«Бюджетный уикенд». Усадьба Тургенева «Спасское-Лутовиново

Усадьба «Спасское-Лутовиново», государственный природный и мемориальный музей-заповедник И.С.Тургенева, уютно расположился в северной части Орловской области. Добираться туда удобнее всего на машине. Дорога из Орла занимает не более полутора часов. Указателей много, поэтому заблудиться очень сложно.

На въезде встречает небольшое кафе и сувенирная лавка, в которой можно приобрести изделия орловских мастеров, а также билеты в музей. Посещение достопримечательности платное. Стандартный входной билет без экскурсий стоит 50 рублей, ребенка дошкольного возраста пропустили бесплатно. Такой вариант предполагает самостоятельный осмотр парка и церкви. Время пребывания не ограничено. Экскурсия по мемориальному дому писателя стоит 200 рублей, посещение выставочного центра – 80.

Вместе с билетом выдается карта-схема усадьбы. По каменистым улочкам можно прогуляться пешком либо воспользоваться услугами конюшни. Поездка на раритетной карете как нельзя лучше передает дух того времени, когда здесь жила семья Тургеневых. Старый парк укрывает посетителей от жаркого летнего солнца, а невероятная тишина заставляет забыть о городской суете.

Больше всего в усадьбе внимание туристов привлекает дом-музей автора «Бежина луга». Сохранился не только внешний вид и внутреннее убранство, но и хозяйственные помещения.

На территории парка можно найти богадельню, баню, каретный сарай и старинный погреб. На центральном перекрестке тропинок аккуратно расположился красивейший флигель, а в глубине леса можно отыскать даже заброшенный колодец.

Во время неспешной прогулки обязательно нужно взглянуть на пруд Захара и знаменитый дуб. Дерево было посажено самим писателем и с тех пор бережно охраняется.

Спускаясь вдоль липовых аллей к большому пруду очаровываешься белоснежными резными деревянными мостиками. А по самому водоему можно проплыть на лодочке. На берегу встречают умелые гребцы, которые за 120 рублей готовы 10 минут катать гостей по тихому прудику.

Перед уходом непременно нужно поставить свечу в усадебной церкви – Храме Спаса Преображения. Это скромное, но очень одухотворяющее место не так давно было отреставрировано и освящено.

Прочитали рассказ? Теперь можно и поиграть. Спорим, не выйграете!

Впервые я побывала в музее-усадьбе И.С. Тургенева в Спасском-Лутовиново Орловской области еще в школьные годы. Это был поход на летних каникулах, настоящий, с рюкзаками, ночевкой в палатках и едой, приготовленной на костре. Нам очень повезло с учительницей литературы, это она придумала такой поход, где была и туристическая романтика, и разговоры о русской классике у костра и усадьба писателя в конце маршрута.
С тех пор не раз с удовольствием бывала в этой усадьбе в разное время года, как только соскучусь по этим местам, так еду.
Красивое имение было у Тургенева, прекрасный образец русской усадьбы с роскошным парком в русском стиле!
Приехали погулять сюда в погожий денек 30 апреля, зелень только появилась, зацвели первые цветы, гулять по парку было удовольствием.
У входа небольшой усадебный храм начала 19 века - церковь Преображения Господня, действующая и по сей день.
Здесь венчались родители Ивана Сергеевича.



Здесь всегда очень интересные экскурсии, экскурсоводы готовы отвечать на вопросы и рассказывать об усадьбе и писателе сверх времени и программы.
Я не буду повторять все, что нам рассказывали, просто покажу немножко усадебных видов с комментариями.
Несколько слов об истории усадьбы.
Название Спасское-Лутовиново соединяет в себе название храма и фамилию первого владельца И. Лутовинова, который получил эти земли еще в 16 веке в награду от царя Ивана Грозного.
Усадьбу на землях Спасского построил двоюродный дед писателя, он был предводителем дворянства Мценского и Чернского уездов, богатый был человек, имел 5000 крепостных и несколько поместий в разных районах.
В Спасском он построил большой двухэтажный деревянный дом с колоннами, снаружи обложил его кирпичом, в доме была еще библиотека и театр. Вокруг дома разбил цветники и большой парк, окружив его по периметру рвом.
Кроме того, вокруг главного дома был целый комплекс зданий: рядом стояли каменная галерея, кухня, баня, скотный двор, птичий двор, кузница, столярный флигель и мельница, ряд других хозяйственных построек, больница, флигель для полиции, лаборатория.
Это было как маленькое государство, даже должности звучали важно - министр почты, министр здравоохранения и пр.
После смерти И.И. Лутовинова поместье по решению суда перешло по наследству его племяннице Варваре Петровне Лутовиновой, которая позже вышла замуж за столбового дворянина, участника войны 1812 года С. И. Тургенева.
В их браке появился будущий писатель И.С.Тургенев.
Свои детские годы он провел в Спасском- Лутовинове. В то время усадьба процветала, в имении постоянно бывали гости, устраивались балы, пикники и домашние спектакли.
В начале 19 века здесь стоял большой дом в форме подковы - главное двухэтажное здание с колоннами и две каменные галереи, соединяющие дом с деревянными флигелями.
Но когда появилась необходимость дать детям приличное образование, семья уехала из Спасского, все осталось без присмотра, приходило в запустение, а в 1839 году здесь случился пожар, в результате которого дом сильно пострадал, лишился театра, большого зала, комнаты для гостей и пр. Восстанавливать дом полностью не стали, просто сделали пристройки к дому.
После смерти Варвары Петровны дом достался И.С. Тургеневу.

