Чему учит сказка "Гадкий утенок"? Энциклопедия сказочных героев: Гадкий утенок Чему учит гадкий утенок для читательского дневника.

Контрольная работа
по детской литературе №1
«Анализ зарубежной литературной сказки»

Выполнила:
студентка
группы РЛ-31
Малаева Р.
Проверила:
Николаева С. Ю.

История создания
«Гадкий утёнок» - сказка датского писателя и поэта Ганса Христиана Андерсена, впервые опубликованная 11 ноября 1843 года. Перевод с датского на русский был выполнен Анной Васильевной Ганзен.
Г. Х. Андерсен родился в маленькой, но знаменитой всему миру стране – Дании. Остался рано без отца; ещё мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А вечерами учился в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего: он стал писателем.
Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в сказках писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.
Именно поэтому часто высказывается мнение, что сказка «Гадкий утёнок» является завуалированной автобиографией Ганса Христиана Андерсена.
Я всегда с недоверием отношусь к поискам в сюжетах писателей их личных чувств, переживаний, детских «травм», но в данном случае я вынуждена признать их достоверность. Ведь об этом свидетельствуют и реальные факты и слова автора:
«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости, и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой, какой я никогда не был бы в силах создать сам.… Да, правда, что я родился под счастливой звездой!». (Г.-Х.Андерсен)
Современники о внешности Андерсена:
«Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
По самим местам действия сказки также можно провести параллели с жизнью писателя: пустырь, заросший лопухами, где было утиное гнездо - это Оденсе, родной город писателя; птичий двор, где клевали и травили гадкого утенка - столица Дании, Копенгаген; дом, где жила старушка с курицей и котом - одна знакомая Андерсену семья, в которой хотя и благожелательно принимали молодого писателя, но всячески наставляли и учили, как следует жить.
Стиль Г. Х. Андерсена
Из сказанного выше, я хочу выявить одну из особенностей стиля датского писателя – автобиографичность, которая имеет место не только в выбранной мной сказке, а также во многих других его творениях.
Впервые появившиеся на прилавках книги Андерсена поразили читателей своими героями, которые действительно были необычными. Принцессы его отличались трудолюбием и самоотвержением. В общем, его герои это обычные дети, а истории почерпнуты из обычной жизни.
Произведения Андерсена отличаются также удивительной фантастикой. Андерсен не боится реалистической детализацией описания ослабить фантастическое. Наоборот, ею он как бы подчеркивает достоверность событий сказки. Так реалистическими средствами художник нарисовал фантастическую картину появления бузинной матушки из чайника. Андерсен видит сказочное в самой реальности.
В сказке «Русалочка», во многом программной для Андерсена, он полемически противопоставляет миру сказки мир реальный, как высшую красоту.
Реалистическое содержание андерсеновских сказок и обусловило их стиль, язык манеру письма художника.
Родниковая ясность речи, разговорная интонация, прямое обращение к слушателю, гибкость синтаксических форм, звучность слова, зримость и красочность образов, конкретность деталей - таковы особенности андерсеновского стиля, стремительного и живого. Его описания полны движения, действия.
Звукоподражание является важным элементом в языке андерсеновских сказок и придает ему характерность.
Звукоподражание органически слито с другой особенностью андерсеновской речи - разговорным характером ее, специфически присущим жанру сказки, которую сказывают. Рассказчик в слове передает все, даже звучание предметов в их действии, в движении. То булькает льющаяся вода, то утята проклевываются через яичную скорлупу, и мы слышим, как она потрескивает, то с шипеньем вспыхивает спичка.
Реальный мир в сказках Андерсена предстает таким, каков он в действительности, то есть красочным, объемным, звучным и, что очень важно, находящимся в движении.
Динамичность повествования - одно из характернейших свойств стиля Андерсена-сказочника.
У Андерсена нет бездейственных, украшающих деталей: все в повествовании подчинено единой цели.
Мастерское умение сочетать реальное и фантастическое проявляется у Андерсена и в использовании психологической детали. Как бы ни был сказочен его герой, он думает и действует в соответствии с конкретными реальными условиями своего бытия.
Характерной чертой андерсеновской сказки и является глубокая правдивость в описаниях переживаний сказочных персонажей.

