Картина не ждали какие чувства вызывает. История одной картины

Картина «Не ждали» написана Репиным в 1884 году. По мнению передовой русской общественности, она стала одним из самых значительных русских живописных произведений. Помимо мастерства исполнения, полотно отличается богатым содержанием, правдивостью и силой чувства.

Перед нами – сцена, словно выхваченная из жизни. Художник показывает момент неожиданного возвращения революционера из ссылки. Мы видим светлую, хорошо освещенную солнцем комнату. Тщательно выписан интерьер помещения: приоткрытая на балкон дверь со стекающими по ней каплями дождя, старые обои, отстающие от стены, мебель, картины. Семья собралась вместе: молодая женщина сидит у рояля, дети делают уроки, рядом с ними за столом – пожилая дама в черном платье.

Осторожно, нерешительно ступает бывший ссыльный. Однако во всей его фигуре – энергия, сила, в изможденном лице – достоинство, интеллигентность, ум. Этот человек хорошо знает, что жизнь – это не только счастье, но и горе. И зритель понимает, что никакие испытания не в силах сломать дух этого человека.

В первый момент никто не узнает входящего. Конечно, ведь он сильно изменился. Но еще мгновение – и все узнают того, кого, быть может, уже считали погибшим. Сцена полна огромного напряжения. Старушка-мать в черном платье, приподнявшись с кресла, застыла в изумлении, на лицах остальных – смятение, удивление, радость. Зритель понимает, что еще секунда - и все бросятся навстречу сыну, отцу, мужу, и комната утонет в счастливых, радостных восклицаниях.

Картина Репина «Не ждали» - яркая иллюстрация к жизни демократической интеллигенции 70-80-х гг. XIX века. Художник нашел настоящих героев своего времени, показал их величие и душевное благородство, и тем самым сделал большой шаг вперед в формировании жанровой живописи.

Помимо описания картины И. Е. Репина «Не ждали», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

«Картина Репина "Не ждали"» — это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884-1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный — скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», — писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», — подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.


3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, — пишет искусствовед Татьяна Юденкова, — видит только то, что не видит зритель: глаза матери».

4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре — знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.

6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.

7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.


8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», — отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.

9. Фотография. На ней — убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография — примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.


10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, — знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.

11. «На Голгофе» Карла Штейбена — очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 — Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.
1864-1871 — Учился в Академии художеств в Петербурге.
1870-1873 — Писал картину «Бурлаки на Волге».
1872 — Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.
1874 — Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.
1876 — Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.
1880-1889, 1892 — Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».
1887 — Развелся с женой.
1899 — Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман — суфражисткой, писательницей (псевдоним — Северова).
1907-1911 — Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».
1930 — Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь — в России).

http://www.vokrugsveta.ru/article/246306/

Наверное, мало какая картина классических художников так популярна у изготовителей так называемых "фотожаб", как картина "Не ждали" Ильи Репина.
За обилием юмористических трактовок и сюжетов полезно напомнить, как выглядит оригинал и что на самом деле изобразил на своем полотне художник.


Не ждали - Илья Ефимович Репин. 1884. Холст, масло. 160,5х167,5

Одна из самых знаменитых картин Репина, благодаря школьным хрестоматиям и учебникам, известна каждому школьнику. Сюжет работы - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Картина наполнена густой и тягучей атмосферой. Изображенное мгновение позволяет изучить его во всех ракурсах. Здесь все - и напряженная нерешительность, испуг, восхищение, радость, страх... Перекрестие взглядов - ключ к сюжету.

Центральная фигура - ссыльный. Его глаза особенно выразительны на фоне изможденного лица, в них вопрос, напряженное ожидание. Вместе с тем, очевидно, что ссылка не сломала революционера, он остался верен своим взглядам.

Навстречу главному герою устремлены взгляды всех присутствующих: от откровенно испуганного до восхищенного у детей; полный сдержанного осуждения - горничной; любопытный у кухарки.

Интересна единственная фигура на картине, глаз которой мы не видим - это женщина (мать?) в черном. Ее взгляд скорее угадывается по ее позе: напряженной и статичной.

Складывается ощущение, что уже в следующую секунду ситуация разрешится: присутствующие бросятся обнимать своего внезапно вернувшегося родственника, или, напротив, отвернутся от него и попросят больше не беспокоить. Разрешение ситуации автор оставляет за рамками своей работы. Перед нами мгновение принятия решения...

Ну, а под катом самые остроумные из огромного многообразия "нежданчиков" на основе знаменитой картины:




























«Картина Репина «Не ждали»» - это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884–1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный - скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», - писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», - подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.

3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, - пишет искусствовед Татьяна Юденкова, - видит только то, что не видит зритель: глаза матери».

4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре - знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.

6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.

7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.

8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», - отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.

9. Фотография. На ней - убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография - примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.

10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, - знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.

11. «На Голгофе» Карла Штейбена - очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 - Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.

1864–1871 - Учился в Академии художеств в Петербурге.

1870–1873 - Писал картину «Бурлаки на Волге».

1872 - Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.

1874 - Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.

1876 - Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.

1880–1889, 1892 - Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».

1887 - Развелся с женой.

1899 - Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман - суфражисткой, писательницей (псевдоним - Северова).
1907–1911 - Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».

1930 - Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь - в России).

Картина русского художника Ильи Репина «Не ждали», написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 740). Размер картины - 160,5 х 167,5 см.

И. Ё. Репин был одним из величайших русских художников. Его творчество стало ценным вкладом русского искусства в мировое художественное развитие. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского реалистического искусства. Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. В первом варианте "Не ждали" в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина была небольшого размера. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин ее дорабатывал, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы.
В картине "Не ждали" Репин нашел такой сюжет, который позволил создать ему полотно большой идейной содержательности, обнаружив свой талант жанриста, свое мастерство психологической характеристики.
Перед нами изображение типичной интеллигентной семьи в обычной ее обстановке. Героическая революционная тематика в картине Репина "Не ждали" выступает в первичной форме жанровой картины современной жизни. Благодаря этому сама жанровая живопись и современная жизнь возведены в ранг исторической картины. Внутренней темой картины "Не ждали" стала проблема отношений общественного и личного. Основной задачей картины было убедительно показать именно неожиданность возвращения революционера, многообразие переживаний его самого и членов его семьи. В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Каждый из персонажей обрисован и подан с исключительной силой и выпуклостью, вплоть до таких второстепенных персонажей, как прислуга в дверях или маленькая девочка за столом. Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Темная фигура вернувшегося в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера. Репин строит композицию, как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову. Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый шаг встречи, узнавания, когда еще глазам своим не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение - и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания. Благодаря- этому решение не дается сразу готовым, а домысливается самим зрителем. Репин замечательно сумел сочетать в картине важное со второстепенным, значительное с теми мелочами, которые сообщают сцене жизненность, вносят лирическую теплоту. Таков, например, образ сидящей за столом девочки с болтающимися над полом кривыми ножками, весь с любовью написанный интерьер, таков мягкий ласковый свет -летнего дня, льющийся через полурастворенную балконную дверь, на стеклах которой еще видны капли недавно прошедшего дождя. Детали обстановки имеют разъясняющее сюжет значение. Так, над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штей-бена "Голгофа". Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в среде революционной интеллигенции. Картина Репина "Не ждали" - выдающееся полотно Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.

Рецензия о картине Репина «Не ждали» искуствоведа Некрыловой Л.П.