Что означает камерный оркестр. Камерная музыка

оркестр небольшого состава, ядром к-рого является ансамбль исполнителей на струн. инструментах (6-8 скрипок, 2-3 альта, 2-3 виолончели, контрабас). В К. о. нередко входит клавесин, к-рый наряду с виолончелями, контрабасом, зачастую и фаготами принимает участие в исполнении генерал-баса. Иногда в К. о. включаются дух. инструменты. В 17-18 вв. такие оркестры (в отличие от церковных или оперных) применялись для исполнения concerti grossi, концертов с солирующими инструментами, конц. симфоний, орк. сюит, серенад, дивертисментов и др. Тогда они не носили названия "К. о.". Этот термин вошёл в обиход лишь в 20 в. К. о., также как большой и малый, представляет собой самостоят. тип оркестра. Возрождение К. о. во многом связано с ростом интереса к доклассич. и раннеклассич. музыке, в частности к творчеству И. С. Баха, и со стремлением воспроизвести её подлинное звучание. Основу репертуара большинства К. о. составляют произв. А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др. Важную роль сыграл также интерес к К. о. совр. композиторов, обусловленный стремлением найти адекватные средства для воплощения муз. идеи "малого плана", реакцией на выросший до гигантских размеров "сверхоркестр" начала 20 в. (Р. Штраус, Г. Малер, И. Ф. Стравинский) и тягой к экономии муз. средств, возрождением полифонии. К. о. 20 в. свойственны значит. свобода, ненормированность, как бы случайность состава, каждый раз определяющегося тем или иным художеств. замыслом. Под совр. К. о. нередко подразумевают состав, в к-ром, как в камерном ансамбле, каждая инстр. партия представлена преим. одним солистом. Иногда К. о. ограничивается лишь струн. инструментами (Я. П. Ряэтс, Концерт для камерного оркестра, ор. 16, 1964). В тех случаях, когда в него входят и дух. инструменты, состав его может колебаться от неск. солистов (П. Хиндемит, "Камерная музыка" No 3, ор. 36, для виолончели obligato и 10 солирующих инструментов, 1925) до 20-30 исполнителей (А. Г. Шнитке, 2-й концерт для скрипки и камерного оркестра, 1970; Д. Д. Шостакович, 14-я симфония для сопрано, баса и камерного оркестра, ор. 135, 1971), не достигая, однако, полноты состава малого симф. оркестра. Границы между К. о. и камерным ансамблем довольно расплывчаты. В 20 в. для К. о. пишут сочинения в самых различных жанрах. В числе совр. заруб. оркестров: К. о. под упр. В. Штроса (ФРГ, организован в 1942), Штутгартский К. о. под упр. К.Мюнхингера (ФРГ, 1946), Венский камерный ансамбль старинной музыки "Musica anticua" под упр. Б. Клебеля (Австрия), "Виртуозы Рима" под упр. Р.Фазано (1947), камерный оркестр Загребского радио и телевидения (1954), камерный оркестр "Кларион-концертс" (США, 1957), камерный оркестр под упр. А. Бротта (Канада) и др. К. о. имеются во мн. крупных городах СССР: Московский К. о. под упр. Р. Б. Баршая (1956), К. о. Московской консерватории под упр. M. H. Тэриана (1961), Ленинградский К. о. под упр. Л. М. Гозмана (1961), Киевский К. о. под упр. И. И. Блажкова (1961), К. о. Литовской гос. филармонии под упр. С. Сондецкого (Каунас, 1960) и др.

Литература: Гинзбург Л., Rабей В., Московский камерный оркестр, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Rаабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972; Quittard H., L"orchestre des concerts de chambre au XVII-e siиcle, "ZIMG", Jahrg. XI, 1909-10; Rruniиres H., La musique de la chambre et de l"йcurie sous le rиgne de Franзois, 1-er, "L"annйe musicale", I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Сuсue1 G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siиcle, P., 1913; Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950; Rincherle M., L"orchestre de chambre, P., 1949; Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966.

И. А. Барсова.


