Музыкальная культура Древней Руси. Музыка древней Руси

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в народной русской песне. В народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие песни, связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий диапазон.

9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры:

1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из народа выделялись талантливые люди – скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не одобряла инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.

2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель, который сочинял и пел нараспев песни и былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки, гудок (струнный инструмент, имеющий 3 струны и смычок).

3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность, иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17 вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон. Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых – крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии (вверх или вниз). Эти распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва Рогов. Тексты сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из источников русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).

В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество. Здесь музыкальное искусство несколько отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не подвиги князя, а ловкость, смекалку.

Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV музыка получила большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения. Богослужения отличались пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие (знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение – основной голос и голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука. Запись стала более совершенной.

В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых (Михаил). Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни. Возник новый жанр – лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего, песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие). Один из ярких примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.

Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к России присоединилась Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки (хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям. Высший жанр партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно должны были отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов (написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай Бавыкин.

В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие состояло только в тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса параллельны, а бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке – в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в честь побед Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка – заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта (имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии Глазунова.

С Украины в Россию пришла нотная запись на пяти линейках квадратными нотами. Вершина развития партесного стиля – духовные хоровые концерты Березовского и Бортнянского. Березовский – крепостной музыкант. Он был очень талантливым. За его огромный талант его послали в Италию. Там он учился у Падре Мартини (учитель Моцарта). Жизнь его сложилась трагически. Когда в Италии он был уже на вершине славы, его князь вдруг вспомнил, что у него крепостной в Италии и потребовал прислать его в Россию. Березовский не вытерпел такого горя и покончил жизнь самоубийством. Хоровые концерты Березовского находятся на очень высоком техническом уровне, сравнимым с Моцартом. У него было огромное гармоническое и полифоническое мастерство. Концерты его состоят из разных контрастных частей (среди них попадаются фуги). Особенно популярный концерт – “Не отверзи мене во время старости” (обращение к Богу).

Дмитрий Бортнянский прожил до первой половины 19-го века. Писал не только духовую, но и инструментальную музыку – сонаты и др. Он более лирический композитор, чем Березовский (у Березовского больше драматизма).

18 век. Яркое время. Век Петра I и Екатерины II. Россия в это время претерпевала бурные потрясения, реформы. Была открыта первая русская Академия наук. Расцвет различных видов искусства: наука – Ломоносов, расцвет литературы – Тредиаковский, Радищев, Лотоновский. Расцвет живописи – портреты. Началось с реформ Петра. Петр учредил ассамблеи, в которых исполнялись модные тогда в Европе танцы, инструментальная музыка. В каждом полку появился свой духовой оркестр. Из музыкальных жанров распространились канты (панегирические) в честь военных побед, духовные концерты, Ведель (композитор). Большое распространение получила народная песня. Ей стали интересоваться в городе. Появляются первые сборники народных песен (ближе к концу 18 века):

Сборник Трутовского

Львов и Прач – Сборник народных песен.

Кирша Данилов – Сборник народных песен.

и др. Народные песни в них были обработаны на западный манер – гармонизованы альбертиевыми басами, втиснули музыку в определенный размер (в народной музыке была частая смена размеров) - для домашнего музицирования. Из народных русских песен были составлены первые русские оперы (конец 18 века). Они (оперы) состояли из отдельных номеров с разговорными диалогами. Первая русская опера без разговорных диалогов – “Иван Сусанин” Глинки.

В 1779 году появились сразу 3 русские оперы. Первые оперы были комические.

1. “Мельник – колдун, обманщик и сват”. Текст Аблесимова. Музыку составил Соколовский (обработанные народные темы).

2. “Санкт-Петербургский Гостиный двор”. Текст и музыка Маатинского. 2-я редакция с Пашкевичем.

Среди театральных композиторов выделялся Евстигней Фомин. Он написал мелодраму “Орфей” (французский жанр). Это – чтение трагедии под музыку с музыкальными вставками. Музыка потрясла слушателя своим драматизмом. Есть увертюра. Написана в духе венских классиков. Внутри есть сходство с Глюком и Генделем – возвышенная музыка.

В 18 веке народная песня распространилась и в инструментальной музыке. Композиторы писали вариации на народные темы, но музыкальный материал часто не соответствовал характеру варьирования, так как варьирование делалось на западный лад – классические орнаментальные вариации. Эту проблему разрешил лишь Глинка.

Второй важный жанр инструментального творчества – увертюры, в которых зарождался русский симфонизм, но увертюры были не самостоятельными, а как увертюра к опере или мелодраме. В них тоже стал проникать русский материал, но не всегда.

Русская музыка начала 19 века до Глинки

В начале века была открыта первая русская концертная организация – филармоническое общество. Но основная концертная жизнь сосредоточилась в светских салонах. Было много и крепостных оркестров и театров. Очень популярным был салон Дельвига (поэт). Его посещали Пушкин, Глинка, Грибоедов и др.

В 19 веке существовали различные художественные направления: сентиментализм, романтизм (особенно в поэзии Жуковского), классицизм. Все эти тенденции слились вместе в творчестве Пушкина, который оказал большое влияние на всю художественную жизнь первой половины 19-го века.

Двумя главными жанрами начала 19-го века были опера и романс.

Оперы стали более разнообразны в жанрах – не только комические, но и с элементом серьезности. Композитор итальянского происхождения Катерино Кавос первый написал оперу “Иван Сусанин”. Эта опера была с разговорными диалогами. Сусанин в ней имеет бытовой характер. В опере счастливый конец (Happy End).

