Проблема человека и общества в невском проспекте. Шиллер, жестяных дел мастер

«Невский проспект» впервые был опубликован в сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую оценку Белинского. Повести Гоголя «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет» (1835), «Нос» (1836), «Шинель» (1842) относят к циклу петербургских повестей. Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя (“маленький человек”), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Произведение Гоголя "Невский проспект" начинается с описания самого Невского проспекта. Это - место встречи разных типажей людей. Здесь мы можем увидеть и сонных чиновников, и русских мужиков, и щегольски одетых дамочек. Плавно автор переходит к описанию двух мужчин , совершенно разных по характеру, но встретившихся на Невском проспекте. Это - поручик Пирогов и художник Пискарев . Неспеша прогуливаясь, они видят двух дамочек. Скромному, стеснительному художнику Пискареву приглянулась темноволосая девушка, и он начинает следить за ней. В итоге он приходит в притон, откуда быстро сбегает. Дома он безумно сожалеет о том, что такая красивая девушка работает в притоне. К Пискареву приходит лакей, и говорит, что барыня требует художника к себе. Пискарев озадачен, но все же собирается и едет к девушке. Подъезжая к месту, художник видет ярко освещенный дом, вокруг него множество карет и экипажей. Войдя в здание он обнаруживает, что в бальном зале танцует множество почтенных мужчин и женщин. Он встречает и свою красавицу и сразу же влюбляется в неё, теряя голову. Проснувшись утром, Пискарев понимает, что это был сон. С тех пор его голова была забита мыслями об этой девушке. Он едет к ней домой, предлагает ей руку и сердце, но красавица отказывает ему. Пискарев окончательно сходит с ума, начинает принимать опиум, чтобы видеть её во сне, и в один прекрасный день его находят дома. Пискарев покончил жизнь самоубийством, он так и не смог пережить разочарование в девушке.

А поручик Пирогов следит за блондинкой, которую встретил на Невском проспекте. Он узнает, что блондинка-жена швабского немца Шиллера. Пирогов начинает добиваться ее всевозможными способами, и в конце концов шиллер застатет их с блондинкой у него же дома. Шиллер в ярости прогоняет Пирогова, но Пирогов погоревав недолго, опять становится счаслив.

в "Невском проспекте" Гоголь показал шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад междувозвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, "кипящей меркантильности"(Пирогов) столичного города.

Показывая фальшь Невского проспекта, скрывающуюся за его парадным видом изнанку жизни, трагическую её сторону, разоблачая пустоту внутреннего мира гуляющих на нём, их лицемерие, автор использует ироническую патетику. Это подчёркивается тем, что вместо людей действуют детали их внешнего облика или одежды: “Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью неизобразимые Тысячи сортов шляпок, платьев, платков Здесь вы встретите такие талии, какие даже вам не снились никогда А какие встретите вы длинные рукава”.

Здесь встретишь все, что хочешь. Утром он для служащих; с 12 - для гувернеров и детей; с 2-х часов дня - для родителей, общества. Невский проспект - это выставка людей. В 3 часа здесь обедающие чиновники, а с 4-х пусто, но вечером гуляют искатели счастья - молодые секретари.

«Невский проспект»– это, в первую очередь, изучение образа этого города и того, каким он предстаёт перед нами в произведении. Петербург – это поистине удивительный город, ведь он был возведён наперекор всем законам природы за чрезвычайно короткий срок, и по воле всего лишь одного человека. На протяжении веков он являлся символом борьбы контрастов: нищета и благополучие, красота и уродство – все эти крайности каким-то непостижимым образом уживались здесь.

Наиболее выдающиеся умы России с ранних лет стремились в Петербург, и именно в этом городе завоёвывали статус лучших публицистов, писателей, критиков и т. д. Однако здесь же они сталкивались лицом к лицу с нуждой и унижением. Город как будто засасывал людей в болото показной роскоши, пошлости и глупости.

