Какая нация у цыган. Они клянутся в гробу

Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

На территории России живет более 200 тысяч цыган. Тем не менее едва ли найдется другой народ, о котором существует больше мифов и легенд. Источниками некоторых из них являются сами цыгане, другие сложились
в результате обобщений населения, третьи — фантазия конкретных авторов, четвертые просто глупость. Наша задача — попробовать изменить эти
во многом основанные на заблуждениях представления.

Миф первый: цыгане — это единый народ. Основан миф на том, что цыгане обладают единым языком. Но существует огромное количество самых разнообразных этнических групп цыган, которые могут отличаться практически всем, прежде всего — диалектами и традициями.

Миф второй: у цыган нет собственного языка, цыгане перенимают язык народов, на территории которых живут. Но цыганский язык существует.
Он генетически родственен индийским языкам; во время миграции цыган
из Индии в Европу язык был подвержен множеству влияний, затем появились различные диалектные группы.

Миф третий: все цыгане кочуют. По всей видимости, исторически цыгане
не были кочевым народом: передвижения цыган относятся к эпохе их миграции в Европу. Кроме того, кочевье цыган сильно зависит от региона и от времени.

Миф четвертый: цыганские общины возглавляются баронами. Дело в том,
что в цыганском языке существует слово «баро», которое дословно значит «большой» и в словосочетании «баро мануш» или «рай баро» может означать большого человека, важную персону. На самом деле непосредственно вожака, который бы вел основные дела общины, у большинства этнических групп нет.

Миф пятый: цыгане — криминальный народ и промышляют исключительно преступными деяниями. В действительности существует огромное количество цыганских профессий, а в некоторых общинах есть табу на те или иные занятия, например, на торговлю наркотиками.

Миф шестой: цыгане крадут детей. Миф связан, по всей видимости, с тем,
что у цыган всегда много детей и среди них попадаются дети со светлой, «нецыганской» внешностью. 

Конспект

В русской традиции для названия народа, о котором идет речь, прижилось слово «цыгане», но сейчас все чаще употребляется термин «ром» или «ромы».
В Европе употребление слова «цыган» считается нежелательным.

В XIX веке этнографы Воронежской губернии зафиксировали такой факт: когда крестьяне хотят обидеть цыган, они называют их «фараоны». Все названия — «цыган», «фараон», «ром» — отсылают нас к той или иной версии
о происхождении цыган.

Ром. Это слово взято из цыганского языка и является самоназванием.
По всей видимости, название «ром» восходит к касте, которая в современной Индии называется «вом». С течением времени слово приобрело разные формы
в разных диалектах индийских языков: в частности, на территории Ближнего Востока и на Кавказе проживает народ, который принято называть «домы», а их язык — «домари»; на территории Армении проживает народ, который называют «ломы», а их язык — «ломоврен». По всей видимости, они восходят к единому индийскому предку.

Название «фараон» могло появиться благодаря легенде, которую, видимо, цыгане сами выдумали и использовали во время своих передвижений
по Европе. Согласно этой легенде, они — выходцы из Малого Египта
и отбывают наказание в виде паломничества по Европе за то, что отступились
от христианской веры. Цыгане рассказывали эту историю населению и даже получали от местных правителей охранные грамоты, разрешающие им беспрепятственно передвигаться по европейским землям. Так, в Венгрии цыган какое-то время называли «фараоново племя», а английское слово «gypsy» является искаженным от «Egypt» — «Египет».

«Цыган» — слово, которое используется в русском языке, — отсылает
к так называемым атсингани: некоей византийской секте отступников
от христианской веры (впервые упоминаются в XI веке), возможно, использовавших колдовство. Это слово укоренилось во многих европейских языках, и отсюда мы имеем русское название «цыган», немецкое «цыгойна»
и так далее.

Существует несколько легенд о происхождении цыган, в действительности
же они пришли из Индии: немецкий ученый Иоганн Рюдигер в 1782 году,
на основе лингвистических данных, первым доказал индийское
происхождение цыган.

Так или иначе, когда они оказались в Европе в XV веке, поначалу их принимали
с большим почетом: в первую очередь — потому что паломники, во вторую — потому что щедро платили за постой. Но уже со второй половины XV века все чаще звучат обвинения в том, что цыгане являются турецкими шпионами; женщин, практикующих гадание, объявляют отступницами от веры.

Постепенно появляются законы против цыган — в некоторых странах даже разрешалось убить любого цыгана, встреченного на улице. Так, с одной стороны, укоренялось негативное отношение к этому народу, а с другой — проводились попытки его ассимилировать, и довольно удачные: цыганам запрещалось использовать свой язык, дети отбирались и отдавались
в христианские семьи, запрещались браки между цыганами, устраивались экзамены на знание христианских догматов, все юноши забирались в армию, цыганам запрещалось жить на определенных территориях, а на территории Молдавии и Валахии цыгане долгое время фактически являлись рабами. 

