Тургеневская усадьба. Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С

Поворот к Государственному заповеднику-музею И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново с автомагистрали Москва-Симферополь - недалеко от 303-го километра. Ближайшей железнодорожной остановкой является станция Бастыево. Оттуда, особенно с площадки, где установлен бюст писателя, хорошо просматривается прямая дорога к парку.

Реставрированный мемориальный дом-музей

Автор «Записок охотника» - «поэтической обвинительной речи против крепостничества» - представляется теперь и сам одним из тех богатырей великой русской литературы, которые во имя служения угнетенному народу должны были, по словам Герцена, «оставить городскую жизнь, взять охотничье ружье и бить по земле и на лету дичь крепостного права». Исходной точкой своей литературной деятельности Тургенев называл Аннибаловскую клятву бороться и никогда не примиряться с крепостничеством. Такое направление его творческого пути определилось прежде всего под влиянием окружавшей писателя с детства «очень безобразной» среды.
Если от Бастыева пойти к Спасскому пешком, то можно воочию увидеть реальное местечко, сохраняющее доныне свое прежнее название, широко известное по рассказу «Бирюк» из «Записок охотника». Это Кобылий Верх - овраг, поросший лесом. Именно там разыгралась драма, положенная Тургеневым в основу созданных им образов лесника и порубщика. Столь же тесно связана с реальной действительностью и вся эта великая, жизнеутверждающая, глубоко патриотическая книга о России и русских - цикл вечно юных и вечно образцовых рассказов и очерков с их неумирающими типами.
Даже теперь каждому, кто попадает в парк, проходит мимо восстановленной «богадельни», которая была построена писателем для престарелых, или около сторожки, где при Тургеневе стояла открытая им школа для крестьянских детей, так и кажется, что вот выйдет сейчас навстречу Иван Сергеевич - огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада, обрамленным снежно-белыми волосами, точно сказочный герой, великий, красивый, могучий - посмотрит добрыми умными глазами, приветливо улыбнется и скажет, как писал он одному из своих корреспондентов: «Мой домик скромен и мал - это единственный остаток значительно более обширных строений, которые сгорели» (в 1839 году. - В. Г.).

После смерти Тургенева его наследница О. В. Галахова - жена орловского вице-губернатора вывезла из Спасского библиотеку и всю обстановку дома. В 1918 году эти вещи были национализированы и стали основой литературно-мемориального музея в Орле - родном городе Тургенева. Теперь они возвращены на свое прежнее место в Спасское-Лутовиново, где в сентябре 1976 года открыт для посетителей реставрированный мемориальный Дом-музей.
На стене в кирпичной галерее, ставшей теперь вестибюлем для посетителей, названы основные произведения, над которыми Тургенев трудился в разные годы в Спасском, и обозначены окрестные места его странствий с ружьем и собакой, хорошо знакомые читателям из сочинений и писем великого художника-реалиста. Здесь невольно приходят на память простые, как сама природа, и в то же время столь одухотворенные, столь полные чувств и мыслей слова из стихотворения в прозе «Деревня»: «Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия - родной край».
Эпическая сила этой по-тургеневски лаконичной лирической строки дает возможность лучше понять, почему многие современники писателя сравнивали его с мифологическим героем, который становился сильнее всякий раз, когда его ноги касались земли. «Вы, - говорил ему один из них, - Антей, сын родной земли». И в самом деле, судьба классика русской и мировой литературы - патриота и гражданина, просветителя, художника-гуманиста - неотделима от действительности, служившей основой его вдохновения и творчества. Слитность незаурядной и сложной личности Тургенева с природой, с той обстановкой и средой, в которых он вырос, жил, напряженно трудился, глубоко определил Л. Н. Толстой, записавший в своем дневнике 31 мая 1856 года после посещения Спасского: «Дом его показал мне его корни и много объяснил». Слово «дом» употреблено здесь не только в прямом, но и в более широком смысле, что видно из письма Толстого к Некрасову, гостившему в усадьбе Тургенева двумя годами ранее: «Его надо показывать в деревне…».

Уголок парка. Вил с веранды Дома-музея.

