатель вспоминал какой с ним "случился анекдот". К современному анекдоту этот жанр имеет лишь опосредованное отношение.

Параллельно с литературным анекдотом шло развитие анекдотов фольклорных. Их хронология осложнена тем, что анекдот - жанр устный, его письменная фиксация до середины ХХ века была скорее исключением, чем правилом.

Однако ученым удалось найти несколько древних анекдотов. Доцент университета Уолверхэмптон Пол Макдональд в публикации в журнале The Daily Mirror привел примеры анекдотов, написанных ещё до нашей эры. По ним видно, что чувство юмора хотя и претерпело изменения за века, однако несущественно. Приведем только два:

"Как развлечь скучающего фараона? Посадите в лодку девушек в рыбацких сетях вместо одежды, отправьте лодку вниз по Нилу и уговорите фараона сходить на рыбалку (Впервые записано иероглифами в 1600 году до н.э. в "Уэсткарском папирусе").

"Слепая на один глаз женщина вышла замуж и прожила с мужем 20 лет. Потом муж нашел себе другую, а жене сказал: "Я с тобой разведусь, потому что о тебе говорят, что один глаз у тебя не видит". На это она спросила: "Ты это обнаружил только что, через 20 лет после свадьбы?" (Впервые встречается в письме на папирусе египетскими иероглифами от 1100 года до н.э.).

Рождение анекдотов "новой формации"

Самым очевидным ответом на вопрос "Кто придумывает анекдоты?" будет такой: народ. Действительно, анекдот несет в себе характерные признаки устного творчества, такой, например, как сквозные сюжеты, в которых ситуация в целом остается идентичной, меняются только персонажи.

Анекдот как жанр получил стремительное развитие уже после революции, и это было вполне обоснованно. Большие массы народа стали перемещаться в города, анекдоты "новой формации" включали в себя черты таких жанров как прибаутка, литературный анекдот, байка, сказка, притча.
Стремление к унификации политического быта, характерное для первых лет советской власти, приводило к тому, что народ, до революции имеющий к политической жизни только опосредованное отношение, почувствовал себя её участником. Именно с политических анекдотов началась жизнь русского анекдота в том значении, к которому привыкли мы.

Характерно, что до конца 20-х годов анекдоты на политические темы не были запрещены и имели свободное хождение, однако уже в 1929 году в дневнике одного москвича был зафиксирован слух о том, что ГПУ начало преследование за политические анекдоты. Рассказчика анекдота вполне могли посадить за решетку по 58 статье, за "агитацию, направленную на свержение советской власти".

Острословы или те, кто просто пересказывал анекдоты, с этого времени стали осторожнее - в 30-е годы анекдоты практически не записываются. Тем не менее, они живут.

Из кино - в анекдоты

Что общего между самыми популярными героями советских анекдотов Василий Иванычем и Штирлицом? Эти герои пришли в фольклор из кинолент. Фильм братьев Васильевых, вышедший на экраны в 1934 году, стал настоящим блокбастером. На него шли семьями, смотрели по несколько раз, дети стали играть в Чапаева. До выхода на экраны этого фильма советское кино аппелировало к народным массам, здесь же сюжет был основан на биографии одного героя. В Советском Союзе развился настоящий культ Чапаева, народный герой настолько "ушел в народ", что стал героем анекдотов.

Штирлиц также пришел в анекдоты прямиком из фильма "Семнадцать мгновений весны", вышедшем на экраны в 1973 году. Его популярность также была сверхъестественной для советского кинематографа. Немецкий журналист, Ангемальнс, писал: "Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты". Спецификой юмора, в котором Штирлиц выступает в качестве главного героя, является огромное количество придуманных каламбуров по типу "Штирлиц стрелял в слепую. Слепая упала", "Штирлиц бил наверняка. Наверняк отбивался как мог. А Мог был крепким парнем". Это не удивительно, поскольку многослойный юмор каламбура отражает саму специфику службы разведчика.

Интересно то, что русском фольклоре образы Чапаева и Штирлица даже пересекаются. Два "супермена" советского кино в этом цикле анекдотов ставятся в гипотетическую затруднительную ситуацию.

"Штирлиц и Василий Иванович попали в плен к немцам. Их бросили в камеру. Сначала пришли за Чапаевым, потребовали сказать военную тайну. Били-били, но он молчал. Тогда его притащили обратно в камеру. Штирлиц увидел его и ужаснулся. А Василий Иванович говорит: "Я же просил: давай запишем! А ты все свое: запомним, запомним!"