Конспект

Первое упоминание, которое нам известно о цыганах на территории Российского государства, относится к 1721 году. В 1733 году появляется указ — начать взимать подать с цыган, как это делается в Малой России (из чего следует, что в Малой России цыгане оказались раньше). Те цыгане, что появились в России в первой трети XVIII века, были выходцами из Польши.

Довольно быстро эти цыгане находят себе основное занятие — музыка. Цыганские хоры, как правило, организовывались при поместьях; постепенно хоры приобретали независимость, и цыганское пение, пляска, умение повеселиться становятся лейтмотивом в русской литературе XIX — начала
XX века.

Одни группы цыган в большей степени приобщаются к традициям того государства, где проживают, другие — в большей степени сохраняют традиционный уклад жизни. Так формируются различные этнические группы цыган. В современной научной традиции существует деление на четыре основные европейские группы: северо-восточная группа (русска рома, цыгане Польши и прибалтийских стран); центральная группа (цыгане Германии — синти, цыганское население современной Чехии и Словакии, а также частично Западной Украины и Южной Польши); влашская группа, сформированная
под влиянием румынского языка и румынской культуры (кэлдэрары, ловары, влахи, сэрвы и многие другие); балканская группа (крымские цыгане, исповедующие ислам).

Цыганский язык практически исчез во многих общинах Венгрии и Словакии, быстро исчезает в Финляндии, у испанских цыган. В некоторых странах произошло специфическое явление, которое в цыгановедческой традиции принято называть появлением парацыганских языков, когда язык практически утрачивает свою грамматику и морфологию, но сохраняется в виде отдельных лексем, которые могут использоваться для того, чтобы речь была непонятна для окружающего населения. 

Конспект

Две самые большие группы цыган на территории России — русска рома
и кэлдэрары. Какова история этих названий? В балтийских странах русских цыган часто называют «хладытко рома». В языке этих цыган слово «холодо» обозначает солдата. Так русские цыгане оказываются «солдатскими цыганами».

У слова «кэлдэрары» более сложная история: румынский корень обозначает «котел». Это название практически не используется на территории России
и неизвестно самим кэлдэрарам. В России обычно эта группа именуется «котляры», что, по всей вероятности, является переводом с румынского. Оно несет в себе заодно информацию об основной профессии, которой занималась эта этническая группа: кэлдэрары прежде всего были известны как кузнецы
и лудильщики, и по сей день их занятия связаны тем или иным образом
с металлом. Русские же цыгане, как правило, занимались торговлей лошадьми.
И сейчас их специализация в основном связана с торговлей.

У русских цыган кочевье происходило так: они приезжали на новое место, табор располагался, женщины уходили в ближайшую деревню просить еду и гадать, а мужчины ездили на ярмарки, меняли или продавали лошадей.

Раньше отличительным признаком цыгана считались штаны, сапоги, борода
и длинные волосы. Теперь у мужчин практически не сохранилось никакого особого костюма, зато у женщин еще остались некоторые обязательные элементы. Главным образом у котлярок: они не могут носить брюки,
до недавнего времени существовало строгое правило ношения головного убора. Кроме того, котлярки носят характерную прическу в виде двух заплетенных вокруг уха косичек.

Что касается обычаев, важной особенностью до сих пор остается понятие женской нечистоты и опоганивания. Нечистой считается, например, юбка, которая соприкасается с нижней частью тела женщины; в силу этих же причин, женщина не может оказываться выше мужчины, переступать провод или другие вещи на полу и так далее (на случай осквернения у некоторых групп цыган существует ритуал распоганивания).

Другая важная вещь, объединяющая русских цыган и котляров, — цыганский суд, собирающийся для решения каких-либо конфликтов, финансовых вопросов, вопросов чести. Его решения исполняются беспрекословно. Важно, что, хотя у этих групп существует много общего, различия в обычаях и обрядах подчас довольно сильны; свадеб между котлярами и русскими цыганами почти не бывает. 

Конспект

В языке и в культуре цыган существует четкое противопоставление между цыганом и нецыганом. Если «цыган» по-цыгански будет «ром» или «гом»,
то человек нецыганской национальности будет называться «гадьжо»
или «гажю». Есть действия, которые могут совершаться только по отношению
к цыганам: так, существует запрет выходить замуж или жениться на нецыганах. Сейчас этот запрет все чаще нарушается у русских цыган, но почти никогда — у котляров.

Другой важный момент касается религии. Многие считают, что цыгане принимают ту веру, какая оказывается выгоднее. Отчасти это верно —
многие исповедуют преобладающую в том или ином регионе веру, но есть
и исключения, как в случае с цыганами-мусульманами на Балканах.

