Место рождения а п гайдара. Краткая биография аркадия гайдара

Гайдар Аркадий Петрович

Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) Аркадий Петрович (1904 – 1941), прозаик.

Родился 9 января (22 н. с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с “хорошими людьми – большевиками” и в 1918 ушел “воевать за светлое царство социализма”. Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом (“это на антоновщине”).

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и объясняли приему литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести “P. B.C.” (1925), “Дальние страны”, “Четвертый блиндаж” и “Школа” (1930), “Тимур и его команда” (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. “Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда”. Когда началась вторая мировая , писатель стал вновь в ряды армии, отправясь на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Гайдар (настоящая фамилия – Голиков) Аркадий Петрович (09.01.1904. Льговский рабочий поселок – 26.10.1941, близ Канева, Украина), писатель. В 15 лет примкнул к большевикам и в 1919 вступил в Красную армию. Быстро стал помощником командующего красными партизанами, действовавшими в районе Арзамаса. Затем командовал отрядом (полком). Участвовал в подавлении восстания Антонова на Тамбовщине. По воспоминаниям, отличался патологической жестокостью, что вызывало сомнения в его психическом здоровье. С времен Гражданской войны Гайдар стал алкоголиком, страдал запоями, его мучили кошмары. Всю жизнь был подвержен депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Его детская психика не выдержала жестокостей Гражданской войны.

Автор произведений о романтике революции “РВС” (1926), “Школа” (1930), “Военная тайна” (1935). Его повесть “Тимур и его команда” (1940) стала классикой. Считался одним из основоположников советской детской литературы. Стал одной из ключевых фигур советской пропаганды, вокруг него были созданы легенды, не имевшие ничего общего с действительностью. Его произведения до 1990-х гг. неизменно были ключевыми в школьной программе и были обязательными для изучения всеми советскими школьниками. Тиражи составили десятки миллионов экземпляров. После начала перестройки его творчество стало пересматриваться, и сейчас он практически забыт и больше стал известен его внук Егор Тимурович Гайдар.

С началом Великой Отечественной войны ушел на фронт. Погиб в бою. Погребен в Каневе.

ГАЙДАР, АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1904-1941), настоящая фамилия Голиков, русский советский писатель. Родился 9 (22) января 1904 в Льгове Курской губернии. Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905. Опасаясь ареста, в 1909 Голиковы оставили Льгов, с 1912 жили в Арзамасе. Работал в местной газете "Молот", где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б).
С 1918 - в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 - командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии - против "императора тайги" И.Н.Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего "светлого царства социализма", отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы РВС, 1925, Сережка Чубатов, Левка Демченко, Конец Левки Демченко, Бандитское гнездо, все 1926-1927, Дым в лесу, 1935; повести Школа, первонач. назв. Обыкновенная биография, 1930, Дальние страны, 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове, 1935, Бумбараш, неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника ("Снились люди, убитые в детстве").
Псевдонимом (тюркское слово - "всадник, скачущий впереди") впервые подписал новеллу Угловой дом, созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием - Жизнь ни во что (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете "Звезда" и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга. С 1927 жил в Свердловске, где в газете "Уральский рабочий" опубликовал повесть Лесные братья (др. назв. Давыдовщина - продолжение повести Жизнь ни во что).
Летом 1927, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть На графских развалинах (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н.Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л.Кассилем, Р.Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 в. (в т.ч. рассказы Голубая чашка, 1936, Чук и Гек, повесть Судьба барабанщика, оба 1938, рассказ для радио Четвертый блиндаж; вторая, незавершенная часть повести Школа, оба 1930).
Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в "детскую" жизнь значительных, а порой трагических событий (Судьба барабанщика, где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая "аура", доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса "рыцарской" чести товарищества и взаимопомощи - все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару - официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 - время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого "тимуровского" движения по всей стране, особенно актуального в 1940-1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура - Комендант снежной крепости, в начале 1941 - киносценарий продолжения и сценарий фильма Клятва Тимура (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов).
В июле 1941 писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты "Комсомольская правда", где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 в журнале "Мурзилка" опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень - о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу "детских" героев Гайдара (среди которых немало "отрицательных" лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников (Василий Крюков, Поход, Маруся, Совесть, 1939-1940). Автор киносценария Прохожий (1939), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы Чук и Гек, 1953, реж. И.В.Лукинский; Школа мужества, 1954, реж. В.П.Басов и М.В.Корчагин; Судьба барабанщика, 1956, реж. В.В.Эйсымонт, и др.).
Гайдар погиб в бою около дер. Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941.

