Протокол методики рисунок семьи. Тест «Моя семья»

Методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС)

Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Описание теста

Тест "Кинетический рисунок семьи" направлен не столько на выявление тех или иных аномалий личности, сколько на прогноз индивидуального стиля поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых и конфликтных ситуациях, выявление неосознаваемых аспектов личности.

Процедура эксперимента следующая:

Для исследования необходимы лист белой бумаги (21х29см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.

Инструкция испытуемому

"Нарисуй, пожалуйста, свою семью". Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово "семья", так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, психолог должен просто повторить инструкцию.

Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35минут). При выполнении задания следует отметить в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15сек;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать.

Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы, например: "Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?" , "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" , "Кого мама позовет идти с собой?" и т.п.

Три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три -позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в Цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты. строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты, позовешь на помощь?

4. Ты имеешь "N" билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто ос-танется дома?

5. Представь, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья стала играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст его братьев, сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретация результатов теста Рисунок семьи"

Интерпретацию рисунка условно разделяют на 3части:

1)анализ структуры "Рисунок семьи";

2)интерпретацию особенностей графических изображений членов семьи;

3)анализ процесса рисования.

1. Анализ структуры "Рисунка семьи" и сравнение состава нарисованной и реальной семьи

Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает при. стального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых;

а) вообще не изображены люди;

б) изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости;

в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний);

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Дети уменьшают состав семьи, "забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях ситуациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символической ситуации "монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей к нему.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.

Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоционального общения.

В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке "я" более характерно для детей, чувствующих отвержение, неприятие.

Презентация в рисунке только "я" может указывать на различное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.

Если в образе "я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это указывают на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.

Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схематичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, покинутости, иногда -аутических тенденций.

Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностями единственных детей в семье, желание замять охраняемую, родительскую, руководящую позицию по отношению к чужим детям (такую же информацию могут дать и дополнительно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие негативности семьи, на поиск человека, способного удовлетворить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.

2. Расположение членов семьи

Оно указывает на некоторые психологические особенности взаимоотношений в семье. Анализ делает необходимым различать, что отражает рисунок -субъективно реальное, желаемое или то, что ребенок боится, избегает.

Сплоченность семьи, рисование семьи с соединенными руками , объединенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия.

Рисунки с противоположными характеристиками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных связей. Близкое расположение фигур, обусловленности замыслом поместить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький домик и т.д.), может говорить о попытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребенок прибегает к внешним обстоятельствам, т.к. чувствует тщетность такой попытки).

В рисунках, где часть семьи расположена в одной группе, а одно или несколько лиц -отдалено, это указывает на чувство невключенности, отчужденности. В случае отдаления одного члена семьи можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда судить об угрозе, исходящей от него.

3. Анализ особенностей нарисованных фигур

Особенности графического рисования отдельных членов семьи могут дать информацию большого диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному члену семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, о "я-образе" ребенка, о его половой идентификации и т.д.

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи следует обращать внимание на:

1)количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ногти, ступни;

2)декорирование (детали одежды и украшения): шляпка, воротник, галстук, банты, карманы, элементы прически, узоры и отделка на одежде;

3)количество использованных цветов для рисования фигуры.

Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются большим количеством деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов.

Большая схематичность, неоконченность рисунка, пропуск существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к человеку также на агрессивные побуждения к нему.

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца и мать, что соответствует реальности.

Некоторые дети самыми большими или равными по величине с родителями рисуют себя.

Это связано с: а) эгоцентричностью ребенка; б) соревновании за родительскую любовь, исключая или уменьшая при этом "конкурента".

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети, которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей.

Информативным может быть и абсолютная величина фигур. Большие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством опасности.

При анализе следует обращать внимание на рисование отдельных частей тела:

1.Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей.

Если ребенок рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями.

Иногда такие рисунки рисуют и внешне спокойные и покладистые дети. Можно предполагать, что ребенок чувствует враждебность по отношению к окружающим, но его агрессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Это интерпретация более достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к "агрессивным" рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты "мужественности" и силы.

Иногда ребенок рисует всех членов семьи с руками, но "за­бывает" нарисовать их себе. Если при этом ребенок рисует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть связано с чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют.

