Описание картины П. Кончаловского «Сирень в корзине

1.Что привлекло внимание.
2. Сумел ли показать, что сирень свежая.
3. Цвет, оттенки сирени. Какие ветки?
4. Целостный образ букета.
5. Восхищение художника. Ваше отношение.
6. Пахнет преддверием весны.

На картине «Сирень в корзине» П.Кончаловского изображен роскошный букет душистой сирени. Обилие цветов на ее ветках напоминают пышные грозди спелого винограда. Сирень стоит на столе в плетенной корзине. Верхняя часть корзины спрятана под листьями и свисающими почти до стола нежными цветами сирени.

Художник изобразил только что срезанную с кустов охапку сирени. Букет еще влажный от утренней росы или дождя. На ее листьях видны капли влаги. Кажется, что от букета исходит сладкий душистый аромат.

Этот пышный благоухающий букет состоит из разных сор­тов сирени. В центре — высокие ветки сиреневого цвета. Под ними расположены нежно-розовые, белые и фиолетовые гроздья сирени. Слева над зелеными листьями красуется голубые, сиреневые и белые веточки. Справа свисают крупные пушистые кисти сиреневой, лиловой и нежно-розовой сирени.

Художник не выписывает тщательно все лепестки и цветы сирени. Ему важен целостный образ букета и обилие цветов в нем. Но если присмотреться, то можно различить мелкие лепесточки-звездочки цветов и не распущенные бутоны сирени.

Когда смотришь на картину, видно, что художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней. Шикарный букет поражает своим великолепием. Глядя на этот восхитительный букет сирени, становится тепло и уютно, поднимается настроение.

Чудесный букет сирени напоминает о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах, о красоте природы.

Просмотры: 52 350

Пётр Петрович Кончаловский родился в 1876 году в Славянске в Харьковской губернии в семье дворян.

Живописью он начал заниматься на Украине в городе Харьков в школе рисования. В дальнейшем он стал заниматься по вечерам в художественной академии имени С.Г. Строганова и Р. Жульена во Франции.

Произведение «Сирень в корзине» написана в непростое как для России так и для мира искусств время, в 1933 году. В это время в стране проходили огромные по масштабу репрессии, велась борьба с «врагами народа». В выборах в Германии победили нацисты, и весь мир вскоре вздрогнет под тяжелым гнетом «Третьего рейха».

Знаменитый русский художник П. П. Кончаловский стал известен как мастер натюрморта. Его картина «Сирень в корзине» отличается от многих других произведений с изображением цветов.

Художник был прекрасным садоводом и выращивание цветов было его излюбленным занятием. Петр Кончаловский очень сильно любил цветы, именно поэтому он рисовал их с большим удовольствием, но среди всех цветов он особенно выделял сирень, которую просто обожал.

Множество оттенков в этом произведении созданы с помощью мягких переходов от лилово-белого до бордово-голубого, иногда напоминающие теплые переливы розового жемчуга.

У художника не было поставлено для себя задачи тщательно проработать мелкие детали. Несмотря на это в картине ощущается реалистичность, т.к. каждый цветок изображен своем месте.

Зелень листьев, которая выглядывает из облака цветов, разбавляет розово-фиолетовую палитру сирени и выглядит при этом естественно.

Создается ощущение, что ветки срезаны только что или в корзине находится кувшин со свежей водой. Насыщенные, глянцевые листья отражают солнечные лучи и при этом выглядят живыми.

Грозди сирени похожие на виноград склонились над столом. Стол и стены. как и корзина выполнены в коричнево-сером тоне. Этот контраст ярко подчеркивает ветви сирени. Благодаря этому сирень выглядит настоящей, живой.

Любоваться на произведение можно бесконечно. Яркая и сочная палитра завораживает воображение своей красотой. Картина Петра Петровича Кончаловского производит потрясающее впечатление.