Аркадий Гайдар (Голиков) — популярный детский писатель, книгами которого совсем недавно зачитывалась вся страна.

Благодаря ему возникло новое веяние — молодежная организация Тимуровцы.

Однако жизнь его была довольно трагична. Он прошел революцию и был участником Великой Отечественной войны.

Детские и школьные годы

Будущий писатель детских книг родился в г. Льгове – 22.01.1904 г. Родители у него были людьми интеллигентными и начитанными.

Отец – Петр Голиков работал учителем в сельской школе, а мать Наталья была акушеркой.

Спустя несколько лет, опасаясь ареста, они покинули г. Льгов, переехав в Арзамас. Там маленького Аркадия определили в училище.

В семье Голиковых была большая библиотека, и мальчика с самых малых лет окружали сказки, стихи и рассказы, звучавшие в его семье.

В 1912 г, когда его отец ушел на войну, Аркадий очень сильно переживал и постоянно рвался на фронт, чтобы сражаться с врагами.

В начальных классах он даже попытался пешком уйти на фронт, но маленького беглеца нашли и вернули домой.

Аркадий Голиков рос очень начитанным ребенком, и в училище произвел хорошее впечатление на учителя словесности – Николая Соколова.

Впоследствии именно их тесное общение сыграет большую роль в жизни Гайдара.

Н. Соколов и Аркадий часто проводили время за беседами о литературе, писателях и истории. Эти беседы стали для будущего писателя «оплотом знаний русской словесности».

В 1917 г. преподаватель привел 11-летнего Аркадия в клуб большевиков. В возрасте 14 лет он вступает в партию и опубликовывает свои первые стихи в газете «Молот».

Большевистская жизнь поглотила подростка. Он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса. Вскоре он переезжает в г. Москву, где поступает на курсы красных командиров.

Военные годы

В столице он начинает выполнять обязанности адъютанта батальона. В августе 1919 г. его и некоторых его товарищей отправляют в г. Киев на фронт.

В тот момент Аркадий чувствовал себя самым счастливым человеком, ведь сбылась его давняя мечта — попасть на фронт.

В первых сражениях Аркадий узнает, что смерть это не красивая дуэль с врагом, а у смерти ужасное лицо.

В декабре этого же года он получает пулевое ранение в ногу и контузию от взрыва снаряда. Его отправляют в госпиталь.

Последствия этого ранения будут преследовать писателя на протяжении всей дальнейшей жизни.

После поправки молодому командиру предлагают пройти обучение в высшей стрелковой школе «Выстрел».

Окончив ее, в 1920 г. Аркадий становится начальником штаба в Воронеже.

А спустя год возглавляет полк по борьбе с бандитизмом и отправляется на службу в Сибирь.

Контузия и страдания на войне не прошли даром для молодого человека.

В 20 лет с диагнозом «истощение нервной системы» он снова попадает в госпиталь, причем психиатрического профиля.

Впоследствии он неоднократно будет проходить курсы лечения в психиатрических клиниках, борясь с сильной головной болью, раздражительностью и переменами настроения.

Затем Гайдара увольняют в запас. О карьере бойца красной армии теперь стоило забыть.

В следующий раз он соприкоснется с войной в 1941 г. Он не сможет остаться в стороне, и подаст прошение на фронт, но ему откажут.

Пришлось ехать на войну обманом. Аркадий берет мандат от газеты «Комсомольская правда» и едет в жерло Великой Отечественной войны корреспондентом.

Вскоре он начинает участвовать в сражениях и разведывательных операциях.

Погиб Аркадий Гайдар 26.10.1941 недалеко от села Лепляево. Он командовал партизанским отрядом.

Возвращаясь с задания, они попали в засаду. Аркадий привлек к себе внимание, дав другим время уйти, и тем самым спас своим сослуживцам жизнь.

Сам он погиб от немецкой пули, попавшей точно в сердце. Ему было всего 37 лет.