Понятно, что у каждого анекдота так или иначе есть автор, но если с "народными" анекдотами установить авторство обычно не представляется возможным, то с анекдотами авторскими это реально. Известно, что многие анекдоты придумывали советские и российские юмористы, журналисты и карикатуристы. Самой же легендарной личностью советского авторского анекдота остается политический деятель и журналист Карл Радек. Он был известным острословом. Анжелика Балабанова писала о нем: "Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности".
Радеку приписывали огромное количество анекдотов и в 20-е, и в 30-е, и даже в 40-е годы XX века. Он и сам стал героем анекдотов. Вот только два: Большой пласт анекдотов носит политическую окраску. Героями анекдотов были все генеральные секретари СССР и правители России. Не меньше анекдотов по всем у миру посвящено национальной тематике. При этом фабула их практически идентична, различаются только народы. Англичане рассказывают анекдоты про ирландцев и шотландец, французы - о бельгийцах, в Греции в ходу анекдоты о понтийцах, которые для греков те же чукчи.

Помогают поднять настроение, расположить к себе собеседника, а иногда приносят комикам популярность и признание публики. Чтобы повторить успех лучших исполнителей в сфере юмора, стоит узнать, как писать шутки, способные рассмешить любую аудиторию.

Поиск материала

Нет однозначного ответа на вопрос о том, как правильно писать шутки и какие темы использовать при их создании. Каждый человек имеет свой личный опыт в разных сферах жизни, и практически каждое ее событие может стать хорошей основой для смешной истории. Найдите то, что веселит вас, вспомнив интересные случаи, произошедшие с вами или вашими знакомыми. Именно то, что кажется вам смешным, и станет материалом для будущей шутки, но не стоит опираться только на свои ощущения. Ваш круг общения станет первой аудиторией, которая сможет оценить качество ваших шуток.

Чаще говорите с друзьями, коллегами или домочадцами о том, что они считают забавным. При просмотре юмористической передачи подмечайте реакцию ваших близких на выступления разных исполнителей. Узнав, что будет интересно вашей публике, вы подготовите действительно увлекательное, а главное - смешное представление. Перед тем как писать шутки, ознакомьтесь с наиболее актуальными темами, и вы обязательно найдете то, что заинтересует вас и вашу будущую аудиторию.

Проверка материала

То, о чем можно говорить в кругу семьи, не всегда будет уместно для более широкой аудитории. Существует множество спорных тем, обсуждение которых вызовет неоднозначную реакцию. Популярные комики разных стран часто поднимают в своих выступлениях остросоциальные темы и иногда оказываются неправильно понятыми. Если брать в пример можно отметить достаточно дерзкие шутки резидентов программы "Камеди Клаб".

Те, кто пишут шутки для "Камеди", - это авторы с большим багажом знаний и опыта в своем деле. В начале творческого пути стоит уделить этому моменту должное внимание и избегать спорных тем. Например, рассуждения о религии или расовой принадлежности могут не только оказаться несмешными, но и оскорбить множество людей. Также стоит отметить истории, которые вы создаете, опираясь на забавные случаи с вашими знакомыми. Убедитесь, что ваш рассказ не обидит человека, информацию о котором вы использовали для написания материала. Чтобы понять, как писать шутки, в которых будут обсуждаться вопросы личного характера, нужно чаще знакомиться с выступлениями более опытных авторов.

Обучение на примере

Телевидение и интернет дают возможность ознакомиться с творчеством знаменитых людей, а юмористические программы предоставляют выступления самых популярных комиков. Множество комедийных передач на любой вкус можно увидеть практически на каждом канале. Найдите для себя несколько исполнителей, которые кажутся вам наиболее смешными и интересными.

Следите за их работами, ищите информацию, изучайте тот формат, в котором они преподносят свои шутки. Не нужно копировать все приемы того или иного комика, достаточно вдохновиться их идеями, и вы точно станете на шаг ближе к миру профессионального юмора.

Выбор формата

Теперь, когда вы подготовили материал, можно приступать к основной работе, а именно приданию вашему тексту структуры. Для начала нужно определиться, в каком жанре будет написана ваша шутка. Все зависит от того, что вам ближе и какую мысль вы хотите донести. Если текст шутки включает в себя рассказ о себе или ваши замечания по поводу той или иной проблемы, стоит отдать предпочтение жанру, подразумевающему одиночное выступление и работу с аудиторией. Это может быть монолог или же популярный в наше время Stand up.

