Различение фольклора и авторской литературы. Жанры фольклора: примеры в литературе


Густая растительность на животе у женщин не предусмотрена природой, максимум там должен быть легкий пушок. Но иногда в силу генетической предрасположенности или эндокринных нарушений волосы становятся жесткими и заметными.

Не нужно в панике хвататься за бритву и удалять ненужную растительность. Волоски будут расти еще быстрее, становясь жесткими и колючими. Если это единичные волоски, проще их просто выдернуть пинцетом. Эта процедура даст эффект на 2−3 недели. Вариантов удаления лишней растительности немало:

шугаринг;восковая эпиляция;фотоэпиляция;удаление волос лазером.

Но если волоски хоть и густые, но тонкие и мягкие, проще всего их просто осветлить, чтобы они стали незаметными на коже.

Есть три популярных варианта обесцвечивания лишней растительности:


Перекись водорода. Об этом способе знают все. 1 ч. л. перекиси перемешать с 1 ч. л. нашатыря и нанести волоски. Желательно, чтобы раствор не попадал на кожу. Когда раствор высохнет, живот ополаскивают прохладной водой с лимонным соком или отваром ромашки и смазывают кремом. Эту процедуру нужно делать 2−3 раза в день. Чем светлее волосы, тем быстрее виден эффект.Гидроперит. Одну таблетку гидроперита растворить в ложке воды, добавить чуть соды, нашатырного спирта и шампуня. Полученную смесь аккуратно нанести на волосы. Когда все подсохнет, остатки средства нужно смыть.Осветляющая краска. Если не нравится возиться с приготовлением домашних средств, есть выход и в этом случае. Можно приобрести уже готовую осветляющую краску. Все делать строго по инструкции, если краску держать дольше положенного времени, можно получить ожог.

Первые методы более безопасны, но занимают время. Последний способ подходит для занятых людей.

Перед применением любого осветляющего средства нельзя мыть живот, чтобы не смывать защитную смазку кожи

Самой распространенной причиной излишнего оволосения женщин на животе считается генетическая предрасположенность по национальному признаку.

Но иногда избыточный рост волос является симптомом серьезных неполадок в работе эндокринной системы.

В этом случае лучше сразу обратиться к врачу, так как, возможно, придется принимать препараты для нормализации гормонального фона. Паниковать не стоит, так как современная медицина шагнула далеко вперед, и под разумным руководством врача эндокринная система снова будет работать как обычно.

Красота и ЗдоровьеУход за теломSPA


Многие женщины думают, что удаление волос на теле – это веяние нового времени, и придумали его современные Welness-компании, чтобы зарабатывать как можно больше денег, однако это совсем не так.

Волосы на женском теле считались дурным тоном уже тысячи лет назад: и в Египте, и в Риме, и в Греции считалось неприличным иметь волосы даже на лобке, не говоря уже об остальных участках тела, - хотя мужчин это, кажется, не касалось, - и женщины придумывали множество способов, чтобы удалять эти волосы. Многие из используемых тогда способов в усовершенствованном виде используются и сегодня – например, восковая эпиляция или шугаринг, но их в домашних условиях проводить не так просто, а в салоне они стоят недёшево. Посещать салоны и ухаживать за собой нужно обязательно, и тогда нежелательные волосы на лице и теле постепенно станут практически незаметными, а потом и вовсе перестанут расти, но как быть, если на салоны пока не хватает ни времени, ни средств?

В качестве альтернативного способа можно использовать осветление волос перекисью водорода: волосы не исчезнут, но на время станут малозаметными, и к тому же эта процедура никак не ударит по кошельку – в аптеке флакончик с 3%-ной перекисью водорода стоит от 10 до 25 рублей.

Нежелательные волоски могут расти везде, и если на руках и ногах они привлекают внимание меньше (там они растут у всех – так уж задумано природой), то волосы на женском личике, животе или другой части тела не всегда смотрятся привлекательно – хотя бывает и наоборот. Однако мы будем говорить о том, как осветлить те волосы, которые действительно «не к месту» - например, волосы на лице.

