Начинающему психологу в помощь - что делать с клиентом на первой встрече? Случай из практики психолога.

Дата публикации

Структура консультативного процесса (4 ч.)

1. Беседа в психологическом консультировании.

2. Этап знакомства с клиентом.

3. Этап расспроса, формулировки и проверки гипотез.

4. Этап осуществления коррекционных воздействий.

5. Этап завершения беседы.

6. Модели структуры психологического консультирования.

1. Беседа в психологическом консультировании.

Для эффективного психологического воздействия существенное значение имеет пространственная и временная организация беседы.

۞ Пространство беседы

Идеальной для консультирования является ситуация, когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном для этого кабинете, где максимально обеспечены уединенность, удобство и комфорт, где ничто не привлекает излишнего внимания клиента, не отвлекает его от беседы. Но даже в том случае, если этот вариант недоступен - нет удобной мебели и специального помещения, - консультацию можно успешно провести, специально организовав какую-то часть пространства, лучше всего в углу, где можно было бы посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения и, таким образом, максимально сосредоточив его на консультанте.

И деальный вариант посадки психолога и клиента - напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы каждый из них мог с легкостью видеть лицо собеседника, но, при желании, мог бы также отвести глаза в сторону без особого труда. Лучше всего, если они сидят не слишком близко друг к другу и у них есть пространство для ног, достаточное для того, чтобы свободно встать или сесть на свое место. Бывает полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или, при необходимости, вести запись. Но большой стол может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

۞ Время беседы.

Время является очень важной характеристикой консультативной беседы. Прежде всего, правильный выбор времени беседы, когда и у клиента, и у консультанта есть возможность поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову, во многом определяет то, насколько эффективным и успешным будет консультативное воздействие.

Кроме того, время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у которой должны быть четко обозначенные начало и конец. Часы на столе или на стене - это важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий клиенту и консультанту, что время идет и им обоим необходимо работать активно и динамично. Многое в консультативной беседе подчинено ходу времени. Для того чтобы любая реплика или интерпретация консультанта была действительно понята и принята клиентом, она должна появиться не слишком поздно и не слишком рано. Беседа разворачивается постепенно, но каждая ее часть, каждый этап должен произойти в отведенный для этого временной отрезок. В противном случае консультант может не успеть, не уложиться во время приема, а, следовательно, не только не помочь клиенту на этот раз, но, возможно, и подорвать его веру в эффективность психологического воздействия.

Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа:1) знакомство с клиентом и начало беседы;

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

Длительность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно проводится, а также теоретических ориентаций консультанта. Но все же в большинстве случаев время приема составляет один час (как у нас, так и за рубежом). Ориентировочно этот час можно распределить по выделенным выше этапам беседы, следующим образом: 1) начало беседы -5-10 минут;

2) расспрос клиента -25-35 минут;

3) коррекционное воздействие -10-15 минут;

4) завершение беседы -5-10 минут.

Остановимся подробнее на том, что представляет собой каждый из этих этапов, каких целей достичь и какие задачи должен успеть решить консультант в отведенное для этого время, каковы простейшие приемы организации процесса беседы.

2. Этап знакомства с клиентом.

Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема - это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Консультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, поднявшись навстречу клиенту, а то и встретив его в дверях кабинета; при необходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумки, а затем предложить сесть. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: “Проходите, пожалуйста”, “Усаживайтесь поудобнее” и т.п.

Ошибки начинающего консультанта.

Н е следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом , с первых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую -45-60 секунд, иначе у клиента может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться).

Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени . В принципе, клиент может отказаться назвать себя, но забывать или не предложить ему представиться - это значит, во многом обречь консультацию на неудачу. Оптимальная позиция консультанта по отношению к клиенту - это позиция равенства, одним из проявлений которого является равенство имен. Это означает, что лучше, если психолог представляется так же, как клиент - по имени-отчеству, просто по имени и т.д. (из этой рекомендации могут быть исключения, связанные с возрастом собеседника, а также со спецификой условий, в которых проходит консультация). Трудно предугадать, как именно представится клиент, поэтому лучше, если консультант даст ему возможность назвать себя первым, используя реплику типа: “Давайте познакомимся, как мне вас называть?” После того как клиент назовет себя, психолог, ориентируясь на его форму представления, сможет назвать себя соответствующим образом.

Б ывает , что в начале беседы консультант сталкивается с ситуацией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологическое консультирование , на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Такой вопрос может задать даже человек, пришедший на консультацию по собственной инициативе, но чаще необходимость в объяснении целей консультирования возникает в ситуации, когда психологу приходится вести прием вне стен консультационного центра - на предприятии, в школе, в больнице. В подобных случаях за психологической помощью чаще обращаются люди, недостаточно информированные о возможностях и ограничениях психологического воздействия. Трудно предложить какую-то универсальную формулу на все случаи жизни. Так Л.Я. Гозман придумал следующую формулировку: “Мы - психологи, советов не даем, никаких лекарств не прописываем. Наша помощь людям состоит в том, что мы разговариваем с ними и стараемся помочь им увидеть их собственную ситуацию со стороны, с другой точки зрения, иначе отнестись к ней и, если нужно, на основании этого принять решение или изменить свое поведение”. К подобным формулировкам никогда не бывает лишним добавить гарантию анонимности всего того, что происходит за дверями психологического кабинета.

С ледующий шаг, который необходимо предпринять, - это перейти непосредственно к процессу консультирования. Естественно предположить, что вначале необходимо, чтобы клиент рассказал о себе и своих проблемах. Этот ход настолько логичен, что нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглашения, иногда настолько торопясь, что забывают представиться. В такой ситуации лучше прервать собеседника и предложить вначале познакомиться, хотя бы для того, чтобы он немного отошел от заготовленного заранее рассказа, огляделся, больше настроился на совместную работу с консультантом, а не на монолог.

Е сли клиент молчит , ждет, что скажет консультант, ему можно помочь начать рассказывать о себе репликами типа: “Слушаю вас внимательно” или “Расскажите, что вас сюда привело”. Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: “Рассказывайте то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я вас сама спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость”. Иногда клиента можно специально успокоить: “Не торопитесь, времени у вас достаточно”.

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что консультативное воздействие - это, прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и клиент надолго может быть выбит из колеи, обидеться на консультанта, замкнуться, почувствовать себя неуверенно и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.

К таким неудачным словам, которые, к сожалению, часто встречаются в речи консультанта, относится, например, слово “проблема” . Употребление этого слова в начале беседы, до того, как его по отношению к себе применил сам клиент, может вызвать негативную реакцию. “Проблема” может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию.

Другая часто встречающаяся ошибка начинающих консультантов - излишняя фиксация внимания клиента на особенностях ситуации консультирования репликами типа: “Не бойтесь”, “Не напрягайтесь”, “Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...”. В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.

Установить хороший контакт с клиентом, правильно организовать беседу с самого начала - это значит, во многом обеспечить гарантию эффективности консультирования. Несложившийся контакт с человеком или вопросы, не решенные в начале беседы, могут стать препятствием в развитии беседы как раз тогда, когда это будет особенно нежелательно. Чаще всего именно они служат благодатной почвой для формирования сопротивления клиента психологическому воздействию, которое может проявиться, как нежелание продолжать беседу, претензии к консультанту, ощущение бессмысленности происходящего и т.д.

С опротивление консультированию - распространенное явление в начале беседы , когда клиент, уже находясь в кабинете психолога, все еще задает для себя вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Так, например , оказавшись лицом к лицу с консультантом, он может начать выражать сомнения по поводу того, подходит ему консультант или нет по возрасту, полу, профессиональному опыту и т.д. Что можно сделать в такой ситуации? Обсуждая это с клиентом, можно привлечь и некоторые доводы: “Практическая психология - это наука, поэтому мои личные особенности не играют такой уж большой роли, гораздо важнее профессиональная квалификация, которую вы сможете оценить, лишь начав работать со мной”.

Бывает, что обратившийся за помощью человек начинает разговор с общих тем и вопросов, которые лично к нему не имеют никакого отношения - почему сейчас так много разводов, как влияют особенности современной ситуации в стране на отношения между людьми и т.д. Конечно, полностью игнорировать вопросы клиента не стоит, но время консультанта ограничено, а разговор на общие темы может “съесть” ценные минуты, которых потом, когда человек начнет говорить о себе, не хватит (винить же в этом можно лишь консультанта, а не клиента). Необходимо помнить, что подобная дискуссия чаще всего представляет собой одно из проявлений сопротивления, страха перед началом беседы и ее возможными последствиями, поэтому лучше воспользоваться удобным случаем и помочь клиенту преодолеть эту ситуацию, задав вопрос: “А почему вас волнуют эти вопросы, что привело сюда лично вас?”. От прямого ответа клиент может уйти, но психологу следует предпринять такую попытку, и чем раньше это произойдет, тем легче будет для обоих сменить тему обсуждения.

