Примеры неправильной композиции в рисунке. Эскиз картины

В каждом виде искусства существуют понятия, без знания которых тяжело двигаться вперед и развиваться. В изобразительном искусстве основное такое понятие – это композиция. Без нее никуда! Правильная композиция - это один из секретов по-настоящему удачной картины. В этой статье мы разберем основные виды композиции, познакомимся с правилами ее построения и научимся составлять правильные композиции в своих рисунках. Вперед!

Понятие композиции в рисунке и ее виды

Чтобы научиться рисовать, важно четко понимать, что же такое композиция в рисунке и с чем ее едят. Композиция в рисунке и живописи - это расположение предметов на вашей картине. Если говорить по-научному, то композиция - это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения их объемов, света и тени, пятен цвета. Если композиция в картине правильная, то все элементы картины будут визуально органично связаны между собой. В рисунке и живописи существуют два основных вида композиции: 1. Статичная композиция - это композиция, которая передает в рисунке ощущение равновесия, состояние умиротворения. 2. Динамичная композиция - хорошо передает движение, бурные эмоции, стихию природы. Разницу этих двух видов композиции можно отчетливо увидеть на примере рисунка ракеты ниже.


На левом рисунке ракета неподвижна. Это ощущение создается за счет статичной композиции. Статичная композиция в этом рисунке возникает за счет пересечения горизонтальной оси (линия горизонта) с вертикальной осью (ровно стоящая на земле ракета) под прямым углом. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий под прямым углом (перпендикулярные прямые) в рисунке всегда добавляет статики и монументальности. На правом рисунке есть ощущение, что ракета летит. Это ощущение для зрителя мы создали с помощью динамичной композиции за счет смещения угла наклона. Вы можете легко проделать такой же эксперимент, нарисовав, например, чашку. Когда вы нарисуете горизонтальную линию стола и ровно перпендикулярно столу нарисуете чашку - вы увидите устойчивое состояние (статичная композиция). А теперь нарисуйте чашку под углом к столу и вы увидите, что возникло ощущение момента падения, динамики (динамичная композиция).

Композиционный центр как основа композиции

Мы разобрались с основными видами композиции в рисунке и живописи и теперь переходим к следующему важному элементу - композиционному центру. Композиционный центр - это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя - центральный элемент рисунка. Художнику очень важно уметь определить композиционный центр и сделать на нем акцент в своей работе. Есть и исключения. Например, паттерны (простые повторяющиеся формы, цвета или объекты), специфические иллюстрации, поддержанные определенной концепцией, могут не содержать композиционного центра.


Как художнику научиться выделять композиционный центр в своих работах? Об этом мы как раз поговорим далее!

Выделение композиционного центра в рисунке

Есть несколько приемов, которые помогут вам быстрее научиться рисовать и грамотно строить композицию. Эти «секреты» привлекут внимание зрителя к задуманному композиционному центру. Вот они:

✔ КОНТРАСТНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР Контраст - это яркая разница между светлым и темным. Уловка заключается в том, что необходимо противопоставить композиционный центр тональности остальной композиции. То есть сделать так, чтобы задуманный вами композиционный центр был явно темнее, или явно светлее остальных элементов на картине. Если сравнить два рисунка ниже, то вне зависимости от расположения ракеты, композиционный центр явно считывается - это, как раз, достигается за счет контраста с основным фоном. При использовании этого приема, надо учитывать некоторые моменты: темные заливки, визуально уменьшают предмет, а светлые, наоборот - увеличивают.


✔ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ОСИ Для привлечения внимания к композиционному центру своей картины, используйте направляющие линии. Направляющие линии можно использовать как леску, на которую нанизывают бусины, только вместо бусин будут предметы, задуманные в композиции. Важно построить движение, как систему коридоров, ведущих к одной цели - композиционному центру. На левом рисунке к композиционному центру (космонавту) ведут направляющие линии с разных углов. А в правом, несмотря на насыщенность деталями композиции, за счет направляющих линий и направления движения всех элементов, композиционный центр (космонавт) также остается выделенным.


✔ РАЗМЕРНОСТЬ И МНОГОПЛАНОВОСТЬ Чем больше объект, тем больше на него внимания. Поэтому, чтобы сделать какой-то объект главным на свое картине - сделайте его большим. Но здесь есть важные исключения: если все объекты на картине крупные и лишь один маленький - он интуитивно будет играть роль «крючка», и зритель будет, неоднократно, визуально возвращаться к нему. Многоплановость - позволяет создать пространство и глубину в изображении. Чтобы выделить композиционный центр в своей работе, выдвиньте его на передний план, а все остальные элементы - на задний. Или сделайте наоборот: обозначьте композиционный центр на заднем плане, а неважные элементы - на переднем. Самое главное - чтобы композиционный центр был единственным элементом, стоящим на заднем или переднем плане. Здесь верные помощники - это размывки (blur), помогающие усилить разность планов, как на рисунке справа.


Правила построения композиции в рисунке

Мы уже знаем, как создать ощущение покоя или движения в рисунке за счет статичной и динамичной композиции, а также как привлечь внимание зрителя к главному объекту композиции - «композиционному центру» за счет особых приемов и «уловок». Теперь нам пора узнать, по каким правилам необходимо выстраивать гармоничную и правильную композицию в рисунке. В изобразительном искусстве существует несколько правил, по которым строится композиция. Для того чтобы научиться рисовать, вам нужно иметь представление об этих самых правилах. Поэтому ниже я постараюсь максимально понятно и кратко рассказать о них.

Правило «Золотого сечения»

«Золотое сечение» или «золотая пропорция» - это универсальное проявление структурной гармонии. В процентном округлённом значении золотое сечение - это деление какой-либо величины в отношении 62 % к 38 %.


“Золотое сечение” бывает двух видов: 1. Спиралевидное золотое сечение или логарифмическая спираль (левый рисунок). Свое название эта спираль получила из-за связи с последовательностью вложенных друг в друга прямоугольников с отношением сторон, равным φ (это фиксированная величина, равная 1,62), которое принято называть золотыми. Достаточно визуально представить спираль на листе и уже на ней расположить предметы. Или ориентируясь на данный рисунок, тонкой еле заметной, карандашной линией, нарисовать ее на листе. Спиралевидное золотое сечение очень распространено в природе – например, раковина улитки. 2. Диагональное золотое сечение (правый рисунок). Диагональное золотое сечение широко используется в композиции для распределения объектов разных по смыслу. В прямоугольнике проводим диагональ. Далее из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них. Это правило означает, что для гармоничной композиции нужно масштабы предметов соотносить с пропорциями nhteujkmybrjd (как на правом рисунке). Большой объект - в большом треугольнике «а», средний - в среднем треугольнике «b», маленький - в маленьком треугольнике «с».