Анализ сказки «Гадкий утенок»
Сначала обратим свое внимание на название сказки. На мой взгляд, оно отвечает на вопрос «о чем?», следовательно является темой произведения.
В названии – оксюморон: гадкое и прекрасное относится к одному герою и выделяет его из всех остальных жителей птичьего двора.
Теперь нам необходимо определиться с жанром. Как понятно из названия работы, это литературная сказка. Но,как и многие литературные сказки, она имеет черты других жанров.
Я думаю, что в сказке есть элемент мифологии. Если мы обратимся к сюжету сказки, то обязательно обнаружим в нем тему изгнанника, которая была распространена в мифах. В таких сказках герой не властен над своей судьбой, он становится игрушкой неподвластных ему событий.
Тема "Гадкого утенка" распространена во всем мире. Во всех сказках об изгнании содержится одно и то же смысловое ядро, которое в каждом случае окружено разными оборками и воланами, отражающими культурный фон сказки, а также поэтику отдельного сказителя. Сказочный утенок олицетворяет дикую природу, которая, если загнать ее в среду со скудным питанием, инстинктивно стремится выжить, во что бы то ни стало. Дикая натура инстинктивно цепляется и упирается – порою робко, порой отчаянно, однако держится мертвой хваткой.
Если говорить откровенно, то на мой взгляд, утенок не был гадким, он не вызывал у меня отвращения или неприязни. Причиной того, что его изгнали, можно считать лишь то, что он отличался от других, от окружающим. Утенок был не гадким, он был иным. Его мама увидев его сказала: «И совсем не похож на других
В сказке проявляется и стиль автора, такой как динамизм повествования:
«Пиф! Паф! - раздалось опять, и целая стая диких гусей поднялась над болотом. Выстрел гремел за выстрелом. Охотники окружили болото со всех сторон; некоторые из них забрались на деревья и вели стрельбу сверху. Голубой дым облаками окутывал вершины деревьев и стлался над водой. По болоту рыскали охотничьи собаки. Только и слышно было: шлёп-шлёп! И камыш раскачивался из стороны в сторону. Бедный утенок от страха был ни жив ни мертв. Он хотел было спрятать голову под крылышко, как вдруг прямо перед ним выросла охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она посмотрела на утенка, оскалила острые зубы и - шлёп-шлёп! - побежала дальше »…
Также сказка имеет психологическую окраску. Автор описывает нам душевное состояние героя с помощью его внутренних монологов:
"Это оттого, что я такой гадкий", - подумал утенок и, зажмурив глаза, бросился бежать, сам не зная куда.
"Кажется, пронесло, - подумал утенок и перевел дух. - Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!"
“Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверно, заклюют меня насмерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но все равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичницы да терпеть холод и голод зимою!”
А также о психологической напряженности свидетельствует следующее:
«Наконец утенок не выдержал. Он перебежал через двор и, распустив свои неуклюжие крылышки, кое-как перевалился через забор прямо в колючие кусты».
Конфликт с обществом перерастает в личный. Слова его матери, которые явно выделяются на фоне других:
“Глаза б мои на тебя не глядели!”
Эта сказка очень чувственна, мы полны переживаний в процессе чтения:
Автор сам не удерживается от сочувствия своему герою:
«Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы ему позволили жить в камышах да пить болотную воду, - о большем он и не мечтал».
Символизм в сказке. Действующую в сказке мать мы можем интерпретировать как символ внешней матери, но большинство взрослых женщин унаследовало кое-что и от истинной, внутренней матери. Утка-мать в этой сказке обладает несколькими качествами: она одновременно олицетворяет амбивалентную мать, мать-неудачницу и мать-сироту. Амбивалентность заключается в том, что она отрезана от материнских инстинктов, лишена их. Эмоционально она разрывается на части и потому терпит крах и лишает ребенка-чужака своей опеки. Хотя поначалу она пытается стоять на своем, непохожесть утенка на других начинает угрожать ее безопасности в собственном обществе и она сдается.
Также если говорить о символах, то примечательным является образ человека, спасшего утенка изо льда. Это спасение может символизировать вызволение изо льда, т.е. спасение от недостатка чувств, безразличия.
Несмотря на то, что это сказка о животных, мы все же видим в них сходства с людьми. Это потому что автор изобразил их животными лишь внешне. Андерсен показывает нам отношения между людьми. На птичьем дворе нужно бороться за существование, и утятам предстоит
этому научиться. Они должны остерегаться кошки и не попадать под ноги птичнице; нужно держать лапки врозь, чтобы показать себя благовоспитанным утенком. Вылупившиеся утята ценятся по тому, умеют ли они все, что должна уметь каждая утка. Добрый знак, когда большой утенок хорошо гребет лапками в воде - есть надежда, что из него все же выйдет толк.
Да, человеческие портреты здесь приобретают остроту из-за упрощения, И особую прелесть им придает забавное противопоставление между их нечеловеческой средой и чересчур человеческими мыслями.
Все персонажа этой сказке можно найти реальных аналогов среди людей. В нашей жизни мы можем встретить и «жирную утку, петуха, курицу, кота и самого героя».
«Гадкий утенок» - почти экзистенциальная драма, даже притча об одиночестве, взрослении, утрате иллюзий. Читая сказку, мы видим нелегкий путь становления главного героя. Ведь с самого начала его жизнь была сплошными испытаниями:
«Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою»
«Только бедному утенку, который вылупился позже других и был такой гадкий, никто не давал проходу. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже куры»…
«А индийский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя чуть не императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел прямо к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью»…
«Было бы слишком печально рассказывать про все беды и несчастья гадкого утенка в эту суровую зиму»…
Но несмотря на все беды и горести, несмотря на отчаяние, маленький, беззащитный утенок оказался сильнее обстоятельств, и в конце концов обрел свое счастье:
«Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед. Он много вытерпел и поэтому мог лучше оценить свое счастье. А большие лебеди плавали вокруг и гладили его своими клювами»…
В конце сказки героя ждет победа в виде признания: «Новый лебедь лучше всех! Он красивый и молодой!». И сам герой восклицает: «О таком счастье я и не мечтал, когда был ещё гадким утёнком!»