2. Голова - центр локализации "я", интеллектуальной деятельности; лицо -важная часть тела в процессе общения.

Если в рисунке пропущены части лица (глаза, рот), это может указывать на серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность, аутизм. Если при рисовании других членов семьи ребенок пропускает голову, черты лица или штрихует нее лицо, то это часто связано с конфликтными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.

Выражение лица нарисованных людей также может быть индикатором чувств ребенка к ним. Однако дети склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный "штамп" в рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц значимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица, это указывает на хорошую половую идентификацию девочки.

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стерео­типов женского поведения.

Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к оральной агрессии. Если ребенок так рисует не себя, а другого члена семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враждебностью этого человека к ребенку.

Каждому взрослому характерны определенные детали в рисунке человека, которые обогащаются с возрастом, и их пропуск в рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конфликтом.

У детей в рисунках выделяются две разные схемы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например, туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины - треугольной.

Если ребенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные детали и цвета в презентации двух фигур, например сына и отца, можно интерпретировать как стремление сына быть похожим на отца, идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.

Анализ процесса рисования

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:

а) последовательность рисования членов семьи;

б) последовательность рисования деталей;

в) стирание;

г) возвращение к уже нарисованным объектам, деталям, фигурам;

е) спонтанные комментарии.

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что за динамическими характеристиками рисования вроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают значимость определенных деталей рисунка ребенка.

В рисунке ребенок первым изображает наиболее значимого главного или наиболее эмоционально близкого человека. Часто первыми рисуют мать или отца. То, что часто дети первыми рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной характеристикой. Если первыми ребенок рисует не себя, не родителей, а других членов семьи, значит это наиболее зна­чимые для него лица в эмоциональном отношении.

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Часто это связано с негативным отношением к ней.

Если первой нарисованная фигура является самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то это указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные чувства ребенка в его отношении. Однако если первая фигура нарисована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет быть похож.

Некоторые дети сперва рисуют различные объекты, линию основания, солнце, мебель и т.д. и лишь в последнюю очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать, что такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитой, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у детей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть последствием плохого контакта ребенка с психологом.

Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, Деталей указывает на их значимость для ребенка.

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще всего связаны с конфликтным отношением и являются внешним проявлением внутреннего диссонанса мотивов На бессознательном уровне ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь, связанные с негативными эмоциями.

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как с негативными эмоциями по отношению к так рисуемому члену семьи, так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат рисования.

Спонтанные комментарии часто поясняют смысл рисуемого содержания ребенка. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться. Их появление выдает наиболее эмоционально "заряженные" места рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и сам процесс интерпретации.

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Случается, что родители не могут сами понять, почему ребенок начал вести себя иначе, стал замкнутым, необщительным. Ребенок не желает рассказывать о своих проблемах или переживаниях своим родителям. Случается, что изменения поведения замечают воспитатели или учителя. Дети, у которых проблемы с родителями, не всегда идут на контакт. Поэтому взрослым приходится пользоваться услугами детского психолога .

Существует множество тестов, чтобы узнать об отношениях в семье. Но стоит помнить, что не все дети будут рассказывать о своих проблемах или волнениях. Поэтому чтобы малыш не чувствовал себя, как на допросе, психологи применяют рисуночный тест «Моя семья». Интерпретирование детского рисунка может рассказать многое о ребенке и его проблеме.

Тест позволяет узнать, какие взаимоотношения внутри семьи . Проективная методика «Рисунок ​семьи» - это самый информативный способ диагностировать проблему. С его помощью психолог может узнать, как ребенок относится к близким. Ведь малыши видят мир не так, как взрослые. Поэтому родители могут и не видеть проблемы. По рисунку можно увидеть, как родители относятся к ребенку. Тест «Моя семья» рассчитан для детей 4–5 лет и старше. А также его можно применять для взрослых.

Во время прохождения данной методики необязательно рисовать людей. Можно изображать близких в виде животных или машин, фигур или цветов. Главным в интерпретации рисунка семьи будет:

  • расположение;​
  • штриховка;
  • размер;
  • цветовая гамма и т. д.

