Карлхайнц штокхаузен музыкальные произведения. Странный гений: Карлхайнц Штокхаузен

(1928-08-22 ) Место рождения Дата смерти Годы активности Страна

Германия

Карлхайнц Штокхаузен (нем. Karlheinz Stockhausen ; 22 августа , Мёдрат, нынешний район Керпена - 5 декабря , Кюртен , близ Кёльна) - немецкий композитор, дирижёр, музыкальный теоретик. Брал уроки композиции у Франка Мартена и Оливье Мессиана . Один из крупнейших новаторов музыки второй половины ХХ века и лидеров музыкального авангарда (Новой музыки).

Биография

Родился в Мёдрате близ Кёльна 22 августа 1928 году в семье учителя.

  • 1947-1951 - обучался и с отличием окончил Кёльнскую Высшую школу музыки , а также учился в университете, изучая музыковедение, германистику и философию.
  • 1952-1953 - учился в Париже у Мессиана и работал в Cтудии конкретной музыки (фр. musique concrète ) GRMC Пьера Шеффера .
  • 1953 - начал работать в Кёльнской Студии электронной музыки /Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik при WDR (Западно-Германское Радио)).
  • 1953-1956 - изучал в Боннском университете фонетику и теорию коммуникации.
  • 1954-1959 - соредактор журнала «Die Reiche».
  • 1963- основал Кёльнские курсы Новой музыки.
  • 1963-1968 - художественный руководитель Кёльнских курсов Новой музыки .
  • 1963-1973 - художественный руководитель Кёльнской студии электронной музыки при WDR.
  • 1969- создал собственное издательство Stockhausen Verlag , в котором издаются все партитуры произведений композитора начиная с 1969 года а также более ранние сочинения (изданные в Universal Edition), а также книги, компакт-диски, буклеты, проспекты, программы и др.
  • 1970-1977 - занимал должность профессора композиции в Высшей школе музыки в Кёльне.
  • 1951-1996 - активный участник Международных Дармштадтских летних курсов новой музыки .

Карлхайнц Штокхаузен - автор более 360-ти музыкальных произведений. Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений. Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в 10-ти томах Текстов о музыке). С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена . Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990-м году) с циклом концертов из своих произведений.

Скончался 5 декабря 2007 года в Кюртене. Именем К. Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

Основные сочинения

  • «Перекрёстная игра» (Kreuzspiel) для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
  • «Пункты» (Punkte) для оркестра (1952)
  • Фортепианнные пьесы I-IV (Klavierstücke I-IV, 1952-1953)
  • «Контра-Пункты» (Kontra-Punkte) для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, литавр, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
  • Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II) электронная музыка (1953-1954)
  • Фортепианнные пьесы V-X (Klavierstücke V-X, 1954-1955)
  • Пение отроков (Gesang der Jünglinge) электронная композиция (1955-1956)
  • Группы (Gruppen) для трех оркестров (1955-1957)
  • Меры времени (Zeitmasze) для пяти деревянных духовых (1956)
  • Контакты (Kontakte) для фортепиано, ударных инструментов и электронных звуков (1958-1960)
  • «Цикл» (Zyklus) для одного ударника (1959)
  • Каре (Carré) для четырех оркестров и четырех хоров (1959-1960)
  • «Моменты» (Momente) для сопрано, четырёх хоровых групп, четырёх труб, четырёх тромбонов, двух электроорганов и трёх ударников (1962-1964)
  • «Микрофония I» (Mikrophonie I) для там-тама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
  • Микстура (Mixtur) для пяти оркестровых групп, синусоидальных генераторов и четырёх кольцевых модуляторов (1964)
  • «Микрофония II» (Mikrophonie II) для двенадцати вокалистов, Хаммонд-органа и четырёх кольцевых модуляторов (1965)
  • «Телемузыка» (Telemusik) электронная музыка (1966)
  • «Гимны» (Hymnen) электронная музыка (1966-1967)
  • «Процессия» (Prozession) для там-тама, смычкового альта, электрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
  • Stimmung для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
  • «Из семи дней» (Aus den sieben Tagen) пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
  • Спираль для солистов и коротковолнового приёмника (1969)
  • «Из грядущих времён» (Für kommende Zeiten) семнадцать текстов интуитивной музыки (1968-1970)
  • «Мантра» (Mantra) для двух фортепиано, вуд-блоков и кроталей и двух кольцевых модуляторов (1969-1970)
  • «Транс» (Trans) для оркестра и магнитофонной плёнки (1971)
  • «Инори (Поклонение)» (Inori) для одного (двух) мимов-солистов и оркестра (1973-1974)
  • «Знаки Зодиака» (Tierkreis) двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента (1975)
  • Сириус для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975-1977)
  • «СВЕТ. Семь дней недели» (LICHT. Die sieben tage der woche) , цикл из семи опер (гепталогия) (1977-2003)
    • «Четверг» (Donnerstag aus LICHT, 1978-1981)
    • «Суббота» (Samstag aus LICHT, 1981-1983)
    • «Понедельник» (Montag aus LICHT, 1984-1988)
    • «Вторник» (Dienstag aus LICHT, 1977, 1987-1991)
    • «Пятница» (Freitag aus LICHT, 1991-1994)
    • «Среда» (Mittwoch aus LICHT, 1993-1998)
    • «Воскресенье» (Sonntag aus LICHT, 1998-2003)
  • «Звук. 24 часа дня» (Klang) (2004-2007)
    • Час №2. "Дружба" (Freude) для двух арф (2005)
    • Час №3. "Натуральные звучания" (Naturliche Dauern) для фортепиано (2005-2006)
    • Час №4. "Небесные Врата" (Himmels Tur) для ударника и маленькой девочки (2005)
    • Час №13. "Космические пульсы" (Cosmic pulses) электронная музыка (2006-2007)