Личная жизнь

Первая влюбленность настигла 17-летнего Аркадия во время гражданской войны в госпитале.

Там работала медсестра Мария Плаксина. Молодые люди влюбляются друг в друга и женятся.

Вскоре у них появляется сын – Евгений. Но из-за постоянных переездов и жизни в военных частях мальчик заболевает и умирает. Это положило конец счастливому браку.

Спустя несколько лет молодой командир женится второй раз. В этот раз его избранницей становится дочь большевика Лия Лазаревна Соломянская. Она также занималась журналисткой деятельностью.

Этот брак подарил Аркадию долгожданного ребенка – мальчика Тимура. Впоследствии именно именем своего сына писатель назовет главного героя своего легендарного романа.

Второй брак был также недолгим. Аркадий и Лия были вместе всего 5 лет, потом она ушла к другому мужчине, забрав с собой Тимура.

Он сильно переживает расставание с сыном и уезжает в г. Хабаровск.

А в 1938 г. перебирается в г. Клин Московской области, снимает квартиру в доме Чернышовых.

Там он познакомился со своей последней супругой — Дорой Матвеевной. У нее была дочь от первого брака.

Аркадий, женившись на ней, удочерил и ее девочку.

Писательская деятельность

Свою первую книгу «В дни поражений и побед» Аркадий Гайдар стал писать еще в Сибири, где сражался с бандитами.

Фактически он писал свою автобиографию, вот только подписывать ее своим реальным именем не захотел.

Он взял себе псевдоним – Гайдар. Существует много версий, что оно могло означать.

По одной, так Аркадия называли тюрки, когда он проезжал мимо. По другой Гайдар — это ребус, в котором писатель зашифровал свое имя, фамилию и родной город.

После демобилизации из армии, он в 1924 г. приезжает в Ленинград и в местной газете опубликовывает книгу. Однако особого успеха она не принесла.

Аркадий начинает работать журналистом, разъезжая по всей стране, попутно продолжая сочинять рассказы.

В конце 20-30 -х годах его писательская деятельность приобретает детскую направленность.

Появляются такие повести, как «Школа», «Р.В.С.», «На графских развалинах».

Последняя в 1957 г. была экранизирована. Именно с них начинается популярность Аркадия как детского писателя.

В 1931 г. Аркадий Гайдар переезжает в г. Хабаровск и там устраивается в газету «Тихоокеанская звезда».

В 1935 г. в свет выходит повесть «Судьба барабанщика», через год «Голубая чашка».

Самую свою главную книгу, которая прославилась во всем советском союзе и пережила самого автора – «Тимур и его команда», а также продолжение «Комендант снежной крепости» он написал в конце 30-х годов в г. Клине.

Вскоре данная книга легла в основу одноименного кинофильма режиссера А.Е. Разумного.

Данный роман, рассказывающий о жизни смелого и отзывчивого пионера, положил начало молодежному движению «Тимуровцы», которое приобрело невиданный размах в послевоенное время.

В 1939 г. писатель пишет еще один свой известный рассказ «Чук и Гек».

Несмотря на боевое прошлое, писательская деятельность Аркадия часто наталкивалась на препятствия. Его обвиняли в предательстве и шпионаже.

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904–1941) был самым противоречивым детским писателем всех времен и народов. Потомственный дворянин по материнской линии и внук крепостного крестьянина по отцовской, он болезненно любил три вещи: военную службу, и детское общество. Его книжки лучатся позитивным мироощущением детства, которое, кажется, не закончится никогда. При этом в жизни Гайдар был суицидально-депрессивным алкоголиком и помешанным на войне психопатом. Попробуй перечитать « Голубую чашку », постоянно держа в уме мысль, что ее автор в бытность комиссаром вовсю практиковал расстрел мирных жителей!