Случается, что человек, пришедший в консультацию, просит консу-льтанта помочь не ему самому, а кому-то еще . Его запрос может быть, например, таким: “Пригласите сюда мою жену (мужа), дочь (сына), он (она) не хочет идти сам (-а), а ему (ей) требуется помощь”. Ситуация может дойти до курьеза, когда клиент начнет просить справку с подтверждением диагноза для кого-то из родственников, письмо в суд и т.д. В таких ситуациях психологу следует проявлять твердость: он работает только с теми, кто непосредственно обращается за помощью и кто готов обсуждать и анализировать свою жизненную ситуацию с точки зрения собственной ответственности за нее. Звонить, приглашать в консультацию, писать письма и т.п. - это значит вмешиваться в частную жизнь людей, зная о ней довольно мало и не представляя того, что думает о происходящем другая сторона. При этом стоит потребовать сориентироваться на работу того, кто уже пришел в консультацию, напомнив, что в любом конфликте есть две стороны, и даже если влияние одной из них на то, как разворачиваются события, на первый взгляд, незначительно, оно, несомненно, существует. Разобравшись в том, каково оно, можно попытаться хотя бы в чем-то изменить ситуацию.

1. Этап расспроса, формулировки и проверки гипотез.

На данном этапе главная задача консультанта - как можно лучше разобраться в проблемах клиента, понять, с чем связаны основные конфликты и тревоги. Условно разделим этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы последний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку.

۞ Первая фаза расспроса клиента.

Поскольку на этой фазе основная цель консультанта - “разговорить” клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ. Это “открытые” реплики типа: “Расскажите мне о ваших отношениях...”, “Какая у вас семья?”, “Когда и как это началось?” и т.д. Ответ на подобные вопросы - это просто предложение клиенту высказаться.

Естественно, пока клиент говорит, психолог не просто слушает, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования.

Консультант 1) поддерживает контакт с клиентом (наиболее эффективный способ поддержания контакта с клиентом в то время, как он говорит о себе, - внимательное, эмпатическое слушание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его внимательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие вставками типа: “Конечно”, “Я понимаю”, “Да-да”); 2) стимулирует его на дальнейший рассказ (полезной для психолога информации следует отнести, прежде всего, историю возникновения проблемы (когда и в связи с чем, она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отношения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана проблема с точки зрения самого человека и окружающих людей); 3) способствует целенаправленному развитию беседы (не позволять клиенту говорить все подрят; для того чтобы лучше концентрировать внимание на материале, консультант может вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента. Такое повторение - хороший способ стимулировать на рассказ и поддерживать контакт); 4) осмысливает то, что говорит клиент.

Процесс расспроса, исходя из используемой здесь модели, занимает 25-30 минут, но через 15-20 минут после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в проблеме и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консультативных гипотез. Что такое гипотезы в психологическом консультиро-вании, как именно они формулируются и проверяются.

۞ Гипотезы в психологическом консультировании.

Каждая гипотеза - это попытка консультанта понять ситуацию клиента. При этом опросы, что же НА САМОМ ДЕЛЕ происходит, каковы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ сложности отношений клиента с окружающими, являются абсолютно бессмысленными. Каждый участник смотрит на происходящее со своей точки зрения, опирается на свой жизненный опыт, собственные потребности, интересы и т.д.

Гипотезы в психологическом консультировании – это варианты более конструктивных позиций в ситуации, вероятные способы переориентации клиента в его отношении к своим проблемам.

Гипотезы консультанта основываются на том, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Но это лишь база для их построения.

Прежде чем давать интерпретацию, следует изменить представление клиента о происходящем, консультант должен сначала сам для себя достаточно однозначно сформулировать, что же происходит в жизни клиента, то есть, проверяя возникшие у него гипотезы, он должен остановиться на одной, наиболее подходящей данному человеку в конкретной ситуации. Проверка же возникших гипотез является основным содержанием работы консультанта на следующем этапе беседы.

۞ Вторая фаза расспроса клиента

Это этап проверки гипотезы. Если в первой фазе расспроса консультант задавал широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально меняется. Они направлены на уточнение возникших у консультанта идей (гипотез). Это уже вопросы по существу: “Сколько раз в неделю он возвращается после двенадцати?”, “Когда именно у Вас впервые возникло ощущение, что она нездорова?”. Консультанту следует стремиться к тому, чтобы ответы клиента были точными и конкретными. Формулировки типа: “часто” или “давно” здесь не подходят. Для кого-то часто - это раз в неделю, для кого-то - каждый день.

Основной и, пожалуй, самый надежный для консультанта подход к работе на втором этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями - для консультанта один из наиболее надежных способов проверить свои гипотезы. Известно, что чем подробнее человек говорит о чем-либо, чем больше конкретных деталей в рассказе, тем меньше отпечаток субъективности и односторонности и больше возможностей для понимания консультантом тех аспектов реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через которые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация.

Но что же это такое - полный, подробный рассказ о конкретной ситуации.

В подробном рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говорили и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участники ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела последствия и на что оказала влияние.

Пример: Представим себе, что речь на приеме у психолога зашла о семейном конфликте, и рассказывает о нем жена. Для того чтобы ее рассказ мог рассматриваться как конкретная ситуация, клиентка должна сообщить о том, что каждый из супругов делал перед началом ссоры, как проходила ссора, когда именно клиентка почувствовала, что завелась и в связи с чем, из-за чего, с ее точки зрения, это чувство возникло, что говорила она сама и что отвечал ей муж, чем была вызвана ссора с его точки зрения (по предположению клиентки), как и в связи, с чем ссора была прекращена, как разворачивались события дальше, долго ли отношения были напряженными, каковы последствия этой ссоры для их отношений.

Услышав полный рассказ, консультант может подтвердить или опровергнуть гипотезу, например, о том, что жена сама первая провоцирует конфликты, для того чтобы использовать их затем как средство давления на мужа, выдавая себя за жертву. Самостоятельный рассказ клиентов никогда не бывает настолько полным, чтобы сразу же удовлетворить психолога, и обычно вслед за описанием ситуации следует подробный расспрос.

Далеко не всегда клиент с легкостью отвечает на задаваемые психологом вопросы. Часто приходится потратить довольно много сил на то, чтобы ответы были подробными и описывали реальные чувства и переживания, а не были бы рассуждениями на тему. Если на первом этапе расспроса позицию психолога можно охарактеризовать как пассивную, то здесь она становится, по возможности, активной, консультант предлагает альтернативы, задает детализирующие вопросы, стимулируя, по возможности, память клиента. Бывает, что клиент считает, что полностью забыл какие-то моменты. В такой ситуации психологу следует подбодрить его: “Вспомните хоть что-нибудь”, “Не беда, если это несколько не соответствует тому, что было на самом деле, но Вы ведь можете, зная свою жизнь, максимально полно представить, как это могло быть”.

Другая часто встречающаяся трудность для клиента в таком рассказе - описание собственных переживаний и чувств других людей. Именно чувства и переживания должны, прежде всего, интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают действительность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе его проблем. Большинство людей мало прислушиваются к себе, не умеют анализировать свои переживания. Но психологу следует проявлять настойчивость, всячески помогая при этом клиенту. Например, предлагать различные альтернативы, подбадривать: “Так вы разозлились или испугались, услышав это?”, “Опишите свои чувства. Ведь даже если вы не обращали на это особого внимания, все же ничего не чувствовать в тот момент вы просто не могли. В жизни человека всегда есть не только мысли, но и чувства”.

Особенно часто приходится слышать от клиентов: “Затрудняюсь ответить”, когда речь заходит о переживаниях и состоянии других . В этой ситуации клиента можно заверить, что консультанту достаточно предположений. И это действительно так, поскольку особенности переживаний и поведения других людей психологу необходимы, прежде всего, для того, чтобы понять, как их воспринимает и оценивает клиент.

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточно; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультанта можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

Каждый рассказ требует времени и напряженной работы, следовательно, выбор его заведомо не должен быть случайным. С уществуют некоторые принципы для отбора ситуаций, о которых следует расспрашивать клиента:

1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными.

2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом.

3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описывающими целостные паттерны взаимодействия, то есть негативные, позитивные и нейтральные характеристики отношений.

Так, жалобы матери на то, что ее дочь не заботится о порядке в квартире и обычно разбрасывает повсюду свои вещи, не может служить примером конкретной ситуации. В качестве таковой здесь может быть избран разговор матери и дочери, который начинается с того момента, когда мать, придя домой, обнаруживает книги и одежду разбросанными, начинает сердиться на дочку, чувствует обиду и, подойдя к ней, говорит: “Опять все по-старому”. Умелый профессионал с легкостью может развернуть эту ситуацию дальше, выясняя, за что конкретно она обиделась на дочь, что та ей ответила и подумала и т.д.