Қызылорда облысы, Жаңақорған ауданы, Әбдіғаппар ауылы, №213 «Қыркеңсе»орта мектебі

План Презентация

Тема: «Гадкий утёнок»

Х.К.Андерсен

Цель урока : расширить представление учащихся о литературной сказке

Задачи:

  1. Показать особенности творческой индивидуальности Х.К.Андерсена.
  2. Развить навыки выразительного чтения, умения сравнивать, анализировать,

обобщать; развитие коммуникативной речи учащихся.

  1. Воспитание уважения друг к другу, научить видеть за серой внешностью величие и благородство души.

Тип урока : комбинированный

Методы : интерактивный (обобщение, слайды), словесный – наглядный (слово учителя, беседа)

Наглядность: выставка книг Х.К.Андерсена, портрет сказочника, иллюстрации

Оборудование : интерактивная доска (презентация), магнитофон

Музыкальное сопровождение «Вальс — фантазия» М.И.Глинки .

Ход урока

  1. Организационный момент урока .

Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.

Психологический настрой.

У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли гости. Но прежде чем начнем урок, давайте, создадим в классе благоприятную атмосферу.

Для этого попрошу всех присутствующих повернуться лицом к друг другу, взяться за руки, закрыть глаза и про себя пожелать друг другу самые лучшие пожелания.

Сообщение темы и цели урока: (слайд с названием темы)

Наше путешествие по стране «Литературной сказки» продолжается. Сказки великих русских писателей уже прочитаны нами. Сегодня очередная встреча с великим сказочником мира Х.К.Андерсеном, с его сказкой «Гадкий утёнок».Сегодня на уроке мы расширим понятие о литературной сказке, познакомимся с биографией сказочника, проследим за действиями героев сказки, подумаем, что же может скрываться за убогой и гадкой внешностью.

  1. Введение в тему урока (звучит вальс). Вступительное слово учителя:

В мире много сказок Пусть герои сказок

Грустных и смешных Дарят нам тепло

И прожить на свете Пусть добро навеки

Нам нельзя без них побеждает зло.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках «Вальса – фантазии » М.Глинки, который вы только что услышали.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, взрослые, вспоминаем своё детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: «Как бы я хотела оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой, как ты». Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

И, конечно же, нам нужны сказки. Рядом на книжной полке со сказками А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Е.Шварца находятся сказки великого сказочника мира Ханса Кристиана Андерсена.

Удивительна биография сказочника – сына бедного ремесленника, ставшего всемирно известным писателем.

(слайд – фотография писателя)

  1. Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К.Андерсене (рассказ учащихся).