Тестируемого можно расспросить, кто изображен на рисунке, чем они занимаются. Это также имеет ценность в диагностике.

Описание теста «Моя семья»

Правила проведения рисуночного теста очень просты. Для этого надо попросить ребенка нарисовать свою семью. При этом не нужно ему подсказывать, кого и как рисовать. Тестируемый сам знает, кто для него семья. Не нужно задавать наводящий вопросов. Например: «А почему ты не нарисовал старшего (младшего) брата?».Можно переформулировать первоначальный вопрос: «Нарисуй тех, кого ты считаешь своей семьей». Не нужно говорить, что ребенок нарисовал кого-то лишнего или несуществующего.

Нормой считается рисунок, где изображены все члены семьи, с которыми живет ребенок. Во время рисования необходимо обратить внимание, в каком порядке малыш начинает рисовать близких. Последовательность рисования очень важна. Заметьте, кого ребенок изобразил первым и последним. Кого из близких он рисовал старательно или перерисовывал несколько, пытаясь изобразить подробней.

После окончания рисования необходимо задать ряд вопросов:

Данные вопросы помогут выяснить: ребенок нарисовал желаемое или реальность. Он мог нарисовать празднование дня рождения на природе, которого никогда не было или оно уже прошло. Расшифровывать такой рисунок можно, как «ребенку хотелось бы чаще общаться с семьей» либо «в семейном кругу теплые семейные взаимоотношения».

Интерпретация рисуночного теста «Моя семья»

Изображение, нарисованное ребенком, является отображением его взаимоотношений с другими членами семьи. Через рисунок он передает то, как он их видит и какую роль он отводит каждому в семье.

Анализ групповой композиции рисунка

Тестируемый изобразил семью, члены которой находятся рядом друг с другом. На картинке они могут быть просто изображены рядом или заняты общим делом. Или противоположный вариант, когда члены семьи нарисованы на расстоянии друг от друга. Такая интерпретация рисунка семьи показывает как реальную ситуацию в семье, так и желаемую ребенком. Возможно, ему уделяют мало внимания и он мечтает проводить с родителями больше времени, или же семья действительно дружная и все делается вместе.

Если на рисунке все держатся за руки, то это можно понимать двояко. Или же в семье все отлично, или ребеночек хочет чтобы так было.

Двусмысленно также будет изображение двух человек, стоящих рядом. Возможно, между этими людьми действительно теплые отношения или же крохе хочется, чтобы это стало реальностью.

Если один из персонажей отдален от общей картины , означает что он держится от всех на расстоянии и ребенок эту отчужденность заметил.

Размещение одного из персонажей выше других или ниже , говорит о том что он главный в семье, если ниже - его влияние минимальное. Например, младшая сестра нарисована выше всех, то есть непосредственно она распоряжается всеми.

Диагностирование самого привлекательного персонажа

Диагностирование самого привлекательного персонажа можно провести по таким признакам :

  • он был нарисован первым, его в основном размещают на фронтальном плане рисунка;
  • его нарисовали крупнее других;
  • этот персонаж нарисован с любовью;
  • вокруг него нарисованы остальные персонажи. Они смотрят в его сторону.

Малыш может нарисовать его в необычной одежде или же прорисовывает какие-то детали и такие же рисует на своей фигуре - так он сравнивает себя с ним.

Размер нарисованных персонажей также играет немаловажную роль в проектированной методике «Рисунок семьи». Кроха рисует большого размера того члена семьи, с которым хорошие отношения. Например, он нарисовал большим папу. Это можно понимать, что с отцом ребенку комфортно находиться рядом, ему нравится проводить с ним время. Отношения с мамой у малыша или натянуты или имеют меньшее для него значение. Менее значимые персонажи изображаются вдалеке от остальных и рисуются последними маленького размера. Но также ребеночек может зачеркнуть или стереть этого малозначимого персонажа.

Стоит обратить внимание и на штриховку, и на нажим. Если во время рисования какого-либо персонажа тестируемый давит на карандаш, это означает, что данный персонаж вызывает у него чувство тревоги.

Если малыш рисует себя близко возле папы или мамы, значит, он отдает свое предпочтение данному родителю.