Здесь «в самом сердце степей, в глуши», как называл Тургенев родную округу, он с детских лет привык чувствовать себя дома, в своей стихии. Из Москвы и Петербурга, из Берлина, Парижа, Лондона, Рима его постоянно тянуло «туда, туда, в раздольные поля», «в деревню, в темный сад». Тут впервые послышалась ему с проселочной дороги «унылая песенка мужика, неровно прерываемая толчками телеги». Именно в Спасском, где Тургенев провел большую часть своего детства, постигал он простонародное отчее слово, глубоко и жадно вдыхал «воздух родных мест». Здесь открылась ему русская правдивая горячая душа - в метких оборотах речи, в проникновенных поговорках и мудрых пословицах, вырвавшихся из самого сердца, в сказках, былинах, песнях, о которых он позднее говорил: «Было время, что я с ума
сходил от народных песен… вот где бьют родники истинной поэзии».
Все это, очевидно, и дало ему повод, а также особое право назвать однажды свое «захолустье», свое «старое», «любимое», «родное гнездо» фольклорным пушкинским словом «Лукоморье», то есть живым обиталищем муз, поэтической колыбелью. Здесь не было никакого преувеличения, потому что большинство его произведений то ли задумано, то ли так или иначе навеяно, то ли даже написано полностью или частично в Спасском.
Осмотр «родительского ковчега», как называл дом Тургенева Я. П. Полонский, начинается со столовой. Тут можно услышать «глагол времен, металла звон»: в углу стоят описанные в повести «Бригадир» и действующие доныне «громадные английские часы в виде башни с надписью: «Strike-silent» («бьют-молчат»). Они указывают, кроме времени, число месяца. О глубоком и пожизненном интересе Тургенева- друга великой певицы Полины Виардо - к музыке напоминает фортепьяно. Другие вещи, которые находятся в столовой, подтверждают слова писателя о том, что это «мебель сбродная, домодельщина». На стене против обеденного стола - портреты няни и кормилицы, соседствующие с изображениями предков Тургенева, отдельные черты которых угадываются в его ранней повести «Три портрета», а также и в более поздних произведениях.

Столовая

Центральное место в малой гостиной занимает огромный диван, упомянутый в романе «Накануне»: «Увар Иванович почивал в мезонине на широком и удобном диване, получившем прозвище «самосон».
Обстановка угольной гостиной, занимающей просторную угловую комнату, сохранилась с большой полнотой и позволяет представить себе Тургенева в его родной стихии за оживленной беседой с приезжавшими к нему в Спасское А. А. Фетом, Д. В. Григоровичем, Н. А. Некрасовым, Л. Н. Толстым, Я. П. Полонским, актрисой М. Г. Савиной и другими замечательными людьми. Картины такого же рода сохранились и в Спасском.
Икона уцелела. По преданию, она принадлежала предку Тургенева со времен Ивана Грозного, то есть была исторической семейной реликвией, как и церковь, и «мавзолей» И. И. Лутовинова - основателя Спасской усадьбы, двоюродного деда писателя по материнской линии.
В том же письме к Флоберу Тургенев с восхищением говорил о главных для него принадлежностях кабинета: «Письменный стол - превосходный - и кресло с двойным сиденьем из тростника!» М. Г. Савина вспоминала, что, когда она в первый раз вошла в этот кабинет, Иван Сергеевич «так просто сказал: «Вот за этим столом я написал «Отцы и дети». Над столом висит портрет В. Г. Белинского - идейного наставника и друга Тургенева. Там же портрет еще одного друга писателя - великого русского актера М. С. Щепкина, навестившего «спасского изгнанника» в 1853 году.
Рядом с кабинетом расположена комната, названная матерью Тургенева «казино». Здесь шахматный столик, за которым Иван Сергеевич проводил немало времени с кем-либо из своих гостей. Тут же большой овальный стол карельской березы, прозванный «геридоном» и памятный писателю с детских лет; за этим столом он вместе с братом трудился над приготовлением уроков.
Так мы снова выходим в парк, чтобы взглянуть на него теперь глазами писателя. Такую возможность дают нам его сочинения и письма, напоминающие в совокупности могучий ствол и разветвленную крону дуба, который как бы символизирует глубокие и неразрывные связи сложной корневой системы тургеневского творчества с русской жизнью, с родной землей. В начале повести «Фауст», а также в первой части романа «Новь» содержится подробное и достоверное описание «прадедовского черноземного сада», расположенного по длинному скату пологого холма.
Щемящая нота прощания не только не заглушает, но, пожалуй, даже усиливает наше чувство благоговейного преклонения перед всеобъемлющей мощью тургеневского таланта, перед вечными и неодолимыми, как сама жизнь, словами, которые вырвались из глубины его души, когда летом 1855 года он работал в одной из древесных беседок Спасского над романом «Рудин»: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».
От этой беседки ведет извилистая тропинка к дому и прямая короткая дорога - к дубу. А вокруг, как писал Тургенев Флоберу, мечтавшему побывать в Спасском, чтобы увидеть именно здесь «пядь русской земли», - «двести десятин волнующейся ржи!» Невольно замираешь и теперь «с каким-то ощущением торжественности, бесконечности…».