Рисование - сложный навык. Вам нужно изучить такие вещи, как ручное умение, техника карандаша, точность, перспектива, жест, анатомия, свет и тень... Но даже если вы являетесь мастером всего этого, даже если ваша картина имеет все эти элементы на своем месте, все равно может быть что-то с ней не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может разрушить воздействие даже самых отполированных произведений искусства. Тем не менее эта тема часто замалчивается на уроках рисования, и представлено лишь несколько примеров хороших и плохих композиций, оставляя все это на вашу интуицию.

В этой статье я хотела бы остановиться на более практическом подходе к композиции. Что это, собственно? Из чего это сделано? И, прежде всего, как вы можете убедиться, что ваша композиция в порядке еще до того, как вы поместите свою первую линию, вместо того, чтобы заметить это уже только после того, как все будет сделано? Продолжайте читать, и я отвечу на эти вопросы для вас!

Что такое композиция и почему это так важно?

Чтобы выразить это как можно проще, композиция - это расположение элементов, которое заставляет нас рассматривать их как единое целое. Каждая работа имеет определенную композицию. Вы либо создаете ее сознательно либо случайно, но вы не можете создать рисунок без нее.

В более практическом смысле композиция - это отношение между элементами картины. И это отношение, а не сами элементы, это первое, что мы замечаем. В то же время, это на самом деле невидимо для нас. Это похоже на скелет живого существа - вы не можете видеть кости, но они заставляют тело выглядеть таким, как оно есть. Без скелета не было бы никакой формы.

Скелет создает форму, будучи невидимым для нас.

Тем не менее, это форма, которую мы видим, и если вы попытаетесь нарисовать только форму, вы можете получить что-то неестественное. Вы можете случайно создать форму, которая выглядит правильно, но осознание влияния скелета увеличивает ваши шансы сделать все верно.

То же самое и с композицией. Вы можете попытаться угадать, как расположить элементы изображения, но вы также можете узнать, что заставляет ваше произведение выглядеть хорошо и использовать это знание в ваших собственных интересах.

Хорошая композиция - это баланс. Слишком много так же плохо, как и слишком мало. Если ваш рисунок - блюдо, композиция - это приправа. Независимо от того, сколько времени вы провели на кухне, неправильно используемые приправы могут испортить вашу работу. Но что значит «правильно»? А каковы «приправы» композиции?

Каковы элементы композиции в рисунке?

Поскольку композиция - это отношение, для этого должно быть как минимум два элемента. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что делает этот вопрос настолько сложным. Давайте решать их один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хотя для композиции требуется как минимум два элемента, вы не можете избежать создания композиции, рисуя один элемент. Между этим элементом и фреймом всегда будет связь.

Под «рамкой» я подразумеваю не только богато орнаментированные рамки традиционных картин. Рамка - это граница рисунка. Даже если вас это совсем не волнует, рамка создается краями вашего листа бумаги или, если вы сделаете снимок, обрезкой.

Другими словами, рамка является границей между тем, что является частью рисунка, а что нет. Эта граница становится частью композиции, как только вы рисуете что-то внутри нее - это мини-вселенная вашего искусства. Когда вы показываете свое искусство кому-то, их глаза смотрят на весь кадр в целом, независимо от того, где находится фактический рисунок.

1-произведение искусства; 2-не произведение искусства

Здесь мы подходим к вопросу о негативном пространстве. На картине мы видим не только то, что рисуется, но и то, что не изображено. Область между чертежом и рамкой не является «ничем». Мы это видим, хотя сознательно это не создавалось. И даже если мы проигнорируем эту часть, это еще добавит смысл картинки и повлияет на наше восприятие ее.

Положительное место в сравнении с отрицательным пространством - когда вы его создаете, другое создается автоматически

Примеры

Здесь рисунок является крошечным по сравнению с остальной частью области картины. Зритель увидит много пространства и персонажа. На самом деле пространство - звезда этой картины! Если это то, что вы хотели, нет ничего плохого в этой композиции - это показывает незначительность персонажа, который может быть полезен. Если это не ваша цель, и вы хотели, чтобы персонаж был звездой, это ошибка.

Здесь мы имеем обратную ситуацию. Персонаж занимает почти все пространство, и в результате он становится пространством. Персонаж здесь на самом деле является художественным произведением, а не персонаж художественного произведения. Его детали становятся символами.

Здесь персонаж выглядит так, как будто он пытается оставить произведение. Зритель добирается, чтобы видеть много пустого места и персонажа, не заинтересованного в его собственном показе. Это хорошо или плохо? Опять же, это вопрос намерения.

Упражнение

Как вы можете сделать эти композиции более интересными? Подсказка: не существует единого правильного решения для каждого.

Контраст

Композицию можно объяснить, главным образом, путем сопоставления элементов. Контраст - это мера различия между ними. Это очень важно, потому что мы видим по сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, чтобы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, потому что это привлекает наше внимание. Он разделяет две вещи, заставляя нас смотреть на них по отдельности. Изображения внизу имеют одинаковое количество элементов, а справа - более высокий контраст. Какая композиция для вас более интересна?

Высокая контрастность позволяет быстро находить элемент, что вызывает внезапный всплеск интереса. Низкий контраст показывает вам одно и то же медленнее, с большим усилием, что приводит к смягченной реакции.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные возможности элементов, чтобы визуально группировать их для более быстрой реакции. Чем выше контраст, тем легче сделать такую группировку, и тем больше она себя проявляет. Есть много характеристик, которые мы можем использовать для измерения контраста:

  1. Размер (большой или маленький)
  2. Форма (острая или тупая, продолговатая или округленная)
  3. Затенение (темное или яркое)
  4. Оттенок (красный против зеленого, синий против оранжевого)
  5. Материалы (блестящие и матовые)
  6. Тема (большой плохой волк против ребенка, натюрморт vs. Движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако, здесь есть уловка. Контраст требует баланса для работы. Слишком много разных вещей становится одним-хаосом. Слишком мало станет просто одной вещью - порядком. Чтобы достичь естественного эффекта, вам необходимо сбалансировать хаос и порядок.