Главным фактором, определяющим предпочтения малыша, является расстояние между членами семьи. Именно это расстояние является психологической дистанцией . Дети изображают близких людей рядом с собой.

Ребенок о себе

Выделяя себя среди остальных детей, ребенок может нарисовать себя вблизи родителей, отодвинув на задний план остальных членов семьи.

Преувеличенная фигура ребенка рядом с отцом означает, что малыш старается равняться во всем на отца. Так он выражает чувство соперничества, он хочет быть таким же авторитетным в семье, как и отец.

Чувство опеки и беспомощности будет выражено маленькой детской фигурой, окруженной родителями. Он хочет чтобы о нем заботились и уделяли ему внимание. Возможно, это связано с усиленной опекой над ненаглядным чадом и он привык к такому обращению с ним. В основном такое бывает, когда в семье один ребенок. Своей несамостоятельностью и слабостью дети очень часто манипулируют взрослыми, чтобы получить больше внимания.

Кроха тщательно прорисовывает свою фигуру на рисунке - так он показывает, что жизнь вращается вокруг него, он уникальный. Это также говорит о том, что родители вкладывают все силы в ребенка, чтобы воплотить в нем все несбывшиеся мечты. В такой семье детские желания на первом плане, а родители выполняют второстепенную роль.

Дополнительные персонажи

Изображение на рисунке несуществующих людей, не относящихся к семейному кругу, или животных говорит о том, что ребенок пытается заполнить пустоту, ему не хватает тепла во взаимоотношениях с родителями. Или же это можно расшифровать как недостаток эмоциональных связей . Дети, у которых нет родных братьев и сестер, могут изобразить двоюродных как членов своей семьи. Изображая зверушек, ребенок показывает, что ему не хватает общения с другими детьми, он желает играть с ровесниками, ему нужен постоянный компаньон в играх, чтобы он мог общаться с ним на равных.

Выдуманные персонажи говорят о неудовлетворенных детских потребностях. Недостаток удовольствия в настоящей жизни кроха удовлетворяет в своих воображениях и мечтах. Расспросив ребенка об этом персонаже, можно понять, чего же ему не хватает.

Если дошкольник изображает одного из членов семьи как домашнее животное, в реальности не существующее, то так он показывает, что ему мало любви и он желает ее обрести от этого человека.

Изображение родителей

Зачастую ребенок рисует обоих родителей. Папа выше всех слева, потом мама и остальные члены семьи. Но следует помнить, что ребенок может изображать желаемое, а не реальность. Это случается в неполных семьях. Малыш рисует отсутствующего члена семьи, тем самым показывает, что он хочет, чтобы папа или мама были рядом. Если родители развелись, он может так показать свое желание, чтобы родители снова сошлись.

Изображение одного родителя показывает, что ребенок прошел адаптацию и принял существующую реальность. Или же фигура одного из родителей может быть изолирована. Этим способом ребенок показывает свое желание быть с родителем противоположного пола. Вызванная ревность эдиповым комплексом вполне нормальное явление у детей, которые еще не достигли полового созревания.

Иногда дети рисуют или отца, или мать огромного размера. Это свидетельствует о том, что он является доминирующим членом семьи. Этот взрослый угнетает независимость ребенка и его инициативы. Ребенок показывает подавление своей воли, враждебность, страх перед этим человеком. Иногда дети рисуют также большие руки, что может означать диктаторское отношение. Если один из взрослых изображен небольшого размера с маленькими ручками или без них, это можно истолковывать как неуважение и игнорирование к данному близкому человеку.

Нежелание рисовать одного из членов семьи

Случается что дошкольник отказывается рисовать одного из членов семьи. На вопрос: «Почему ты не нарисовал брата?» малыш может ответить, что не хватило места или забыл. Помните, ничего не происходит случайно. Такая «забывчивость» или «нехватка места» может означать переживания и какие-то чувства к данному члену семьи. В основном дети из-за ревности к родителям не изображают младших сестер и братьев, потому что, как считают, именно им достается больше любви и родительского внимания. В реальности дети не проявляют агрессии, но во время рисования она может показываться на рисунке отсутствием младших детей.