Смотреть значение Камерный оркестр в других словарях

Камерный — камерная, камерное. Прил. к камера в 1 знач. сторож.
Толковый словарь Ушакова

Оркестр — м. итал. полное собранье музыкантов, для совместной игры, что в голосовой музыке хор; | отгороженное в театре и вообще устроенное где-либо место для музыкантов. овать........
Толковый словарь Даля

Оркестр М. — 1. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах. 2. Ансамбль музыкальных инструментов. // Партия ансамбля музыкальных........
Толковый словарь Ефремовой

Оркестр — оркестра, м. (от греч. orchestra - место для танца перед сценой). 1. Ансамбль музыкальных инструментов. Концерт симфонического оркестра. Пьеса для струнного оркестра. Духовой........
Толковый словарь Ушакова

Оркестр — -а; м. [франц. orchestre от греч. orchēstra - площадка перед сценой в древнегреческом театре]
1. Коллектив музыкантов или совокупность различных инструментов, участвующих в исполнении........
Толковый словарь Кузнецова

Оркестр — Это слово попало в русский язык из французского, будучи заимствованным из латыни, которая также заимствовала его из Греции, где orchestra означало "место для танцев". Римляне........
Этимологический словарь Крылова

Камерный Угол — см. Радужно-роговичный угол.
Большой медицинский словарь

Большой Симфонический Оркестр Гостелерадио — им. П. И. Чайковского,академический, основан в 1930. Возглавляли дирижеры: А. И. Орлов, Н. С.Голованов, А. В. Гаук, Г. Н. Рождественский. Главный дирижер ихудожественный руководитель........

Военный Оркестр — см. Духовой оркестр.
Большой энциклопедический словарь

Государственный Симфонический Оркестр — создан в 1936 в Москве. С 1972академический. Возглавляли дирижеры: А. В. Гаук, Н. Г. Рахлин, К. К.Иванов, с 1965 главный дирижер Е. Ф. Светланов.
Большой энциклопедический словарь

Духовой Оркестр — коллектив музыкантов-исполнителей на духовых и ударныхинструментах. Подобный состав характерен для военных оркестров.
Большой энциклопедический словарь

Камерный — относящийся к камере; состоящий из камер; снабженныйкамерой. 2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр.,камерное искусство).
Большой энциклопедический словарь

Камерный Ансамбль — группа исполнителей камерной музыки (трио, квартети др.), выступающая как единый художественный коллектив. 2) Музыкальноепроизведение, написанное для небольшого состава участников.
Большой энциклопедический словарь

Камерный Музыкальный Театр Санктъ-петербург Опера — создан в 1987.Художественный руководитель - Ю. И. Александров (с 1987).
Большой энциклопедический словарь

Камерный Оркестр — небольшой оркестр, основу которого составляет струннаягруппа, дополняемая клавесином, духовными, ныне также ударными. Врепертуаре преимущественно музыка 17-18 вв. (концерты........
Большой энциклопедический словарь

Камерный Театр — московский - основан в 1914 режиссером А. Я. Таировым, с1920 - академический. Провозгласив эстетическую независимость театра каквида искусства, стремясь к синтетическому........
Большой энциклопедический словарь

Московский Камерный Музыкальный Театр — открыт в 1972. Организатор ихудожественный руководитель - Б. А. Покровский, среди дирижеров - Г. Н.Рождественский. Ставятся главным образом камерные оперы: "Директортеатра",........
Большой энциклопедический словарь

Оркестр — (от орхестра) - коллектив музыкантов (12 человек и более),играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальныепроизведения. Термин "оркестр" в 17-18 вв.........
Большой энциклопедический словарь

Роговой Оркестр — (роговая музыка) - оркестр создан в России в сер. 18 в.Состоял из усовершенствованных охотничьих рогов. Каждый инструмент издавал1 звук хроматического звукоряда.
Большой энциклопедический словарь

Российский Национальный Симфонический Оркестр — основан в 1991 в Москве.Главный дирижер - М. В. Плетнев.
Большой энциклопедический словарь

Симфонический Оркестр — большой коллектив музыкантов, исполняющихсимфонические музыкальные произведения. включает 3группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые. Классический(парный,........
Большой энциклопедический словарь

Струнный Оркестр — оркестр, состоящий из струнных смычковых инструментов -скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, а также из народныхинструментов.
Большой энциклопедический словарь

Камерный заряд — (a. room charge; н. Kammerladung, Kammermine; ф. charge de chambre; и. cargo de camara) - сосредоточенный заряд взрывчатых веществ большой массы (до нескольких млн. кг), помещённый в специальную горную выработку........
Горная энциклопедия

Камерный — - предназначенный для узкого круга, небольшой. Относящийся к камере.
Исторический словарь

Оркестр — - коллектив музыкантов. Заменил в XVII-XVIII вв. распространенный в странах Европы термин «капелла». О. струнный, духовой, симфонический и др., эстрадный, джазовый, военный.
Исторический словарь