1-ученик: На карте мира под рельефными очертаниями Скандинавского полуострова виднеется ещё один силуэт, несколько напоминающий человеческую ладонь. Это полуостров, только совсем небольшой, и называется он Ютландия. Полуостров слегка выдвинут на север между Северным и Балтийским морями, к востоку от него сгруппированы пятна крупных и мелких островов с самыми неожиданными контурами. Вот изогнутый, словно утиная шея, остров Зеландия. Вот слегка вытянутый, похожий на кошачью лапу, остров Фюн.

Это – Дания, маленькая скандинавская страна на севере Европы. Столица Дании – Копенгаген. Из Копенгагенского порта морем можно добраться до небольшого острова Фюн. Там, в городе Оденсе родился Андерсен.

(слайд « Карта Дании»)

2-ученик : Здесь же в Оденсе, на улице Мункемёлле, есть один домик, в котором живёт память о сказочнике. Там прошло его детство. Сейчас комната с двумя выходящими на улицу пуста, и только на стенах развешены рисунки с видами Оденсе того времени.

(слайд «Дом – музей)»

3-ученик : Х.К.Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалась в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсена была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

4-ученик: Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельней (богадельня – дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по – своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя., старушкам. А те только охали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умён.

5-ученик: Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбережённые гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки.

В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своём стихотворении сам Андерсен:

«В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берёт мой мир своё начало:

На датском языке мать песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…»

Учитель: Всемирную славу Андерсену принесли его сказки и истории, написанные с 1835 по 1872 год. Первый его сборник «Сказки, рассказанные детям» был напечатан небольшим тиражом на дешевой бумаге под Рождество в 1835г. С этого все и началось. Будто по взмаху волшебной палочки жизнь Андерсена начала меняться, превращаясь в сказочный калейдоскоп.

Сегодня без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя – это Золотая медаль Х.К.Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.

По сказкам Андерсена были созданы фильмы и выпущены мультфильмы. А известный российский кинорежиссёр Э.Рязанов снял фильм о жизни Андерсена, который называется «Андерсен. Жизнь без любви».

Всего за свою жизнь Андерсен написал около 150 сказок. Вот только некоторые из них (показ книг из выставки и слайда)

Названия, каких сказок вы сможете добавить к этим сказкам?

Каждая сказка Андерсена сопровождается иллюстрациями

Первым иллюстратором сказок Андерсена был датский художник Вильгельм Педерсен. В 1845г. он нарисовал иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок». (слайд — фотография иллюстратора, иллюстрации к сказке «Гадкий утёнок»)

Эпиграфом урока будут слова из сказки «Ничуть не похож на остальных!»

  1. Проверка опережающего домашнего задания (было задано прочитать полный текст сказки, знать её содержание).

Класс разделён на 3 группы. Каждая группа получает задание: пересказать содержание сказки:

1-я группа – 1 и 2 глава,

2-я группа – 3 и 4 глава,

3-я группа — 5 и 6 глава

  1. Анализ по содержанию сказки.

— Как выглядел утёнок, который вылупился последним?

Почему утка подумала, что это индюшонок?

— Куда повела утка своих утят? Как приняли птицы утят?

— Почему утёнок не понравился?

— Что даёт право утке – иностранке выносить приговор окружающим?

— Чем продиктовано желание старой утки «переделать» птенца? Зачем ей это нужно?

— Опишите птичий двор. Похожи ли птицы на людей?

— Как вы думаете, что чувствовал утёнок, когда его дразнили, клевали, толкали?

— Почему утёнок не остался в избушке, а решил идти бродить «по белу свету»?

— Почему курочке непонятно желание утёнка?

— Ответьте, пожалуйста, есть ли у разных существ, право по-разному смотреть на мир, по–разному думать? Способны ли мы видеть мир огромным и разноликим? Не навязываем ли мы друг другу своё видение мира?

Вызывает ли у вас сочувствие к гадкому утёнку, страдание, которого вызваны прежде всего тем, что он не похож на других?

Испытание за испытанием – так построена сказка.

Идея испытания не нова в сказках. Вспомните героев сказок, которые прошли через испытания.

Учащиеся называют героев сказок.

— Но все тяжкие испытания пришлись на долю старших, а этот утёнок, считающий себя безобразным, совсем малыш. «Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы»- пишет автор сказки.

  • Как же заканчивается эта сказка?
  • — Что хотел сказать автор этой историей?

