Жанровое своеобразие отцы и дети. Жанровые и композиционные особенности романа И.С

... со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы.
И. С. Тургенев

По жанру «Отцы и дети» (1861) - роман, но если раскрывать жанровое своеобразие этого произведения, то это социальный (идеологический) и психологический роман.

Тема романа «Отцы и дети» — изображение общественно-политической ситуации накануне отмены крепостного права. В 1859-1861 годах в России сложилась первая революционная ситуация, которая завершилась отменой крепостного права «сверху». Революционная ситуация характеризовалась, с одной стороны, крестьянскими волнениями по всей стране и, с другой стороны, особым накалом общественно-политической борьбы. Тургенев внимательно следил за политическими столкновениями в обществе (на страницах журналов, в книгах) и отразил в своём романе идеологическую борьбу либералов и революционных демократов.

В «Отцах и детях» представлена борьба главных общественных сил России накануне реформы 1861 года, что делает роман социальным. Павел Петрович Кирсанов, рассуждая на модную тему о либеральных реформах, на деле отстаивает интересы самого консервативного поместного дворянства, которое боится реальных социальных преобразований. Николай Петрович Кирсанов и Аркадий принадлежат к настоящим дворянским либералам и ждут реформ от властей, так как на личном опыте видят, что изменения в экономической жизни страны необходимы, что крепостное право тормозит развитие России. Евгений Базаров является представителем самой решительной части русского общества — демократов, которые выступают за самые радикальные преобразования во всех областях русской жизни с помощью революции. Базаров — дворянин во втором поколении — в силу своей бедности не успел усвоить дворянские достоинства и предрассудки. Правильнее было бы назвать его интеллигентом, причём не дворянским, а разночинским. Базарова можно отнести к типу героев, получивших в отечественном литературоведении название «новые люди», именно благодаря этому герою роман «Отцы и дети» представляет серьёзный историко-литературный интерес.

Условно роман можно разделить на две части. В первой автор раскрывает образ Базарова в столкновении с идеологическими противниками. Тургенев подробно описывает споры Павла Петровича и Базарова, которые высказывают различные мнения по одним и тем же вопросам; это позволяет уточнить жанровое своеобразие романа: он не только социальный, но и идеологический. Сходным образом построена комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: идеологические противники — Чацкий и представители фамусовского общества — спорят по разным общественным вопросам (о дворянской службе, об образовании, о семейных отношениях, о патриотизме и т.д.). В «Отцах и детях» идейные противники обсуждают самые актуальные вопросы своего времени: о необходимости реформ, о настроении народа, сельской общине, роли дворянства в обществе, о нигилистах, русской истории, искусстве и т.д. Можно сравнить, например, отношение идеологических противников к народу. Павел Петрович заявляет, что любит народ, но Тургенев сообщает что аристократ беседует с мужиками, уткнув нос в надушенный платок (VII). В эпилоге автор ядовито замечает, что любовь Павла Петровича к народу проявляется в одном: в Дрездене на его столе стоит серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Базаров, со своей стороны, гордо произносит, что сам вышел из народа: «Мой дед землю пахал» (X). При этом молодой нигилист не скрывает, что смотрит на мужика довольно презрительно, да ведь и сам мужик о себе преплохого мнения. Справедливости ради надо заметить, что так же трезво, без сентиментальности Базаров смотрит и на собственную персону.

Во всех спорах с Павлом Петровичем Базаров одерживает победы: деревенский аристократ ничего не может возразить на всестороннюю критику русских порядков, данную нигилистом. В этих столкновениях Тургенев обращает внимание на доказательную силу и справедливость взглядов Базарова, но в некоторых вопросах (относительно искусства, любви, природы, семейных отношений) писатель не может согласиться со своим решительным героем, хотя старательно приводит его смелые заявления о том, что любви нет, а есть только физиологическое влечение полов; что Рафаэль «гроша медного не стоит» (X); что природа — пустяки, что родительская любовь — надоедливое чувство.