Роговой Оркестр — - роговая музыка - оркестр, созданный в России в середине XVIII в. Состоял из усовершенствованных охотничьих рогов. Каждый инструмент издавал один звук хроматического звукоряда.
Исторический словарь

Русский Народный Оркестр Имени Н.п. Осипова — создан в 1919 по инициативе Б.С. Трояновского и П.И. Алексеева (худ. руководитель до 1939) как Первый московский великорусский оркестр; с 1936 - Государственный оркестр народных........
Исторический словарь

Симфонический Оркестр — - большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения. Включает 3 группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Исторический словарь

Струнный Оркестр — - оркестр, состоящий из струнных смычковых музыкальных инструментов - скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, а также из народных инструментов.
Исторический словарь

Духовой Оркестр — см. оркестр.
Музыкальный словарь

Выпуск 61

Камерный оркестр

Чем камерный оркестр отличается от симфонического? Первые камерные оркестры появились в Европе в XVI веке. А история симфонических оркестров началась значительно позже, а именно — три века спустя. Изначально в состав камерного оркестра входили струнные инструменты. В основном это были разновидности виолы. Также в состав камерного оркестра могли входить клавесин и духовые инструменты, такие как флейта. Камерный означает небольшой состав музыкантов для узкого круга слушателей. Такие оркестры создавались при дворах знати и в состав камерных оркестров в то время могли входить знаменитые композиторы и исполнители. Так, например, Иоганн Себастьян Бах был скрипачом в придворном камерном оркестре герцога Иоганна Эрнста III. Со временем стали появляться новые жанры музыки и композиторы стали вводить новые жанры группы инструментов. Всё более сложная музыка требовала расширения состава камерного оркестра. Так появился симфонический оркестр. Симфонический оркестр состоит из четырёх основных групп инструментов: струнно-смычковых, деревянных духовых, медных духовых и ударных. Камерный оркестр стал одной из групп симфонического. Таким образом становится ясно, что именно состав камерного оркестра отличает его от оркестра симфонического. Если хотите узнать больше о камерной и симфонической музыке, смотрите эту серию «Академии занимательных искусств. Музыка». Виолетта Модестовна с радостью поделится с вами своими познаниями в области музыки.

Каждый ценитель классической музыки рано или поздно задается вопросом: что такое камерный оркестр. Чем он, собственно, отличается от симфонического? В статье будут рассмотрены основные критерии таких музыкальных коллективов и их вклад в развитие классической музыкы.

История создания

Камерные оркестры стали популярными на рубеже 17-18-го веков, на пике развития классической музыки. Обуславливается это тем, что концерты в больших холлах и на аренах были очень редким событием, более того, такое количество музыкантов, как в симфонических оркестрах, нельзя было собрать вовсе - это могли себе позволить только великие композиторы. О том, что такое камерный оркестр, можно узнать, только лишь сравнив его с настоящим большим симфоническим.

Основные отличия камерного оркестра от симфонического

  1. Количество участников и пар инструментов. славятся тем, что в них присутствует огромное количество участников. В основном их около 50, а иногда достигает 100 и более. Ко всему прочему в симфонических оркестрах инструменты дублируются и звучат в унисон. Для простых любителей музыки это влияет только на громкость общего произведения при игре на сцене. На самом же деле два скрипача, играющие одну и ту же композицию, будут исполнять ее немного по-разному. Даже два виртуоза, играющие на одном и том же инструменте, имеют разный стиль игры. Человеческий фактор влияет на готовую мелодию. Ошибок не делает тот, кто ничего не делает, - это правило действует и в музыке. Пары одинаковых инструментов как раз придают окрас и яркость звучания. А что же такое камерный оркестр? Это малое количество участников и одиночные инструменты, звучащие друг за другом. Партии разделены строго по инструментам, и общая композиция относится уже к новому жанру - камерной музыке.
  2. Присутствие только струнных инструментов. Да, состав инструментов камерного оркестра ограничивается струнными (реже добавляются духовые), в то время как в симфонических оркестрах задействованы самые разные типы: струнные, духовые, ударные и другие. Поэтому камерная музыка ограничена строгими рамками - звучание только струнных инструментов монотонно, но имеет свой собственный, неповторимый стиль.
  3. Выступления в небольших помещениях. Это ограничение основывается опять же на урезанном составе ансамбля. Камерные оркестры имели успех только во дворах именитых герцогов или дворян. Больше ансамбль - больше зал и величественней сцена.

Подведем итог: что такое камерный оркестр? Это небольшой коллектив, исполняющий композиции в одноименном жанре в малых помещениях.

