Карточки задания по теме обращения 5 кл. Обращение и знаки препинания при нем

Упражнение 1.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Упражнение 2.
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Мой друг настойчиво добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
4. Ребята пошли на речку.
5. Мама купила мне книгу.
6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

Упражнение 3.
Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других - обращениями.
Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

Упражнение 4.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
I. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони...ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи...я туча рассе...нной бури одна ты несё...ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн...я звезда твой луч осеребрил увядшие р...внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
II. 1) Не буд... товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама - республика моя. 4) Слав...те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк... . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

Упражнение 5.
Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.
I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.
II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.
III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

Упражнение 6.
Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.
1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

Упражнение 7.
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

Упражнение 8.
Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.
Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.
Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.
Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.
Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела...
Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.
Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?
Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.
Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

Упражнение 9.
Закончите предложения:
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

Упражнение 10.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

Упражнение 11.
Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:...Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

Упражнение 12.
Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

Упражнение 13.
Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.
1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)
2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)
3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою... И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

Упражнение 14.
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.
а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)
б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

Упражнение 15.
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Упражнение 16.
Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.
1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит - летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия... (Пушкин). - Мой друг нездоров уже несколько дней. 2. Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. - Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). - Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва - мой любимый город. - Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). - В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

М.В.КУРОЧКИНА,
школа N2, пос. Салым, Тюменская обл.

ОБРАЩЕНИЕ
И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ

8 класс

ПЕРВЫЙ УРОК

Цель. Повторение и закрепление сведений об обращении; формирование умений:

1) находить в предложении обращение, употреблять его в речевой ситуации;
2) правильно ставить знаки препинания при обращении;
3) выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

ХОД УРОКА

I. Совместная постановка задачи

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Подчеркните грамматические основы предложений. Если встретится односоставное предложение, определите его вид.

1. Земля родная, будь ты мне всегда мила . (А.Плещеев)
2. Люблю твою, Россия, старину. (Н.Рубцов)
3. Прекрасны вы, поля земли родной. (М.Лермонтов)

Продолжите работу над предложениями: подчеркните в них как члены предложения остальные слова. Что вы можете сказать о словах, которые остались неподчеркнутыми?

II. Задания по вариантам

1-й вариант
Подготовьте, пользуясь учебником, связный ответ по теме «Способы выражения обращений».

2-й вариант
Подготовьте ответ «Знаки препинания в предложениях с обращениями», пользуясь схемами, известными с 5-го класса.
Запишите свои примеры на каждую схему.

3-й вариант
Запишите предложения:

1. Хороша Россия в ледоход весной,
Только первый снег ее снится нам и в зной.

2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.

3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)

4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь.

– В роли каких членов предложения выступает слово Россия ? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?

III. Общая работа

1) Слушаем подготовленный ответ на задание 1-го варианта по теме «Способы выражения обращения».
– Как выражено обращение в предложении Как ты красив, о лес, в убранстве осени ?

Вывод: перед обращением может стоять частица о , которая сливается с ним в произношении и запятой от него не отделяется.

2) Слушаем ответ на задание 2-го варианта о знаках препинания в предложениях с обращениями.
– С какой интонацией произносится обращение?
При выполнении всех упражнений на уроке необходимо обращать внимание на соблюдение нужной интонации, пауз и логического ударения.

3)Слушаем сообщение ученика (индивидуальное домашнее задание) о звательном падеже (по книге Ю.Гвоздарева «Язык есть исповедь народа...»).
Вспомним Пушкина:

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

Что за форма старче ? В обращении у нас обычно используется именительный падеж, а у слова старик именительный падеж иной:

Возвратился старик ко старухе ...

Сравните еще более древние тексты:

Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»);
Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея к царю Петру.)
Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.

IV. Закрепление темы по вариантам

1-й вариант
Запишите по памяти стихотворение в прозе «Русский язык» И.С. Тургенева. Обращения выделите более крупным шрифтом. Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните все известные орфограммы.

2-й вариант
Ответьте на вопросы и запишите ответы в соответствующую графу по образцу (табл. 1).

3-й вариант
Упражнение 260.

V. Совместная работа. Общая проверка заданий 1-го и 2-го вариантов

VI. Проверочная работа

Графический диктант

1. Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед нет тебя светлей и краше и желанней сердцу нет. (А.Сурков)
2. Но за что тебе столько страданий, Россия? (Ю.Друнина)
3. Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем . (А.Твардовский)
4. Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор! (Н.Некрасов)
5. <...> Родная земля!