Если же текст написан для выступления нескольких лиц и связан сюжетом, можно остановить свой выбор на миниатюре. Говоря о том, как писать шутки, невозможно обойти такую тему, как приемы, которые используются при их создании.

Использование приемов по созданию шуток

На первый взгляд кажется, что написать хороший материал могут только профессиональные юмористы. Но правда в том, что даже те, кто пишет шутки для "Камеди Клаб" или других передач, которые являются популярными уже несколько лет, тоже когда-то были начинающими авторами. Со временем и вы начнете с первого взгляда определять, что будет смешным, а что нет. А в начале творческого пути вам помогут приемы создания шуток. Вот некоторые из них.

  • При написании коротких шуток помните, что вам необходимо ограничиться несколькими словами. Подумайте о том, как вместить смысл шутки в одно небольшое предложение и не нагружать ее лишними деталями. Такой прием сделает ваш текст более запоминающимся.
  • Создавая забавную историю, уделите некоторое время предисловию. Заинтересуйте свою публику и подготовьте к тому, что скоро последует захватывающий и смешной сюжет. Теперь, когда публика ожидает развития событий, можете приступать к рассказу.
  • Независимо от того, насколько долгим будет ваше повествование, сконцентрируйтесь на главной идее. Тщательно проработайте основной отрывок текста, где и будет та самая шутка, смысл которой вы несли на протяжении всей истории.
  • Используйте элемент неожиданности. Заставьте читателя поверить, что он точно знает, чем завершится ваше повествование, и удивите совершенно иным исходом.

Правильная подача

Если вы хотите узнать не только, как научиться писать шутки, но и то, как их преподнести, тщательно подготовьтесь к своему первому выступлению. Именно в тот момент, когда шутка будет рассказана вашей первой публике, вы сможете оценить ее качество в полной мере. Реакция людей на выступление подскажет, что получилось наиболее удачно и над чем нужно поработать. Прочитайте текст вслух, вдохните в него жизнь с помощью эмоций и жестов. Расставьте паузы и сделайте акценты в тех местах, которые кажутся вам важными.

Перед тем как начать рассказ, постарайтесь захватить внимание слушателей. Для этой цели хорошо подойдет пауза, сделанная после предисловия. Дайте публике время понять, о чем будет идти речь, и настроиться на нужный лад.

Хорошее чувство юмора поможет вам оставаться позитивным в любой ситуации. Шутите чаще, не бойтесь быть смешным, ведь это и есть та цель, к которой вы стремитесь.

Когда-то давно КВН был Клубом Веселых и Находчивых. Играли в него преимущественно студенты и аспиранты. По сути это была самодеятельность – «капустники» с элементами соревнования «кто смешнее пошутит?» Шли годы, КВН из самодеятельности эволюционировал в шоу. Все чаще танцы ставили профессиональные хореографы, с командами работали профессиональные музыканты, со временем в КВНе появились и профессиональные авторы, которых привлекали к написанию сценариев. Сегодня (*статья написана в 2008 году) роль многих команд в подготовке сценария свелась к умению найти спонсоров и выбить из них деньги, после чего нанять авторов, которые сделают «как надо». О наемных авторах и пойдет речь.

В принципе, простым телезрителям нет дела до того, кто пишет шутки – сами команды или наемные авторы. Телезрители включают КВН, чтобы посмеяться, и лучше смотреть профессиональный юмор, чем сырые шутки студенческой самодеятельности. С другой стороны, подобный подход приводит к деградации КВНа – появляется все меньше новых авторов и самобытных команд; те же команды, которым пишут одни и те же авторы, становятся все более похожими друг на друга.

Давайте обратимся к «истории вопроса»: авторы не нужны были ни той же Одессе (там авторов - целый город), ни НГУ (4 мощных студенческих клуба Академгородка с ежегодными капустниками и развитым соперничеством), ни Днепропетровску. Да и пользоваться «чужими мозгами» в тот романтический период было не принято - стыдно как-то… Авторы стали нужны следующему поколению команд, которое, во-первых, уже не могло на равных отстаивать свою точку зрения на КВН, во-вторых, в массе своей не обладало ни ресурсами «стариков», ни технологией подготовки к игре. А в-третьих, ситуацию с авторами «узаконил» сам АМиК: было время, когда АВМ, вырезая очередной молодой команде номер, на слова «а у нас больше ничего нет» спокойно указывал в зал. А там уже сидели в готовности несколько человек - преданных, проверенных и готовых помочь своему барину.