— Что нужно, ребята, чтобы из гадкого утёнка превратиться в прекрасного лебедя?

Учитель: Исследователи творчества Андерсена видели в «Гадком утёнке» гениальный символ жизни писателя, прославившегося благодаря своему широкому взгляду на мир, умению видеть величие и благородство души под убогой одеждой и внешностью.

  1. Викторина «Кто и когда произносил эти слова?»

— «Ах, как велик мир!».

— «Ты такой смешной урод, что право, нравишься нам!».

— «Неси– ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!».

  • «Мы и весь свет!».
  • «Славные у тебя детки!»

— «Хорошо бы его переделать!».

— «Селезню красота не так уж нужна».

  1. Подведение итогов урока.

Составляется кластер:

Чему учит сказка Андерсена?

Не судить никого Не завидовать

Быть терпеливым Понять того, кто рядом

Уважать того, кто не похож совсем на тебя

Видеть величие души Познавать красоту жизни

Вспомните цели, которые я поставила перед вами вначале урока? Достиг ли мы её?Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы сейчас можете объяснить этот эпиграф?

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились. Вы все были активными, проявили ум. И вы заслуживаете благодарности. В благодарность я вас награжу завтра просмотром фильма «Гадкий утёнок» в нашем актовом зале.

А сейчас ваши оценки за урок.

  1. Выставление оценок (при ответах я раздаю жетоны: красный, зелёный, жёлтый, которые означают соответственно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).
  2. Домашнее задание: в учебнике на странице 53 прочитать сказку «Конёк — Горбунок», знать её содержание.

1 группе даётся задание творческого характера- написать эссе «Уроки сказки Андерсена ».

Рефлексия : Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем вам добра.

И урок заканчивать пора.

Главный смысл сказки Андерсена состоит в том, что надо стойко и терпеливо переносить трудности, невзгоды. Несчастному утенку (который на самом деле был лебедем) пришлось выдержать целый ряд жестоких испытаний в самом начале своей жизни. Его дразнили и травили грубые сородичи. От него отвернулась собственная мать-утка, убоявшись общественного мнения. Затем, когда он сбежал с птичьего двора и подружился с дикими гусями, этих охотники, а сам утенок спасся лишь чудом. После этого несчастного утенка подобрала старушка и принесла в свой дом. Но его обитатели – кот и курица – смеялись над новым жильцом и бесцеремонно учили «уму-разуму». Утенку пришлось покинуть дом старушки, зиму он провел в камышах у озера, где следующей весной встретил прекрасных лебедей. И сказка закончилась счастливым исходом.

Мораль этой сказки в том, что жизнь может преподнести много нелегких испытаний, но надо не падать духом и не опускать руки. Ведь утенку-лебедю было очень трудно, но он все выдержал и в итоге стал счастливым.

Точно так же и человек, не склонившийся перед судьбой, в итоге может торжествовать победу.

Из-за чего вообще начались беды утенка

Мораль сказки состоит еще и в том, что не надо бояться быть непохожим на других. Утенок отличался по виду от других утят. То есть был не таким как все. И поэтому его начали дразнить и травить утки. Почему его бранили и бесцеремонно поучали кот и курица? Потому что он вел себя не так, как надо. То есть, опять был не таким как все! У утенка был выбор: или смириться с тем, что нельзя отличаться от других ни внешним видом, ни поведением, ни привычками, или вести себя в соответствии с принципом: «Да, я другой, но имею на это право!» И он сделал этот выбор, не испугавшись того, что навлечет на себя непонимание, брань и даже травлю.

Человеку также следует отстаивать право быть самим собой, даже если для этого придется пойти наперекор общественному мнению.

Некоторые знатоки творчества Андерсена считают, что в образе гадкого утенка автор сказки изобразил именно себя. Ведь Андерсену тоже пришлось вынести немало насмешек, непонимания и бесцеремонных поучений со стороны окружающих людей, прежде чем он стал известным писателем, да и его внешность весьма отличалась от облика «среднестатистического» датчанина. Никогда не опускайте руки, боритесь за свое счастье, невзирая на все преграды.

Чему учит сказка "Гадкий утенок"?

