Романс – это музыкальное произведение вокального характера, которое написано ссылаясь на стихотворную форму не очень большого содержания, в основном, его тематика – любовная. Это музыкальное поэтическое камерное творение создается для голоса и сопровождается инструментально.
Романс в истории
Данный термин впервые появился в Испании еще в средние века. Вначале «романс» называлась светская песня, но спустя некоторое время, распространился и на территориях других стран. В некоторых из них и по сегодняшний день песня и романс подразумеваются под одним определенным словом.
Романс происходит от песни, и возник в пятнадцатом веке, но полностью был сформирован в девятнадцатом. Особый его фурор произошел в конце восемнадцатого века в таких странах как Россия, Франция, Германия. Значительный след в развитии романса оставили творческие работы известных немецких поэтов – Гейне и Гете. Даже создавались школы романса, которые считались национальными.
По прошествии девятнадцатого века и в начале двадцатого, одновременно с романсом классическим, начал развиваться – бытовой, который был сконцентрирован на певцов-любителей.
Для российского романса самым трудным временем был конец 1930 года, когда считался пережитком царизма и был подвержен гонениям. Исполнители замолкали, а те, кто не подчинился, были подвержены репрессиям. Возрождение произошло только в семидесятых годах.
Представление о романсе
Своей формой романс очень напоминает песню. Отличием считается то, что в данном произведении допускается отклонение в квадратуре и четкости тактов. Также можно встретить некоторые отступления, которые называют вставки или расширения. Вокал здесь ясный и рельефно очерчен мелодией. Певучесть тоже немного отличается от других музыкальных произведений.
В большинстве случаев припев, но в романсе это рефрен, отсутствует. Особое значение здесь имеет передача текстового настроения, нежели иллюстрация деталей. Акцент делается на мелодию, но не на аккомпанемент.
Романс относится к музыке камерной, и аккомпанируют его всего лишь одним музыкальным инструментом. Хотя иногда это делается и оркестровым сопровождением.
В данном виде произведений, как текст, так и музыка имеют равноправие. Если этого не придерживаться и отдавать предпочтение чему-то одному, то тогда романс теряет саму свою сущность.
Романс разделили на несколько разновидностей жанра:
- Элегию.
- Балладу.
- Баркаролу.
- Романс с танцевальными ритмами.
Как распознать романс?
Данное произведение можно распознать по таким признакам:
- Тексты для романса в большинстве случаев лирического характера, посвященные какому-то переживанию, в основном любовному.
- У романса всегда настроение однотонное. Спектры эмоциональные очень разнообразны, что дают возможность для выбора каждому слушателю то, что ближе всего.
- Мелодии романса от песенных отличаются тем, что отражают больше характер поэтичного текста. Выражает каждый образ ритмичностью и интонацией.
- Учитывая то, что в большинстве случаев в романсе выражаются любовные переживания, то отдаленно напоминает диалог. В основе произведения присутствуют пара героев, а качественное творение выражает всю интимность и камерность.
Рассматривая романс, как вокально-поэтический жанр, то можно заметить. Что в нем прекрасно сочетают трехгранную структуру:
- Музыку.
- Речь.
- Слово.
Иногда в опере тоже можно встретить романсы.
Разновидности российского романса
В России практически в одно время с классическим камерным романсом начал развиваться – бытовой. Его поделили на три направления:
- Романса жестокого.
- Романса городского.
- Романса цыганского.
Первый из них был зарожден в городе и пригороде, где жили в основном мещане. Они начали создание своей собственной субкультуры, которая вначале состояла из частушек, танцев, живописи на лубе, в том числе и романса. Так как в это время все подобные действия не приветствовались, то от этого и идет – «жестокий».
Жанр этого романса определить практически невозможно. Основными его чертами был ограниченный сюжет и всегда заканчивался он или бытовым убийством, или самоубийством, или смертью, связанную с каким-то горем, а если речь шла о любви, то только неразделенной.