Если над верхней губой или на подбородке у женщины растут волосы, да ещё и тёмные, хорошего настроения это не прибавляет – здесь и помогает перекись водорода. Это несложно: надо просто смачивать ватный тампон в 3%-ном растворе перекиси водорода, и по 5 минут в день аккуратно протирать участок с волосками – через несколько дней волоски посветлеют, а потом начнут ломаться, и станут почти незаметными.

Есть и другие варианты с использованием перекиси. Можно сделать осветляющую смесь из пены для бритья – для кожи так будет даже лучше: пену смешивают с перекисью 1:1, и на 20 минут наносят на проблемную зону, потом смывают, а на кожу наносят питательный крем.

К смеси можно добавлять и нашатырный спирт – волосы будут осветляться быстрее. Спирта нужно ½ ч.л., перекиси – 40 г, и крем для бритья, чтобы получилась однородная смесь. Этот состав держат на проблемном участке около 10 минут, потом смывают и смазывают кожу питательным кремом.

Ещё один способ – использование пергидролевой мази, приготовленной в домашних условиях. Пергидроль – это название водного 30%-ного раствора перекиси водорода – его нужно всего 2 г, и ещё вазелин – 8 г, ланолин – 12 г, нашатырный спирт – всего одну каплю, и немного шампуня. Ингредиенты смешивают, взбивают до однородной консистенции – смесь не должна течь, - и наносят на участок с волосками. Когда смесь полностью высохнет, её смывают тёплой водой.

Для осветления волос на теле тоже понадобится внимание и терпение: многое зависит от структуры волос – для тонких и слабых волосков достаточно 4-8%-ной концентрации раствора; для толстых и жёстких – 10-12%; для волос средней толщины концентрация раствора тоже должна быть средней. Более концентрированный раствор действует быстрее, так что здесь тоже требуется внимание.

К 50 г готового раствора перекиси добавляют 5 капель нашатырного спирта – не более, иначе цвет волос может получиться рыжим, - и сразу же наносят раствор на волоски. Для приготовления раствора надо использовать стеклянную или керамическую ёмкость, но ни в коем случае не металлическую – в ней химическая реакция произойдёт мгновенно, и наносить смесь на волосы уже не будет смысла.

Наносить раствор надо осторожно, чтобы не обжечься – несколько минут смазывать смоченным в нём тампоном проблемный участок, потом немного подождать, и смывать сразу же, как только перекись полностью высохнет. Для получения заметного результата проводить процедуру надо дважды в день, пока волосы не посветлеют.

Очень тёмные, практически чёрные, а также рыжие волосы осветлять труднее, чем волосы других оттенков. После каждой процедуры, если всё сделать правильно, волосы светлеют на 3 тона, поэтому осветлять их надо несколько раз, с перерывом на неделю или две - если кожа чувствительная. Для того, чтобы хорошо обесцветить тёмные волосы обычной толщины, можно порекомендовать следующую смесь: пергидроль – 40 г, аммоний двууглекислый – 1 ч.л. (это вещество применяется в хлебопечении, кондитерской промышленности, фармакологии и др.), жидкое мыло – 20 г, вода – 30 г.

Можно использовать раствор перекиси водорода 6%-ной и нашатырного спирта: ингредиенты смешивают по 1 ч.л., и 3 раза в день смазывают проблемные участки. Эту смесь можно использовать также для осветления волос на лице: её надо аккуратно наносить на волоски, но не втирать в кожу. Когда смесь высохнет полностью, её смывают водой с добавлением сока лимона, и наносят на кожу детский крем, чтобы предотвратить раздражение.

Осветлять волосы на теле можно раствором, приготовленным с таблетками гидроперита – многие женщины говорят, что этот способ даже быстрее. Гидроперит является антисептиком, комплексным соединением мочевины с перекисью водорода; купить его можно в любой аптеке – его водный раствор применяют для полосканий горла, полости рта и т.д. Таблетку гидроперита растворяют в 1 ч.л. воды, добавляют ампулу нашатырного спирта, щепотку соды и шампунь – 1-2 капли, всё перемешивают, и ватным тампоном наносят смесь на проблемные зоны. Кожу перед нанесением средства мыть не надо – так можно снизить вероятность раздражения.

