В каком жанре прославился майн рид. Начало литературной деятельности


Биография Майн Рида началась в Англии в апреле 1818 года. Родители будущего писателя - ирландцы по происхождению, были бедны и мальчику приходилось много работать, что бы хоть как то поддержать семейный бюджет. Не смотря на занятость и достаточно скудную жизнь, Рид рос очень развитым и любопытным ребенком, с детства любил сочинять и фантазировать. Именно из этой страсти и вырастет в будущем его писательский талант.

Приключенческая жилка всегда была присуща писателю. Именно она диктовала новые повороты биографии Майн Рида. Стремясь не только заработать деньги, но и посмотреть мир Майн Рид, в возрасте двадцати двух лет отправляется репортером одной из газет на Мексиканскую войну. Ему нравиться эта работа, полная событий и эмоций. В 1848 году Рид получает серьезное огнестрельное ранение. Выписавшись из госпиталя, он уходит в отставку и принимает решение присоединится к лагерю повстанцев в Баварии и Венгрии, но опаздывает, прибыв на место, после апогея всех событий. Разочарованный Рид возвращается Лондон и решает всецело посвятить себя литературе. Уж вскоре, в 1850 году, выходит первый роман писателя - «Вольные стрелки». Сюжет романа всецело составляют события, очевидцем которых стал сам Рид, за два проведенных на фронте года. Публицистический стиль романа пришелся по вкусу читателям, и первый тираж быстро ушел с книжных полок. В 1853 году Майн Рид жениться на Элизабет Хайд, дочери своего издателя.

Семейная жизнь у Рида складывалась не очень хорошо. Элизабет была вдвое моложе своего мужа, к тому же, выросшая в аристократической семье девушка была абсолютно не приспособлена к ведению хозяйства. Рид, проведший большую часть жизни в гарнизонах, также был склонен к мотовству и транжирству. Семья еле сводила «концы с концами». И, даже вышедший в 1965 году и прославивший Рида, знаменитый «Всадник без головы», не смог поправить финансовой ситуации.

В 1867 году биография Томаса Майн Рида делает новый виток - писатель решает вернуться в США. В Америке он основывает научно-популярный журнал, продолжает заниматься писательской деятельностью. Но, отвыкшая от его литературного слога, американская публика встречает новые произведения автора прохладно. Из - за постоянных переживаний у Рида воспаляется полученное на Мексиканской войне ранение, и он вынужден несколько месяцев провести в госпитале. После выписки писатель с супругой возвращаются в Англию и поселяются в местечке под названием Херефордшир. На новом месте Рид пытается вернуться к писательской деятельности, но его работы получают меньший успех у публики. Основной доход семьи составляет пенсия за военные заслуги на Мексиканской войне, выплачиваемая Майну Риду американским правительством.

До конца жизни писатель много болел и находился в состоянии сильного эмоционального истощения, несколько раз проходил лечение в стационаре, которое не было успешным. Последние несколько лет Майн Рид с трудом передвигался на костылях.


Введение

Биография Т. М. Рида

Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида

Заключение

Список использованных источников


Введение

рид приключенческий роман путешествие

Перу Майна Рида принадлежит также целый ряд книг, описывающих путешествия, растительный и животный мир Азии, Африки и Америки («Охотники за растениями», «Ползуны по скалам»). Успешно выступал Майн Рид и в роли популяризатора научных достижений своего времени («Зоология для детей», «Популярное описание различных человеческих рас»). Майн Рид родился в Ирландии, в семье священника.

В 1840 г., не желая идти по стопам отца, он отправился в Америку в надежде найти себе там дело по душе и выбиться в люди. Но Америка оказалась менее гостеприимной и более прозаичной, чем это казалось романтически настроенному ирландцу. Переменив множество мест и профессий, Майн Рид поселился в 1843 г. в Филадельфии и занялся журналистикой. В 1846-1848 гг. участвовал в войне США с Мексикой. Событиям этой войны посвящен первый роман Майн Рида «Вольные стрелки» (1850), проникнутый искренним сочувствием к мексиканскому народу.