    Мне кажется эта сказка Андерсена учит не относится с пренебрежением к другим людям, какими бы странными они нам не казались. Любой человек по своему уникален и чем-то отличается от других. В любом человеке скрыто что-то такое, что может несказанно удивить вас в определенный момент и хорошо если вам не придется раскаиваться в своем отношении к этому человеку и просить прощения. Конечно история терпеливого, стоического отношения к трудностям тоже имеет свою мораль, вроде того, что любые испытания в итоге приводят к успеху и закаляют характер, если человек умеет переносить их с достоинством, не сломавшись. Но это идея есть во многих сказках.

    На мой взгляд, в сказке Гадкий утнок заложен глубокий философский смысл. Главный вывод, который я сделала для себя давным-давно, когда уже сама прочитала эту сказку: не нужно бояться быть белой вороной , то есть непохожей на других.

    Ведь что такое птичье царство в сказке Ганса Андерсена? Не для кого не секрет, что это наше человеческое общество. И если ты не похож на других, не вписываешься в общую картину жития-бытия, то тебя или заклюют, или затопчут. Поэтому, нужно быть и очень смелым, и очень сильным, и очень талантливым, чтобы, выделившись из толпы, вс время ходить с высоко поднятой головой. Время от времени повторяя про себя (и напоминая себе), что я не такой как все! Я — это я!

    учит не обращать внимание на внешние критерии и верить в исполнение желаний.

    Эта сказка доводит нам очень умную мысль автора,который нам хотел сказать,что в человеке не важен внешний вид,а главное то,что находится в его душе и сердце.Он нам хочет сказать еще и о том,что как говорят,с лица воды не пить,и если внешность не яркая и не такая как у всех,это еще ни о чем не говорит.

    И судить нужно не по одежке изначально,а по поступкам человека и по уму.

    Потому что из страшненького гусенка в жизни может стать сильный и красивый лебедь,только ему нужно время для такого преображения.

    И еще это намек на то,что всегда нужно себя любить,какой бы внешности ты не был.И то,что если верить и любить себя,то в будущем это даст хорошие плоды и в будущем приводит к личному успеху.

    Сказка о гадком утенке учит верить в себя и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Вера в себя, любовь ближних превращает гадкого утенка в прекрасного лебедя. Но только всему свое время. нужно только выдержать, а значит сказка учит терпению.

    В основу сказки Гадкий утенок положен мотив о необычном существе. На самом деле утенок просто другой.

    Лучше найти людей, к которым вы принадлежите. Утнок преобразится, когда окажется среди лебедей, увидит свое отражение и посмотрит на себя по новому.

    Сказка Гадкий утенок.

    Все мы помним начало и конец этой сказки. Один из утят оказался совсем непохожим на остальных, только поэтому все обитатели двора отнеслись к нему с враждой, презрением. А что стало потом, когда этот неказистый малыш вырос? Он превратился в прекрасную птицу, на которую потом с восхищением и смотрели те, кто его клевал и прогонял.

    Какова мораль сказки, чему она учит? Тому, что внешность обманчива, нельзя судить о ком бы то ни было лишь по тому, как он выглядит. Нельзя с пренебрежением относиться к тем, кто не похож на нас, ведь в итоге они могут оказать гораздо прекраснее нас, если же и не внешне, как это было с гадким утенком, который вырос красивым лебедем, то по своим душевным качествам.

    Сказка учит быть терпимыми к тем, кто на нас непохож

    Утенок был не такой как все — и все над ним издевались

    Зато когда он вырос и стал красивым лебедем — все стали ему завидовать

    Так если если среди ваших знакомых есть человек не такой как все — его нужно уважать

    Кто знает — возможно однажды он может стать вашим начальником например)

    Так что сказка Гадкий Утенок действительно имеет большое смысл

    И да — никогда не сдавайтесь. Какие бы преграды у Вас на пути не стояли

    Все пройдет, и зло бумерангом вернется к тем, кто его сделал.

    Эта сказка учит добру и терпению. И в данном случае именно терпение поставило все в конце сказки на свои места. Да в нашем нездоровом обществе часто происходят события как в сказке Гадкий утенок. Многие привыкли судить по себе и все кто от них отличаются выступают предметом насмешек и издевательств. Но так уж устроен мир, что всегда люди собираются в группы по подобию как внешнему, так и внутреннему и это действительно заложено еще у животных. А те кто непохож или думает и поступают не как все и являются объектом нападок и издевательств. И недаром в народе говорят лучше быть одному, чем невесть с кем. А примером можно считать и Коперника, только его судьба окончилась плачевно. Но на это и сказки, где всегда бывает счастливый конец.