Постепенный спад популярности

К сожалению, в начале 19-го века большинство известных камерных оркестров утратили свою популярность. Виной тому стало создание больших симфонических оркестров. Большие оркестры ярче звучали и смотрелись более эффектно. Конечно же, слушатель тянулся к более величественному исполнению и интересному разнообразию в выборе инструментов.

Определение, что такое камерный оркестр и камерная музыка, стали забывать, внося новые краски в композицию. Были придуманы более новые на то время связки инструментов, и популярность симфонического исполнения возрастала. Вместе с тем падал спрос на камерную музыку.

Камерный оркестр сегодня

На сегодняшний день, даже после упразднения многих камерных коллективов, практически у каждого государства имеется свой камерный оркестр. В России такой коллектив называется "Виртуозы Москвы", он часто проявляет себя при государственных празднованиях и при выездах за границу.

Камерная музыка оставила огромный след в творчестве многих современных композиторов и исполнителей.

Отличным примером показывает себя рок-группа из Финляндии Apocalyptica. Эти музыканты играют по сути камерную музыку, соблюдая все традиции камерного оркестра: коллектив из 4 человек, трое из которых играют только на струнных. Огромную популярность приобрели из-за переигрывания известных композиций самых ярких метал-команд, в число которых входят Metallica, Rammstein, Slipknot и другие.

Заключение

Сегодня вы узнали кое-что новое из старого. Эпоха камерных оркестров уже давно прошла, но влияние, оказанное ими, остается колоссальным. Надеемся, что если теперь вам зададут вопрос, что это такое - камерный оркестр, у вас найдется максимально развернутый и правильный ответ.

В состав симфонического оркестра входят три группы музыкальных инструментов: струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), духовые (медные и деревянные) и группу ударных инструментов. Количество музыкантов в группах может быть разным, в зависимости от исполняемого произведения. Нередко состав симфонического оркестра расширяют, вводят дополнительные и нетипичные для него музыкальные инструменты: арфа, челеста, саксофон и т.д. Численость музыкантов симфонического оркестра в некоторых случаях может превышать 200 музыкантов!

В зависимости от количества музыкантов в группах различают малый и большой симфонический оркестр, среди разновидностей малого существуют театральные оркестры, участвующие в музыкальном сопровождении опер и балетов.

Камерный

От симфонического такой оркестр отличается существенно меньшим составом музыкантов и меньшим разнообразием групп инструментов. В камерном оркестре так же сокращено количество духовых и ударных инструментов.

Струнный

Этот оркестр состоит только из струнных смычковых инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Духовой

В состав духового оркестра входят разнообразные инструменты группы духовых - деревянных и медных, а так же группа ударных инструментов. Духовой оркестр включает в себя наряду с музыкальными инструментами характерными для симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба), и специфические инструменты (духовой альт, тенор, баритон, эйфониум, флюгельгорн, сузафон и др.), которые не встречаются в других видах оркестров.

В нашей стране огромной популярностью пользуются военные духовые оркестры, исполняющие наряду с эстрадными и джазовыми композициями особую прикладную военную музыку: фанфары, марши, гимны и так называемый садово-парковый репертуар - вальсы и старинные марши. Духовые оркестры значительно мобильнее симфонических и камерных, они могут исполнять музыку во время движения. Существует особый жанр выступления - оркестровое дефиле, в котором исполнение музыки духовым оркестром совмещено с одновременным выполнением музыкантами сложных хореографических постановок.

В крупных театрах оперы и балета можно встретить особые духовые оркестры - театральные банды. Банды участвуют непосредственно в самой сценической постановке, там, где по сюжету музыканты являются действующими персонажами.

Эстрадный

Как правило это особый состав малого симфонического оркестра (эстрадно-симфонический оркестр), в котором присутствует, помимо прочего, группа саксофонов, специфические клавишные, электронные инструменты (синтезатор, электрогитара и т.д.) и эстрадная ритм-секция.

Джазовый

Джазовый оркестр (бэнд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, тромбонов и саксофонов, группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм секции.

Оркестр народных инструментов

Одним из вариантов народного ансамбля является оркестр русских народных инструментов. Он состоящит из групп балалаек и домр, включает в себя гусли, баяны, особые русские духовые инструменты - рожки и жалейки. В состав таких оркестров не редко вводят и инструменты, типичные для симфонического оркестра - флейты, гобой, валторны и ударные инструменты. Идея создания такого оркестра была предложена балалаечником Василием Андреевым в конце XIX века.

