Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867). Жан огюст доминик энгр Жан огюст доминик энгр автопортрет


Энгр Жан Огюст Доминик. Биография и картины.
Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский живописец и рисовальщик.

С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме.
Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты


(“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс;

“Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане;

“Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики

портрет Л.Ф.Бертена, 1832, Лувр, Париж,

идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню

“Купальщица Вольпенсон”, 1808,

“Большая одалиска”, 1814,
- оба в Лувре, Париж.

Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр - автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане).

Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).

Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века.

Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.

Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека

портрет Филибера Ривьера, 1805;

портрет госпожи Ривьер, 1805,
обе картины — Париж, Лувр;

госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде).

Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814, Париж, Лувр),

“Источник” (1820—1856, Париж, Лувр);
в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».

Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.

Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.


Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801, Лувр, Париж

Автопортрет 1804г.

Портрет Бонапарта 1804

Портрет дочери Филибера Ривьера 1805

Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806

Венера Анадиомена 1808-1848

Ромул - победитель Акрона 1812

. Сон Оссиана 1813.

Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816

Леонардо умирающий на руках Франциска I 1818

Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит

Роже, освобождающий Анжелику, 1819.

Христос, передающий св. Петру ключи от рая (1820)

Портрет мадам Леблан 1823.

Эдип и Сфинкс 1827, Лувр, Париж

Энгр. Одалиска и рабыня. 1840

Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840

The Virgin of the Host". 1841.

Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845

"Jupiter and Antiope". 1851.

Жан Огюст Доминик Энгр – французский художник, приверженец неоклассицизма. Родился Жан Огюст Энгр в 1780 году в Монтобане, Франция. Пойдя по стопам своего отца, маленький Жан Огюст учился рисованию и искусству игры на скрипке. Талантливый мальчик выбрал своим будущим поприщем живопись.

Ранний период, обучение

В 1791 году Энгр поступил в Академию искусств в Тулузе, где параллельно играл в оркестре театра из соображений заработка, так как семья не была богатой. После окончания Академии Энгр становится учеником известного художника Жака Луи Давида в 1797 году.

Давид отмечает успехи ученика и прочит ему перспективное будущее, но в 1800 году Энгр покидает мастерскую учителя из-за разногласий между ними и начинает рисовать самостоятельно. Вынеся из уроков Давида особое видение форм в выгоднейшем свете, Энгр начинает свои работы с обнажённой мужской натуры в ходе изучения античного искусства.

Через год художник получает престижнейшую в те времена награду, Большую римскую премию, за работу «Послы Агамемнона у Ахилла».

В этот период Энгр пытается найти стабильный способ заработка, начинает заниматься иллюстрацией печатных изданий, но это не приносит хорошего дохода. Доход приносят ему портреты. Первые серьёзные шаги как портретист Энгр делает, написав портрет Первого консула в 1983 году. Такой вид деятельности не пришелся художнику по душе, он не считал его серьёзным искусством и рассматривал его как способ заработка. Будучи профессионалом в своем деле и талантливым живописцем, Энгр добивается высот и в портретном жанре, находясь в постоянном творческом поиске.

Римский период

С 1806 по 1820 год Энгр работает в Италии, где обнаруживает крайний интерес к искусству эпохи Возрождения. Античные фрески, роспись Сикстинской капеллы, весь внешний облик Вечного города произвёл неизгладимое впечатление на художника, оставив свой след на его работах того периода. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.

Римский период, а особенно 1812-1814 годы - самый продуктивный период в жизни художника. Он работал над несколькими полотнами сразу, часто возвращаясь к определённым сюжетам.

В 1813 году мастер женится на родственнице своих друзей в Риме. Девушку звали Мадлен Шапель и она стала верной и любящей женой Энгру, сделав его счастливым.

Флорентийский период

В 1820 году давний приятель Энгра предлагает навестить его во Флоренции. Здесь он находит заказчиков портретных картин, супругов Леблан. Один из портретов госпожи Леблан, написанный Энгром в 1823 году, хранится сейчас в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Парижский период

В 1824 году Энгр решает вернуться в Париж, где открывает свою собственную художественную студию. По завету Давида он учит подопечных видеть прекрасный идеал, совершенство форм. В 1825 году ему присуждается титул академика, Энгр превращается в уважаемую и значимую фигуру в мире живописи. Будучи назначенным на пост директора Французской Академии в Риме, Энгр возвращается обратно в Италию.