Чаще всего бывает, что после того, как две-три такие конкретные ситуации обсуждены, консультант может с уверенностью сказать, какая из гипотез оказалась наиболее подходящей, какое именно поведение клиента приводит к тому, что в его жизни возникают проблемы, как можно ему помочь относиться к происходящему по-другому и соответственно вести себя. Это означает, что можно переходить к следующей фазе консультативной беседы - к оказанию психокоррекционного воздействия, к интерпретации того, что происходит.

4. Этап осуществления психокоррекционного воздействия.

Пожалуй, самый простой способ оказания воздействия, который эффективен тогда, когда беседа хорошо организована и логично выстроена консультантом и в ней полностью использованы возможности анализа конкретных ситуаций, - это акцентирование противоречий в рассказе клиента, рефрейминг (переформулирование) и переструктурирование окружающей его реальности при помощи комментариев типа: “В начале нашей беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступали инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чем-то, а, наоборот, искал пути примирения. Что вы по этому поводу думаете?” Поскольку в ходе приема активно работает не только консультант, но и клиент, по-новому осмысляя свою жизнь, то даже такого незначительного толчка может быть достаточно для того, чтобы клиент по-другому увидел происходящее. Таким высказыванием, консультант предлагает иное, необычное для клиента видение его жизненной ситуации. Жена из жертвы превращается в преследователя, а муж уже не выглядит коварным и безжалостным, каким его в начале приема представляла клиентка.

Даже если ответ клиента действительно свидетельствует о новом видении ситуации, это совсем не означает, что работа психолога окончена. Задача консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стремится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом. Любое неадекватное невротическое поведение всегда на каком-то уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом оно удовлетворяет те неосознаваемые потребности, которые по каким-либо причинам невозможно удовлетворить по-другому.

Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реализованными только в том случае, когда не только в сознании консультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.) - неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях: негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Обычно на этапе психокоррекционного воздействия клиент достаточно хорошо представляет себе, как его поведение и способы реагирования способствуют дестабилизации взаимоотношений. Но существуют ли позитивные варианты поведения в подобных ситуациях, и каковы они, решить ему самостоятельно бывает трудно. Большую помощь в этом может оказать консультант, но, естественно, не предлагая конкретные советы и рекомендации . Только сам человек может понять и оценить, что действительно будет работать. Роль психолога при решении этой задачи состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы поведения, а затем, критически оценивая их, выбрать наиболее подходящий вариант.

В различных психотерапевтических школах и подходах существенно расходятся представления о том, что и как должен делать профессионал, для того чтобы ситуация клиента действительно изменилась. Так, например, в системной семейной терапии клиентам будут даваться развернутые предписания того, что и как им необходимо делать. В психоанализе, напротив, психотерапевт никогда не заведет речи о том, что поведение пациента должно измениться, пока пациент сам не начнет рассказывать об уже происходящих в его жизни изменениях. Краткосрочное консультирование в этом плане более однозначно: клиенту следует помочь как-то изменить свою ситуацию, но при этом не стоит стремиться к каким-то значительным результатам и следует опираться, прежде всего, на то, насколько готов к изменениям сам клиент.

Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируя их, выбрать то, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации. Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации.

К сожалению, такая тщательная проработка позитивных вариантов поведения происходит не так часто. Для этого либо не хватает времени на приеме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. В этом случае не стоит настаивать на немедленной проработке позитивных поведенческих паттернов. Данная тема может быть предложена как материал для следующей встречи, о желательности которой в этом случае стоит специально сказать. Конечно, часто в силу различных причин человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше. Но, даже отпуская его для такого самостоятельного осмысления, консультанту следует подчеркнуть, что реальные изменения необходимы, понимание себя и ситуации без проявления этого вовне может не привести к желаемым изменениям в отношениях.

Процесс воздействия далеко не всегда складывается гладко. Иногда для того, чтобы пришедший в консультацию человек хотя бы в чем-то изменил свое отношение к собственной жизненной ситуации, бывают, необходимы дополнительные средства, более активная и настойчивая позиция психолога. Один из таких приемов - попытка расширить восприятие ситуации клиентом, которому предлагают взглянуть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение: “Вы ежедневно пытаетесь добиться помощи от мужа, напоминая ему о его семейных обязанностях. Как вы думаете, а как он относится к этим вашим попыткам, как воспринимает и оценивает то, что вы делаете?”

Таким образом, психокоррекционное воздействие - это, прежде всего попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению, и только как следствие этого изменения происходит облегчение жизненной ситуации, решение возникших проблем.

5. Этап завершения беседы.

На этом этапе психолог должен осуществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффективность даже самого успешного воздействия может быть значительно снижена. К их числу можно отнести следующее: 1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом.

Остановимся последовательно на каждом из этих пунктов.

Таких проблем можно с легкостью избежать, если в конце беседы консультант подведет ее итог, обобщит, о чем и зачем говорилось во время приема, выстроит основную логику сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть действительно очень коротким: клиент не запомнит его и только запутается, если он будет длиннее трех-четырех предложений, Важно, чтобы все, что назвал консультант, действительно обсуждалось во время приема и именно теми словами, которые используются для подведения итога, иначе в конце приема может вдруг возникнуть неожиданный спор с клиентом о терминах. Такой краткий пересказ содержания беседы может звучать, например, следующим образом: “Наш с вами сегодняшний разговор был посвящен вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что ваши конфликты с ней в основном связаны с тем, что ей кажется, будто вы постоянно учите ее, вы же хотите ей выразить свое беспокойство за нее, помочь советом. В ходе нашего разговора мы с вами пришли к выводу, что если бы вы смогли по-другому выразить свои чувства, рассказали бы ей о своих тревогах и переживаниях, ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за вами!”

Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав, хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.

2. Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием (этот феномен характерен не только для нашей страны, а распространен практически всюду). Безусловно, в реальности за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психологом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координаты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан. Хорошо, если это утверждение можно подтвердить чем-то практически. Например, пообещав, что обращающихся повторно записывают вне очереди (за другую плату, в другом месте и т.д.). Например, заключительная реплика психолога может иметь следующий вид: “Я считаю, что мы с вами сегодня: неплохо поработали. Если у вас возникнет желание обсудить со мной еще раз эту или любую другую ситуацию, я буду рад/-а/ встретиться с вами снова. Обычно я принимаю здесь по вторникам и четвергам во второй половине дня. Вас запишут вне очереди, если вы скажете, что уже были у меня на приеме”.

Нередко в ходе приема выясняется, что есть необходимость в помещении для получения помощи специалистов другого профиля либо у самого клиента, либо у кого-то из близких. Круг специалистов, потребность в которых чаще всего возникает после приема в психологической консультации, невелик - в основном это психиатры и юристы. Поскольку консультанту достаточно регулярно приходится рекомендовать обратиться к ним, лучше, если он не просто посоветует клиенту, к кому именно стоит еще пойти, но и назовет адрес и время приема. Идеальный вариант - это когда психолог работает с такими специалистами в сотрудничестве, имеет регулярную возможность обращаться за помощью и советом, ведет общих клиентов. Но даже если это не так, информация о том, где, кто, когда ведет прием, не только украсит беседу, но и повысит вероятность того, что клиент действительно обратится по указанному адресу (довольно много людей, испытывают трудности именно на этапе выяснения того, где и что находится, особенно в нашей стране, где получение пустяковой справки часто становится настоящим делом).

О дин из самых удачных вариантов завершения первой беседы - принятие решения о том, что контакты клиента с консультантом продолжатся, и они встретятся еще один или несколько раз. Как показывают исследования, для того чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной работы с ним, консультант должен в конце первой встречи достаточно четко сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. В дальнейшем эта договоренность может меняться, но лучше, если клиент хорошо представляет, что именно его ждет. Это поможет ему работать более эффективно и целенаправленно, более конструктивно строить взаимоотношения с психологом, не боясь попасть в зависимость от него. Не стоит откладывать в долгий ящик и решение вопроса о том, когда именно состоится следующая встреча, об этом не стоит созваниваться дополнительно и т.п., поскольку после перерыва или в ожидании дополнительной договоренности желание прийти может угаснуть. Лучше, если сразу будет назван день и час следующей встречи, удобный и консультанту, и клиенту. Эффективность встреч может значительно повыситься, если их время будет постоянным, так же как и место.