Начало и конец взрослой жизни Гайдара - ярчайшие главы военно-полевого романа с разрывом почти в 20 лет, в которые поместилась еще одна, совсем другая жизнь. Повоевать против немцев в у Аркаши не получилось: десятилетним гимназистом он убежал на фронт, но его сняли с поезда в ста верстах от родного Арзамаса и под конвоем вернули домой. Порубать же соотечественников на Гражданской удалось всласть: начав рядовым в четырнадцать, в семнадцать он стал уже полковником, сделав карьеру, которая не снилась даже молодым героям 1812 года. Ускоренное взросление домашнего юноши, кровь, пот и ужасы польского фронта, тиф и ранения не прошли даром: боль и переживания комиссар Аркадий Голиков глушил лошадиными дозами спирта. Становление его как писателя и превращение в алкоголика проходили одновременно: во время борьбы с бандитами в Хакасии у него начинаются приступы психоза, а за проявления жестокости (неоправданное уничтожение гражданского населения) юного комиссара исключают из партии. Тогда же он демобилизуется из Красной Армии - официально по контузии, а по другим данным, вследствие тяжелого нервного расстройства, отягощенного алкогольной зависимостью.


Из диких степей молодой инвалид вынес новую фамилию «Гайдар» («вестник, передовой всадник» по-тюркски) и рукописи своих книг: «В дни поражений и побед», «Патроны» и «Последние тучи». Писатель Константин Федин сказал про его первые литературные опыты так: «Писать вы не умеете, но писать можете и писать будете». Взяв на вооружение слова наставника и вооружившись бутылкой и печатной машинкой, Гайдар принялся за работу: он понимал, что с армейской службой покончено навсегда. Забавно, но писать о пьянстве классик детской литературы не любил. «Хмельной водопроводчик Микешкин, что всегда дарит ребятишкам подсолнухи и ириски, никогда никого не задевал, а только вопил песни» - кроме этого автопортретного описания эпизодического героя из «Судьбы барабанщика», в книгах Гайдара почти нет следов бурной алкогольной биографии автора.


К тридцати годам Гайдар превратился в мрачного неразговорчивого мужчину неопределенного возраста, рано полысевшего и грузного. Он пил постоянно, часто в полном одиночестве. Жена Лиля к тому времени его бросила, зато появилась новая, приходящая - красивая статная Дора. Куда охотнее писатель общался с молодым поколением. Пионеры его боготворили, и среди них у него были настоящие друзья. Гайдар дарил им немыслимые по тем временам подарки: настоящие компасы со светящимися цифрами, перочинные ножи с несколькими лезвиями, серебряные зажигалки. Наиболее приближенных, к огромному неудовольствию родителей, он периодически водил на экскурсии на крышу своего дома в Столешниковом переулке и в каморку на чердаке. Там писатель разговаривал с подростками за жизнь и потихоньку приучал их к водке. Одержимый дорогами, Гайдар постоянно срывался в сомнительные командировки или просто уезжал на другой конец страны - куда-нибудь в Мурманск, Хабаровск или Бухару. «Нигде я не сплю так крепко, как на жесткой полке качающегося вагона, и никогда не бываю так спокоен, как у распахнутого окна вагонной площадки», - писал он в дневнике.

Писатель разговаривал с подростками за жизнь и потихоньку приучал их к водке

В последние годы жизни Гайдар практически не выходил из жесточайшей и редко бывал трезвым больше трех-пяти дней в месяц. По пьяни писатель вел себя парадоксально: копал у подъезда червей для несуществующей рыбалки, скупал по городу воздушные шарики, признавался в любви случайным прохожим. Сосед-сапожник дважды вынимал его из петли. На состояние Гайдара не повлияли ни съемки фильма «Тимур и его команда», ни вручение ордена «Знак Почета». От алкогольной летаргии писателя пробудило только начало Великой Отечественной. Экс-комиссар воспринял еще одну войну прежде всего как шанс на избавление от невыносимой пытки мирной жизни и жизни как таковой. Он в рекордные сроки закончил сценарий сиквела «Клятва Тимура», закатил грандиозную отходную для коллег и знакомых и уехал военным корреспондентом на фронт (к строевой службе его признали негодным). Он и не скрывал от близких, что едет для того, чтобы погибнуть. Под хорошо знакомым ему еще по Гражданской Киевом, в немецком тылу, писатель вступил в партизанский отряд. 26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар погиб в бою: единственная пуля попала ему точно в сердце. Все рукописи из планшетки военкора исчезли.


Гений против употребления

1918-1920
В родном Арзамасе будущий литератор вступает в партию, становится красноармейцем и уходит на фронт. Впервые со старшими товарищами пробует спиртное, в избытке конфискованное у спекулянтов и предназначенное для уничтожения приказом комдива Буденного (был такой знаменитый приказ). В качестве комиссара сражается с белобандитами под Киевом и на польском фронте, трижды ранен и дважды контужен; кроме того, переболел тифом. Мучащие его головные боли убивает лошадиными дозами водки и коньяка. Появляются первые признаки нервного расстройства.