Статьи, книги, интервью К. Штокхаузена

на русском языке:

  • Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет. Наш собеседник – Карлхайнц Штокхаузен. // Советская музыка. – 1990. – №10
  • Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке. Интервью. // Советская музыка. – 1990. – №10. с. 65-68

на иностранных языках

  • Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952–1962 zur Theorie des Komponierens. – Köln, 1963
  • Stockhausen K. Texte zur Kunst Anderer, Aktuelles. Bd. 2: Aufsätze 1952–1962 zur musikalischen Praxis. – Köln, 1964
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1963–1970. Bd. 3: Einführungen und Projekte, Kurse, Sendungen, Standpunkte, Nebennoten. – Köln, 1971
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1970–1977. Bd. 4: Werk-Einführungen, Elektronische Musik, Weltmusik, Vorschläge und Standpunkte, Zum Werk Anderer. – Köln, 1978
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977–1984. Bd. 5: Komposition. – Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977–1984. Bd. 6: Interpretation. – Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984–1991. Bd. 7: Neues zu Werken vor LICHT, Zu LICHT bis MONTAG, MONTAG aus LICHT. – Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984–1991. Bd. 8: DIENSTAG aus LICHT, Elektronische Musik. – Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984–1991. Bd. 9: Über LICHT, komponist und Interpret, Zeitwende. – Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984–1991. Bd. 10: Astronische Musik, Echos von Echos. – Kürten, 1998

Литература о К. Штокхаузене

на русском языке:

  • Михайлов А. Некоторые мотивы музыкального авангардизма: Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество. – М., 1978
  • Савенко С.И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность К. Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94 – М., 1987
  • Савенко С.И. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. – М., 1995. с. 11-36

на иностранных языках:

  • Harvey J. The music of Stockhausen – L., 1975
  • Heikinheimo S. The Elektronic Music of Karlheinz Stockhausen. – Helsinki, 1972
  • Maconie R. The works of Karlheinz Stockhausen – L., 1976
  • Wörner K.H. Karlheinz Stockhausen. Werk + Wollen. 1950 – 1962.

См. также

Ссылки

  • Официальный сайт, посвящённый творчеству К. Штокхаузена
  • Чекалин М. // Мелодия , 1990, № 3
  • Савенко С. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка. Очерки, документы. Вып. 1. - М.: Музыка, 1995.
  • Годвин Дж. Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
  • Просняков М. Живая легенда электроники. Отец "Техно" в музыке. // Музыка и Электроника , 2004, № 4, с. 2-5, рубрика «Маэстро».
  • Просняков М. Карлхайнц Штокхаузен. Легенда и миф Новейшей музыки // Трибуна Современной Музыки" N2 (май-август 2005)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 22 августа
  • Родившиеся в 1928 году
  • Умершие 5 декабря
  • Умершие в 2007 году
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Германии
  • Композиторы XX века
  • Композиторы XXI века
  • Лауреаты премии Эрнста Сименса
  • Флуксус

Wikimedia Foundation . 2010 .

ШТОКХАУЗЕН, КАРЛХАЙНЦ (Stockhausen, Karlhеinz) (1928–2007), немецкий композитор. Один из крупнейших новаторов современного искусства, Штокхаузен открыл новые выразительные возможности в областях электронной, сериальной и алеаторической музыки. Среди главных идей композитора – необходимость воспринимать музыку «точечно». Например, заголовок одного из сочинений – «Моменты» – предполагает, что слушатель наслаждается звучанием каждого отдельно взятого момента, не пытаясь осознать драматургическую взаимосвязь всех моментов. Во многих произведениях Штокхаузена применен принцип алеаторики: исполнитель может располагать фрагменты музыкального материала в произвольных последовательностях, поскольку интерес каждого момента заключен в нем самом и не зависит от положения данного момента внутри целого.

Штокхаузен родился в Мёдрате близ Кёльна 22 августа 1928. В 1947 поступил в кёльнскую Высшую музыкальную школу, позже учился в Париже у Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки (musique concrète) Пьера Шеффера. Электронные штудии Штокхаузена (1953–1954) явились первым нотированным и изданным произведением электронной музыки. В 1960-х годах Штокхаузен стал одним из лидеров в области сериальной музыки и одним из первых европейских композиторов, воспринявших рожденную в Америке идею «случайной» – алеаторической музыки, в которой организация при исполнении заданных музыкальных элементов предоставляется случаю.

Во многих сочинениях композитора 1960-х годов предусматривается живая интерпретация (live performance) электронных звучаний. Так, в Микрофонии-1 два исполнителя передвигают микрофоны по поверхности там-тама, в то время как другие четыре исполнителя обрабатывают полученные звуки на синтезаторах. Среди прочих сочинений 1960-х годов, относящихся к различным жанрам и стилям, – Телемузыка (Telemusik ) (содержащая цитаты из японской традиционной музыки) и Национальные гимны (Hymnen ) в электронном и конкретном звучании.

