Человек недели: Сесилия Хименес. Пушистый иисус (фото) Отрывок, характеризующий Пушистый Иисус

Слово «реставрация» происходит от латинского «restauratio», что означает «восстановление». Просто так подкрасить или замазать не получится, иначе памятник культуры может быть испорчен и даже уничтожен.

Одним из хрестоматийных примеров неправильной реставрации является восстановление Парфенона в начале XX века. Хотели как лучше, старались, но не те материалы, не те инструменты, не очень внимательная работа с обломками. В итоге часть объектов была разрушена, а не восстановлена. Прошло почти сто лет с той поры, и... ничего не изменилось.

МатРерное слово

Замок Матрера (El castillo de Matrera), IX в.

Замок Матрера красиво, хотя и не очень надежно охранял просторы испанской провинции Кадис с IX века до 2013 года, когда сильные дожди (и туристы) привели к обрушению центральной башни. Местные власти срочно озаботились ремонтом национального памятника. Спустя три года замок было не узнать: красивый, новый! И… в марте 2016-го разразился скандал.

Это новое слово в реставрации, и слово это нецензурное. Местные жители помянули им и власти, и реставраторов, а затем за дело взялись специалисты, которые лишились важного объекта исследований.Сами реставраторы объясняли, что все требования испанского законодательства соблюдены. Их результат безопасен для посещения, демонстрирует оригинальный размер башни, текстуры и цвета исходных материалов, а также четко отделяет сохранившиеся элементы от новодела. За эту работу архитектор даже получил профессиональную награду.

А в 2002 году строители умудрились снести дом Исидора Мадридского, святого покровителя испанской столицы, простоявший там около девятисот лет. Такое ощущение, что у этих испанцев дедушка на старозамковой фабрике работает. У них этих старых замков ну просто завались. Вот и сносят что попало.

«Пушистый Иисус»

Фреска Ecce Homo («Се человек»), 1910 г.

И снова речь пойдет об Испании. Одной из немногих достопримечательностей маленького городка Борха была изображавшая Иисуса Христа в терновом венце фреска Ecce Homo («Се человек») работы Элиаса Гарсиа Мартинеса.

В 2010 году 83-летняя прихожанка Сесилия Хименес с согласия настоятеля взялась за восстановление фрески, которая хоть и была ровесницей «художницы» и (тоже?) начала осыпаться, но выглядела все равно лучше. Это надо было исправить.

Результат стал достоянием общественности в 2012 году и превзошел все ожидания.Острословы стали называть фреску «Пушистый Иисус» или Ecce Mono («Се обезьянка»). Старушка объясняла свое творческое видение отсутствием опыта и отвратительным освещением в церкви. Настоятель церкви, насупившись, молчал.

Нет худа без добра. Фреска в исходном состоянии была интересна только искусствоведам, а вот «Пушистый Иисус» привлек в городок буквально толпы туристов, обеспечив местных жителей и саму Сесилию работой, церковь - доходом от посещений, а любителей посмеяться - огромным количеством карикатур и фотожаб.

Каирский цирюльник

Погребальная маска Тутанхамона, 1323 г. до н.э.

Мало было египтянам отломанного носа сфинкса. Летом 2014 года в процессе переноса экспонатов в Каирском музее у бесценной погребальной маски Тутанхамона каким-то образом отвалилась борода. Чтобы решить проблему, одному из работников пришла идея все приклеить обратно, да понадежнее. А что может быть надежнее эпоксидной смолы?

Аккуратно, разумеется, не получилось, и капли клея горе-реставратор по школьной привычке соскоблил скальпелем, оставив красивые и заметные царапины на прессованном золоте. Кстати, до данной процедуры борода отделялась от маски и крепилась на специальной втулке, которую можно было восстановить без особого труда.

Увы, эпоксидная смола может быть отделена только со слоем металла, а на это историки идти пока не готовы. Впрочем, возможно, при следующем переносе маску снова уронят и борода опять отколется… Главное, чтобы сами не чинили.