Истории известно много попыток создать литературный цыганский язык, одна из самых интересных, но безуспешных — в Советском Союзе в 1920-е годы.
Был образован Цыганский союз, начали печататься учебники на цыганском языке, были открыты цыганские школы, создавалась оригинальная литература, делались переводы классики на цыганский язык. Эта инициатива практически провалилась, в частности потому, что к 1938 году коренным образом изменилась национальная политика в СССР: был взят курс на приобщение цыган к культуре основного населения. В России до сих пор существует довольно много цыганских школ и цыганских классов, где цыганские дети обучаются отдельно от русских детей. Однако никаких курсов и тем более уроков по родной речи не существует.

Уникальная культура, несмотря на репрессии и политику ассимиляции, тем
или иным образом сохраняется. И хотелось бы, чтобы попытки по воссозданию цыганской культуры предпринимались чаще и давали возможность будущим поколениям знать и видеть, кто такие цыгане, каков их язык, культура
и традиции. 

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.

Всего в мире насчитывается более 12 млн цыган. Подсчет их точного количества практически невозможен, поскольку большинство из них не являются зарегистрированными в общегражданских переписях. Большая часть цыган не желает признавать своего настоящего национального происхождения. Причины этому могут быть как экономические, так и социальные.

Цыгане являются особым этническим меньшинством, отличие которых заключается, главным образом, в цыганской крови и в цыганском языке. До сих пор ученые всего мира задаются вопросом, откуда взялись цыгане на земле.

История цыган

Тайну родословной цыган удалось приоткрыть ученым из университета Роттердама. Основная часть этого народа проживает в Европе, но больше всего цыган живёт в Венгрии и Румынии. Поскольку цыгане не имеют памятников письменной истории, об их исторической родине в настоящее время практически ничего не известно. История цыган берёт своё начало с северного запада Индии. Мигрируя в европейские страны, они смешивались брачными узами с представителями других народов. По крайней мере, такие выводы сделали ученые, сравнившие геномы людей, принадлежащим к 13 обособленным цыганским группам, проживающим на территории Европы.

По результатам генетической экспертизы было установлено, что родина цыган - Раджастан, Гуджарат и Кашмир - штаты, расположенные в северо-западной части Индии. В настоящее время в этих регионах живут такие народы, как пандиты и мегхавалы. Их геномы являются очень близкими к цыганским.

Интересно, что сами цыгане цыганами себя не называют. Наиболее распространённое название среди них - «рома». Скорее всего, это название пришло из Византии.

Переселение цыган

На вопрос, кто такие цыгане и откуда они взялись, можно ответить, проанализировав несколько волн их переселения в другие части света. Причину, по которой цыгане начали мигрировать на другие материки, ученые до сих пор не выяснили. О переселении известны лишь следующие факты:

  1. Первая волна переселения из Индии была около 1000 лет назад.
  2. Вторая - в XIV веке. В это время цыгане по каким-то причинам массово покидали Азию и переселялись в Европу.
  3. Третья волна пришлась на XIX - начало XX веков. В этот период времени в Европе было отменено цыганское рабство, что, вероятно, и послужило причиной третьей волны переселения.
  4. Некоторые специалисты утверждают, что сегодня наблюдается четвёртая волна переселения, причиной которого стало падение «железного занавеса» в восточной части Европы.

Как живут цыгане?

О том, как живут цыгане, большинство современных людей знает из известного художественного фильма «Возвращение Будулая», а также из других картин о цыганах. Зачастую эти народности живут или в крайней нищете, или в поистине сказочной роскоши.

Так, в румынском городе Бая-Маре проживает почти 1500 цыган. Чтобы заработать себе на жизнь, они продают металлолом, для поиска которого опускаются в местные заброшенные шахты. Цыгане Бая-Маре живут в трущобах. Здесь отсутствует чистая вода и электричество.

Посмотрев на фото жизни цыган Бая-Маре, многие просто ужаснутся.

В 2011 году местными властями было принято решение о переселении цыган в различные здания, к примеру, в больше неиспользуемые заводы или старые правительственные офисы. Эти цыгане в Румынии считаются нелегалами.

Жизнь цыган в Словакии мало чем отличается от жизни румынских цыган. Они живут в не менее ветхих жилищах и в такой же нищете.

Одним из главных цыганских обычаев является усыновление, подбирание и подкармливание беспризорных сирот.

Так живут закарпатские цыгане:

У болгарских цыган принято в религиозные праздники устраивать ярмарки невест, на которых бедные семьи получают возможность подыскать выгодные партии своим детям.

Однако за чертой бедности живут не все представители этой народности. Например, румынские цыгане, проживающие под Бухарестом в городе Бузеску, сделали свой город одним из самых богатых в мире. Разбогатевшие жители этого провинциального городка, которые ранее были бродячими торговцами, сегодня живут не в кибитках, а в роскошных особняках.