В числе самых значительных опусов Штокхаузена: Мера времени (Zeitmaße , 1956) – предельно сложная композиция для пяти деревянных духовых; Песнь юношей (Gesang der Jünglinge , 1956) – «конкретная музыка», т.е. музыка, состоящая из натуральных звуков, в данном случае из обработки звуков детских голосов; Группы (Gruppen , 1958) для трех оркестров; Каре (Carré , 1960) для четырех оркестров и певцов; Контакты (Kontakte , 1960) – электронная музыка; Микстура (Mixtur , 1965) для пяти оркестров, стереофонических модуляторов (электронных приборов, изменяющих звук) и громкоговорителей, через которые воспроизводится предварительно сделанная магнитная запись. Многие эссе Штокхаузена по теории музыки опубликованы в немецком ежеквартальном журнале «Ди Райе» («Die Reihe»).

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Карлхайнц Штокхаузен
Karlheinz Stockhausen
250px
Основная информация
Имя при рождении
Полное имя

Karlheinz Stockhausen

Дата рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти
Годы активности
Страна

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В 1953 году начал работать в Кёльнской Студии электронной музыки (Kölner Funkhaus Studie für Elektronische Musik) при WDR (Западно-Германское Радио).

В 1953-1956 году изучал фонетику и теорию коммуникации в Боннском университете .

В 1954-1959 годы - соредактор журнала «Die Reihe».

В 1963 году основал Кёльнские курсы Новой музыки, после чего до 1968 года занимал должность художественного руководителя «Кёльнских курсов Новой музыки». В 1963-1973 - художественный руководитель Кёльнской студии электронной музыки при WDR.

В 1969 году создал собственное издательство Stockhausen Verlag , в котором издаются все партитуры произведений композитора начиная с 1969 года а также более ранние сочинения (изданные в Universal Edition), а также книги, компакт-диски, буклеты, проспекты, программы и др.

В 1970-1977 годы занимал должность профессора композиции в Высшей школе музыки в Кёльне.

В 1951-1996 годы - активный участник Международных Дармштадтских летних курсов новой музыки .

Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990 году) с циклом концертов из своих произведений.

Именем Карлхайнца Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена .

Композитор

Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений.

Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в 10-ти томах Текстов о музыке).

Личная жизнь

Карлхайнц Штокхаузен был дважды женат и имел шестерых детей, четверо из которых стали профессиональными музыкантами, в том числе трубач Маркус Штокхаузен (р. 1957) и композитор Симон Штокхаузен (р. 1967).

Основные сочинения

  • Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
  • Пункты (Punkte), для оркестра (1952)
  • Фортепианные пьесы I-IV (Klavierstücke I-IV, 1952-1953)
  • Контра-пункты (Kontra-Punkte), для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, литавр, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
  • Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка (1953-1954)
  • Фортепианные пьесы V-X (Klavierstücke V-X, 1954-1955)
  • Пение отроков (Gesang der Jünglinge), электронная музыка (1955-1956)
  • Группы (Gruppen), для трех оркестров (1955-1957)
  • Мера времени (Zeitmasse), для пяти деревянных духовых (1956)
  • Контакты (Kontakte), для фортепиано, ударных инструментов и электронных звуков (1958-1960)
  • Цикл (Zyklus), для одного ударника (1959)
  • Каре (Carré), для четырех оркестров и четырех хоров (1959-1960)
  • Моменты (Momente), для сопрано, четырёх хоровых групп, четырёх труб, четырёх тромбонов, двух электроорганов и трёх ударников (1962-1964)
  • Микрофония I (Mikrophonie I), для тамтама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
  • Микстура (Mixtur, букв. Смесь), для пяти оркестровых групп, синусоидальных генераторов и четырёх кольцевых модуляторов (1964)
  • Микрофония II (Mikrophonie II), для двенадцати вокалистов, Хаммонд-органа и четырёх кольцевых модуляторов (1965)
  • Телемузыка (Telemusik), электронная музыка (1966)
  • Гимны (Hymnen), электронная музыка (1966-1967)
  • Процессия (Prozession), для тамтама, смычкового альта, электрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
  • Строй (Stimmung), для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
  • Из семи дней (Aus den sieben Tagen), пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
  • Спираль, для солистов и коротковолнового приёмника (1969)
  • Из грядущих времён (Für kommende Zeiten), семнадцать текстов интуитивной музыки (1968-1970)
  • Мантра (Mantra), для двух фортепиано, вудблоков, кротал и двух кольцевых модуляторов (1969-1970)
  • Транс (Trans), для оркестра и магнитофонной плёнки (1971)
  • Инори (Поклонение) (Inori), для одного/двух мимов-солистов и оркестра (1973-1974)
  • Знаки Зодиака (Tierkreis), двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента (1975)
  • Сириус, для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975-1977)
  • Свет. Семь дней недели (Licht. Die sieben Tage der Woche), цикл из семи опер (гепталогия) (1977-2003)
    • Четверг (Donnerstag aus «Licht», 1978-1981)
    • Суббота (Samstag aus «Licht», 1981-1983)
    • Понедельник (Montag aus «Licht», 1984-1988)
    • Вторник (Dienstag aus «Licht», 1977, 1987-1991)
    • Пятница (Freitag aus «Licht», 1991-1994)
    • Среда (Mittwoch aus «Licht», 1993-1998)
    • Воскресенье (Sonntag aus «Licht», 1998-2003)
  • Звук. 24 часа дня (Klang) (2004-2007)
    • Час № 2. Радость (Freude), для двух арф (2005)
    • Час № 3. Натуральные звучания (Natürliche Dauern), для фортепиано (2005-2006)
    • Час № 4. Небесные врата (Himmels Tür), для ударника и маленькой девочки (2005)
    • Час № 13. Космические пульсы (Cosmic pulses), электронная музыка (2006-2007)