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал...

(Н.Некрасов)

VII. Подведение итогов. Запись домашнего задания

Домашнее задание: § 29.

1-й вариант
Заполните таблицу 2, приводя свои примеры. Обращения выделите более крупным шрифтом.

2-й вариант
Выпишите из стихотворения М.Лермонтова «На смерть Поэта» предложения с обращениями. Выразительно прочитайте стихотворение.

3-й вариант
Упражнение 262.

ВТОРОЙ УРОК

Цель. Выработка навыков – находить в предложении обращения, употреблять их с учетом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию; воспитывать любовь к русской литературе.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка

Чтобы узнать тему урока, попробуем разгадать кроссворд.

1. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. 2. Второстепенные члены предложения. 3. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания. 4. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 5. Главный член предложения. 6. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 7. Раздел науки о языке, в котором изучаются строение и значение словосочетаний и предложений. 8. Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения. 9. Словарный состав языка.

II. Проверка домашнего задания

Связный рассказ по материалу § 29. Свой ответ ребята иллюстрируют примерами из упражнений, выполненных дома (по вариантам).

III. Тренировочные упражнения

1-й вариант
Дополните текст к рисункам (открыткам с надписями «С 8 Марта!», «С Новым годом!», «С днем рождения!» и т.п.) обращениями (нераспространенными и распространенными), выраженными разными частями речи.
Предложения запишите, указывая сверху, какой частью речи выражено использованное вами обращение.
Рядом запишите предложения, в которых слова, бывшие обращениями, были бы употреблены как подлежащие.
Обращения постарайтесь употребить в начале, в конце или в середине предложения.

2-й вариант
Распространите данные обращения: друзья, ребята, директор – и составьте с ними предложения.

3-й вариант . Выполните задание упражнения 263.

IV. Проверка работы

1-го и 2-го вариантов

V. Совместная работа

Запись под диктовку с объяснением постановки знаков препинания.

1) Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, для сердца ты всегда дороже. (К.Батюшков)
2) Приди ко мне, любезный друг. (М.Лермонтов)
3) Ты не пой, соловей, под моим окном. (А.Кольцов)
4) Ты пахни в лицо, ветер с полудня. (А.Кольцов)
5) Милая, добрая, старая, нежная, с думами грустными ты не дружи. (С.Есенин)
6) О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
7) Опять я ваш, о юные друзья. (А.Пушкин)

VI. Подведение итогов

1. Что нового вы узнали об обращениях?
2. Что можно сказать о роли обращений в поэтических произведениях?
3. Как тема «Обращение» может быть связана с этикой, воспитанием вежливости?
4. Только ли распространенные обращения позволяют нам передать отношение к адресату, дать ему характеристику?

VII. Домашнее задание

1-й вариант
Составьте и запишите 4–5 предложений, используя обращения в разных стилях речи.

2-й вариант. Упражнение 264 (ч. 2).

3-й вариант. Упражнение 264 (ч. 1).

Работа ведется по учебнику: Русский язык. Учебн. для 8-го кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,
Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. 21-е изд. М.: Просвещение, 1999.

Упражнения по теме « Обращение»

1.Найти предложения с обращением. Выписать их, расставляя знаки препинания.

1. Зима говорят в этом году будет холодная. О случившемся говорят по-разному. 2. Он был казалось лет шести. Это казалось странным. 3. Друзья к чему весь этот шум, я ваш старинный сват и кум… Друзья весело бежали на рыбалку.4. Читателю может быть уже наскучили мои записки. Работа может быть закончена в срок. Читатель отправимся вместе в этот увлекательный мир. 5. Старуха очевидно часто рассказывала о горящем сердце Данко. Недовольство его было очевидно.6. Не печалься родная лучшее впереди. Родная школа встречала нас.

2. Расставьте запятые

1) Барин не прикажешь ли воротиться?

2) Свет ты мой послушай меня старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё!

3. Переписать, расставляя знаки препинания

1) «Смилуйся государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится…»

2) Бабушка постой немножко!-

Ей кричит она в окошко…

3) Воротись дурачина ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу.

4) Шуми, шуми, послушное ветрило!

Волнуйся подо мной угрюмый океан.

5) Звезда печальная вечерняя звезда

Твой луч осеребрил увядшие равнины,

И дремлющий залив, и черных скал вершины

6) «Царь ты наш отец народа! –
Возглашает . –
Государь проснись, беда!»

1.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тебе Кавказ суровый царь земли

Я снова посвящаю стих небрежный.