1-хаос; 2-баланс; 3-й порядок

Контраст настолько силен, что имеет эволюционный смысл - он заставляет нас видеть голову льва в траве или один красный плод среди зеленых листьев. Это привлекает наше внимание к тому, что важно. И именно так вы должны использовать его в своем составе: привлечь внимание к тому, что важно.

Конечно, это означает, что вам нужно решить, что важно, и что это всего лишь фон. После этого, это просто вопрос в том, чтобы дать им противоположные характеристики. Нет необходимости использовать их все или делать все наоборот. Это все зависит от стилистического выбора: реализм не любит преувеличения, но стиль мультфильма в этом преуспевает.

Стиль Chibi использует контраст между маленьким телом и огромной головой, чтобы сделать персонажа таким же симпатичным, как ребенок.

Примеры

Каждый из этих объектов будет тусклым, если его поместить отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а чувство масштаба.

Здесь теряется чувство масштаба. Слишком высокий контраст приводит к хаосу, создавая грязный узор, а не сцену.

Но хаос может стать отличным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если только он достаточно отличается от хаоса, это будет рассматриваться как первое, что делает фон несущественным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересны, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов - их позиция по отношению друг к другу. Но есть ли правильные и неправильные расположения? Не совсем так, но точно одно: определенные расположения имеют для нас значение.

Ритм - это визуальный снимок, который делает наш мозг. Если некоторые элементы следуют ритму, нам не нужно смотреть на них все один за другим - ряд ограждающих рельсов - это забор, «облако» листьев - это крона дерева и т.д. Но мы также берем более тонкие намеки, отделяя естественные объекты («как они должны быть») от неестественных («как их сделали»).

Ритм создает различный контраст. На этой фотографии маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с большими, но и потому, что он нарушает ритм. Это превращает «ряд цветов» в «маленький цветок между большими».

Но это не только вопрос контраста. Ритм заставляет нас увидеть то, что на самом деле не было нарисовано. Ряд камней означает, что кто-то поместил их таким образом. «Облако» листьев на дереве означает, что они принадлежат одному растению. Элементы, идущие в одном направлении, означают, что они управляются одной и той же силой (будь то ветер или страх).

Это дает дополнительную информацию к изображению. И эта информация не должна быть случайной, поскольку она добавляет влияние композиции. Просто посмотрите: простой рисунок «плавающую рыбу» можно превратить в «идущую против течения», просто нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Это что-то значит - не позволяйте этому значению стоять на пути вашего намеченного сообщения.

Примеры

Сломанный ритм сломанного забора моментально привлекает наше внимание. Что случилось? Было ли это стадо сумасшедших коров или просто пьяный фермер на тракторе? История разворачивается, просто нарушая ритм.

Эта композиция - вся заключена в порядок. Здесь есть контраст по размеру, так что это интересно, но мы также видим здесь нечто большее: это на 100% искусственное и контролируемое. Все дрейфует до хаоса, но здесь кто-то останавливает эту тенденцию.

Вот такая же ситуация, когда деревья сажают люди. Эта композиция проста, но в этом предсказуемом ритме есть красота.

Упражнение

Что вам говорят эти композиции?

Фокусные точки (точки интереса)

Ваш рисунок - это не просто набор случайных линий. Они должны что-то значить, но даже самое удивительное сообщение будет прервано, если вы прочитаете его неправильно - например, когда читаете с конца.

Композицию можно использовать, чтобы побудить зрителя увидеть именно то, что мы хотим, чтобы они увидели, именно в том порядке, который мы выбрали, чтобы быть наиболее эффективным для понимания сообщения. Если вы игнорируете это, зритель может получить совершенно неправильное первое впечатление, отказавшись от художественных работ до понимания его реального значения.

Когда мы смотрим на картину, сначала мы ищем вещи, на которые нужно смотреть. Порядок поиска важен, потому что, даже если миллионные секунды потребуются, чтобы увидеть все это, в природе одна миллисекунда может быть вопросом жизни и смерти. Мы хотим убедиться, что сначала мы увидим самые важные элементы.

При планировании композиции вам нужно решить, что это за «самые важные элементы». Затем вы можете использовать контраст, чтобы выделить их, и ритм, чтобы создать путь для просмотра в определенном порядке.

Примеры

Давайте еще раз посмотрим на предыдущий пример. Все линии ведут нас к центру. Вы смотрите туда, прежде чем вы заметите дорогу или деревья. Независимо от того, что вы туда посмотрели, это будет замечено первым.

Здесь это более тонко, потому что линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по нему без всякой остановки. Это добавляет чувство движения.

Здесь контраст заставляет вас сначала взглянуть на эту большую фигуру. Затем, ища полную информацию, вы смотрите, где они ищут.

Упражнение

Что вы замечаете в первую очередь при рассмотрении этих примеров? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Но это нам ни чем не поможет, если вы закончите рисование, и только тогда обнаружите, что вы оставили слишком много негативного пространства, или ритм заставил ваш пейзаж выглядеть искусственно. Вот почему вам нужно подумать о композиции перед тем, как вы нарисуете свою первую линию.

Но как вы можете это сделать, если не уверены, что рисуете? Планы, как правило, делают все жестким и скучным, а спонтанность вообще не может быть запланирована. Посмотрим, как ее решить.

Изображения эскизов

Вам не нужно создавать готовый рисунок, чтобы судить о его композиции. Заметьте, что я не упоминал подробностей в теоретической части. Это потому, что они не имеют значения в композиции. Они видны как последняя вещь на картине, спустя много времени после того, как мы понимаем, на что мы смотрим.

Вот почему вам не нужно заканчивать рисование, чтобы увидеть, какое воздействие оно создает. Вам просто нужно увидеть рамку, контраст, ритм и фокусные точки. И это то, что вы можете набросать довольно быстро, чтобы увидеть, как элементы взаимодействуют вместе!