Статьи, книги, интервью К. Штокхаузена

на русском языке:

  • Штокхаузен К. Дышать воздухом иных планет. Наш собеседник - Карлхайнц Штокхаузен. // Советская музыка. - 1990. - № 10
  • Штокхаузен К. Подобно свободной естественной науке. Интервью. // Советская музыка. - 1990. - № 10. с. 65-68

на иностранных языках

  • Stockhausen K. Texte zur elektronischen und instrumentalen Musik. Bd. 1: Aufsätze 1952-1962 zur Theorie des Komponierens. - Köln, 1963
  • Stockhausen K. Texte zur Kunst Anderer, Aktuelles. Bd. 2: Aufsätze 1952-1962 zur musikalischen Praxis. - Köln, 1964
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1963-1970. Bd. 3: Einführungen und Projekte, Kurse, Sendungen, Standpunkte, Nebennoten. - Köln, 1971
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1970-1977. Bd. 4: Werk-Einführungen, Elektronische Musik, Weltmusik, Vorschläge und Standpunkte, Zum Werk Anderer. - Köln, 1978
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977-1984. Bd. 5: Komposition. - Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1977-1984. Bd. 6: Interpretation. - Köln, 1989
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 7: Neues zu Werken vor LICHT, Zu LICHT bis MONTAG, MONTAG aus LICHT. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 8: DIENSTAG aus LICHT, Elektronische Musik. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 9: Über LICHT, komponist und Interpret, Zeitwende. - Kürten, 1998
  • Stockhausen K. Texte zur Musik 1984-1991. Bd. 10: Astronische Musik, Echos von Echos. - Kürten, 1998

Напишите отзыв о статье "Штокхаузен, Карлхайнц"

Литература о К. Штокхаузене

на русском языке:

  • Михайлов А. Некоторые мотивы музыкального авангардизма: Карлгейнц Штокхаузен // Искусство и общество. - М., 1978.
  • Петров В. О. Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена // Искусствоведение в контексте других наук в Росси и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сборник материалов Международной научной конференции 14-19 апреля 2014 год / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. - М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2014. С. 405-413.
  • Петров В. О. «Арлекин» для кларнета Карлхайнца Штокхаузена: черты инструментального театра // Музыкальное искусство и образование в ХХI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской конференции 12 мая 2014 года / Астраханский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского. - Астрахань, 2014. С. 89-94.
  • Просняков М. Т. «Плюс-Минус» К. Штокхаузена: символ и звучание // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. Kassel, Gustav Bosse Verlag, 1994.
  • Просняков М. Т. Космическая музыка Штокхаузена // Корневище 2000: Книга неклассической эстетики. М.: Институт философии РАН, М., 2000.
  • Просняков М. Т. Ритуальная музыка К. Штокхаузена: духовные истоки и реализация.// Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: Материалы научной конференции. М., 2004. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 47).
  • Просняков М. Т. Живая легенда электроники. Отец «Техно» в музыке. // «Музыка и электроника», 2004, № 4.
  • Просняков М. Т. Легенда и миф новейшей музыки. // «Трибуна современной музыки», N2 (май-август 2005).
  • Просняков М. Т. «Музыка - это искусство координации и гармонии вибраций». Карлхайнц Штокхаузен. // «Музыка для синтезатора», 2006, № 3.
  • Просняков М. Т. Парадигма сферы в творчестве К. Штокхаузена. // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания. ;mdash; М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2008.
  • Савенко С. И. Музыкальные идеи и музыкальная действительность К. Штокхаузена // Теория и практика современной буржуазной культуры: проблемы критики. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 94 - М., 1987
  • Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // ХХ век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. - М., 1995. с. 11-36

на иностранных языках:

  • Harvey J. The music of Stockhausen - L., 1975
  • Heikinheimo S. The Elektronic Music of Karlheinz Stockhausen. - Helsinki, 1972
  • Maconie R. The works of Karlheinz Stockhausen - L., 1976
  • Wörner K.H. Karlheinz Stockhausen. Werk + Wollen. 1950-1962.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Чекалин М. // Мелодия , 1990, № 3
  • Савенко С. // XX век. Зарубежная музыка. Очерки, документы. Вып. 1. - М.: Музыка, 1995.
  • http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/muzyka/SHTOKHAUZEN_KARLHANTS.html
  • Годвин Дж. Карлхайнц Штокхаузен и гностицизм
  • Петров В. О. Инструментальный театр Карлхайнца Штокхаузена // Израиль XXI: музыкальный журнал. - 2014. - # 5.
  • Просняков М. . // «Музыка и Электроника», 2004, № 4, с. 2-5, рубрика «Маэстро»
  • Просняков М. Карлхайнц Штокхаузен. Легенда и миф Новейшей музыки // Трибуна Современной Музыки" N2 (май-август 2005)