Как сына, ты его благослови

И осени вершиной белоснежной.

2.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мой первый друг мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

3.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Еще ты дремлешь друг прелестный

Пора красавица проснись…

4.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

«Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?»-

Говорит она ему.

5.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Радостно и ясно

Завтра будет утро.

Эта жизнь прекрасна!

Сердце будь же мудро.

6.Расставьте знаки препинания. Установите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дай руку Дельви, что ты спишь?
Проснись ленивец сонный!

Прости мне милый друг двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье мне было недосуг.

7. Укажите предложение(ия) с обращением. (Запятые не расставлены)

1.Где бы я ни бывал а душа моя тянется к тебе родная моя земля!

2.Бездонное чистое небо раскинулось над островом приютом моего одиночества.

3.Утону в его синеве в синеве этого необъятного неба!

4.Кто сказал тебе о синее море что я смогу прожить без тебя?

5.А чьи это глазки Машенька смотрят на меня чьи это ручки тянутся ко мне?

8.Укажите предложение(ия) без обращений. (Запятые не расставлены)

1.Молодые подойдите к регистратору.

2.Эх ты натворил дел!

3.Шестая в бой!

4. Мой друг расскажет вам о солнечной Грузии.

5. Танцующие обратите внимание на ритм.

9.Укажите предложение(ия) без обращений. (Запятые не расставлены)

1.Никитин зайдите в почтовое отделение.

2.Вы Никитин зайдите в почтовое отделение

3.Эй вы зайдите в почтовое отделение.

4.Вы зайдёте в почтовое отделение, а вы отправитесь домой.

5.Ребята вы зайдите в почтовое отделение.

10 Укажите номер(а) предложения(ий), осложнённого(ых) обращением, (Запятые не расставлены)

1.Тише вы! – крикнула Феня.

2. Что вы такой герцогиней смотрите красавица вы моя?

3. Вы очевидно не узнаёте меня.

4. Да и этот день настал!

5. Ах ну какой же хороший сегодня денёк!

1. Прочитайте сказку и устно ответьте на вопрос, в чем роль обращений в речевом этикете