Кабинет-спальня И.С. Тургенева Казино Любимый дуб И.С. Тургенева
Пруд в Спасском-Лутовинове

Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново является самой посещаемой достопримечательностью Орловской области совершенно заслуженно. С одной стороны, ехать недалеко, удобно, - вполне можно устроить себе интересную поездку на выходные. С другой, незабываемые впечатления здесь гарантированы. Место очень красивое и уникальное. Спасское - это Тургенев. Тургенев - самый знаменитый русский писатель своего времени - и в России, и в Европе. Вся жизнь Ивана Сергеевича тесно связана с нежно любимым им Спасским, родовым поместьем по линии матери. Здесь он жил практически с рождения, здесь прошло детство и более зрелые годы. Тургенев любил путешествовать, но всегда возвращался в свою усадьбу. В Спасском написаны самые знаменитые произведения писателя - "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", "Рудин", "Новь"...

Спасское-Лутовиново произвело на нас неизгладимое впечатление. Да, красивых старинных усадеб в России немало, литературные, связанные с именами великих русских писателей, тоже имеются. Но на уровне мироощущения Спасское - особенное. Вроде бы и дом - не оригинальный, и парк - без фонтанов и скульптур. А попробуйте найти человека, который бы остался равнодушен к увиденному. Здесь всё принимаешь с доверием. Бредёшь по тенистым аллеям парка и испытываешь трепет.

Реклама — поддержка клуба

Дом и парк... Усадьба сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Пережила фашистскую оккупацию. Часть зданий была разрушена, парк - перерыт под блиндажи и окопы... Но, несмотря ни на что, парк сохранился. По уровню сохранности - старинный парк Спасского уникален. В России ему равных нет. Со времени основания (конец XVIII века) до наших дней здесь сохранилось около 2 000 лип, елей, дубов, тополей и других деревьев. Именно парк - то подлинное и ценное, что осталось от усадьбы с тургеневских времён. Памятник русского садово-паркового искусства. То, ради чего стоило восстанавливать пострадавшую усадьбу.
Главный усадебный дом воссоздан по подробнейшим чертежам, фотографиям и описаниям. Повезло, что успели задокументировать интерьеры вплоть до цвета и рисунка обоев, смогли сохранить подлинные предметы мебели и интерьеров, личные вещи писателя и членов его семьи, предков. Люди, которые воссоздали дом и бережно хранят его и парк, вдохнули в Спасское жизнь. Именно поэтому всё воспринимается по-настоящему.

Есть и ещё важный момент. Именно здесь, в Спасском, мы побывали на лучшей экскурсии из всех, что я помню за последние годы. Проводил её нам, если я правильно понимаю, научный сотрудник, который настолько глубоко знает тургеневскую тему, живёт ею, серьёзно изучает, что, конечно, ни один обычный экскурсовод, выдающий "на-гора" однажды выученный текст, не сможет с ним сравниться. Тем более не стану тягаться с ним я. Даже пытаться пересказывать услышанное не буду. Я покажу фотографии Спасского-Лутовинова, немного расскажу об усадьбе и поделюсь личными впечатлениями, мыслями об увиденном.
В Спасское-Лутовиново мы ехали из Орла. Находится оно по пути в Москву,

в Мценском районе.