От нее словно веет душистой сиренью, букет источает сладкий запах свежести. При первом же взгляде на картину чувствуется прилив энергии и поднятие настроения от мысли, что за окном яркие весенние лучи предвещают длительные каникулы. Чувство счастья так и пронизывает данную картину насквозь.

Как часто задумываемся мы над тем, насколько красив мир вокруг нас? К сожалению, в спешке мы очень редко это забываем.
Вызывают восторг невероятно яркие краски, которые использует художник.
Видимо, автор испытывает большую любовь к таким цветам, потому что это не единственная его работа на эту тематику.

Особый шарм придает плетенная корзина, сделанная из прутьев.
В ней стоит куст сирени.
Думаю, что она срезана совсем недавно, потому что ее лепестки показаны ярко-зеленым цветом.
Кончаловский предоставил нам возможность любоваться огромным разнообразием оттенков.
Здесь и лиловый цвет, и сиреневый, и фиолетовый, и желтый, и малиновый.
Редко в какой картине можно встретить такое изобилие.
Художник не поскупился на палитру цветов.

Цветы сирени переплетаются между собой.
Кончаловский отобразил даже нераскрывшиеся бутоны.
Букет станет еще более пышным, красивым, когда они раскроются.
Глядя на эту картину, вспоминается примета, что нужно найти цветок с пятью лепестками и загадать желание.
Композиция получилась просто превосходной.
Возникает ощущение радости, улучшается настроения от такого живописного полотна.
Особо ярко и контрастно корзина с сиренью смотрится на фоне темной стены.
Она совершенно не отвлекает нас от просмотра полотна, а лишь дополняет его.
На стену падают солнечные лучи, для изображения которых П.
Кончаловский использовал крупные мазки золотистого, коричневого и даже грязно-зеленого цвета.

Натуральный свет из окна падает на одну сторону букета, а другая остается в тени.
Автор показал и эффект тени, применив более темные оттенки.
Мы словно ощущаем этот нежный и свежий аромат, который все так любим.
Сразу поднимается настроение, становится по-настоящему весенним, приподнятым.
Картина получилась очень нарядной и торжественной.

Не каждый художник, пишущий натюрморты и красоту природы в целом, способен передать всю полноту красок окружающего нас мира, передать чувства и настрой, а также показать, что природа жива, что она способна радовать человека и быть прекраснейшей частью этого мира, его «легкими». Это в полной мере удалось показать Петру Кончаловскому в своей картине «Сирень в корзине», которая с первого взгляда окунает в мир света и тепла.

Цветы на картинах художников всегда одинаковые?

Казалось бы, если один и тот же цветок, букет изображают несколько художников, они должны выглядеть практически одинаково, однако это совершенно не так, а, скорее даже наоборот. Кончаловский был не единственным, которому очень нравилось изображать на картинах именно цветы, однако его сирень на данном полотне не похожа на работы других авторов. Цветы очень яркие, сирень выразительная, а при просмотре картины буквально чувствуется тот аромат, который источается от букета. Представляется, как сирень была недавно срезана, как она свежа и чиста.


Сирень не просто здесь красива, она наполняет человеческое сердце теплотой, дарит ощущение чего-то прекрасного и заставляет на мгновение отлучиться от ежедневных проблем, окунуться в мир совершенства и красоты. Такое не под силу сотворить человеку, сирень здесь представлена идеальной, такой совершенной, которую смогла сотворить одна лишь природа. Именно поэтому при взгляде на картину хочется приобщиться к этому прекрасному, забрать чуточку для себя, чтобы хоть немного стать счастливее.

О чем «говорит» сирень

Сирень на картине представлена несколькими цветами:


  • лиловым;

  • белым;

  • красным;

  • синим.

Именно такое сочетание оттенков делает букет более интересным, колоритным. Отмечается, что непосредственно для того, чтобы выделить сирень и показать ее пышность автор сделал фон не ярким, а достаточно размытым, он будто бы является всего лишь тенью удивительного букета.