Поздний римский период

В 1835 году мастер въезжает в Италию, где на этот раз ведёт обеспеченную и благополучную жизнь. Занимая свой пост руководителя Академии, он работает над учебными программами, совершенствуя и углубляя их, создает новые курсы, собирает библиотеку Академии. Автор продолжает и свой творческий путь и искания. В Риме рождаются новые полотна автора – «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием» и другие.

Финальный парижский период

В 1841 году Энгр принимает решение вернуться обратно на родину. В Париже коллеги устраиваем ему помпезную встречу - с оркестром и торжественным обедом. Художник получает полное, совершенное признание своего таланта.

В 1849 году мастера подкосила смерть горячо любимой супруги. Из-за большого горя в этот год он не создал ни одной картины, хотя до конца своей жизни оставался работоспособным и активным деятелем. В 1867 году, в возрасте 87 лет, он работал над новым полотном «Христос у гроба», но так и не закончил его, скончавшись от тяжёлой простуды 14 января. Похоронили великого художника на кладбище Пер-Лашез.

Память о мастере

В 1869 году создан Музей имени Энгра в его родном городе Монтобане. Всего работ автора насчитывается 584, если верить каталогу парижской Школы искусств. Сегодня многие его работы хранятся в разнообразных музеях мира.

Имя Энгра тесно связано с совершенством форм и композиций женских портретов. Его особым талантом было не преувеличить красоту женщины в картине, но найти в ней и передать то неповторимое очарование, которое присутствует в каждой женщине. Его портреты «Баронесса Ротшильд», «Графиня д"Оссонвиль», «Мадам Гонз» и многие другие олицетворяют его высший уровень мастерства, оказавший влияние на будущие поколения художников.

«Изучайте прекрасное, …стоя на коленях. Искусство должно учить нас только красоте», - говорил Энгр. Благоговейное поклонение красоте, поистине волшебный дар линии, которым он был наделен, придавали произведениям мастера особое величавое спокойствие, гармонию и ощущение совершенства.

Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. Возможно, его родина - Гасконь - наградила художника упорством в достижении цели и бурным темпераментом. По отзывам современников, он любил и умел говорить, до старости сохранил стремительность движений и вспыльчивый характер. Его отец - художник и музыкант - стал первым наставником Доминика и в живописи, и в музыке. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Гайдн, Моцарт, Глюк - его любимые композиторы. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин. Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью».

С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида. Сосредоточенный и суровый, он сторонится шумных студенческих сборищ, держится особняком, посвящая все время работе. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме. Однако в государстве нет денег и поездка отложена.

С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают «Портрет Бонапарта - Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: "Портрет Наполеона на императорском троне" (1806, Париж, Музей армии). Если в первом портрете еще проглядывали человеческие черты: суровая воля, решительный характер, то во втором изображен не столько человек, сколько его высокий сан. Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта.

По «Автопортрету» (1804, Шантийи, Музей Конде) мы можем судить, каким был Энгр в эти годы. Перед нами молодой человек, с выразительным лицом, исполненный вдохновения и веры в будущее. В этой ранней работе чувствуется рука мастера: крепкая композиция, четкий рисунок, уверенная лепка форм, ощущение артистизма и гармонии целого.

В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все - 1805, Париж, Лувр). Фигуры прекрасно вписаны в пространство холста, линии, контуры каллиграфически точны, великолепно прописаны детали ампирной обстановки, костюма; сквозь внешнюю светскость проступают черты индивидуальности каждого. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Облик Каролины Ривьер далек от классического идеала красоты, но художник внимательно передает индивидуальные особенности - узкие плечи, крупную голову, широкоскулое лицо, странный, непроницаемый взгляд огромных черных глаз. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. «Не старайтесь создавать красивый характер, - говорил Энгр. - Его надо найти в самой модели». Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Но вскоре все это забылось - Энгр едет, наконец, в Италию. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо.