В случае договоренности о повторной встрече бывает полезно обменяться с клиентом телефонами. Жизнь изобилует случайностями - кто-то заболеет, отправится в срочную командировку и т.д. Возможность предупредить партнера об этом заранее и не ставить перед фактом отсутствия на приеме полезна обоим.

Необходимо отдельно сказать о случаях, когда клиент готов и хочет работать дальше, но консультант по каким-то причинам не может его “взять” - надолго уезжает куда-то, слишком занят и пр. Не стоит в этом случае откладывать работу с человеком, тем более что необходимость помочь может быть срочной. Психологу всегда следует работать в сотрудничестве с коллегами, чувствуя локоть соседа. Возможность передать клиента, порекомендовать ему кого-то другого - свидетельство включенности специалиста в профессиональное сообщество, и обычно это воспринимается вполне нормально. Необходимо лишь объяснить, чем именно вызван такой шаг, и проследить за тем, чтобы клиент дошел до предназначенного для него специалиста. Естественно, коллега должен быть предупрежден о приходе и иметь хотя бы минимальную информацию об уже состоявшемся приеме, для того чтобы у обращающегося за психологической помощью не возникло ощущение, что на первой встрече время было потеряно зря.

Планируемая встреча - часто хороший повод для клиента, чтобы начать более активно работать над собой самостоятельно, размышлять о себе и других. Помочь ему в этом могут домашние задания, предлагаемые клиенту консультантом в конце встречи. Обычно в качестве домашнего задания выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, по мнению обоих собеседников, полезно было бы скорректировать, изменить или глубже понять в результате наблюдения или тренировки. Домашние задания могут выполняться письменно: либо как одноразовые записи, либо в виде ведения дневника, но часто бывает достаточно просто попросить клиента подумать о чем-то или что-то сделать. Сам факт, что после получения домашнего задания клиент чувствует себя включенным в процесс консультирования, активным и полноправным его участником, значительно повышает эффективность работы консультанта, способствует углублению и укреплению межличностного контакта. Если домашнее задание уже было сформулировано в процессе беседы, следует еще раз повторить его в конце приема не только для того, чтобы клиент не забыл о нем, но и для того, чтобы он имел возможность еще раз обсудить с психологом, в какой форме и как его следует выполнять, выразил возможные возражения или идеи.

3. Прощание с клиентом - во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Обращение по имени при прощании укрепляет ощущение того, что работа с психологом прошла успешно, что возникшие на приеме отношения не просто формальность. Следует избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, врывается другой. Такой поток может оттолкнуть тех, кому важны личные доверительные отношения с профессионалом.

Может случиться, что прием прошел, не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо. Но особенно важно, чтобы и в этом случае психолог оставался профессионалом до конца - был готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.

Пример работы психолога с клиентом. Он-лайн консультация (ведет Юлия Терехова).

Он-лайн консультация никогда не заменит консультации в живую, это очень ограниченный формат, но здесь вы можете немного познакомится с тем как я работаю и как примерно может выглядеть терапия.

В данном случае мы видим пример женщины, которая на пределе своих сил и возможностей пытается сохранить свою семью. Но та семья в которой она живет сейчас совсем уже не та семья, с которой начиналась ее семейная жизнь. Все очень поменялось и для того, чтобы оставаться сейчас в этих отношениях, ей приходится переступать через себя, свое душевное спокойствие, ей приходится жить в тревоге и постоянно сталкиваться с тем, что вызывает ее раздражение и неприязнь.

Ее внутренний конфликт между тем, чтобы сохранить семью и жить в дискомфортных для нее отношениях, настолько обострен, что она обращается за помощью к психологу и в процессе нашего исследования ей удается сделать выбор и определить для себя как именно она хотела бы жить.

Это очень не простое решение. В решениях, связанных с разводами, обычно не бывает хороших и легких решений, всегда трудно, всегда больно, к таким решениям люди обычно приходят, когда уже больше не видят никаких возможностей сохранить семью. Когда пройдена точка невозврата. В данном примере решение женщины связано с разводом, и я поддержала ее, я думаю, что ей очень нелегко, она сделала все, что могла, но не все зависит от нее – в отношениях участвуют двое. И они оба влияют на то возможно ли сохранить отношения или нет. В одиночку невозможно наладить отношения.

Бывают и другие случаи, когда люди хотят остаться в отношениях, когда отношения для них не являются столь отравляющими, как в предыдущем случае, и они готовы искать способы сохранять и налаживать свои отношения, ну и тогда мы работаем в этом направлении.

Ко мне обращаются много женщин, много пар – гетеросексуальных и гомосексуальных - и у всех, как правило, много обид друг на друга и разочарований, недопониманий, соревнований, им не удается сохранить тепло и близость своих отношениях, и даже наоборот они скорее становятся чужими людьми, объединенные общим жилищем. В процессе терапии мы* помогаем им услышать друг друга, рассказать о своих чувствах и переживаниях, помогаем встретиться друг с другом и вновь обрести уважение и связанность.

*(в парной терапии я работаю совместно с Марией Романцовой).

Елена:

«Здравствуйте, Юлия! Если вы не против, опишу свои проблемы в сообщении. Причина - я слишком стеснительна, не хочу чтобы кто-то из знакомых узнал про мои личные проблемы. Мне 34. У меня не складываются отношения в семье».

Терехова Юлия – психолог:

«Да, Елена, пишите».

Елена:

«Спасибо. Мои проблема в том, что муж пьет. А как напьется, пристает и ругается. Да так, что у меня терпение заканчивается и я ухожу от него к своим родителям с двумя нашими детьми. Сейчас такой период. Уже месяц живем раздельно.

Знаю, что он не изменится никогда. Мы не враги, видимся каждый день. Он по мне скучает. Но если я вернусь, все повторится».

Терехова Юлия – психолог:

«Елена, и в чем ваш вопрос?»

Елена:

«Как мне быть? Решиться на развод или сохранить семью? Если семья, как жить с ним и сохранять самообладание, не переживать по поводу его обидных слов».

Терехова Юлия – психолог:

«А вы пробовали с ним разговаривать по поводу его злоупотребления алкоголем»?

Елена:

«Конечно, и не раз! Он обещает, что больше не будет, извиняется, но потом все повторяется снова».

Терехова Юлия – психолог:

«Возвращаясь к вашим словам про сохранение семьи, хочу поделится своим впечатлением от этих слов. Для меня это слышится похожим на: "как так задавить и сломать себя, чтобы я все-таки смогла жить с этим человеком».

Елена:

«Юлия, вы совершенно правы в своей оценке. В точку».

Терехова Юлия – психолог:

«Кажется, что вы хотите сломать или свернуть в какой-то узел что-то живое и очень ценное – себя. А правда ли вам нужно это делать»?

Елена:

«Каждый раз я ухожу навсегда. И возвращаюсь перешагнув через себя».

Терехова Юлия – психолог:

«А что вас заставляет перешагивать через себя»?

Елена:

«Боязнь одиночества. Не могу отпустить прошлое, то что связывает меня с мужем. Не могу решиться на новую жизнь».

Терехова Юлия – психолог:

«Мне очень понятен ваш страх. Распишите пожалуйста поподробнее, каким вы видите это страшное одиночество и что вы не можете отпустить из того, что связывает вас с мужем. Что страшного в новой жизни»?

Елена:

«Я ее просто не представляю».

Терехова Юлия – психолог:

Попытайтесь мне все-таки ответить на вопрос. Распишите пожалуйста поподробнее, каким вы видите это страшное одиночество и что вы не можете отпустить из того, что связывает вас с мужем? Это важно.

Елена:

«Юлия, я мечтала с детства о дружной семье. И мне жалко себя за свою несбывшуюся мечту. Мне кажется, пока я не развелась, ещё не все потеряно, а расставшись с мужем навсегда, придется похоронить свою мечту. Новые связи меня пугают.

А с мужем я начала дружить еще с 17 лет. Поженились когда мне было 25. Двое детей.

В перспективе: я с мужем развожусь, мы делим имущество, надо будет постараться, чтобы у меня было жилье, где я смогу жить с детьми и мы спокойно живем в этом доме - я и мои дети. Эти мысли у меня вызывают улыбку».

Терехова Юлия - психолог

«Елена, вы писали: «расставшись с мужем навсегда, придется похоронить свою мечту», - а правда ли, что с ним вы сможете построить ту дружную семью, о которой так мечтали? Можно ли ее построить с этим конкретным человеком?

И про несбывшуюся мечту, это, правда, очень и очень грустно. Но пока для вас она похоже не сбылась.

Вы пишите, что вы улыбаетесь - для меня это сигнал о том, что это то, что для вас хорошо и правильно сейчас. И мне очень радостно за вас, потому что сейчас вы такая, какая вы есть и не насилуете и не переступаете через себя».

Елена:

«Нет, с ним нет. Если не получилось, не знаю со скольких попыток, то уже не получится.