Случается, что кроха изображает младших членов семьи, но при этом не изображает себя. Так, он ассоциирует себя с братом или сестрой, которым приходится большая часть родительского внимания. Если ребенок не изображает кого-то из родителей, это может быть негативное отношение к нему.

Ребенок, который чувствует себя в семьи одиноко, рисует свою фигуру вдалеке от всех. Или же он может не нарисовать себя. Это тоже показывает отчужденность и одиночество. Он также чувствует себя неполноценным, у него занижена самооценка. Такое может быть, если взрослые очень часто критикуют малыша, ставя в пример старших детей.

Тест "Рисунок семьи"

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция

Существует несколько вариантов инструкции (для разного контингента, разных случаев).

Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.

Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".

Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".

Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".

Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи". Конечно, эта инструкция подойдет для взрослых образованных испытуемых.

Получение дополнительной информации

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь.... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Обработка результатов

Обработка данных проводится по следующей схеме:
Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
1 Общий размер рисунка
2 Кол-во членов семьи
3 Соответствующие размеры членов семьи
мать
отец
сестра брат
дедушка бабушка и т.д.
4 Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо признаков между ними
5 Наличие животных
6 Вид изображения:
- схематическое изображение
- реалистическое
- эстетическое в интерьере,
- на фоне пейзажа и т.д.
- метафорическое изображение в движении, действии
7 Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)
Степень аккуратности исполнения

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).

В рисунках (по Л. Корману) анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Техника предназначена для индивидуального, самостоятельного использования. Она поможет создать свою семью, по крайней мере – определиться в своих планах, ожиданиях.

Узнать о взгляде ребёнка на положение в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя тест и расшифровав результаты. Предложите ему выполнить рисунок семьи, в которой он живёт, и проведите анализ получившегося «художественного произведения».

Назначение и суть теста «Рисунок семьи»

Целью диагностики является выявление проблем в отношениях ребёнка с близкими. Задачи теста «Рисунок семьи» таковы:

  • проанализировать нарисованное изображение;
  • оценить ответы на вопросы и сделать соответствующие выводы о реальном положении внутри семьи.

Непосредственное отношение к появлению рисуночного способа оценки семьи имеют отечественные и зарубежные психологи: В. Хьюлс, А.И. Захаров, Л. Корман.

Суть исследования состоит в том, что ребёнку предлагается нарисовать свою семью такой, какой он её представляет. Процесс создания изображения находится под строгим контролем психолога, он замечает и берёт во внимание всё:

  • манеру рисования испытуемого;
  • последовательность добавления членов семьи и их расположение на бумаге;
  • паузы в рисовании того или иного персонажа;
  • комментарии при создании образов;
  • время начала и окончания работы над заданием;
  • реакции в виде вскрикиваний, вздохов и так далее.

Тестирование включает в себя также ответы на вопросы, которые задаются ребёнку после создания его «шедевра». После окончания рисования проводится анализ результатов и делаются выводы о состоянии взаимоотношений в семье.

Диагностика помогает устранить проблемы ребёнка через понятие истинных отношений между членами семьи, в которой он растёт и развивается.

Даже такой простой рисунок может рассказать специалисту о многом

Порядок проведения диагностики

Материалы, которые необходимо предложить ребёнку, очень просты: белый лист бумаги стандартного формата (А4), простой карандаш средней мягкости и ластик. Какие-либо другие средства использовать не рекомендуется. Если тестируемый сам пожелает раскрасить изображение, то можно будет дать ему цветные карандаши (не менее 12 штук разных цветов).

Учитывая уровень развития и возраст испытуемого, нужно выбрать наиболее подходящие рекомендации:

  1. Нарисуй свою семью.
  2. Нарисуй всех членов семьи за их обычными занятиями.
  3. Нарисуй свою семью, как ты её представляешь.
  4. Нарисуй свою семью, где каждый член семьи - фантастическое существо.
  5. Нарисуй свою семью в виде образа или символа, подходящего для вас.

Первый вариант не предполагает никаких дополнительных ориентиров для малыша, и если в силу возраста или психологических проблем у него не сложилось понятие «семья», то ребёнку будет очень трудно справиться с поставленной задачей.

Индивидуально-дифференцированный подход обязателен при формулировке задания. Например, пятая инструкция никак не подойдёт для детей дошкольного возраста, так как им ещё может быть незнакомо само понятие образа или символа.