В Риме он поглощен работой, изучением памятников античности, произведений мастеров Возрождения и, особенно, боготворимого им Рафаэля. Когда срок пребывания во Французской академии в Риме заканчивается, Энгр остается в Италии. Пишет портреты друзей - пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, - людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона.

Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Поэтому особенно удавались ему портреты, где сама модель бывала прекрасна. Это воодушевляло и вдохновляло его на создание шедевров, подобным портрету госпожи Девосе, возлюбленной французского посланника в Риме (1807, Шантийи, Музей Конде). В картине царствует созвучие линий и форм: плавный абрис плечей, идеальный овал лица, гибкие арки бровей. Сквозь эту гармонию проступает внутреннее напряжение, ощущение тлеющего в глубине души огня, который словно затаился в загадочном взгляде темных глаз, в контрасте черного бархата платья и пламенеющих тонов великолепной шали. Наброски к портрету раскрывают, каким долгим и мучительным был путь художника к совершенству, сколько раз переделывалась композиция, поза, трактовка лица, рук, чтобы линии и ритмы начинали, по словам Энгра, «петь». (Однажды, много лет спустя, к художнику пришла пожилая, скромно одетая женщина, предложив купить у нее картину. Взглянув на нее, потрясенный мастер узнал в пришедшей мадам Девосе.)

Работая над портретом, художник подпадал под обаяние модели, недаром Тьер, увидев портрет графини д’Оссонвиль (1845, Нью-Йорк, Коллекция Фрик), сказал ей: «Надо быть влюбленным в Вас, чтобы написать такой портрет».

Современник революций, наблюдавший крушение великих судеб и государств, социальных и эстетических систем, художник считал, что искусство должно служить лишь вечным ценностям. «Я хранитель вечных доктрин, а не новатор», - говорил мастер.

Прекрасные формы человеческого тела - постоянный источник вдохновения для художника. В картинах с обнаженной моделью в полную мощь проявляется талант и творческий темперамент мастера. Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808); исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814); дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863; все - Париж, Лувр). Мягкие и нежные объемы тела художник переводит на язык мелодических линий, дивных контуров - на язык живописи, создавая совершенные произведения искусства.

Однако сам Энгр считал работу над портретами и обнаженной моделью делом второстепенным, видя свое призвание, свой долг в создании значительных монументальных полотен. Мастер тратил много сил и времени на подготовительные рисунки и этюды к таким полотнам, и это было в них самое ценное. Когда же он сводил подготовительные этюды в единое целое, что-то важное, какой-то главный нерв исчезал. Огромные холсты получались холодными и мало трогали зрителя.

В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) - король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. «На мой взгляд, - писал Стендаль, - это очень сухое произведение». Официальные круги приняли картину с восторгом. Энгр был избран в члены Академии художеств и получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). С этого времени имена Энгра, которого провозглашают главой классицизма и хранителем традиций, и лидера романтизма Делакруа воспринимаются как некая антитеза.

Они вновь столкнутся в Салоне 1827 года: Энгр выставил «Апофеоз Гомера», предназначавшийся для плафона в Лувре, Делакруа - «Смерть Сарданапала». Впоследствии Энгр будет занимать почетные посты в Академии - вице-президента, президента, а когда в Академию будет избран, наконец, Делакруа (его кандидатуру отклоняли семь раз), Энгр сказал: «Пустили волка в овчарню».

Хотя Энгр будет продолжать работу над огромными холстами на исторические и религиозные сюжеты, и заказы на портреты принимать с неохотой, именно последние прославят его имя в истории. С годами глаз художника становится острее, его понимание человеческого характера глубже, мастерство - совершеннее. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) - основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами - один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр - несокрушимая глыба, источающая энергию и волю. «Мое кресло стоит трона», - утверждал издатель. Художник далек от мысли обличать модель, он объективен, провидческий дар помогает ему создать обобщенный образ нового класса сильных мира сего.

Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Сама женщина превращалась в произведение искусства ("Портрет Инес Муатессье", 1851, Лондон, Национальная галерея). Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию. Восхищение художника воодушевляло и модель - женщина, которая нравится, становится красивее. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся живописцу, влюбленному в прекрасное. Поклонником красоты художник оставался до конца дней - холодным зимним вечером он с непокрытой головой провожал гостью к карете, простудился и больше не встал - ему было 87 лет.

Совершенство произведений Энгра, волшебство и магия его линии оказали влияние на многих художников не только XIX, но и XX века, среди них - Дега, Пикассо и другие.

Вероника Стародубова

Жан Огюст Доминик Энгр – французский художник, приверженец неоклассицизма. Родился Жан Огюст Энгр в 1780 году в Монтобане, Франция. Пойдя по стопам своего отца, маленький Жан Огюст учился рисованию и искусству игры на скрипке. Талантливый мальчик выбрал своим будущим поприщем живопись.

Ранний период, обучение

В 1791 году Энгр поступил в Академию искусств в Тулузе, где параллельно играл в оркестре театра из соображений заработка, так как семья не была богатой. После окончания Академии Энгр становится учеником известного художника Жака Луи Давида в 1797 году.

Давид отмечает успехи ученика и прочит ему перспективное будущее, но в 1800 году Энгр покидает мастерскую учителя из-за разногласий между ними и начинает рисовать самостоятельно. Вынеся из уроков Давида особое видение форм в выгоднейшем свете, Энгр начинает свои работы с обнажённой мужской натуры в ходе изучения античного искусства.

Через год художник получает престижнейшую в те времена награду, Большую римскую премию, за работу «Послы Агамемнона у Ахилла».

В этот период Энгр пытается найти стабильный способ заработка, начинает заниматься иллюстрацией печатных изданий, но это не приносит хорошего дохода. Доход приносят ему портреты. Первые серьёзные шаги как портретист Энгр делает, написав портрет Первого консула в 1983 году. Такой вид деятельности не пришелся художнику по душе, он не считал его серьёзным искусством и рассматривал его как способ заработка. Будучи профессионалом в своем деле и талантливым живописцем, Энгр добивается высот и в портретном жанре, находясь в постоянном творческом поиске.

Римский период

С 1806 по 1820 год Энгр работает в Италии, где обнаруживает крайний интерес к искусству эпохи Возрождения. Античные фрески, роспись Сикстинской капеллы, весь внешний облик Вечного города произвёл неизгладимое впечатление на художника, оставив свой след на его работах того периода. Здесь он пишет такие свои знаменитые картины, как «Большая купальщица», обнажённая женская натура. Здесь же он продолжает рисовать портреты, приобретя нескольких состоятельных заказчиков. Так он получает крупный заказ на полотно длиной 5 метров «Ромул, победивший Акрона», которую писал темперой, сделавшей картину похожей на фреску.

Римский период, а особенно 1812-1814 годы - самый продуктивный период в жизни художника. Он работал над несколькими полотнами сразу, часто возвращаясь к определённым сюжетам.

В 1813 году мастер женится на родственнице своих друзей в Риме. Девушку звали Мадлен Шапель и она стала верной и любящей женой Энгру, сделав его счастливым.

Флорентийский период

В 1820 году давний приятель Энгра предлагает навестить его во Флоренции. Здесь он находит заказчиков портретных картин, супругов Леблан. Один из портретов госпожи Леблан, написанный Энгром в 1823 году, хранится сейчас в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Парижский период

В 1824 году Энгр решает вернуться в Париж, где открывает свою собственную художественную студию. По завету Давида он учит подопечных видеть прекрасный идеал, совершенство форм. В 1825 году ему присуждается титул академика, Энгр превращается в уважаемую и значимую фигуру в мире живописи. Будучи назначенным на пост директора Французской Академии в Риме, Энгр возвращается обратно в Италию.

Поздний римский период

В 1835 году мастер въезжает в Италию, где на этот раз ведёт обеспеченную и благополучную жизнь. Занимая свой пост руководителя Академии, он работает над учебными программами, совершенствуя и углубляя их, создает новые курсы, собирает библиотеку Академии. Автор продолжает и свой творческий путь и искания. В Риме рождаются новые полотна автора – «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием» и другие.