В Бузеску насчитывается приблизительно 800 особняков, стоимость каждого из которых составляет от 2 до 30 миллионов долларов.

Откуда взялись цыгане в России?

Откуда же взялись цыгане в России? Появление первых цыган на территории России наблюдалось в XVII веке. В те времена они проживали на территории современной Украины. Ранее предполагалось, что эти народы пришли в Россию и другие страны мира из Египта, и сегодня у ученых есть этому доказательства.

Однако, поскольку генетические исследования показали, что цыгане вышли из Индии, данная версия считается также правильной. В цыганской культуре индийскую традицию можно проследить по умению этих народов работать с сознанием. Индийская медитация и цыганский гипноз имеют между собой очень много схожего. Кроме того, цыгане и индусы владеют практикой дрессировки животных, а духовные верования обеих этих народов (синкретизм) также очень схожи между собой.

Увеличиваться цыганский контингент начался с расширением территории России. Когда к Российскому государству была присоединена часть Польши, в стране появились польские ромы, когда присоединилась Бессарабия, появились молдавские цыгане, а с присоединением Крыма ряды русских цыган пополнили крымские цыгане. Так, южные цыгане пришли в Россию из балканских стран приблизительно в XV веке, а северные - из Германии и Польши в XVI-XVII веках.

Видео о том, откуда взялись цыгане

Цыгане традиционно занимались торговлей лошадьми, кузнечным делом, лужением. Основным занятием женщин было гадание. Кочующие цыгане, как правило, промышляли попрошайничеством.

В 30-е года XIX века в Москве и Петербурге появились оседлые цыгане, большинство из которых участвовали в хоровых ансамблях. В это же время правительство страны освободило от крепостного права многие цыганские хоры. Популярность цыганской музыки в эти годы была чрезвычайно высока, музыка цыган была в моде, а сами цыгане очень часто становились членами дворянских семейств. Зачастую знатные и известные люди женились на цыганских девушках.

Музыкальная культура цыган

Цыганская культура очень богата и разнообразна. Поскольку эти кочующие народы широко распространились по миру, они довольно сильно повлияли на мировую музыкальную культуру. Особенно песни цыган распространились по таким странам, как:

  • Румыния.
  • Венгрия.
  • Россия.
  • Испания.
  • Балканские страны.

Музыкальная культура цыган наложила, главным образом, заметный отпечаток на классическую музыку этих стран и джаз. Кроме музыки, цыганам близко также и актёрское и цирковое мастерство.

Сегодня большая часть цыган продолжает жить бедно, попрошайничать и промышлять воровством и обманом. Но многие из представителей этой национальности являются грамотными и образованными людьми, однако, большинство из них предпочитают не распространяться о своей принадлежности к цыганской национальности из-за сложившегося о них мнения.

Как Вы относитесь к цыганам? Расскажите об этом в

Содержание статьи

ЦЫГАНЕ , или рома – кочевой народ, точнее, этнические группы, имеющие общие корни и язык, чье происхождение прослеживается из северо-западной Индии. Сегодня живут во многих странах мира. Цыгане обычно черноволосые и смуглые, что особенно характерно для популяций, живущих в странах, близких к Индии, хотя более светлая кожа для цыган вообще не типична. Несмотря на расселение по всему миру, цыгане повсюду остаются четко выделенным народом, в большей или меньшей мере придерживающимся своих собственных обычаев, языка и сохраняющим социальную дистанцию с нецыганскими народами, в окружении которых он живет.

Цыгане известны под рядом названий. В Средние века, когда цыгане впервые появились в Европе, их ошибочно называли египтянами, поскольку идентифицировали как магометан – выходцев из Египта. Постепенно это слово (Egyptians, Gyptians) подверглось сокращению, превратившись в «gypsy» («gipsy» на английском), «gitano» на испанском и «giphtos» на греческом. Цыган также называют «zigeuner» на немецком, «цыганами» на русском, «zingari» на итальянском, что является вариациями греческого слова athinganoi, означающего «не трогай» – оскорбительное название одной религиозной группы, ранее населявшей Малую Азию и избегавшей, как и цыгане, контактов с чужаками. Но цыгане не любят эти названия, предпочитая самообозначение «рома» (мн. число, ром или рома) от «романи (человек)».

Происхождение.

В середине 18 в. европейским ученым удалось найти доказательную базу того, что цыганский язык происходит непосредственно от классического индийского языка санскрит, что указывает на индийское происхождение его носителей. Серо-антропологические данные, в частности, информация о группах крови, также указывают на происхождение из Индии.