Появился новый жанр – сказочно-фантастическая опера. Первая из них – “Леста – днепровская русалка”. Авторы – Кавос и Давыдов. Музыка основана на русском народном материале. Отсюда прослеживается путь к “Русалке” Даргомыжского (в жанровом смысле).

В 30-х годах – жанр “романтическая опера”. Большим мастером этого жанра был Верстовский – “Пан Твардовский”, “Вадим” (по Жуковскому) и особенно популярная “Аскольдова могила” (сюжет из древней Руси). Эта опера ставилась даже после появления Глинки. Она была поставлена за год до “Ивана Сусанина” Глинки – в 1835 году (“Иван Сусанин” – 1836 г.).

Вторым популярным жанром первой трети 19-го века был романс. Он был любимым жанром как профессионалов, так и просто любителей музыки. В этих романсах накопилась яркая эмоциональность, выразительность. Романсы писали и профессионалы, и любители на стих поэтов-современников.

Русский бытовой романс имеет устойчивые черты. Они могли быть написаны в жанре “элегия” с разложенным аккомпанементом. Это романс - философское размышление.

Ещё одна разновидность – “русская песня”. Она возникла сначала в поэзии и имела определённую лексику, приближенную к народной речи. Этот жанр появился и в романсе (с подобной лексикой). Такие романсы отличались большей простотой в музыке, чем другие романсы.

Широко использовали композиторы романсов ритм вальса, мазурки, болеро, полонеза. Для русских романсов были характерны певучие мелодии, часто с использованием сексты (от V к III ст.). Преобладал минор с обязательным отклонением в параллельный мажор. В каденциях часто использовался D7 с секстой. Популярнейшими авторами романсов были: Жилин, Титов, Гурилев, Варламов, Алябьев. Формы романсов простые – куплетные. Алябьев – “Соловей”, Варламов – “Белеет парус одинокий” (с ритмом полонеза), Гурилёв – “Домик-крошечка”.

    Может и ошибусь, но по-моему скоморохи, этакие с бубенцами...

    На Руси странствующих музыкантов и актеров называли ряжеными, скоморохами. Их выступления сочетали театрализованные представления, игру на народных музыкальных инструментах, пляски, пародии на обрядовые действа, игры, мастерство фокусников, выступления с дрессированным медведем, кукольный театр...

    Скоморошество навсегда исчезло с просторов России во второй половине 17 века. Указами Патриарха Никона в середине 17 века скоморошество было запрещено и подвергалось жестоким преследованиям.

    О жизни и творчестве странствующих актеров и музыкантов хорошо сказано словами песни:

    Мы бродячие артисты, мы в дороге день за днем и фургончик в поле чистом -это наш привычный дом.

    Мы по всей земле кочуем, на погоду не глядим, где придется заночуем, что придется поедим.

    Мы великие таланты, но понятны и просты, мы певцы и музыканты, акробаты и шуты.

    Если бы мы с помощью машины времени оказались на территории Руси в период 12 - 17 веков, мы бы увидели, как по проселочным дорогам к городам и весям, от села к селу идут артели и ватаги странствующих актеров и музыкантов,

    которых называли скоморохи.

    Приход скоморохов в селище или поселение было настоящим праздничным событием для жителей.

    Проход до сельской площади, где планировалось выступление, сопровождался игрой на музыкальных инструментах, песнями и приплясыванием. Все бросали свои дела и устремлялись за артистами.

    На представление на площади собирались и стар и млад.

    Для простого народа это было единственной формой развлечений и забавы, которые соответствовали его вкусам и

    потребностям, т.к. художественной литературы и театра тогда ещ не было.

    Представления скоморохов объединяли различные виды народного искусства. Используя маски, костюмы, грим, различные бутафорские предметы, скоморохи показывали кукольные сценки, пели юмористические, шуточные, сатирические и иногда скабрезные песенки, плясали под мелодии, исполняемые на различных музыкальных инструментах.

    В народе говорили: Скоморошьи песни - веслые, забавные, потешные.

    После кукол, песен и плясок скоморохи выступали с акробатическими номерами, фокусами, пантомимой,

    разыгрывали юмористические социальные и бытовые сценки, непосредственно общаясь со зрителями и вовлекая их в игру и представление.

    Особо следует отметить социальную сатиру - глумы, которые исполнялись в масках и скоморошьих костюмах под

    аккомпанемент музыкальных инструментов. В глумах высмеивались богачи, духовенство и с сочувствием показывались простые люди - сценки о боярине и челобитчиках, о жадном купце, комедии о Петрушке.

    Скоморохи сами создавали сценарии, часто импровизировали, были находчивыми острословами и, вообще, -

    веслыми людьми.

    Неизменным успехом пользовалось выступление вожатого с ученым медведем. Медведя угощали бутылкой водки (медовой воды), он неуклюже танцевал на задних лапах, делал стойки на передних лапах, имитировал игру на музыкальном инструменте и выполнял другие потешки.

    В ватаге обязательно был ряженый в образе козы, взятого из святочной комедии о козе и медведе.

    После представления каждый старался зазвать скоморохов в свой дом. Первой входила коза, славила хозяев, желала богатого урожая и приплода домашних животных. Затем приглашали остальных членов ватаги к накрытому столу.

    После обеда представление продолжалось, если погода позволяла - во дворе, а если нет - то в избе. Продолжались шутки - прибаутки, сказы и сказки, баллады и былины, юмор и шутовство, рассказы о других землях.