Вот эта полукруглая каменная галерея - историческая, сохранившаяся часть дома, все остальное деревянное было восстановлено по сохранившимся рисункам уже в наше время, потому что было сильно повреждено во время войны. Экспонаты музея были спасены и вывезены на время войны (по-моему в Пермь). Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, было уничтожено множество старых деревьев.
В Великую Отечественную здесь располагался госпиталь, есть недалеко от главного дома захоронение и памятник воинам.
Слышала, как экскурсовод другой группы рассказывал школьникам, что за этим захоронением ухаживают, всегда лежат живые цветы, и "надеюсь так будет всегда и не случится того, что происходит с памятью о ВОВ в наши дни на Украине",- сказал экскурсовод.

Этот домик называют "Флигель изгнанника". Здесь Иван Сергеевич жил в период своей ссылки.
Да, была такая история, в 1852 - 1853 годах в Спасском-Лутовиново писатель находился под домашним арестом по личному распоряжению Николая I.
Семейство управляющего на тот момент с согласия Тургенева проживало в главном доме. Писатель не стал выселять семью во флигель, а сам обосновался в нем.
А причина ареста и ссылки была в том, что Тургенев написал некролог на смерть Н.В.Гоголя, и несмотря на запреты, опубликовал его в "Московских ведомостях".

Баня, а позади конюшня и каретный сарай

Центральным был вход в дом по коричневым ступенькам через кружевную веранду. Летом веранды увиты плющом.

В конце апреля возле дома еще немного распустившихся цветов, но уже кое-где цветут нарциссы, тюльпаны, мускарии. А летом очень много роз, включая высокие плетистые, много вьющихся растений. Красивые здесь клумбы!

К сожалению, в доме фотографировать строго запрещено, можно только в парке, поэтому я взяла фотографии интерьеров из интернета (видимо, не всем запрещают фотографировать?).
Я всегда поражаюсь этим запретам, возмущенных и огорченных и кроме меня было много. Администрации в этот день в музее не было, спросить о причинах запрета было не у кого, но я не поленилась выразить свое недоумение в книге отзывов и попросила дать письменный ответ, указав свой электронный адрес.
Ответа пока нет. Но я еще раз напишу.)
Часто причиной называют желание не повредить мемориальные предметы фотовспышкой. Но это какой-то каменный век, современные фотоаппараты, насколько я знаю, уже давно совершенно безопасны. А если старенький у кого-то, то вспышку можно отключить или не фотографировать, если не отключается. Но почему же и остальным-то нельзя.
По-моему, это просто самоуправство.

Итак, дом писателя.
Здесь Тургенев прожил в общей сложности 17 лет.
Экскурсия начинается с галереи, во времена писателя здесь была кухня, кладовая, чуланы. Сейчас из значительного нас встречает большой портрет Тургенева и старинные светильники.
Проходим дальше в комнаты, здесь царит атмосфера помещичьих интерьеров 19 века, с прекрасной мебелью 18-19 века из карельской березы и красного дерева.
Столовая
В гостях у Тургенева бывали известные люди - Толстой, Некрасов, Аксаков, Полонский, Щепкин, Тютчев, Фет и др., в этих комнатах проходили долгие беседы и споры.

Тургенев очень любил музыку, в его доме она часто звучала

Этот большой диван "Самсон" в малой гостиной славился тем, что на нем очень легко и быстро все засыпали. Причем не только хозяин, но и его гости.
Экскурсовод рассказал нам историю, как Тургенев стал читать приехавшему к нему Л.Н. Толстому свой новый роман "Отцы и дети".
Толстой сидел на этом зеленом диване и довольно быстро уснул, Тургенев обиделся и ушел.
Льву Николаевичу пришлось объясняться и извиняться: "устал с долгой дороги, мало спал, вот и уснул".))