Вторая часть романа, по мысли писателя, должна доказать и читателям, и самому герою, как он ошибался в своём нигилистическом отношении к общечеловеческим ценностям. На балу в губернском городе Базаров встречает Анну Сергеевну Одинцову и несколько позже по-настоящему влюбляется в неё. Так Базаров наличном опыте узнаёт, что идеальная любовь всё-таки существует, — он сам страдает от неразделённой любви. Если в первой части романа молодой нигилист заявляет Аркадию: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (IX), то теперь он понимает, как важна для человека природа-храм, где он может отдохнуть от повседневной суеты, успокоить нервы, без помехи обдумать свои идеи и проблемы. Влюблённый Базаров гуляет в дальних уголках парка, в лесу, в поле. Первая часть объяснения Базарова с Одинцовой происходит в поэтической обстановке (у открытого в сад окна, в которое заглядывает летняя ночь, свежая и таинственная). Иными словами, Тургенев демонстрирует, что ошибочные взгляды главного героя, ещё очень молодого человека, разбиваются при столкновении с реальной жизнью.

Писатель относится к своему герою одновременно и с явной симпатией, и с предубеждением. Автор признаёт силу личности Базарова. Это проявляется, во-первых, в том, что в идеологических спорах нигилист всегда одерживает верх над либералами-дворянами. Во-вторых, смерть Базарова, изображённая в финале, подтверждает силу его характера, на что справедливо указывал Д.И.Писарев в своём разборе романа. Базаров и перед смертью не изменяет своим жизненным принципам и мужественно встречает свой конец. В-третьих, рядом с главным героем изображены ещё два «нигилиста-прогрессиста» — Кукшина и Ситников, которые являют собой злую карикатуру на передовых людей своего времени.

Но Тургенев, человек либеральных убеждений, признавая силу героя, не может согласиться с его нигилистическими взглядами на человеческие чувства, искусство, не может одобрить радикальные высказывания о старом укладе жизни, созданном усилиями целых поколений, а ведь Базаров спокойно заявляет Павлу Петровичу: «Сперва нужно место расчистить, а строить будут другие» (X). Эти стороны личности молодого нигилиста вызывают у писателя негативное отношение, поэтому Базаров изображается в романе тенденциозно, то есть автор намеренно заостряет и усиливает некоторые черты характера и некоторые спорные высказывания героя.

Прежде всего тенденциозность проявляется в описании внешности главного героя, данном в начале романа: длинное лицо, длинные волосы песочного цвета, странные бакенбарды, красные руки без перчаток, старое пальто-балахон. Недаром камердинер Павла Петровича назвал гостя «настоящая свинья в кусте» (X). Кроме того, портрет показывает, что, во-первых, Базаров — человек бедный и что, во-вторых, он презирает манеры дворян типа светского льва Павла Петровича и намеренно мало внимания придаёт одежде. Предубеждение Тургенева проявилось и в том, что его герой, вопреки своим решительным убеждениям, участвует в дуэли, которая изображена как пародия на настоящий поединок. Базаров, желая излечиться от несчастной любви к Одинцовой, заигрывает с Фенечкой. Он заслуженно презирает ничтожного Ситникова, но при этом цинично заявляет, что такие олухи ему нужны для грязных дел: «Не богам же (...) горшки обжигать» (XIX). Наконец, Базаров по воле автора умирает из-за глупой случайности, так ничего и не совершив в жизни.

«Отцы и дети» — психологический роман, потому что Тургенев уделяет большое внимание изображению чувств и переживаний своих героев. При этом особенность психологизма («принцип айсберга») писателя заключается в том, чтобы дать самому читателю возможность по нескольким намёкам догадаться о чувствах героев. Действия героев у Тургенева не сопровождаются длительными мучительными раздумьями, как в романах Ф.М.Достоевского; герои у Тургенева не решают собственные мировоззренческие проблемы в продолжительных внутренних монологах, как герои Л.Н.Толстого. По мнению Тургенева, писатель не должен проводить психологический анализ перед читателем: всё это он проделывает с героями заранее, а читателю преподносит только результаты переживаний и раздумий персонажей.

Образцом тургеневского психологизма может служить история любви Аркадия Кирсанова. Молодой человек очень точно осмысливает свои жизненные впечатления-наблюдения за природой, характерами встреченных людей (сестёр Локтевых, родителей Базарова, самого Базарова). Аркадий с грустью и ревностью следит за романом Одинцовой и Базарова, а сам незаметно влюбляется в тихую, застенчивую Катю, которая кажется ему простой и милой девушкой. И в жизни, и в любви он способен только на заурядные поступки, а любить женщину, подобную Одинцовой, тем более любить безнадёжно, Аркадию не под силу.