Взгляды Майн Рида проявились в период революционных событий 1848-1849 гг., в которых писатель, вернувшись в Европу, принял участие. Воспоминания об этом периоде легли в основу романа «Жена-дитя», опубликованного только после смерти писателя. Лучшие романы Майн Рида созданы в основном в первые 10-15 лет его творчества («Белый вождь», 1855; «Квартеронка», 1866; «Оцеола, вождь семинолов», 1858; «Мароны», 1862; «Всадник без головы», 1866). В этих произведениях писатель затронул актуальные для своего времени вопросы: торговля людьми и истребление индейцев, жестокость плантаторов Юга и все подавляющая власть золота. Эти важные вопросы органично вплетены у Майн Рида в ткань авантюрно-приключенческого романа, увлекающего напряженным сюжетом и загадочными событиями, пробуждающего симпатию к смелым, находчивым, благородным героям. Лучшие его книги, оставаясь увлекательным чтением, выходят за рамки приключенческой литературы, воспитывают в читателях чувство гуманизма и справедливости, правдиво и ярко рассказывают о мире природы.

.Биография Т. М. Рида


Томас Майн Рид родился в деревне Баллирони (графство Даун <#"justify">2.Основные отличительные черты приключенческих романов Т. М. Рида


Расцвет творчества Рида приходится на 1850-60 гг. Именно в этот период он написал свои известнейшие романы: «Белый вождь» («The White Chief», 1855), «Квартеронка» («The Quadroon», 1856), «Оцеола», «Всадник без головы» («The Headless Horseman», 1865). Pид плодотворно продолжил традиции Д. Дефо и Дж.Ф. Купера, объединяя в своем творчестве черты романа странствований и приключенческого романа. Писатель стремился синтезировать в своих романах развлекательные и поучительные элементы. В тогдашней Великобритании, которая была могущественным колониальным и морским государством, большую популярность получили книги о жизни Африки, Индии, Америки. Это был период географических открытий и экспедиций, результатами которых всегда живо интересовался Рид. В конце концов, жизнь самого Рида - неутомимого путешественника - стало ценным материалом для его творчества. Личные наблюдения писатель дополнял сведениями, заимствованными из документальных источников, затем безупречность его описаний флоры и фауны экзотических стран признавали даже географы.

Описания природы сыграют в романах Рида особую роль. Писатель нередко делает перерыв в самый напряженный миг рассказа, чтобы рассказать о неизвестному европейскому читателю животном или растении. Взаимоотношения человека с миром природы, познание этого мира и борьба с ним под пером Рида приобретает очертания увлекающего приключения, становится важным звеном в развитии сюжета (следует вспомнить хотя бы эпизод спасения Виргинии от аллигатора в «Оцеоле» или бегство Луизы и Мориса от диких мустангов в «Всаднике без головы»). Иногда Рид вообще отказывается от традиционной романной интриги, выдвигая на передний план сугубо просветительские задачи. Так, содержание небольшой дилогии «Охота на растений» («The Plant Hunters», 1857) и «Скалолазы» («The Cliff Clim-bers», 1864) составляют эпизоды, в которых речь идет о знакомстве двух путешественников Каспара и Карла с богатой флорой и фауной Индии. Вместе с героями читатель узнает об особенностях поведения экзотических животных: быков чоури, горного козла, губастого медведя, о свойствах сока пальмиры или ореха поуни.

В романах Рида ведущую роль сыграют не характеры, а события. Его герои страдают от неверной судьбы, попадают в зависимость от случайного стечения обстоятельств, вынуждены преодолевать неожиданные препятствия. Персонажи Рида являются довольно условными, они не наделены глубокими психологическими характеристиками. Положительные герои отличаются исключительным благородством, они способны быть преданными друзьями и пылкими любовниками, и их привлекательная внешность является отражением их внутренней сущности. Вместе с тем их антагонисты - люди низменные, подлые, алчные, а нередко еще и безобразные снаружи. Тем не менее именно герои, созданные Ридом, стали ручательством популярности его романов. Несокрушимые в злоключениях, мужественные и справедливые, они всегда стремятся к победе добра над взлом и призваны стать жизненным примером для юных читателей Рида.