Возможно, это была моя вина, что мы так и не смогли стать равными. Как бы правильней выразиться. Его коробило, что он без высшего образования, пьющая мать, хотя я никогда не упоминала эти вещи как его недостатки - это для меня непринципиально. Он решил принизить меня, вместо того, чтобы работать над собой. Это замкнутый круг. Взаимные обиды и обвинения».

Терехова Юлия – психолог:

«Из того, что вы пишите, я поняла так, что это он, а не вы, не признавал вашего равенства. Елена, скажите, удалось ли вам что-то прояснить для себя»?

Елена:

«Да, Юлия, я понимаю, что насилование себя к хорошему не приведет, я не смогу жить с ним через силу.

По правде говоря, я торможу свою жизнь уже несколько лет. Жду, что кто-то решит мои проблемы для меня, за меня. Это уже вошло в привычку, когда возникает проблема, я успокаиваю себя тем, что пройдет время и все уляжется. Хотя самой уже надоела такая позиция, моя жизнь протекает без моего участия.

Я очень благодарна Вам за то, что Вы меня выслушали и расставили акценты. Вы - хороший психолог, очень тонко чувствуете совершенно незнакомого человека. Я уже не делюсь со своими родными и близкими своими переживаниями, чтобы лишний раз их не беспокоить».

Вот приблизительно так выглядит индивидуальная консультация. Конечно, хочу еще раз подчеркнуть, что при личной встрече можно глубже разобрать важные и интересующие темы, исследовать реакции и отношение к чему-либо, а также узнать, что с чем связано и на чем основано.

Написал Alex в рубрике

Ко мне на консультацию пришел клиент, с которым мы уже некоторое время очень плодотворно работали. Он находится в хорошем контакте с самим собой, своими эмоциями и поэтому работа у него идет быстро и легко. Мы начали консультацию с обсуждения тех изменений, которые произошли с прошлой нашей встречи. Потом наша беседа плавно перешла в сферу его отношений с девушкой.

Он сказал, что не уверен в своем отношении к ней. С одной стороны, многое в ней ему очень нравится, с другой стороны, он понимает, что им не по пути. Тогда я решил расспросить, как именно он понимает, что не по пути? Что конкретно является критерием оценки. Задумавшись на какое-то время, клиент ответил, что девушка принимает его таким, какой он есть, а это значит, что в будущем он может расслабиться, облениться, потолстеть и никуда не двигаться, ничего не добиться. Мне стало интересно. Я продолжил расспрашивать, и в результате выяснилось, что он ожидает от девушки, что она будет задавать ему направление развития, подымать планку. Тогда я выдал фразу, что обычно это паттерн мальчиков-отличников ожидать, что другие за них знают, как им жить. Сперва они все делают для мамы, потом когда подрастают, им нужно найти другую “маму”, чтобы уже она рассказывала, как им жить и ставила оценки. Он со мной согласился и подтвердил, что я попал в точку. Мы решили поработать с этой темой, помочь ему разобраться, чего же он сам хочет, найти его собственные цели.

Клиент замечательно визуализирует. То есть, если его что-то попросить представить, он легко это представляет. Я сам визуал, поэтому мне легко работать с другими визуалами. Я спросил его:

– До скольких лет Вы планируете прожить?

Он ответил:

До 60 примерно.
– А почему не до 80?
– Я не знаю, что я буду делать после 60.
– Посмотрите как-нибудь семинар Фрэнка Пьюселика, может появится какая-то идея.
– Ок.
– А сейчас, пожалуйста, представьте себе, что Вы подошли к концу жизни. Как бы это было, если бы Вы были удовлетворены своей жизнью, тем, как Вы ее прожили? Что бы Вы увидели, если бы посмотрели назад на прожитые годы? Какими событиями она наполнена? Что запомнилось Вам больше всего? Что доставляет больше всего радости? – здесь я уже говорил немного трансовым голосом, погружая клиента в легкий транс, чтобы он как можно более ярко представил себе все эти события.
– Но я не удовлетворен своей жизнью и тем как она прошла.
– Как бы это было, если бы Вы были удовлетворены? Или спросите себя, что стоит изменить или добавить в этой жизни, чтобы чувствовать удовлетворение?

На какое-то время он ушел в себя. Потом клиент рассказал мне, что ему представилась красивая жена, дети, друзья, как они проводят время, где отдыхают, как он достигает целей и зарабатывает деньги и т.д.

Убедившись, что именно это ему приносит удовлетворение, я попросил его представить свою линию времени и позволить этим событиям разместиться на ней в периоде между настоящим и 60 годами. Клиент немного задумался, а потом сказал, что у него не получается. Что, будто бы, линия отдельно, а эти приятные картинки отдельно. И вообще, у него после 30 лет на линии времени темнота и пустота. До 30 все ярко и красочно, а на 30 стоит какая-то перемычка, за которой нет ничего. Я предложил заполнить эту пустоту и отправить туда эти события. Но что бы он туда не отправлял – все словно проваливалось в дыру.

Клиент сказал:

– Такое ощущение, будто уже поздно. Будто, надо было все это получить до 30 лет, а сейчас я уже опоздал и ничего с этим не сделаешь.
– А если бы Вы получили все это до 30, что было бы потом?
– Потом бы я просто жил.
– А что именно Вы бы делали? Чем была бы наполнена жизнь?

Я продолжал задавать вопросы, но они явно не проясняли ситуацию. Он был убежден, что есть вещи, которые нужно сделать до 30, и если время упущено, если основа не заложена, ничего уже не поделаешь. Я же понимал, что это только установка в его голове, но ни мои примеры, ни какие-то обоснования не приводили к изменению. Тогда мне пришла мысль, что стоит копнуть глубже, что чего-то не хватает, чего-то я еще не увидел. Я предложил ему развернуть линию времени и войти в нее, представив себе ее в виде дороги. Когда он сделал это, то оказалось, что он находится на красочной красивой дороге. Я предложил ему идти вперед, но когда он начал идти, стало очевидно, что ничего не меняется. Он как будто шел на месте. Это был некий защитный механизм, который ограждал его от движения вперед, потому что, если он реально пойдет дальше, то попадет в эту пустоту. Я попросил его поискать выход, и он каким-то образом поднял эту красивую “ширму”, чтобы пройти дальше. Как только он погрузился в эту пустоту, сразу почувствовал себя очень одиноким и потерянным. Я попросил его идти дальше. И он шел, приближаясь к старости. По мере того, как он шел, таяли его силы, но ничего не менялось в лучшую сторону. Все выглядело очень пессимистично, но я знал, что решение где-то есть. Метафоры – это всегда, как кубик Рубика, который, если умело покрутить, рано или поздно получится собрать.

Я попросил его описать эту темноту и пустоту, какая она. Он сказал:

– Как будто она идет изнутри меня.
Тогда у меня возник в голове замечательный вопрос, который и помог сделать сдвиг в этой работе:
– Чего хочет эта пустота? Спросите у нее.

Он спросил и получил ответ, что пустота хочет защитить его.

– От чего она хочет Вас защитить?
– От боли.
– Кто или что причиняет боль?
– Другие люди.

Где-то здесь он смог заглянуть за эту пустоту и увидел там реальный мир и какой-то конус, который торчал из него, начал колоть в грудь. Это было больно, а эта темнота защищала, закрывала его от боли. И таких вещей, как этот конус, в мире достаточно. “Они не злые”, – сказал он мне, – “просто они там есть и будут мне встречаться. Но они опасны, они могут разорвать на части”. И стало понятно, что нужно что-то с этим делать.

Он нашел решение. Увидев себя со стороны, клиент сказал, что этому человечку (подразумевая себя) нужно укрепиться, стать сильнее, чтобы эти конусы не могли его разорвать, чтобы он мог проходить сквозь них, как люди идут сквозь листья в лесу. При этом листья могут порезать кожу, но не могут причинить серьезного вреда.

Чтобы укрепить себя – ему следовало выпить некую жидкость, которая появилась там же. Но, когда он ее выпил, произошло,будто бы, какое-то разделение. Что-то внутри было отделено от оболочки. При этом оболочка была сделана из софт-тач пластика. В какой-то момент из него начала выходить какая-то слизь. Он начал идти вперед, а тьма перед ним раскрывалась. И по мере того, как он шел, из него выходила слизь, а сам он становился все крепче. И мир вокруг становился более ярким. Наступил момент, когда уже не нужно было идти дальше, когда вся слизь вышла. Тогда он сказал, что нужно ее убрать.

После уборки его линия времени стала чистой, и на ней была “проявлена” жизнь. Я снова предложил ему сделать то, что мы делали в самом начале нашей работы, а именно, представить все те замечательные моменты, которые должны наполнить его жизнь и разместить их на линии времени. В этот раз все отлично получилось и на этом мы закончили работу.