Многое, однако, остается туманным относительно ранней истории цыган. Хотя они говорят на одном из языков индийской группы, весьма возможно, что фактически они ведут происхождение от дравидийских аборигенов этого субконтинента, которые, в конце концов, начали говорить на языке арийских захватчиков, занявших их территорию. В последние годы ученые в самой Индии приступили к академическому изучению цыган, и, кроме того, возрождается интерес к этому предмету в научных кругах Запада. Постепенно рассеиваются мифы и дезинформация, окружавшие вопросы истории и происхождения этого народа. Стало очевидным, например, что цыгане были кочевниками не потому, что обладали каким-то номадическим инстинктом, но потому, что широко распространенное дискриминационное законодательство не оставляло им другого выбора как продолжать постоянное перемещение.

Миграция и расселение.

Новые исторические и лингвистические данные указывают на то, что миграция цыган из северо-западной Индии произошла в первой четверти 11 в. в результате ряда исламских вторжений, возглавлявшихся Мохаммедом Газневидом. По одной из гипотез предки цыган (которых в литературе называют иногда «домба» («Dhomba»), организовались в военные подразделения, называвшиеся раджпутами, для борьбы с этими вторжениями. В течение последующих двух веков цыгане двигались все дальше и дальше на запад, останавливаясь в Персии, Армении и на территории Византийской империи (в современном языке цыган есть много персидских и армянских слов и, особенно, много слов из византийского греческого), и достигли юго-восточной Европы в середине 13 в.

Движение на Балканы вызывалось так же распространением ислама, которое было причиной миграции цыган из Индии двумя столетиями ранее.

Не вся масса цыган пересекла Босфор и попала в Европу, одно из ее ответвлений мигрировало в восточном направлении в районы сегодняшней Восточной Турции и Армении и стало отдельной и вполне отчетливой субэтнической группой, известной под именем «лом» («Lom»).

Еще одна популяция, широко распространенная по всему Ближнему Востоку, это «дом» («Dom»), которая, как это долго считалось, была частью исходной миграции цыган (из Индии, но позже отделилась от основной массы где-то в Сирии). В то время как сами «дом» и их язык безусловно индийского происхождения, их предки, очевидно, представляли отдельную и гораздо более раннюю волну (возможно 5 в.) миграции из Индии.

В Византийской империи цыгане приобрели глубокие знания в области металлообработки, на что указывает металлургический словарь в языке цыган греческого и армянского (не индийского) происхождения. Когда цыгане пришли на Балканы и, в частности, в княжества Валахия и Молдавия, эти знания и умения обеспечили устойчивый спрос на их услуги. Это новое ремесленническое население цыган оказалось фактически настолько ценным, что в начале 1300-х годов были приняты законы, сделавшие их собственностью их нанимателей, т.е. рабами. К 1500 примерно половине цыган удалось уйти с Балкан на север и запад Европы. Возникшее разделение между теми, кто оставался в рабстве в Валахии и Молдавии (сегодняшней Румынии) в течение пяти с половиной столетий, и теми, кто ушел оттуда, имеет фундаментальное значение в истории цыган и обозначается в литературе как Первая европейская диаспора цыган.

У населения Балкан не ушло много времени на то, чтобы понять, что цыгане полностью отличались от мусульман, которых оно столь сильно боялось. Но население в более отдаленных от Балкан странах, т.е. во Франции, Голландии и Германии, например, не приходилось ранее встречаться с мусульманами впрямую. Когда туда пришли цыгане со своей экзотической речью, внешностью и одеждой, их ассоциировали с мусульманами и называли «язычниками», «тюрками», «татарами» и «сарацинами». Цыгане были легким объектом для нападок, поскольку у них не было ни страны, куда можно было бы вернуться, ни военной, политической или экономической силы, чтобы защитить себя. С течением времени в одной стране за другой стали вводиться репрессивные меры против них. В Западной Европе наказания за принадлежность к цыганам включали битье плетью, увечье, депортацию, рабство на галерах и даже, в некоторых местах, казнь; в восточной Европе цыгане оставались рабами.

Политические изменения в Европе 19 в., включая отмену рабства для цыган, привели к резкому росту их миграции, ознаменовавшему период Второй европейской диаспоры цыган. Третья диаспора образовалась в 1990-х годах с падением коммунистических режимов по всей восточной Европе.

Находившиеся в рабстве цыгане были либо домашними рабами, либо рабами на полях. Эти широкие категории включают множество более мелких профессиональных групп. Взятые на работы в дома землевладельцев цыгане в конечном счете утратили свой язык индийского происхождения и обрели румынский на основе латыни. Теперь румыно-говорящие цыгане такие, как «бояши» («boyash»), «рудари» («шахтеры») и «урсари» («поводыри медведей») встречаются не только в Венгрии и на Балканах, но также и в западной Европе и в других регионах Западного полушария.

