Василий алибабаевич фамилия. Проигранная жизнь «джентльмена удачи

На днях партия французского президента Эммануэля Макрона «Вперёд, Республика!» (LREM) запустила избирательную кампанию за 8 месяцев до официального начала выборов в Европейский Парламент, которые должны состояться в конце мая 2019 года. Макрон пытается организовать общеевропейское движение, способное заменить существующую систему голосования, при которой граждане голосуют за национальные партии. Как правило, по результатам выборов партии формируют коалиции по идеологическим убеждениям, т.е., к примеру, правые заседают вместе с правыми, социалисты - с социалистами. Макрон же пытается создать такую коалицию на этапе голосования и главной объединяющей это движение идеологической базой планирует сделать еврооптимизм. Берлинское отделение партии озвучило свой девиз - «Für ein progressives Europa gegen den Nationalismus», что значит «за прогрессивную Европу, против национализма». Это хорошо показывает, как партия видит предстоящую предвыборную гонку.

Заинтересованность Макрона в таком движении понятна: претендуя на лидерство в ЕС взамен Ангелы Меркель, он понимает, что для его инициатив евроскептические партии в парламенте действительно могут стать серьезными конкурентами. На выборах 2014 года евроскептики выиграли рекордное количество мест, а в таких странах как Франция и Великобритания даже вышли в лидеры . Сейчас около трети депутатов Европейского Парламента можно считать евроскептиками и, поскольку в крупных странах ЕС, включая Германию, Францию, Италию и Польшу, рейтинги главенствующих проевропейских политических групп не внушают оптимизма , после 2019 года ситуация может еще больше ухудшиться. Чтобы усилить свои позиции в новом созыве LREM нужны союзники.

Итоги выборов в Европарламент 2014 года.

РАСКЛАД СИЛ

В Европарламенте те, кого сложно назвать борцами за ценности ЕС, вполне сосуществуют с более мейнстримными группами. Европейская Народная Партия (ЕНП) включает в себя христианско-демократические и консервативные партии Европы: группу президента Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, Христианско-Демократический Союз Ангелы Меркель, республиканцев Николя Саркози и даже евроскептичную, националистическую партию из Венгрии «Фидес». Критикуемая за авторитарные реформы и антисемитизм польская «Право и Справедливость» входит в группу Европейских консерваторов и реформистов вместе с Консервативной партией Терезы Мэй и Либеральными Консерваторами-Реформаторами из Германии, которые отделились от «Альтернативы для Германии» из-за скатывания в правый популизм.

Такой оппортунизм объясняется тем, что коалиции становятся центром политической жизни и конкуренции в Европейском Парламенте, поэтому группы не готовы терять места депутатов. На практике, столкнувшись с выбором «ценности или соплеменники» - группы выбирают второе.

К примеру, группа социалистов и демократов жестко критиковала венгерское и польское правительства, но, когда члены их группы - Мальта и Румыния - столкнулись с аналогичными обвинениями, большинство воздержалось от голосования или проголосовало против вмешательства Еврокомиссии. Также и в ЕНП, в которую входит венгерская «Фидес», выступили за жесткие меры, когда речь зашла о Польше, но защищали свою «темную лошадку». Депутаты ЕП дважды пытались инициировать 7-ую статью против Венгрии, в декабре 2015 и мае 2017 года, и оба раза большинство ЕНП голосовало против. В сентябре ситуация впервые изменилась. Большинство членов ЕНП проголосовало за запуск статьи, без чего порог в 377 голосов не мог быть достигнут и Венгрия не оказалась бы в щекотливом положении. Однако, это недостаточный аргумент, чтобы сказать, что группы готовы отказаться от оппортунизма в пользу принципов.

Вопрос альянса: Европарламент имеет дело со странами, которые рискуют подорвать ценности ЕС.

КАЗУС ОРБАНА

С одной стороны, действительно, отношения группы с Венгрией и лично Виктором Орбаном постепенно накалялись. Все более авторитарная политика Орбана и антиевропейская риторика, апогеем которой стала пропагандистская брошюра, пересекли черту. Важным сигналом стала его речь в июне, где он заявил, что собирается возродить Европейскую Народную Партию, вернуть ее к христианско-демократическим корням. Это разрушило иллюзии тех, кто считал , что коалиция может сдерживать венгерского лидера. Стало понятно, что Орбан не собирается меняться под давлением группы, он сам намерен изменить ее. В коалиции стали слышны голоса о лишении «Фидес» членства. Серьёзный аргумент против этой позиции в том, что ЕНП на данный момент самая крупная политическая группа в Европейском Парламенте, и им не хочется терять это преимущество. От ближайших конкурентов, Социальных Демократов, группу отделяет 30 мест, поэтому 12 венгерских депутатов, хоть этого не изменят, но заметно ослабят ЕНП. Кроме того, в мае 2019 года пройдут новые выборы в ЕП и, судя по тренду, мейнстримные партии могут потерять места. В этот момент союз с Орбаном может стать решающим, поэтому несмотря на существующие разногласия, важно, чтобы «Фидес» оставалась партнером по коалиции.