Пара слов о том, что это было. Судя по той работе, что мы проделали, в результате какой-то травмы у клиента выработался защитный механизм, с помощью которого он прятался от жизни. В результате он не видел своего будущего, точнее не хотел видеть, не планировал особо ничего. Жизнь с ним просто случалась. То есть, он плыл по течению и имел некую неосознаваемую установку, что дальше уже ничего хорошего не будет. В нашей с ним работе мы трансформировали защитный механизм, помогли ему начать смотреть вперед и наполнить жизнь своими целями.

О результатах работы напишу через несколько месяцев. Такие глубокие изменения требуют времени.

Здесь представлены некоторые случаи из нашей психологической практики. Мы включили сюда достаточно много примеров, касающихся здоровья, потому что они наиболее объективны с точки зрения оценки эффективности проведенной работы. Одно дело, когда клиент говорит, что его проблема исчезла и другое, когда это подтверждается заключением сторонних экспертов.

Иногда бывает достаточно встряхнуться от сна…

Молодой человек А… обратился с жалобами на неудовлетворительное самочувствие. Уже больше года держится небольшая температура, снижена работоспособность, нарушен сон, аппатия настолько сильная, что пришлось взять академический отпуск. Обследования у врачей не выявили ничего, что могло бы быть причиной подобного состояния.

Семья из четырех человек: А…, его мать, отец и старшая сестра живут в собственном доме. У каждого есть свое пространство. Отец – предприниматель, по характеру демократичен, к сыну настроен доброжелательно, видит в нем продолжателя своего дела. Отношения между отцом и сыном спокойные, но не доверительные. Мать – домохозяйка. В детские годы вела себя по отношению к сыну авторитарно, в настоящее время отношения ровные, но лишены теплоты. Со старшей сестрой у А… постоянные мелкие конфликты, из-за ее навязчивых нравоучений.

На момент консультации можно было бы описать психологический портрет А…, как устойчивую личность, имелись полностью реалистичные установки относительно перспектив жизни в части работы, создания семьи, круга общения. Контакты со сверстниками конструктивные, интересы подчинены целям развития. Единственно в чем можно было «упрекнуть» А… это в некоторой конформности по отношению к планам, предлагаемым отцом. При этом А… имел темперамент интраверта и повышенную эмоциональную чувствительность. В принципе А… отдавал себе отчет в том, что продолжение бизнеса отца снимает множество вопросов, он и учится поступил в профильный этому бизнесу институт, но все же большого энтузиазма по поводу такого будущего у А… не было.

В какой-то момент консультации, А… глубоко задумался и сообщил, что совершенно не видит свое будущее под «крылом отца», ему хочется быть свободным и не только в дальнейшем, но прямо сейчас. Так же А… открыл для себя, что ему тягостно находится на финансовом попечении отца. В принципе А… знал про все это и раньше, но как бы отмахивался, находился в некой спячке. Сейчас он вдруг очнулся.

Через день А… позвонил и сообщил, что температура исчезла и ему стало намного легче. Через неделю он восстановился в институте, но уже на вечернем отделении и поступил работать оценщиком в страховую компанию, что позволило ему «жить на свои». Состояния подобные тем, с которыми он обратился к нам, больше не повторялись.

*******

Дети Индиго существуют …

На прием пришла мама с девочкой четырех лет. Дочке поставлен диагноз – детский аутизм. Для справки – это практически приговор на спецобучение и жизнь вне полноценного социума, возможностей для радикального излечения на сегодня не существует. Пройдя обследование у многих специалистов: невропатологов и психиатров мама все-таки решила еще раз проконсультироваться теперь уже у психолога. Формально основные признаки аутизма были на лицо: отсутствие интереса к социальным контактам, отсутствие речи. Однако, других признаков: регидности поведения и навязчивых повторений в данном случае не было. Еще одним признаком истинного аутизма является «холодный» взгляд ребенка.

Здесь был совсем другой случай, как только они вошли, мы увидели очаровательную, но очень испуганную девочку – индиго . В глазах этого ребенка была неземная мудрость (нам землянам очень сложно почувствовать теплоту этого взгляда – это любовь более высокого порядка, чем мы привыкли наблюдать в нашей жизни). Дети индиго часто с трудом адаптируются к нашей реальности, а в данном случае были и причины со стороны матери. Мама призналась, что один из психиатров сказал – Мамочка Вас самих лечить нужно . Действительно мама была человеком творческого склада – художница по профессии и увы с маниакальным синдромом. Вот и получилось, что девочка попала в «клещи» - с одной стороны сложность социума в котором она очутилась, с другой стороны нестабильная психика матери. Девочка оказалась одна в совершенно непонятном мире, без точки опоры и испытывала тотальный испуг от всего происходящего. Естественно, что развитие девочки затормозилось.

Во время консультации мы общались с девочкой больше невербально, то есть мы ей что то говорили, спрашивали, а она реагировала выражением лица и позами или некоторыми звуками. В какой-то момент моя коллега (в виду сложности мы решили проводить консультацию вдвоем) нарисовала цветок и дала девочке со словами – Это тебе . И тогда произошло событие, которое потрясло меня до самых глубин. Девочка взяла чистый лист бумаги, желтый фломастер и нарисовала что-то вроде солнца и передала моей коллеге. Перед нами был маленький человек чистейшего сознания и безграничной любви.

В дальнейшем дело приняло несколько неожиданный оборот. Через два месяца мама позвонила нам и сказала, что приняла решение отдать девочку на воспитание своей бабушке, живущей в другом городе, а самой сосредоточится на творчестве. Собственно, девочку она туда уже отвезла. Мама позвонила сказать, что у бабушки девочка заговорила .

*******

Поиски любви …

Предпринимательница С… из Москвы обратилась за консультацией по поводу нескольких проблем. Сейчас ей 30 лет, но встретить подходящего мужчину не удается, плюс периодические депрессии и запойные состояния, плюс в последнее время полное нежелание посещать собственную компанию.

Консультации проходили по Scype . Первое, что бросилось в глаза – явно не укладывалось в образ бизнесмена и преподавателя университета. С… сильно покраснела, прятала лицо за пределы видимости камеры, спросила – А вы всегда меня будете видеть?… ну … я скоро привыкну, вы не обращайте внимание . Стало ясно, что придется работать с глубоко структурированным комплексом и опасными психотическими реакциями. Интуитивные выводы сразу же нашли подтверждение в многочисленных биографических данных. Выяснилось, что депрессивные состояния длятся по нескольку недель и выражаются в тупом лежании на диване и непрерывном просмотре телесериалов, плюс алкоголь заливается до состояния полного беспамятства, при этом слезы текут безостановочно . О ком и о чем она плачет сказать затрудняется. Отношения с мужчинами периодические, если постоянного мужчины нет, то пускается во все тяжкие – каждый день новый мужчина . В двадцатилетнем возрасте был сделан аборт на 6-м месяце – Я боялась, а что скажет мама . В школьный период был случай, когда она бросилась на мать и отцом с ножом, одного ранила не сильно . Все это довершалось двумя попытками самоубийства во взрослом периоде.

Было бы неправильно представить С… как некого разнузданного монстра. Окончила школу с золотой медалью. Серьезно занималась музыкой и вокалом, сейчас в качество хобби участвует в концертах и шоу. Много путешествует, много читает. Обладает блестящей эрудицией и сильной харизмой, высококреативна, про таких говорят – перед ними открываются двери. Что же касается характера, то наша консультация проходила очень по дружески, С… была предельно откровенна, была на «стороне психолога», доверие и теплота были даже с избытком. В этом то и звучал глубоко детский «синдром – любите меня». С… бессознательно предлагала себя всем и каждому в качестве объекта любви, предлагала по детски наивно, открыто и страстно. При всей своей интеллектуальной силе, действительно неординарной, С… совершенно не осознавала своих мотивов. Личность по своему очень целостная в данном случае была не способна транцендироваться для самоанализа именно в силу целостности. Детские «закладки» классические – Мне нужен такой же хороший мужчина как мой папа; Каждые несколько дней я звоню маме, разговариваем по 2-3 часа, я спрашиваю ее, возможно я что-то неправильно делаю?; Папа говорит мне, что я должна быть хорошей, что не должна позволять мужчинам так поступать со мной . Это говорит тридцатилетняя женщина лидерских наклонностей.

Мы понимали, что в данном случае наилучшим решением будет неявная «провокативная терапия», так как С… находилась в пограничном состоянии с отрицательной динамикой. Первую половину сессии провели в экзистенциальном ключе и только потом задействовали модель активации. Закончили сессию так называемым «зеркалом». По нашему мнению «провокативная терапия» в чистом виде может применяться только для людей с выраженным преобладанием логического мышления или лиц деспотической типологии.