Правда, не обошлось без хорошей новости. Ученые очень внимательно обследовали маску на предмет других повреждений и выяснили, что с большой долей вероятности она изначально предназначалась для Нефертити. Если, конечно, эта надпись фломастером оригинальная…

Губка Боб в стиле «Майнкрафт»

Крепость Ocakli Ada Kalesi, I-II вв.

Турецкие курорты не терпят ветхости, поэтому в 2010 году власти пригорода Стамбула Шиле решили отреставрировать двухтысячелетнюю византийскую крепость, живописно развалившуюся на прибрежном островке.

В августе 2015 года реставрация привела аж к разбирательству в турецком парламенте и расследованию, а иностранные туристы, словно сговорившись, начали сравнивать крепость с Губкой Бобом Квадратные Штаны. Почему бы и нет? Многие курортные города можно назвать «Бикини Боттом». Шиле теперь стоит в первых рядах на переименование.

Сами муниципальные работники возмущенно объясняли журналистам, что позором было смотреть на разваливающуюся крепость, а теперь она как новая… В смысле - действительно новая.

Веселые картинки

Фрески в храмовом комплексе Юнчжи, XVIII-XIX в.

Муниципальным властям района Чаоян просто не хватило денег на профессиональных реставраторов для храмового комплекса Юнчжи. А может, они выбирали реставраторов по принципу «чье кунг-фу лучше». Да и лень было следить за ходом работ. Чего там следить-то? Это же просто зал с фресками, а не дом-музей товарища Мао.

В итоге в 2013 году вместо отреставрированных фресок эпохи династии Цин посетители храма увидели яркие, но неряшливо нарисованные сценки из буддийских легенд, не имеющие ничего общего с оригинальными рисунками.

Виноватых уволили, но после этой «реставрации» восстановить старые фрески, если это вообще возможно, стоит существенно дороже сэкономленной суммы. Кстати, тот редкий случай, когда руководителю районной партийной ячейки объявили выговор за порчу религиозных объектов.

Кастрированное дерево

Фреска «Древо плодородия» (l"Albero della Fecondità), 1265 г.

В 2011 году нескольких реставраторов обвинили в цензуре семисотлетней римской фрески «Древо плодородия» путем удаления из рисунка нескольких свисающих фаллосов. Журналисты назвали дерево кастрированным.

Сами реставраторы исчезновения органов не отрицали, заявив, что если что-то и растворилось в процессе очистки, то абсолютно случайно, поскольку фреска была в очень плохом состоянии. И вообще, кому какая разница, сколько там чего свисало изначально? И ведь кто-то не поленился, посчитал, что до реставрации свисало ровно 25. Да, руководитель местной ячейки компартии не пострадал.

Осветленные помыслы

Картина Леонардо да Винчи «Мадонна и младенец со святой Анной», 1508-1510 гг.

Неоднократно руководству Лувра предлагали почистить картину да Винчи, но до 2011 года оно было неприступно. Однако вода камень точит, а растворитель тем временем высветляет картину.Когда стал виден результат, британские реставраторы принялись утверждать, что открыли истинный художественный замысел да Винчи, а руководство Лувра открыло пузырек с валерьянкой.Официально было заявлено, что результат удовлетворительный, но два члена консультативного комитета, курировавшего работу над картиной, в знак протеста подали в отставку. Специалисты спорят о приемлемости такой реставрации до сих пор.

Ангел странного образа

«Дом печального ангела», Санкт-Петербург, 1906 г.

Доходный дом Пантелеймона Бадаева известен и питерцам, и туристам. Более того, на Всемирной выставке в Париже он был удостоен золотой медали. Тут не каждый человек медаль получает, а дом так вообще редко. Войну, к сожалению, во всем своем великолепии медаленосец не пережил: в него попал снаряд. После ремонта в 50-е годы дом в стиле модерн стал коммуналкой, что тоже не лучшим образом сказалось на его состоянии.