Своеобразность приключенческого романа Рида заключается в том, что остросюжетность писатель объединяет с важными проблемами современности. Так, в «Квартеронке» главным препятствием на пути героев к счастью становится рабство Авроры. Автор, предаваясь ярким деталям, обосновал мысль о постыдности и антигуманности рабства. Читатель становится свидетелем жестокой пытки, которую испытают невольники, преследование рабов-беглецов с помощью специально натренированных собак, продажи рабов с аукциона. Лишь неожиданное стечение обстоятельств, своевременная помощь влюбленного в Аврору Эдварда и ее бывшей хозяйки Эжени Безансон спасают героиню от посягательств коварного негодяя Доминика Гайара, который купил ее на аукционе. Рид не являлся активным сторонником аболиционизма, считая, что движение за отмену рабства в Америке приводит лишь к усилению вражды между Севером и Югом, тем не менее картина рабства, созданная в «Квартеронке», пафос негодования писателя дает основания приичислить этот роман к произведениям аболиционистской литературы, рядом с «Хижиной дяди Тома» Г. Бичер-Стоу.

В «Оцеоле, вожде семинолов» («Oceola, the Seminole», 1858) Pид анализирует проблемы американской политики в отношении к индейцам, перекликаясь, таким образом, с пенталогией о Кожаном Чулке Купера. Сюжет «Оцеолы» связан с историческими событиями 30-х гг. XIX ст., когда американское правительство предприняло шаги для окончательного искоренення индейского племени семинолов с территории Флориды, которое привело к войне <#"justify">1.Бутовский А. Рецензия на новые сочинения М.Рида и Г.Змара.-СПб. «Педагогический музей» 2008 г. 880 с.

.Вельский А. Майн Рид.- КЛЭ. Т.6. М., Советская энциклопедия, перераб. и доп. 2010 г. 979 с.

.Вступительная статья.- Майн Рид. Собрание сочинений. T.I. М. переизд. 2007 г. 642 с.

.Желобовский И. Майн Рид и его романы.- Майн Рид. Всадник без головы. М.-Л.:Детгиз,1948 г. переизд. М. «Эксмо» 2011 г. 473 с.

.Зонин А. Предисловие к роману "Жилище в пустыне".- Майн Рид. Собр.соч. Т.З. М.:Земля и фабрика,1930 г. 378 с.

.Крашина А. По поводу сочинений М.Рида и К°. Воспитание и обучение, 1980 г. № 9, 320 с.

.Левит Т. Жизнь и творчество Томаса Майна Рида. Майн Рид, Собр.соч. T.I. М. 2001 г. 415 с.

.Машбиц-Веров И. Предисловие к роману "На невольничьем судне".- Майн Рид. Собр.соч. т.1 СПб. «Светская литература» 670 с.

.Наркевич А. Майн Рид. М. «Детская литература»,1938, №14, 97 с.

.Самарин Р. Капитан Майн Рид. Майн Рид.Сочинения. T.I. М.: «Детгиз»,1956 г. переизд в собр. Литературных сочинений «Классическая литература» М. «Дрофа» 2010 г. 790 с.

.Урнов Д. Достойный своих героев. Майн Рид. Всадник без головы. М.:Правда,1982 г. переизд. М. «Эксмо» 2011 г. 216 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

(1818-1883) английский писатель

Томасу Майн Риду было 22 года, когда он окончательно решил, что никогда не станет священником. Он поссорился с отцом, мечтавшим передать сыну свой приход, и отправился из родного крошечного Баллирони в далекую Америку. Вообще-то многие ирландцы связывали свои надежды покончить с нищей и бесправной долей в Ирландии с Новым Светом, как называли Америку. Не хотел «быть попрошайкой у дверей богача» и молодой поэт. Он верил, как и другие, что Америка - «золотое дно». Шумный и богатый город Новый Орлеан, где высадился молодой поэт, ошеломил его пестротой и контрастами.

Это была столица всех противоречий богатеющего плантаторского Юга Америки. И юноша вкусил сполна борьбы за жизнь: был торговцем, служащим на плантации, актером, школьным учителем. Но он был страстным мечтателем и любил открывать неизведанное. Томас Рид исходил весь юг Штатов и Мексику, увидел великие реки, пробирался через пустыни и плоскогорья. Видел, как индейские племена отчаянно боролись с американскими переселенцами и мексиканскими властями, как мужественные ватаги индейцев-команчей нападали на поселки и караваны, отбиваясь от отрядов полиции, защищая свою землю.