1921-1923
Отправляется в Москву на лечение и учебу на высших командирских курсах «Выстрел». Впервые пытается писать. После окончания курсов назначается командиром запасного полка. За три года Гайдар прошел путь от рядового до полковника. Под началом Тухачевского участвует в подавлении Антоновского мятежа, в ходе которого отличается особой жестокостью и вспышками немотивированной агрессии, вызывавшими сомнения во вменяемости. Пьет по-черному. В письмах смачно и с удовольствием описывает кровавые боевые действия, расстрелы и офицерские застолья. Во время боевых действий против банды Соловьева в Хакасии за превышение полномочий (по некоторым свидетельствам, за проявления элементарного садизма) исключается из партии и демобилизуется. Тогда же берет новую фамилию Гайдар. Возвращается с фронта законченным алкоголиком с серьезно подорванной психикой.

1924-1927
Женится на красавице-комсомолке Лиле Соломянской и перебирается с семьей в Ленинград, где практически перестает пить и пытается опубликовать свои литературные опыты. Печатает повесть «В дни поражений и побед», неожиданно тепло принятую коллегами и читателями.

1928-1934
Пишет свои лучшие ранние книги: «РВС», «Четвертый блиндаж» и «Школа». Периодически мучится приступами головной боли, расстройством памяти и галлюцинациями. Пьет неровно: длительные периоды трезвости сменяются затяжными запоями, во время которых жена и дети уходят от греха подальше к соседям. Несколько раз писателя увозят с приступами белой горячки и трижды арестовывают за стрельбу в пьяном виде из револьвера. В конце концов жена бросает его.

1935-1940
Живет в одиночестве на своем чердаке, мучась от депрессии и перманентного . Предпринимает несколько попыток самоубийства: вешается, режет вены. Страшно пьет, причем часто со своими юными друзьями. Соседи сторонятся его и при встрече переходят на другую сторону улицы. Пишет «Судьбу барабанщика», «Голубую чашку», «Бумбараша» и «Чука и Гека». Пытается лечиться от алкоголизма.

1941
Бросает пить и уезжает в действующую армию военным корреспондентом. Оказывается в немецком тылу, где становится пулеметчиком в партизанском отряде. Погибает в бою при таинственных обстоятельствах: у него похищены рукописи и верхняя одежда. В последнем письме жене Доре, которое пришло уже после его смерти, писатель попросил: «Помни своего Гайдара. Товарищи, которые принесут тебе весточку, из одной со мной бригады. Напои их вином».



Собутыльники

Писатель Фраерман с женой Валентиной как могли опекали Гайдара. Как-то раз в Доме отдыха писателей в Старой Рузе после дюжины «Цинандали» на троих Гайдар заблудился в парке и перебудил весь санаторий истошными криками: «Рувочка! Рувочка!» Когда его обнаружили скрюченным в зарослях шиповника, Гайдар улыбнулся и сказал: «Рува, я ведь на самом деле сирота. Почему ты на меня обиделся?»


Однажды с небольшой компанией писатели поехали на рыбалку. Собирались варить уху, но, пока чистили плотву, Гайдар выпил всю водку. «Чудо ли, из огромного синего моря вытащить одну рыбешку?» - презрительно отвечал он на претензии товарищей. Потом слезно просил прощения и написал экспромтом стихотворение «Дорогому Косте»: «Пьем мы утром молоко, ходим в поле далеко, рыб поймали три ерша, ну и больше ни шиша». Гайдара простили, после чего купили самогону в ближайшем селе.


Обласканный властью кинорежиссер, снявший «Тимура и его команду», относился к непредсказуемому «коннику» снисходительно, но ценил его талант рассказчика и богатый жизненный опыт. Однажды на отдыхе они пили коллекционный портвейн, Гайдар рассказывал о своей поездке в Кутаиси, и режиссер полушутливо уличил его в неточности. Писатель обиделся: «Не нравится такой Аркадий, найдите себе другого, с бородой и золотым зубом, а я удаляюсь в африканскую страну и буду лазить там по деревьям вместе с обезьянами!» После чего залез на дерево, откуда его снимали с милицией.