От Орла до Спасского - 70 км., от Москвы до Спасского - 300 км. Усадьбу удобно посещать как по пути в Орёл, так и по пути обратно.

Через час мы были на месте. Припарковали машину на огромной парковке.

Пошли по дорожке. По пути нам встретилось небольшое кафе,

дальше был платный туалет (бесплатный есть на территории, но его удобнее посещать уже после экскурсии), ещё дальше - касса и сувенирный магазин.
В кассе мы оплатили экскурсию по мемориальному дому и парку - 300 руб./взрослый. Дети-дошкольники - бесплатно.

Имеется, кстати, и более широкий маршрут. Помимо дома и парка он включает "Флигель изгнанника".

Музей-заповедник работает круглогодично: в летнее время (с мая по сентябрь включительно) - с 9.00 по 19.00, в зимнее время - с 9.00 по 18.00.

Режим работы и правила посещения

Из объявления на кассе мы узнали, что накануне в усадьбе был праздник - Фестиваль классической музыки, и в роли хозяйки музыкального салона выступала Любовь Казарновская.

В Спасском регулярно проводятся различные мероприятия, в том числе выставки.

Настроение было... волшебно-летнее. Красота!!!

Фамильная часовня Лутовиновых (XVIII -XIX вв.) и здание выставочного зала

Вход на территорию усадьбы рядом церковью.

Для барского дома он выглядит достаточно скромно. И ничего удивительного. В начале XIX века здесь стоял большой дом в форме подковы - главное двухэтажное здание с колоннами и две каменные галереи, соединяющие дом с деревянными флигелями. В 1839 году большая часть дома сгорела - осталась только юго-западная галерея и флигель. Восстанавливать дом полностью не стали. Отремонтировали для жизни хозяев уцелевший флигель.

В начале XX века сгорело и это здание. В наше время дом восстановили на прежнем месте и в том виде, каким видел его Тургенев в свой последний приезд в Спасское-Лутовиново летом 1881 года.

Что по мне, так это самое романтичное место из всех, которые я видела. Дом с мезонином, сад, парк...

Когда началась наша экскурсия в усадебном доме, выяснилось, что в нём нельзя фотографировать. Удивление, внутренний протест, вынужденное смирение - чувства быстро пронеслись в душе. Пришлось "проглотить" и слушать экскурсию, хотя для меня такое бездействие неприемлемо. Представьте себе журналиста, который приедет куда-то по делу, а сам начнёт расхаживать и расслабляться...
Когда в конце экскурсии я спросила у экскурсовода: "С чем связан сей запрет?", то получила, на мой взгляд, не самый убедительный ответ: "Музей маленький, комнаты крошечные, съёмка мешает. К тому же посетители должны слушать экскурсию, а не отвлекаться".
Моя версия запрета на съёмку всё же другая. Спасское-Лутовиново имеет совершенно потрясающую атмосферу старины и несовременности. И даже этот запрет на съёмку берёт корни оттуда. А иначе... Ну глупо же и наивно не зарабатывать на том, что само в руки плывёт. Даже в Пушкинских горах, где уж так всё было раньше строго, фотографировать разрешили. Плати 200 руб. и хоть обснимайся. Но усадьба Спасское-Лутовиново строго держится за эту старомодность - нежелание зарабатывать на том, что, кажется, уронит собственные устои и правила. Деньги на развитие нужны, но не любой ценой.
Можно спорить - хорошо это или нет. С одной стороны, обидно. Запрет жёсткий. С другой, вся эта строгость, чопорность очень быстро настраивает на нужный лад - барский дом, господские нравы. Матушка Тургенева, знаете, была более чем суровой дамой, жёстко наказывающей даже непровинившихся. Сколько раз Иван Сергеевич в детстве бывал бит, сам не зная за что. Что уж там - фотографировать не разрешили... ;)
С другой стороны, ну как уж совсем-то без фотографий? Поэтому зашла в интернет, нашла фотографии усадебного дома (не всем, однако, запрещают тут снимать). Покажу вам несколько фотографий с сайта Культура.РФ .