Создается впечатление, что на картине изображено утро. Сирень только что проснулась, однако ее сразу же срезали и поставили в плетеную корзинку, но от нее все еще продолжает веять ночной прохладой. Солнышко приветливо пробирается в дом и чувствуется, как его лучи постепенно рассеивают ночь, даря букету сирень новую гамму оттенков.


Листья сирень ярко-зеленые, они будто бы глянцевые и отражают каждый лучик раннего солнышка. Кончаловский мастерски проработал каждую деталь картины, здесь прорисован всякий лепесток. Именно поэтому букет выглядит очень реалистично, будто бы смотрящий находится непосредственно перед ним.


Особенно колоритно смотрятся грозди сирень, они влажные, тяжелые. Такие увесистые пушистые цветы создают впечатление, что перед нами вовсе не сирень, а прекрасный и благоухающий виноград.

Певцом сирени называют этого живописца, в наследии которого больше четырех десятков картин и очень много авторских повторений, посвященных этому удивительному растению. Картина Кончаловского «Сирень в корзине», на которой нарисованные гроздья так же хороши, как изображенные в других натюрмортах - на на окне, в кошелке и бадье на полу, органично вписывается и, если так можно сказать, венчает цикл работ, посвященных этом цветам. И еще не срезанная с кустов, и помещенная в различные вазы и емкости, и в любое время весеннего дня - сирень на полотнах Петра Петровича всегда изумительно красива.

Полотна, рождающие поэзию

Этой необыкновенной красоте, которая льется с полотен П. Кончаловского (1876 - 1956), Александр Кушнер посвятил великолепный стих, который необходимо прочитать полностью, потому что он так же прекрасен, как цветы на различных полотнах художника, в том числе и на картине «Сирень в корзине»: «Фиолетовой, белой, лиловой, ледяной, голубой, бестолковой перед взором предстанет сирень…» Все очень изысканно - и стихи, и картины, особенно если посмотреть ретроспективу или хотя бы несколько «сиреневых» полотен.

Как можно назвать эти цветы, прошедшие через все творчество художника? Красная линия, дело жизни, основная тема или символ творчества? Наверное, последнее определение подойдет больше всего, потому что из более чем полутора тысяч написанных Петром Петровичем картин при упоминании его имени перед глазами встают эти цвети, и особенно картина Кончаловского «Сирень в корзине».

Всегда желанная тема

Необходимо оговорить, что натюрмортов с таким названием у Петра Петровича несколько. На них изображены гроздья разных цветов (как уже оговаривалось, белые, лиловые, фиолетовые), по-разному подобраны букеты, отличающееся друг от друга плетение на корзинах. Они все удивительно хороши, все в них разное - оттенки, флористика, тара, места, где размещены букеты. Это и подоконник, и стол, то накрытый чем-нибудь, то голый. Часто художник изображает сирень на полу, наверное, для того чтобы подчеркнуть обилие срезанных веток. Хороша сирень в саду (на одном полотне ее видно в распахнутое окно).

Наипопулярнейшее полотно

Но чаще всего упоминается именно картина Кончаловского «Сирень в корзине». Это знаменитый натюрморт, написанный в 1933 году. На нем изображена корзинка на фоне темной стены, а в ней - гроздья сирени. Кажется, что они недавно срезаны и еще благоухают. А сейчас, пусть и в корзине, передают всю красоту окружающего мира. Кончаловский использовал в картине белый, сиреневый, лиловый, бордовый, голубой оттенки. Это многоцветье подчеркивает красоту весны, умиротворением наполняет душу.

Некоторым слышится музыка тезки художника композитора Чайковского из «Спящей красавицы» (вальс Феи сирени). Ощущение покоя, радости и щемящего счастья рождает картина Кончаловского «Сирень в корзине». Художник настолько был связан с этими цветами, что при виде красивых гроздей многим хотелось, как и Кушнеру, воскликнуть: «Здесь уже побывал Кончаловский, трогал кисти и щурил глаза…» А ведь живописец со своим тестем Суриковым объездил много стран Европы с этюдником и рисовал достаточное количество Но любовь к сирени у Кончаловского - как любовь к Родине. У кого-то она ассоциируется с русским полем, у кого-то с березкой, а у него - с сиренью.