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Штокхаузен, Карлхайнц

– Скажи, Север, почему Совершенные не защищались? Ведь, насколько мне известно, никто лучше них не владел «движением» (думаю, имеется в виду телекинез), «дуновением» и ещё очень многим другим. Почему они сдались?!
– На это есть свои причины, Изидора. В самые первые нападения крестоносцев Катары ещё не сдавались. Но после полного уничтожения городов Алби, Безье, Минервы и Лавура, в которых погибли тысячи мирных жителей, церковь придумала ход, который просто не мог не сработать. Перед тем, как напасть, они объявляли Совершенным, что если они сдадутся, то не будет тронут ни один человек. И, конечно же, Катары сдавались... С того дня начали полыхать по всей Окситании костры Совершенных. Людей, посвятивших всю свою жизнь Знанию, Свету и Добру, сжигали, как мусор, превращая красавицу Окситанию в выжженную кострами пустыню.
Смотри, Изидора... Смотри, если желаешь увидеть правду...
Меня объял настоящий священный ужас!.. Ибо то, что показывал мне Север, не вмещалось в рамки нормального человеческого понимания!.. Это было Пекло, если оно когда-либо по-настоящему где-то существовало...
Тысячи облачённых в сверкающие доспехи рыцарей-убийц хладнокровно вырезали мечущихся в ужасе людей – женщин, стариков, детей... Всех, кто попадал под сильные удары верных прислужников «всепрощающей» католической церкви... Молодые мужчины, пытавшиеся сопротивляться, тут же падали замертво, зарубленные длинными рыцарскими мечами. Повсюду звучали душераздирающие крики... звон мечей оглушал. Стоял удушающий запах дыма, человеческой крови и смерти. Рыцари беспощадно рубили всех: был ли то новорождённый младенец, которого, умоляя о пощаде, протягивала несчастная мать... или был немощный старик... Все они тут же нещадно зарубались насмерть... именем Христа!!! Это было святотатством. Это было настолько дико, что у меня на голове по-настоящему шевелились волосы. Я дрожала всем телом, не в состоянии принять или просто осмыслить происходящее. Очень хотелось верить, что это сон! Что такого в реальности быть не могло! Но, к сожалению, это всё же была реальность...
КАК могли они объяснить совершающееся зверство?!! КАК могла римская церковь ПРОЩАТЬ (???) совершающим такое страшное преступление?!
Ещё перед началом Альбигойского крестового похода, в 1199 году, Папа Инокентий III «милостиво» заявил: «Любой, исповедующий веру в бога, не совпадающую с церковной догмой, должен быть сожжён без малейшего на то сожаления». Крестовый поход на Катар назывался «За дело мира и веру»! (Negotium Pacis et Fidei)...
Прямо у алтаря, красивый молодой рыцарь пытался размозжить череп пожилому мужчине... Человек не умирал, его череп не поддавался. Молодой рыцарь спокойно и методично продолжал лупить, пока человек наконец-то последний раз не дёрнулся и не затих – его толстый череп, не выдержав, раскололся...
Объятая ужасом юная мать, в мольбе протянула ребёнка – через секунду, у неё в руках остались две ровные половинки...
Маленькая кудрявая девчушка, плача с перепугу, отдавала рыцарю свою куклу – самое дорогое своё сокровище... Голова куклы легко слетела, а за ней мячиком покатилась по полу и голова хозяйки...
Не выдержав более, горько рыдая, я рухнула на колени... Были ли это ЛЮДИ?! КАК можно было назвать вершившего такое зло человека?!
Я не хотела смотреть это дальше!.. У меня больше не оставалось сил... Но Север безжалостно продолжал показывать какие-то города, с полыхавшими в них церквями... Эти города были совершенно пустыми, не считая тысяч трупов, брошенных прямо на улицах, и разлившихся рек человеческой крови, утопая в которой пировали волки... Ужас и боль сковали меня, не давая хоть на минуту вдохнуть. Не позволяя шевельнуться...

Что же должны были чувствовать «люди», отдававшие подобные приказы??? Думаю, они не чувствовали ничего вообще, ибо черным-черны были их уродливые, чёрствые души.