Гораздо бóльшую часть древних традиций сохранили группы цыган, происходящие из полевых рабов. Калдераша («медники»), ловара («торговцы лошадьми»), чурара («изготовители сит») и мочвая (от сербского города Мочва) все эти группы говорят на близкородственных диалектах цыганского языка. Эти языки образуют диалектную группу, называемую влакс или влач, характеризующуюся большим влиянием в ней румынского. К концу 19 в. влаксоязычные цыгане предпринимали дальние разъезды в поисках мест, где можно было обосноваться. Страны в западной Европе были негостеприимны из-за столетиями существовавшего в них антицыганского законодательства, поэтому основной поток миграции направлялся на восток в Россию, на Украину и даже в Китай, или же, через Грецию и Турцию морем в Северную и Южную Америку, Южную Африку и Австралию. После Первой мировой войны распад Австро-Венгерской империи в центральной Европе вызвал массовый исход цыган из этих земель в западную Европу и Северную Америку.

Во время Второй мировой войны нацисты избрали цыган в качестве объекта геноцида, и цыгане были предназначены наравне с евреями к уничтожению пресловутым постановлением Рейнхарда Гейдриха от 31 июля 1941 для осуществления «окончательного решения». К 1945 почти 80% всех цыган Европы погибли.

Современное расселение.

Цыгане рассредоточены по всей территории Европы и западной Азии и встречаются в некоторых частях Африки, Северной и Южной Америки и Австралии. Точную численность цыган по каждой стране установить, однако, не удается, поскольку переписи и иммиграционная статистика редко выделяют их особой статьей, а многовековые преследования научили цыган осторожности в обозначении своей этнической принадлежности в анкетах переписей. В мире насчитывается от 9 до 12 млн. цыган. Эту оценку дает Международный Союз цыган: около одного миллиона в Северной Америке, примерно столько же в Южной Америке, и между 6 и 8 млн. в Европе, где цыгане сосредоточены главным образом в Словакии, Венгрии, Румынии и в других местах на Балканах.

Примерно за тысячу лет со времени исхода цыган из Индии их образ жизни стал замечательно разнообразным, хотя каждая группа сохранила в большей или меньшей мере элементы основной культуры цыган. Те, что давно обосновались на одном месте, склонны приобретать национальные черты принявшего их народа. В обеих Америках значительное число цыган появились в конце 19 и начале 20 вв., хотя у цыган существует предание о том, что в третьем путешествии Колумба в 1498 среди команды были матросы-цыгане, и первые представители этого народа появились там еще в доколониальные времена. Документально зафиксировано, что первые цыгане появились в Латинской Америке (на Карибский островах), в 1539, когда в Западной Европе начались гонения против этого народа. Ими стали цыгане из Испании и Португалии.

Новые волны иммигрантов начали прибывать в обе Америки после 1990.

Жизнь цыган.

Несмотря на их общее языковое, культурное и генетическое наследие, группы цыган стали настолько разнообразными в результате воздействия факторов времени и пространства, что было бы неправильным пытаться нарисовать их обобщенный портрет. В остальной части статьи особое внимание уделяется влаксоязычным цыганам, являющимся наиболее многочисленной и наиболее географически распространенной популяцией.

Социальная организация.

Взятая в целом жизнь цыган называется «романипен» или «романия» и строится на основе сложной системы семейных отношений. Группа родственных семей образует род («виста» clan), возглавляемый лидером, которого называют «баро» (он не является королем; так называемые короли и королевы у цыган – это изобретение журналистов). Он признанный лидер своей группы и может управлять ее перемещениями и представлять ее в контактах с посторонними. По важным вопросам он может советоваться со старейшинами виста. Нарушения правил морали и поведения могут рассматриваться особой мужской ассамблеей, называемой «крис» («kris»). В юрисдикцию этого суда входит широкий круг нарушений, включая материальные и супружеские дела. Наказания могут заключаться в наложении штрафов или в исключении из общины, причем виновного называют меримэ или ритуально нечистыми. Поскольку общения с не-цыганами избегают как само собой разумеющееся правило и поскольку сама община цыган должна исключать того, кто является меримэ, то индивид в этом положении оказывается, в конечном счете, в условиях полной изоляции. Эта идея ритуального загрязнения, унаследованная из Индии и расширенная для индивида в его отношении к пище, животным и к другим человеческим существам, была тем наиболее общим фактором, который способствовал тому, что популяции цыган оставались обособленными от других и внутренне едиными.