    Благодарные жители собирали небольшую денежную сумму от общества, давали продукты в дорогу и на следующее утро ватага отправлялась в следующее поселение.

    Скоморошество на Руси просуществовало до середины 17-го века. В 1657 г. архиепископ Никон добился царского указа о запрещении скоморошества.

    Не любили церковники и власть имущие скоморохов за их связь с древним язычеством, независимость от церкви, за их веселье и озорство, короткие кафтаны, маски, лицедейство и критику служителей церкви, которые на словах проповедовали аскетизм.

    Скоморохов на Руси называли:Богами русской эстрады. Они не только пели песни, но и показывали целые представления в виде (по современному) веселого танцевального представления с цирком и песнями на людных площадях. Скоморохи, как и цыгане, водили за собой медведя. Народ их встречал с радостью.

    К другой категории музыкантов на Руси принадлежали, как их называликалики перехожие. Они пели духовные песни, думы и странствовали по миру, как скоморохи. Но к странствующим актерам их не причисляли.

  • Фольклор (от англ, folklore - "народная мудрость", "народное знание").
  • Былина - это одновременно сказка и отражение эпизода из русской истории, она объединяет реальность и вымысел. В былинах часто прославлялась отвага киевских богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Воспевались и мирные труженики-хлебопашцы, например Микула Селянинович.
  • Скоморохи были не только музыкантами. Умение петь и играть на разных инструментах они соединяли с мастерством танцора и акробата, дрессировщика и фокусника.
  • Полонез (от франц. polonaise - "польский") - старинный танец польского происхождения, торжественное шествие в темпе несколько ускоренного шага. Англез (от франц. anglaise; danse anglaise - "английский танец") - общее название народных английских танцев, распространившихся в странах Европы в XVII-XIX вв.
  • Капелла (от итал. capel-1а - "часовня") - в Средние века место в Католической Церкви, где помещались музыканты. С развитием светской музыки это слово стало обозначать группу музыкантов, находящихся на службе в одном месте.
  • "Интернационал" (франц. "L"lnternationale", т лат. inter - "между" и ratio - "народ") - пролетарский гимн. Слова Эжена Потье, музыка Пьера Дегейтера. Впервые "Интернационал" был исполнен лилльским хором рабочих в 1888 г. В 20-х гг. в России концерты и театральные представления нередко начинались и заканчивались хоровым пением "Интернационала".
  • Кантата (итал, cantata; от лат. canto - "пою") и оратория (итал. oratorio; от лат. ого - "говорю", "молю") - крупные вокально-инструментальные произведения для солистов, хора и оркестра. Оратория более монументальна, чем кантата, обладает эпико-драматическим характером и сюжетностью.

Прислушайтесь: может быть, даже сейчас, когда вы читаете эту книгу, до вас доносятся звуки музыки... В наши дни совсем несложно познакомиться с музыкой самых разных стилей. Достаточно включить телевизор или радиоприёмник, приобрести аудиокассету или компакт-диск, и можно наслаждаться любым музыкальным произведением - не важно, где и когда оно было создано.

Но так было не всегда. Ещё в XIX в. люди могли слушать только "живую" музыку - ту, которая звучала вокруг них в дни придворных торжеств или народных гуляний, в светском салоне или на деревенской завалинке.

МУЗЫКА В ЯЗЫЧЕСКИХ ОБРЯДАХ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Музыкальная культура любой страны уходит корнями в народное творчество, или фольклор.

О древнейшей восточнославянской музыке (см. статью "Славяне - семейство родственных народов") известно не много - в основном по материалам археологических раскопок и по отдельным историческим свидетельствам. Так, например, византийский историк VI в. упоминает о трёх захваченных в плен славянских гуслярах - значит, гусли уже в то время являлись музыкальным инструментом славян.

В Древней Руси широко были распространены народные песни, которые связаны с языческими верованиями и обрядами. Они так и назывались - обрядовые. Особое значение славяне придавали смене времён года. Переход солнца с зимы на лето, начало весны, летнее цветение трав - всё это праздновалось. Такие ежегодные праздники назывались календарными. Так же называют и исполнявшиеся во время этих праздников песни.

И в наши дни живёт один из любимых на Руси календарных обрядов - праздник Масленицы. На масленой неделе провожают зиму. Круглые золотистые блины, которые в изобилии пекут в это время, изображают солнце, дающее жизнь всей природе. Чем больше съешь блинов, тем плодороднее будет год. Как поётся в масленичной песне:

Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинами,
С каравайчиками,
С вареничками!

В конце праздника из соломы делалось чучело Масленицы. С играми, танцами, песнями его сжигали.

Дошедшие до наших дней календарные песни одноголосны, их мелодии складываются из коротких попевок, в которых слышны интонации речи, - быстрого говорка или, наоборот, протяжных зовов.

Конечно, не обходилась без музыки и жизнь человека в семье. Испокон веков любимым обрядом была свадьба. Свадебный обряд буквально разыгрывался как театральное действо. Он состоял из множества самых разных сцен - и печальных, и весёлых. Участвовали в этой игре все: невеста с подружками, жених с дружками, родители, гости. Свадьба продолжалась несколько дней, а то и недель. И всё это время звучали песни.

Семейно-бытовые песни окружали человека с детства: величание новорождённого, колыбельные, детские считалки, потешки, частушки. У древних славян на протяжении многих веков был распространён обряд оплакивания и поминания умерших. Этот обряд дал жизнь одному из самых драматичных жанров - плачу-причету. В его музыке слышатся интонации горестных всхлипываний, рыданий:

Ох, ити как и тошнехонъко!
Ай, как закатипося солнышко.