Поскольку таких людей было мало, да и их работа не афишировалась, в бюджете некоторых команд появлялась не просто строка «на оплату авторской группы» - предполагалось, что будет заплачено всем, лишь бы они не работали на соперника. В свою очередь, растущий спрос, естественно, спровоцировал предложение, и в авторы ринулись все, кто смог «зацепиться» в Москве. Самые дальновидные даже попытались в конце 90-х создать некий профсоюз: агентство сценаристов «Гильдия авторов» Ш. Муслимова и М. Щедринского. В итоге «Гильдия» переключилась на обслуживание эстрады и работу над сериалами, но сама мысль о том, что авторам нужно «сбиваться в стаи», нашла своих продолжателей.

Наверное, четче всего эту идею реализовал в обозримом прошлом Д. Табарчук, может быть, лучший на позиции «директор команды КВН». Авторская группа, работавшая на «Уездный город», имела отдельный бюджет, собиралась на базе отдыха и работала непрерывно в течение недели-двух задолго до предстоящей игры. Те, кто помнит УЕ, согласятся, что за пару лет ребята из команды КВН превратились в узнаваемых, практически эстрадных персонажей - и сериал с «пионером», «толстым» и «бывалым» увлеченно смотрела вся страна. Когда задача была выполнена, авторов распустили, а актеры поехали по стране (а потом и за ее пределы) «отбивать бабки».

В настоящее время авторы-одиночки в КВН – редкое явление, большинство авторов объединяются в авторские группы. Такая организация позволяет работать более эффективно: помимо более высокой производительности труда и увеличения человеко-часов, имеет значение наличие в группе одного или нескольких людей, которые лучше продают или даже «впаривают» материал командам.

В течение последних лет сложилось несколько основных авторских групп, которые имеют свои расценки и свои методы работы. Какие-то группы уже отошли от КВН, какие-то продолжают работу. Рассмотрим некоторые из них:

Мартиросян&Ко. Дорого, но качественно. Пожалуй, самая сильная группа, успевшая поработать с несколькими командами Высшей Лиги КВН, среди которых чемпионы 2003 и 2004 годов – «Утомленные Солнцем» и Сборная Пятигорска. Эта группа вышла за рамки КВН, и, по большому счету, именно на ее счету успех «Comedy Club» и последовавших за ним других проектов «Comedy Production». Сейчас группа отдалились от КВНа, и работает в более крупных масштабах, выступая все чаще в роли продюсеров, чем авторов. Производство, продажа и перепродажа юмора других авторов поставлены на поток. Юмор стал весьма доходным бизнесом, а Comedy Production – одной из самых высокодоходных компаний в отечественном шоу-бизнесе.

УПИшная. В работе с командой практикует педагогический подход: не оказывают давление авторитетом. Как правило, это дает возможность саморазвитию команды. Из-под крыла «Пельменей» вышло много самобытных ребят. Иногда стиль юмора «Уральских Пельменей», вложенный в уста других команд, не находил отклика у зала и жюри, но в плане становления и развития команды эта группа самая предпочтительная. Оплата - по дням работы с командой. От 250 до 400 евро в день. В последнее время у «Уральских Пельменей» появился свой телепроект «Шоу-ньюс», и они сами активно пользуются услугами авторов со стороны.

Один из способов сэкономить на авторской группе продемонстрировала администрация команды КВН «Утомленные солнцем»: они решили, что в качестве авторов замечательно подойдут любые молодые команды КВН. И было время, когда люди из УС буквально «прочесывали» разные лиги, вплоть до центральных, предлагая командам продать подходящую шутку или номер. С миру по нитке - и у Утомленных появлялся очередной сценарий. Когда же экономия дошла до того, что репризы стали просто «брать», эту лавочку пришлось прикрыть, а администрацию - поменять.

ЛУНовско-Белорусская. Точнее – белорусская. Почти полное отстранение команды от материала. Участники команды могут что-то писать, пытаться, приносить пачки материала, но от них отмахиваются как от комаров. Исключения – команды, которые поиграли достаточно и могут отстоять свой материал. Оплата очень высокая - от 500 долларов в день и выше. Как правило, сбоев у такого метода не бывает, за исключением случаев, когда авторы слишком загоняются (например, финал 2004 года, РУДН). В настоящее время эта группа тоже отошла на КВН и сконцентрировалась на работе над проектами телеканала СТС.