Центром и местом, где встречались эти, казалось бы, несовместимые понятия, была главная улица города – тот самый Невский проспект. Гоголь уделяет большое внимание именно образу самого города, который будто наделён своей собственной душой. Это не просто столица, не просто мегаполис с удивительно красивыми улицами, величественными дворцами и живописной Невой. Петербург в представлении автора – это своеобразный оживший великан, который обладает своим уникальным лицом, нравом, капризами и привычками. Сотни людей ежедневно проходят по Невскому проспекту. И они также являются обладателямисамых разных характеров . Гоголь отдельно подчёркивает, что, несмотря на то что в любое время суток на проспекте можно встретить огромную толпу людей, между ними не возникает чувства единства, какой-то общности. Единственное, что объединяет всех их, – это место встречи. Описывая улицу, автор говорит о том, что на ней создаётся ощущение, как будто какой-то демон весь мир раскрошил на множество крохотных осколков и «без толку, без смысла смешал вместе

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления петербургской жизни Гоголя.

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.

«Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке».

Невский проспект показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды»; «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь»; «усы, повергающие в изумление»; платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, шали, носы, «талии тоненькие, узенькие», «талии никак не толще бутылочной шейки», «ножки в очаровательных башмачках».

В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность - основная черта этой улицы:

Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, мужиками лакеями,

Изображая Невский проспект в разное время суток , Гогольхарактеризует социальные слои Петербурга . Невский проспект для писателя - олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя.

Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невского проспекта». Но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический, тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.

краткое содержание других презентаций

«Игра «Ночь перед Рождеством»» - Повышение интереса учащихся. Детские и юношеские впечатления. Черт. Вакула. Сборник. Кузнец Вакула любезничает со своей милой Оксаной. Высказывание. Ведьма. Кузнец Вакула. О чём рассказывают повести. Узнай эпизод повести. Немец. Украинские словечки. Солоха прячет гостей. Простой народ. Узнай героя повести по портрету. Реальная действительность. Пекло. Инсценирование фрагмента повести. Вечера на хуторе близ Диканьки.

«Н.В Гоголь «Ревизор»» - Городничий. Марья Антоновна. Слуга Осип. Персонажи. Главны действующие лица. Хлестаков. Ляпкин - Тяпкин. Н.В Гоголь «Ревизор». Осип. Пороки русской действительности. Анна Андреевна. Артемий Филиппович.

««Заколдованное место» Гоголь» - Эпиграф. Ответим на вопросы. Сколько раз попадал дед на заколдованное место. Ваши впечатления. Поработаем над иллюстрацией. Словесное рисование. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Словарная работа. Повесть «Заколдованное место» имеет подзаголовок быль. Внутрипредметные связи. Н.В. Гоголь. Кто является рассказчиком повести. Цели урока. «Заколдованное место».

«Произведения Николая Гоголя» - Жанр произведения. Персонаж, который подарил Чичикову мертвые души. Сборник повестей «Миргород» «Тарас Бульба». В 1852 году закончил работу над II томом поэмы. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Тест. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления. Гоголь. Истинное стремление Хлестакова. Комедия «Ревизор». «Майская ночь, или Утопленница». Очерк жизни и творчества. Творчество Н.В Гоголя.

«Майская ночь, или Утопленница» - Кто такая русалка. Знаете ли вы украинскую ночь. Место народного творчества в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Тихое украинское село. Майская ночь. Вечера на хуторе близ Диканьки. Сотник. Открылось окно. Высказывания Н.В.Гоголя о народном творчестве. Природа. Молодые люди. Ясноокая красавица. Песни, поверья, обычаи. Левко посмотрел на берег. Ганна и Левко. Левко глядит на водящих хороводы девушек.

«Повесть Гоголя «Невский проспект»» - Противоположность героев. Судьбы двух петербуржцев. Герой повести. Искусство. Окончание приключений. Характер. Портрет. Характеры Пискарева и Пирогова. Гоголь. Сон. Отношение автора. Невский проспект. Преследование.

Повесть открывается описанием главной улицы Петербурга. Его образ становится символом современного мира. По Невскому проспекту движется вереница шляпок, сюртуков, бакенбард, усов, дамских рукавов, мелькают ножки в воздушных башмачках, но нет лиц. Из «выставки всех лучших произведений человека» исчез сам человек! На фоне лихорадочной суеты бездуховного мира завязываются нити приключений двух героев - художника Пискарева и поручика Пирогова. Повесть оказывается «стяжением» двух историй, контрастных и в то же время объединенных общей идеей.