Стандартное время проведения теста не выходит за рамки получаса. Обычно около 15–30 минут достаточно испытуемому, чтобы изобразить всё то, что он подразумевает под понятием своей семьи.

После окончания рисования необходимо предложить ребёнку подписать или назвать всех изображённых персонажей и ответить на приготовленные заранее вопросы:

  • Чью семью изобразил «художник» (свою, друга, вымышленного персонажа)?
  • Где находятся её члены, чем они занимаются?
  • Как можно описать каждого изображённого на бумаге, какова его роль в семье?
  • Кто в семье хороший? Почему?
  • Кто часто грустит? Почему?
  • Кто самый счастливый? По какой причине?
  • Кто самый несчастный? По какой причине?
  • Кто тебе нравится больше всех и почему?
  • Какие наказания за плохое поведение есть в этой семье?

Во время обсуждения рисунка нужно внимательно анализировать слова и эмоции испытуемого

Человек, проводящий тест, должен понять, какие чувства двигали ребёнком, когда он рисовал, почему некоторые члены семьи изображены так, а не иначе, по какой причине кто-то отсутствует. Не стоит разговаривать в тоне, не располагающем к беседе. Мягкость, спокойствие, непринуждённость - характеристики диалога, стимулирующего тестируемого к наиболее полным и откровенным ответам. Некоторые из вопросов вызывают ребёнка на раскрытие чувственной сферы, её обсуждение, не все дети готовы к этому. Поэтому в случае формальных или односложных реплик не следует принуждать человека к обнажению своих чувств.

В беседе лучше всего пользоваться не прямыми вопросами, а проективными. Например, не спрашивать: «Кого ты не нарисовал?». Вместо этого узнать: «Если вместо кошечки ты нарисовал бы человека, то кто это мог бы быть?».

Решение ребёнком предложенных заданий поможет педагогу или психологу определить негативное или положительное отношение к разным членам семьи:

Примеры ситуаций
Для определения позитивного отношения Для распознавания негативных чувств
У тебя есть 2 билета в кино, один из них твой. Кому из членов семьи ты предложишь второй? У тебя есть … билетов в цирк (на один меньше количества людей в семье). Кто не пойдёт с вами и останется дома?
Ты делаешь поделку, но у тебя что-то не получается. Кого позовёшь на помощь? Если ты будешь жить на необитаемом острове, то кого бы ты захотел взять с собой?
Вся семья собралась идти в гости, но один из вас заболел… Кто останется дома? Если вы всей семьёй сядете играть в настольную игру, но для одного из вас не хватит карточек, как ты думаешь, кто это будет?

Обработка и интерпретация результатов

Рассмотрение изображения

Последовательность

Получив задание, ребёнок может начать выполнять его не сразу, оттягивая первые штрихи. Иногда дети рисуют сначала элементы, имеющие не самое прямое отношение к семье - цветы, геометрические фигуры, домашних животных. Такое положение вещей - сигнал о неблагополучии, дискомфорте ребёнка в окружении близких.

Последовательность изображения родственников говорит об авторитетности того или иного человека. Первым испытуемым рисуется, как правило, или сам ребёнок, или тот член семьи, кто ближе всего для малыша. Если дети добавляют себя последними, это отрицательная характеристика, свидетельствующая о возможном чувстве отвергнутости и ненужности.

Сюжет

Незамысловатость сюжета обычно сводится к рисованию всех персонажей (или за исключением кого-либо) безотносительно окружающей действительности. Иногда рисунок «разбавляют» предметы мебели, цветы, строения.

К рисунку добавлены птички, солнышко и шарик - в такой семье всё благополучно

Стандартная «привязка» сюжета - домашняя обстановка со знакомой мебелью, обоями, игрушками и так далее. Если ребёнок изобразил семью на улице или «привёл» на праздник, в этом случае можно быть уверенным в желании тестируемого отдохнуть, повеселиться, пообщаться со своими родственниками.

Нарисованное солнце может расцениваться как нехватка внимания, ласки или, напротив, как тепло и уют в семейном кругу. Тучи, сгруппировавшиеся над фигурами близких, или дождь, проливающийся на них - признаки дискомфорта ребёнка в родной среде.