Сказка про девочку, которая не знала обращений
Жила- была одна девочка- Даша. Много чего умела девочка, да вот только не знала обращений и не умела ни к кому обращаться по имени. Захочет она позвать к себе подругу: - Эй, иди сюда!
Обижалась подружка, но подходила к девочке. Но однажды утром все вдруг изменилось. Проснулась девочка Даша, оделась и стала звать маму:
« Вскипяти мне чай!»
Но мама даже не оглянулась, на дочку, сказавшую «вскипяти мне чая» вместо «доброе утро»
-Ну и ладно, надувшись, сказала Даша. - Я гулять пойду.
Вышла девочка на улицу. На улице- солнце, тепло, лето. Увидела она свою подружку и давай кричать:
-Ну-ка, иди сюда, будем играть!
Даже не обернулась подружка на зов Даши.
Взяла подружка скакалку - и убежала куда-то. Одиноко стало Даше. Пошла она по двору, стала звать Бобика - веселого лохматого щенка.
-Иди ко мне, я с тобой поиграю!- закричала девочка.
Но Бобик и не подумал бежать к Даше. Еще бы! Он даже не понял, что девочка зовет именно его - ведь она не называла его по имени!
Совсем горько стало Даше - ведь она осталась одна- одинешенька! Побрела она по городскому проспекту, раскаленному солнцем. Долго брела она, пока вдруг не увидела, что находится в совершенно незнакомом районе.
Испугалась девочка. А вокруг - столько незнакомых людей!
-Я потерялась, помогите!- закричала, было, Даша, но поняла, что и тут ей никто не поможет. Ведь она же не знает обращений, более того, она не знает даже как зовут этих незнакомых людей.
Забрела Даша в тихий дворик, села там, на скамейку и заплакала. Вдруг до нее кто-то дотронулся.
Девочка обернулась - перед ней сидела женщина вся в золотом и с волшебной палочкой в руках.
-Что ты плачешь, девочка?- спросила она.
-Я заблудилась,- сказала Даша.- Гуляла, гуляла и заблудилась. Теперь не знаю, как пройти домой.
-Я помогу тебе,- сказала женщина.- Давай познакомимся, меня зовут Фея Речевого Этикета. Хоть я в ваш город и по делу приехала, домой отвести тебя я, пожалуй, смогу.
- А какое у вас дело?- поинтересовалась девочка.
-Дело очень важное,- серьезно сказала Фея.- Мне сообщили, что живет в этом городе девочка Даша, которая не умеет обращаться к другим людям. Она совсем не знает обращений… Ты случайно не знаешь такой девочки?
Даша потупила глаза.
-Знаю, тихо сказала она. - Эта девочка я и есть.
Тут Даша рассказала все с самого утра: как она проснулась, как мама отказалась вскипятить ей чай и как, наконец, от девочки отвернулась подружка и Бобик, а затем она потерялась.
- Вот видишь,- укоризненно сказала Фея.- Сколько неприятностей только из-за того, что ты не сумела ко всем обратиться по имени, или просто вежливо обратиться! Ведь согласись, намного приятнее, когда тебе говорят: «Даша, принеси мне чаю» или: «Иван Петрович, приходите ко мне на День Рождения!»
А еще в своей речи очень нужно использовать такие слова и выражения, как «пожалуйста», «спасибо», «если вам не трудно», «благодарю вас». Ну и здороваться, конечно же, не надо забывать.
А что касается обращений, то они, моя юная подруга, очень нужны. И нужны они как в устной речи, так и в письменной. Спросишь, как же выделяются на письме обращения? Сейчас тебе это объяснит моя сестра, королева Пунктуация.
В эту же минуту перед девочкой появилась другая женщина в мантии, короне, сразу видно - королева.
-Если обращение, Даша, стоит в начале или конце предложения, то оно выделяется запятой с одной стороны, если в середине- с двух сторон!- громко и ясно сказала королева Пунктуация.
-Спасибо вам, королева, большое! - сказала вдруг Даша.- Я буду стараться, буду обязательно пользоваться правилами речевого этикета и обращениями в речи.
-Это еще не все, - сказала Фея.- Тебе что-то хочет сказать король Синтаксис.
В эту минуту перед Дашей появился уже знакомый нам король Синтаксис.
-Даша, запомни,- сказал он.- Членом предложения обращение никогда не является, оно только осложняет предложение.
- Надо же,- удивилась Даша.- Я столько уже всего узнала про обращения!
-И это еще не все,- сказала Фея.- Тебя еще хочет видеть волшебница Графика.
Графика тут же очутилась перед Дашей.
-Приятно тебя видеть, Даша!- сказала графика. - Я тебе хотела лишь сказать, как подчеркивается на письме обращение. А очень просто - галочкой.
-Спасибо вам всем, хозяева страны Великого русского языка!- сказала Даша.- Я столько всего узнала!
А потом Фея Речевого этикета проводила Дашу домой. Много чего поведала Фея Даше о речевом этикете, пока они шли до дому.
Когда Даша вернулась домой, мама все еще хлопотала на кухне.
-Мамочка, а вот и я!- радостно закричала Даша. - Давай я сама вскипячу чай!
-Да чай уж давным-давно вскипел,- улыбнулась мама. - Идем завтракать.
Тут же прибежал и Бобик.
-Бобик, пойдешь гулять?- спросила Даша.
Бобик услышал, что его зовут по имени, и побежал к Даше. Вышли они на улицу - а там и Дашина подружка гуляет.
-Наташа, давай играть!- закричала Даша.
Стали играть друзья: Наташа, Даша и Бобик.
-Да, чего только не делают обращения в жизни!- подумала Даша. - Все-таки хорошо, что я повстречалась с Феей Речевого Этикета!

2. Вставьте обращения в предложения и перепишите предложения так, чтобы получился целостный связный рассказ.
«Покупайте наш товар», - кричал продавец. «Слишком дорог товар»- отвечали покупатели. Продавец стоял у рынка и звонким голосом зазывал народ: «У нас самые свежие товары, самые лучшие вещи! Заходите к нам - не пожалеете!
Слова для справок: Дорогие посетители, уважаемый продавец, горожане и гости нашего города, друзья, все-все-все.

3.Исправьте текст, внеся в него коррективы. В чем, по-вашему, состоит основной недочет текста?
Дорогая Маша!
Поздравляю тебя, Маша, с Днем Рождения! Маша, желаю тебе крепкого здоровья и еще, Маша, удачи. Кроме этого, Маша, я хочу пожелать тебе хорошо закончить учебный год и весело отдохнуть на каникулах.
Твой брат Леша.

4. Сопоставьте обращение с формами речи и объясните свой выбор.