Решающий фактор, оказавший влияние на то, почему большинство членов ЕНП не поддержали Орбана - это приближающиеся выборы в Европейский Парламент. Союз с авторитарным лидером - больное место коалиции и оппоненты в парламенте этим пользуются. За покровительство Орбана критикуют и лидера ЕНП Манфреда Вебера, который собирается баллотироваться на пост председателя Комиссии. Это значит, что ему потребуется поддержка большинства в парламенте, а такая репутация не кажется подходящей для будущего Президента Еврокомиссии. При этом потерять голоса «Фидес» и его сторонников тоже болезненно для Вебера из-за необходимости набрать большинство в гонке с представителями других европейских политических групп.

Вебер столкнулся с непростой дилеммой и всего за 8 месяцев до выборов, когда деятельность депутатов находится под более пристальным вниманием. Можно считать это неудачным стечением обстоятельств, а можно посмотреть на того, кто работал над отчетом по инициации голосования по Венгрии - Джудит Саргентини из группы «зеленых левых». Кроме искренних намерений предотвратить угасание демократии в Венгрии, за инициативой может быть и политический расчет. Раскол в группе выгоден конкурентам, как справа, так и слева, а голосование по статье №7 - это вызов не столько Орбану, сколько его сторонникам в ЕНП и лично Веберу. Поэтому можно расценить недавний инцидент, как старт предвыборной гонки.

Поскольку от максимальной санкции - потери голоса в Совете Министров - Венгрию всегда спасет Польша, которая столкнулась с аналогичной проблемой, в краткосрочной перспективе Орбану ничего не грозит. Поэтому нельзя воспринимать итоги голосования в Европарламенте, как готовность расставить все точки над i. Изгнание Орбана из группы в этом смысле гораздо более сложный выбор и, хотя раскол растет и часть депутатов ЕНП собирает подписи, чтобы инициировать голосование внутри группы, Орбан дал понять , что он хотел бы остаться в коалиции. Да и Вебер пока тоже настроен найти компромисс.

Символические Виктор Орбан и Ярослав Качиньский, лидер партии «Право и порядок Польши» на параде в Германии. Фотография: Лукас Шульце / Getty Images.

В ОЖИДАНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫХ ВЫБОРОВ

Поскольку времени до выборов остается все меньше, ближайшие несколько месяцев станут решающими в этом вопросе, а последствия важны и для идеи Эммануэля Макрона. Раскол в ЕНП - лучший шанс для французского президента, чтобы сформировать свою коалицию. Сейчас «Вперёд, Республика!» ищет сторонников и, похоже, что сможет их найти их в ЕНП. К примеру, таким союзником может стать польская главная оппозиционная сила «Гражданская платформа» (ПО), которая разделяет ценности движения Макрона. Однако, если Орбан будет изгнан, это может дать толчок и для формирования более консолидированного евроскпетичного правого движения в Европарламенте. Венгерский лидер заявлял , что было бы легко создать новое образование единомышленников из Центральной Европы или общеевропейское анти-иммиграционное движение. Это окончательно прорисует противостояние «мы vs они», в изначально более единых, ориентированных на консенсус европейских институтах. Если после выборов 2019 такая группа сможет сформировать блокирующее меньшинство, это значительно усложнит работу парламента.

Хотя подобная стратегия Макрона может породить указанные риски, с точки зрения развития ЕС она, вероятно, будет полезна. Из-за разделительных линий Парламент политизируется, значит и он сам, как институт, и выборы могут стать интереснее и значимее для избирателей. Поскольку явка на выборах в Европарламент стабильно падает с первых волеизъявлений в 1979 году - это крайне насущный для ЕС вопрос.

Но, поскольку в этот раз Европарламент пришел в движение уже за 8 месяцев до дня голосования, возможно, впервые в истории выборы европейских депутатов могут стать действительно захватывающими.

Советская картина «Джентльмены удачи» до сих пор входит в число любимых комедий россиян. Одним из самых трогательных персонажей фильма, несомненно, является Василий Алибабаевич в исполнении талантливого Раднэра Муратова. К сожалению, к концу жизни актер стал забывать не только своего персонажа, но даже имена родных ему людей.

От летчика до актера

Радик Муратов родился в 1928 году в северной столице. В то время его отец Зиннат учился в Ленинграде. Зиннат Ибятович высоко поднялся по карьерной лестнице и за 20 лет превратился из обычного грузчика в первого секретаря Татарского обкома КПСС. Поэтому свои детство и юность Радик провел именно в Татарстане. Движимой мечтой о небе, во время войны Муратов-младший поступил в школу ВВС в Казани. Однако он закончил учебу уже после победы, так и не совершив ни одного боевого вылета, о чем актер впоследствии очень жалел.