Некоторые дети пририсовывают к реальным членам семьи то, что они желают видеть в своём окружении: домашних животных, младших братьев и сестёр. Чтобы понять, чего именно не хватает ребёнку, нужно собрать больше информации об изображённых персонажах, задавая дополнительные вопросы.

Существуют такие примеры, когда на листе бумаги присутствует лишь «оболочка» (например, дом с окошками), а сами члены семьи не наблюдаются. Это можно расценивать как протест ребёнка, и родителям следует сделать выводы об истинном положении вещей: у малыша не сформировано понятие семьи или сильно искажено.

Родственники, держащиеся за руки, могут интерпретироваться психологом и как реальная обстановка внутри семейного очага, и как мечта. В таком случае выяснить, как обстоят дела в отношениях ребёнка с близкими на самом деле, поможет беседа.

Сюжет рисунка, в котором все родственники занимаются общим делом - положительная характеристика, сигнализирующая о благоприятном внутрисемейном климате. Отсутствие сплочения, неблизкое расположение персонажей - признак отстранённости друг от друга в реальной жизни.

Если рисунок отражает какие-либо события прошлого, это означает подсознательное желание тестируемого вернуться в то время, неудовлетворённость настоящим. Такое же негативное отношение к текущей ситуации в семье можно «прочитать» в рисунке с сюжетом будущей жизни.

Размеры и расположение

Чем больше размер изображённого персонажа, тем выше его значимость в глазах ребёнка. Авторитетность самого тестируемого может быть выражена в собственном изображении выше и больше всех, а дети, недополучающие любовь и внимание, рисуют себя маленькими, порой крошечными.

Об исключительности статуса персонажа можно судить по тому, что он помещается на передний план рисунка, изображается раньше других и «выписывается» с особой любовью и тщательностью.

Размер нарисованного члена семьи может быть незначительным, но если он помещён на листе выше других, это знак особой власти домочадца.

Параметры персонажа на рисунке показывают ту роль, которую играет близкий в жизни ребёнка. Нередко дети, большую часть времени проводящие с бабушками, могут нарисовать именно её самой крупной. Члены семьи, не играющие особой роли в жизни автора, оказываются зачёркнутыми или стёртыми ластиком.

По расположению родственников на рисунке можно определить семейную иерархию: главенствующие роли принадлежат бабушке и маме

Очень показательно рисование ребёнком самого себя. Большой размер, центральное расположение на листе, изображения родителей гораздо меньше и по краям - можно быть уверенным, что дитя – «пуп семьи», забирающий всё внимание других обитателей семейного гнезда. Размещение в углу или нижней части рисунка - тревожный сигнал, такие «художники» чувствуют себя ненужными, лишними.

Расстояние между фигурами

Такой параметр характеризует эмоциональную близость. О разобщённости и конфликтности можно судить по слишком большому расстоянию между фигурами. Если же члены семьи нарисованы рядом, это проецирование привязанностей между ними.

Ребёнок нарисовал себя рядом с папой - он близок с ним, если держит за руку маму - на текущем этапе роднее и ближе её нет никого.

Отсутствие изображения

Если на рисунке нет кого-то из родственников, то этот член семьи, вероятно, вызывает негативные эмоции у тестируемого. Возможно, именно поэтому ребёнок «забыл» его нарисовать.

Ревность приводит к тому, что дети не включают в семейный портрет младших братьев или сестёр. Если испытуемый подвергается насилию и унижению, то субъект, допускающий такое отношение к ребёнку, тоже может отсутствовать на рисунке - это своеобразная «месть» малыша обидчику.

Когда нарисованная семья недосчитывается самого тестируемого, возможно, в ней не всё благополучно. Конфликтные ситуации между близкими или размолвка ребёнка с домашними отражаются в «устранении» своей фигуры с общего портрета.

Если на листе бумаге можно увидеть только самого автора рисунка и больше никого, то родителям стоит глубоко задуматься, что не так в семейных взаимоотношениях. Скорее всего, ребёнок растёт в атмосфере гипертрофированной любви и заботы, эгоцентричен. Изображение при этом сопровождается дополнительными яркими (даже праздничными) элементами.