Оркестр русских народных инструментов не единственный вид народных ансамблей. Существуют, к примеру, оркестры шотландских волынщиков, мексиканские свадебные оркестры, в которых присутствует группа разнообразных гитар, трубы, этническая перкуссия и др.

Камерный оркестр - оркестр небольшого состава, ядром к-рого является ансамбль исполнителей на струн. инструментах (6-8 скрипок, 2-3 альта, 2-3 виолончели, контрабас). В К. о. нередко входит клавесин, к-рый наряду с виолончелями, контрабасом, зачастую и фаготами принимает участие в исполнении генерал-баса. Иногда в К. о. включаются дух. инструменты. В 17-18 вв. такие оркестры (в отличие от церковных или оперных) применялись для исполнения concerti grossi, концертов с солирующими инструментами, конц. симфоний, орк. сюит, серенад, дивертисментов и др. Тогда они не носили названия "К. о.". Этот термин вошёл в обиход лишь в 20 в. К. о., также как большой и малый, представляет собой самостоят. тип оркестра. Возрождение К. о. во многом связано с ростом интереса к доклассич. и раннеклассич. музыке, в частности к творчеству И. С. Баха, и со стремлением воспроизвести её подлинное звучание. Основу репертуара большинства К. о. составляют произв. А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др. Важную роль сыграл также интерес к К. о. совр. композиторов, обусловленный стремлением найти адекватные средства для воплощения муз. идеи "малого плана", реакцией на выросший до гигантских размеров "сверхоркестр" начала 20 в. (Р. Штраус, Г. Малер, И. Ф. Стравинский) и тягой к экономии муз. средств, возрождением полифонии. К. о. 20 в. свойственны значит. свобода, ненормированность, как бы случайность состава, каждый раз определяющегося тем или иным художеств. замыслом. Под совр. К. о. нередко подразумевают состав, в к-ром, как в камерном ансамбле, каждая инстр. партия представлена преим. одним солистом. Иногда К. о. ограничивается лишь струн. инструментами (Я. П. Ряэтс, Концерт для камерного оркестра, ор. 16, 1964). В тех случаях, когда в него входят и дух. инструменты, состав его может колебаться от неск. солистов (П. Хиндемит, "Камерная музыка" No 3, ор. 36, для виолончели obligato и 10 солирующих инструментов, 1925) до 20-30 исполнителей (А. Г. Шнитке, 2-й концерт для скрипки и камерного оркестра, 1970; Д. Д. Шостакович, 14-я симфония для сопрано, баса и камерного оркестра, ор. 135, 1971), не достигая, однако, полноты состава малого симф. оркестра. Границы между К. о. и камерным ансамблем довольно расплывчаты. В 20 в. для К. о. пишут сочинения в самых различных жанрах. В числе совр. заруб. оркестров: К. о. под упр. В. Штроса (ФРГ, организован в 1942), Штутгартский К. о. под упр. К.Мюнхингера (ФРГ, 1946), Венский камерный ансамбль старинной музыки "Musica anticua" под упр. Б. Клебеля (Австрия), "Виртуозы Рима" под упр. Р.Фазано (1947), камерный оркестр Загребского радио и телевидения (1954), камерный оркестр "Кларион-концертс" (США, 1957), камерный оркестр под упр. А. Бротта (Канада) и др. К. о. имеются во мн. крупных городах СССР: Московский К. о. под упр. Р. Б. Баршая (1956), К. о. Московской консерватории под упр. M. H. Тэриана (1961), Ленинградский К. о. под упр. Л. М. Гозмана (1961), Киевский К. о. под упр. И. И. Блажкова (1961), К. о. Литовской гос. филармонии под упр. С. Сондецкого (Каунас, 1960) и др.

Литература: Гинзбург Л., Рабей В., Московский камерный оркестр, в сб.: Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1, М., 1972; Rаабен Л., Камерные оркестры Ленинграда, в кн.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972; Quittard H., L"orchestre des concerts de chambre au XVII-e siиcle, "ZIMG", Jahrg. XI, 1909-10; Rruniиres H., La musique de la chambre et de l"йcurie sous le rиgne de Franзois, 1-er, "L"annйe musicale", I, 1911; отд. изд., Р., 1912; Сuсue1 G., Etudes sur un orchestre au XVIII-e siиcle, P., 1913; Wellesz E., Die neue Instrumentation, Bd 1-2, В., 1928-29; Сarse A., The orchestra in the XVIIIth century, Camb., 1940, 1950; Rincherle M., L"orchestre de chambre, P., 1949; Paumgartner В., Das instrumentalen Ensemble, Z., 1966.