В 2013 году дом решили отреставрировать. Неожиданно историки обратили внимание, что одна из частей барельефа, изображавшая нимфу музыки, изменилась в лице.

Организаторы ремонта утверждали, что никакой реставрации барельефа не проводили и в таком виде он попал к ним изначально, но и восстанавливать тоже не взялись. Талантом не владеют. Авторов «шедевра», которые поработали над обликом дома где-то между 2008 и 2013 годом, так и не нашли, а местные прозвали его «степной девой». Степные девы, в свою очередь, называют изменившуюся нимфу «коренной петербурженкой».

Сатурн Меркурий почти не виден

Торговый дом Кузнецова, Москва, 1898 г.

В августе 2015 года Москва готовилась дню рождения города, и улица Мясницкая получила очень странный подарок.

Лицо бога Меркурия на барельефе Торгового дома Кузнецова удивительным образом преобразилось.Большинство решило, что на гастроли в Москву приехал легендарный реставратор дома Бадаева, хотя, может, бога торговли перекосило от увиденных цен на ремонт в Москве. Так это или нет, но ущерб был нанесен, а власти пообещали вернуть как было. Ну или хотя бы найти натурщика посимпатичнее.

Адмиралтейские уродцы

Здание Адмиралтейства, Санкт-Петербург, 1823 г.

В 2011 году при обследовании башни главного здания Адмиралтейства реставраторам открылись интереснейшие создания, которых можно было отнести к какому угодно жанру, кроме классицизма. Из 28 античных фигур в близком к исходному виде осталась только одна, а остальные…

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Задача реставраторов - восстанавливать обветшалые и поврежденные произведения искусства. Эта работа творческая, но совсем не простая: неверное движение - и шедевр испорчен, поэтому проколы неизбежны.

сайт собрал нашумевшие случаи, когда реставрация пошла не так, как планировалось.

1. Испорченная фреска

Самый нашумевший случай неудачной реставрации произошел в Испании. 80-летняя Сесилия Хименес вызвалась восстановить облупившуюся фреску с изображением Иисуса в местном соборе. Но почему-то у нее вышло совсем не похоже на оригинал, видимо, зрение подвело пожилую женщину.

Можно спорить бесконечно, зло или благо сотворила Сесилия. С одной стороны, фреска была испорчена. С другой стороны, собор стал известен на весь мир, а Сесилию называют новым Гойей.

2. Герои фрески, лишившиеся глаз

Восстановление фресок в Сикстинской капелле было самой масштабной реставрационной работой ХХ века. Но многие искусствоведы считают, что она оказалась неудачной.

Когда мастера очищали своды от копоти, они затронули верхний слой фресок с поправками самого Микеланджело. В результате некоторые герои даже лишились глаз.

3. Фантазия Берлускони

В 2010 году у входа в резиденцию премьер-министра Италии Сильвио Берлускони установили статуи Марса и Венеры, датированные 175 годом нашей эры. Фигуры были найдены уже с отбитыми частями тела.

Берлускони дал распоряжение восстановить статуи. С виду получилось неплохо, но искусствоведы не оценили порыва премьер-министра. Считается, что переделывать памятники старины на свой лад - сродни вандализму, ведь мы не знаем, как первоначально выглядели фигуры. Сейчас Марсу и Венере вернули первоначальный облик.

4. Осветленная картина

Работа Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» после реставрации стала выглядеть гораздо светлее. Если раньше преобладали пасмурные темные оттенки, сейчас картина выглядит очень ярко, как будто действие происходит в солнечный день. По мнению экспертов, это противоречит замыслу да Винчи.

Некоторые из специалистов комитета Лувра в знак протеста против такой реставрации даже покинули свои посты. Но так ли плоха работа реставраторов?

5. Неузнаваемый Ленин

В Краснодарском крае, Россия, после реставрации памятник Ленину приобрел непропорционально длинную руку и чье-то чужое лицо.