Сейчас у С… все хорошо, состояние уверенное, она возобновила активное движение к своим целям. Станет ли ее сегодняшнее состояние правилом на всю оставшуюся жизнь зависит теперь только от нее самой. Все карты раскрыты. Настало время играть новую игру под названием Жизнь или вернуться к старой в своем воображении. Это зависит от нее самой.

*******

Жизнь превращенная в борьбу за …

Молодой человек Д…. обратился по поводу сложностей в построении отношений с противоположным полом, плюс напряженные отношения с сослуживцами, плюс ухудшение памяти и отсутствие внутреннего покоя.

Биография вполне благополучная. Работает юристом на госслужбе, продвигается по карьерной лестнице, быть может не так стремительно, как хотелось бы, но продвигается. Поставил для себя цель активного личностного роста, в связи с чем его сутки расписаны буквально по минутам, между работой, посещением концертов, чтением книг, занятии единоборствами, паркуром, изучением языка и пр. и пр. Детство прошло в достаточно хороших условиях, тот редкий случай, когда все было в меру и права и обязанности, и успехи и неудачи. Н…. обладает хорошей способностью к обучаемости, коммуникабелен, по хорошему критичен к себе, достаточно уверенно строит отношения на принципах паритета. При всем при этом (ему 26 лет) он не может найти девушку, которая его бы устраивала и в последнее время склоняется к отказу от дальнейшего поиска. В его жизни нарастает психологическое одиночество. Друзья постепенно переходят в разряд знакомых. Коллеги по службе в целом доброжелательны, но количество «подколов» и «розыгрышей» стало чрезмерным, доходящим до глумления. В отношениях с начальником скованность и робость.

На начальной стадии консультирования нам не удалось выявить каких-либо значимых дезадаптивных установок и нереалистичных ожиданий. Скрытых потребностей, по крайней мере распространенных: любви, внимания, защищенности и их производных тоже не просматривалось. Все в границах нормы.

Только в конце нашей консультации вдруг пришло озарение. Д… невысокого роста, 165 для мужчины – малышом не назовешь, а реально то все кругом выше.

Хочется быть равным, но когда всю жизнь смотришь на людей снизу вверх, то возникает дефект восприятия себя самого. Начинается бессознательная битва, сначала за равенство, потом за право на жизнь, а потом и вовсе с ветряными мельницами. По капельке по капельке Д… превратился в вечного искателя некой правды о которой сам ничего не знает, а на поверку стал в обществе persona non grata из-за своей воспаленной принципиальности и бессознательного экспансионизма. В его жизни образовалась психологическая дистанция, которую он установил своей же верой в некую несправедливость, суть которой он сам не осознает .

Психотерапевтический процесс был построен в три этапа. Мы провели с Д… сначала несколько психодраматических сессий, направленных на восстановление диалога с окружающими людьми, вхождения в контекст взаимопомощи и обусловленности. Вторым этапом прошли тренинги трансформации моделей поведения от «игры на победу» к «игре на удовольствие». Закончили работу коучинговой сессией построения желаемой реальности.

Последующие контакты с Д… показали, что его жизнь приобрела иные очертания - возникли дружеские контакты, появилась внутренняя гармония, на службе исчезли предвзятые отношения.

*******

Когда нет другого выхода

Это один из случаев длительной работы, когда начинается работа с клиентом по одному поводу, а заканчивается совершенно на иных уровнях.

В первое мгновенье показалось, что звонившему из Москвы мужчине далеко за 50. Судя по интонациям он был тяжело болен и находился в предельно подавленном состоянии, настолько подавленном, что возникали сомнения в успешности какой-либо психотерапии. Иногда приходится сталкиваться с такими случаями, когда человек обессилен психологически настолько, что помочь ему уже невозможно. Показалось, что это именно такой случай. В ходе разговора выяснилось, что на самом деле звонящему 36 лет, в недалеком прошлом Н… преуспевающий бизнесмен. Состояние здоровья действительно критично. Общая обессиленность, атония кишечника, дискенизия ЖКТ и желчного пузыря и пр. и пр., хуже всего с сердцем – аритмия, блокада проводящих путей, дистрофия миокарда. Будучи человеком обеспеченным Н… прошел обследование всех врачей в клиниках самого высокого уровня, но этиология происходящего выявлена не была. Несмотря на выполнение всех рекомендаций врачей и длительный прием медикаментозных средств состояние Н… продолжало ухудшаться. Стоит вопрос о имплантации искусственного кардиостимулятора.

Договорились, что Н… соберется с силами и приедет в Санкт-Петербург на консультацию.

В ходе консультации были получены данные весьма и весьма положительные о состоянии психологических паттернов клиента. Человек состоявшийся, высокоуспешный, два высших образования. Прекрасный климат в семье, двое беспроблемных детей. Детский период Н… характеризовался достаточно высоким уровнем психотравматичности, последствия которого, однако, были полностью реконструированы в адаптивную форму в первые же годы самостоятельной жизни. О высокой способности Н… к рефлексии, говорит, то, что он самостоятельно справился с заиканием преследовавшем его в течение детского периода; после окончания школы без какой либо протекции родителей организовал собственный бизнес; уверенно решил некоторые физиологические и психологические проблемы интимного плана. Мышление активное, лидерское, в высшей степени конструктивное и позитивное, в последнее время начал заниматься духовными практиками.

С точки зрения классической психологии все объективные социо-психологические константы Н… на момент нашей встречи были в норме. С позиций же онтопсихологического исследования отчетливо наблюдались интенции негативной психологии со стороны матери и соответствующая комплиментарная зона «жертвы» в психике «внутреннего ребенка». В таких случаях, когда объективно незавершенных гештальтов нет, самым сложным моментом терапии является то, как донести до сознания клиента, наличие ошибки. Единственными фактами, подтверждающими негативную диаду, был рассказанный Н… сон. Однако, сновидение – неопровержимо для психолога, но сомнительно в своей значимости для клиента. Другим фактом было то, что Н…. настоял на возвращении матери (она эмигрировала в Израиль) в Россию (здесь он построил для нее квартиру рядом со своей). С точки зрения социо-культурной ничего предосудительного. Построить на этом даже когнитивную терапию невозможно.

В этой ситуации был использован метод экзистенциальной терапии. Беседа в которой, анализировались базовые элементы существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, веры и т. д., длилась 6 часов непрерывно. Как бы это ни звучало аморально, но клиенту было предложено разорвать отношения с матерью. Расставаясь, Н… пообещал как следует взвесить все доводы, однако, чувствовался достаточный скепсис.

Примерно через месяц раздался звонок из Москвы.

Вы знаете, в моей жизни все кардинально переменилось. Я возобновил работу, то, что было с моим желудком и кишечником сейчас день и ночь. Сердце отпустило, я прошел обследование у кардиологов, конечно, там еще есть претензии со стороны медицины, но вопрос о имплантации кардиостимулятора однозначно снят. Ко мне вернулись силы я полон планов, работаю днями и ночами напролет, настроение бодрое. Я скажу вам честно, сначала я вам не поверил, в моей голове не укладывается, как могут влиять отношения с матерью на мое здоровье, но потом я решил, что это мой последний шанс. У меня просто не было другого выхода, смерть была рядом, решил попробовать выполнить ваши рекомендации, даже если я не понимаю .

С тех пор прошло несколько лет. Жизнь Н… складывается успешно, как в плане бизнеса, так и в плане здоровья и личной жизни. Более того, сейчас Н… начал политическую карьеру.

Через несколько месяцев после той «знаменитой» консультации, мы продолжили работу с Н… но уже совсем по другим поводам. Как уже упоминалось, в последнее время Н… стал проявлять интерес к духовным практикам и всему, что связано с личностным ростом, сознанием и глубинными причинно-следственными связями, действующими в социуме. Было проведено большое количество консультаций по этим темам. Далее, была поставлена задача выхода на принципиально более высокий уровень успешности за счет развития интуиции. В течение двух лет мы проводили консультации по телефону, плюс после консультаций отправлялось резюме по электронной почте. Следующим шагом со стороны Н… стал заказ на разработку «Проекта развития» длинной во всю жизнь. Такой проект был создан и сейчас находится в стадии осуществления.

Особенно хотелось бы остановиться на отношениях Н… с матерью, чтобы не сложилось ложного впечатления об аномальности онтопсихологического подхода. В данном конкретном сулчае речь идет не столько о негативности, сколько о проникновении в незащищенную психику чужого семантического кода. Человеку достаточно восстановить «зависший» участок сознания, что бы снова стать индифферентным к подобным влияниям. В течении двух лет Н… не поддерживал контактов с матерью, в этот период за счет глубокой внутренней работы он сумел увидеть свои «слабости» и реконструировать их. Сейчас Н… вернулся в русло нормальных отношений с матерью, которые характеризуются любовью и взаимопониманием .