Тёмные волосы на руках тоже являются проблемой для многих женщин, и удалять их механическими методами вряд ли стоит: после этого они отрастают, и становятся ещё более жёсткими и тёмными.

Состав готовят примерно так же: надо развести перекись с тёплой водой 1:1 в стеклянном стакане, а потом 50 мл полученного раствора смешивают в другой посуде – желательно фарфоровой – с нашатырным спиртом (2 ампулы), и 1 ч.л. соды. Сначала смесь надо проверить: нанесите маленькую капельку смеси на сгиб руки, и подождите около 10 минут – если всё нормально, кожа не чешется и не краснеет, можно осветлять волосы, однако в кожу старайтесь не втирать. Если волоски растут на участках, где кожа нежная, надо предварительно смазать кожу жирным кремом. Держать смесь на волосках надо около часа, а потом смыть тёплой водой; лёгкое жжение или покалывание – это нормально, но если эти ощущения усиливаются – смесь надо тут же смывать, и искать другие способы осветления волос. После процедуры кожа в местах, обработанных раствором, может посветлеть, но через несколько дней к ней вернётся обычный цвет.

Об осветлении волос на ногах женщины чаще вспоминают весной, в преддверии тёплого лета: перед тем, как надеть лёгкие платьица и босоножки, кожу на ногах хочется сделать гладкой и красивой. В принципе, осветлять волосы на ногах несложно, и кожа на них не такая нежная, как на других участках тела. Можно также взять таблетки гидроперита: одну из них надо залить водой (1 ст.л.), подождать, пока она растворится, добавить маленький кусочек нейтрального мыла, и взбить смесь палочкой, обмотанной бинтом. Потом добавить нашатырный спирт – 1 ст.л. 10%-ного раствора, и перемешать. Получится пенообразный состав, который надо нанести на ноги, продержать 15 минут, смыть прохладной водой и нанести на кожу увлажняющий крем.

Есть ещё один рецепт, по которому можно приготовить крем, обесцвечивающий нежелательные волоски – в нём используется фуллерова земля, или глина – природное вещество с алюмосиликатом магния, обладающее отбеливающими свойствами. Раньше фуллерову глину использовали в производстве сукна, для очищения шерсти, сегодня она используется в разных областях промышленности – например, с её помощью осветляют жиры и масла. 2 ч.л. глины смешивают с 1 ч.л. 20%-ной перекиси водорода, добавляют 6 капель нашатырного спирта, перемешивают и наносят смесь на проблемный участок. Держат 10 минут и тщательно смывают тёплой водой.

Вернуться в начало раздела Уход за телом
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Если вы думаете, что мода на женское тело без волос стала входить в нашу жизнь каких-то 50-100 лет назад, то глубоко заблуждаетесь. Оказывается, что красавицы Древнего Рима и Египта избавлялись от волос в пользу гладкой, шелковистой и приятной на ощупь кожи. Сегодня отсутствие волос на теле уже стало нормой ухода за собой, и в салоне красоты от них можно избавиться, прибегнув к процедуре воскового шугаринга или эпиляции. Чтобы сделать волоски на теле незаметными, например, на руках или животе, их можно осветлить в домашних условиях. При этом использовать можно несколько способов.

Это, пожалуй, одно из самых применяемых средств для того, чтобы обесцветить волосы на теле. В зависимости от толщины и цвета волосков за 8-14 процедур их можно полностью осветлить и одновременно сделать не такими жесткими, как раньше. Со временем, по мере использования пероксида водорода, волосы станут мягче, расти будут хуже, и могут полностью исчезнуть с кожи рук и живота.

Для разного типа волос необходимо применять раствор перекиси разной концентрации. Для тонких и не очень темных рекомендуется брать 3-5 % раствор, а для плотных, толстых и темных волос – 8-10 %.