Вдруг я увидела очень красивый замок, стены которого были местами повреждены катапультами, но в основном замок оставался целым. Весь внутренний двор был валом завален трупами людей, утопавших в лужах собственной и чужой крови. У всех было перерезано горло...
– Это Лавур (Lavaur), Изидора... Очень красивый и богатый город. Его стены были самыми защищёнными. Но озверевший от безуспешных попыток главарь крестоносцев Симон де Монтфор позвал на помощь весь сброд, какой только смог найти, и... 15 000 явившихся на зов «солдат Христовых» атаковали крепость... Не выдержав натиска, Лавур пал. Все жители, в том числе 400 (!!!) Совершенных, 42 трубадура и 80 рыцарей-защитников, зверски пали от рук «святых» палачей. Здесь, во дворе, ты видишь лишь рыцарей, защищавших город, и ещё тех, кто держал в руках оружие. Остальных же (кроме сожжённых Катар) зарезав, просто оставили гнить на улицах... В городском подвале убийцы нашли 500 спрятавшихся женщин и детей – их зверски убили прямо там... не выходя наружу...
Во двор замка какие-то люди привели, закованную цепями, симпатичную, хорошо одетую молодую женщину. Вокруг началось пьяное гиканье и хохот. Женщину грубо схватили за плечи и бросили в колодец. Из глубины тут же послышались глухие, жалобные стоны и крики. Они продолжались, пока крестоносцы, по приказу главаря, не завалили колодец камнями...
– Это была Дама Джиральда... Владелица замка и этого города... Все без исключения подданные очень любили её. Она была мягкой и доброй... И носила под сердцем своего первого нерождённого младенца. – Жёстко закончил Север.
Тут он посмотрел на меня, и видимо сразу же понял – сил у меня просто больше не оставалось...
Ужас тут же закончился.
Север участливо подошёл ко мне, и, видя, что я всё ещё сильно дрожу, ласково положил руку на голову. Он гладил мои длинные волосы, тихо шепча слова успокоения. И я постепенно начала оживать, приходя в себя после страшного, нечеловеческого потрясения... В уставшей голове назойливо кружился рой незаданных вопросов. Но все эти вопросы казались теперь пустыми и неуместными. Поэтому, я предпочитала ждать, что же скажет Север.
– Прости за боль, Изидора, но я хотел показать тебе правду... Чтобы ты поняла ношу Катар... Чтобы не считала, что они легко теряли Совершенных...
– Я всё равно не понимаю этого, Север! Так же, как я не могла понять вашу правду... Почему не боролись за жизнь Совершенные?! Почему не использовали то, что знали? Ведь почти что каждый из них мог одним лишь движением истребить целую армию!.. Зачем же было сдаваться?
– Наверное, это было то, о чём я так часто с тобой говорил, мой друг... Они просто не были готовы.
– Не готовы к чему?! – по старой привычке взорвалась я. – Не готовы сохранить свои жизни? Не готовы спасти других, страдавших людей?! Но ведь всё это так ошибочно!.. Это неверно!!!
– Они не были воинами, каким являешься ты, Изидора. – Тихо произнёс Север. – Они не убивали, считая, что мир должен быть другим. Считая, что они могли научить людей измениться... Научить Пониманию и Любви, научить Добру. Они надеялись подарить людям Знание... но не всем, к сожалению, оно было нужно. Ты права, говоря, что Катары были сильными. Да, они были совершенными Магами и владели огромной силою. Но они не желали бороться СИЛОЙ, предпочитая силе борьбу СЛОВОМ. Именно это их и уничтожило, Изидора. Вот почему я говорю тебе, мой друг, они были не готовы. А если уж быть предельно точным, то это мир не был готов к ним. Земля, в то время, уважала именно силу. А Катары несли Любовь, Свет и Знание. И пришли они слишком рано. Люди не были к ним готовы...
– Ну, а как же те сотни тысяч, что по всей Европе несли Веру Катар? Что тянулись к Свету и Знаниям? Их ведь было очень много!
– Ты права, Изидора... Их было много. Но что с ними стало? Как я уже говорил тебе раннее, Знание может быть очень опасным, если придёт оно слишком рано. Люди должны быть готовы, чтобы его принять. Не сопротивляясь и не убивая. Иначе это Знание не поможет им. Или ещё страшнее – попав в чьи-то грязные руки, оно погубит Землю. Прости, если тебя расстроил...
– И всё же, я не согласна с тобою, Север... Время, о котором ты говоришь, никогда не придёт на Землю. Люди никогда не будут мыслить одинаково. Это нормально. Посмотри на природу – каждое дерево, каждый цветок отличаются друг от друга... А ты желаешь, чтобы люди были похожи!.. Слишком много зла, слишком много насилия было показано человеку. И те, у кого тёмная душа, не хотят трудиться и ЗНАТЬ, когда возможно просто убить или солгать, чтобы завладеть тем, что им нужно. За Свет и Знание нужно бороться! И побеждать. Именно этого должно не хватать нормальному человеку. Земля может быть прекрасной, Север. Просто мы должны показать ей, КАК она может стать чистой и прекрасной...
Север молчал, наблюдая за мной. А я, чтобы не доказывать ничего более, снова настроилась на Эсклармонд...
Как же эта девочка, почти ещё дитя, могла вынести такое глубокое горе?.. Её мужество поражало, заставляя уважать и гордиться ею. Она была достойной рода Магдалины, хотя являлась всего лишь матерью её далёкого потомка.
И моё сердце снова болело за чудесных людей, чьи жизни обрывала всё та же церковь, лживо провозглашавшая «всепрощение»! И тут я вдруг вспомнила слова Караффы: «Бог простит всё, что творится во имя его»!.. Кровь стыла от такого Бога... И хотелось бежать куда глаза глядят, только бы не слышать и не видеть происходящее «во славу» сего чудовища!..
Перед моим взором снова стояла юная, измученная Эсклармонд... Несчастная мать, потерявшая своего первого и последнего ребёнка... И никто не мог ей толком объяснить, за что с ними вершили такое... За что они, добрые и невинные, шли на смерть...
Вдруг в залу вбежал запыхавшийся, худенький мальчик. Он явно прибежал прямиком с улицы, так как из его широкой улыбки валом валил пар.
– Мадам, Мадам! Они спаслись!!! Добрая Эсклармонд, на горе пожар!..

Эсклармонд вскочила, собираясь побежать, но её тело оказалось слабее, чем бедняжка могла предположить... Она рухнула прямиком в отцовские объятия. Раймонд де Перейль подхватил лёгкую, как пушинка, дочь на руки и выбежал за дверь... А там, собравшись на вершине Монтсегюра, стояли все обитатели замка. И все глаза смотрели только в одном направлении – туда, где на снежной вершине горы Бидорты (Bidorta) горел огромный костёр!.. Что означало – четверо беглецов добрались до желанной точки!!! Её отважный муж и новорождённый сынишка спаслись от звериных лап инквизиции и могли счастливо продолжать свою жизнь.

7 декабря вечером стало известно, что в прошедшую среду в возрасте 79 лет скончался великий немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen).