Но спустя некоторое время, когда все поутихло, он дал толчок на создание романса городского. В отличие от жестокого направления, с точки зрения литературы, он больше гармоничен, чем его предшественник.
Отталкиваясь от романса городского, началось развитие таких жанров:
- Блатной песни.
- Авторской песни.
- Русского шансона.
Блатная песнь воспевает тяжесть быта и нравственность в уголовной среде. Сконцентрирован данный жанр на людей, находящихся в заключении или же очень близко к преступным деяниям. Сначала он нашел поклонников в Советском Союзе, но через некоторое время стал популярен и в странах СНГ.
Авторские песни появились немного позже. Их особенность в том, что конкретного автора нет, а если и есть, то «неизвестный». Здесь тоже в основе была жизнь осужденных, которые находились в лагерях, об непригодных условиях проживания в этих местах.
Спустя некоторое время, среди блатных песен начали появляться произведения, которые немного отходили от тематики криминала, хотя в них тоже присутствовали та же мелодия, жаргон, взгляд на окружающий мир. Данный жанр получил название – русский шансон.
В наше время его можно услышать где угодно. Поклонники русского шансона, как и исполнители, не обязательно осужденные или те, кто уже отсидели свой срок.
Цыганский романс хотя и был создан на территории России, но в нем совмещали как российские тексты, так и цыганские.
Разновидности всемирного романса
Кроме вышесказанных, еще различают такие виды романса:
- Дворянский.
- Актерский.
- Белогвардейский.
- Иронический.
- Романс-ответ и другие.
Но всегда неизменным и не теряющим своей популярности считается классический романс.
Многие композиторы стараются придерживаться основ романса, как традиции, уже не одно десятилетие. При этом стараются придать ему что-то необычное и особенное. К примеру, уже в шестидесятых годах создавались данные произведения, которые были рассчитаны на больше, чем один голос, а это уже было ближе к вокально-симфоническому произведению.
История романса
Романс развился из Песни; - это произведение новейшего времени. Он появился и сформировался в XV век и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами.
В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования.
Черты вокального романса
По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А.С. Даргомыжского "Старый капрал" - романс с припевом в форме куплетной песни. . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром.
Основные жанровые признаки романса
- Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
- Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
- В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
- Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
- Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.
Композиторы романсов
Шуберт Франц, Роберт Шуман,Феликс Мендельсон,Иоганнес Брамс,Гуго Вольф,Эдвард Хагеруп,Жюль Масснел, Шарль Гуно,Моцарт, - лучшие представители романса на Западе. Из русских композиторов замечательные образцы в этом роде дали Алябьев, Варламов, Гурилёв, Верстовский, Михаил Иванович Глинка, Александр Сергеевич Даргомыжский, Александр Сергеевич,Рубинштейн,Кюи, Цезарь Антонович,Пётр Ильич Чайковский,Римский-Корсаков,Булахов,Сергей Васильевич Рахманинов,Георгий Васильевич Свиридов,Николай Карлович Метнер,Борис Прозоровскию пушкин
Романс в опере
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов»).
Инструментальный романс
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Известные исполнители
- Агафонов, Валерий Борисович
- Баянова, Алла Николаевна
- Изабелла Даниловна Юрьева
- Анна Марли (Смирнова-Марли)
- Линчук Лилия Васильевна
- Олег Погудин
- Валентина Пономарева
- Александр Малинин
- Петр Лещенко
- Евгений Лещенко
- Леонид Утёсов
- Леонид Серебренников
- Михаил Морозов
- Юрий Морфесси
- Андрей Лабинский
Ссылки
- Сайт Романсы.ру - афиша живых концертов, конкурсы романса, школы романса, история романса, он-лан заказ дисков романса, программа радио романса, ассоциация старинного русского романса Изумруд
- Кюи, Ц. А. . Русский романс: очерк его развития . Спб: Ф. Финдейзен, 1896. (Статьи впервые напечатались в 1895 г. в Артисте и в Недели .)