Город Филадельфия, где он поселился в 1843 году, принесет ему, начинающему журналисту, славу. В письме к отцу он писал: «Три или четыре года вел я жизнь литератора, полную борьбы. Я не сковал себе крыльев из золота, но зато поднялся к вершинам Парнаса». Его пригласила сотрудничать крупнейшая нью-йоркская газета, но началась война США с Мексикой под видом умиротворения внутри-мексиканских раздоров, и Майн Рид поспешил спасать Мексику от диктаторов. Несмотря на всплеск партизанской борьбы, Мексика, измученная внутренними распрями, не могла устоять против хорошо вооруженного войска США, и по «мирному договору» ей пришлось отдать победителям почти половину своей территории. Янки торжествовали, но многие из американских солдат сразу поняли, что это была чистая агрессия, и даже стали переходить на сторону мексиканцев.

Но Томас Майн Рид сражался отважно, при штурме Мехико храбро увлек за собой запаниковавших солдат и взял батарею неприятеля на валу. Он был застрелен, как полагали его товарищи. Но его нашли среди трупов, истекающего кровью от тяжелых ран, и спасли. И в то время, когда знакомые в США оплакивали его гибель, молодой офицер возвращался к жизни и мучительно пересматривал свои впечатления о войне.

Об увиденном и пережитом в Мексике он напишет роман «Вольные стрелки» (1848). Автор изобразит героизм американских генералов, но вместе с тем с сочувствием расскажет о мексиканских партизанах, с негодованием - о бездарных мексиканских военачальниках-карьеристах и о мародерстве американских солдат, грабящих и мирное население, и своих убитых и раненых на поле боя. Когда «ураган революции потряс троны Европы», чтобы поддержать «долгожданную свободу», Рид спешит в Венгрию. Но волна поражения революций докатилась стремительно и до Венгрии, потопив ее в крови. Когда Томас Майн Рид со своими единомышленниками высадился в Англии, реакция уже повсеместно праздновала победу.

Может быть, надежда на новый подъем революции заставила писателя осесть в Англии, в Лондоне. Здесь осталось немало бывших бойцов 1848 г. Он познакомился и очень помогал вождю венгерской революции Лайошу Кошугу, помогал эмигрантам-полякам.

Еще полный веры в осуществление былых надежд, Томас Рид печатает «Вольных стрелков», «Охотников за скальпами» (1850-1851), пытается создать трудовую земледельческую колонию, потом издает газету, но, не искушенный в практических делах, разоряется, теряет все нажитое литературным трудом.

Свои американские впечатления Томас Майн Рид отразит в лучших авантюрно-приключенческих романах, рассказав о борьбе индейцев с белыми колонизаторами, их мужестве и свободолюбии: «Белый вождь» (1855), «Оцеола, вождь семиолов» (1858).

В одном из увлекательнейших романов «Квартеронка» (1856) он покажет варварство рабовладельческого Юга, ужасы работорговли. Впервые чудовищная бесчеловечность рабства была изображена в романе Гаррет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852 г.).

Но сторонники рабства неистовствовали и, желая опровергнуть писательницу, начали создавать один за другим романы, доказывающие благоденствие рабов и прелесть невольничества. Хотя Майн Рид внимательно следил за событиями в Америке, но при создании романа «Квартеронка» ему хотелось быть объективным, беспристрастным, не вмешиваться в борьбу аболиционистов с плантаторами. К тому же он опасался кровавого столкновения Севера и Юга. В послесловии к роману он даже написал, что книга эта «не для того, чтобы помочь аболиционистам или превознести плантаторов». Но книга писателя помимо воли автора делала свое гуманное дело: всем своим содержанием она говорила о мерзости рабовладения. Именно оно препятствует любви Эдварда и Авроры Безансон, делает их беглецами, ставит на край гибели. В том, что Север победил в борьбе с рабовладельческим Югом, немалая заслуга передовой американской литературы, в том числе и романа «Квартеронка».