Но подобный случай (рисование только самого себя) может говорить и об отвергнутости, ощущении своей ненужности. В этом случае «шедевр» будет не радостным, а мрачным и подавленным в эмоциональном плане.

Прорисовка деталей

Член семьи, на лице которого изображены только глаза, может расцениваться ребёнком как диктатор, следящий за каждым его шагом. По аналогии с этой интерпретацией можно сделать выводы и о появлении на рисунке родственников с очень большими ушами или открытым ртом - такие домочадцы выглядят в глазах детей как всеслышащее и нудное явление, читающее нотации и постоянно поучающее.

Тщательно прорисованная голова кого-либо означает большую важность и авторитетность этого родственника для ребёнка. Детальное изображение «себя любимого» - отражение особого к себе отношения, признак самолюбования.

Агрессивно настроенный родственник может быть изображён с чрезмерно длинными руками, такая нарисованная деталь должна рассматриваться как боязнь агрессии. И, напротив, отсутствие этих частей тела у кого-либо может быть связано с желанием ребёнка защититься от этого домочадца.

Бессильное и бесправное положение малыша в семье можно определить по тому, что испытуемый рисует самого себя без рук.

Цвет

Использование цветных карандашей - это не только позитивно, но и информативно

  • Выбор ярких, насыщенных тонов - показатель оптимистического настроя ребёнка, его положительного отношения к жизни и семье.
  • Наличие страхов можно «прочитать» при закрашивании деталей рисунка серым или чёрным цветом.
  • Особая симпатия к персонажу или к самому себе - использование карандаша одного оттенка во всех деталях какой-либо фигуры.
  • Предпочтение красному тону отдают дети с эмоциональной напряжённостью.

Анализ манеры рисования

Слабый нажим карандаша свидетельствует о низкой самооценке ребёнка, его пассивности, астении и возможной депрессии; сильный - о высокой самооценке испытуемого, его импульсивности и напряжённости. Показатель агрессивности, гиперактивности - очень сильный нажим, который приводит к разрыву бумаги. Если твёрдость нажатия на карандаш меняется, то ребёнок эмоционально неустойчив.

Тип линий, которые использует при рисовании тестируемый, также характеризует его качества: широкие штрихи, толстые линии - уверенность в себе, решительность; пересечение черт, их множественность - гипервозбудимость, гиперактивность. Если линии не доводятся до конца, то это значит, что испытуемый импульсивен, непостоянен.

Штриховка говорит о высокой напряжённости ребёнка в эмоциональной сфере.

Пример анализа

Ирине (12 лет) было предложено нарисовать свою семью, и вот какой результат получился у неё через 25 минут.

Рисунок двенадцатилетней девочки говорит о спокойной обстановке в семье

По рисунку можно понять: испытуемая (крайняя справа) живёт в обстановке, где ярко выражена привязанность мамы к отцу, что видно по переплетённым рукам родителей девочки.

Старшая сестра является связующим звеном между взрослыми и младшим членом семьи, потому что стоит посередине. Но она больше привязана к родителям, чем к автору изображения, так как голова девушки повёрнута в соответствующую сторону.

Отношения с сестрой дружеские, это видно из того, что девочки на рисунке держатся за руки. Авторитет в семье - отец (изображён самым большим по размеру), и, скорее всего, с Ириной он бывает агрессивен, так как девочка нарисовала родителя с руками, спрятанными в карманы - видимо, это символ того, что испытуемая хочет защититься от его давления.

Ирина - личность с высокой самооценкой, так как она стоит несколько выше того уровня, на котором расположены фигуры других персонажей. Об этом свидетельствует ещё и то, что большинство линий на рисунке - толстые. О некоторой эмоциональной напряжённости автора изображения можно судить по множественности некоторых штрихов.

В целом, судя по рисунку, обстановка в семье спокойная, но родителям стоит обращать больше внимания на взаимоотношения с младшей дочерью, особенно учитывая тот факт, что приближается переходный возраст.

Тест «Рисунок семьи» - хороший инструмент для определения взаимоотношений ребёнка с близкими. Результаты диагностики помогут обнаружить возможные проблемы и спланировать работу по их своевременной коррекции.