    Эта сказка учит верить в лучшее, надеяться в любой ситуации, терпеливо переносить все невзгоды. Ведь если в жизни все плохо, если человека не принимают и не понимают окружающие, нельзя опускать руки. Жизнь часто делает неожиданные повороты, трудности закаляют характер, что-то меняется в судьбе, и черная полоса жизни может закончиться в любой момент.

    Вспоминаю свои ощущения, когда я была ребенком: мне было настолько жаль гадкого утенка, что он казался мне милее всех других персонажей во сто крат.

    Очень мощная сказочная зарисовка, на мой взгляд. Она о том, что что-то с первого взгляда неказистое может дать чудесные плоды. О том, что потенциал не всегда виден, но даже и не это самое важное. Гадкий утенок мог бы стать гадкой птицей, но от этого не стал бы мною менее любим. Важна внутренняя составляющая, способность ее переложиться в итоге на внешнюю составляющую — только лишь приятный бонус. Красота — это не самое главное, главное — это доброта, открытость, честность и целеустремленность.

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством Х.К. Андерсена и сказкой “Гадкий утенок”
  2. Формирование интереса у учащихся к произведениям Г.Х. Андерсена
  3. Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи
  4. Пополнение словарного запаса учащихся
  5. Отрабатывать дикцию и выразительность
  6. Воспитывать любовь к родной природе
  7. Расширить читательский кругозор
  8. Перенести взаимопомощь, милосердие, сострадание к чужой боли в жизнь детского коллектива

Оборудование:

  • Учебник литературного чтения
  • Выставка книг Г.Х. Андерсена

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

2. Работа по новой теме

а) знакомство с творчеством Г.Х. Андерсена

Сегодня мы познакомимся с творчеством Г.Х. Андерсена (вывешивается на доску портрет).

Ганс Христиан Андерсен родился 2 сентября 1805 года в небольшом датском городке Оденсе на острове Фюн в семье башмачника. Отец его был сапожником, а мама целые дни, стоя по колено в холодной речной воде, стирала бельё для богатых людей. Люди они были добрые и работящие, но никак не могли выбраться из нужды. Он отличался от других детей своей фантазией, именно это качество и было той волшебной палочкой, по взмаху которой стены бедной каморки раздвигались, и ящик с землёй под окном превращался в цветущий сад. Самым его сильным увлечением был театр. Он был рад театральной афише, которую он получал в награду за помощь. Дома он раскрывал эту афишу и начинался спектакль, созданный его воображением. Ещё у него был свой кукольный театр, который смастерил ему отец. И вот настал тот день, когда родной город встречал его праздничными фейерверками.

Больше всего на свете Г.Х.Андерсен ценил чистое сердце, настоящий ум и доброту.

Герои сказок Г.Х.Андерсена – люди, животные, игрушки и самые неприметные вещи. В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. Г.Х.Андерсен стал добрым советчиком для всех детей.

Давайте посмотрим на картинки и вспомним, какие сказки написал Г.Х.Андерсен (на доску вывешивается по очереди каждая картинка со сказкой Андерсена: “Огниво”, “Снежная королева”, “Новый наряд короля”, “Свинопас”, “Дюймовочка”, Принцесса на горошине”, “Стойкий оловянный солдатик”.

Ребята, обратите внимание на выставку книг. Все эти сказки принадлежат перу Г.Х.Андерсена. Одна и та же сказка представлена в различном художественном оформлении.

3. Сообщение цели урока

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок” и узнаем трогательную историю его героя.

О чём вам говорит заголовок?

Сейчас в исполнении мастера художественного слова мы с вами послушаем часть этой сказки (учащиеся слушают грамзапись).

4. Первичное восприятие текста сказки

Какое чувство пробудила у вас эта история? Что вас особенно тронуло, когда вы слушали эту сказку? Почему так называется сказка?

Выразите своё отношение к сказке.

Мне очень жаль бедного утёнка, так как он не виноват в том, что родился таким некрасивым. У него доброе сердце и это поможет ему в жизни.

5. Вторичное осмысленное чтение

Ребята, сейчас мы прочитаем ещё раз первую часть этой сказки. Но прежде “волшебное солнышко” поможет нам разобрать нам непонятные (трудные) слова, которые встретятся нам при чтении.