Причитания обычно исполнялись женщинами, причём наиболее искусные плакальщицы ценились особо. Незадолго до образования Киевской Руси у славян возникли мужские причитания, например оплакивание дружиной погибшего князя.

НАРОДНАЯ И ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

С момента Крещения Руси в конце X в. русская музыка разделилась на две части - народную и церковную. Они развивались параллельно, иногда противостоя друг другу. После введения христианства языческие представления о мире стали постепенно уходить в прошлое, а языческие обряды утратили своё магическое значение. Однако они остались жить, превратившись в народные игры, приуроченные к определённому времени года или к соответствующей обстановке. Правда, Церковью они сурово осуждались: вплоть до XVII в. издавались церковные указы и грамоты, направленные против любимых народом "бесовских" игр и песен.

Самым значительным явлением в народной музыке эпохи Киевской Руси стало рождение новых видов музыкально-поэтического творчества. Один из них - былинный эпос (см. статью "Былины" в томе "Русская литература", часть 1, "Энциклопедии для детей").

Исполнители произносили текст нараспев, при этом импровизируя - меняя интонацию, ускоряя либо замедляя темп повествования. А так как стихов в былине было много, от певцов требовалась богатая музыкальная фантазия. К тому же пение обычно сопровождалось игрой на гуслях. Именно исполнители былин считаются первыми на Руси профессиональными музыкантами. Их называли певцами-сказителями.

Такие одарённые певцы-сказители встречались и среди калйк перехожих - бродячих нищих слепцов. Но, как правило, сказители служили при княжеских дворах. На праздничных пирах они услаждали слух гостей, являясь предметом гордости хозяина. А во время воинских походов шли вместе с дружиной, чтобы потом воспеть доблесть русских витязей. К их числу принадлежал киевский сказитель Боян. Похвала его творчеству звучит на страницах знаменитого произведения древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".

Интересно, что героями новгородских былин становились люди, наделённые музыкальными способностями. Умение петь и играть на гуслях в древнем Новгороде причислялось к высоким достоинствам личности. Знаменитым гусляром был купец Садко. Музыкальностью отличался и посадник Василий Буслаев, который прославился безграничной удалью и широтой натуры.

Историки предполагают, что и Садко, и Василий Буслаев - реально существовавшие люди. Но истории их судеб нередко носят сказочный характер. Так, например, Садко спускается в подводное царство и покоряет его обитателей своей музыкой. В новгородских былинах, как и в киевских, реальность щедро сдобрена вымыслом - таковы особенности этого жанра.

Наряду с искусством певцов-сказителей в Киевской Руси родился ещё один вид профессионального музыкального творчества - скоморошество.

Бродячие скоморохи выступали перед простым народом, устраивая представления на улицах и площадях; "служилые" скоморохи находились при княжеских дворах, занимая то же положение, что и шуты в странах Западной Европы. Были даже целые скоморошьи поселения.

Основой репертуара скоморохов оставались песни и пляски в народном духе, которые сопровождались игрой, как правило, на духовых инструментах: свирели, сопели, дуде, трубе, роге. При раскопках в Новгороде археологами был найден гудок - один из предшественников народной скрипки.

В эпоху Московского государства (XVI в.) на смену былине приходят исторические песни. В них описываются реальные лица и события: борьба против татаро-монгольского ига, оборона Москвы от ордынцев и др.

Много исторических песен было создано в казачьей среде. Казаки восславляли подвиги своих легендарных героев - Ермака Тимофеевича, Степана Разина, Емельяна Пугачёва. С восстанием Степана Разина связано одно из самых значительных явлений в русской исторической песне - так называемый Разинский цикл. Песни этого цикла пользовались популярностью вплоть до XIX в. Пронизанные духом казачьей вольницы, они выражали вековую мечту народа о свободе. Характер этих песен, как правило, волевой, активный. Но иногда прорываются в них и лирические ноты.

Лирика в народное творчество проникает примерно в XVI-XVII вв. Именно тогда родилась протяжная песня. Сейчас даже трудно себе представить, что когда-то протяжных песен не существовало. Ведь именно они воспринимаются как символ не только русской музыки, но и русского характера. В их медленно разворачивающихся мелодиях, охватывающих всё более и более широкий диапазон, словно отразились бескрайние дали равнинных пейзажей.

Неизбывная печаль, грусть, тоска - вот те чувства, которые "выпевались" из души в протяжных песнях. Они рассказывали и о тяжёлом крестьянском труде, и о лихой солдатской доле, и о горькой судьбе русской женщины. Протяжные песни запевались солистом, к нему постепенно прилаживались другие певцы - и вот уже звучал хор. Но наряду с протяжными всегда звучали зажигательные плясовые, удалые молодецкие.

На протяжении столетий народная музыка не записывалась. Ведь произведения народного творчества создаются и распространяются устно, передаются от одного певца к другому, из поколения в поколение. Лишь с конца XVIII в. ценители русского фольклора начали собирать тексты и мелодии народных песен. И по сей день фольклорные экспедиции добираются до самых глухих деревень в надежде найти и записать ещё неизвестные образцы старинного песенного творчества.

Иначе обстояло дело в области церковной музыки. Уже в конце XI в. русские духовные песнопения записывались особыми знаками - знамёнами, или крюками. Поэтому древние музыкальные рукописи именуют знаменными, или крюковыми. Расшифровка этих рукописей, большинство которых ещё непонятны современным учёным, является одной из самых сложных и увлекательных задач современной науки. Однако, несмотря на это, мы можем представить, как звучали знаменные песнопения, - ведь они, так же как и народные песни, передавались ещё и устно.