Гуликовская. На раннем этапе схема работы состояла в полном подчинении команды под себя и, как потом получалось, это приводило к сомнительному будущему команды. Если команда была самостоятельной, типа «Утомленных Солнцем», уже хотя бы как-то состоявшаяся, сотрудничество складывалось положительно. Пишется всё - от сюра до попсы. В первых играх, как правило, встаёт только попса, а ближе к финалу - сюр. Свои плоды это приносило.
Позже схема работы изменилась соразмерно возросшему положению и влиянию Гуликова. Для того, чтобы командам был гарантирован вход в Премьер-Лигу или Первую лигу, они обращаются к Гуликову с просьбой «поработать» перед Сочи, например. Тот набирает группу, потом набирает энное количество команд, с которыми «работает», и за сумму примерно от 500 долларов в день ездит от одной команды к другой, затрачивая на каждую по нескольку часов и предлагая командам одни и те же или очень похожие номера. Если команда не покупает номер, его предлагают следующей команде. Далее от команды требуется уже показать отрепетированный материал. И так в течение 5–7 дней.

Материал, который остался непристроенным, предлагается под видом «болтов» либо командам, приехавшим в столицу чуть позже, либо уже в Сочи - кому-нибудь ещё (и этот «кто-то ещё» обязательно найдётся, уж поверьте). В результате, все команды будут пристроены в те лиги, куда уже решил Гуликов.

Можно ли создать группу авторов не в Москве, вдали от места сбора «башляющих» команд? Оказывается, можно. Сибирская группа авторов, сложившаяся вокруг «Детей лейтенанта Шмидта» - традиционно сильна, плодовита, готова работать не только для КВНщиков и не слишком заморачивается, как и кто будет использовать их тексты. В итоге имеем парочку негромко прозвучавших скандалов с использованием одного материала сразу несколькими «сибирскими» командами. Но сибиряки стараются свои отношения выяснять сами, Москву с АМиКом традиционно не любят, поэтому информация из-за Урала обычно не становится достоянием широкой публики.

БГУшная. Точнее – Купридовская. Глядя на плодотворную «жатву» коллег на бескрайнем поле юмора, Купридо решил последовать их примеру. Делал он это более деликатно (в отличие от Гуликова), помогая начинающим. На первых играх сезона он обычно присматривался к подающим надежды командам. Если команда не вылетала в первых играх, то, приезжая на следующую игру, оставалась без материала: главный редактор резал команде выступление на корню, аргументируя т, что «это вам не Слобожанка и не Поволжье. Здесь уровень минимум Первой лиги!». Для спасения выступления редактор давал номер телефона «хорошего автора» из лучшей команды Международного союза КВН - команды БГУ. Иногда (не афишируя и под строжайшим секретом) и сам подключался к работе с командой.

В последние годы команды, дошедшие до трети, а то и в четверти Евролиги сами просили заветные номера у редактуры, чтобы усилиться и «порвать всех». Стиль работы БГУшек похож на стиль УПИшек. А расценки значительно ниже.

Разумеется, помимо перечисленных авторских групп есть и другие, но их не так уж и много. Плюс ко всему, авторы из разных авторских групп частенько привлекаются в другую группу, если есть в этом необходимость. Отношения между группами в основном дружеские, но некоторый элемент конкуренции, безусловно, сохраняется. Такое подобие профсоюза помогает при необходимости усиливать авторские группы, выстраивать отношения с заказчиками, удерживая цены на определенном уровне и предупреждая друг друга о недобросовестных партнерах или коллегах по цеху.

Рассмотрим подробнее отрицательные стороны работы команд с наемными авторами.

1. Убивается сам дух КВН. Игры КВН, превращаются в соревнование бюджетов: кто сможет купить большее число качественных авторов. Сейчас уже не считается зазорным в оправдание проигрыша ссылаться на недостаточный бюджет для оплаты услуг сторонних авторов.

2. Шансов у самопишущей команды на победу меньше, т.к. наемные авторы имеют больше опыта или даже лоббируют материал на уровне редактуры (а зачастую входят в нее). Если с более опытным соперником еще можно бороться за счет самобытности, то бороться с лоббирование редактуры очень тяжело или вовсе невозможно. К тому же, в современном КВНе немало примеров, когда «авторы» команды могут сидеть в жюри.

3. Новых авторов появляется все меньше и меньше, так как им не дают возможности для роста, да и сами команды предпочитают пользоваться материалом наемных «опытных» авторов. Возникает замкнутый круг: услуги проверенных авторов приводят к невозможности роста для новых, а отсутствие новых авторов порождает повышенный спрос на старых. Для того чтобы новых авторов заметили и «окрестили», необходима протекция одной из старых проверенных групп. А шансов, что команда, подсаженная на иглу наемных авторов, с нее когда-нибудь соскочит и начнет писать сама, практически нет. Особенно плохо, когда команда прибегает к услугам сторонних авторов на начальном этапе своей карьеры.