5. Продолжите историю про девочку Дашу уже после того, как она повстречалась с Феей Речевого этикета. Придумайте следующие эпизоды, в которых были бы предложения с обращениями:
-Даша в магазине;
-Даша в библиотеке;
-Даша в автобусе;
-Даша у себя дома на вечеринке принимает гостей.

7. Составьте синквейн или стих в рисунках на тему «Обращения». Оформите работу на отдельном листе

Обращения

1. [Аркадина:] Милый сын когда же начало? [Треплев:] Господа начало! Прошу внимания!.. О вы
почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас! (Чехов) 2.
Дорогая моя хорошая чистая будьте моей женой! (Чехов) 3. Горе тебе город Казань едет толпа
удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов (Лермонтов). 4. Спящий в гробе мирно
спи, жизнью пользуйся живущий (Жуковский). 5. Как любил Кавказ мой величавый твоих сынов
воинственные нравы (Лермонтов). 6. Кто волны вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! (Пушкин)
7. Не зови меня ты воля не зови в поля! (Блок). 8. Приснись мне на лыжах бегущая Сольвейг не дай
умереть не увидев тебя! (Прокофьев) 9. Вставай творящий чудеса Кипи неистощимой силой мой
Севастополь город милый отчизны вечная краса! (Жаров) 10. До войны едва в помине был ты Тёркин
на Руси (Твардовский). 11. Поплачь поплачь Настенька дочушка моя. Лети лети ластынька лети за
моря (Твардовский). 12. Молодой уроженец Неаполя Что оставил в России ты на поле? (Светлов).

Обращения
Упражнение. Найдите в предложениях обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Цыц ты! Она тебе больше не слуга... (М. Горький). 2. Ну вы Вставайте... (М. Горький). 3. Да
неужели вам мало ненасытный вы этакий! (Достоевский) 4. Милый друг ты мой не стыдись не вешай
голову... (Фадеев) 5. О ты чьих писем много много в своём портфеле берегу! (Некрасов) 6. О мой
милый мой нежный прекрасный сад!.. (Чехов) 7. Скажи же о проницательный читатель зачем выведен
Рахметов, который вот ушёл и больше не явится в моём романе? (Чернышевский) 8. ...Смерть а
Смерть ещё мне там дашь сказать одно словечко? (Твардовский) 9. О муза пламенной сатиры приди на
мой призывный клич! (Пушкин) 10. Кто б ни был ты печальный мой сосед люблю тебя, как друга юных
лет, тебя товарищ мой случайный (Лермонтов). 11. Спи младенец мой прекрасный баюшки­баю
(Лермонтов). 12. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный (Лермонтов). 13. Ах
юность юность удалая Житьё в то время было нам (Пушкин).
__________________________________________________________________________________
Ответы:
1. [Аркадина:] Милый сын, когда же начало? [Треплев:] Господа, начало! Прошу внимания!.. О
вы, почтенные, старые тени, которые носитесь в ночную пору над этим озером, усыпите нас!
2. Дорогая моя, хорошая, чистая, будьте моей женой! 3. Горе тебе, город Казань, едет толпа
удальцов собирать невольную дань с твоих беззаботных купцов. 4. Спящий в гробе, мирно спи, жизнью
пользуйся, живущий. 5. Как любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. 6.
Кто, волны, вас остановил, кто оковал ваш бег могучий! 7. Не зови меня ты, воля, не зови в поля! 8.
Приснись мне, на лыжах бегущая Сольвейг, не дай умереть, не увидев тебя! 9. Вставай, творящий
чудеса! Кипи неистощимой силой, мой Севастополь, город милый, отчизны вечная краса! 10. До
войны едва в помине был ты, Тёркин, на Руси. 11. Поплачь, поплачь, Настенька, дочушка моя. Лети,
лети, ластынька, лети за моря. 12. Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?
13. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга... 14. Ну, вы! Вставайте... 15. Да неужели вам
мало, ненасытный вы этакий! 16. Милый друг ты мой, не стыдись, не вешай голову... 17. О ты, чьих
писем много, много в своём портфеле берегу! 18. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. 19.
Скажи же, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов, который вот ушёл и больше не
явится в моём романе? 20. ...Смерть, а Смерть, ещё мне там дашь сказать одно словечко? 21. О муза
пламенной сатиры, приди на мой призывный клич! 22. Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю
тебя, как друга юных лет, тебя, товарищ мой случайный. 23. Спи, младенец мой прекрасный,
баюшки­баю. 24. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. 25.
Ах, юность, юность удалая! Житьё в то время было нам.