Диван "Самосон", на котором отдыхали многие гости Спасского


В доме представлена подлинная коллекция живописи предков Тургенева

Письменный стол И.С. Тургенева, за которым были написаны многие знаменитые произведения писателя, старинная икона Спаса Нерукотворного над столом - фамильная реликвия Тургеневых





Нас провели по липовой аллее на большую поляну круглой формы, откуда лучами расходятся узкие зелёные аллеи.

Дорожки аллей каменистые, покрытые зелёным мхом - идёшь будто по бархатному изумрудному ковру.


Аллеи пересекаются, и если взглянуть на парк сверху, увидишь римскую цифру XIX.

Приглашаю вас продолжить прогулку по парку вместе с нами.



Дорожки парка ведут к Большому пруду и Варнавицкому оврагу.

Большой пруд.

Окрестности.

Тропинки, мостики...

Дуб-красавец.





















Мы сделали неполный круг вокруг озера и снова вышли на зелёную узкую аллею парка. Времени уже было много, а мы ещё не посмотрели многие постройки усадьбы, и впереди предстояла дорога домой. Надо было поторапливаться.
Несколько слов о постройках Спасского-Лутовиново. Комплекс строений помимо вышеупомянутых дома-музея, храма Спаса Преображения, фамильного склепа Лутовиновых и здания для выставок, включает богадельню и хозяйственные постройки - конюшню, каретный сарай, сбруйную, баню и погреб. Кроме этого, к главному усадебному дому примыкает "Флигель изгнанника", в котором И.С. Тургенев жил во время ссылки в Спасское в 1852–1853 годах. Вот в сторону этих построек мы и пошли.
Для удобства ориентирования посмотрите схему усадьбы Спасское-Лутовиново. Мы шли от Большого пруда (17) в сторону конюшни (11):

1. Церковная сторожка

2. Церковь

3. Богадельня

4. Дом-музей

5. Верхний сад

6. Нижний сад

8. Флигель

11. Конюшня

12. Каретный сарай

13. Колодец

14. Кузнечный пруд

15. Пруд Захара

16. Плотина

17. Большой пруд

18. Туалет

Дойдя до каретного сарая,

заметили возвращающуюся с прогулки повозку.

Костя загорелся прокатиться. Но оказалось, что катания на лошадях в Спасском в 5 часов вечера заканчиваются. Мы как раз пришли в это время. Нам не отказали, но за билетами надо было идти к сторожке (на схеме №1). Костя побежал оплачивать, а в это время пришла женщина с двумя маленькими детьми, которая тоже очень хотела покататься. В результате я свой билет отдала ей. Все остались довольны.

С пасское-Лутовиново - усадьба матери великого русского писателя Ивана Тургенева, ныне государственный мемориальный и природный музей-заповедник в Мценском районе Орловской области.

История создания

Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения. В конце XVI века Иван Грозный пожаловал его Ивану Лутовинову, который создал на этой территории усадьбу: её центром стал двухэтажный деревянный, обложенный кирпичом дом (с библиотекой, театром и хорами для музыкантов), перед ним были разбиты цветники, рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория. Пережив почти пятивековую историю сегодня усадьба - это Государственный мемориальный и природный музей–заповедник- уникальный памятник культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.

Музей-усадьба И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был создан 22 октября 1922 года в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов. У истоков создания музея стояли А.В. Луначарский и В.Я. Брюсов. В становлении музея-усадьбы в разное время принимали участие А.М. Горький, К.А. Федин, И.А. Новиков, а первым хранителем стал известный ученый-литературовед М.В. Португалов.

Музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново» - это не только мемориал великого русского писателя, не только память о людях и событиях, так или иначе прикоснувшихся к Спасскому за всю его многовековую историю, это одна из немногих сохранившихся в России усадеб-памятников, с огромным трудом сохраненное нашими предками тургеневское пространство. В наши дни - это исторически сложившийся комплекс усадебных строений, включающий в себя, помимо дома-музея, храм Спаса Преображения и фамильный склеп Лутовиновых, богадельню, построенную на средства И.С. и Н.С. Тургеневых в 1872 году, а также хозяйственные постройки - конюшню, каретный сарай, сбруйную, баню и погреб. Непосредственно к главному усадебному дому примыкает «флигель изгнанника», в котором И.С. Тургенев жил во время ссылки в Спасское в 1852–1853 годах.

Восстановление музея

В 1939 г. в связи со 120-летием со дня рождения в музее были восстановлены флигель, богадельня и баня, конюшня и каретный сарай, собраны и изучены воспоминания современников И.С. Тургенева, зарисовки и фотографии усадьбы, свидетельства старожилов, произведены обмеры уцелевших строений и раскопки фундаментов разрушенных зданий, составлены проекты восстановления строений заповедника, начались работы по расчистке парка. В годы Великой Отечественной войны сильно пострадали здания церкви, фамильного склепа Лутовиновых, каретного сарая и конюшни. Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, пруд с прорванной плотиной пересох, аллеи парка завалены упавшими деревьями. Но уже 16 июня 1944 года тургеневский заповедник был вновь открыт для посетителей. Территория усадьбы была очищена от мин и снарядов, убраны погибшие деревья, засыпаны блиндажи и окопы; полностью возобновлена берёзовая аллея, ведущая к пруду, отремонтирована плотина Большого пруда. В 1968-1976 гг. был восстановлен дома И.С. Тургенева: подлинные вещи писателя, семейные реликвии и сохраненная мебель составили основу экспозиции дома-музея.

Интернет:
www.сайт/M1901 - официальная страница
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" - W1074 , официальный сайт www.spasskoye-lutovinovo.ru

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля - M289
Государственный музей А.С. Пушкина - M291
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина - M296
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова - M1956

Единиц хранения:
23010, из них 8625 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
«Два писателя - два юбилея», к 195-летию И. С. Тургенева и 190-летию со дня рождения А. Н. Островского (из собрания музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково», Государственного Литературного музея), 2013 г.
Выставка старинной фотографии из собраний Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» и музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», 2014 г.
«И мира древнего пленительные боги», 2015 г.
«Мой адрес: Орловской губернии, в город Мценск…», 2015 г.
«Мой единственный друг…» к 195-летию со дня рождения Полины Виардо, 2016 г.

Выездные и обменные выставки:
"В прекрасной полноте изящного искусства". Уникальное собрание гравюр XVII-XIX вв., выполненных лучшими мастерами России, Франции, Германии, Италии, Англии. Гравюры с живописных оригиналов, жанровые сцены и сцены охоты в исполнении известнейших художников и гравёров, выполненные в лучших мастерских того времени, уникальные картографические материалы, редкие виды городов России и Европы
"Как я люблю тот вымысел прекрасный…". Выставка иллюстраций к произведениям И.С. Тургенева - более 50 рисунков и автолитографий к ранним поэмам, циклу рассказов "Записки охотника", повестям и романам, стихотворениям в прозе. Работы выполнены в разной манере и технике (уголь, тушь, карандаш, акварель), отличаются большим разнообразием сюжета
"Не в одних стихах поэзия…". Пейзажи орловских и московских художников передают красоту природы средней полосы России, Спасского-Лутовинова и его окрестностей, тургеневских мест Орловского и Тульского края - Бежина луга и села Тургенева
"Старинная фотография". Более 150 профессиональных и любительских фотографий, выполненных в период с 1850-х до 1920-х годов в различных жанрах: видовая, интерьерная, бытовая, ландшафтная фотография, от фотографии-визитки до кабинетных фотопортретов
"Искусство, ставшее природой". Выставка посвящена одному из самых известных произведений И.С. Тургенева - циклу рассказов "Записки охотника". На выставке представлены разнообразные издания "Записок охотника", иллюстрации художников второй половины XIX - XX веков, выполненные в разной манере и технике, скульптурные группы, фотографии мест, где разворачивалось действие рассказов и жили герои тургеневских рассказов