Итак, в центре социально-психологического романа «Отцы и дети» стоит новый герой эпохи — «новый человек» — Базаров. Появление людей такого типа в русской жизни стало важнейшим общественным явлением 50—60-х годов XIX века. Их пытались понять и изобразить многие русские писатели.

Н.Г.Чернышевский увидел их, можно сказать, изнутри, потому что сам принадлежал к подобным людям. В романе «Что делать?» «новые люди» описываются как герои своего времени: они нашли в жизни философскую «золотую середину», трудятся и на себя, и на общественное благо, отстаивают своё человеческое достоинство, не унижая чужого. Н.С.Лесков оценивал «новых людей» со стороны и весьма критически, поэтому в романе «Некуда» изобразил их как бессовестных функционеров, которые мечтают о власти над «муравейником» (позже об этом будет говорить Родион Раскольников), а власть принесёт им и материальное благополучие.

Тургенев, определяя своё место в политической борьбе 60-х годов, предпочёл остаться с «отцами». Иными словами, Тургенев смотрел на «новых людей» со стороны, но как мудрый «предок», который отмечает и сильные, и слабые стороны молодого поколения. Такой взвешенный и доброжелательный подход к «новым людям» делает роман «Отцы и дети» особенно интересным, а образ Базарова — ярким и убедительным.