Для процедуры необходимо:

взять 50 мл раствора пероксида водорода нужной концентрации и добавить в него 6-7 капель нашатырного спирта; сразу же, не теряя времени, наносить ватным тампоном состав на участки с волосками; через 15-20 минут смыть отваром ромашки и смазать кожу питательным кремом; процедуру повторять ежедневно в течение 2 недель, затем сделать перерыв на неделю-две.

Внимание! Перед тем, как пробовать обесцветить волосы на теле с помощью перекиси, обязательно проведите тест на аллергию на внутреннем сгибе локтя. Если реакция есть, выбирайте более мягкие способы, о которых рассказано чуть далее. Это мед, лимон и ромашка.

Не используйте для приготовления раствора металлическую емкость, лучше выбрать пластиковую, эмалированную либо керамическую.

Это комплексное соединение мочевины и перекиси водорода, которое также эффективно помогает обесцветить волосы на руках или животе. Использовать это средство необходимо следующим образом:

на столовую ложку воды добавьте две растолченных в порошок таблетки гидроперита; затем следует добавить в раствор 10 капель нашатырного спирта; после этого насыпать в смесь пищевую соду на кончике ножа и 4 капли шампуня; раствор перемешать и наносить на волосы на 15-20 минут.

После того, как вы смоете осветлитель, смажьте кожу питательным кремом или косметическим базовым маслом, например, оливковым, ростков пшеницы, кокосовым. Важно так же, как и в случае с жидкой перекисью, провести предварительно пробный тест на чувствительность и только после этого в случае отсутствия реакции начинать осветление.

Как известно, ромашку лекарственную рекомендуют как ополаскиватель для осветления волос на голове. Но ее свойства можно успешно применять и для того, чтобы обесцветить волосы на теле, например, на животе. Мягкое и безопасное действие ромашкового настоя позволяет использовать этот вариант даже при беременности и при аллергии на перекись или гидроперит. Более того. Она никогда не вызовет раздражения, а наоборот успокоит кожу и смягчит ее.

Залейте в удобной емкости 5 столовых ложек цветков лекарственной ромашки 400-500 мл закипевшей воды. Настаивать средство необходимо в течение 4-5 часов. После этого протирайте кожу, на которой нужно обесцветить волоски по нескольку раз в день. Применять можно хоть каждый день.
Для усиления эффекта полезно принимать теплые ванны с ромашковым настоем и медом, которые не только закрепят эффект от осветления, но и благоприятным образом отразятся на состоянии кожи, смягчив и увлажнив ее.

Соком лимона можно буквально отбелить волоски на теле. Но здесь тоже необходимо сделать тест на чувствительность, поскольку у многих людей есть аллергия на цитрусовые фрукты. Кроме того, лучше не использовать лимонный сок для обесцвечивания волос во время беременности. Для того, чтобы обесцветить волосы на теле, выдавите сок из одного-двух лимонов, и протирайте им необходимые участки на теле.

Применять средство рекомендуется через день, а если есть возможность выйти на открытое солнце, то не премините воспользоваться ею. Связано это с тем, что под воздействием солнечных лучей осветляющие свойства лимонного сока усиливаются.

Для мягкого обесцвечивания можно попробовать применять молоко. Для этого на 100 мл продукта добавьте 10 капель эфирного масла лимона и также смазывайте смесью кожу с волосками. Это средство более щадящее, нежели лимонный сок, но осветляет волосы на теле дольше.
Эффективно работает сочетание лимонного сока и натурального органического яблочного уксуса, которые нужно смешать в равных пропорциях.

Легендарная красавица Вивьен Ли сказала: «Нет некрасивых женщин — есть только женщины, не знающие, что они красивы». Мы беремся утверждать, что и этого для красоты мало. Коже лица и тела необходим грамотный уход. А это уже целое искусство.

Представьте себе, что Вы выглядите ошеломляюще!

И мужчины оглядываются вам вслед!