*******

Перейти от представлений к действию …

Женщина 45 лет, работает психологом-логопедом. Обратилась по поводу повторяющегося изматывающего сна насыщенного страхом. Сюжет сновидений прост – Некто пытается открыть дверь и войти в ее комнату. Дверь сотрясается, выгибается буквально дугой и вот-вот сорвется с петель и тогда войдет кто-то очень страшный. После этих снов Л… , так звали нашу клиентку, просыпалась объятая жутким страхом и долго не могла придти в себя.

В данном случае мы решили провести онейродраму , то есть разыграть сновидение в реальности. С этой целью мы пригласили Л… на группу. Были выбраны персонажи: дверь, ключ, замок, страх и сама главная героиня (играла ее не Л…, а друга женщина). В задачу Л… входило еще раз пережить во всех подробностях перепетии повторяющегося сновидения и собрав волю открыть дверь самой, что бы встретится со страхом лицом к лицу.

После проведения онейродрамы состоялся шеринг – обмен пережитым каждым из участников. Своеобразная обратная связь. Все участники действительно испытали присутствие страха, но отметили, что страх находился не в Л…, а был другим человеком мужского пола. Сама Л… так же ощутила, что страх является не ее собственным, а сторонним существом. Мы попросили Л… вспомнить детство. Выяснилось, что ее отец работал где-то в спецслужбах и Л… вспомнила, что он не раз высказывался, уходя из дома, что не уверен в том, что он увидит свою дочь снова. Л… ощутила в виде инсайта, что образы страха и отца совместились. В сновидениях Л… переживала страх своего отца, который он транслировал ей в детстве.

Образы совместились, ситуация стала понятна на рациональном уровне и Л… больше не страдала от подобных сновидений.

*******

От букета комплексов к просветлению …

Эта работа велась в течение более чем трех лет, только с помощью переписки по электронной почте. Было проведено более сорока консультаций в объеме около трехсот страниц.

Молодой врач-нейрохирург из Н. Новгорода обратился за консультацией по поводу налаживания отношений с девушкой. Попутно были заявлены: нейродермит, бронхит и повышенное давление, плюс постоянные конфликты со старшей сестрой и непонятки на работе. Непонятки состояли в том, что будучи перспективным и очень старательным врачом, на хорошем счету у руководства больницы, ему никак не удается пройти повышение квалификации. Все возможности по разным причинам закрываются как будто нарочно.

Когда мы начали консультации с П… , так звали молодого человека, сразу выяснилось, что он обладает необычно высокой эмоциональной чувствительностью, болезненно переживает как свои промахи, так и все издержки современной бюджетной медицины. Человек гиперответственный, что приводит к огромному количеству сверхурочной работы и манипуляциям со стороны коллег. То же самое в отношениях с сестрой – видя безотказность и совестливость П… она загружает его попечительством над своим маленьким ребенком. Отказаться от всего этого П… не может, а все несправедливости переживает молча внутри себя. В таких случаях всегда присутствует застарелый детский аффект связанный с несправедливостью. Так и оказалось – в детстве его сбила машина, водитель с места происшествия скрылся и П… пролежал несколько часов на обочине в беспомощном состоянии, а в больнице над ним еще и врач посмеялся. В такие моменты дети дают себе клятву – «Когда я вырасту я никогда так делать не буду, я буду спасать всех кто попал в беду». Нечто подобное происходило и в более позднем возрасте. Первый сексуальный контакт был неудачным, не столько фактически, сколько по мнению девушки, которая надсмеялась над ним и хуже всего что - рассказала о его «несостоятельности» одноклассникам. Плюс отец П… был судья, что дополнительно способствовало становлению необоснованно завышенных нравственных установок. Эти детские сценарии стали решающими в отношениях с последней девушкой. Внешне ситуация выглядела так, что он ее любит, а она его нет. Но оказывается, что эту девушку недавно сбила машина и у нее были серьезные посттравматические явления. Очевидно, что в данном случае любовь подменена сценарием, что полностью подтверждалось объективным анализом.

Нужно отметить, что в лице П… мы нашли старательного и добросовестного ученика. Хорошо, что он был врач и имел начальные познания в психологии. Поэтому нам не пришлось начинать его психологическое образование с ноля. Именно образование, так можно охарактеризовать стиль нашей удаленной работы с П… , так как в силу его финансовых затруднений мы не могли вести телефонные переговоры, только переписка, а значит невозможно было использовать многие психотерапевтические методики. Работа строилась на рефлексивной основе. Каждую консультацию мы начинали с какого-либо концептуального ядра: свобода, мораль, ценности и т.д. с подробным изложением как теоретических посылок, так и примеров бытового плана и заканчивали вопросами для самостоятельной работы. На этом этапе главным было «развести» сознание П… по эшелонам, как говорят летчики. В сущности П… был очень высокообразованным и высоконравственным человеком, но попросту запутался в стандартах и приоритетах.

Последние годы П… активно занимался бодибилдингом. Когда мы стали исследовать этот аспект, то быстро пришли к пониманию, что мотивации для занятий не имеют ничего общего с темой здоровья и удовольствия. Лишь кратковременные улучшения работоспособности и настроения после тренировок показывали, что энергия расходуется на компенсацию ощущения неполноценности (в основном сексуального плана), плюс эдипов комплекс заставлял накапливать превосходство за счет гипертрофии маскулинных образов. Для адекватирования психологического запроса, учитывая его реальные страхи перед мужчинами, мы порекомендовали П… переменить вид спорта на единоборства. П… выбрал кик-боксинг. Результаты появились очень быстро. Примерно через месяц занятий новым видом спорта у П… полностью нормализовалось давление и практически исчез нейродермит. Сам П… отметил, что он стал намного увереннее чувствовать себя в социуме, появились друзья в том числе и в среде кик-боксеров.

Наиболее сложной зоной было все, что связано с профессиональной деятельностью, где были в действительности очень размыты критерии нравственности и допустимых пределов. Как измерить у врача количество отданной энергии, как точно определить границы ответственности, когда речь идет о жизни и смерти пациента, тем более что он находится «в руках» не одного а многих специалистов и обслуживающего персонала? Для П… с его повышенной эмоциональностью необходимы были не только четкие, но глубоко обоснованные критерии выбора тех или иных действий. Иначе он мог буквально сгореть на психическом уровне. Нам не оставалось другого выхода как предлагать для рефлексии материал философско-теологического содержания с тем, что бы создать действительные, универсальные опорные точки сознания.

Мы опустим, здесь все, что касается терапевтической работы по поводу отношений с матерью, сестрой, девушкой, карьерных моментов. В течение года все это наладилось и перестало волновать нашего клиента. Интересно другое. Те материалы, которые использовались во время работы, всколыхнули совершенно другой уровень восприятия. П… серьезно заинтересовался всем, что связано с инфрафизическим уровнем причинно-следственных связей, а говоря на бытовом языке с теософией и эзотерикой. Кик-боксинг вскоре уступил место У-шу и Цигун, а самыми читаемыми стали: Ведические и даосские тексты, трактаты Е.Рерих, Д.Андреева и др. Вскоре П… стал заниматься в одной из школ духовного развития, получил посвящения, у него открылись экстрасенсорные способности - видение тонкой материи, семантического поля человека. Наша психологическая работа перешла в русло действительных консультаций, а не психотерапии, как это было прежде. Жизнь П… перешла на другие уровни мотивации от потребительского до подлинно онтического. - Есть еще просьба, помоги мне выявить и найти все мои комплексы, блоки сознания, не надо за меня решать, просто помоги мне их увидеть . Появились и сложности неизмеримо более высокого уровня. - Я раньше думал, что вот духовный путь и все будет прекрасно на нем. В белом сверкающем свете ………Мировосприятие и уровень сознания прыгает неимоверно резко, то я живу и чувствую, что не в этом мире нахожусь и смотрю на мир как на театр, то я ненавижу его. Вот, что у меня получается - Наш мир самый низкий и ленивый. По сути человеки роботы с программами, и просто выполняют их да и все….нет больнее боли чем видеть все это. Сначала я был зол от того, что все спят…. Вопросы которые приходилось решать не имели ответа в рамках классической психологии. - Вот еще момент. Например, есть причина проблемы в сознании. Я ее трансформирую. А вот оно как бы оставляет след или комплиментарное место какое-то. К этому месту может оно вернуться или подключиться что-то другое?

Мы и сейчас продолжаем обмениваться посланиями с П…, но скорее как коллеги, нежели учитель с учеником. То, что произошло с П… называется просветление . Работы подобные такой пожалуй развивают нас самих не меньше чем клиента.