Финальный парижский период

В 1841 году Энгр принимает решение вернуться обратно на родину. В Париже коллеги устраиваем ему помпезную встречу - с оркестром и торжественным обедом. Художник получает полное, совершенное признание своего таланта.

В 1849 году мастера подкосила смерть горячо любимой супруги. Из-за большого горя в этот год он не создал ни одной картины, хотя до конца своей жизни оставался работоспособным и активным деятелем. В 1867 году, в возрасте 87 лет, он работал над новым полотном «Христос у гроба», но так и не закончил его, скончавшись от тяжёлой простуды 14 января. Похоронили великого художника на кладбище Пер-Лашез.

Память о мастере

В 1869 году создан Музей имени Энгра в его родном городе Монтобане. Всего работ автора насчитывается 584, если верить каталогу парижской Школы искусств. Сегодня многие его работы хранятся в разнообразных музеях мира.

Имя Энгра тесно связано с совершенством форм и композиций женских портретов. Его особым талантом было не преувеличить красоту женщины в картине, но найти в ней и передать то неповторимое очарование, которое присутствует в каждой женщине. Его портреты «Баронесса Ротшильд», «Графиня д"Оссонвиль», «Мадам Гонз» и многие другие олицетворяют его высший уровень мастерства, оказавший влияние на будущие поколения художников.

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в городе Монтобан неподалеку от Тулузы. Отец, будучи скульптором и живописцем, с самого детства привил ребенку любовь к творческим занятиям, обучив пению, игре на скрипке и, конечно, рисованию. Неудивительно, что среди картин будущего классика европейского академизма можно найти рисунок, выполненный им в возрасте девяти лет.

Дальнейшее обучение художник получил в Тулузе, в местной академии изящных искусств. Будучи довольно стесненным в средствах, юноша зарабатывал на жизнь, играя в оркестре тулузского театра «Капитолий». По завершению курса обучения в академии семнадцатилетний Энгр отправляется в столицу, где его учителем становится Жак-Луи Давид. Признанный приверженец и один из лидеров классицизма, Давид оказал сильное влияние на взгляды и стиль творчества своего талантливого ученика. Но Энгр довольно быстро отошел от слепого наследования манеры классиков и своего наставника, придал классицистической системе новое дыхание, расширил и углубил ее, сделав существенно ближе к запросам и требованиям меняющейся эпохи.

Ежегодно одному из парижских молодых художников по традиции присуждалась Большая римская премия, лауреат которой мог в течение четырех лет продолжать обучение живописи во Французской академии Рима. Энгр очень сильно мечтал получить ее, но по настоянию Давида премия 1800 года досталась еще одному его ученику. Произошла серьезная размолвка между Энгром и его наставником, результатом которой стал уход молодого художника из мастерской своего учителя.

Настойчивость и несомненный рост мастерства молодого живописца позволили ему добиться в следующем 1801 году присуждения вожделенной премии за полотно «Послы Агамемнона у Ахилла». Но мечта попутешествовать по Италии и провести четыре года в академии в Риме тогда не смогла воплотиться в жизнь – у художника были серьезные финансовые проблемы. Оставшись в Париже, он посещает частные художественные школы, чтобы сэкономить на натурщиках. Попытки заработать, иллюстрируя книги, особым успехом не увенчались, а вот рисование портретов под заказ оказалось весьма доходным занятием. Но душа у широкой натуры Энгра не лежала к портретам, и он до конца жизни утверждал, что настоящему его творчеству эти заказы только мешают.

В 1806 году Энгр все-таки смог перебраться в Италию, прожил долгих 14 лет в Риме и еще 4 – во Флоренции. Вернувшись затем в Париж, он открывает свою школу живописи. Через некоторое время 55-летний мастер получает должность директора Римской Французской академии и снова оказывается в Вечном городе. Но уже в 1841 году он навсегда возвращается в Париж, где на вершине славы и признания доживает до своей смерти в 1867 году.