Мы называем этот метод рисованием эскизов. Миниатюра - это миниатюрная версия обложки, которую вы часто видите перед открытием оригинальной версии. Вы не можете увидеть какие-либо детали в миниатюре, но вы видите все, что наиболее важно для изображения.

Графика уменьшенного изображения сообщает вам, что представляет собой изображение, фактически ничего не говоря. Изображение от

Чтобы создать миниатюры, сначала нарисуйте набор рамок, которые представляют собой миниатюрные версии вашего предполагаемого фрейма (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа бумаги). Затем зарисуйте очень общую версию вашего рисунка. Простые формы, простые силуэты, простое затенение - вот все, что вам нужно, чтобы увидеть, работает ли композиция так, как вы хотели. Вы также можете свободно экспериментировать, не теряя времени.

Обложки эскизов не должны быть чистыми, поэтому не тратьте на них слишком много времени; Просто набросайте свою идею и обсудите их все позже.

Подробнее об эскизе можно узнать здесь:

«Призрак композиции»

Вот как вы это сделаете: посмотрите на лист бумаги и решите, где будет внешняя граница чертежа. Нарисуйте это очень, очень легко. Затем набросайте контуры элементов внутри него, все еще очень легко. Вы должны получить рисунок «призрак» - что-то настолько тонкое, что оно почти невидимо, но этого должно быть достаточно, чтобы посмотреть, правильно ли настроена ваша композиция.

Эти строки не должны иметь ничего общего с анатомией - все дело в общих формах, которые вы увидите как первое, когда картина закончится

Правило третей

Вы, вероятно, уже слышали об этом, но я не могу пропустить это правило в статье о композиции. Есть много правил, которые вы можете использовать в этой теме, но я думаю, что правило третей является самым простым и универсальным из них.

Чтобы использовать это правило, разделите (физически или умственно) ваше изображение на три горизонтальные части и три вертикальные части. Точки пересечения линий, согласно правилу, являются естественными фокальными точками для наших глаз. Разместите там самые важные элементы - элементы, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели в первую очередь.

Еще лучше, если элементы действительно близки к этим точкам, а не точно в них. Повышение непредсказуемости делает рисунок еще более интересным.

Это правило также говорит нам, какие композиции следует избегать. Например, использование «правила половин» достаточно интуитивно, но его композиции в лучшем случае неинтересны и в худшем случае визуально сбивают с толку.

Та же композиция может быть легко улучшена, просто перемещая фокусные точки немного в сторону/вверх/вниз.

Обложки книг часто используют правило третей в своих интересах. Вы можете узнать, как создать те, которые приведены ниже в наших уроках:

Присвоение весов элементам изображения

Есть много факторов, влияющих на состав. Как вы можете управлять ими всеми? Вы можете использовать метафорические весы, чтобы взвесить их.

В композиции есть три основных типа веса: отрицательное пространство, положительное пространство и координационные центры. Положительное пространство - это фактический рисунок. Отрицательное пространство - область вне рисунка (это не должно быть пустое пространство - это может быть просто небо). Фокальные точки - это те части, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели.

Интересная композиция основана на балансе между этими весами. Этот баланс также имеет много оттенков, все основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке вы больше всего заботитесь о размере. Если вы используете оттенки, затенение будет еще более важным.

Посмотрим, как это сделать. Здесь у нас есть один элемент, помещенный в фокус, описываемый правилом третей. Композиция несбалансирована, потому что это всего лишь один маленький элемент в сравнении с огромным пустым пространством. Позитивное пространство и фокус здесь одинаковы.

Добавление другого подобного элемента в любой из других фокальных точек не решит ситуацию, поскольку она блокирует зрителя внутри центральной области, описанной координационными центрами. Поэтому создается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше сделать его чуть менее негативным. Отдельное отрицательное и положительное место где-то близко к фокусам правила третей.

Когда положительное пространство перевешивает отрицательное пространство, негативное пространство может стать фокусом.

Любой элемент контраста может использоваться для баланса композиции. Фактически, вся эта деловая сбалансированность заключается в достижении надлежащего уровня контраста. Чтобы сделать его более интуитивным, подумайте о низкой контрастности в качестве фона и добавьте что-то контрастное, чтобы сделать композицию законченной.

Здесь баланс создается путем нарушения ритма.

Перспектива

Композиция - это отношение элементов, но есть один элемент за рамкой - зритель. Если вы включите их в свой состав, вы достигнете другого, более глубокого уровня отношений.

Когда зрители смотрят на изображение, они могут увидеть себя там - им просто нужны некоторые намеки от вас, чтобы найти их положение. Перспектива может помочь вам здесь. Хитрость заключается в том, чтобы поставить что-то близко к «камере», чтобы подчеркнуть ее положение.

Чем ближе что-то к нам, тем оно больше. Так что если в вашем составе есть огромная версия чего-то обычного нормального размера, это означает, что она близка к зрителю. Все остальное далеко от них, что создает ощущение глубины.

Перспектива также может улучшить композицию, если вы включите какой-либо масштабный индикатор. Самый яркий из них - человеческий силуэт, но для этой цели вы также можете использовать животных или деревья. Если вы сделаете все правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже когда вы все знаете о композиции, легко потерять ее смысл после нескольких часов работы над одним и тем же произведением. Вы только начинаете видеть это как «то, что я видел раньше», и вы не чувствуете , что кто-то видит его в первый раз.

Чтобы получить больше расстояния и новый взгляд, вам нужно время от времени менять свою точку зрения, чтобы заставить ваш мозг переналаживаться. В цифровом искусстве проще всего перевернуть изображение по горизонтали. В традиционном искусстве вы можете вращать лист бумаги или использовать зеркало. Делайте это часто, чтобы сохранить ваш взгляд свежим.

Перевернутое представление становится новой композицией для вашего мозга.

Обрезка изображения

После того, как вы закончите картину, если что-то не так, вы можете сделать еще одно последнее изменение. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете перестроить фокальные точки и значительно улучшить композицию.

В цифровом искусстве вы всегда можете использовать инструмент кадрирования. В традиционном искусстве вы можете использовать служебный нож, сделать правильную обрезку при фотографировании обложки или использовать рамку, которая добавит негативное пространство, покрывая части, которые вы не хотите видеть.

Одна и та же картина может иметь разные значения в зависимости от используемой вами обрезки.