- Cайт «Русский Романс» - представляет на своих страницах информацию о жанре: стили, направления, композиторы, исполнители.
- Вадим Козин - романсы и песни
- Романсы Анны Марли - Русские романсы в эмиграции
- - коллекция исполнений русских романсов и народных песен
- ACID-Romance, новое звучание романса от Евгения Лещенко и Михаила Банцева.
Примеры Романсов
- Романсы Две Розы , Я вас любил , и Только Раз в исполнении Виктории Лисиной
- Мой костёр в тумане светит... , Слеза , Гори, моё сердце в исполнении Анны Смирновой-Марли
- Дорогой длинною в исполнении Ариадны и Александра Могилко
Примечания
Литература
- Надир Ширинский . Боги сцены Российской империи. Жизнь на подмостках и за кулисами. М., 2004.
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Романс (литература)
- Медовуха
Смотреть что такое "Романс (музыка)" в других словарях:
Музыка и Лермонтов - МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… … Лермонтовская энциклопедия
Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
Романс о влюблённых - Романс о влюбленных … Википедия
Музыка кино Сергея Соловьёва - Музыка кино Сергея Соловьева … Википедия
РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
Музыка Израиля - Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия
Романс - РОМАНС у нас, как и во Франции, название стихотворения с характером любовной песни. Это название охотно придавал своим стихотворениям Лермонтов; также оно встречается у Пушкина, Козлова, Фета; позднее, напр., у Блока («Дым от костра струею… … Словарь литературных терминов
Музыка России - Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия
Музыка - У этого термина существуют и другие значения, см. Музыка (значения). Скрипичный ключ используется в нотной записи Музыка (греч … Википедия
Музыка - I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия
История романса
Термин «романс» возник в Испании в средневековье, первоначально обозначая светскую песню на испанском («романском»), а не религиозный гимн на латинском языке. Вскоре он вошёл в обиход и в других странах, хотя в некоторых странах романс и песня все-таки обозначаются одним словом (нем. Lied , англ. Song ) .
В XIX веке складываются яркие национальные школы романса: немецкая и австрийская (Шуберт , Шуман , Брамс , Вольф), французская (Г. Берлиоз, Ж. Бизе, Массне , Гуно), и русская. Зачастую композиторы объединяли романсы в вокальные циклы: ранний пример - Л. Бетховен («К далёкой возлюбленной», 1816), зрелый - Шуберт («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.
Во 2-й половине XIX - начале XX вв. становятся заметными образцы чешской, польской, финской, норвежской национальных школ. Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой романс , рассчитанный на певцов-любителей.
В России
В советское время, особенно с конца 1930-х гг., романс подвергался гонениям как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. Ведущие исполнители замолчали либо были репрессированы. Возрождение русской школы романса пришлось на 1970-е гг., когда романсы стали исполнять Николай Сличенко , Валентин Баглаенко , Валентина Пономарёва , Нани Брегвадзе и другие яркие артисты сцены.
Черты вокального романса
По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. (Хотя бывают и исключения, как, например, произведение А. С. Даргомыжского «Старый капрал» - романс с припевом в форме куплетной песни) . В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе.
Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. «Инструментальное сопровождение в романсе имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого» .
Основные жанровые признаки романса
- Содержание романса не выходит за пределы лирики (исключения: Мусоргский, Даргомыжский). Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
- Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
- В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности.
- В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании.
- Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса - его интимность, камерность.
- Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.
Романс встречается и в операх (например, романс Рауля в первом действии «Гугенотов »).
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» (= «song without words», «Lied ohne Worte», «песня без слов»): это - пьеса в коленном складе с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (см. Мендельсона) или для какого-нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.
Текст
Жанровые разновидности романса - баллада , элегия , баркарола , романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков - обычно это небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования .
Известные романсы
- Plaisir d’amour - классический французский романс, написанный в 1784 году Жаном-Полем Эжидом Мартини на стихи Жана-Пьера Клари де Флориана.
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :- Чивилихин, Владимир Алексеевич
- Live Cream Volume II
Смотреть что такое "Романс" в других словарях:
Романс - употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… … Литературная энциклопедия
РОМАНС - (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка
"Романс к И..." - Романс к И... «РОМАНС К И...», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода … Лермонтовская энциклопедия
романс - См … Словарь синонимов
романс - а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
РОМАНС Современная энциклопедия
РОМАНС - (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера … Большой Энциклопедический словарь
Романс - (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Романс – это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии.
В отличие от той же песни, в романсе не обязательна четкость тактов и квадратура. Отступления в этом жанре только приветствуются.
В романсе и музыка, и текст имеют равные условия. Нельзя отдать предпочтение одному или другому, иначе, в таком случае, можно потерять саму суть. Важно, чтобы музыка детализировано раскрывала саму суть произведения
.
Возникновение романса
Известно, что термин «романс» впервые появился в Испании , и изначально имел значение небольшой светской песни на испанском (романском) языке, вместо принятого латинского.
Такие песни объединяли в сюжетные сборники любовного или героического содержания, которые после исполнялись музыкантами. Позже, во Франции термин «romance » объединяли с термином «chanson » вплоть до конца XVIII века .
Развитие жанра. Российский романс
Наибольшее развитие романса, как синтетического музыкально-поэтического жанра начинается во второй половине XVIII века . Немецкие композиторы Ф.Э. Бах, Ф. Бенда, Л. Бетховен . Немалое влияние на романс оказали немецкие поэты Гёте и Гейне . Также романс встречается и в опере.
Например, в «Иоланте» П. Чайковского (романс Водемона ), или в «Алеко » С. Рахманинова. С течением времени романс становится одним из ведущих жанров романтического направления. Возникают разнообразные школы романса . Помимо немецкой, наиболее известны были французская и русская школы романса.
Одновременно с профессиональной камерной классикой существовал так званый бытовой романс.
Особенно близкими эти разновидности романса были в России, где романс классифицировали по направлениям:
- городской — главные отличительные признаки есть конкретика в изложении образов, представление героя о самом себе, а также недостижимость любви для личности.
- цыганский – этот жанр был создан в России. В музыку добавлялись специфические обороты. Также для него свойственно использование русского или цыганского текста. Родоначальником цыганского исполнения стал хор графа А.Г. Орлова-Чесменского, основанный в 1744 году.
- жестокий – основная черта жанра — в приближении к реалистичным и трагичным сюжетам.
Сборник русских романсов
В России становятся известны такие романсы А. Алябьева («Ах, когда я б прежде знала… «), А. Гурилева («Сарафанчик «). А. Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье… «, который позже стал одним из известнейших романсов, положенный на музыку сестер Керн.
В XX веке жанр романса пытается найти новые направления. Проблема совмещения стиха и музыки всегда была основной. Становится важной декламация стиха под музыку, которая позже и вовсе стала отдельной веткой романса. Например, как это представлено в творчестве Дебюсси «Песни Билитис ».
Романс обретает новое звучание из-за технического развития, возникновения граммофонов и пластинок. Благодаря сохранившимся пластинкам, можно до сих пор услышать музыку известных романсистов – А. Вальцевой, Н. Тамары .
Мы попытались раскрыть основные моменты вопроса, что такое романс в музыке. Надеемся, у нас получилось. Коментарии для вас, если хотите что-то добавить, спросить и т.д.
Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.
Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего . Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.
Зарождение романса
Сам термин «романс» возник в в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).
Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.
Западноевропейский романс
С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.
Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.
Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.
Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.
Русский романс
Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.
Александр Алябьев
Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.
К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.
Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.