А зеркало всегда отвечает улыбкой…

Можно ли этого добиться? Несомненно – да! Ведь самая лучшая одежда для женщины – это красивая кожа.

Для Вас и только для Вас существует сайт «Magical Skin» с тысячью и одним советом по уходу за кожей!

Счастливая женщина украшает мир

Команда сайта «Magical Skin» поставила цель: ответить на все вопросы по уходу за кожей. Для этого мы просеиваем мегабайты информации из Сети. В поисках чудодейственных рецептов открываем записные книжки красавиц прошлого века. Прислушиваемся к советам признанных Sexy. И эту полезную информацию дарим Вам!

«Magical Skin» – настоящая энциклопедия советов по уходу за кожей. Эксперты (дерматологи, косметологи, гомеопаты) и просто опытные леди делятся рецептами, которые помогают сделать кожу лица и тела чистой и свежей. Заметьте, Вам больше не нужно тратить личное время на поиски подходящих рецептов в книгах и Сети.

Пройдитесь по разделам и убедитесь, что «Magical Skin» – удивительный сайт:

  • Форум для тех, у кого есть что сказать.

Открываем секреты «Magical Skin»

Каждый раздел сайта специализируется на определенной тематике.

«Типы кожи » помогает определить, Ваш тип кожи: сухой , жирный , комбинированный? Это очень важно для того, чтобы разобраться в проблеме и решить ее грамотно. Тесты и статьи раздела помогают узнать свой тип кожи даже неопытным девушкам.

«Уход за кожей лица и тела » знает все, что касается ежедневных процедур красоты:

  • Как ухаживать за юной кожей лица и тела .
  • Как поддержать увядающую красоту и выглядеть моложе ровесниц .
  • Как убрать отеки, синяки, мешки под глазами .
  • Сезонный уход – как выглядеть хорошо в любое время года.
  • Раздел «Беременность » для будущих и кормящих мамочек.
  • Как делать депиляцию на лице и теле.

И юные девушки, и опытные женщины переживают одинаково сильно, если на коже появилась сыпь. Прыщики, веснушки , родинки, бородавки могут здорово испортить настроение. Раздел «Проблемная кожа » избавит от слез и отчаяния и расскажет:

  • Как чистить кожу лица и тела правильно.
  • Как лечить воспаления на коже (прыщи, акне, черные точки).
  • Что делать, если

Кратко:

Фольклор (от англ. folklore - народная мудрость, народное знание) - произведения устного народного творчества.

В отличие от литературы, фольклор - результат коллективного творчества, отражающий особенности народного сознания; он возник в процессе трудовой и общественной деятельности людей, соединив в себе черты многих искусств (музыки, танца, театра и т.п.), и существует в живой устной форме, поэтому произведения отличаются вариантностью и в то же время - традиционностью.

Художественная система фольклора у каждого народа оригинальна. В русском поэтическом творчестве различают обрядовую поэзию (календарную, семейно-бытовую и заговоры) и необрядовую поэзию (былины, исторические песни, баллады, сказки, предания, легенды, лирические песни, частушки, припевки, пословицы, поговорки загадки, страшилки и проч., а также драматические тексты).

Фольклор отличается и особой поэтикой: народной символикой, параллелизмом, постоянными эпитетами, повторами, зачинами, чудесным и фантастическим элементами в сюжетах и проч.

Фольклор связан с литературой взаимными влияниями.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Фольклор (Folk-lore) — это особая исторически сложившаяся область народной культуры. Слово англоязычного происхождения, в переводе означает «народная мудрость»: folk означает «народ», lore — «знание». В зарубежной литературе этот термин охватывает совокупность различных явлений традиционной культуры. В отечественной же науке его содержание долгое время ограничивалось областью, связанной с искусством слова. В качестве синонима использовалась описательная формула «устное народно-поэтическое творчество». В действительности же фольклор — искусство синтетическое, объединяющее элементы словесного, музыкального, театрального искусства. Его нельзя рассматривать изолированно, не принимая во внимание включенность в мировоззренческую систему этноса и общее пространство бытовой культуры.