Расширение вашей интуиции

Теория - это теория, но в конце концов все эти знания должны стать частью вашей интуиции - то, что вы можете использовать, не думая. Чтобы расширить свою интуицию, добавьте еще один шаг к вашей оценке художественных работ. Попытайтесь понять, почему это выглядит так хорошо, найдите элементы композиции и попытайтесь угадать, какое решение художник должен был сделать.

Интуиция также может быть расширена просто благодаря искусству. Таким образом, вы будете сравнивать ваши композиции со всем тем, что вы видели, даже не осознавая, что вы это делаете. Однако лучше всего сочетать интуицию со знанием.

Заключение

Объяснив все эти правила, я должна добавить самое важное: в искусстве нет правил. Нам нравятся определенные образы, определенные композиции, и мы не всегда знаем почему. Художники пытаются создать некоторые эмпирические правила, которые будут полезны большую часть времени, но в конце вы можете нарисовать фантастическое произведение искусства, просто разбив их все.

Вы можете использовать правила композиции, чтобы узнать, что не так с вашей картиной, но они не скажут вам точно, как сделать все правильно. Экспериментируйте, держите свои глаза открытыми и создавайте сердцем. Не бойтесь делать ошибки - вы тоже можете учиться у них!

Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Чаще всего художник находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться.
Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей человеческого восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают для глаза определенный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры. Для примера приведу великие шедевры мировой живописи.

Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр (о нем чуть позже), затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.
В этом уроке я решила использовать работы из Галереи сайта. Мне кажется, что на работах обычных людей, а не великих классических художников, объяснение будет более понятным. Заранее благодарю авторов и надеюсь, что никто не будет против.

В композиции существует три основных закона:

1) Закон цельности и неделимости

Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой. Приведу примеры:


Рис 2. Правильно: пример из классики.
Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое.


Рис. 2-2. «Клан Льда, Морозная фея (волшебница)», Sweezar.
Верно. Несмотря на большое количество деталей, работа так уравновешена, выстроена и сгармонирована по цвету, что смотрится единым целым.


Рис 2-3. (Sorry, я не в курсе, чья это работа) .
Неверно. Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света, узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают сосредоточиться на главном.

2) Закон контраста

Какие существуют виды контрастов? Правильно. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст, тональный (светлый-темный), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным. Если все объекты будут выполнены на нюансах (одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя будет просто не за что «зацепиться», он не увидит и не поймет главного. (хотя и здесь есть исключения, но об этом нужно писать урок цветоведения)


Рис.3. «Красные цветы», Corvus_SS.
Цветовой контраст. Черный и красный — один из самых проверенных временем цветовых сочетаний. Тем более что работа в общем монохромная, и красный цвет очень контрастирует с общей цветовой гаммой. Очень яркий контраст, с помощью которого передаются эмоции и настроение работы.


Рис. 3-1. Акцентирует внимание.. .
Контраст величин. Ну я думаю тут и так все понятно. Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин.


Рис. 4. «Демоны», Rainov13.
Смысловой контраст. Ну например вечный принцип «Красавицы и Чудовища». Вы ведь замечали, что на фоне безобразного еще более четко заметна красота, в темноте сильнее и ярче горит свеча…
Вот пример. Если поместить в рисунок толпу гламурно-стразинковых девушек на попсовой вечеринке, а на их фоне — мрачного готика, кто по вашему в первую очередь привлечет внимание? Правильно, тот кто по общему смыслу туда не вписывается.
Это и есть смысловой контраст. Надо отметить, очень интересное и «сильнодействующее» средство.

3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, как я уже говорила, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.

Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы.

— Ритм.
Это может быть, к примеру, ритм повторяющихся (в меру) цветовых пятен, фигур, расположенных на определенной «линии», которая ведет глаз к композиционному центру.


Рис. 5. «Трое», Chernaya Bandana.
В этой работе ритм черных пятен, по которым глаз движется по картине. Этот ритм не дает человеческому восприятию заскучать на этом рисунке.


Рис. 5-1 «Человечность», neod.
На этой работе есть определенный ритм фигур. Оба примера монохромны, но не забывайте, это правило относится и к полноцветным работам.

— Композиционный центр.
Именно там расположено самое главное, то, ради чего собственно и затевался весь этот рисунок. Смысловой центр… Как правило, он располагается на втором плане. На первом располагаются объекты (фон, абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят» взгляд зрителя в рисунок, плавно подводят его к главному. Этот центр может выделяться многими средствами, о которых было сказано выше.


Рис. 6. «Скакалка», Булгакова Татьяна.
Здесь центром является фигурка. Взгляд зрителя к ней ведут не только линии, фон, но и то, что центр композиции выделен тональным контрастом, т.е центр композиции выделен более светлым пятном.

— Статика и динамика.
В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это зависит опять-таки от замысла художника. Статичные объекты создают состояние покоя, или мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо применяется правило вертикаль/горизонталь, но о нем чуть позже.
Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.


Рис. 7. «Вишневый демон», Corvus_SS
Статичная композиция. В ней не ярко выраженного движения.


Рис. 7-1, «RAH TILT!», № 400.
В композиции четкая динамика, сильное движение. Тем не менее все уравновешено, движению есть «противодвижение».

— Принцип вертикали и горизонтали.
Тут тоже все несложно. Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром.
В работе может быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее сильных.
Рис. 8. «Мотыльки», Corvus_SS.
Прекрасный пример. Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями.

— Формат.
В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Это краткие основы композиции академического рисунка. Эти правила можно использовать в любой манере и технике рисования.
Совет — выберите одно-два средства, приема и пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок, это не улучшит его, а только создаст ненужный хаос.
И еще одно — нужно помнить всегда, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Главное для художника — на создать картинку по шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную композицию.
Надеюсь, что помогла вам хоть немного.

Композиция в рисунке – полезная штуковина, знаете ли. Поэтому сейчас мы поговорим именно об этом. Во многом восприятие картины «делает» именно композиция, то есть то, как и что вы располагаете на пространстве листа и насколько гармонично оно смотрится.

Само слово – композиция – переводится как «сочинять» или «составлять», понимаете, что имеется ввиду? Способность из кучки совершенно разных предметов создать некое целое – приятную глазу картинку.