К бракам с годже (не-цыганами) относятся с неодобрением; даже выбор брака с другими цыганами ограничен. В случае смешанных браков дети будут считаться с цыганами, только если таковым является их отец. Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые непосвященным могут казаться длительными и сложными. Во-первых, ведутся долгие переговоры между родителями, особенно, о величине «дарро» (приданого). Это сумма, подлежащая компенсации за потенциальную способность заработка «бори» или невестки, которая переходит из своей семьи и включается в семью ее новых родственников по браку. Сама свадьба («абиав») проводится в снимаемом на этот случай зале с присутствием множества друзей и родственников. Сопровождающие свадьбу торжества длятся обычно три дня. Единожды созданный брачный союз остается обычно постоянным, но в случае необходимости развода может требоваться согласие «криса». Как правило, гражданские и церковные браки становятся все более частыми, даже если они представляют собой всего лишь завершающую фазу традиционного ритуала.

Официальная религия не оказала большого влияния на образ жизни цыган, хотя им и не удалось избежать попыток миссионеров обратить их в свою веру. Они восприняли, в большинстве случаев поверхностно, такие религии, как ислам, восточное православие, римский католицизм и протестантизм тех стран, в которых они проживали некоторое время. Исключением является удивительное и очень быстрое принятие некоторыми группами харизматического «нового» христианства последних лет.

Наиболее известными религиозными праздниками цыган-католиков являются ежегодные паломничества в Квебек к базилике св. Анны (Сент-Анн-де-Бопре, Sainte Anne de Beaupre) и в городок Сент-Мари-де-ла-Мер (Saintes-Maries-de-la-Mer) на средиземноморском побережье Франции, куда цыгане собираются каждый раз отовсюду 24–25 мая, чтобы почтить свою святую покровительницу Сару (по преданию – египтянку).

Средства к существованию и отдых.

Цыгане предпочитают занятия, обеспечивающие им минимальной длительности контакт с «гадже» и независимость. Услуги, удовлетворяющие случайные потребности и постоянно меняющуюся клиентуру, хорошо согласуются с образом жизни цыган, который может требовать от индивида срочного отъезда для участия в свадьбе или похоронах, или в «крисе» в другой части страны. Цыгане разносторонни, и средства, которыми они зарабатывают на жизнь, многочисленны. Но есть некоторые главные профессии цыган – такие, как торговля лошадьми, работа с металлами, гадание и, в некоторых странах, сбор овощей или фруктов. Для совместных экономических предприятий у цыган может образовываться и чисто функциональная ассоциация «кумпания», члены которой не обязательно принадлежат к одному и тому же роду или даже к одной и той же диалектной группе. В сфере индивидуальной деятельности многие цыгане работают разносчиками, особенно, в Европе. Некоторые перепродают товары, купленные по более низкой цене, другие торгуют на улицах, шумно предлагая произведенный ими самими товар, хотя в 20 в. ряд ремесел цыган пострадал от конкуренции с изделиями массового производства. В добывании средств к существованию свою полную роль играют женщины. Именно они носят от двери к двери корзины с произведенным товаром и занимаются гаданием.

Хотя многие названия различных групп цыган базируются на профессиях, которыми они занимались в течение периода рабства, они не могут более служить надежным путеводителем по деятельности конкретных семей. В Мексике, например, «медники» гораздо более часто являются сегодня операторами передвижных киноустановок, чем металлообработчиками. Для многих «медников» в США главным источником дохода служит гадальный салон («офиса»), который может размещаться в передней части дома гадальщика или во фронтоне магазина.

Цыгане известны также как большие специалисты по развлечению публики, особенно как музыканты и танцоры (несколько известных актеров, включая Чарля Чаплина, говорят о своих предках цыганах). В Венгрии и в Румынии, в частности, цыганские оркестры с их виртуозными скрипачами и цимбалистами создали свой стиль, хотя многое из того, что слышат зрители, является, фактически, европейской музыкой в цыганской интерпретации. Существует иной, совершенно особый тип музыки – оригинальная музыка цыган, представляющая собой высоко ритмическую последовательность тонов, в которой используется мало инструментов или они отсутствуют вообще и доминантный звук – это часто звук хлопающих ладоней. Исследования показали, что большая часть центрально-европейской классической музыкальной традиции и работы таких композиторов, как Лист, Барток, Дворжак, Верди и Брамс, отмечены значительным влиянием цыган. То же самое было продемонстрировано исследованиями и в отношении еврейской музыки «клезмер» (klezmer), характерными признаками которой являются необычные гаммы и живые ритмы.

В Андалусии, в южной части Испании, по данным одного из исследований, проведенных университетом Висконсин, цыгане вместе с марокканцами создали традицию фламенко как скрытый способ выражения гнева по отношению к репрессивному испанскому режиму. Из Андалусии этот стиль распространялся через Иберийский полуостров и затем в испаноязычную Америку, пока песня, танец и игра на гитаре в стиле фламенко не стали принятой формой народного развлечения. С конца 1970-х музыка группы «Цыганских королей» («Gipsy Kings»), состоящей из шести гитаристов, выдвинула современный вариант основанной на стиле фламенко музыки в рейтинги поп-музыки, а джаз-гитарная техника ушедшего из жизни Джанго Рейнхардта (Django Reinhardt) (он был цыганом) пережила возрождение, благодаря его внучатому племяннику Бирели Лагрене (Bireli Lagrene).