Уютная гостиная. На стенах дома висят подлинные картины из коллекции семьи Тургенева

Кабинет писателя. За этим столом в Спасском были написаны "Дворянское гнездо", "Рудин", "Отцы и дети", "Накануне", "Новь"...
Эскурсовод рассказал, что Тургенев очень любил порядок, не мог начать работать или уснуть, если хоть что-то лежит не на месте.

Бильярдная и библиотека размещены в одной комнате, самой большой в доме. Библиотека писателя обширнейшая, книги на разных языках.

Комната - "казино"

Все интерьеры в этих комнатах восстановлены по сохранившимся рисункам, вплоть до цвета и рисунка обоев. А вот обстановка остальных комнат не сохранилась.
Дом писателя стоит в огромном парке, площадью 40 га. Говорят, что этот парк - один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства.
Здесь нет роскоши, фонтанов, скульптур. Центральное место занимают липовые аллеи, посаженные точно в виде римской цифры XIX. В центре они образуют большую круглую поляну с лавочками для отдыха, от которой во все стороны расходятся аллеи.

Центральная аллея - это цифра I.

Липовые аллеи непременный атрибут русской усадьбы. В Спасском сохранилось немало лип, ясеней, елей, дубов и тополей 200 летнего возраста, которые видели Тургенева.
Особенно здесь гордятся дубом, который посадил сам Тургенев. За ним очень ухаживают! Помню, несколько лет назад он очень болел, думали засохнет. Но его спасли, подлечили!

Фигурные изгороди вокруг древних деревьев

Все аллеи и тропинки от дома ведут к живописному пруду.

Летом парк выглядит тенистым, а весной небыкновенно светло, солнечно, поляны желтых цветочков сменяются розово-фиолетовым с медуницами и фиалками.

Все время прогулки нас сопровождало просто неуемное, неугомонное пение птиц.
Голоса и песни самые разные, такие красивые трели!
Наверно, мы слышали и сойку-пересмешницу, хохотала совсем по-человечески.))

И живность встречается. Много белок, они совсем не боятся людей.

Встречали много домиков для птиц и для белок.

По парку можно и на экипаже покататься.

Мы много времени провели в усадьбе, здесь потрясающая атмосфера красоты и гармонии, да еще весна, да еще погода... Гуляли от одного объекта к другому, подолгу сидели на лавочках, любовались видами.
Здесь не хочется следить за временем, хочется наслаждаться красотой и покоем!

«Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути - немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».
И. С. Тургенев


ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу

Русская усадьба - это целый мир, целая эпоха, колыбель русских поэтов, художников, писателей, ученых. Именно русская усадьба вдохновила, вскормила, воодушевила Пушкина, Тургенева, Репина. Все усадьбы были устроены по разному, но есть что-то что их объединяет. Символом любой русской усадьбы стали липовые аллеи, вековые дубы, простор. Дом как правило строился на поляне На примере Тургеневской усадьбы, он был даже не в центре. В центре расположена липовая аллея, именно там и находилось сосредоточение духа, мыслей, помыслов писателя, судя по тому с какой нежностью в своих произведениях затронута была им эта тема. Обязательно было наличие прудов, конюшни, хозблока помимо самого дома, фруктовый сад.


ПЛАН УСАДЬБЫ



1. Церковная сторожка 10. Дуб
2. Церковь 11. Конюшня
3. Богадельня 12. Каретный сарай
4. Дом-музей 13. Колодец
5. Верхний сад 14. Кузнечный пруд
6. Нижний сад 15. Пруд Захара
7. Погреб 16. Плотина

Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком. Он был разбит на рубеже XVIII-XIX веков основателем Спасской усадьбы И. И. Лутовиновым. Описание старинного парка находим в романе Тургенева «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».


Липовые аллеи стали непременным атрибутом любой русской усадьбы. Стройные, высокие, они стали символом высоких мыслей и помыслов, дорожки между ними узкие, поэтому мысли тянутся кверху в небо, вслед за веточками липы, устремленными в небеса. Нет благороднее дерева чем липа, а потому и русская поэзия, взлелеянная липами, благородна, высока и величественна.

Парк в Спаском-Лутовинове, безусловно, являл собой один из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIII —начала XIX веков. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.

В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX. Вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад. В нём группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к Большому спасскому пруду и Варнавицкому оврагу.

Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная сами писателем во время ссылки, ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. В повести «Пунин и Бабурин» Тургенев вспоминает о первых детских восторгах, которые он испытал здесь, слушая чтение поэмы М. Хераскова «Россиада». Восхищение красотой парка звучит на страницах повестей «Фауст», «Призраки» и многих других произведений писателя.

Вокруг усадебного дома на 40 гектарах разбит великолепный парк, густые липовые аллеи которого уступами спускаются к пруду. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, кленов, елей, дубов, вязов, берез, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
Парк в усадьбе Тургенева является уникальным памятником русского садово-паркового искусства. Парк в Спасском-Лутовинове сохранил характерные черты старинных дворянских усадеб и по праву считается одним из самых красивых усадебных парков России.

Писатель любил отдыхать в тени благоухающей зелени. Перекрестья липовых аллей, солнечные лужайки, заросшие шелковистой травой, несмолкаемый птичий щебет и зеркальная гладь пруда были для него дороже любого из прославленных парков Европы.

Природа Спасского-Лутовинова не может оставить равнодушным. Она господствует в тургеневских произведениях, заставляя читателя сопереживать героям в печали и радости.

“Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…”

ДОМ-МУЗЕЙ


Дом писателя, сгоревший в 1906 году, восстановлен на прежнем месте и в том виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину, летом 1881 г. Резные узорчатые веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окошки мезонина и крылечки, анфилада комнат и их внутреннее убранство — весь облик дома помогает проникнуться духом тургеневского времени.



В обстановке дома — мебель, являющая собой лучшие образцы работы русских мастеров 18 — первой половины 19 веков. Некоторые из этих вещей являются редчайшими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон», памятный многим гостям Спасского. В рабочем кабинете — письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения.

Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение, он признавался: «пишется хорошо только живя в русской деревне. Там и воздух-то как будто «полон мыслей»!.. Мысли напрашиваются сами» .

ФЛИГЕЛЬ


Так называемый «флигель изгнанника» был построен в 40-е годы 19-го века для управляющих имениями Тургеневых.
Первое упоминание о флигеле содержится в письме В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу от 14 / 26 мая 1843 года. Варвара Петровна пишет сыну: «Дядя (Н. Н. Тургенев — А. М.) располагает жить в Спасском и флигель для себя строит» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 795 [И. С. Тургенева]. Ед. хр. 96. Л. 19—20). После смерти Сергея Николаевича Тургенева в 1834 г. его младший брат, Николай Николаевич Тургенев стал не только опекуном Ивана и Николая Тургеневых, но и управляющим тургеневскими имениями. В феврале 1841 г. Н. Н. Тургенев был избран уездным предводителем дворянства в Черни. Варвара Петровна в письмах к сыну не раз выражала недовольство тем, что хлопоты в качестве уездного предводителя дворянства отвлекают Николая Николаевича от управления имением; 25 сентября 1843 г. она пишет Ивану Сергеевичу: «Дядя возвратился совершенно к здоровью, к жизни < …>, он оставляет свою службу, Чернь, он отделал в Спасском флигель и завтра в него переходит, он прямо в сад в аллею. Он называет это твоими комнатами, бог знает, когда хозяин в них будет. — Но! Когда будешь, не будешь жаловаться, что тени нет! Прекрасно — с балкона в липы, в большие берёзы…».


В приписке к этому посланию Варвары Петровны Н. Н. Тургенев сообщал племяннику: «Я перехожу в новый флигель, устроенный для тебя» (Там же. Л. 54—55). В 1846 г. Н. Н. Тургенев женился на Елизавете Семёновне Белокопытовой и переехал в свою карачевскую деревню Юшково.
Известно, что во время спасской ссылки 1852-1853 гг. И. С. Тургенев жил именно во флигеле (дом писателя тогда занимала семья Николая Николаевича Тютчева, бывшего недолгое время управляющим спасским имением). Поэтому с начала двадцатого века, с лёгкой руки литературоведов, за зданием закрепилось название «флигель изгнанника».