А теперь немного про разновидности композиции – так, чисто для общего развития. Значит, их существует несколько:

  1. Станковая композиция (графика, скульптура и живопись)
  2. Декоративная (наброски росписей на тканях, по дереву и стеклу, а также керамика и резьба)
  3. Монументально-декоративная (мозаика, панно, витражи)
  4. Монументально-скульптурная
  5. Театрально-декорационная
  6. Объемно-пространственная (архитектурные строения, дизайн интерьера и экстерьера)

a) Масштабе пропорций

b) Соразмерности предметов, равновесии

c) Теме композиции

d) Сюжете и образе

e) О тонах

f) Форме и объемах

g) О конструкции и перспективе

h) Симметрии

i) Контрасте

j) Ритме

k) Динамике и статике изображения

l) Целостности предметов

m) Выразительности и гармонии.

Компоновка композиции в рисунке

Вот ведь списочек вышел, правда? И обо всем этом надо помнить. Следующим этапом нашего изучения будет искусство компоновки композиции в рисунке (вот не надо пугаться, если вы уже преодолели предыдущие главы, то это не страшно) .

Выразительными можно назвать такие композиции, на которые смотришь и понимаешь – перфекто . Все идеально: соединение различных цветов не корежит глаз, да и размеры изображенного соответствуют нужным. И здесь тоже нужно развитие определенного чувства, композиционного видения, чутья, так сказать.

Чтобы вытащить это чутье из недр ваших чувств (я знаю, она где-то там, между «что происходило 17 декабря какого-то там года» и «в чем смысл существования инфузории туфельки») можно заняться полезными упражнениями.

Марш на балкон (и не важно, тепло там или холодно) и гляньте вниз: там непременно должно быть нечто (вроде песочницы на детской площадке или собачки, задумавшейся о чем-то возле очередного кустика, или ее хозяина, сонно ошивающегося неподалеку… да даже не в меру наглого воробья, тырящего семечки у бабушек!), что могло бы украсть ваше внимание.

Сосредоточьтесь на этом «нечто», но при этом постарайтесь сравнить его со всем, что его окружает – таким образом Вы определите его правильное и наиболее гармоничное окружение . Хотите, открою секрет? Нет?.. Ну, ладно, уговорили: подобные упражнения столь же эффективны на балконе, как и в любом другом месте (даже в особых местах для размышлений, вроде ванной, если, конечно, у вас там есть что компонировать) .

А вот вам еще пара разновидностей одного и того же приемчика для развития вашей ленивой композиционной чуйки. Пятнышко самого разного происхождения всегда можно ограничить рамочкой – расстояние между рамкой и пятнышком на ваш вкус, но не забывайте учитывать его форму и размер.

Также есть «развивалка» с использованием воображения : представьте себе что-нибудь одно и вставьте его в такую же мысленно представленную рамку. Или наоборот: сначала рамку, а в нее уже предмет. После того, как вам эти задачки покажутся легче, чем вынимать конфетку из обертки, то можете переходить к усложненному варианту: например, вписывать в воображаемую рамку уже несколько воображаемых предметов .


После коротких разминок перейдем к более серьезному процессу, а именно — к приведению и разбору (не ждите алгоритмов-призраков, имелось в виду всего лишь перечень того, что есть в нем) алгоритма работы над композицией во время создания рисунка:

  1. Для начала, первым пунктом вытащим на свет божий основные цели (то есть сам смысл композиции )
  2. Вторым пунктом, нужно выбрать верную точку зрения, наиболее подходящую. Для этого стоит осмотреть ее (композицию) с разных сторон, под разными углами и разным освещением. Также лучше понять ее конфигурацию, вычислить наиболее выгодное расстояние между предметами в ней и соответствие их размеров друг другу. Безусловно, на это может уйти немало времени, но… Рим ведь тоже не сразу строился.
  3. Теперь более очевидное действие: нужно согласовать размеры выбранных предметов для композиции и уже соответственно к ним располагать листик: или горизонтально, или вертикально (или вообще диагонально – у кого как )
  4. Далее разместим предметы композиции и как-то сделаем их наиболее природно выглядящими на бумаге. Для этого можно сделать большую кучку набросков в разных расположениях выбранных предметов. Плюс, при создании эскиза нужно сразу намечать верхние, нижние, крайние боковые точки, ведь с пространством тоже могут быть проблемы: к примеру, нельзя чтобы композиция «вылазила» за пределы, но и нельзя, чтобы она терялась в пустом пространстве.
  5. Найдите основу, центр, на котором будет сосредоточено внимание в нашей композиции. И тут поговорим о главном: о различии между композиционным центром и зрительным. Значится, что касается композиционного – то это серединка группы предметов в ограниченном зрительном поле. А зрительный центр – это тот участок конкретного предмета, который больше всего бросается в глаза. Бывает так, что эти два центра вот ни капельки не совпадают.
  6. Давайте вспомним о пропорциях (тех самых занудно-математических ), перспективном соотношении и, собственно, характере предметов и с помощью этого всего их построим – на бумаге разумеется.
  7. А теперь добавим объема, применяя светотень.
  8. И, наконец, финал (стоп, отплясывать рано – финал только в алгоритме, не в обучении ): подправляем и тем самым завершаем работу над композицией.

Следующий раздел:

Если мы будем знакомиться с работой литератора, режиссера, композитора или художника над созданием произведений, то постоянно будем сталкиваться с термином «композиция».

Что же такое композиция? Слово «композиция» пришло к нам из латинского: оно переводится как сочинение, соединение, составление, расположение, связь. Поэтому компоновать - значит строить изображение, т. е. располагать основные его части и элементы по определенной системе, подчинять отдельные разрозненные детали целому.

Первоначально это понятие применяли в архитектуре, затем распространили на музыку, живопись, литературу и другие виды искусства. Поскольку основным средством выражения содержания любого произведения является художественный образ, композиция нацелена на то, чтобы наиболее ярко и полно раскрыть этот образ.

«Сочинение является главной задачей художника, ибо в нем одном сказывается вся его душа и все знания его. Сочинение есть мудрость, с которой художник находит выражение мысли своей». Эти слова из руководства Российской академии художеств XVIII в. очень близки и нам.