Фантастическая реальность изображения

Россиянам очень хорошо знакома эта картина, так как в школе о ней пишут сочинение. «Сирень в корзине» - очень благодатная тема, она развивает фантазию. На первый взгляд - просто цветочный натюрморт, а присмотреться - чего только не увидишь. Одни только упругие кисти, пойди, опиши. А цветовая гамма, а реалистичность изображения! Существует легенда, что Петр Кончаловский, зная, как естественно выглядят цветы на его полотнах, перед очередной экскурсией прикрепил к нарисованному букету живую ветку, и никто не обратил на шутку внимания, так естественно она вписалась в полотно.

«Ни веселая, ни печальная…»

«Сирень в корзине» Кончаловский писал в 1923, 1933, 1937, 1954 годах. А просто сирень, всякую, всевозможную, он рисовал всегда, каждый год, до самой своей смерти.

Слегка привядшую, нежных спокойных тонов сирень художник нарисовал в 1937 году. Очень хороший натюрморт - не задорный, не ликующий, но и не погребальный. Даже в 1941 году Кончаловский обращался к любимой теме, потому что, очевидно, сирень - это символ жизни, а может быть, даже победы. Как говорил другой поэт: «Сирень с печалью рядом не представить…» И тут опять уместно вспомнить написанную в 1933 году "Сирень в корзине". Кончаловский говорил, что к изображению цветов нельзя относиться небрежно, «так себе». Он утверждал, что в цветке есть все, что только существует в природе, но в более сложной, утонченной, изысканной форме.

Важные детали

Хочется отметить, что к самим корзинкам, как и другой таре для прекрасных срезанных веток, живописец тоже относился серьезно. Корзины в натюрмортах разные. В работе 1937 года она нежно-желтая, сплетенная из тонких веток, с ручкой: кажется, ее только принесли из сада и ненадолго поставили в прихожей. Букет совсем в другой емкости: П. Кончаловский сирень в корзине разместил в надежной, крепкой, соответствующей мощному, богатому букету таре. Плетение у нее крупное, прутья широкие - она надежна, несмотря на сравнительно небольшой объем. Темный стол, темная корзина, густые тени, отбрасываемые букетом на стену, - все подчеркивает красоту букета, создает трехмерность пространства, как бы приближает букет к зрителю. Листья переливаются всеми и тоже усиливают выпуклость разноцветных гроздей.

К этому полотну, конечно, не подходят удивительные строки О. Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…» Но к другим натюрмортам подходят, потому что П. Кончаловский сирень в корзине рисовал всякую - и торжествующую, героическую, и нежную, обморочную. Тот букет, который рекомендует школьная программа для написания сочинений в 5-м классе, действительно является удачным выбором. Он вызывает различную гамму, но только добрых и радостных чувств. Сочинения по таким темам учат детей гордиться своей отчизной, ее радостной красотой и героической историей. Картина «Сирень в корзине», написанная в 1933 году, размером 79 х 104 см хранится в Третьяковской галерее.

Свой неповторимый стиль

Петра Петровича Кончаловского называют сезаннистом. Но не только на него творчество французского постимпрессиониста оказало сильное влияние, и не только под влиянием француза находился наш соотечественник. Просто по духу был близок раннему Кончаловскому.

В работах начала века одного из основателей «Бубнового валета» - авангардиста П. Кончаловского - очень чувствуется влияние знаменитого автора «Пьеро и Арлекина», но в более поздних полотнах, таких как «Сирень в корзине» (фото шедевра прилагается), присутствует только гениальный отечественный художник со своей индивидуальной, узнаваемой манерой письма.