Радикальный новатор

Величие Штокхаузена заключается, прежде всего, в радикальности его идей: так, он одним из первых ввел понятие "пространственной музыки". И здесь им был пройден путь радикализации: если у "раннего" Штокхаузена звук перемещался между группами расположенного в одном зале оркестра, то у "зрелого" автора четыре музыканта квартета воспаряли на четырех вертолетах, а результат - музыка - возникал на микшерном пульте. Одним из первых начал Штокхаузен и "пополнять" мастерскую композитора техническими новшествами, что принесло ему славу "пионера электронной музыки". Наконец, сама музыка виделась ему не иначе как единственным способом связи с "высшими сферами", с космосом. Соответственно, композитор становился чем-то вроде пророка, указующего путь спасения. Стоит ли удивляться, что оценки творчества Штокхаузена оказывались порою радикально противоположными: от "гения" до "шарлатана".

Наследие Штокхаузена велико: почти четыре сотни сочинений. Центральное из них - мистерия "Свет". Это почти 29 часов музыки, разделенных на семь вечеров - "Дней". До сих пор это "Кольцо нибелунга 21 века" полностью не было исполнено ни разу, в лучшем случае - некоторые из "Дней".

Европейская музыка второй половины прошлого столетия не знала более радикального и последовательного новатора, чем Штокхаузен. К своим акустическим экспериментам композитор приступил в начале 50-х. Большая часть экспериментов была связана с усложнением метода сериализма - композиторской техники, отцом которой считается Арнольд Шенберг.

" Достоевский современной музыки "

Одно из самых известных произведений Штокхаузена - "Группы" - написано для большого симфонического оркестра. Оркестр разбит на три группы, практически идентичные по составу. Оркестры располагаются в трех разных углах зала. Музыкальные пассажи, которые они играют, иногда повторяются, но с некоторым сдвигом и чуть-чуть в разном темпе: звук как бы плывет, циркулирует из угла в угол с разной интенсивностью.

Достоевский сказал, что вся русская литература вышла из гоголевской "Шинели". Точно также можно сказать, что вся европейская музыка второй половины 20-го столетия вышла из штокгаузеновских "Групп".

"Достоевский современной музыки", Карлхайнц Штокхаузен родился 22 августа 1928 года в городке Медрат под Кельном. Его отец, неравнодушный к искусству школьный учитель, и мать, от которой Карлхайнц, видимо, унаследовал музыкальную одаренность, не пережили времен национал-социализма. Мать помешалась на мистико-националистической почве, попала в психиатрическую лечебницу, где в 1941 году была умерщвлена в рамках нацистской программы ликвидации не представляющего собой ценности человеческого элемента. Отец был призван на военную службу и пропал без вести в 1945 году во время боев в Венгрии. Детство и юность Карлхайнца прошли в интернатах. Окончив гимназию, он поступил в Кельнский университет, где изучал теорию музыки, философию и германистику. Одновременно он посещал классы фортепьяно и композиции в кельнской консерватории.

Лидер музыкального авангарда

Летом 1951 года Штокхаузен впервые попадает на летние музыкальные курсы в Дармштадт - своего рода Мекку современной музыки. Здесь он впервые услышал произведения Оливье Мессиана и молодого Пьера Булеза. После этого Штокхаузен решает отправиться в Париж - к Мессиану. В течение полутора лет - с января 1952 по апрель 1953 он посещал еженедельный семинар Мессиана по анализу и эстетике в парижской консерватории. Одновременно Штокхаузен начинает работать в студии конкретной музыки у Пьера Шефера. Вместе с Пьером Булезом и Луиджи Ноно, с которыми Штокхаузена связывала личная дружба, он образовывал так называемую "дармштадскую троицу" - тройку лидеров музыкального авангарда.

Уже к началу 60-х годов Штокхаузен закрепил за собой славу лидера нового поколения композиторов, к 70-м годам вокруг его личности сложился подлинный культ. С ним мечтал сотрудничать Джон Леннон, поместивший фотографию композитора на обложку альбома "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера", у него испрашивали аудиенцию звезды претенциозной поп-музыки - вроде Бьерк или Мадонны. (Первую мэтр принял, второй, говорят, отказал.)

Наконец, Штокхаузен - несмотря на свои сложные отношения с немецким истеблишментом - был и оставался одной из самых значительных статей немецкого культурного экспорта: он входил в десятку самых знаменитых немцев наряду с Гельмутом Колем и Францем Беккенбауэром.

Непонятый гений

Последние три десятилетия своей жизни Штокгаузен прожил затворником в деревне под Кельном, работая над оперным циклом "Свет". Его последняя крупная "стычка" с общественностью произошла в сентябре 2001 года: всего через неделю после трагических событий 11 сентября Штокгаузен назвал теракт в Нью-Йорке "произведением искусства". Дословно он сказал следующее: "...то, что там произошло... Это величайшее произведение искусства, которое когда-либо существовало во всем космосе. Только представьте себе, что там произошло: это люди, которые были полностью сконцентрированы лишь на одном, на одном исполнении! Одним махом 5000 человек обрекаются на воскресение! Как композитор я не способен ни на что подобное. И близко не способен..."

Немецкая пресса признала композитора невменяемым, журнал Spiegel обозвал его "космическим шарлатаном". Верный круг поклонников счел, что классика в очередной раз "не поняли".

На протяжении всей своей жизни Карлхайнц Штокхаузен оставался большим знаком вопроса. Им он остается и после своей внезапной смерти.

Анастасия Рахманова

Карлхайнц Штокхаузен (нем. Karlheinz Stockhausen; 22 августа 1928, Мёдрат, нынешний район Керпена - 5 декабря 2007, Кюртен, близ Кёльна) - немецкий композитор, дирижёр, музыкальный теоретик. Один из крупнейших новаторов музыки второй половины ХХ века и лидеров музыкального авангарда (Новой музыки).