Интересно, что Раднэр никогда не грезил о театральных подмостках или о кино. Он стал артистом абсолютно случайно. Муратов приехал в Москву, будучи в очередном отпуске. Тогда как раз шел набор во ВГИК. Молодой человек об этом узнал и из спортивного азарта решил попробовать: возьмут или нет? Взяли. Злые языки и завистники до сих пор судачат о том, что Муратов особым талантом не отличался, и поступил в институт только потому, что был татарином. А в то время представителей определенных национальностей частенько принимали в вузы на льготных условиях.

Вася - джентльмен

Как бы то ни было, ВГИК Муратов закончил да еще и на отлично. Несмотря на это, Раднэр до конца своих дней играл в основном только роли второго плана или вовсе в крохотных эпизодах или массовках. Но даже при таких условиях актеру удалось стать знаменитым на весь Союз. Впервые публике он запомнился благодаря ленте «Максим Перепелица» и роли солдата Таксирова. Однако по-настоящему запал в душу зрителя его Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи». Реплики Муратова цитируют в народе до сих пор.

А вообще актер снялся более чем в 80-ти фильмах, а также занимался озвучкой иностранных лент и картин союзных республик. В 1986 году Муратов получил звание заслуженного артиста РСФСР. Однако в его театральной и кинематографической карьере это событие оказалось заключительным. С конца 80-х годов он больше ни разу не появился на экране.

Болезнь

Личная жизнь у актера не сложилась. Какое-то время он был женат на артистке Елене Довлатбековой, которая даже родила ему сына Леню. Но брак долго не просуществовал. Так Раднэр Муратов остался один. Говорят, во всем были виноваты скачки. На ипподром Муратов стал ходить еще в 60-х, делал ставки и часто проигрывал большие суммы.

Но и это увлечение на склоне лет перестало интересовать актера, у него диагностировали болезнь Альцгеймера. Память все чаще стала ему отказывать. Порой он не мог вспомнить имена близких, путал их. Муратов перестал ориентироваться в пространстве и запросто терялся даже возле своего дома. Поэтому вскоре актер большую часть времени проводил в квартире. Помощь сына и бывшей жены он категорически отрицал. Он не хотел, чтобы его считали немощным или нищим.

Как бомж

Осенью 2004 года Муратов вышел из дома. В тот день дверь за ним захлопнулась навсегда. Назад он не вернулся. Спустя время кто-то привез его в одну из столичных больниц. Но актер был так плох, что ничего не смог о себе сообщить. Неизвестного, похожего на бомжа, гражданина поместили в психиатрическую лечебницу. Однако другу Муратова Владимиру Протасенко удалось его обнаружить. Раднэра Зинятовича снова положили в обычную больницу, где у него произошел инсульт. Он впал в кому, а 10 декабря его не стало.

Чтобы помнили

Знаменитый Василий Алибабаевич был сыном главного татарина СССР

10 декабря исполняется год со дня жуткой смерти прославленного "джентльмена удачи" актера Раднэра Муратова
Говорят, за доброту и бесконфликтность Муратова любили все. А вот людей, готовых рассказать о нем, оказалось не так много.

Его нашли на улице. Милиционеры, патрулировавшие Преображенскую площадь в Москве, приняли худого плохо одетого человека за бомжа. Когда же выяснилось, что он не помнит собственных имени и фамилии, и вовсе сочли сумасшедшим - направили в психиатрическую клинику. К счастью, врачи узнали в своем пациенте известного актера и связались с родственниками. Оказалось, что следствием перенесенного им несколько лет назад инсульта стала болезнь Альцгеймера - страшный недуг, превращающий человека в растение. Кто знает, сколько времени провел бы Раднэр Зиннатович в больнице, но 6 декабря у актера случился второй инсульт. Пролежав четыре дня в коме, он умер, не приходя в сознание. Знаменитому Василию Алибабаевичу было 76 лет. Говорят, за доброту и бесконфликтность Муратова любили все. А вот людей, готовых рассказать о нем, оказалось не так много. Для родных эти воспоминания пока еще слишком болезненны. Один из ближайших друзей, актер Владимир Протасенко (в "Джентльменах удачи" он играл друга детства Феди-Крамарова - инженера на шарикоподшипниковом заводе), обидевшись на московских журналистов, дал обет молчания. Вообще, тема эта невеселая. Сколько мы знаем историй о том, как популярные в свое время актеры заканчивали жизнь в нищете. И все равно каждый раз говорить об этом страшно и обидно...