Повсюду в окружающей нас природе объективно существуют композиционные начала. Всматриваясь в листья и цветы, ветви деревьев, окраску насекомых, строение кристаллов, пропорциональный строй человека и животных, мы можем найти различные закономерности и ритмическую последовательность, организующие единый стройный образ.

Художник, всматриваясь в природу и находя многообразие принципов организации объектов реального мира, подчиняет их своим целям. Поэтому любое произведение искусства есть рукотворное повторение природы, созданное сознанием и чувствами человека. Даже любой рисунок или этюд с натуры несет в себе глубокие композиционные начала, являющиеся итогом большой подготовительной работы.

Вопросы композиции волновали художников и педагогов всегда. В Российской академии XVIII в. существовали правила «высокого штиля», выведенные на основе изучения работ великих мастеров. «Правило требует, чтобы фигуры занимали три части картины, четвертую же разделить на три части, из коих две должно оставлять над фигурами, а третью под ногами оных. Сия последняя часть и составляет первый план», «…надлежит изъявлять лучшие части фигур, делая из них, целых и частей их, образ пирамиды…».

Но созданная по этим принципам любая картина напоминала театральную сцену. Причем каждый план играл свою роль. Например, первый план - введение к главному действию, второй план - главное действие и т. д.

Идеал совершенства художники искали в слепом подражании классикам. Догматический подход к композиции привел к отказу от познания живой реальности. Конечно, против такого подхода выступали передовые мыслители и художники. В. Гете писал: «Композиция! Как будто это пирог или бисквит, который приготовляют, смешивая яйца, муку и сахар! В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и овеяны дыханием единой жизни, причем созидающий его не идет путем сложения кусочков по своему произволу».

В XIX в. прогрессивные художники уже отказались от этих штампов. Они познавали реальную жизнь и изображали ее с позиций современника. Так, П.П. Чистяков учил своих учеников рассматривать композицию как познание реальности через образ.

Иногда в среде художников появляются мнения, что творческий процесс в искусстве строится лишь на интуиции и не доступен изучению ввиду своей индивидуальности. Очень хорошо по этому поводу сказал В.А. Фаворский: «Говорят, что нет законов композиции, путая их с правилами. Правил, конечно, нет и не может быть, а законы, конечно, есть. Каким! образом творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, может не обнаружить законов, по которым оно создается и живет? Раз есть цель и есть условия, то есть и законы, и открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться, только нельзя превращать эти законы в правила. Законы живут, правила неподвижны».

Художник воспринимает окружающую его жизнь как бы в двух аспектах: смысловом и пространственно-пластическом. Он совмещает в себе творца и зрителя. Каждая линия, проведенная им, остается на бумаге или отбрасывается благодаря рассудочным оценкам мышления или его эмоциям.

Практически вся трудовая деятельность человека протекает при участии, глаз, которые работают в среднем 15-18 часов в сутки.

Ученые считают, что процесс зрительного восприятия состоит из двух частей:

  1. образование плоского, т. е. двухмерного, изображения на сетчатке глаза;
  2. воссоздание трехмерного облика внешнего пространства.

Исходя из этого, композицию как форму образного представления реального мира в изображении можно условно разделить на две части: линейную и тональную.

Рассматривая любой объект, глаз человека двигается в направлении каких-либо воображаемых линий. Эти линии обычно начинаются в местах, несущих важную информационную нагрузку. Направления могут быть различные. Они могут пересекаться между собой. В точках пересечения глаз останавливается и меняет направление движения. Глядя на картину, мы часто находим эти «направляющие» глаз линии. Можно легко установить определенную схему изображения в картине. Эта схема и является основой линейной композиции.

Схемы линейной композиции могут быть различны. Надо помнить, что вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, создает впечатление устойчивости и статики, горизонтальное направление - тишины и неподвижности, диагональное движение - динамичность, направленность движения. Наибольшую устойчивость дает композиция, вписанная в треугольник.

Конечно, каждый человек чувствует эту ритмику композиции по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому не следует подгонять композицию под какую-нибудь определенную схему. Но все композиционные поиски должны быть построены не только на одной интуиции. Чтобы сделать хорошо продуманное, глубокое изображение предметов на плоскости, надо знать законы композиции. Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс плоскости. Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен. Тональная композиция несет информацию о различных массах пятен в картине и о значении этих пятен для достижения основной идеи изображения.

Все элементы в художественном произведении должны быть распределены так, чтобы в результате получался эффект равновесия. Равновесие - это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, расположение, направление масс в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. Невозможно изменить ничего в отдельных частях. Единый, цельный организм изображения нуждается во всех частях, его составляющих.

Любое пятно изображения имеет определенную «тяжесть». Эта «тяжесть» в композиции зависит от месторасположения изобразительного элемента. Чистая изобразительная плоскость подобна гладкой поверхности воды. Каждая линия на изобразительной плоскости, каждое пятно подобны камню, брошенному в воду. Нарушается покой плоскости, мобилизуется пространство, и от того, как оно мобилизовано, зависит, какой образ возникнет на изобразительной плоскости.

Поэтому плохо скомпонованный рисунок , где художник не добился равновесия и гармонии между изображением и полями, кажется прерванным, незаконченным. Отдельные элементы такой композиции стремятся изменить свое место и форму, чтобы занять более удобное положение. Возникает неопределенность композиционного образа, его временность.

Остановимся на особенностях визуального восприятия человеком отдельных пятен на изобразительной плоскости. Любое пятно в верхней части тяжелее пятна, расположенного внизу. Пятно справа от центра имеет больший вес, чем пятно слева. Тяжесть пятна зависит от его размеров и цвета. Яркие цвета всегда тяжелее. Например, голубой цвет легче красного и т. д. При равных цветовых условиях предмет больших размеров всегда тяжелее. Чтобы возникло равновесие на белом листе бумаги, площадь темного пространства должна быть большей, чем белого. Тяжелее предмет кажется на ровном фоне, вдали от других предметов. Например, солнце на безоблачном небе весомее, чем среди облаков. Правильная геометрическая форма тяжелее, чем неправильная. Вертикально расположенные формы кажутся более тяжелыми, чем наклонные. Как уже говорилось ранее при рассмотрении линейной композиции, различные направления навязывают глазу свое движение и таким образом влияют на равновесие.