Древнерусская церковная музыка - это хоровое пение без инструментального сопровождения; в Православной Церкви не принято играть на музыкальных инструментах. Знаменный распев исполнялся только мужским хором и долгое время был одноголосным. Ему свойственны неторопливый темп, плавность мелодического движения - словом, сдержанность и даже некоторая суровость звучания.

В развитии знаменного пения большую роль сыграли новгородские распевщики. Один из них, Сав-ва Рогов, в середине XVI в. возглавил школу московских певцов и распев-щиков. В то время в Москве существовал большой хор "государевых певчих дьяков", который участвовал в царских богослужениях и наблюдал за состоянием церковного пения во всей стране. В хоре были лучшие распевщики - например, Фёдор Крестьянин, чьи произведения до сих пор звучат и в церкви, и на концертах духовной музыки. По этим образцам мы смело можем судить, что именно в XVI в. знаменный распев достиг своего расцвета. Московские митрополиты, а затем и патриархи в XVI- XVII вв. содержали хоры из нескольких десятков певчих.

В XVII в., после воссоединения Украины с Россией, в церковной музыке происходят ещё более сильные изменения. На Украине в то время уже использовалась нотная запись. В России она тоже стала вытеснять крюковую. Пение по нотам (по партиям) назвали партесным (от поздне-лат. partes - "голоса"). Так же стали называть и новый стиль церковной музыки, пришедший со временем на смену знаменному распеву.

Партесное пение многоголосно. Высочайшим достижением этого стиля является хоровой концерт - самая сложная форма русского музыкального искусства XVII в. Хоровые концерты звучали во время праздничных богослужений. В их исполнении участвовали два, три, четыре, а иногда и шесть хоров. А ведь каждый хор сам по себе был четырёхголосным. Так что общее количество голосов могло достигать двадцати четырёх! Хоры располагались вокруг слушателей, и их звучание создавало впечатляющий стереофонический эффект.

СВЕТСКАЯ МУЗЫКА XVII-XVIII ВЕКОВ

В контактах с европейской культурой многое (в том числе освоение музыкальной культуры) зависело от вкусов царского двора. Так, ещё в царствование Ивана Грозного в Москву привезли орган. Дети Бориса Годунова играли уже на клавесине. А при дворе Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) открылся первый театр, где ставились оперы. Однако особенно бурно и стремительно новые формы музи-цирования развивались в эпоху петровских реформ.

При Петре I (1682-1725 гг.) без музыки не обходилась ни одна общественная церемония, ни один придворный праздник По специальному царскому указу в каждом полку были созданы духовые оркестры. Они играли во время военных парадов и театрализованных шествий, посвящённых победам русского оружия. Здесь же звучала и торжественная хоровая музыка: пелись так называемые приветственные, или виватные, канты (от лат. cantus - "пение", "напев", "песня"). На дворцовых балах, которые тогда назывались ассамблеями, исполнялись танцы, пришедшие из Европы. Сначала они нравились не всем - царю приходилось заставлять своих подданных танцевать полонезы и англезы. Но вскоре европейские танцы стали популярны.

Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором. Примеру двора последовали крупные помещики и вельможи. В своих усадьбах они создавали оркестровые и хоровые капеллы. Капеллы состояли из крепостных, но игра их достигала уровня профессиональных европейских музыкантов.

Постепенно у дворян вошло в обычай домашнее любительское му-зицирование. На домашних концертах исполнялись "галантные" арии и любовные канты, часто на итальянском и французском языках. Любили петь и обработки русских народных песен. Они исполнялись под аккомпанемент (от франц. accompagne-ment - "сопровождение") клавесина, арфы или гитары. Обучение музыке стало обязательной частью воспитания молодых дворян.

Увлечение европейской музыкой привело к созданию придворного театра итальянской оперы, в котором работали выдающиеся итальянские композиторы, выступали прославленные итальянские певцы. Позже при дворе появилась и французская оперная труппа. А во второй половине XVIII столетия в Москве и Санкт-Петербурге открылись музыкальные театры, где были поставлены первые оперы русских композиторов.

XIX ВЕК. РОЖДЕНИЕ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

Рождение национальной классической музыки в любой стране происходит тогда, когда композиторы начинают работать в жанрах, характерных для всей Европы, - от оперы до симфонии, от романса до фортепианной миниатюры. В России эти жанры были освоены в XIX в., и с тех пор русская музыка стала неотъемлемой частью общеевропейской культуры, сохранив, однако, национальный характер.

Персонажами многих произведений стали герои русской истории. Идеи патриотизма зазвучали и в музыке - например, в оратории "Минин и Пожарский" Степана Аникиевича Дегтярёва (1766-1813), в опере "Иван Сусанин* Катерино Альбертовича Ка-воса (1775-1840).

Русский характер раскрывается не только в исторической реальности, но и в сказочном вымысле. Народные сказки, легенды, поверья, "преданья старины глубокой" вошли в творчество отечественных композиторов с оперой "Леста, днепровская русалка". Она так понравилась публике, что в продолжение её возникли ещё три оперы с таким же названием (большая часть музыки в них принадлежит Степану Ивановичу Давыдову). Самой же популярной сказочно-фантастической оперой стала "Аскбльдова могила" знаменитого в то время композитора-романтика Алексея Николаевича Верстовского (1799-1862). В ней романтическая история любви развивается на фоне легендарного прошлого Древней Руси и переплетается со зловещими фантастическими событиями.