АКТЕР АНАТОЛИЙ ЯББАРОВ: "ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ РАДИК НАХОДИЛСЯ В ПРОСТРАЦИИ И НИКОГО НЕ УЗНАВАЛ"

- Анатолий Ахметович, когда вы познакомились со знаменитым Василием Алибабаевичем - актером Раднэром Муратовым?

Я знаю его где-то года с 70-го, но это было очень отдаленное знакомство. А в 75-м он пригласил меня в Дом кино на встречу Нового года, у него был лишний билет. С нами за столом сидели Кмит, который играл Петьку в "Чапаеве", и Боря Быстров из Театра имени Ермоловой, сыгравший когда-то Аладдина. Там мы разговорились и после этого уже общались более тесно. Правда, снимались вместе только в одной картине - "Джентльмены удачи", да и то общих сцен у нас там не было.

- Кого вы там играли?

Митяя, которого Доцент сбросил с крыши. Ну а Радик сыграл прославившего его Василия Алибабаевича.

- Это ведь единственная его знаменитая роль?

Да и та досталась ему случайно. Авторы сценария - Георгий Данелия и Виктория Токарева - писали его на конкретных актеров: Леонова, Вицина, Крамарова. Четвертую главную роль должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Но он не смог прилететь. Кажется, тогда в Ереване праздновали 50-летие Армянской ССР, он был там занят, и его не отпустили на съемки. А в те времена надо было выдавать на-гора метраж - государство требовало отчета за каждый съемочный день.

Несколько дней группа находилась в простое, и тогдашний директор "Мосфильма" Сизов пригрозил закрыть картину. Режиссер Серый в панике бросился на поиски и нечаянно наткнулся на Радика, который просто шел по студии. Его быстро загримировали и буквально тут же утвердили. Я ему всегда говорил: "Радик, ты вытащил счастливый лотерейный билет!". Так он и сыграл в картине, хотя мне кажется, что Мкртчян мог бы сделать это лучше. У Радика образ был чисто комедийным, а Фрунзик мог бы сделать его трагикомическим.

- Какой была обстановка на съемках "Джентльменов удачи"?

Очень веселой! Замечательные комедийные актеры, которые там снимались, подшучивали друг над другом даже тогда, когда звучала команда: "Стоп! Снято!". А уж в кадре и подавно. Чего стоил только один эпизод поездки в цистерне с цементом.

- Неужели они в настоящий цемент ныряли?

Боже упаси! Это была закваска, из которой делают квас. Вицин, когда узнал, что она настояна на 16 травах, которые очень полезны для организма, начал нырять туда в два раза чаще. А вообще, эта субстанция была очень вкусной и сладкой, так что они с удовольствием там плескались.

- Зрители считают, что комедийные актеры и в жизни очень веселые. Это так?

Скорее, наоборот - грустные и замкнутые. И Радик такой был. Вицин, например, не любил всяких сборищ и тусовок, совершенно не публичный был человек, жил замкнуто. Даже собственный юбилей праздновать отказался. А еще актеры-комики, как правило, трагически заканчивают свою жизнь - в нищете, в одиночестве.

Когда умер мой очень хороший друг, Борис Кузьмич Новиков (знаменитый "купи-продай"), у его семьи не было денег даже на гроб. Когда его жена позвонила в Союз кинематографистов и попросила о помощи, ей ответили, что средств нет. И в этот же день (как раз проходил Московский международный кинофестиваль) в кинотеатре "Россия" вручили по 100 тысяч долларов Софи Лорен и Джине Лоллобриджиде.

В нищете умер и Сергей Филиппов (исполнитель роли Кисы Воробьянинова в "Двенадцати стульях" Леонида Гайдая), да еще и пролежал две недели после смерти в своей квартире. У него была опухоль мозга... В бедности закончил свои дни и Фрунзик Мкртчян.

- Интересно почему?

Психологи должны изучить этот феномен, но такая закономерность действительно есть. Не миновала эта участь и Радика.

- Как случилось, что в последние годы он оказался буквально за чертой бедности?

Всю жизнь он работал в Театре-студии киноактера, а в 60 лет вдруг решил уволиться. Мы долго его отговаривали, но он стоял на своем: "Я дал себе слово, что уйду, как только заработаю пенсию!". Лет 10-12 он нигде не работал. А потом, когда началась перестройка и выживать на пенсию стало невозможно, вынужден был попроситься обратно. Мы с директором посовещались и взяли его. Но если раньше он был штатным актером, то теперь находился на договоре. Он не участвовал ни в одном спектакле, просто получал зарплату. Мы старались поддерживать его материально. Очень много помогала Гильдия киноактеров России, там ему выписывали деньги, давали продовольственные наборы. Так он и жил.

- Говорят, он сильно болел?