Древний синкретизм обладал ярко выраженной магической направленностью: словесные формулы, неразрывно связанные с соответствующим напевом и пластикой, выполняли функции обережной и продуцирующей магии. Таким образом, природу фольклора невозможно понять, если изучать его по аналогии с профессиональным искусством и литературой; необходимо выявить принципиальные различия между ними.

Одним из основных признаков фольклора исследователи достаточно единодушно считают устность , которая определяет другую специфическую особенность — вариативность . Поливариантность является единственно возможным способом существования фольклорной культуры, как на уровне отдельного произведения, так и на более высоком уровне жанровых образований. Данное положение можно экстраполировать и на репертуар семьи, сельской общины, зоны, региона. При таком подходе любая национальная культура, в том числе русская, выглядит не как некий «монолит», а как система локальных составляющих, находящихся в непрерывном взаимодействии. Мысль о том, что общенародная культура в конкретной реальности представлена в виде множественности региональных образований, можно найти в трудах ученых XIX в. — А.И. Соболевского, В.И. Даля, П.В. Шейна, В.Н. Добровольского и др.

Еще одним отличительным признаком фольклора является коллективность - важный инструмент передачи художественного опыта. Это не умаляет роли выдающихся авторов-исполнителей в процессе совершенствования фольклорной культуры. Коллективность выражалась прежде всего в том, что каждый из них опирался на предшествующий опыт и традицию, используя в собственном творчестве не только общие принципы, но и устоявшиеся художественные формулы, так называемые «общие места».

Следует также иметь в виду, что коллективное и индивидуальное начала неодинаково реализовались в различных жанрах фольклора. В архаических текстах обрядового репертуара свобода импровизации ограничивалась ритуально-магической функцией: стабильности художественных формул придавался сакральный смысл, что препятствовало их изменяемости. В лирических жанрах позднего происхождения, не связанных с обрядовой практикой, например в частушке, индивидуально-импровизационная стихия получила более полное выражение. То же можно сказать о прозаических жанрах.

В первобытную эпоху, когда художественное мышление было сопряжено с мифологическим, фольклор органически включался в систему знаний о природе, человеке и обществе, являлся интегрирующей частью обрядовых, магических действий, трудовых операций. В последующие эпохи функционально-обусловленные образования фольклора, объединенные, помимо того, общностью сюжетных, структурных, образно-семантических категорий, приобрели самостоятельное значение, произошла кристаллизация жанров, сложившихся в относительно автономную художественную систему.

Русский фольклор

Русский фольклор богат и разнообразен в жанровом отношении. Он включает обширный пласт устной прозы (сказки, предания, легенды, былички, сказы); эпическое песенное творчество (былины, исторические песни, баллады); малые (паремиологические) жанры — загадки, пословицы и поговорки; обрядовую и необрядовую лирику, представленную как «долгой» песней, так и монострофическими формами.

Народная русская культура в своей основе была крестьянской. Ее разрушение было связано с изменениями в социально-политической и экономической жизни страны после крестьянской реформы 1861 г. Активно протекавшие процессы урбанизации не только не создавали условий для самовоспроизведения устной традиции, но и способствовали пересмотру прежних духовных ценностей. Возобладала ориентация на профессиональное искусство, что привело к вытеснению фольклора на периферию художественного творчества.

На рубеже XIX—XX вв. в репертуаре городских низов прочные позиции заняли жанры позднего происхождения — романсы и баллады, воспринявшие поэтические принципы письменной литературы, но не поднявшиеся до уровня настоящей поэзии: так называемые «мещанский» романс и «новая» баллада. Однако в музыкальном отношении многие из них оказались достаточно интересными. Позднее эти песенные формы получили распространение и в сельской местности, оттеснив крестьянскую лирику. Образовавшийся вакуум заполнили вторичные формы традиционной культуры, обозначаемые термином «фольклоризм». Под этим понимается переработка фольклора литераторами-профессионалами. До сих пор на уровне массового сознания народными считаются песни «Степь да степь кругом» И.З. Сурикова, «Коробейники» Н.А. Некрасова. «Из-за острова на стрежень» Н.Д. Садовникова и пр. В первой половине XX в. ситуация бытового «культурного вакуума» в большей степени была характерна для города. В сельской местности инерция традиции, опиравшаяся на консервативность крестьянского уклада, какое-то время еще способствовала сохранению фольклорной культуры, хотя область ее функционирования неуклонно сужалась.