Конечно, волновала композиторов и душевная жизнь их современников. Тончайшие оттенки чувств запечатлены в лирических мелодиях романсов. С течением времени они стали отражать всё более сложные внутренние переживания, разочарованность в окружающей действительности и стремление к иной, более светлой жизни. Среди авторов прославленных русских романсов - композиторы Александр Александрович Алябьев (1787-1851), Александр Егорович Варламов (1801 - 1848), Александр Львович Гурилёв (1803-1858).

Создавая самобытную музыку, композиторы стремились выработать особый музыкальный язык. Его интонации черпались из мелодий народных песен, мотивов церковных песнопений, звучаний колокольных звонов. "Мысль писать по-русски" стала определяющей и для творчества Михаила Ивановича Глинки (1804- 1857).

М. И. Глинка работал, казалось бы, в типичных для своего времени музыкальных жанрах. У него есть героико-патриотическая опера на исторический сюжет "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"), есть опера-сказка "Руслан и Людмила", есть лирические романсы. Однако именно его называют "Пушкиным русской музыки", а день премьеры оперы "Жизнь за царя" - 27 ноября 1836 г. - считают днём рождения отечественной музыкальной классики, потому что в этом произведении Глинка впервые в русской музыке "возвысил народный напев до трагедии".

В 1862 г. в Петербурге начала работать Бесплатная музыкальная школа, призванная распространять музыкальное образование среди широких кругов населения - служащих, студентов, ремесленников. Своим появлением школа была обязана ещё одному знаменитому русскому музыканту - Милию Алексеевичу Балакиреву (1836/37-19Ю). Он вошёл в историю музыки прежде всего как основатель творческого содружества "Могучая кучка". Будущий композитор и пианист приехал в Петербург из Нижнего Новгорода в возрасте 18 лет. Широкая музыкальная эрудиция и яркий темперамент позволили ему завоевать большой авторитет в среде молодых музыкантов-любителей. В 1856 г. с ним познакомился военный инженер Цезарь Антонович Кюи (1835- 1918), через год - офицер Преображенского полка Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). В 1861 г. к ним присоединился 17-летний выпускник Морского Шляхетского кадетского корпуса Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908), а в 1862 г. - профессор химии Александр Порфирьевич Бородин (1833- 1887). Так сложился кружок из пяти начинающих композиторов. В тесных творческих отношениях с ними находился выдающийся литературный и музыкальный критик, большой знаток искусства Владимир Васильевич Стасов (1804-1906). Именно его выражение, употреблённое в одной из статей - "маленькая, но уже могучая кучка русских музыкантов" - закрепилось за содружеством в качестве названия.

На собраниях кружка композиторы много внимания уделяли изучению как лучших произведений европейского классического наследия, так и современной музыки. Общение для молодых музыкантов являлось не только школой профессионального мастерства; здесь складывалось их общественное мировоззрение и эстетические принципы. Члены "Могучей кучки" продолжили дело М. И. Глинки: главной темой их творчества стала жизнь народа.

Композиторы "Могучей кучки" стремились создавать музыку, доступную и понятную широкому кругу людей. Поэтому они предпочитали обращаться к жанрам, связанным со словом. Это были опера и романс, а также программные инструментальные сочинения, имеющие прообразы в произведениях литературы или живописи.

Особое место в русской музыке второй половины XIX в. занимает творчество Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Гениальный дар этого композитора проявился прежде всего в отражении внутреннего мира человека. Симфонии П. И. Чайковского, его оперы и романсы могут потрясти глубиной трагизма и в то же время вызвать благоговейный восторг своим совершенством.

МУЗЫКА XX ВЕКА

Рубеж XIX-XX вв. - особый период для русской культуры. Это время проникнуто ощущением близости великих перемен. Музыка, быть может, лучше других искусств отразила грозовые предчувствия того времени. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) и Александр Николаевич Скрябин (1871/72-1915), каждый по-своему, передали щемящую грусть расставания с уходящей Россией и захватывающую радость создания нового мира.

Удивительно, но в самые тяжелые и голодные послереволюционные годы музыка переживала поистине невиданный расцвет. Многократно возросло количество концертов. Большие и маленькие, симфонические и камерные, концерты-митинги и концерты-лекции - они проводились и на филармонических площадках, и в залах бывших дворцов, и в приёмных военных госпиталей, и в помещениях рабочих клубов. В них принимали участие как профессиональные музыканты, так и самодеятельные коллективы. Музыкальная жизнь 20-х гг. отличалась удивительной пестротой, смешением самых разных жанров.

Потребность в новых песнях была настолько велика, что вначале многие композиторы приспосабливали к революционным текстам мелодии старых, известных ещё до революции маршей и романсов. Так возникли матросская "По морям, по волнам", красноармейская "Красная Армия всех сильней", комсомольская "Там вдали, за рекой" и др.

Вскоре появились и первые советские песни, лучшие из которых сплачивали людей и в годы трудовых свершений первых пятилеток, и в лихолетье Великой Отечественной войны.

Характерно, что песенные темы становились основой произведений крупных жанров - хоровых кантат и ораторий.