Жанр романа «Отцы и дети» можно определить как социально-философский.
Действие его относится к 1859 году, когда в России сложилась революционная ситуация. В русском обществе обострились идейные споры о путях дальнейшего развития страны. И сам жанр романа подчинён их раскрытию - в основе сюжета споры, отражающие общественное настроение поколения 1860-х годов. В эту эпоху разночинцы-демократы выступали за революционный путь развития России, они считали, крестьянскую революцию главным источником коренных изменений в жизни страны. Либералы же предлагали путь постепенных реформ, ограничивающих самодержавную власть, освобождающих крестьян от крепостной зависимости, но сохраняющих помещичьи землевладения. Таким образом, Тургенев показывает возможные пути преобразований России. Этот главный вопрос сформулирован устами Аркадия Кирсанова. Он говорит: «...небогатый край этот, не поражает он ни довольствием, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?..»
Заметим, что острые общественно-политические проблемы отличают романы Тургенева от его повестей. В романах человек предстаёт в общественном бытии, а в повестях на первый план выдвинуты проблемы личной жизни героя. В романах действие обычно происходит динамично, в течение нескольких месяцев, а иногда и недель. Внимание читателя занимает одни главный герой, которого окружает небольшое число второстепенных. Автор показывает его в кризисные моменты жизни, которые составляют основу повествования. В этом заключается «новеллистичность» романа.
Но главную силу тургеневского романа представляет ситуация «rendez-vous», то есть испытание героя любовью. Роман «Отцы и дети» не является исключением. Любовь Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. подчеркивает, что это человек эпохи 40-х годов, романтик, живущий в им же самим придуманном мире. Взаимоотношения Николая Петровича Кирсанова с Фенечкой имеют совершенно другую окраску. Эта любовь к пугливому беззащитному существу раскрывает глубину души героя. Но основная любовная интрига сдвинута во вторую часть романа, а первую занимают идейные споры героев, отражающие отношения Кирсанова и Базарова к народу.
Рассмотрим главных участников спора и основные его аспекты.
Павел Петрович Кирсанов - аристократ как по происхождению, так и по убеждениям. «Его аристократическую натуру возмещала совершенная развязность Базарова», - пишет Тургенев. С детства он не был приучен к труду, вёл праздный образ жизни. Ни одного вечера он старался не проводить дома, ему приятно было находиться в обществе, в котором его «носили на руках».
Евгений Васильевич Базаров - полная противоположность Павлу Кирсанову. Он гордится тем, что он, сын полкового лекаря, сам пробивал себе дорогу в жизни и достиг каких-то результатов. Базаров занят естественными науками, главным образом медициной. По словам Аркадия, он «хочет держать на доктора».
Теперь обратимся к основным темам споров. Во-первых, обрести внимание на философский аспект. Здесь Кирсанов выступает как убежденный идеалист и защитник религии. Он с ужасом отмечает, что Базаров отрицает Бога. Ему не понятны материалистические убеждения противника. Основой философских убеждений Базарова являются естественные науки; он сторонник вульгарного материализма, сводящего духовную жизнь к материальной. Для него все высоконравственные предметы представляются предрассудками романтизма, которых он не признает. По его мнению, « порядочный химик в двадцать ряд полезнее всякого поэта».
Такие герои по-разному смотрят на общественно-политические вопросы. Кирсанов - консервативный либерал, выступающий за реформистский путь развития страны. Его идея - английский парламентаризм, то есть классическая конституционная монархия. Он безгранично восхищён английскими лордами. Кирсанов утверждает, что «аристократия дала свободу Англии и поддерживает её». Базаров же выступает за революционный путь развития страны. По цензурным соображениям Тургенев не мог вложить в уста героя революционные лозунги, но по отдельным высказываниям можно судить о его воинственном настроении, он «драться хочет». Но у Базарова нет положительной программы преобразования общественного устройства, так как он нигилист. «Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить», - говорит Кирсанов. Мы видим, что в настоящий момент главная цель Базарова - разрушить старую систему жизни русского общества, и не важно, какова будет новая.
А отношения героев к народу близки друг другу. В позиции Кирсанова мы замечаем черты славянофильства. Он говорит, что народ «свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры». Базаров считает народ тёмным, грубым, невоспитанным, но это вызывает у него боль.
Особое место в композиции романа занимают портрет и пейзаж. Тургенев выступает здесь как мастер портретной характеристики персонажа. Он представляет всех своих героев, показывая их во весь рост. В описании внешности важную роль играют детали, манеры, жесты, взгляды.
Например, по описанию внешности Фенечки («Молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками») мы можем судить о её характере. Она мила, простодушна и добра.
Для Павла Петровича, педанта и истинного аристократа, характерны такие детали одежды, как «тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки».
Не менее важную роль в романе играет пейзаж.
Описание природы в III главе носит социальную окраску. Тургенев показывает нищету, убогость и непривлекательность природы, подчеркивая тем самым состояние России в целом в данный момент.
Давая описание летнего вечера в XI главе, Тургенев явно вступал в спор с утверждениям Базарова о том, что « природа не храм, а мастерская». Этот пейзаж заставил воскреснуть в сознании Николая Петровича многие воспоминания прошедшей жизни. Он снова представил свое первое знакомство с матерью Аркадия, вспомнил время, проведённое с сыном. Таким образом, автор показал огромную силу воздействия природы на человека, пробуждающую все самое хорошее, что есть в его душе.
Рисуя картину сельского кладбища, Тургенев утверждает мысль о том, что природа, как и сама жизнь, вечна. Он пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
И последнее, что хотелось бы отметить, говоря о своеобразии романа, -это «тайный психологизм» Тургенева, считавшего, что «писатель должен быть психолог, но тайный». В «Отцах и детях» мы не найдём разветвлённых внутренних монологов героев, автор показывает их состояние через детали, жесты. Например, после разговора Одинцовой с Базаровым чувствуется её внутреннее напряжение, волнение. Автор пишет: «Она поднесла свои склеившиеся пальцы к губам, подула на них и, внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова».
Таким образом, в романе мы видим мастерски нарисованный портрет и пейзаж. Тургенев предстаёт перед нами в роли «тайного психолога». Этим и обусловлены жанровые и как следствие композиционные особенности романа.

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нем раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающие и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе по плану, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия, проблемы поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует с определения смысла названия «Отцы и дети». Из названия разу становится ясно, о чем будет повествование, речь пойдет о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями. О разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Тема

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но все это построено на контрасте.

Антитеза использована при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставление городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нем сталкиваются яркие личности, каждый из которых убежден в своей правоте.

Композиция романа , где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого дается в сравнении с сопоставлением с ним. Все это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой, и ведет борьбу Базаров.

Главные герои

Жанр

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придает детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю на примере чувств Аркадия Кирсанова. Он способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Все это ведет к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича определен тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

"Отцы и дети" - один из самых известных и популярных романов Тургенева. Он вообще сравнительно поздно начал публиковать свои романы - только с 1856 года. К тому времени ему уже было немало лет. За спиной был опыт "Записок охотника" и популярность как автора очерков.