6. Словарная работа

  • Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба.
  • Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом.
  • Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист.
  • Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы.
  • Озираться – оглядываться назад.
  • Гадкий – некрасивый, вызывающий отвращение.
  • Канава – длинный, неширокий ров.
  • Бултыхнуться – падать в воду.
  • Ров – длинное углубление, вырытое в земле.

7. Физкультминутка (под музыку)

Кто хочет разговаривать,/
Тот должен выговаривать,/
Всё правильно и внятно,/
Чтоб было всем понятно.//

Мы будем разговаривать,
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

О чем мы с вами прочитали?

Где сидела утка?

Прочитайте, как появились на свет утята.

Какое первое слово они произнесли?

Что ответила им утка?

Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

Почему утка-мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

Все ли утята сразу появились на свет?

Почему утка снова уселась в чаще лопуха?

Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок?

Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож?

Как можно озаглавить первую часть? Но сначала давайте представим себе лопух, в чаще которого сидела утка, и заглянем туда.

Что мы там увидим?

“Рождение утят”

“Ожидание последнего утёнка”

“Некрасивый утёнок” (деление на микрочасти)

Вот мы прочитали с вами первую часть и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части.

Вспомним, о чём первая часть? (Как родились на свет утята).

А вторая часть? (Ожидание последнего утёнка из большого яйца).

А третья часть? (Некрасивый утёнок).

б) Какие чувства мы должны у них пробудить?

Кроме того, слушатели должны понять, как автор относится к своим героям, какое отношение они вызывают у вас, т.е. мы должны вместе определить задачу чтения каждого отрывка.

“Рождение утят”

Итак, скорлупки затрещали, утята выкарабкались, посмотрели кругом.

Мы рады, что утята появились на свет? (да)

“Ожидание последнего утёнка”

Утка-мама увидела ещё одно целое яйцо и все стали ожидать рождения последнего утёнка. Когда будем читать, что передадим слушателям? (Все волнуются и ждут рождения последнего утёнка).

“Некрасивый утёнок”

О чём сообщается в этом отрывке? (Появление последнего утёнка на свет).

Что сказала утка, когда увидела последнего родившегося утёнка?

Должна ли была она так говорить?

На кого он был похож, по мнению утки?

Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к первой части?

Подготовка к выразительному чтению.

А теперь давайте выберем тон (загадочный); темп (неторопливый).

Подумайте, где нужны паузы (остановки) при чтении, какие слова нужно выделить голосом при чтении.

8. Работа по второй части

Вторичное осмысленное чтение второй части сказки.

Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве)

Как утята учились плавать?

Как плавал серый утёнок?

Деление на микрочасти.

“Купание утят”.

О чем мы прочитали? (как утята научились плавать).

“Птичий двор”.

О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил)

Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу)

Что говорили о нем на птичьем дворе?

Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью)

Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить)

Когда будем читать, что передадим слушателям? Какова задача нашего чтения? (Нам очень жаль бедного утенка, который не виноват, что родился таким. Своим чтением, мы будем осуждать все тех, кто обижал его, несмотря на его доброе и золотое сердце.)

“Утенок убежал”.

Почему утенку пришлось бежать с птичьего двора? (Все его гнали, обижали, даже мама, братья и сестры называли его уродом; куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур – отталкивала ногой).

Имели ли все на это право? (Нет, он не виноват, что родился таким, он добрый – а это главное качество).

Как вы относитесь к девочке, кормившей кур?

А как бы вы поступили на ее месте?

Что мы сообщим нашим слушателям? (Нам жаль бедного утенка, мы осуждаем тех, кто его обижал)

Подготовьтесь к выразительному чтению.

Самоподготовка. Конкурс чтецов.

Чему учит сказка? (Нельзя судить только по внешности, надо судить по поступкам и делам)

Молодцы, ребята.

9. Подбор пословиц к сказке.

Давайте подберем пословицы к этой сказке (у каждого ученика листочек с пословицами) и объясним их смысл.

  • Язык острее меча.
  • Некрасив собой, но красив душой.
  • Суди не по внешности, а суди по делам.
  • Всему свое время.
  • Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
  • Не бросай друга в несчастье.
  • Друзья познаются в беде.

10. Поурочный балл

11. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки

12. Итог урока

Что особенно понравилось на уроке?

Чтобы вы хотели повторить?