Трансформация старых традиций явилась естественным следствием научно-технического прогресса. Урбанизация создала условия для возникновения городского фольклора, бытующего по законам устного творчества, но ориентированного на эстетику книжной поэзии. Одновременно все более широкое распространение подучала массовая культура. Однако, как подчеркивают исследователи, фольклор в его городских формах и массовая культура — явления разного порядка. Если фольклор подавлял внутренние влечения личности, связанные с агрессией, страхом, жестокостью, то массовая культура легализовала их. Надо признать, что это мировой процесс, а не сугубо российский.

На протяжении XX столетия происходило последовательное замещение народных традиций массовой культурой. Появились новые формы синтетическою искусства, принципиально отличающиеся от фольклора, — кино и телевидение. Восприятие современного искусства — односторонний акт «потребления», тогда как погружение в фольклорную культуру — это постоянное воспроизведение, предполагающее активное сотворчество. В 1980-е годы наметилось оживление интереса к народной культуре, в том числе фольклорной. Думается, не случайно инициаторами этого процесса стали представители интеллигенции, ощутившие, что знакомство с общечеловеческими ценностями не компенсирует утраты этнической специфики.

Всем изложенным определяется только одна сторона дела: этим определяется социальная природа фольклора, но этим еще ничего не сказано о всех других признаках его.

Указанных выше признаков явно еще недостаточно, чтобы выделить фольклор в особый вид творчества, а фольклористику — в особую науку. Но ими определяется ряд других признаков, уже специфически фольклорных по существу.

Прежде всего установим, что фольклор есть продукт особого вида поэтического творчества. Но поэтическим творчеством является также и литература. И действительно, между фольклором и литературой, между фольклористикой и литературоведением существует самая тесная связь.

Литература и фольклор прежде всего частично совпадают по своим поэтическим родам и жанрам. Есть, правда, жанры, которые специфичны только для литературы и невозможны в фольклоре (например, роман) и, наоборот: есть жанры, специфические для фольклора и невозможные в литературе (например, заговор).

Тем не менее самый факт наличия жанров, возможности классификации здесь и там по жанрам, есть факт, относящийся к области поэтики. Отсюда общность некоторых задач и приемов изучения литературоведения и фольклористики.

Одна из задач фольклористики есть задача выделения и изучения категории жанра и каждого жанра в отдельности, и задача эта — литературоведческая.

Одна из важнейших и труднейших задач фольклористики это — исследование внутренней структуры произведений, короче говоря, — изучение композиции, строя. Сказка, эпос, загадки, песни, заговоры — все это имеет еще мало исследованные законы сложения, строения. В области эпических жанров сюда относится изучение завязки, хода действия, развязки, или, иначе, законов строения сюжета. Исследование показывает, что фольклорные и литературные произведения строятся различно, что фольклор имеет свои специфические структурные законы.

Объяснить эту специфическую закономерность литературоведение не в силах, но установить ее можно только приемами литературного анализа. К этой же области относится изучение средств поэтического языка и стиля. Изучение средств поэтического языка — чисто литературоведческая задача.

Здесь опять окажется, что фольклор обладает специфическими для него средствами (параллелизмы, повторения и т. д.) или что обычные средства поэтического языка (сравнения, метафоры, эпитеты) наполняются совершенно иным содержанием, чем в литературе. Установить это можно только путем литературного анализа.

Короче говоря, фольклор обладает совершенно особой, специфической для него поэтикой, отличной от поэтики литературных произведений. Изучение этой поэтики вскроет необычайные художественные красоты, заложенные в фольклоре.