Последние годы его жизни были трагичными. Ему едва доставало сил, чтобы прийти за зарплатой. Он все время находился в состоянии прострации, не узнавал людей, с которыми проработал не один десяток лет. Когда к нему обращались, ничего не отвечал, только растерянно улыбался в ответ. И все время говорил: "Я, наверное, скоро умру...". Такая у него была присказка.

- Болезнь Альцгеймера, от которой он страдал, начисто стирает память...

У нас есть в Москве программа "Юморина", он там с номером работал. И вот однажды Радик вышел на сцену, пару слов сказал, а дальше все - провал текста! Он еще обычно пел песню "Давай, чайханщик, чаю!". А тут что-то нечленораздельно промычал, ушел за кулисы и сказал: "Все, больше я на сцену не выхожу!".

Мы тогда и не поняли, насколько страшно все, что с ним происходит. А ведь это человек очень ясного, аналитического ума! Удивительным образом умел просчитывать лотерейные выигрыши и действительно часто выигрывал - и в лотерею, и на скачках. А как он играл в шахматы! Часто его партнером был чемпион мира по шахматам Смыслов. И Радик выигрывал у него! Одно время они даже вели на телевидении "Шахматную школу". Но это было давно, лет 25 назад, когда Радик еще был, что называется, в соку.

- Похоже, ему надо было становиться шахматистом, а не актером.

Возможно, тогда его жизнь сложилась бы удачнее. Кстати, однажды он из-за своего шахматного таланта пострадал. Как-то он мне рассказывал, как снимался у казахского режиссера Шакена Айманова. Его туда пристроил Эраст Павлович Гарин, он ездил в Ленинград сниматься у Шакена и замолвил словечко за Радика. И вот в один из дней забарахлила камера. И Айманов, который считал себя непревзойденным шахматистом в актерской среде, предложил: "Ну, кто тут шахматист? Давайте сыграем!". Он не знал, что Радик тоже хорошо играет.

Потом Радик вспоминал: "Первые три партии я ему нарочно проиграл. Он ожил, воспрянул духом. И тут я 10 партий выиграл всухую! Шакен стал мрачным и сказал: "Чтобы я этого татарина в группе больше не видел! Сегодня же отправьте его в Москву!". Но через пару дней остыл, и меня все-таки отсняли". Через какое-то время Радику нужно было пройти тарификацию, без этого тогда нельзя было повысить зарплату. И он позвонил Айманову с просьбой вставить его фамилию в титры - для тарификации чем больше картин, тем лучше. Шакен обещал.

Когда Айманов привез свою картину в Москву (раньше союзные киностудии сдавали свои работы в Госкино), пригласил Радика на сдачу. Тот приехал, сел скромно в уголке. Прошли титры, но его фамилии там не оказалось. Радик напрягся, но решил подождать. Надо сказать, сюжет картины очень похож на знаменитый фильм "Отец солдата". Только тут не грузинский, а казахский старик ищет могилу погибшего на войне сына. Находит он ее только в финале, идет потрясающая по драматизму сцена. И когда главный герой отходит от могилы, камера наезжает на памятник. А на нем написано: "Здесь похоронен Радик Муратов". Радик вспоминал, что вышел из зала бледный, на подгибающихся ногах.

- Еще бы, увидеть собственную могилу!

А Шакен еще и посмеялся: "Ну что, видел, какими большими буквами ты в титрах записан?!".

Через несколько дней была премьера картины в Доме кино, после которой там же, в ресторане на четвертом этаже, Айманов устроил банкет. На нем собралось очень много людей: и съемочная группа, и приглашенные. Но не успели они наполнить бокалы, как Шакена вызвали в Госкино подписать бумаги - его картину направляли на какой-то кинофестиваль. Он сказал, что быстро вернется, и уехал. Подписание бумаг действительно много времени не заняло. Когда подъезжали к Дому кино, он сказал водителю: "Высади меня здесь, а то пока ты будешь разворачиваться, я много времени потеряю". И вышел на противоположной стороне улицы. Сначала он собирался спуститься в подземный переход, но потом увидел, что улица пуста, начал переходить поверху. Неизвестно откуда взявшаяся машина сбила его. Насмерть... И собравшимся на банкете пришлось не только поздравлять Шакена с премьерой, но и поминать его.

- А как ушел сам Раднэр Зиннатович?

Тихо, в больнице. Мне позвонили и сказали: "Умер Радик Муратов!". Прямо из больничного морга его отвезли на Хованское кладбище. Похороны были скромными, людей на них пришло мало. Странно, ведь его многие любили. Думаю, большинство зрителей даже не знали, что его зовут Раднэр, называли Василием Алибабаевичем. Или говорили: "Вон пошел тот, что на бензоколонке бензин ослиной мочой разбавлял!".

КИНОИНЖЕНЕР ТЕАТРА-СТУДИИ КИНОАКТЕРА НИКОЛАЙ БОБРИКОВ: "РАДИК ЧАСТО ГОВОРИЛ: "ХОЧУ УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ КНИЖКИ МЕНЯ ЗАВАЛИЛИ!"