В рассказе о Пискареве с особой яркостью раскрывается романтическое понимание Гоголем прекрасного. разделял столь свойственный романтикам культ женщины. В женской красоте, по Гоголю, выступает высшая одухотворенность мира, его «поэзия и мысль». Любовь к женщине должна быть рыцарственным поклонением, чуждым «низких желаний». Выражая прекрасную духовность, женская несовместима с пошлостью. Потрясающая парадоксальность ситуации «Невского проспекта» в том, что в современном городе герой сталкивается с разрушенной красотой. Незнакомка с Невского проспекта не только изумительно прекрасна. В ней чудится неземное. Это красота Мадонны, «Перуджиновой Бианки». «Все, что остается от воспоминаний о детстве, что дает мечтание и тихое вдохновение при светящейся лампаде, - все это, казалось, совокупилось, слилось и отразилось в ее гармонических устах». Возникает образ невинности, женственности, который становится особенно пленительным и трогательным в сновидениях героя. Но тем более страшен пронизывающий историю Пискарева диссонанс: «божественная» женщина оказывается проституткой.

За фасадным великолепием столицы скрывается ее отвратительное дно - публичные дома, где «основал свое жилище жалкий разврат, порожденный мишурною образованностью и страшным многолюдством столицы... где человек святотатственно подавил и посмеялся над всем чистым и святым, украшающим жизнь». С позиций романтических ценностей в повести страстно отрицается мир, в котором продается и растлевается воплощение прекрасного, - женщина. Жертвой этого мира становится и Пискарев, один из редких у Гоголя безусловно положительных героев.

В начале повести Пискарев обрисован скорее как «маленький человек», принадлежащий к типу «петербургских художников», застенчивых и робких. Затем в его образе все отчетливее выступают черты романтического энтузиаста и мечтателя, вырисовывается гуманистическое содержание его идеального мира. Это представление о любви и доверии как основе человеческих отношений, обожание прекрасного и служение ему, рыцарская защита слабого и женственного. Трепетное, непорочное чувство Пискарева противопоставлено «наглой самоуверенности» петербургских пошляков. Рисуя Пискарева, Гоголь впервые в русской литературе начинает тему сострадательной любви и страстного участия в чужой судьбе, которая впоследствии будет так важна для Достоевского. Конфликт повести осложняется тем, что Пискарев пытается своей жертвенной любовью победить и зло: «... Неужели равнодушно допустить ее гибель? Я должен на ней жениться...». В раздумьях Пискарева возникает мотив «бескорыстного» и «великого подвига» спасения Красоты. Подняв на поэтическую высоту своего героя, Гоголь приходит к трагическим выводам. Великая любовь оказалась бессильной «оживить» красавицу, которая одухотворена лишь в снах героя. Ее красота - только оболочка, прикрывающая нравственное безобразие. «Невский проспект», пожалуй, самое безотрадное произведение Гоголя. Разрыв мечты и действительности достигает здесь кульминации. Потерпев крушение своих надежд, Пискарев не может больше жить и кончает самоубийством.

Трагический смысл повести усиливается второй историей, решенной как будто бы в комедийном плане. Поручик Пирогов также следует за понравившейся ему блондинкой, будучи уверен в успехе, и также обманывается и терпит неудачу. Но его незнакомка оказывается не гризеткой, а добропорядочной и глупенькой женой ремесленника Шиллера. Пирогов же за свои бесцеремонные ухаживания подвергается «ужасному оскорблению» - «секуции» - со стороны разгневанного супруга и его друзей. Разъяренный поручик намеревается обратиться чуть ли не к «самому государю». Но, покушав слоеных пирожков и почитав «Северную пчелу» в кондитерской, успокаивается и отправляется на вечер к приятелю, где лихо отплясывает мазурку. В образе предприимчивого поручика воплощена сама , эгоистическая, самовлюбленная и вместе с тем легко примиряющаяся с теми «неприятностями», которые выпадают на ее долю. Объединяющая обе истории авторская мысль обнажает вопиющую нелепость жизни и приходит к трагическому итогу.