Как и у всех народов с развитой устной традицией, повествование у цыган достигает уровня искусства. В течение многих поколений они расширяли свой фольклорный багаж, выбирая и добавляя к нему народные сказки тех стран, в которых они оседали. В обмен они обогащали фольклор этих наций устными историями, приобретенными ими в ходе прошлых миграций.

Вследствие строгих ограничений на общение с посторонними, цыгане проводили много свободного времени в компании друг друга. Многие из них полагают, что негативные последствия пребывания среди гадже могут быть компенсированы только временем, которое они проводят среди своих на общинных ритуальных мероприятиях, таких как крестины, свадьбы и др.

Питание, одежда и жилье.

В привычках питания у западноевропейских групп цыган отражено влияние их кочевого образа жизни. В их кухне значительное место занимают супы и тушеные блюда, которые могут готовиться в одном горшке или котле, а также рыба и мясо диких животных. Для рациона оседлых восточноевропейских цыган характерно употребление большого количества специй, особенно острых сортов перца. У всех групп цыган приготовление пищи строго обусловлено соблюдением различных относительной чистоты. Такими же культурными соображениями обусловлены вопросы одежды. В культуре цыган нижняя часть тела считается нечистой и постыдной, и ноги женщины, например, прикрываются длинными юбками. Подобным же образом, замужняя женщина должна повязывать голову платком. По традиции, приобретенные ценности обращаются в ювелирные изделия или золотые монеты, и последние иногда носятся на одежде в качестве пуговиц. Поскольку голова считается самой важной частью тела, то многие мужчины привлекают к ней внимание, нося широкие шляпы и большие усы, а женщины любят крупные серьги.

Передвижные жилища представляют большую значимость для тех семей, чьи способы добывания средств к существованию вынуждают их к постоянному нахождению в пути. Все еще существует большое множество семей цыган, особенно на Балканах, которые путешествуют в легких открытых повозках, запряженных лошадьми или ослами, и ночуют в шатрах традиционной конструкции из брезента или шерстяных одеял. Сравнительно недавно появившаяся жилая повозка цыган, украшенная сложной резьбой, скорее дополняет, чем заменяет шатер. Вместе с менее живописной повозкой, запряженной лошадьми, эта жилая повозка быстро выходит из употребления, уступая место моторизированному трейлеру. Часть цыган с грузовиками или легковыми автомобилями с прицепами близко придерживаются прежних привычек людей с повозками, в то время как другие полностью восприняли такие современные удобства, как баллонный кухонный газ и электричество.

Современное население цыган.

Различные группы цыган в Европе были почти полностью уничтожены огнем холокоста, и только более чем через четыре десятилетия позже их национальное движение начало набирать силу. Для цыган понятие «национализм» не означает создания реального государства-нации, но подразумевает обретение признания человечеством того факта, что цыгане представляют собой обособленную внетерриториальную нацию людей со своей собственной историей, языком и культурой.

Тот факт, что цыгане живут по всей Европе, но не имеют своей собственной страны, привел к возникновению громадных проблем после падения восточно-европейских коммунистических режимов и возрождению там этнического национализма. Подобно тем цыганам, которые впервые пришли в Европу семь с половиной веков тому назад, европейские цыгане 20 в. все более воспринимаются как люди, очень отличные от традиционных европейских народов и доставляющие неудобства. Для борьбы с этими предрассудками цыгане организовались в несколько политических, социальных и культурных групп с целью развития идеалов самоопределения. Международный Союз цыган является постоянным членом Совета по экономическому и социальному развитию ООН с 1979; к концу 1980-х годов он обрел представительство в Детском фонде ООН (UNICEF) и в ЮНЕСКО, а в 1990 началось формирование европейского парламента цыган. К началу 1990-х годов уже появилось большое число таких профессионалов из цыган, как журналисты и политические активисты, деятели образования, политики. Выковывались связи с родиной предков Индией – с середины 1970-х в Чандигаре существует Индийский институт цыганских исследований. Организации цыган направляли свою работу на борьбу с расизмом и стереотипами в средствах массовой информации, а также на получение репараций за военные преступления, приведшие к гибели цыган в огне холокоста. Кроме того, решались вопросы стандартизации языка цыган для международного применения, составления двадцатитомной энциклопедии на этом языке. Постепенно литературный образ «кочевых цыган» замещается образом народа, готового и способного занять свое место в сегодняшнем разнородном обществе.

Основным источником информации по всем аспектам истории, языка и образа жизни цыган является «Журнал общества цыганских знаний» (Journal of the Gypsy Lore Society), который издается с 1888 по настоящее время.