- Николай Федорович, говорят, в последние годы его жизни вы много общались?

Раднэр Зиннатович почти каждый день приходил ко мне в театр. Если меня не было (работа творческая, на месте я не сижу), просто садился возле центральной лестницы и ждал часами. Бывало, проходит мимо наш директор, Олег Михайлович, спрашивает: "Ты чего здесь?". - "Я, - говорит, - к Коле Бобрикову!". А сам небрит, плохо одет, - видно, что в нужде. Меня увидит, радуется, как ребенок. Я всегда старался его накормить, чаем напоить. Аппетит у него, слава Богу, хороший был, здоровый. За раз казан съедал, особенно любил пельмени ручной работы. Причем следил, чтобы все было свежее. Прежде чем съесть, обязательно понюхает. "А вдруг, - говорит, - ты меня отравить хочешь!". Потом, как водится, чай пили, иногда и 100 грамм ему наливал. А он мне всю свою жизнь рассказывал.

- Что он говорил о своих родителях?

Мама у него была преподавателем в школе, она трагически погибла. В автобус заходила, а водитель не заметил, двери начал закрывать. Она упала, а он ее еще несколько метров протащил... А отец у Радика был секретарем Казанского горкома партии и одновременно Первым секретарем Татарского обкома. У него на родине, в Кирове (ныне Вятка), был Дом-музей Зинната Муратова. Мы когда в Киров на гастроли приезжали, Радик никогда в гостинице не жил, ехал туда. Его встречали как дорогого гостя, поселяли. Там даже служанки были, мы их видели, когда однажды в гости к нему приезжали.

Радик, между прочим, тоже был партийным. За молчаливость и скромность его избрали председателем партийного контроля. Мне кажется, эти качества у него были от отца (тот ведь работал при Сталине, а это суровая закалка), он вообще был человеком неконфликтным, безобидным, к таким, как правило, в любом коллективе хорошо относятся.

- Как мальчик из семьи партийного функционера решил стать актером?

Вообще-то, Радик сначала окончил военное училище, летчиком хотел стать. Но война к тому времени уже заканчивалась. Да и зрение его подвело, обнаружился какой-то дефект, из-за которого он не мог летать. И тогда он решил поступить во ВГИК. А здание института, как известно, находится напротив ВДНХ.

Приехал Радик в Москву, сел возле какого-то фонтана, закурил (он тогда еще курил, со временем бросил). К нему подошел какой-то человек, попросил прикурить. Потом спросил: "Вы так пристально смотрите на институт. Наверное, поступать хотите?". - "Да вот, - признался Радик, - хочу попробовать". - "А что вы умеете?" - поинтересовался собеседник. Муратов прочитал стихи Маяковского. У него это получилось очень выразительно и эмоционально - все-таки восточный человек. Незнакомцу понравилось. "Приходите завтра в институт, - сказал он, - прямо в 122 аудиторию. Скажете, что ко мне!". Он оказался знаменитым режиссером Михаилом Роммом.

Когда Радик пришел, в аудиторию стояла очередь. Но он все-таки заглянул, и Ромм тут же при всех сказал, что берет его на свой курс. "И знаете почему? - спросил он у присутствующих. - Вот мы сейчас набрали актерский курс, а там все или беленькие, или рыженькие. А мне нужен этот, черненький!". Так Муратов поступил без экзаменов. После войны Сталин велел мужчин в институты без экзаменов брать. Там же, во ВГИКе, познакомился Радик и со своей будущей женой Леной. У него есть сын и внучка.

- Муратова знают только как исполнителя роли Василия Алибабаевича. А вообще он много снимался?

Главная роль у него за всю жизнь была только одна - в картине "Возвращение чувств", снятой к 50-летию Татарской АССР. Фильм романтический, немного наивный, чем-то напоминает индийский. За эту работу он, кстати, должен был получить звание заслуженного артиста РСФСР. Но его высокопоставленный и принципиальный отец позвонил и сказал, что Радик еще слишком молод и такой награды не достоин. Так что звание Радик получил гораздо позже, уже при Ельцине.

В остальных же лентах, а их у него было около полутора десятков (наиболее известные - "Освобождение", "Поединок", "Смотри в оба!"), Радику доставались эпизоды. Но, как правило, яркие, красочные.