Сочинение

Он лжёт во всякое время, Этот Невский проспект...
Н. В. Гоголь

Остановив свой выбор на этой теме, я исходила из своего личного отношения к творчеству этого писателя, чьи произведения привлекают меня необычностью сюжетов, яркостью, чёткостью и выразительностью языка, своеобразием авторского взгляда на мир.

Особое впечатление произвела на меня повесть «Невский проспект». Я считаю, что здесь наиболее отчётливо отразилась гоголевская концепция Петербурга - «самого предумышленного города на свете».

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет всё», - так начинает Гоголь своё повествование. Подчёркнуто эмоционально, восторженно говорит он о той роли, которую играет проспект в жизни каждого петербуржца. Невский оказывается не просто улицей - «красавицей нашей столицы», он - главное действующее лицо, вершитель человеческих судеб. Может показаться, что Гоголь искренне верит в способность «всемогущего Невского» объединять людей («только здесь житель Петербуржской или Выборгской части может встретить своего приятеля, у которого не бывал несколько лет»). Но вскоре наши иллюзии рассеиваются. Мы видим, что проспект проводит чёткую грань между различными социальными группами, которые все появляются здесь, но только в разное, строго определённое время. С самого раннего утра по улице «плетётся нужный народ»: «русские мужики, спешащие на работу», «сонный чиновник... с портфелем под мышкою».

Часам к двенадцати Невский проспект становится «педагогическим Невским проспектом»: сюда «делают набеги гувернёры всех наций со своими питомцами». Послеобеденное время - время прогулок аристократии и «чиновников по особенным поручениям». Невский соединяет жителей Петербурга, но не объединяет их. Гоголь рисует образ странного сообщества людей, рождённого современным городом. Единственное, что их связывает, - это желание праздности.
Именно тем притягателен для них Невский проспект, что от него «пахнет одним гуляньем»: «Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него (проспект), верно, позабудешь о всяком деле». Автор показывает, как выхолащивает этот идол петербуржцев сущность людей, изменяя их мировосприятие. Человек здесь теряется из виду, «тонет» в «видном» мире; объектом же внимания становятся «сапоги», «фалды» и другие атрибуты его успеха, положения, богатства: вместо людей по Невскому проспекту важно прохаживаются «щегольской сюртук с лучшим бобром», «греческий прекрасный нос», «превосходные бакенбарды», «пара хорошеньких глазок и удивительная шляпка».

Постепенно образ Невского проспекта наполняется символикой, становится таинственным, полуреальным-полуфантастическим. Это происходит, «как только сумерки упадут на домы и будочник... вскарабкается на лестницу зажигать фонарь». Ночью «лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет», а в поступках людей чувствуется «что-то чрезвычайно безотчётное». Сам Невский «оживает и начинает шевелиться», преображается, освещается новым, каким-то демоническим светом. Гоголь подводит читателя к пониманию главной мысли своего произведения, которая будет прямо сформулирована в финале. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» Здесь «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется».

Яркой иллюстрацией к этому утверждению являются две истории, лежащие в основе сюжета повести. Главным героем одной из них становится поручик Пирогов, другим - петербургский художник Пис- карёв. Герои противопоставлены друг другу: Пирогов исполнен амбиций и цинизма («Знаем мы вас всех»), Пискарёв скромен, кроток, застенчив. Однако истории их, в которых ощущается власть Невского проспекта, схожи. И тот и другой обманываются в своих ожиданиях, связанных с чувством к женщине. Вот Пискарёв встречает прекрасную незнакомку. «Боже, какие божественные черты! Ослепительной белизны прекраснейший лоб осенён был прекрасными, как агат, волосами Уста были замкнуты целым роем прелестнейших грёз. Всё, что... даёт мечтание и тихое Вдохновение при светящейся лампаде, - всё это, казалось, слилось и отразилось в её гармонических устах». Каково же оказывается. разочарование героя, когда он обнаруживает в этом «гении чистой красоты» черты самого грязного порока.
Гоголь подчёркивает всю нелепость, противоестественность, несоединимость того, что каким-то, непостижимым образом оказывается соединённым в действительности. Улыбку Мадонны сменяет на лице красавицы улыбка, исполненная «какой-то жалкой наглости; она... так же шла её лицу, как идёт выражение набожности роже взяточника или бухгалтерская книга поэту».
«Лучше бы ты вовсе не существовала», - «растроганный, растерзанный, с слезами на глазах», - думает Пискарёв.