Жить в Лондоне было нелегко. Но чем пасмурнее смотрело небо, чем туманнее был воздух, тем живописнее рисовал Рид техасские степи, мексиканские прерии, тем прекраснее были его смелые герои. Любовь к природе пронизывает великолепные картины животного и растительного мира Азии, Америки: «Охотники за растениями», «Ползуны по скалам», трилогия «В дебрях Южной Африки, или приключения бура и его семьи» («В дебрях Южной Африки», «Юные охотники», «Охотники за жирафами») (1855). Первую книгу африканской трилогии Томас Майн Рид посвящает детям своего друга-революционера Лайоша Кошута. И героями книги писатель делает детей - борцов за свободу и независимость буров. Рид радовался победе буров, скотоводов и фермеров над вытесняющими их англичанами. Но он гневно изображает тех буров, которые вместе с англичанами объединились в шайку Ван Ормона и преследуют молодых охотников за жирафами.

С огромным сочувствием и уважением показан мир «романтических дикарей», как сам Рид называл народы Конго, - их обычаи, традиции, типы. С интересом читаются страницы о львиной храбрости африканских воинов и мудрости их вождей. Правда, в романе «Оцеола» герой вместе с Оцеолой участвовал в самой гуще событий, а охотники за жирафами случайно подхвачены грозными событиями в Африке и потому со временем благополучно от них уклонились.

Классическим романом авантюрно-детективного жанра стал «Всадник без головы» (1866).

Уже само заглавие завораживает тревогой таинственности. Читателя ни на секунду не покидает стремление узнать, разгадать, открыть тайну. И на его пути к этому открытию - и преследования, и дуэль, и клятва мести, и загадочное исчезновение, и лужа крови, и меченая пуля, и схватки с койотами, и выстрел дьявола, и отравленный поцелуй, и погоня, и, наконец, обезглавленный труп. Все заканчивается главой «Радость», но на душе у читателя печально, потому что это последние страницы прекрасной книги и хочется еще и еще вдыхать аромат техасских степей и слушать ностальгические слова Рида: «Верните мне костер и моих товарищей охотников, дайте мне еще раз посидеть с ними у потрескивающего огня - и я отдам вам все накопленное мною богатство и всю мою ненужную славу! Я буду счастлив отдать вам все это вместе с заботой и трудом, которые требуются, чтобы удержать их».

Писатель был стар, очень болен и почти нищ. Но энергия и страсть не покидали его. В надежде на помощь друзей он снова в 1867 г. отправляется в Америку, с которой никогда не терял связи. В Нью-Йорке Томас Рид начинает выпускать журнал «Вперед». Но из-за недостатка подписчиков его приходится закрыть. От непосильной работы и волнений открываются старые раны, и, с трудом избежав смерти, Рид возвращается в Англию (1870).

Последние годы жизни, более благополучные, наполнены непрерывной литературной работой. 70е годы были богаты всякого рода открытиями, особенно исследованием новых мест на карте земного шара. Об этом щедро сообщали газеты. Рид сам мечтал стать путешественником, открывателем новых земель. Но, не имея ни физических, ни материальных возможностей, превратившийся в калеку на костылях, неутомимый мечтатель отправляется в захватывающие путешествия в тиши своего кабинета. Он вооружается основательными знаниями по геологии, зоологии, антропологии, черпая их из многочисленных журналов. Ему помогает его верный друг - жена Элизабет. Талантливая и бескорыстная помощница, она потом напишет о Риде прекрасную книгу «Жизнь и приключения капитана Майн Рида». Гак он любил называть сам себя.

Его неустанная рука пишет «Смертельный выстрел», «Полукровку», «Сигнал бедствия», «Затерянную гору».

Как много было неудач, сколько потерь и разочарований! Невесело смеясь, Томас Майн Рид называл себя «дважды умершим». Но славу он вкусил при жизни, сделавшись одним из самых популярных писателей в мире.

Я продолжаю входить в одну реку дважды и перечитываю книги, которые в детстве породили сильное впечатление, но не оставили четких воспоминаний...

Название намекает нам: эта книга о том как можно потерять голову из-за любви. Что характерно - не факт, что из-за своей...