Оказывается, памятник имел такой вид уже давно, но его фотографии на глаза широкой общественности попали только в 2016 году. История с монументом даже появилась на центральном телевидении. После этого вождя мирового пролетариата привели в надлежащий вид.

6. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры на земле, и, к сожалению, он тоже постепенно разрушается.

Несколько лет назад реставраторы неудачно реконструировали один из самых красивых участков стены длиной 780 метров, просто покрыв его слоем бетона.

Сейчас в отношении недобросовестных реставраторов проводится расследование, а остальные части стены реставрируются более бережно.

7. Замок Матрера

Реконструкция старинной крепости Матрера в Испании получилась весьма спорной: башня стала выглядеть слишком современно. Оказалось, реконструктор Карлос Кеведо Рохас хотел, чтобы было ясно, какие части крепости являются новыми, а какие - древними.

8. Борода Тутанхамона


Испанская пенсионерка попыталась самостоятельно отреставрировать фреску XIX века - одну из главных достопримечательностей местной церкви. Результат оказался плачевным.
Фреска работы Элиаса Гарсии Мартинеса, изображающая Иисуса Христа, была украшением церкви близ Сарагосы более ста лет.
ИскусствоС годами она получила некоторые повреждения: часть фрагментов стерлась из-за высокой влажности в помещении, местами краска осыпалась.
Тогда 80-летняя старушка принесла в церковь краски и дорисовала недостающие детали.
По свидетельству корреспондента Би-би-си Кристиана Фрейзера, вместо Спасителя на фреске получилось что-то похожее на волосатую обезьяну в бесформенной тунике. Тонкая работа Мартинеса оказалась скрытой грубо наложенной краской.
Прихожанка скоро поняла, что испортила старинную работу, и связалась с местным советом, который надеется восстановить фреску.
Изображение «отреставрированной» фрески облетело весь мир и привлекло внимание тысяч интернет-пользователей.
– Я очень рада, что моя церковь и мой город стали известны всему миру, благодаря мне, хотя это не было моим намерением, когда я начала реставрировать фреску, – объясняет Хименес.
В результате огромного внимания и массовой критики Хименес остро переживала случившееся.
– Она каждое лето проводит в храме, объясняет Хосе Мария Азнар, отвечающий за содержание церкви. – Все эти годы Сесилия помогала нам реставрировать церковь без всяких проблем. Сначала она боялась трогать фреску, увидев что она сильно испорчена, но однажды утром она взяла кисти и, не обсуждая, это ни с кем стала ее «реставрировать».
Хотя у госпожи Хименес есть недоброжелатели, много людей поддерживают ее. Сотни поклонников направили ей одобрительные письма.
– Я хочу поблагодарить вас за поддержку, которую получаю со всего света, говорит Хименес. – Благодаря ей, я чувствую себя сейчас гораздо лучше.
– Она рассказала моей жене, что она сделала, она сказала: «Я ретушировала фреску, и она теперь выглядит ужасно, я должна уехать из города, я оставлю пока ее так, но когда я вернусь, я ее исправлю», объясняет Азнар. – Но, несмотря на ее добрую волю, я как ответственный за храм должен был сообщить мэрии Борха.
После этого, местные власти пришли в церковь, чтобы проанализировать случившееся. Позже они опубликовали в блоге свои выводы. Они были размещены на Facebook, а Борха и его жителей получили всемирную известность.
Испанские искусствоведы собираются провести в церкви встречу для обсуждения плана реставрации.
Хуан Мария Оэда, член городского совета по вопросам культуры, который занимается этим делом, заявил, что виновница готова встретиться с экспертами и сообщить им, какими материалами она воспользовалась.
"Думаю, она [пенсионерка] действовала из лучших побуждений. Если нам не удастся восстановить фреску, мы повесим на стену церкви фото произведения", - сказал Оэда.
Художественная ценность фрески не очень велика, однако местные жители ее ценили.
По словам корреспондента Би-би-си, как назло, местный реставрационный центр только что получил от внучки художника пожертвование, которое предназначалось для восстановления фрески.