Глава тогдашнего Союза писателей и главный пьяница среди работников пера - Фадеев поругивал Гайдара в прессе, но при этом испытывал к нему явную симпатию. Осенью 37-го после бурной вечеринки Фадеев отвез Гайдара домой на персональном авто и приставил к двери красноармейца с винтовкой для охраны. А также оставил бутылку дорогого шампанского «Абрау-Дюрсо» на утро и записку: «Денег не дам. Они у тебя в кармане сразу начинают бунтовать».


Аркадий Петрович Гайдар

22 января 2008 г. исполняется 104 года со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара (н.ф. - Голиков)

Гайдар в переводе с татарского означает – «всадник, скачущий впереди». В старые времена воины – конники высылали вперед всадника, который скакал впереди всех и всматривался в неизвестную даль, всегда готовый предупредить отряд. Такой псевдоним избрал себе Аркадий Петрович Гайдар. Рожденный эпохой Великого Октября, он всегда шел впереди, освещая своими произведениями путь в будущее, показывая пример гражданского мужества, патриотизма, высокой нравственности и душевной красоты.

Будущий писатель родился 22 января 1904 года в городе Льгове, Курской губернии. Отец Петр Исидорович – сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар 35- й дивизии, член партии. Мать Наталья Аркадьевна – учительница, позже фельдшерица, после Октябрьской революции член партии. В Льгове Аркадий провел первые пять лет своей жизни. Своеобразный характер мальчика складывался необычайно рано. Никто из родных и близких в семье Голиковых не помнят, чтобы маленький Аркадий капризничал по пустякам, жаловался на сестер и товарищей. В 1910 году семья Голиковых переехала в Нижний Новгород, а в 1912 году в Арзамас. Своим родным городом они всегда считали Арзамас. В этом городке Аркадий рос и учился. Не по годам крепкий, голубоглазый, лобастый Аркадий скоро стал самым главным «организатор» среди соседских мальчишек. Маленький Аркадий страстно любил театр и почти всегда участвовал в школьных спектаклях.

Я рос в городе Арзамасе. Там громко гудели колоколатридцати церквей, но не было слышно заводских гудков.

В этом доме с 1912 по 1918 годы жил детский писатель Аркадий Петрович Гайдар.

Сначала поселились на ул.Большой в доме 128, но для большой семьи состоящей из семи человек; квартира оказалась тесноватой и не очень удобной. Поэтому Петр Исидорович и Наталья Аркадьевна подыскали отдельный деревянный дом на Новоплотинной улице, где и прожили более шести лет.

Домик деревянный, обшит тесом, сруб построен в начале 70-х годов XIX века.

В доме четыре комнаты. По правой стороне дверь в гостиную, комната родителей, по левой - вход в кухню и детскую.

Гостиная. Самая большая и светлая комната в доме. В воскресные дни вся семья собиралась за квадратным столом. Зажигалась керосиновая лампа с изящным цветным абажуром. Отец читал детям книги, рассказывал увлекательные истории о жизни и обычиях других народов, все вместе сочиняли короткие рассказы и стихи. «Не знаю о чем они были, - говорил позднее Гайдар, - о Красной Шапочке или о сером волке? Но на всю жизнь запомнилась большая мечта о хорошей жизни».

Комната родителей отгорожена от гостиной тонкой перегородкой. На старинном комоде маленькие, изящные, прямоугольной формы, каретные часы. Вещь, которой всегда так дорожила Наталья Аркадьевна. Эти часы, да еще серебряная чарка из походного сундучка ее отца - поручика А.Г. Салькова были реликвией всей семьи.

Кухня . Самая маленькая комната в доме. Много места занимает большая русская печь. На шестке глиняные горшки, сковородки, в углу стоят ухваты, кочерга. У окошка медный умывальник, под ним такой же таз на высоких металлических ножках, висит полотенце. У стены кухонный стол, на нем большой медный самовар по прозвищу "мокрый". Из этого самовара любила пить чай вся семья.

Детская. За овальным столом делал Аркадий торопливые скупые записи в дневнике, учил уроки, мучился над стихотворной строкой, доверял свои думы в письмах отцу на фронт. Над кроватью висит географическая карта - путеводная звезда путешествий в "дальние страны". Полка с книгами, когда-то прочитанными реалистом Голиковым.