Сюжет.
Некая семья (папа, доча, сына и племяш) переезжают из Луизианы в Техас. Т.к. племянник из того сорта людей, которые знают лучше тренера как играть в футбол, лучше врача как лечить больного и лучше мэра как управлять городом, то он поносит проводника, выгоняет того домой смотреть вечернее ток-шоу и в итоге в прерии заблуждается в меру своих возможностей. Но тут на караван, словно ангел-хранитель, падает некий ловец мустангов и давай всем помогать. И покоряет он почти всех: папа расточает комплименты, дочь стреляет глазками в окно кареты, сын просто доброжелательный парень. Злится только племянник, который имеет виды на кузину, а избавится от неожиданного соперника возможности нет: тот живет в лачуге без телевизора и смотреть ток-шоу не спешит.

Впечатления.
Приключенческая литература позапрошлого века, возглавляемая Майн Ридом, штука достаточно шаблонная. У нее стандартные плюсы и минусы. Сначала о последних:

1. Начало обычно захватывающее в плане сюжета, но весьма часто затянутое в плане описаний и деталей. Не умели тогда еще авторы показать мысли персонажей их действиями, а красоту пейзажа парой-тройкой мазков. Было принято не давать читателю домысливать. Так что завязка одновременно и завлекает, и слегка охлаждает пыл. Этот минус не столько недостаток, сколько галочка на страничке "Стоит иметь в виду".

2. Финал яркий и интересный как правило оканчивается или эпилогом, или окончательными абзацами, превращающими любые события в патоку. В том числе и в данном произведении: убрать последние пару эпизодов про то как все оставшиеся в живых стали жить-поживать и добра наживать, и на мой взгляд вкуснее получится.

3. Стереотипность героев. Наличие юной красотки, молодого и сильного красавца, мерзкого типка и знойной соперницы. При этом красавицы почему-то стремятся к проявлению феминизма: усиленно скачут на лошадях по мужски и учатся бросать лассо. Главный красавец, который выглядит как ковбой, обязательно оказывается не просто джентльменом, а весьма благородным и главное - богатым. И вообще он из тех, кто "О боже какой мужчина"...
Но и этот недостаток стоит больше рассматривать как издержки театральной сцены: актеры одни и те же, а спектакли разные.

Теперь о достоинствах.

1. Главное что удается Риду из раза в раз: преподносить Дикий Запад с новой стороны. С разных позиций.
2. Не менее важно: автор дает читателю именно то, на что рассчитываешь, беря в руки книгу подобного жанра - приключения. С погонями, слежкой, стрельбой, виски, жгучими креолками. Нормальный такой вестерн.
3. Не знаю так ли это, но человек без головы, сидящий на лошади, вроде бы, впервые встречается в реалистической литературе. До этого был только в фольклоре, в легендах, в том числе про Сонную лощину.
4. Несмотря на полнейший реализм произведения писателю удалась та краска, которая отвечала за суеверия и мистику. Разумеется ни современник Рида, ни тем более нынешний читатель ни на секунду не поверит в чёрта на коне или даллахана во плоти, но герои, т.е. люди, сталкивающиеся с неизвестностью лицом к лицу, таки верят. И это получилось правдиво и в меру эффектно.
5. Очень мне понравились похождения следопыта, который разыскивал труп на конячке. Все эти тропинки, вмятинки, веточки сломанные... Это любопытно. Конечно, по закону жанра, ему жутко повезло, но тут уже воля автора - привнести в работу правосудия лепту возмущения самой природы.

Что меня режет при чтении таких книг, так это обращение с животными. Особенно к лошадям - как к роботам. Конь главного героя несколько дней носил на себе мумию, боялся всего подряд, устал как лошадь - и физически, и морально. Но не успел вздохнуть от облегчения, а его сразу снова - в галоп. Никакого уважения к непарнокопытному. А сколько раз им, бедным, вонзали шпоры до крови - не сосчитать. Про змеючку я вообще молчу. Козлы эти джентльмены, в общем...

Вывод.
Кому стоит читать книгу? Тем, кто любит приключения и сказки. Возраст значения не имеет, важно настроение. Этот роман отнесен не к классике серьезной литературы, а как раз к классике развлекательной. Вот так и относитесь - как приятному времяпровождению. А выискивать глубину мысли, как некоторые здесь уже пытались... Не там копаете, господа. Это Техас, а не Калифорния или Аляска, здесь золото только у Монтесумы встречается... Да и он не в Техасе, а в Мексике.