"Се человек",
фреска Элиаса Гарсиа Мартинеса

В маленьком испанском городке Борха, расположенном около Сарагосы, с населением 5000 человек есть храм Милосердия, главной достопримечательностью которого была фреска «Ecce Homo» («Се человек»). Ее написал известный до сего времени лишь специалистам художник Элиас Гарсиа Мартинес. Родился он в 1858 году в муниципалитете Рекена, там же начал заниматься рисованием, потом учился живописи в Королевской академии изящных искусств Святого Карлоса, затем отправился в Барселону и после нее в Сарагосу. В Сарагосе художник женился, преподавал в Школе искусств портретную живопись. Умер в 1934 году. Его творчество оценено критиками не очень высоко.

Фреска находилась в плачевном состоянии – часть лика Христа стерлась, местами из-за влажности осыпалась краска. Прихожан сильно огорчало такое состояние картины.


В 2010 году 80-летняя пенсионерка Сесилия Хименес решила самостоятельно ее отреставрировать. По ее словам реставрацию разрешил настоятель. По словам же представителей церкви никто ничего не знал о художественной деятельности прихожанки. В это сложно поверить, учитывая, что «реставрация» продолжалась в течение двух лет и прервалась летом 2012 года, когда в церковь приехали специалисты, специально нанятые для восстановления фрески внучкой автора Тересой Мартинес за свой счет.


В прессе началась шумиха. Одни требуют по-настоящему отреставрировать картину, другие сравнивают Сесилию с Гойей, Мунком и Модильяни, считая, что нужно сохранить работу, как интереснейший образец примитивизма, третьи издеваются над результатом, называя его «Ecce Mono» («Се обезьянка»).

Моё мнение таково.

Во-первых, удивляет позиция церкви в этом вопросе – то они не замечают проводящуюся в течение двух лет реставрацию, то вдруг начинают брать деньги с туристов, чтобы вернуть фреску в исходное состояние. Конечно, множеству людей для самоутверждения просто необходимо заниматься общественно-полезной деятельностью. Сесилия Хименес прожила тяжелую жизнь, а это сильно приближает человека к религии. Она умеет рисовать, и пастор вполне мог бы разрешить ей работать над росписью храма. Но нельзя же поручать неспециалисту такую серьезную работу над памятником культуры, а потом еще и трусливо прятаться, не желая прямо сказать: «да, Сесилия действовала из лучших побуждений, и виноваты в сложившейся ситуации только мы».

И во-вторых, после шумихи в прессе многие узнали о существовании такого художника, как Элиас Гарсия Мартинес, которого, по-моему, абсолютно напрасно сочли посредственным. То, что можно разглядеть на оригинале полуразрушенной фрески, впечатляет и берет за душу. Сколько же еще открытий предстоит сделать совершенно случайно?

80-летняя художница-любительница Сесилия Хименес (Cecilia Giménez) не имела ничего, кроме добрых намерений, когда обратила своё внимание на испортившуюся со временем фреску с изображением Иисуса Христа на стене в храме Милосердия в небольшом испанском городе Борха (Borja).

Фреска под названием "Ecce Homo" (что значит "Се человек") была создана испанским художником Элиасом Гарсиа Мартинесом (Elías García Martínez) в 1930 году. Хотя эта работа, согласно общему мнению в прессе, имела "небольшое художественное значение", потому что "Мартинес не является великим художником, а его картина "Ecce Homo" не представляет собой "шедевр", фреска, тем не менее, приобрела некоторую сентиментальную ценность среди местного населения.

Итак, когда первоначальная краска на фреске стала шелушиться, Сесилия Хименес, которая не имела специального образования, взялась отреставрировать стареющее художественное произведение.