Четвертый роман и его актуальные темы

Иван Сергеевич всего написал шесть романов. Четвертым по счету был "Отцы и дети", год создания которого пришелся на 1861-й. Это произведение является квинтэссенцией романной манеры Тургенева. Он всегда стремится изобразить события личной жизни, отношения между людьми на фоне каких-либо социальных явлений.

Писатель всегда подчеркивал, что он чистый художник и для него важнее эстетическое совершенство книги, а не ее политическая или общественная актуальность. Однако в каждом произведении Ивана Сергеевича видно, что он всегда попадает в самую сердцевину актуальных общественных дискуссий того или иного времени. О том же свидетельствует и роман "Отцы и дети".

Это произведение выходит в свет в 1862 году, в период сближения России и Европы, когда была осуществлена великая реформа - отменено крепостное право. Стали появляться совершенно иные философские течения и общественные взгляды.

История создания. "Отцы и дети", или Возникновение нового понятия

Важно подчеркнуть, что Иван Сергеевич в романе изображает события дореформенной поры 1859 года. И именно он не только открывает, но и называет в своем произведении то общественное явление, которое еще не осознавалось как важное и актуальное.

Ключевой фразой является сравнение человеческой жизни с миром равнодушной природы. И, тем не менее, она не безучастна. Просто настолько всесильна, что помогает людям преодолеть суетность мира и постичь жизнь вечную и бесконечную.

Истинный смысл произведения Ивана Сергеевича

Противоречие между отцами и детьми, которое заявлено на первых страницах романа, дальше не обостряется и не углубляется. Наоборот, крайности все больше приближаются друг к другу. В итоге читатель понимает, что в каждой семье отношения родителей к своим детям достаточно теплые, а те в ответ отвечают им взаимностью. И, несмотря на все предшествующие критические и негативные дискуссии, которые несет в себе история создания, "Отцы и дети" по мере развития сюжета демонстрируют, что противоречия между взглядами старшего поколения и молодого все больше сглаживаются. А под конец романа практически сводятся на нет.

Перемены в сознании главного персонажа

А особенно сложную эволюцию переживает сам главный герой - Базаров. И идет она не по принуждению, а в результате внутренних движений души и разума. Он отрицает все основные ценности дворянского общества: природу, искусство, семью, любовь. И Иван Сергеевич прекрасно понимает, что его герой, в принципе, совершенно бесперспективный и не сможет долго жить в этом отрицании.

И как только на главного персонажа обрушивается любовь, его стройная система взглядов рушится. Ему незачем жить. Поэтому вряд ли смерть его в этом произведении можно считать случайной.

Смысл романа Ивана Сергеевича можно было бы очень кратко описать цитатой Пушкина: "Блажен, кто смолоду был молод..." Дело в том, что противоречия между молодой энергичностью, активностью и покорностью к жизни, которые присущи более зрелым периодам человека, - это мнимые конфликты.

Как природа поглощает и перерабатывает в себе социальные явления, так меняются взгляды молодежи в произведении "Отцы и дети". Герои романа, их характеры постепенно перерождаются и сближаются с мнениями и суждениями отцов. В этом и состоит выдающееся достижение Тургенева.

О нигилисте, человеке, который презирает искусство, Иван Сергеевич смог рассказать средствами этого самого мастерства. Об очень острых социальных событиях автор поведал не на языке реплики участника событий, а на художественном. Именно поэтому роман "Отцы и дети" до сих пор волнует чувства многих читателей.

Жанровые и композиционные особенности романа "Отцы и дети"

“Отцы и дети” Тургенева - это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям . Произведение построено на противопоставлении главного героя - разночинца Базарова и остальных персонажей.

В столкновениях между Базаровым и другими персонажами раскрываются основные черты характера героя, его взгляды. Главным антагонистом Базарова является Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними завязывается сразу после того, как Базаров приезжает в дом Кирсановых. Уже портретная характеристика свидетельствует о том, что это совершенно разные люди. При описании внешности Базарова и Павла Петровича автор использует детализированный портрет, рассчитанный, главным образом, на зрительское впечатление. Внешний облик Базарова, его манера держаться обнаруживают в нем подлинного демократа. Перед нами - человек “высокого роста в длинном балахоне с кистями”, лицо его “длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета... оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум”. Базаров не считается с условиями, принятыми в дворянских семьях, он держится просто, раскованно и так, как ему удобнее.