Таким образом, мы видим, что между фольклором и литературой не только существует тесная связь, но что фольклор как таковой есть явление литературного порядка. Он — один из видов поэтического творчества.

Фольклористика в изучении этой стороны фольклора, в своих описательных элементах — наука литературоведческая. Связь между этими науками настолько тесна, что между фольклором и литературой и соответствующими науками у нас часто ставится знак равенства; метод изучения литературы целиком переносится на изучение фольклора, и этим дело ограничивается.

Однако литературный анализ может, как мы видим, только установить явление и закономерность фольклорной поэтики, но он не в силах их объяснить. Чтобы оградить себя от подобной ошибки, мы должны установить не только сходство между литературой и фольклором, их родство и до некоторой степени единосущие, но и установить специфическую между ними разницу, определить их отличие.

Действительно, фольклор обладает рядом специфических черт, настолько сильно отличающих его от литературы, что методов литературного исследования недостаточно для разрешения всех связанных с фольклором проблем.

Одно из важнейших отличий состоит в том, что литературные произведения всегда и непременно имеют автора. Фольклорные произведения же могут не иметь автора, и в этом — одна из специфических особенностей фольклора.

Вопрос должен быть поставлен со всей возможной четкостью и ясностью. Или мы признаем наличие народного творчества как такового, как явления общественной и культурной исторической жизни народов, или мы его не признаем, утверждаем, что оно есть поэтическая или научная фикция и что существует только творчество отдельных индивидов или групп.

Мы стоим на точке зрения, что народное творчество не есть фикция, а существует именно как таковое, и что изучение его и есть основная задача фольклористики как науки. В этом отношении мы солидаризируемся с нашими старыми учеными, как Ф.Буслаев или О.Миллер. То, что старая наука ощущала инстинктивно, выражала еще наивно, неумело, и не столько научно, сколько эмоционально, то сейчас должно быть очищено от романтических ошибок и поднято на надлежащую высоту современной науки с ее продуманными методами и точными приемами.

Воспитанные в школе литературоведческих традиций, мы часто еще не можем себе представить, чтобы поэтическое произведение могло возникнуть иначе, чем возникает литературное произведение при индивидуальном творчестве. Нам все кажется, что кто-то его должен был сочинить или сложить первый.

Между тем возможны совершенно иные способы возникновения поэтических произведений, и изучение их составляет одну из основных и весьма сложных проблем фольклористики. Здесь нет возможности входить во всю ширину этой проблемы. Достаточно указать здесь только на то, что генетически фольклор должен быть сближаем не с литературой, а с языком, который также никем не выдуман и не имеет ни автора, ни авторов.

Он возникает и изменяется совершенно закономерно и независимо от воли людей, везде там, где для этого в историческом развитии народов создались соответствующие условия. Явление всемирного сходства не представляет для нас проблемы. Для нас было бы необъяснимым отсутствие такого сходства.

Сходство указывает на закономерность, причем сходство фольклорных произведений есть только частный случай исторической закономерности, ведущей от одинаковых форм производства материальной культуры к одинаковым или сходным социальным институтам, к сходным орудиям производства, а в области идеологии — к сходству форм и категорий мышления, религиозных представлений, обрядовой жизни, языков и фольклора Все это живет, взаимообусловливается, меняется, растет и отмирает.

Возвращаясь же к вопросу о том, как же эмпирически представить себе возникновение фольклорных произведений, здесь достаточно будет указать хотя бы на то, что фольклор первоначально может составлять интегрирующую часть обряда.

С вырождением или падением обряда фольклор открепляется от него и начинает жить самостоятельной жизнью. Это только иллюстрация к общему положению. Доказательство может быть дано только путем конкретных исследований. Но обрядовое происхождение фольклора было ясно, например, уже А. Н. Веселовскому в последние годы его жизни.

Приведенное здесь отличие настолько принципиально, что оно одно уже заставляет выделить фольклор в особый вид творчества, а фольклористику — в особую науку. Историк литературы, желая изучить происхождение произведения, ищет его автора.

В.Я. Пропп. Поэтика фольклора - М., 1998 г.