Они проникали в оперную и балетную музыку, в симфонические произведения. (Например, в балете Рейнгольда Морицевича Глиэра (1874/75-1956) "Красный мак" звучит мелодия "Интернационала" и популярнейшая тема "Яблочка".) Но, конечно, музыкальное творчество 20-х гг. не ограничивалось работой с песенным жанром. Это было время интенсивных поисков и смелых экспериментов, от которых и сейчас захватывает дух. Трудно представить себе симфонию, которая звучит на улице в исполнении оркестра, состоящего из заводских и паровозных гудков. Или джазовую композицию ансамбля "шумовиков", в который входят губные гармошки, сделанные из простых расчёсок, картонные трубы, мандолины из консервных банок, бутылки с водой, деревянные ложки, линейки, счёты и т. д. А вот музыка, сопровождающая немое кино: в ней используются ритмы популярных в эпоху нэпа танцев - танго, фокстрота, шимми. Наряду с этим - жанры "высокой" музыки, осваивающие последние достижения европейского авангарда...

В 30-х гг. подобное музыкальное многоцветье было уже невозможно. В это время начинают образовываться творческие союзы писателей, художников, композиторов. Им было поручено управлять культурой и выработать единое направление развития советского искусства. Безусловно, такой подход ограничивал свободу творческой личности. Но на первых порах объединение усилий сыграло и положительную роль как в осмыслении прошлого музыки, так и в её развитии. Народное творчество и русское классическое наследие получили заслуженную оценку. Стало возможным сочетать новаторство последнего десятилетия с традициями предыдущих столетий.

Для музыки такое сочетание оказалось чрезвычайно плодотворным. Именно в 30-х гг. произошло рождение советской музыкальной классики. Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем (1906-1975) были написаны опера "Катерина Измайлова" и Пятая симфония; Сергеем Сергеевичем Прокофьевым (1891 - 1953) - балет "Ромео и Джульетта" и музыка к кинофильму "Александр Невский". Невозможно представить себе это время и без музыки Исаака Осиповича Дунаевского (1900-1955) к популярным кинофильмам.

В годы Великой Отечественной войны быстрее всего реагировала на события песня. Суровая и мужественная "Священная война" была написана Александром Васильевичем Александровым (1883-1946) незадолго до начала войны. Премьера песни состоялась не в концертном зале, а на Белорусском вокзале в Москве, откуда отправлялись на фронт эшелоны с бойцами. Задорная "Катюша", задушевно-лирические "Тёмная ночь" и "В землянке", бойкие "Вася-василёк" и "На солнечной поляночке" - все эти песни вошли в военные будни, стали частью жизни фронта и тыла. А сколько их ещё было - фронтовых песен, верных солдатских друзей!

Произведения самых крупных музыкальных жанров - опера, симфония - рождались в годы войны не менее "оперативно", чем песни. (Обычно создание произведений этих жанров растягивается на месяцы, а то и на годы.) Безусловно, самым выдающимся событием в музыкальной жизни военных лет явилось создание и исполнение в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. От голода у большинства музыкантов оркестра не было сил каждый день приходить на репетиции. И они предпочитали вообще не возвращаться домой - лишь бы дожить до концерта! Симфония потрясла весь мир как величайшее творение человеческого духа. Теме войны посвящена и Пятая симфония С. С. Прокофьева. Во время премьеры, состоявшейся в 1944 г. в Москве, композитор дирижировал оркестром сам. Современники вспоминают, что, когда он поднял дирижёрскую палочку перед финальной частью, за окнами раздались залпы салюта в честь очередной победы советских войск.

Новое время наступило для музыки в 60-х гг., вошедших в советскую историю под названием "оттепель". Движение нашего общества к внутренней свободе и внешней открытости тогда только обозначилось. Но в музыку сразу вернулось разнообразие манер и стилей, которое необходимо искусству для полноценной жизни. Тогда ещё работали великие мастера старшего поколения и вступали в пору творческого расцвета те, кто развивал лучшие традиции русской классической музыки. Нельзя не вспомнить, например, мелодическое богатство вокальной лирики Георгия Васильевича Свиридова (1915-1998). Молодые композиторы считали, что необходимо изучать достижения мирового музыкального авангарда. За короткий период они освоили приёмы музыкального письма, выработанные разными направлениями зарубежной музыки в те десятилетия, когда российская культура была от неё отгорожена. Все жанры: от эстрадной песни до оперы, от музыки к кинофильмам до симфонии - попадают в сферу глобального экспериментирования; в этом 60-е схожи с 20-ми гг. Без подобных экспериментов невозможно представить себе, например, развитие творчества Альфреда Гарриевича Шнитке (1934-1998) и Софии Асгатовны Гу-байдулиной (родилась в 1931 г.).

В 90-х гг. XX в. по количеству поклонников могут поспорить между собой рок- и поп-музыка. В каждом из этих направлений по-своему отражается современность - её сила и слабость, её надежды и отчаяние, а главное - устремлённость вперёд. Не ослабевает интерес и к классике: залы консерваторий переполнены истинными ценителями, особенно во время концертов знаменитых исполнителей. История продолжается. Музыка в России не перестаёт звучать.

Древнерусская музыка — исполнители и основные жанры

  • обрядовой музыки, в основном, волхвы,
  • народной – .

Древнерусская музыка была тесно связана с обрядами и верованиями, а также с земледельческим трудом. Этим и объясняется большое разнообразие жанров. На площадях, в домах, на пирах исполнялись былины, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые, колыбельные и многие другие песни.

Скоморохи (их еще называли «лицедеями», так как они не только пели и играли музыку, но и устраивали представления, зачастую импровизированные) были первыми профессиональными музыкантами на Руси.

В своем творчестве они использовали такие музыкальные инструменты, как

дудки, волынки, гусли, гудки, трубы, бубны, свирели.