Не менее обманчив образ блондинки, за которой последовал второй герой. Она сразу производит на читателя впечатление пустого, но «легонького» и «довольно интересного созданьица». Пирогов не сомневается в успехе («Ты, голубушка моя!») и вдруг, неожиданно для самого себя, получает суровый отпор от этого «бессмысленного» существа, которое защищено от всякого рода соблазнов немецкой «аккуратностью» в чувствах и преданностью мужу - грубияну и пьянице.

Невский проспект не только развращает, он губит всё чистое, светлое, ломает человеческие судьбы. Не выдержав «вечного раздора мечты с существенностью», сводит счёты с жизнью носивший в душе своей «искры чувства, готовые... превратиться в пламя» художник Пискарёв. Зато порыв Пирогова, поначалу вознамерившегося жестоко отомстить за «ужасное оскорбление», сам собою «как-то странно» для героя, но очень логично для читателя угасает в кондитерской: «съел два слоёных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел уже не в столь гневном положении».

В повести «Невский проспект» Гоголь создаёт искажённый, «перевёрнутый» мир, утверждающий в сознании людей «перевёрнутые» ценности.

«Далее, ради Бога, далее от фонаря и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо», - таким напутствием заканчивает повесть Н. В. Гоголь, глубоко переживавший за судьбу России, страстно мечтавший нарисовать образ «положительно прекрасного» чеповека, но посвятивший свою музу разоблачению порока, в какие бы блестящие одежды он не рядился.

Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен роман­тический конфликт мечты и действительности ?

Романтизм как литературное направление строится на том, что возвышенное, идеальное начало преобладает над земным, реальным. Герой романтического произведения, как правило, имеет характер цельный, устремления чистые, и при этом у него сильная воля и он не склонен к компромиссам.

Главный герой в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» - натура романтическая.

При этом автор изобразил в конфликте мечту и действитель­ность. На примере жизни и подвига юноши из горного селения читатель видит крушение мечты человека страстного, одержи­мого идеей, что становится причиной его гибели.

События, ставшие для Мцыри роковыми, происходят в первой половине XIX в. во время завоевательных войн русских на Кавказе.

Суровая действительность с раннего детства обрекла Мцыри на страдания: это насильственная разлука с семьёй, навсегда потерянная надежда на встречу с родными людьми и бес­просветно печальное существование в русском православном монастыре. Переданный генералом на попечительство мона­хам мальчик Мцыри не умер, но, изучив язык окружавших его чужих людей, он сердцем не принял их веры, не смирился с не­волей, не стал своим в их среде.

Мечта о побеге на родину и встрече с соплеменниками одной крови, мечта единственная и всепоглощающая, поселится в сердце одинокого пленника.

Воспоминания о детстве, мечты о воле, надежды на счастье - только этим теперь живёт Мцыри.

Побег из мрачных стен монастыря, его путь к свободе до­ставляют ему неведомые до этой поры радости, окрыляют его. Прекрасные картины природы, встреча с девушкой-грузинкой, даже схватка с кровожадным барсом воодушевляют юношу, об­новляют его жизненные силы.

Но мечты и действительность не всегда совместимы, и чаще всего суровая реальность подавляет и разрушает прекрасные порывы в сердцах людей.

В мечтах, как правило, всё романтично, идеально. Но счастье, которое и является олицетворением мечты, оказывается либо вовсе недостижимым, либо завоёвывается ценой неимоверных усилий, ожесточенной борьбы.

У Мцыри для этой борьбы не хватает сил. Путь к свободе ста­нет для него бегом по кругу, дорогой в тупик.

Он снова окажется в плену привычных обстоятельств, в сте­нах опостылевшего монастыря, среди чуждых для него людей.

Мрачный гений Поэта-романтика, его творческое воображе­ние, подскажет автору поэмы философию жизни. Зло, попирая добро, оказывается чаще всего сильнее; либо, могущественное и всеобъемлющее, оно уничтожает, исключает добро из жизни, побеждая его.