говорит о его аристократизме: “Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стойкость и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов”. Характеризуя манеры Павла Петровича, автор раскрывает его взгляды. Так, во время встречи с Аркадием, Павел Петрович, “совершив предварительное европейское “shake hands”... три раза по-русски поцеловался с ним”. В данном случае автор подчеркивает англиканство Павла Петровича и вместе с тем его приверженность дворянским взглядам.

Для характеристики своих героев Тургенев использует различные виды портрета. Так, для раскрытия образов Кук-шиной и Ситникова автор прибегает к приему сатирического портрета. “Тревожное и тупое выражение, - пишет Тургенев о Ситникове, - сказывалось в маленьких, впрочем приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом”.

Одна из самых важных коллизий романа развивается в X главе. Автор назвал диалог, содержащийся в этой главе, “схваткой” между Павлом Петровичем и Базаровым. Во время диалога Базаров держится уверенно, хладнокровно, Павел Петрович же ведет себя как человек вспыльчивый, не умеющий сдерживать свои эмоции. Кульминация взаимоотношений Павла Петровича и Базарова происходит в XXIV главе, во время дуэли, из которой Базаров выходит победителем. Сам автор писал, что “дуэль с Павлом Петровичем именно введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного почти преувеличенно комически” . Несмотря на то что главное место в произведении занимают общественные коллизии, в нем присутствует и любовная интрига, но, сжатая политическими спорами, она укладывается в пяти главах. Стесненность любовной интриги коллизиями отразилась и на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией, а кульминации с развязкой. Кульминация любовной интриги показана в XIII главе. Здесь происходит объяснение Базарова с Одинцовой, после которого автор разъединяет их до конца романа. Однако, несмотря на компактность любовной интриги, она сыграет важную роль для характеристики героя. Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова. Герой начинает высказывать пессимистические мысли, теряет самоуверенность, меняются даже его привычки и манеры: “...лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твердая и стремительно смелая, изменилась”. Автор как бы ведет героя по нисходящей линии, постепенно лишая его уверенности в себе, в необходимости своей деятельности. Герой как бы угасает, его убеждения тают. В сцене смерти Базарова возникает образ угасающей лампады, которая выступает как аллегория судьбы героя. В эпилоге романа автор помещает пейзаж, напоминающий, по словам Герцена, реквием. Здесь Тургенев подводит окончательный итог жизни Базарова, показывая, как его личность растворяется на фоне вечной природы: “Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрывалось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии “равнодушной” природы, они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...” Таким образом, пейзаж в романе является важным средством отражения авторской позиции. С помощью пейзажа Тургенев выражает и свое отношение к утверждению Базарова, что природа не храм, а мастерская, противопоставляя ему поэтичную картину летнего вечера. Надо отметить, что в романе “Отцы и дети” гораздо меньше описаний природы и лирических отступлений, чем в других произведениях Тургенева. Это объясняется самим жанром социально-психологического романа, в котором главную роль играют политические споры, раскрывающиеся посредством диалога. Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является и важным средством характеристики главного героя. В диалогах с Павлом Петровичем, Аркадием, Одинцовой раскрываются взгляды героя, его характер.

Автор использует и речевую характеристику. В разговоре Базаров всегда краток, но его реплики наполнены глубоким смыслом, они свидетельствуют о начитанности и остроумии героя. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, например: “На своем молоке обжегся, на чужую воду дует”, “Русский мужик Бога слопает”. Речь Базарова, так же как и его портрет, свидетельствует о демократизме героя. Не менее важна речевая характеристика и для раскрытия образа Павла Петровича Кирсанова. В речи Павла Петровича много специфических слов и выражений, характерных для сословно-поме-щичьего лексикона XIX века. Автор сам объясняет особенности его речи: “В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни - эфто, другие - эхто: мы, мои, коренные русаки, и в то же время мы вельможи , которым позволяется пренебрегать школьными правилами...” Речевая характеристика Павла Петровича говорит о том, что это человек “старого века”.

Таким образом, все художественные средства романа подчинены его жанровому своеобразию, направлены на раскрытие его идейного содержания.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://*****/