Биография

С 1947 года обучался в Кёльнской высшей школе музыки, которую окончил с отличием в 1951 году. Также учился в университете, изучая музыковедение, германистику и философию.

В 1952-1953 - учился в Париже у Мессиана и работал в Студии «конкретной музыки» (фр. musique concrte) GRMC Пьера Шеффера.

В 1953 году начал работать в Кёльнской Студии электронной музыки (Klner Funkhaus Studie fr Elektronische Musik) при WDR (Западно-Германское Радио).

В 1953-1956 году изучал фонетику и теорию коммуникации в Боннском университете.

В 1954-1959 годы - соредактор журнала «Die Reihe».

В 1963 году основал Кёльнские курсы Новой музыки, после чего до 1968 года занимал должность художественного руководителя «Кёльнских курсов Новой музыки». В 1963-1973 - художественный руководитель Кёльнской студии электронной музыки при WDR.

В 1969 году создал собственное издательство Stockhausen Verlag, в котором издаются все партитуры произведений композитора начиная с 1969 года а также более ранние сочинения (изданные в Universal Edition), а также книги, компакт-диски, буклеты, проспекты, программы и др.

В 1970-1977 годы занимал должность профессора композиции в Высшей школе музыки в Кёльне.

В 1951-1996 годы - активный участник Международных Дармштадтских летних курсов новой музыки.

Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990 году) с циклом концертов из своих произведений.

Именем Карлхайнца Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена.

Композитор

Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений.

Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в десяти томах "Текстов о музыке").

Личная жизнь

Карлхайнц Штокхаузен был дважды женат и имел шестерых детей, четверо из которых стали профессиональными музыкантами, в том числе трубач Маркус Штокхаузен (р. 1957) и композитор Симон Штокхаузен (р. 1967).

Основные сочинения

  • Перекрёстная игра (Kreuzspiel), для гобоя, бас-кларнета, фортепиано, и трех ударников (1951)
  • Пункты (Punkte), для оркестра (1952)
  • Фортепианные пьесы I-IV (Klavierstcke I-IV, 1952-1953)
  • Контра-пункты (Kontra-Punkte), для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, литавр, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
  • Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II), электронная музыка (1953-1954)
  • Фортепианные пьесы V-X (Klavierstcke V-X, 1954-1955)
  • Пение отроков (Gesang der Jnglinge), электронная музыка (1955-1956)
  • Группы (Gruppen), для трех оркестров (1955-1957)
  • Мера времени (Zeitmasse), для пяти деревянных духовых (1956)
  • Контакты (Kontakte). Редакция 1 для электроники (1960); редакция 2 для электроники, фортепиано и ударных инструментов (1960)
  • Цикл (Zyklus), для одного ударника (1959)
  • Каре (Carr), для четырех оркестров и четырех хоров (1959-1960)
  • Моменты (Momente), для сопрано, четырёх хоровых групп, четырёх труб, четырёх тромбонов, двух электроорганов и трёх ударников (1962-1964)
  • Микрофония I (Mikrophonie I), для тамтама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
  • Микстура (Mixtur, букв. Смесь), для пяти оркестровых групп, синусоидальных генераторов и четырёх кольцевых модуляторов (1964)
  • Микрофония II (Mikrophonie II), для двенадцати вокалистов, Хаммонд-органа и четырёх кольцевых модуляторов (1965)
  • Телемузыка (Telemusik), электронная музыка (1966)
  • Adieu, для духового квинтета (1966)
  • Гимны (Hymnen), электронная музыка (1966-1967)
  • Процессия (Prozession), для тамтама, смычкового альта, электрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
  • Строй (Stimmung), для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
  • Из семи дней (Aus den sieben Tagen), пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
  • Спираль, для солистов и коротковолнового приёмника (1969)
  • Из грядущих времён (Fr kommende Zeiten), семнадцать текстов интуитивной музыки (1968-1970)
  • Мантра (Mantra), для двух фортепиано, вудблоков, кротал и двух кольцевых модуляторов (1969-1970)
  • Транс (Trans), для оркестра и магнитофонной плёнки (1971)
  • Инори (Поклонение) (Inori), для одного/двух мимов-солистов и оркестра (1973-1974)
  • Знаки Зодиака (Tierkreis), двенадцать мелодий для мелодического и (или) гармонического инструмента (1975)
  • Сириус, для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975-1977)
  • Свет. Семь дней недели (Licht. Die sieben Tage der Woche), цикл из семи опер (гепталогия) (1977-2003)
    • Четверг (Donnerstag aus «Licht», 1978-1981)
    • Суббота (Samstag aus «Licht», 1981-1983)
    • Понедельник (Montag aus «Licht», 1984-1988)
    • Вторник (Dienstag aus «Licht», 1977, 1987-1991)
    • Пятница (Freitag aus «Licht», 1991-1994)
    • Среда (Mittwoch aus «Licht», 1993-1998)
    • Воскресенье (Sonntag aus «Licht», 1998-2003)
  • Звук. 24 часа дня (Klang) (2004-2007)
    • Час № 2. Радость (Freude), для двух арф (2005)
    • Час № 3. Натуральные звучания (Natrliche Dauern), для фортепиано (2005-2006)
    • Час № 4. Небесные врата (Himmels Tr), для ударника и маленькой девочки (2005)
    • Час № 13. Космические пульсы (Cosmic pulses), электронная музыка (2006-2007)