"В доме всегда было много книг: они стояли на полках, лежали на столе в спальне, и даже у Аркаши с Таечкой в то время были собственные книги с картинками, к которым мама сочиняла стихи". Но особенно любил Аркадий листать толстые тома энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. На всю жизнь сохранилась у него потом привычка читать "насквозь" энциклопедические словари.

Аркадию было тринадцать лет, когда свершилась Великая Отечественная война.

Родные определили Аркадия в Арзамасское училище. Но еще не начались занятия в классах, как разразилась война. Отца взяли в солдаты. На всю жизнь запомнил Гайдар минуты прощания с отцом. Все плакали: сестры, мать, соседи. Только десятилетний мальчик стоял у порога, закусив губы, крепился и не плакал. Наталья Аркадьевна осталась одна с четырьмя детьми. Для семьи Голиковых началась суровая жизнь. Как ни трудно было жившему в глухой провинции разобраться в столпотворении политических споров, он сумел выбрать единственный верный путь - примкнул к большевикам. Четырнадцатилетним подростком (скрыв свой возраст) добровольно ушел на фронт. Пятнадцати лет окончил Киевские командирские курсы. Ему не было семнадцати лет, когда он принял командование полком. Без сомнения, велика была в этом роль семьи, домашнего воспитания. Родители Аркадия принадлежали к той части русской демократической интеллигенции, которая видела первейший свой долг в бескорыстном служении народу и бескомпромиссной борьбе за справедливость. Голиков не мыслил своей жизни вне военной карьеры, готовился поступать в военную академию. Но многочисленные ранения и болезни вынудили его в 1924 демобилизоваться из армии. Это было крушение всех его надежд. В отчаянии Голиков пишет "Прощальное письмо Красной армии", где уже проявились признаки литературного дарования. (Первая повесть "В дни поражения и побед", написанная на фронте, успеха ему не принесла). Но все же после мучительных размышлений о том, чем заниматься дальше, он принимает решение "служить пером"
Началась новая жизнь Аркадия Голикова, жизнь писателя Аркадия Петровича Гайдара в книгах. Есть много версий происхождения литературного псевдонима писателя. Одна из них заключена уже в биографических данных Гайдара: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар с сыном Тимуром

Свое романтическое восприятие революции в ожидании грядущего светлого будущего он передает юным читателям. В своих героико-романтических произведениях он доверительно говорит с ними о Родине, о дружбе и предательстве.

Гайдар вошел в детскую литературу рассказом о гражданской войне "РВС" (1926). Затем были написаны книги, на которых воспитывалось не одно поколение детей. Это: "Школа" (1930), "Дальние страны" (1932), "Сказка о военной тайне, о Мальчише -Кибальчише и его твердом слове" (1933), "Военная тайна"(1935), "Голубая чашка" (1936), "Судьба барабанщика" (1939), "Чук и Гек" (1939). Все книги Гайдара учат только хорошему, поэтому и сейчас многие из них входят в школьную программу по литературе.
По состоянию здоровья Гайдар не мог быть призван в армию. Но когда фашистская Германия напала на нашу страну, он сделал все, чтобы оказаться на фронте. Он ушел на войну корреспондентом «Комсомольской правды». Его не брали в регулярную армию, он стал партизаном. Он погиб, выручая товарищей. Это случилось 26 октября 1941 в бою под деревней Леплява, когда маленькая группа партизан, возвращаясь с боевого задания, наткнулась на эсэсовскую засаду. Похоронен Гайдар на высоком берегу Днепра в г.Каневе.

Погиб он в роще под Леплявою
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенней вечной славою,
Спит у Днепропетровских берегов.
С.Маршак.

В Арзамасе и в г.Льгове открыты музеи А.П.Гайдара. Имя Аркадия Петровича Гайдара присвоено многим детским библиотекам страны. В 1981 году был учрежден "Знак Гайдара" для награждения лучших организаторов воспитательной работы с детьми и подростками. Почти все произведения А.П. Гайдара экранизированы. Первым вышел фильм "Дума про казака Голоту" по рассказу "РВС" (1937г.), позже появились фильмы "Чук и Гек" (1953г.), "Судьба барабанщика" (1955г.), "Военная тайна" (1958г.) и другие. Специально для телевидения создан трехсерийный фильм "Школа", фильмы "Бумбараш" (по мотивам ранних рассказов), "Пусть светит" и другие.