4. Если команда решает, что ей без авторов со стороны не обойтись - это один путь. В конце концов, большинство наркоманов тоже никто не заставлял. А вот если команде авторов навязывают, то возникает психологически интересная ситуация, похожая на «синдром заложника». Работать с автором и не дружить с ним (не любить его) невозможно - поэтому одной своей половиной (больше административной) команда «чужаков» очень не любит. Хотя бы потому, что они забирают деньги, по сути, у остальных членов команды. Но другая часть (по больше мере актерская) чужим авторам со временем становится предана до самозабвения. Понятно, что такое «раздвоение личности команды» не приносит в результате ничего хорошего, хотя и сказываться начинает не так скоро.

5. Команды, которым пишут одни и те же люди, становятся более похожими друг на друга, отличаясь только формой одежды. Парад клонов с однообразными номерами. В некоторых играх одни и те же авторы писали для команд-соперников.

6. Практически все авторские группы и авторы пишут не только для КВН, но и для других телевизионных проектов: скетчкомов, юмористических передач, сериалов. Вполне возможно, что шутки, предлагаемые команде – это отходы, забракованные продюсерами, от другой деятельности. Например, того же Comedy Club. В любом случае, творческих сил на КВН остается меньше, к тому же иногда случаются проколы в виде пересечений по шуткам между КВН и другими передачами.

7. И, наконец, материальная сторона вопроса, самая очевидная: деньги, потраченные на наемных авторов, можно было бы потратить на другие цели.

Помимо отрицательных, есть и положительные стороны. Их меньше, но они есть.

1. Как уже было сказано, использование труда наемных авторов позволяет сделать телевизионное шоу более стабильным.

3. Когда у команды наступает цейтнот, помочь материалом могут только наёмные авторы, причем, работающие непосредственно с командой. Измученная репетициями, выжатая после бесконечных редактур и «просчитывания» настроения семьи Масляковых, при отсутствии хорошего архива, команда может уповать либо на чудо, либо на спасение со стороны наёмников.

Итак, прежде чем команда решит обращаться к наемным авторам следует еще сто раз взвесить все «за» и «против», а при выборе авторов лучше искать не «роботов», а «учителей». Тенденции современного КВНа таковы, что дойти до вершины без помощи авторов со стороны могут только суперталантливые и пробивные команды, да и то при очень удачном стечении обстоятельств.

Теперь перейдем к главному вопросу: а нужно что-либо менять?

Ответ на этот вопрос очень сильно зависит от того, с чьей позиции на него отвечать.
Существующее положение выгодно:
- наемным авторам, которые имеют постоянный и стабильный источник дохода;
- редактуре, которая часто участвует в доходах авторов или сама пристраивает командам номера. К тому же редактуре меньше приходится работать с кучей сырого материала;
- руководству телевизионных лиг и телеканалов, получающим более-менее приличную картинку независимо от уровня самостоятельности играющих команд;
- командам, компенсирующим недостаток авторских способностей способностями найти богатых спонсоров.

Если же перейти к идеализированному КВН, в котором нужно быть веселыми и находчивыми, уметь самим шутить, и побеждать в котором должна самая смешная команда, то привлечение наемных авторов – зло. Чтобы уменьшить влияние наемных авторов необходимо:

1. В обязательном порядке проводить разминку. В идеале, увеличить число импровизационных конкурсов.

3. Изжить практику «работы» редакторов лиг с играющими в них командами за отдельную плату.

В КВН играет большое число команд. Ежегодно множество команд делает в КВН первые шаги или двигаются по ступеням наверх КВНовской пирамиды. Дорогу нужно давать самым талантливым и ярким, а не самым богатым. Тогда КВН вновь вернет свои позиции яркой и самобытной игры, программы кардинально отличающейся от бесконечного потока однообразных шоу, станет кузницей кадров в лучшем смысле этого слова.

Конечно, полностью обо всем в статье рассказать не удалось, да и вряд ли это возможно сделать в одной, даже очень большой статье. Многие фамилии и названия команд специально оставлены «между строк». Но формат сайта, для которого эта статья написана, предполагает общение – дополняйте, высказывайте свои мнения, оценки, надеемся на интересный и содержательный разговор.