Например, в картине "Миссия в Кабуле" Радик сыграл водителя нашего посла в Афганистане. Кстати, там с ним приключился забавный эпизод. После первого же съемочного дня несколько наших актеров пошли на местный базар, чтобы попробовать знаменитые восточные сладости. И там к Радику подошел маленький афганец. Уж на каком языке они там общались, не знаю, но мальчик дал понять, что очень любит советских артистов и рад, что они приехали в Афганистан. А потом протянул каракулевую шкурку и фломастер. Радик подумал, что у него просят автограф, и расписался на ней. А через пару дней к нему снова подошел этот мальчик, дал ему каракулевую шапку и сказал: "Давай тысячу!". - "Какую тысячу, афгани?!" - опешил Радик. И тогда мальчик вывернул шапку и показал ему его же собственный автограф.

Деваться было некуда, пришлось Радику занимать деньги у Глеба Стриженова и платить за шапку. Вот в такую он влип историю! Правда, потом всегда носил эту шапку в кармане и на сцену без нее не выходил. А называл он ее почему-то шапкой-невидимкой.

- Он много выступал?

Пока мог, часто участвовал в программе "Вокруг смеха". А потом, когда заболел, снимался со зрителями в фойе, во время антракта. Ему за это платили по 200 рублей... Пенсия у него была небольшая. Наш театр ему помогал посильно, но все равно ему не хватало. И он частенько занимал у меня, чтобы поиграть на бегах...

- А как давно у него появилось это увлечение?

Да он лет 50 ходил на ипподром и, представьте себе, почти всегда угадывал. Он брал программки всех заездов и точно выстраивал схему, как они должны бежать. И все 15 лошадей приходили к финишу точно так, как он предсказывал. Интересно, что для этого ему нужны были особые условия. Он ждал, когда проедет последний трамвай и погаснет последнее окошко в доме напротив. И тогда, в полной тишине, буквально колдовал над своими таблицами. Хотя сам редко играл. Он отдавал свои расчеты ребятам - завсегдатаям ипподрома, и они благодаря ему неплохие деньги выигрывали.

В последние годы, когда у него прогрессировала болезнь и он уже не так хорошо соображал, они его жалели. Если он играл неудачно, они ему тайком собирали рублей 500 и говорили, что это его выигрыш. Он так радовался!

Еще одним увлечением Радика были книги. В свое время он много ездил по Советскому Союзу с концертами. И куда бы он ни приезжал, поселялся в гостиницу, тут же, даже не побрившись, узнавал у швейцара, где находится самый большой книжный магазин, и бежал туда.

Книги в то время были в большом дефиците, но в провинции иногда можно было купить что-нибудь хорошее. А в одном из самых больших книжных магазинов Москвы, на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат), у него была знакомая продавщица. И покупку книги, как тогда говорили, "из-под прилавка", они превращали в целый ритуал. Радик иногда брал меня с собой, так что я его видел. Мы приходили, поднимались на второй этаж, где был отдел художественной литературы, и Радик долго рылся на полках. Потом говорил мне: "Знаешь, где продаются самые хорошие книжки? В детском отделе!". Мы спускались на первый этаж, он подходил к своей знакомой и спрашивал какое-нибудь очень дефицитное издание. Она улыбалась и говорила: "Платите в кассу!". На самом деле, она эту книгу уже давно для него достала и ждала, когда он придет. Так Радик собрал хорошую библиотеку, несколько тысяч томов. И часто говорил: "Хочу умереть, чтобы книжки меня завалили!".

У него полки с книгами не очень устойчиво стояли, раскачивались, вот он и думал, что когда-нибудь они упадут на него. А потом он эти книги еще и пересказывал! Да так своеобразно, что многие думали, что именно он это и написал. Больше всего почему-то в поездах любил такие байки травить: соберет вокруг себя слушателей со всего вагона и рассказывает прочитанное как историю из собственной жизни. Он, кстати, никогда не ездил в СВ, хотя долгое время материальное положение ему это позволяло. Любил купейные вагоны. "Там, - говорил, - людей больше".

Бывшая жена актера, актриса Елена Муратова, вспоминает: "Он никогда не комплексовал по поводу того, что у кого-то главная роль, а у него эпизод. К каждой роли относился одинаково ответственно и трепетно".

Колоритный советский актер Раднэр Муратов сыграл во множестве культовых советских фильмов «Максим Перепелица», «Золотой телёнок», «Щит и меч», «12 стульев», «Будни уголовного розыска», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Афоня», «Вечный зов», «Не может быть!».

Но более всего он запомнился по роли Василий Алибабаевич в культовой криминальной комедии «Джентльмены удачи». Роли в которай досталась ему случайно. Александр Серый долго не мог найти к легендарной троице "злоумышленников" (Евгений Леонов, Георгий Вицин, Савелий Крамаров) четвертого подельника. По причине чего картина даже оказалась под угрозой закрытия, но на наше с вами счастье на глаза режиссеру случайно попался яркий татарский парень. Увековечивший образ совестливого и незадачливого воришки в сердцах отечественного зрителя.