В фонде Российской государственной детской библиотеке собраны все произведения А.П.Гайдара. Имеются также ранние издания его книг: Четвертый блиндаж. - М.: Детгиз, 1935. - 36 с.: ил.

  • Голубая чашка / А.П. Гайдар; Худож. Б. Дехтерев. - М.: Детская литература, 1936. - Первое издание книги.
  • Дым в лесу / А.П. Гайдар; Худож. Ермолаев. - М.-Л. : Детская литература, 1939. - Первое издание книги.
  • Горячий камень / А.П. Гайдар; Худож. И. Харькевич. - М.-Л.: Детская литература, 1949.

Большой популярностью у детей до сих пор пользуется повесть, написанная накануне Великой Отечественной войны, "Тимур и его команда" (1941). Появилась она вначале как киносценарий, затем писатель написал одноименную книгу. Исключительная популярность фильма объяснялась не только жизненностью образа его главного героя, сразу же переступившего рамки экрана, ставшего идеалом и примером для многих тысяч своих сверстников. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. Это произведение дало благородное направление в деятельности пионерской организации - тимуровское движение Действующие повсюду, тимуровские команды помогали семьям ушедших и погибших на фронте воинов.

В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 млн. человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам. Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение.

К сожалению, движение постигла участь, о которой прозорливо предупреждал писатель в своем киносценарии "Клятва Тимура": распад тимуровской команды под давлением бюрократической показухи.

Сегодня во многих школах предпринимаются попытки возродить это движение. На Алтае создано тимуровское движение - ребята из села Брусенцево и Романово. помогают ветеранам и пожилым людям. В большинстве школ Приморья возобновилось тимуровское движение по оказанию практической помощи ветеранам. Участники патриотического воспитания молодежи в Приморье решили активизировать работу по патриотическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях, привлекать молодежь к подготовке таких знаменательных дат как 65 годовщина окончания Великой Отечественной войны, 70-летие со дня событий на острове Хасан, 40-я годовщина событий на острове Дамански. Тимуровское движение, зародившееся в 40 годы, действует и сейчас. По всей стране существуют отряды, имеющие разные названия, но общий смысл деятельности. Участники данных объединений и организаций целью своей деятельности считают помощь и поддержку ветеранов и членов их семей. Детско-молодежное движение в России является неоспоримым фактом на сегодняшний день. Последнее десятилетие дало возможность детским и молодежным объединениям не только на деле доказать свою жизнеспособность, но и стать самостоятельными юридическими лицами влияющими на государственную молодежную политику. Легенда – это не только опоэтизированная память о том, что отдалилось во времени. Это и второе неподвластное смерти бытие, когда личность продолжает участвовать в народной жизни, оказывать влияние на ее ход. Так живет с нами Аркадий Гайдар. В завершении хочется напомнить, что А. Гайдар занимает в детской литературе совершенно особое место. В свое время, С.Я. Маршак написал статью "Книга для детей должна быть произведением искусства", в которой он привел следующую иерархию замечательных деятелей литературы: - "Алексей Максимович Горький, Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар". Его он назвал "всесоюзный пионерский вожатый, который умел быть веселым товарищем нашим ребятам, и чуть лукавым, себе на уме, воспитателем, обходящимся без поучений". С позиций сегодняшнего дня добавим: А. Гайдар шагал далеко впереди детской европейской литературы. Задолго до Джоан Роулинг с ее Гарри Поттером, ему удалось создать образ Тимура, побеждающего своей порядочностью и добротой жизненное зло, притягательный для миллионов детей.

Белинский писал когда – то, что детским писателем надо родиться.

Аркадий Гайдар и в самом деле родился детским писателем. Он был жизнерадостен и добродушен, как ребенок. Слово у него не расходилось с делом, мысль – с чувством, жизнь – с поэзией. Он был автором и героем своих книг. Таким он останется навсегда в памяти людей, которым довелось знать его при жизни, и в представлении тех, кто узнает о нем из книг, написанных Гайдаром и о Гайдаре.