Если на очень вытянутой изобразительной плоскости с ярко выраженным горизонтальным направлением появляются другие небольшие направления, то они подчиняются тяжести горизонтального направления. Часто в композиции создаются направленные силы движения. Например, исходящей будет восприниматься линия движения, если одна ее точка совпадает с точкой опоры предмета, т. е. как бы «закреплена» там. Это можно легко проверить на примере дерева. Форма ветки дерева всегда будет стремиться не к стволу, а к своим тонким концам.

Таким образом, в композиции возникают сложные отношения между тяжестью пятен, их месторасположением и основными направлениями. Художник, компонуя, использует различные комбинации и создает несколько различных изображений, которые, сравнивая между собой, отбраковывает, уточняет и дополняет. Например, тяжесть, образованная цветом, может уравновешиваться тяжестью, созданной месторасположением, и т. д. Если в художественном произведении все эти отношения очень сложны и многолики, оно интереснее, оживленнее, эмоциональнее воспринимается. Все это подтверждают психологи, своими опытами выявляя особенности человеческого глаза.

Мы знаем, что нижняя часть зрительно воспринимаемого предмета тяжелее. Попробуйте разделить строго вертикальную линию пополам на глаз. Проверьте после этого, и окажется, что нижняя половина больше верхней. А теперь с помощью чертежных инструментов найдите центр. Нижняя половина будет восприниматься глазом короче верхней.

Архитекторы эту особенность человеческого глаза применяли очень давно. Достаточно проанализировать месторасположение окна - «розы» на фасадах готических соборов.

Другая особенность человеческого глаза - восприятие левой и правой стороны. Как уже говорилось, любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой части картины. Сравните два изображения картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» - нормальное и перевернутое. На перевернутом положении картины фигура монаха становится тяжелее, и композиция «опрокидывается».

Любую картину мы воспринимаем слева направо, аналогично чтению книги. Ученые это связывают с подавляющим господством левого полушария коры головного мозга над правым, в котором, если человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры - речи, письма, чтения. Интересные исследования работы правого и левого полушарий головного мозга человека ведутся в лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Более отчетливым мы видим правую часть изображения. Глаз же человека всегда привлекает внимание предмет, наиболее выделяющийся из других окружающих его предметов. Рассматривая изображение, глаз скользит от места, впервые привлекшего внимание, к пространству наиболее отчетливого восприятия.

Немецкий психолог Макс Вертхеймер, который занимался психологией искусства, на основе проведенных экспериментов сформулировал законы группирования различных изображений на изобразительной плоскости. Он выдвигает два принципа, по которым группируются предметы: принцип подобия и принцип «согласующейся формы».

Характеризуя принцип подобия, Вертхеймер поясняет, что чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи друг на друга по какому-либо качеству, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе. Подобие может быть по размерам, форме, тону или цвету, по месторасположению, а также по движению.

Принцип «согласующейся формы» можно охарактеризовать так: чем более согласована форма, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что композиция строится на основе закона равновесия по принципу симметрии, когда предметы будут иметь одинаковый вес и уравновешены относительно центра изобразительной плоскости на основе закона равновесия по принципу асимметрии и на основе закона гармонических сочетаний, движений и ритмов. Поэтому простое фотографическое изображение предметов очень опасно, особенно начинающему художнику, тем, что не дает никаких творческих открытий. Очень важны выбор центра композиции на основе психологических особенностей нашего зрения, а также определение размеров изображения.

В композиции важно не только группировать предметы, но и учитывать свободные места, которые должны восприниматься в качестве ритмических интервалов и пластического неравенства объемов и масс. Это свойство композиции наглядно иллюстрируют наши древние иконы, где найдена гармония между изображением и свободными полями.

Работая над композицией, не следует искусственно подгонять ее под какую-либо определенную схему. Схема должна играть служебную роль. Если схемы обнажаются и довлеют при восприятии, то изобразительные средства начинают господствовать над содержанием. Нам будет скучно смотреть на такой рисунок.

Леонардо да Винчи писал, что в хорошей живописной картине распределение, или расположение, фигур должно быть «произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить». Поэтому главным остается всегда то, что хотел сказать своим произведением художник. Главное в композиции натюрморта - чтобы достигались целостность изображения. соразмерность частей, подчиненность деталей, продиктованная содержанием.

Компонуя, нужно много искать, переделывать, экспериментировать, сравнивать. «Работа над композицией должна проходить как процесс реализации, уточнения, обогащения, дальнейшей логической всесторонней разработки первоначальной идеи», - писал советский художник, действительный член Академии художеств Ю.М. Непринцев.

Знакомства с законами композиции недостаточно для создания совершенного натюрморта. Можно прекрасно знать законы и не уметь применять их в своем рисунке. Приемам композиции надо учить. К сожалению, в учебных заведениях этому уделяют меньше внимания, чем хотелось бы. Подразумевается, что если ученик умеет профессионально и грамотно воспроизводить на бумаге видимый им предмет, то при определенных усилиях со стороны педагога его можно научить собирать изображенные предметы в группы, т. е. компоновать.

Конечно, основа творчества - в художественном видении. «Для художника творчество начинается с видения, видеть - это уже творческий акт, требующий напряжения», - писал А. Матисс. Одаренный ученик быстро схватывает основы художественного восприятия, но научиться художественно видеть должен каждый, а если этих качеств нет, - необходимо развить их.

Чувство композиции - самая основная часть художественного видения Ван Гог писал: «…я не выдумываю картину, а, наоборот, я нахожу ее в при роде готовой, хотя и требующей раскрытия». Самостоятельные упражнения - самый эффективный прием в обучении изобразительной грамоте. Чтобы закрепить знания законов композиции, необходимы упражнения, цель которых - развить композиционные навыки учащихся.

Упражнения могут быть очень простые, краткосрочные, но обязательно нести большую информацию о том или ином законе композиции Их можно проводить перед выполнением длительной работы или прерывая ее на каком-то этапе. На занятиях, в классе или дома, главное, чтобы эти упражнения шли по строго продуманной системе от простого к сложному и подкрепляли материал, выполняемый ранее. Время, затраченное на упражнения, может быть от 1-2 до 5-10 минут.

Прилагаем примерный план композиционных упражнений, развивающих композиционные навыки.