ХРАМ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


В документах начала 17 века, в том числе в жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, главное поместье Лутовиновых во Мценском уезде именуется «жеребей сельца Спасского» или «четверть сельца Спасского». Возможно, первые церковные строения были утрачены в годы польско-литовского нашествия и последующей смуты, о чём косвенно свидетельствует и бытовавшее вплоть до 1780-х годов наименование Спасского сельцом, а не селом, как следовало бы при действующей церкви.
Первые документальные сведения о Спасском храме относятся к 1780-м годам — в Экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1778-1796 гг. указано: «Погост церкви Спаса Преображения Господня; три десятины, владения священнослужителей; на суходоле в погосте церковь деревянная».
В «Ведомостях» о церкви Спаса Преображения за 1897 год датой «открытия» церкви назван 1778 год. В фонде церкви Спаса Преображения в Государственном архиве Орловской области хранятся метрические книги и книги о церковном приходе начиная с 1780 года.
И. Ф. Рында в статье «Черты из жизни И. С. Тургенева» писал: «В прошлом столетии в селе была ветхая деревянная церковь, при которой с 1780 года состояли священники и два причетника. Несмотря на то, что в Спасском приходе было 12 богатых помещиков, однако никто из них не позаботился о храме. Только И. И. Лутовинов обратил на него внимание. Видя, что церковь уже разваливается, он в 1808 году построил на свои средства каменную, очень просторную и красивую церковь».
Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня.

Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма».
Совсем неслучайно расположена церковь в усадьбе. Русская душа и ее вера в целесообразность всего живого на этой планете неотделимы друг от друга. Не было бы у Тергенева предков которые позаботились бы о том чтобы сохранить эту церковь, то не было бы и Тургенева именно таким каким он был. Любовь к богу и к природе в русском человеке срослись в единое неразделимое целое. Русский видит бога в травинке, в жучке, в росинке. Во всем есть божественный смысл, и русский человек постигает это интуитивно. Больше всего русский человек ценит волю и первозданную красоту, потому как Бог определил меру всему живому, а именно мера - ключ к постижению совершенства и гармонии. Французские правильные сады никогда не вдохновят его так как нежные незабудки в березовой роще, потому как восхищение и благоговение перед матерью-природой одаривают его божественной интуицией. Все открытия, все прекраснейшие поэмы, стихи, проза - все было написано в глухой тиши, вглядываясь, всматриваясь, каждое мгновение восхищаясь совершенством, наполняя радостью и восторгом душу .

Источник текста и фото: http://www.spasskoye-lutovinovo.ru

Фотографии

Интернет:
www.сайт/M1901 - официальная страница
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново" - W1074 , официальный сайт www.spasskoye-lutovinovo.ru

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля - M289
Государственный музей А.С. Пушкина - M291
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина - M296
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова - M1956

Единиц хранения:
23010, из них 8625 предметов основного фонда

Крупные выставочные проекты:
«Два писателя - два юбилея», к 195-летию И. С. Тургенева и 190-летию со дня рождения А. Н. Островского (из собрания музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково», Государственного Литературного музея), 2013 г.
Выставка старинной фотографии из собраний Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» и музея-заповедника И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», 2014 г.
«И мира древнего пленительные боги», 2015 г.
«Мой адрес: Орловской губернии, в город Мценск…», 2015 г.
«Мой единственный друг…» к 195-летию со дня рождения Полины Виардо, 2016 г.

Выездные и обменные выставки:
"В прекрасной полноте изящного искусства". Уникальное собрание гравюр XVII-XIX вв., выполненных лучшими мастерами России, Франции, Германии, Италии, Англии. Гравюры с живописных оригиналов, жанровые сцены и сцены охоты в исполнении известнейших художников и гравёров, выполненные в лучших мастерских того времени, уникальные картографические материалы, редкие виды городов России и Европы
"Как я люблю тот вымысел прекрасный…". Выставка иллюстраций к произведениям И.С. Тургенева - более 50 рисунков и автолитографий к ранним поэмам, циклу рассказов "Записки охотника", повестям и романам, стихотворениям в прозе. Работы выполнены в разной манере и технике (уголь, тушь, карандаш, акварель), отличаются большим разнообразием сюжета
"Не в одних стихах поэзия…". Пейзажи орловских и московских художников передают красоту природы средней полосы России, Спасского-Лутовинова и его окрестностей, тургеневских мест Орловского и Тульского края - Бежина луга и села Тургенева
"Старинная фотография". Более 150 профессиональных и любительских фотографий, выполненных в период с 1850-х до 1920-х годов в различных жанрах: видовая, интерьерная, бытовая, ландшафтная фотография, от фотографии-визитки до кабинетных фотопортретов
"Искусство, ставшее природой". Выставка посвящена одному из самых известных произведений И.С. Тургенева - циклу рассказов "Записки охотника". На выставке представлены разнообразные издания "Записок охотника", иллюстрации художников второй половины XIX - XX веков, выполненные в разной манере и технике, скульптурные группы, фотографии мест, где разворачивалось действие рассказов и жили герои тургеневских рассказов