Повреждённая фреска "Ecce Homo" слева и её "отреставрированная" версия справа.

Хименес подправляла картину мазок за мазком в течение нескольких лет с ведома приходского священника и церковных сторожей, пока однажды летом 2012 года не решила, что фреске нужна капитальная реставрация. В середине "реставрационного процесса", Хименес отправилась в отпуск, потому что работа потребовала гораздо больше времени, чем она предполагала. Женщина собиралась завершить её по возвращении, но, хорошо это или плохо, такого шанса ей больше не представилось.

К тому времени, как она вернулась из отпуска, о её провальных усилиях узнала широкая общественность, и Хименес стала всемирным посмешищем. Неудавшаяся реставрация стала главной темой в Интернете, породив во всемирной сети множество мемов и шуток. Журналисты сравнили реставрацию с тем, как известный персонаж Мистер Бин в исполнении Роуэна Аткинсона (Rowan Atkinson) испортил картину "Мать Уистлера" ("Whistler’s Mother"). Некоторые сравнили картину с размытым изображением картофеля и обезьяны. Другие назвали её "Пушистый Иисус" и "Ecce Mono" ("Се обезьянка").

Хименес чувствовала себя настолько униженной, что плакала в течение нескольких дней и, по словам её родственников, отказывалась от еды. В итоге, женщине пришлось обращаться к помощи психиатра и принимать лекарства. В какой-то момент наследники Гарсиа Мартинеса пригрозили подать на Сесилию Хименес в суд за порчу картины, но, к счастью для неё, не довели дело до конца.


Оригинальная неповреждённая картина (слева), повреждённая картина (в середине) и реставрация Сесилии Хименес (справа).

В настоящее время, по странной иронии судьбы, небольшой малоизвестный город Борха вдруг неожиданно появился на международном туристическом маршруте. Каждый год десятки тысяч любопытных посетителей со странным чувством юмора приезжают из дальних уголков мира, чтобы своими глазами увидеть трагическое фиаско и уехать домой с различными сувенирами, такими как кружки и футболки с изображением "новой и улучшенной" фрески "Ecce Homo".

Сесилия Хименес, чья неудавшаяся попытка отреставрировать церковную картину когда-то вызывала издёвки и насмешки, теперь является местной знаменитостью. Она вручает призы на конкурсе молодых художников, которые пишут свои собственные варианты картины "Ecce Homo". Люди узнают её на улице и кричат: "Это Сесилия! Это Сесилия!" Она даже имеет 49% выручки от реализации сувенирной продукции. Остальное идёт семье художника Мартинеса.

Сесилия Хименес, может, и не смогла отреставрировать картину, но ей удалось возродить судьбу своего города. Приток туристов помог стабилизировать экономику города Борха, пошатнувшуюся от экономического спада, от которого остальная часть Испании страдает в течение последних нескольких лет.

"Для меня это история веры, – сказал Эндрю Флэк (Andrew Flack), либреттист оперы, который сочинил комическую оперу о том, как одна женщина испортила фреску и спасла город. – Это чудо, как она смогла способствовать процветанию туризма!"

"Почему люди приходят посмотреть на фреску, если она представляет собой такое произведение искусства? – спрашивает он. – Это своего рода паломничество, превращённое средствами масс-медиа в феномен. Пути господни неисповедимы. Ваша катастрофа может обернуться для меня чудом".


"Отреставрированная" Мистером Бином картина Джеймса Макнила Уистлера (James McNeill Whistler) "Аранжировка в сером и чёрном. Мать художника" ("Arrangement in Grey and Black: The Artist"s Mother") из фильма "Мистер Бин", 1997 г.


Ассортимент сувениров "Ecce Homo".


Коллекция Интернет-мемов про неудавшуюся реставрацию фрески "Ecce Homo".


Туристы выстроились в ряд, чтобы взглянуть на церковную картину "Ecce Homo" на алтаре в храме Милосердия в городе Борха, Испания.