Многие музыканты выступали на пирах, воспевая доблесть русских витязей и князей. Образ подобного сказителя выведен в «Слове о полке Игореве» – знаменитый Баян.

После захвата Руси татаро-монголами центром культурной жизни стал свободный «господин Великий Новгород». Именно там получил развитие такой жанр как былина. Былины донесли до нас историю о знаменитом исполнителе и гусляре Садко, покорившем своей музыкой даже Морского царя.

Колокольный звон как музыкальный жанр

Также на новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона. Всего существует три вида звона:

  • благовест (равномерные удары в большой колокол),
  • перезвон (перебор колоколов от самого маленького до самого большого или наоборот)
  • и собственно сам звон (это уже было самой настоящей игрой на колоколах).

Профессиональный звонарь учился искусству звона всю свою жизнь.

Начало профессиональной музыки — церковная и духовная

Зарождение профессиональной музыки тесно связано с историей становления древнерусского государства – Киевской Руси (IX–XIII века). После Крещения Руси (988 год) и укрепления связей с Византией появились и первые церковные песни – духовная музыка.

Древнерусский музыкальный канон

Музыкальный канон того времени был заимствован древнерусскими священниками прямиком из Византии. Церковная древнерусская музыка, как и вся христианская музыка того периода, была монодична, то есть ее основу составляли одноголосые распевы. Распевы подчинялась системе осмогласия. С ее помощью устанавливался строгий порядок музыкального исполнения службы.

Система осмогласия была целиком заимствована из и получила название «византийского столпа». В соответствии с ней в православных храмах каждую неделю распевался особенный глас (в системе древнерусской музыки гласом считался не какой-либо один определенный напев, а целая музыкальная система).

Всего существовало восемь гласов, и они образовывали восьминедельный цикл («византийский столп»), который повторялся в течение года примерно шесть с половиной раз (за исключением дней Великого Поста и Святой Пасхи).

Создателем системы осмогласия музыковеды и историки считают преподобного Иоанна Дамаскина ( 680-777), автора «Октоиха».

Записей звуковысотного обозначения гласов в то время не существовало. Мелодию записывали с помощью системы особых знаков, которые указывали лишь направление мелодии, прямо под строкой текста. Исполнителям мелодику песнопений приходилось учить по слуху. Певческое искусство передавалось в устной форме от учителя к ученику.

С византийским музыкальным каноном связана и особая эстетика – «ангельское пение». Более всего ценился чистый звук голоса. Один из раннехристианских писателей Климент Александрийский (150-215) считал, что человеческий голос является совершенным инструментом, поэтому отвергал иные музыкальные инструменты. Поэтому яркой отличительной чертой музыки Древней Руси являлся принцип a capella, то есть, пение без сопровождения музыкальными инструментами.

Певческие стили в древнерусской музыке

В музыке Древней Руси сосуществовали два певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.

Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом . Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.

Запись музыки в Древней Руси

Для записи древнерусской церковной музыки монахи употребляли специальную нотацию, которая получила название «знаменной» (от слова знамя – «знак»). «Знаменная» нотация (или «крюковая» – по названию одного из основных знаков системы – крюка), исполненная до XVI века, тяжело поддается расшифровке, поскольку по вполне объективным причинам у науки нет точных сведений о том, как в действительности звучали знаменные распевы.

Надо отметить, что древнерусская церковная и народная музыка находились в определенной оппозиции . Так как византийский канон являлся заимствованным, он вступал в конфликт с народной музыкой, имеющей глубокие национальные корни. Поэтому авторы древнерусских распевов оказывались перед нелегким выбором совмещения христианской эстетики и «наработанных» национальных, но языческих приемов музицирования.

Однако не только церковная и народная древнерусская музыка получили широкое распространение на территории страны. По сохранившимся фрескам мы можем получить некоторые сведения о светской музыке того периода, которая была распространена при дворе киевских князей. На одной из фресок можно увидеть музыканта, исполняющего мелодию на струнном смычковом инструменте наподобие средневекового фиделия (прообраза виолы). На другой фреске запечатлена целая группа музыкантов, играющих на духовных и щипковых инструментах в окружении скоморохов – плясунов и акробатов. Также на фреске сохранилось изображение органа и играющего на нем человека. Древнерусские князья весьма любили музыку во всех ее проявлениях, ценили талантливых исполнителей.

Наверно, неспроста при царе была создана группа певцов, которые именовались «государевыми певчими дьяками». Они получали особенное жалование, зависевшее от того, насколько усердно они прославляли царя (отсюда термин – «славословие») на государевых богослужениях. В этой своеобразной «певческой академии» древнерусской музыки сохранялась преемственность распевщиков.

  • вершники,
  • путники,
  • нижники,

– демественниками назывались певцы-универсалы, умевшие петь на все три голоса.

После ослабления Киева возвышается Владимиро-Суздальское княжество, перенявшее «эстафету» дальнейшего развития древнерусского певческого искусства. Сохранилось в истории имя певца и распевщика Луки. Он был создателем целой школы древнерусских исполнителей. Его учеников летопись именует «луцыной чадью».

Значение периода древнерусской музыки

Музыка Древней Руси – уникальное явление в истории страны и ее культуры:

  • Исполнителями древнерусской музыки были созданы оригинальные жанры (колокольный звон, былины, исторические, лирические песни и др.),
  • Был расширен и обогащен византийский музыкальный канон , впитавший в себя своеобразие национального характера.
  • Церковная музыка стала прообразом профессиональной академической музыки и явилась необходимой для развития культуры Древней Руси в целом.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь