Можно ли творчеству научиться? Можно ли научить творчеству? Можно ли научиться творчеству проект.

Можно ли научить творчеству?

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.

Актуальность и важность темы подтвердила инициатива Президента « Наша новая школа», где подчёркивается мысль о необходимости развития детского творчества, проектно-исследовательской работы учащихся, об увеличении роли внеурочной творческой деятельности школьников в разных направлениях, о широком использовании новых компьютерных технологий на занятиях в школе.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и, конечно, в прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

В 70-егоды Д.Б.Кабалевским был введён в программу по музыке для общеобразовательных школ новый элемент, а именно, импровизация как разновидность творческой деятельности. Идеи Б.В.Асафьева и Д.Б.Кабалевского продолжили и развили Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр и В.Н.Харькин.

Актуальность педагогического руководства процессом музыкального творчества на занятиях со школьниками подтверждают исследования, проводимые в лаборатории комплексного взаимодействия искусств под руководством Б.Ш.Осова при Институте художественного образования РАО. Разработанная в лаборатории концепция предлагает полихудожественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств. Ключевой идеей концепции является «активное творчество самих детей».

Эта проблема является естественным продолжением концепции полихудожественного развития личности.

А.Т.Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества в книге «Проблемы теории творчества», утверждает, что все качества личности, необходимые для созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание физиологических закономерностей личности ученика.

Вот десять психофизиологических механизмов, составляющих творческий процесс:


  • Цельность восприятия;

  • Оригинальность мышления;

  • Гибкость, вариативность мышления;

  • Лёгкость генерирования идей;

  • Сближение понятий;

  • Способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию;

  • Работа подсознания;

  • Способность к открытию;

  • Способность к рефлексии;

  • Воображение или фантазия.
Моя задача как учителя музыки, с одной стороны- целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятий любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся, а с другой стороны - формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

Среди передовых педагогических технологий я опираюсь на технологию ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач на уроках музыки), созданную известным ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

ТРИЗ на уроках музыки:


  • гармоничное развитие личности;

  • инновационные технологии;

  • дифференциация обучения и воспитания;

  • творческий опыт.
Задачи ТРИЗ на уроках музыки переплетаются с принципами педагогики, целями и задачами эстетического воспитания и обучения в системе образования по предмету «музыка».

Перспективность и воспитательное значение ТРИЗ:


  • повышается мотивация обучения;

  • побуждение ученика к действию;

  • валеологическое значение (творчество улучшает психологическое и физическое состояние ребенка);

  • дифференциация в обучении и личностно-ориентированный подход;

  • наглядность, доступность обучения в сочетании с научным подходом к выбору методов, приемов;

  • оригинальность, занимательность, современность;

  • разноуровневые творческие задания повышают интерес к предмету, а отсюда и качество знаний, и повышение статуса предмета, авторитета учителя;

  • связь с жизненными ситуациями в форме нетрадиционных для данного предмета приемов, навыков, умений – инновационный подход, интерактивность.
Новые социально-экономические условия предъявляют новые требования к современному образовательному процессу. Среди качеств личности на 1 место выдвигаются те, которые позволяют ученику наиболее раскрыть себя, проявить творческие способности, быть активным, самостоятельным, иметь высокий уровень развития информационной культуры. В наше время компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, свою индивидуальность. Применение новых технологий позволяет:

  • по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и ее источники;

  • обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;

  • помогать активизации творческого потенциала ребенка;

  • способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

  • формировать духовный мир ребенка.
В своей работе я опираюсь на:

  • повышение познавательного интереса учащихся к предмету, на повышение качества знаний;

  • новые педагогические технологий (в том числе компьютерных технологий);

  • желание учащихся заниматься активной музыкальной деятельностью, самообразованием;

  • обобщение знаний на межпредметной основе.
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других» Б.Асафьев.

Людей, активно ищущих вдохновение, часто посещает вопрос: можно ли научиться быть креативным? Порой, с завистью глядя на великих художников, музыкантов или предпринимателей, мы думаем, что их талант врожденный, а они принадлежат к малочисленной касте избранных. Нам, простым смертным, остается только восхищаться, глядя на их великие работы или оценивая достижения.

Тенденция образовательного процесса в последние годы

Тем не менее, ученые предлагают внести коррективы в общеобразовательный процесс. Существует слишком много предпосылок для изучения творческих дисциплин, начиная с детских садов, заканчивая университетами. И это несмотря на то, что секрет разгадки творческого гения по-прежнему остается неуловимым. Результаты исследований констатируют: творческую искру можно разжечь даже в зрелом возрасте. Ну а если начать обучение с малых лет, тогда можно добиться поистине грандиозных успехов. В некоторых местах обучение творчеству как дисциплина получило академический статус.

Время перемен

Специалисты, работающие в сфере образования, говорят об однобокости школьной системы. Приоритеты обучения расставлены, а школьники получают базовые знания по основным и дополнительным предметам. Школа не в состоянии развивать творческие способности учащихся.

Специалисты утверждают, что нынешняя школьная система основана на принципе подавления талантов детей. Если от выпускников требуется только лишь хороший средний бал по результатам тестирования, их мышление самопроизвольно стандартизируется. Но ведь стандартное мышление - это враг креатива. Получается, нынешние дети привыкли мыслить по шаблону и совсем не знают, как подходить к процессам нестандартно.

Действительно ли творчество сдерживается?

Доказательства того, что школа сдерживает тягу к творчеству у детей, противоречивы. Ученые Университета Кливленда наблюдали за группами детских садов, начиная с 80-х годов прошлого столетия, и выяснили: дети, изучающие 2-3 предмета в день в игровой форме, получают больше творческих навыков. Выходит, креативность в детстве формируется с помощью кукол и игрушек.

Данные тестов на творческое мышление

Этот широкомасштабный эксперимент длился целых 23 года. Сначала ученые проводили тесты творческого мышления в детских садах, а через некоторое время аналогичные исследования с этими же детьми, уже ставшими школьниками. Детям были предложены различные задания, среди которых было такое: необходимо было придумать альтернативное использование различных предметов (например, книги или жестяной банки). Результаты нынешних школьников неутешительные. Их средние баллы за тест на творческое мышление на порядок ниже результатов детей, обучавшихся в 90-е годы.

Неутешительное заключение

Когда ребенок становится школьником, он попадает в формальную обстановку. Учителя младших классов, логопеды и психологи следят за тем, чтобы ребенок поскорее утратил тягу к играм и перестроился на новые образовательные рельсы. Считается, что если ребенок скучает по детскому саду и по играм, значит, он еще недостаточно готов к школе психологически. В этом и кроется беда школьной программы.

Страх несоответствия

Чем старше становится ребенок, тем более трепетно он относится к тому, чтобы быть как все и знать ровно столько, сколько от него требуется. У детей вырабатывается страх несоответствия. Если же среди общей массы учащихся находятся такие смельчаки, которые не боятся показаться не такими, как все, в дальнейшем они добиваются больших успехов на творческом поприще.

Это установили сотрудники Университета Итака, штат Нью-Йорк. Они просили некоторых школьников из числа участников намеренно не соответствовать общей массе своих сверстников. Другие добровольцы должны были, напротив, соблюдать точное соответствие. В дальнейшем ученикам, отразившим свою уникальную индивидуальность, было гораздо проще искать вдохновение и разжигать в себе творческую искру.

Ученые бьют тревогу

Американские эксперты говорят о том, что повышение творческих навыков учащихся - это злободневный вопрос. К сожалению, школа воспринимает подобные занятия как роскошь. Однако ученые непреклонны: экономика процветает только там, где процветает и творчество. За примерами далеко ходить не надо, взять хоть упадок автомобильной промышленности в Детройте.

В настоящее время в США функционирует Международный центр исследований в области творчества, который стал первым подобным университетским департаментом в мире. Сотрудники департамента экспериментируют с методами, провоцирующими творческое мышление. Наиболее популярным методом считается мозговой штурм. Ученые также пришли к выводу, что от творческих занятий будет намного больше отдачи, если их начинать еще в школьном возрасте.

Повышение творческого потенциала школьников и студентов

Как мы выяснили, повышение креативного потенциала людей, целесообразнее проводить в условиях общеобразовательной программы. Так, во многих университетах по всему миру сейчас уже открыты различные творческие курсы.

Четыре этапа обучения

Обучение творческому процессу проходит в четыре этапа: уточнение, формирование идеи, разработка и реализация. Начальный этап отвечает за создание необходимых предпосылок для возникновения идей. В стадии формирования идеи участники ищут все возможные варианты. На этапе разработки студенты получают уверенность в том, что их идея является практичной. На заключительном этапе они должны убедить в практичности своей идеи и окружающих.

Мозговой штурм

Более всего инновационное мышление способен развить этап под названием «формирование идеи». Именно на этой стадии принято проводить так называемые мозговые штурмы. Обычно наш мозг не находится в аналитическом состоянии, он сосредотачивается на одном решении и игнорирует другие варианты. Техника мозгового штурма способна реализовать весь потенциал интеллекта человека. Студенты, которые проводят необычные параллели между решениями, а также выискивают различные взаимосвязи, таким образом находят креативную идею.

УДК 070

ББК 76.01

Рецензенты:

кафедра периодической печати факультета журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького (зав. кафедрой проф. Б.Н. Лозовский)- секретарь Союза журналистов Российской Федерации " доктор юридических наук, проф. М.А. Федотов

Лазутина Г.В.

Л 17 Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. - М.: «Аспект Пресс», 2001 - 240 с

ISBN 5-7567-0131-1

В учебнике содержится материал по всем основным разделам курса, предусмотренным программой. Рассматриваются обстоятельства, формирующие журналистику как профессиональную деятельность и круг профессиональных обязанностей журналиста; основные особенности журналистского произведения; способ творческой деятельности журналиста (структура творческого процесса, источники информации, методы и приемы деятельности, технический инструментарий, профессионально-этические регуляторы поведения).

Для студентов факультетов и отделений журналистики вузов. Книга может быть полезна и практическим журналистам.

УДК 070

ББК 76.01

ISBN 5-7567-0131-1 «Аспект Пресс», 2000, 2001

Профессии складываются не сразу. Должно пройти время, прежде чем деятельность, возникшая как любительское занятие определенной группы людей, обретет черты общественно значимой профессиональной деятельности. Дело всегда старше профессии, которую оно вызывает к жизни.

Профессионализация деятельности начинается на базе опыта, накопленного любительством. От поколения к поколению передается он усилиями самородков-первопроходцев, образуя в конечном итоге коллективную сумму знаний и представлений об особенностях данного вида деятельности, отличающих ее от других видов и поддающихся освоению. Однако далеко не факт, что этот процесс сразу же оборачивается созданием системы организованной профессиональной подготовки специалистов. Проходит еще немало времени, пока самопознание деятельности достигает той отметки, когда опыт предшествующих поколений начинают не только описывать, но и обобщать, систематизировать, превращать в правила и рекомендации, пригодные для обучения новых поколений. Это момент появления теории данного вида деятельности, означающий, что ее профессионализация состоялась.



Журналистика идет таким же путем. Но на сегодняшний день она как профессия не насчитывает даже пяти столетий. В масштабах истории это довольно маленький срок. Потому неудивительно, что в журналистской среде еще бытует мнение, будто теории журналистики быть не может, а учить новичков нашему делу следует прямо на практике, по ходу работы. И даже то обстоятельство, что центров подготовки журналистов в мире достаточно много, отнюдь не означает, что принцип обучения в

них существенно отличается от этой традиции. Большинство из них строит свои программы не столько на теоретическом обобщении опыта профессии, сколько на его описании. Но описание не дает достаточно надежных критериев для различения всех «плюсов» и «минусов» практики. Такие критерии под силу сформулировать только теории, если ей удается выявить закономерности функционирования и развития деятельности. И пусть теоретическое знание не вечно во времени, пусть оно требует обновления и уточнения на каждом новом этапе, - обойтись без него все равно нельзя, если мы хотим избежать постоянного воспроизведения тех «минусов», которыми отмечен предшествующий день журналистики, в работе журналистов следующего дня.

Предлагаемый вниманию читателя учебник - результат теоретического обобщения опыта творческой деятельности журналиста. Необходимость такого теоретического обобщения открылась автору после двенадцати с лишним лет работы в практической журналистике, когда были пройдены все ступеньки иерархически организованной системы советской прессы (многотиражка, «районка», городская «вечёрка», областная «молодежка», областная партийная газета, центральная газета). Мне вдруг стало понятно, что совсем не случайно подчас не удается найти решение многих задач, которые ставит пред нами журналистская жизнь.

Исследование творческой лаборатории журналиста, на что также ушел не один год, конечно, принесло ответы далеко не на все волновавшие вопросы. Но и то, что удалось понять, позволило во многом по-новому увидеть нашу профессию. Это новое видение предмета и легло в основу лекционного курса «Основы творческой деятельности журналиста», читаемого автором книги вот уже 15 лет на факультете журналистики МГУ. Концепция и структура его и отражены в учебнике.

Три комплекса представлений образуют содержание книги. Первый из них связан с анализом тех обстоятельств, которые вызвали журналистику к жизни и обусловили неизбежность превращения ее в профессиональную деятельность весьма необычного плана. С одной стороны, журналистика выступает как организатор духовного сотрудничества разных общественных сил для создания массовых информационных потоков, без которых нормальное существование общества невозможно. С другой - она являет собой производство особого рода информационных продуктов, назначение которых - оперативно извещать общество о происходящих в его жизни изменениях самого разного свойства, причем и очевидных, и неочевидных. В результате круг профессиональных обязанностей журналиста оказывается много шире, чем это кажется на первый взгляд.

Второй комплекс представлений восходит к специфическим чертам журналистского произведения, делающим его информационным продуктом особого рода. При этом речь идет не о производных его качествах - таких, например, как актуальность или общезначимость, но непосредственно о параметрах текста, в которых проявляются его органические связи с отражаемой действительностью, с адресатом информации, с элементами самого себя. Знать эти параметры - значит настроиться на путь творчества, ведущий к успешному результату.

И наконец, третий комплекс представлений отражает особенности процесса журналистской работы и ее инструментария, образующие в совокупности способ творческой деятельности журналиста. Это понятие впервые было введено в научный оборот несколько лет назад (брошюра «Технология и методика журналистского творчества») как раз для обозначения той стороны журналистской профессии, которая задается ее позитивным опытом, поддающимся освоению, - в отличие от стороны, определяемой личностным началом специалиста, его индивидуальными творческими особенностями. В учебнике способ творческой деятельности журналиста рассматривается подробно, с равным вниманием ко всем его составляющим - и в этом заключается наиболее существенная отличительная черта книги.

Есть отличия и в форме подачи учебного материала: текст книги представляет собой диалог преподавателя со студентом, причемАлексей Коршунов - персонаж, имеющий реальный прототип. Вопросы, устно и письменно задававшиеся им на лекциях и после них, подсказали мне возможность придать изложению теории интонации живого общения, - и я благодарна Алексею за это.

Хочу выразить признательность за помощь в работе над книгой моим коллегам по кафедре и факультету: их участию в обсуждении идей и результатов исследования я обязана тем, что полученный материал обрел форму более или менее завершенной концепции. Особую благодарность за консультации и содействие выражаю Л. Л. Кондратьевой (канд. психол. наук) и И. Ф. Неволину (канд. психол. наук).

Хочется поблагодарить также и всех моих бывших студентов:

это их вопросы, наблюдения, готовность идти на эксперименты будили мысль, подталкивали к поискам наиболее убедительных аргументов.

И еще одна сердечная благодарность членам моей семьи за внимание и заботу, которые они проявили по отношению ко мне во время написания этой книги, за понимание и моральную поддержку на всех этапах работы.

Надеемся, что учебник будет полезен тем, кто помышляет о судьбе журналиста или уже вступил на этот нелегкий путь.

С пожеланиями успеха в познании и творчестве!

ЧАСТЬ I

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ

И ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

ОБЯЗАННОСТИ

ЖУРНАЛИСТА

Глава 1: Как связаны между собой

ИНФОРМАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО

Беседа первая

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО?

- Вы сказали, что целевая установка курса - обучение способу творческой деятельности журналиста. Но что для вас творческая деятельность и разве можно творчествунаучить?

Это был один из первых вопросов, заданных Алексеем.

Ответила я ему тоже вопросом:

Допустим, у человека есть способности к музыке или танцам, к рисованию, наконец. Скажите, сможет он без соответствующих занятий, без учебы стать признанным творцом в области музыкального искусства, балета, живописи? Алеша пожал плечами:

- Насколько мне известно, в истории такие случаи были, но их, надо признать, единицы. Сейчас музыканты, художники, танцовщики, как правило, начинают учиться сызмальства. Но ведь здесь другое... Здесь техника разная. Их учат технике!

- Только-то?! Такое количество учебных лет на одну лишь технику?.. Вовсе нет!

Как Вы-то понимаете, что такое творчество?

- Я думаю, что это способность создавать новое, то, чего не было. И она не у всякого есть. Недаром говорится: «С горы не дано- в аптеке не купишь».

- С первым Вашим утверждением трудно не согласиться: это положение общепризнанное. А вот со вторым я бы поспорила. Думаю, правы те ученые, которые считают, что способность к творчеству - общее свойство человека как биологического вида.

Да, разным лицам оно присуще в разной мере: есть более, есть менее творческие люди. Но в принципе всем дано создавать объективно или субъективно новые реальности вещественно-энергетической или информационной природы.

- А нельзя ли чуть понятней?- слегка улыбнулся Алеша. - Ну, хоть «объективно-субъективно» расшифровать... И насчет природы?..

- Можно, конечно. Только сложного, в общем-то, здесь ничего нет. Вы просто испугались терминов. А без них не обойтись, когда дело касается теории какого-либо предмета: термин заключает в себе общий смысл того или иного явления в свете определенной научной концепции, как бы кодирует систему понятий, экономя слова. В сущности, изучение теории есть овладение терминами, освоение системы понятий, в которых описывается предмет.

Так по поводу «расшифровки»... Понятие «объект» согласно распространенной научной традиции обозначает предметы и явления действительности, которые противостоят человеку как то, что существует независимо от его сознания и на что направлена его деятельность. Понятием же «субъект» обозначается носитель активности, направленной на объект, то есть деятель, человек. Соответственно объективным называют все, что оказывается принадлежностью реального мира и обретает возможность существовать независимо от человеческого сознания, а субъективным - все, что характеризует субъект, является его чертами, свойствами, его принадлежностью.

В нашем случае в соответствии со сказанным получается, что творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое - то, что не существовало раньше в мире вообще, и субъективно новое - что уже имеется в реальности, но для данного человека ново, создается им впервые, без жесткой ориентации на существующие аналоги. В этом смысле «изобретать велосипед» - тоже акт творчества, проявление способности творить (если, конечно, речь именно об изобретении, а не о копировании или «сборке по образцу»).

- Такое творчество можно наблюдать у детей, да? Когда они играют, иногда ведь настоящие сценарии сочиняют.

- Еще какие!.. Можно с уверенностью утверждать, что творчеством пронизана вся наша жизнь - игра, учение, труд.Но, как я уже упоминала, у разных людей - разная мера способности к творчеству (креативности, говоря языком науки). Однако эта способность поддается развитию, может и возрастать при благоприятных условиях.

- Да, я по себе знаю. В моей жизни очень большую роль сыграли занятия во Дворце творчества детей и юношества...

- Вот видите! И наверняка, как и все. Вы начинали с «изобретения велосипедов». А теперь, небось, вынашиваете замыслы литературных открытий?..

- Нет, я думаю о журналистике. Но Вы еще не пояснили мне свою мысль насчет природы продукта...

- Ну, это совсем просто. Оглянитесь вокруг: стены здания, в котором мы с Вами находимся, стол, шкафы, стулья, электрическая проводка, повернули выключатель - и свет... Чтобы удовлетворить свои материальные потребности, человек создает все это из вещества и энергии. Отсюда и выражение: предметы вещественно-энергетической природы. А теперь обратите внимание на поверхность стола. Видите, там - подшивки газет, книги, кассеты с диктофонными записями. Казалось бы, это тоже предметы из вещества. Однако они...

- Конечно, они - совсем другое! Они- для удовлетворения духовных нужд, вещество здесь - только упаковка для информации, точнее, даже... Как бы это выразить?..

- Верно, Алеша, Вы хороший образ нашли - «упаковка». Только я бы сказала - не информации, а информационного продукта. Для удовлетворения своих информационных нужд (многие называют их, как и Вы, духовными, хотя, на мой взгляд, это понятия не тождественные) человек научился улавливать информацию с помощью разных систем знаков и разных материалов, перерабатывая ее, сообразно потребностям, в различные информационные продукты. Они служат людям каждый по-своему, выглядят неодинаково, но в главном едины: это всегда особым образом созданные «информационные консервы», готовые при определенных условиях передать заинтересовавшемуся ими человеку некоесодержание для ума, для души, для чувств, способное повлиять на него в той или иной мере.

- Тут у меня опять возникают два вопроса или, если хотите, два сомнения. Во-первых, я никак не могу согласиться с тем, что какая-нибудь эстрадная песня - тоже информационный продукт. Там бывает столько бессмыслицы... Помните: «Ты- моя банька, я- твой тазик»?.. Разве здесь может идти речь об информации?

И во-вторых: если следовать Вашей логике, то и такие шедевры творчества, как «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича, надо относить к информационным продуктам. А ведь язык не поворачивается это сделать!

Но в нашей повседневной жизни и не надо, чтобы он это делал. Давайте называть такие творения так, как называем,- великими произведениями искусства. Когда же мы пытаемся заглянуть в закономерности мира, то есть прикасаемся к научному знанию, во имя наиболее точной передачи сути дела приходится переходить на язык науки.

А насчет «баньки»... Мы уже говорили: не стоит отождествлять понятия «информация» и «информационный продукт». У информации не бывает качества: она либо есть, либо нет, тогда на ее месте «шумы» - слышали, конечно, такое словечко?.. Информационный продукт же - дело мозга и рук человека, а потому в нем неизбежно отражается уровень креативности, творческих возможностей его создателя. Отсюда вопрос о качестве. Ведь «консервировать» можно и «шумы», принимая их за информацию! Однако разве в этом случае родится произведение, способное долго помогать людям жить, питая их ум, душу и чувства?

- Но ведь суть творчества не может быть сведена к «консервации» информации. Вы же согласились, что творчество - создание нового!

- Вы абсолютно правы. «Консервация» - только часть операций по переработке первичной информации в информационный продукт. В целом такая переработка - сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности и все уровни психики. Все сферы личности - значит интеллект, эмоции, воля. Все уровни психики - значит подсознание, сознание и надсознание (или, как еще его именуют, сверхсознание).

- Надсознание? По поводу интеллекта, эмоций, воли все более или менее ясно. С сознанием и подсознанием- тоже. А вот надсознание...

- Объясню. Только сначала чуть подробнее остановлюсь на понятии «подсознание», есть тут кое-какие тонкости. Термин этот обозначает такой «этаж» нашей психики, где информация перерабатывается либо не проходя через сознание, либо после того как операции переработки ее на уровне сознания дошли до автоматизма и стали настолько привычными, что отпала необходимость в контроле за ходом их со стороны сознания. Пример - достижение грамотности. Когда мы изучаем правила морфологии и синтаксиса, делаем упражнения, работает наше сознание и наша рука. Но вот пришел опыт, пришла уверенность - и сознание освобождается от обязанности руководить процессом письма. Теперь рука подчиняется непосредственно подсознанию. Причем это его проявление принято называть постсознанием («послесознани-ем») - в отличие от другой его ипостаси, «досознания», обеспечивающего нам понимание тех или иных вещей на основе такой переработки информации, к которой сознание не подключалось вовсе.

А понятием «надсознание» обозначается уровень психики, который направляет целостное поведение личности на решение новых жизненных задач - и опять-таки относительно независимо от сознательно-волевых усилий. Для творчества этот «этаж» психики чрезвычайно важен. Едва ли не первым обратил внимание на его роль Константин Сергеевич Станиславский - крупнейший реформатор театрального искусства. Доктор психологических наук Павел Васильевич Симонов интерпретировал надсознание как механизм творческой интуиции, посредством которого на базе рекомбинации прежних впечатлений возникает целостное видение новых, не существовавших ранее образов и формируется готовность человека к их осуществлению.

- А рекомбинация- это перекомбинация,перестройка?

- По сути дела, да. Это воссоединение старых элементов на новой основе, в новых связях, в новых отношениях.

И все-таки только к работе надсознания творческий процесс не сводится - в него, повторяю, вовлечены все уровни психики. Причем интересно вот что: по наблюдениям психологов, интенсивнее всего он становится, когда мозг человека «эмоционально активирован», а потребность в решении творческой задачи очень велика. В подобных ситуациях поиск решения становится непрерывным.

- Да, я знаю: иногда процесс творчества идет даже во время сна. Дмитрий Иванович Менделеев во сне увидел окончательный вариант своей таблицы периодической системы элементов.

- Таких примеров много! Шуман, например, слышал во сне новые мелодии - будто бы ему их наигрывали Шуберт и Мендельсон.

- Но если в основе творчества - переработка информации, ее перекомбинирование, получается, что все продукты творчества - информационной природы?.. А как же вещественно-энергетические объекты? Храмы, здания, мосты, настольная лампа, наконец... Разве это не результат творчества? Вы же сами говорили...

- Да, говорила, и не собираюсь от этого отказываться. Хотя уточнить позицию стоит. Но тут нам потребуется несколько иной угол зрения...

Беседа вторая

МОЖНО ЛИ ТВОРЧЕСТВУ НАУЧИТЬСЯ?

Вы задали очень интересный вопрос, Алеша. Предметы материального мира, о которых Вы говорите, в исходном своем варианте, бесспорно, - результат творчества. Давайте немножко пофантазируем - представим себе, как появилось, например, колесо.

Жизнь ставила перед людьми задачу, для решения которой у них не было средств: как ускорить передвижение? как облегчить доставку тяжестей?.. И вот однажды некто Башковитый обратил внимание: круглый камень несется с горы гораздо быстрее, чем его разноформенные собратья. Перед мысленным взором человека возник образ: по дороге катится... круг! (Мы бы сказали сейчас - обруч.) И Башковитый принялся за работу. Начал подбирать материал, инструменты, которые бы годились для дела, при этом ум и руки все время были в ладу: увидел - обдумал - сделал - оценил - отбросил - взял другой материал... Методом проб и ошибок нашел наконец то, что его устроило. Сделал обруч! Родилось колесо.

Конечно, внешние обстоятельства процесса изобретения могли быть совсем иными. Но существо его, надо полагать, состояло именно в этом: открытие - замысел - эксперимент - воплощение замысла... А вот теперь смотрите: колесо - материальный предмет; не вызывает сомнения, что оно - результат творчества. Но что определило его рождение?

- Информация! Переработка вещества, даже если она была очень значительной по объему, направлялась информационными командами. А они рождались на основе переработки, перекомбинации информации - накопленной раньше и вновь поступающей. Получается, - «вначале было слово» ?

- В определенном смысле - да. Вначале был «информационный продукт» - мысленный образ предмета потребности, ставший целью деятельности. Он может существовать в виде слова или представления (зрительного, слухового, тактильного), но по сути этот образ всегда - опережающая модель будущего результата деятельности, которая становится ее целью и направляет весь ее процесс.

- Бросается в глаза еще одно интересное обстоятельство: выходит, что деятельность включает в себя и материальное, и духовное начала во всех случаях - при создании и материальных продуктов, и продуктов информационных.

Точно! Ученые говорят: деятельность человека есть единство информационно-управляющих и вещественно-энергетических процессов, причем и те и другие опосредованы, т. е. включают в себя орудия деятельности - знаковый и вещественно-энергетический инструментарий. Но соотношение объема этих процессов и направленность деятельности при создании материальных продуктов и при создании продуктов информационных существенно отличаются. И относится все это не только к творчеству, но и к репродуктивной деятельности, призванной воспроизводить, тиражировать однажды созданные реальности.

- Я, пожалуй, взялся бы определить различия между ними...

- Между деятельностью творческой и репродуктивной? Наверное, хотите сказать, что одна протекает в муках, а другая может идти автоматически?

- Это, конечно, так, но я имел в виду другое. Цель репродуктивной деятельности как бы задается человеку извне, а вот цель творчества рождается внутри, ее как бы нет сначала, она приходит потом...

- Вы близки к истине. Цель репродуктивной деятельности, даже если человек ставит ее себе сам, дается ему в готовом виде: она всегда представляет собой образ уже существующего предмета, который требуется растиражировать. А цель творчества окончательно формируется в ходе творческого процесса:

поначалу она заявляет о себе как задача, у которой нет решения, и вызывает активность, направленную на поиск. Этот поиск - начальная стадия любого акта творчества: идет осознанное или неосознаваемое накопление информации - необходимого «сырья» для переработки в конкретный замысел, в конкретную цель - мысленное предвосхищение результата. Сам же результат добывается в муках воплощения замысла, и тут уж не обойтись без физических усилий и вещественно-энергетических затрат.

- Теперь я понимаю, почему в начале нашей беседы Вы сказали:

«Предметы материального мира в их исходном варианте...» Те же здания... Большинство их сегодня создается по типовым проектам, но первый-то проект был творческим!

- Не только первый! Вы когда-нибудь видели дома деревенских умельцев? Можно встретить уникальные избы: и функционально все хитро придумано, и внешний вид радует глаз. Кстати, архитектура - такой вид творчества, где в равной мере представлена (или может быть представлена) направленность на удовлетворение материальных и духовных нужд человека. Творения великих архитекторов, решавших, казалось бы, утилитарные задачи, волнуют как произведения искусства. Но и в них, если присмотреться, всегда найдешь компоненты, возникшие на основе репродукции. В Барселоне есть удивительные здания, созданные по проектам Антонио Гауди - его называют изобретателем от архитектуры. Изогнутые объемы строений, волнообразные крыши, балконы в виде цветка... Но ведь крыши, балконы! С точки зрения функциональной элементы человеческого жилища репродуцируются, повторяются, а с точки зрения эстетической они единственны в своем роде. И эта особенность просматривается во всех проявлениях творчества: оно делает повторяющееся уникальным. Без «вкраплений» репродуктивной деятельности ни один творец не обходится. Но даже в случаях, когда цель задается ему обстоятельствами или людьми, он преобразует ее таким образом, что она, воплощаясь, дает невиданный результат.

- Это относится и к созданию произведений... Я хотел сказать- к созданию информационных продуктов? Там тоже не бывает «чистого» творчества?

Да в действительности вообще трудно найти что-либо «в чистом виде». А уж что касается переплетения репродуктивного и творческого начал... Все дело в соотношении того и другого, в том, что является доминантным, главным. Вот скажите: есть репродуктивные элементы в пушкинском «Евгении Онегине»?

- Обижаете Пушкина! Всеми признано: «Евгений Онегин» - новое слово в поэзии.

- Но ведь впоэзии! Значит, оно содержит в себе и какие-то общие, повторяющиеся признаки поэтического произведения. Ну, подумайте: разве это не так? Ритм, рифма... Это же приметы поэтического текста, и Александр Сергеевич воспроизводит их. Иное дело, что он вдохнул в них и нечто неповторимое. Родилась знаменитая Онегинская строфа...

- Да-а... Тогда выходит, что у каждой разновидности творчества есть какой-то... какой-то репродуктивный посыл!

- Конечно! Давайте разберемся, откуда он берется, этот посыл - пожалуй, его, действительно, можно так назвать. И тут нам придется взглянуть на творчество еще с одной стороны. Ведь мы пока не говорили о том, что творчество есть труд?

- Но это как бы само собой разумеется!

- Да, конечно. Однако и здесь есть моменты, на которые хотелось бы обратить особое внимание. Во-первых, считается, что это не просто труд, а высшая форма труда. А во-вторых... Впрочем, давайте не будем спешить, рассмотрим все по порядку.

Как известно, труд - важнейшее проявление человеческой деятельности, с помощью труда человек обеспечивает себе необходимые условия существования. Современная наука трактует труд как деятельность, направленную на создание общественно полезного продукта, способного удовлетворить материальные или духовные потребности человека. В соответствии с этим мы легко можем определитьсоциальную суть творчества - это труд, направленный на созданиесущественно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. Что это означает?

У человека множество потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. (Среди них и такие, например, как нужда в совершенствовании средств деятельности, средств труда.) Развитие системы потребностей, дифференциация их - непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в определенные социальные институты - организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества - и тем объединены. Но в каждой из них действуют и свои собственные законы - и это их разделяет, сообщает им специфику (правильнее сказать, составляет их специфику).

Такая специфика отражается в представлениях людей о некоторых общих признаках продуктов того или иного вида творчества, их характерных чертах. Уже трехлетний ребенок в ответ на предложение потанцевать не станет рассказывать стишок или петь песенку - он закружится или запрыгает в танце.

- Да еще и попросит музыкальное сопровождение!

- Вот-вот. Складываются такие представления стихийно, и роль их в развитии человеческой личности весьма существенна:

они выступают в некотором смысле как побуждение к пробе творческих сил - посыл, как Вы заметили. Но и для общества в" целом эти представления имеют большое значение: в процессе разделения труда, в процессе специализации творчества они совершенствуются на базе становящегося научного знания, уточняются и начинают выступать как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению. В сознании профессионалов они образуют нечто вроде сигнальных огней, высвечивающих посадочную полосу аэродрома:

чтобы «вписаться» в нее при посадке, надо идти определенным маршрутом.

- Ну да, я понимаю... Процесс творчества- «самолет», курс которому на «взлетном поле» задает такая порождающая модель. Потому и выходят из-под кисти художника - живописные полотна, из-под резца скульптора - изваяния, а инженерные проекты превращаются в машины.

- Между прочим, именно потому и у журналиста результатом труда оказывается не симфония, не опера, не поэма, а журналистское произведение.

А возьмите исполнительские искусства. На первый взгляд кажется, что это простое тиражирование однажды подаренных миру шедевров. Но вспомним, как непохожи порой бывают образы, родившиеся у разных исполнителей на одной и той же литературной или музыкальной основе! Надо полагать, что здесь именно эта основа используется как порождающая модель для создания новых уникальных творений человеческого ума и души. В истории культуры сохранятся как величайшие ценности балетные партии Галины Улановой и Майи Плисецкой, концертные программы Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера, спектакли Анатолия Эфроса и Марка Захарова, роли, сыгранные Фаиной Раневской, Юрием Никулиным, Любовью Орловой...

- И все-таки мне кажется, что во всех этих порождающих моделях таится серьезная опасность для творчества: стандартизация!

- Таится. Люди с невысокими творческими потенциями подвергаются ей часто. Вы же слышали такое определение - «ремесленник». Оно как раз и говорит о том, что в данном случае «самолету» творчества не удается оторваться от «взлетной полосы». Поднялся, может быть, чуть-чуть - и опять опускается на плоскость порождающей модели. А она ведь предполагает «приращение объемов» - впрочем, об этом мы уже говорили. Дома Гауди хоть и дома, но в то же время - нечто совершенно фантастическое, захватывающее дерзостью проникновения в невидимые связи человека и природы.

- Но вот ведь какая штука... У нас, в студенческой среде, часто возникают споры: что такое журналистика - творчество или ремесло? Быть может, в них все-таки проявляется ощущение того, что профессия наша не очень творческая?

- О сути нашей профессии мы поговорим чуть позже. А пока - вот об этом противопоставлении: творчество или ремесло. Мне вообще-то оно кажется некорректным. Понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства, и прямой его смысл весьма конкретен: изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев - индивидуально.

Такое изготовление вовсе не исключало творческих решений! С другой стороны, ремесленное производство предполагало знание дела , т. е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов - в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. И вот эта «другая сторона» дала путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений - и не более того. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность». Но ведь мы с Вами уже разобрались: любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало, «чистого творчества» практически не найти. Все дело в том, как они соотносятся, репродуктивное и творческое, в самом виде творчества и в мотивации творца.

А теперь, Алеша, я хотела бы вернуться к Вашему вопросу, с которого наши беседы начались. Можно ли...

- ...творчеству научить? Думаю, что я сам теперь могу на него ответить. Творчеству научить нельзя, но ремеслу как элементу творческого процесса - можно и нужно. Так ведь?

- Можно и так сказать. Но я предпочитаю не пользоваться переносными значениями слов, когда дело касается теоретических проблем. Поэтому мой ответ будет звучать так: да, творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности, структура которого достаточно сложна и отнюдь не сводится к технической стороне дела.

В развитом обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Рождается всякое творчество как любительское. Это первая фаза его развития, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Между прочим, Гёте по этому поводу заметил, что в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.)

Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих должностных обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке.

Чемпо существу различается творчество любительское и профессиональное? Только одним: первое представляет собойстихийное следование закономерностям данного вида деятельности, а второе основывается на закрепившемся в профессиональной установкесознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.

- Но, по-моему, с возникновением профессионального творчества любительское вовсе не склонно отмирать!

- Бесспорно! Оно существует параллельно - его продуцирует творческая природа человека. При этом нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Чем это объяснить?

- Наверное, разной мерой таланта!

Способность к творчеству - отнюдь не врожденное качество, присущее немногим счастливчикам. Все мы можем стать более творческими людьми.

Как можно отнять один от девяти и получить десять? Задача, кажется, не сложная: если отнимать отрицательную единицу, результат будет тот же, что и при сложении. А есть ли у вас другие варианты? Возможно, что и нет. А вот как на этот вопрос отвечают ребята, явно обладающие творческим потенциалом: “Римскими цифрами девять пишется как IX, поэтому если отнять I (единицу), получится X, римская цифра десять или если написать девять по-английски – NINE – и убрать вторую букву I (похожую на единицу), то останется NNE – в этом слове десять прямых линий”. Как, кажется, все легко и просто, но ведь до этого нужно было додуматься!

Каждый раз со своими новыми учениками я провожу творческий тренинг. Цель его – выяснить уровень их творческого воображения (I уровень – начальный: называются готовые, существующие в природе материалы и явления; II уровень – средний: называются предметы и явления, которые подвергались воздействию человека; III уровень– высокий: он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению). Итак, наша задача: за 3 минуты нужно придумать не менее 5 предметов и явлений, которым соответствовали бы 3 определения: круглый, красный, кислый. Высокому уровню творческого воображения, например, соответствует такой ответ: красный мяч, облитый лимонной кислотой.

Зачем я определяю при знакомстве с ребятами их творческий уровень? Во-первых, потому, что невозможно понять психологию человека, не поняв, каковы его творческие способности. Во-вторых, потому, что творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру.

Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое “Я”. Часто мы считаем, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. “ Но как показывает практика, - говорит психолог О. Дьяченко, - такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности”.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от латинского creare “творить, создавать”). Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего “Я”.

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

А что следует понимать под “творчеством”? Мы говорим: “Это творчество”, если человек сделал нечто такое, что можно назвать необычным, но в то же время значимым и полезным. А значимым и полезным для кого? Для окружающих? Для себя? Я знаю некоторых ребят, которые пишут прекрасные стихи “в стол” Так что “нужность” и “полезность” - критерии весьма относительные, как, кстати, и само понятие творчества.

Существует поэтическое определение творчества, которое, несомненно, само по себе можно назвать творческим. Вот оно: “Творчество – это несогласованная гармония, прогнозируемое потрясение, привычные откровения, знакомый сюрприз, щедрый эгоизм, уверенное сомнение, непоследовательное упорство, жизненно важный пустяк, дисциплинированная свобода, пьянящее постоянство, повторяющееся начинание, тяжелая радость, предсказуемая рулетка, эфемерная твердость, одинаковое разнообразие, требовательное потакание, ожидание неожиданного, привычное удивление” (Принц Дж.М. Практика творчества. - Нью-Йорк, 1970) Наверно, к определению творчества необходимо добавить еще такое условие: творческий человек непременно должен регулярно решать творческие задачи и создавать продукты творчества.

На уроке литературы, например, я рассказываю учащимся известную многим басню о старом уродливом ростовщике, который обманным путем хотел взять себе в жены прекрасную дочь купца, задолжавшего ему огромную сумму денег. Ростовщик сказал, что положит в мешок один черный и один белый камень, а девушка должна будет вытащить один из них. Если камень окажется черным, она станет женой ростовщика, а ее отцу будет прощен весь долг; если же белым, то она останется с отцом, а ему долг все равно простится. Если же она откажется вытаскивать камень, ее отец будет брошен в тюрьму, а ей самой придется голодать.

Ростовщик положил в мешок два черных камня, а затем предложил девушке (которая успела заметить его манипуляции) вытянуть камень и тем самым решить свою участь и участь отца.

“Что бы вы сделали на месте девушки?” - такое задание получают ребята после прослушивания, но с условием: решение должно быть необычным и единственно правильным для девушки. Если “включается” воображение у ребят, то вариантов ответа великое множество. Практика показывает, что подобные задания помогают развивать творческое мышление.

Возможно, вы слышали анекдот об одноклассниках, которые встретились через много лет после окончания школы. После того, как они поговорили обо всем и обо всех, один из них спросил приятеля, есть у него дети. В ответ тот печально ответил: “Да, один жив, а другой женат”. Слушатель ожидает услышать “один жив, а другой мёртв””, и неожиданное сочетание “жив и женат”, являясь “изюминкой” этой шутки, часто вызывает невольный смех. Неожиданные сочетания способствуют созданию хороших шуток и творческих идей. Поэтому этот прием или вид творческого задания я тоже использую на уроках, например, при знакомстве учащихся с оксюмороном (в переводе с греческого – “остроумно-глупое”). Они не только находят в тексте этот особый вид антитезы, но и сами соединяют те или иные контрастные величины, создавая новое, довольно оригинальное понятие.

Человеческое мышление не обходится без аналогий. Мы используем их, чтобы понять мир. Они помогают нам понять новое, соотнося его с уже известным; они позволяют связывать мысли; они являются основой творческого мышления. Чтобы использовать аналогии творчески, можно начать с тренировки в их придумывании, раскрытии уже существующих, изменении широко известных - или же заняться обратным процессом и искать вместо сходств различия. Хороший материал для подобных творческих заданий мы находим, например, при работе над темой “Лишние люди” в русской литературе”.

Говоря о творчестве, мы имеем в виду то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из индивидуальности и взрослого, и ребенка. Поэтому многие считают, что творчеству учить нельзя. Но ведь и не учить нельзя! Не учит творчеству последовательный приверженец “академического” подхода в педагогике. Он учит лишь навыкам, и ребенок теряет интерес к предмету, в котором ему самому “нет места”. Не учит творчеству и последовательный представитель свободного воспитания. Он лишь создает условия, чтобы ребенок с удовольствием осуществлял свою возрастную склонность к тому или иному виду деятельности. Но меняется возраст, и спонтанному творчеству приходит конец. “Учить творчеству” нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось – необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт “бывания в авторской позиции” (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те “предлагаемые обстоятельства”, в которых развернется собственное творчество ребенка.

Может быть, в результате такой работы в душе ребенка откроется внутренний источник творческих замыслов, и он будет порождать их уже независимо от каких-либо заданий. Его творческое мышление будет развиваться интенсивно и, возможно, в дальнейшем творчество станет основой его профессиональной деятельности. А остальные научатся, воспринимая, например, произведения искусства, постигать мысль и чувство автора, которые он воплотил в выразительных словах, звуках и формах, потому что сами в школе приобрели подобный опыт, работая над творческими заданиями. Ведь именно они ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов.

В заключение следует сказать, что внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.

На районный конкурс «Учитель года 2013г.»

Номинация «Воспитать человека»

МБОУ «Ясненская средняя общеобразовательная школа№7»

Текст публичной лекции на тему:

« Можно ли научить творчеству?»

Составила:Ермолина Н.Г, воспитатель ГПД

2013г.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла стихи известного украинского поэта Льва Болеславского

Творящий бедности не знает.

Далекий от мирских щедрот,

Добычею богатств не занят , -

Он из души их достает.

Можно ли научить творчеству? Вопрос , заданный темой лекции, можно обсуждать долго. Тема ,поднятая в нем, действительно, очень актуальна . Я попыталась найти ответ на этот вопрос, а вот нашла ли –судить вам.

Когда мы говорим о творчестве , то прежде всего имеем в виду великих людей : писателей, художников, ученых. Однако, каждый человек занимается в своей жизни творчеством. «Всякий человек – считал Семен Львович Франк известный русский философ - есть хоть в малой мере или потенциальной форме творец. Всюду, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество

Даже самый скромный обыденный человек кроме простого, извне предписанного выполнения своих обязанностей вносит в свою работу элемент чутья, импровизации, догадки , справляется с индивидуальным положением каким-то новым, небывалым, рождающимся из его души способом , и тогда о такой человеке отзываются, как о человеком творческом.

Элементы творчества сопровождают и нас с вами. Согласитесь ,если мы идем покупать себе новое пальто – мы обязательно ищем не просто по размеру, а еще- красивое, отличное от других. Мы даже не задумываемся, что мы ищем , по сути дела, творческую работу художника-модельера , причем, модельера-профессионала . Если мы строим дачу и обустраиваем дачный участок -мы ищем или конструируем такой проект, главным критерием которого будут неповторимость, непохожесть на другие. Каждый из нас в большей или меньшей степени человек творческий и готов совершенствоваться в этом направлении.

Но любой архитектор,модельер,художник когда-то учился в школе, где нет учебного предмета «творчество». В связи с этим возникает вопрос:

А можно ли научить творчеству так, как учат танцевать? Каким образом?

Давайте сначала обозначим точнее само понятие «Творчество»

Согласно Новой философской энциклопедии , творчество – это категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности , состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Следовательно, понятие творчества относится сразу к нескольким отраслям научного знания и затрагивает многие сферы жизни человека.

Энцикопедический словарь дает такое толкование:

2) Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет следующие виды творчества

Художественное,

Научное,

Техническое,

Спортивно-тактическое,

А также военно-тактическое творчество

Механизмы творчества до сих пор изучены ещё недостаточно . Характеризуя проблему творчества как одну из наиболее загадочных, волнующих и злободневных , философию. прежде всего волнует суть самого процесса творчества – как вообще возможно творчество?

Попытки понять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы : люди, много знающие о творчестве, сами не творят , разве что пишут интересные статьи и книги по проблеме творчества, (что тоже в определенном смысле является творчеством). Тот же, кто творит, создает совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаще всего не знает , как от это делает (а то, что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов или рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта получить нельзя ).

Можно сколь угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться всё время удивляться миру , всё время видеть тайны и проблемы там , где другой ничего подобного не видит.

Творчество – это образ жизни .

Значит, учиться творчеству можно у тех людей,для кого творчество- образ жизни ? Где же найти таких людей? Понятно, что роль отводится тем, кто воспитывает детей- родителям, учителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования.

Природа распорядилась так,что творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка. Еще Гегель отмечал: мальчик, бросая камешки в воду, видит в расходящихся кругах печать своего воздействия. Ребенок, увидевший в причудливых очертаниях облаков замки, роскошные сады и заливы -творец, правда, пока воздушных замков. Строя их, он утоляет свою творческую жажду. Девочка впервые в жизни нарисовала космический корабль. Она приглашает всех посмотреть на свое творение, в своих глазах она теперь лицо более активное , чем раньше. Освобождение от гнета подражания получило толчок. Такое чувство укрепляется под влиянием одобрения взрослых.

Изучение феномена творчества связано с именами А.М.Леонтьева, С.А.Рубинштейна, Д.Б.Богоявленской, А.М.Матюшкина, Л.А.Пономарева, О.К.Тихомирова и многих других видных отечественных психологов.По отношению к детям эти ученые вводят термин «творческие способности». Поэтому правильнее говорить не о развитии творчества , а о развитии творческих способностей детей.

Уважаемые слушатели, говоря о творческих способностях детей давайте на минутку представим себе портрет такого ребенка. И как вы считаете - т ворческий ребенок - хорошо это или плохо ?

Можно сказать, что это странный вопрос, ну конечно, хорошо! Не будем торопиться. Ответ не столь однозначен , как может показаться на первый взгляд. Еще в семидесятых годах прошлого века американский исследователь П.Торренс заметил, что большинство творческих людей оказалось среди двоечников, безработных и т.д. Связав этот факт с непониманием и неприятием их обществом, он предложил учителям охарактеризовать творческого ученика по ряду параметров. И, оказалось, что большинство из них называли черты вовсе не свойственные таким детям. Учителя, как правило, представляют себе творческого ученика как быстро обучающегося , дисциплинированного, эрудированного, общительного, исполнительного приспосабливающегося и т.д. А вот на взгляд исследователей , они отличаются как раз противоположными качествами: конфликтностью, противоречивостью, повышенной чувствительностью и ранимостью, критичностью, неровным поведением и т.д. Получается, что взрослые просто «не видят» действительно творческих детей, в результате чего их способности в стенах школы остаются незамеченными , нереализованными и часто начинают проявляться в негативном поведении. Вот что сказал об этом немецкий социолог и психолог Эрих Фромм: «Если влечение к творчеству не получает реального выхода, возникает тяготение к разрушению . Психологическое напряжение таково, что если человек не сможет соединить себя с миром в акте творчества, то рождается побуждение к устранению и разрушению мира... Альтернатива вполне четкая - творить или уничтожать ». Конечно,м ожно поспорить о том,что немало творческих личностей среди дисциплинированных и уравновешенных детей, но стоит присмотреться и к результатам научных исследований.

Начальная школа, работающая на будущее , должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

Психологи утверждают -младшему школьнику интересны и рисование, и конструирование. Он любит петь, танцевать, мастерить , у него яркий познавательный интерес, основанный на интуитивном принятии ценности знания. Высокая эмоциональность , недостаточная способность к длительным волевым усилиям обусловливают преобладание интереса к небольшим, близким, конкретным по результату делам, которые дети хорошо себе представляют от замысла до завершения (видимо этим и обусловлена продолжительность занятия не более 30 мин). Есть дети, у которых пока нет установки на самостоятельность, активность, творчество. Масштаб его творчества пока ограничен. И вместе с тем он постоянн о решает новые для него задачи, делает для себя новые открытия. Конечно, уровень творческого отношения в каждом конкретном случае у разных детей разный. Педагог должен стараться сделать так , чтобы в каждом общественно-полезном деле у ребенка проявлялся творческий подход.

Моя профессия воспитателя дает мне возможность настроить на волну творчества, указать пути творчества моим воспитанникам-ученикам начальных классов, тем более, что дети этого возраста всегда готовы создавать что-то новое, они умеют искренне удивляться , с желанием выполняют работы.

Свой опыт проведения занятий художественно-эстетического направления в группе продленного дня я использовала для создания рабочей программы Творческой мастерской «Фантазия» для учащихся 1 класса – ведь не секрет,что по новым ФГОС внеурочной деятельности отводится большая роль.

Как очень неравнодушный к творчеству человек, я люблю создавать нестандартные подарки к дню рождения друзей, украшаю дом своими руками, ищу новые идеи в журналах и интернете. Знакомлю и учу новым технологиям детей и коллег. Разрешите представить свои находки вам.

(Презентация -показ своих работ)

Позвольте резюмировать сказанное:

Творчество естественным образом сопровождает все действия ребенка.

Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей . К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются , поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

-Успешное развитие творческих способностей возможно, но лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Такими условиями являются:-

- грамотно спланированная воспитательная работа,

Четко организованная внеурочная деятельность,

Диагностическая работа по выявлению способностей детей,

Создание творческой доброжелательной атмосферы на каждом уроке и внеурочном занятии и формирование такого же подхода к детскому творчеству и его результатом у родителей,

Участие детей в различных конкурсах.

У Константина Эдуардовича Циолковского есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим , затем открыть истины, известные некоторым , и, наконец, открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития таланта. Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..

Так можно ли научить творчеству? «Творчество» - синоним слову «уникальность», «неповторимость»- категория философская. Ему научить невозможно. Но можно и нужно :

Развивать творческие способности детей,

Учить творческому подходу в любом виде деятельности,

Примерами известных людей показывать творческие возможности, заложенные в человеке природой ,

Строить систему воспитания детей так, чтобы творчество стало их образом жизни.

Пусть и в нашей с вами жизни всегда найдется место творчеству!

Спасибо за внимание!

Список литературы

    Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

    Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2006. - 357с.

3.. Богоявленская Д.П. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Пресс. 2007. - 203с.

4.. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

5. Дыбина О.В. Творчество - как сущность характеристики человеческого бытия. Изд. Педагогическое общество России. М., 2009. - 167с.

6.. Зак А.З Методы развития способностей у детей М 1994

7.. Ильичев Л.Ф.Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. М.-1983 г. – с. 649.

8. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. – 2002 г. - № 1.- с. 36-42.

9.ЛезгинаН.Л. «Алгоритм» творчества или творческий потенциал? Сб. «Философия детства и творчества», С-Пб. Изд. СПГТУ, 2008. - 85с

10.. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 2008, №9. - 96с.

11. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 2008. - 275с.

12. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

13. Симановский А. Э. Развитие творческих способностей младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 207с.

14.. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей.- М.: Владос, -2000 г. - с.22.

15. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004 г. - № 5. с. 6-12.

16. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание младшего школьника. – М. – 1961 г.- с. 75-76