Будучи сыном первого секретаря Татарского обкома КПСС Раднэр не искал в жизни легких путей. Юность актера пришлась на Отечественную войну. Решив пойти по стопам своего кумира Чкалова в 15 лет Радик поступил в готовящую для фронта летчиков Казанскую специальную школу ВВС. Которую благополучно окончил в самом конце Великой Отечественной войны, и на фронт уже не попал.


Выбрав по воле опять же случая (прогуливаясь по Москве он попался на глаза одному из видных киношников) актерскую профессию Муратов с отличием окончил ВГИК. Но карьера его не складывалась ни в театре ни в кино. Пока он не выстрелил эпизодической ролью в комедии «Максим Перепелица». Звездным часом артиста стал фильм "Джентльмены удачи", но даже эта феерическая роль не позволила ему уйти от амплуа актера второго плана. В личной жизни у Радика так же не сложилось. Семья развалилась просуществовав всего несколько лет. Самого актера сгубила роковая страсть к азартным играм. Он умер в нищете в 76 истязаемый последние годы жизни болезнью Альцгеймера в окружении многочисленных собранных за всю жизнь книг. Пережив своего единственного друга Георгия Вицина всего на три года.

Советская картина «Джентльмены удачи» до сих пор входит в число любимых комедий россиян. Одним из самых трогательных персонажей фильма, несомненно, является Василий Алибабаевич в исполнении талантливого Раднэра Муратова. Именно в этой роли Муратов больше всего запомнился зрителю. К сожалению, сам актер к концу жизни стал забывать не только свой персонаж, но даже имена родных ему людей.

От летчика до актера

Радик Муратов родился в 1928 году в северной столице. В то время его отец Зиннат учился в Ленинграде. Зиннат Ибятович высоко поднялся по карьерной лестнице и за 20 лет превратился из обычного грузчика в первого секретаря Татарского обкома КПСС. Поэтому свои детство и юность Радик провел именно в Татарстане. Движимый мечтой о небе, во время войны Муратов-младший поступил в школу ВВС в Казани. Однако он закончил учебу уже после Победы, так и не совершив ни одного боевого вылета, о чем впоследствии очень жалел.

Интересно, что Раднэр никогда не грезил о театральных подмостках или о кино. Он стал артистом абсолютно случайно. Муратов приехал в Москву, будучи в очередном отпуске. Тогда как раз шел набор во ВГИК. Молодой человек об этом узнал и из спортивного интереса решил попробовать: возьмут или нет? Взяли. Злые языки и завистники до сих пор судачат о том, что Муратов особым талантом не отличался и поступил в институт только потому, что был татарином (в то время представителей определенных национальностей частенько принимали в вузы на льготных условиях).

Вася-джентльмен

Как бы то ни было, ВГИК Муратов закончил, да еще и на отлично. Несмотря на это, Раднэр до конца своих дней играл в основном только роли второго плана или появлялся в крохотных эпизодах и массовках. Но даже в этом случае актеру удалось стать знаменитым на весь Союз. Впервые публика отметила его в роли солдата Таксирова в ленте «Максим Перепелица». Однако по-настоящему в душу зрителя запал его Василий Алибабаевич из «Джентльменов удачи». Реплики Муратова цитируют в народе до сих пор.

А вообще актер снялся в более чем 80 фильмах, а также занимался озвучкой иностранных лент и картин союзных республик. В 1986 году Муратов получил звание Заслуженного артиста РСФСР. Однако в его театральной и кинематографической карьере это событие оказалось заключительным. С конца 1980-х годов он больше ни разу не появился на экране.

Болезнь

Личная жизнь у актера не сложилась. Какое-то время он был женат на артистке Елене Довлатбековой, которая родила ему сына Леню. Но брак не был долгим. Раднэр Муратов остался один. Говорят, во всем были виноваты скачки. На ипподром Муратов стал ходить еще в 1960-х, делал ставки и часто проигрывал большие суммы. Но и это увлечение на склоне лет перестало волновать актера, у него диагностировали болезнь Альцгеймера. Память все чаще стала ему отказывать. Порой он не мог вспомнить имена близких, путал их. Муратов перестал ориентироваться в пространстве и терялся даже возле своего дома. Поэтому вскоре актер большую часть времени стал проводил в квартире. От помощи сына и бывшей жены он категорически отказывался. Он не хотел, чтобы его считали немощным или нищим.

Как бомж

Осенью 2004 года Муратов вышел из дома. В тот день дверь за ним захлопнулась навсегда. Назад он не вернулся. Спустя время кто-то привез его в одну из столичных больниц. Но актер был так плох, что ничего не смог о себе сообщить. Неизвестного, похожего на бомжа гражданина поместили в психиатрическую лечебницу. Однако другу Муратова Владимиру Протасенко удалось его найти. Раднэра Зинятовича положили в обычную больницу. Но там его настиг инсульт. Он впал в кому, а 10 декабря его не стало.