Что символизирует памятник шолохову в лодке.

Адрес: Гоголевский бульвар

Как добраться до памятника М.А. Шолохову: ст. метро Кропоткинская

Памятник писателю Михаилу Александровичу Шолохову на Гоголевском бульваре был открыт 24 мая 2007 года. Это второй памятник Шолохову в столице, первый, установленный без согласования московской комиссии по монументальному искусству, располагается на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара.

Идея создания памятника появилась еще двадцать лет назад. Тогда конкурс выиграл Иулиан Рукавишников, который предполагал, что памятник будет находиться на Зубовской площади. По неизвестным причинам в то время проект так и не был реализован, но в 2000-е годы о нем вспомнили. На этот раз в конкурсе участвовал сын Иулиана Рукавишникова, Александр, который доработал проект своего отца, и выиграл очередной конкурс. В создании памятника принимали участие и родственники Михаила Шолохова, которые предоставили скульптору фоторгафии и необходимую информацию.

Как уже говорилось, первый памятник был "незаконным", поэтому комиссия по монументальному искусству с трудом смирилась с его существованием. Идея установить второй памятник Шолохову на фоне этой ситуации не вызвала понимания и одобрения. Причины назывались разные, и то, что композиция может перекрыть Гоголевский бульвар, и то, что устанавливать памятник Шолохову возле дома, в котором жил Тургенев — нелогично. На самом деле, место для памятника было выбрано неслучайно — фигура Шолохова обращена лицом к Сивцеву Вражеку, где Шолохов жил в Москве.

Скульптурная композиция представляет собой бронзовую фигуру Шолохова, сидящего в донской лодке. Постамент изображает вовсе не мель, а речную гладь — поэтому его и покрыли бронзой. Писатель одет в телогрейку, взгляд его устремлен вдаль. Позади лодки с обеих сторон располагаются лошади, плывущие в противоположном направлении. Две группы лошадей как бы расходятся клином, что символизирует раскол страны на "красных" и "белых" во время Гражданской войны. Плита с лошадями представляет собой фонтан. Вся композиция в целом наклонена в сторону пешеходной зоны.

Поскольку фонтан планировалось спроектировать таким образом, чтобы вода в нем подавалась все время, то и для образа плывущих лошадей были созданы только головы. На самом деле воду в фонтане часто отключают, и памятник в это время выглядит более чем странно. Вмурованные в плиты головы лошадей побуждают людей придумывать памятнику новые названия. Такие как "кладбище домашних животных" или "мясокомбинат". Зимой же шутники иногда лепят из снега зайцев, и сажают их в лодку к Шолохову, превращая его в Деда Мазая.

Как и откуда в России, и, особенно, в Москве, берутся памятники – вопрос интересный. И случай с Шолоховым в этом отношении является показательным.
24 мая 2007 г. в Москве на Гоголевском бульваре состоялось торжественное открытие памятника великому русскому писателю, Нобелевскому лауреату Михаилу Шолохову работы скульптора Александра Рукавишникова. Шолохов изображен сидящим в рыбацкой лодке. Вокруг – водная гладь воображаемой реки, по которой плывут лошади: по одну сторону от писателя «белые», по другую – «красные». Напротив памятника, на пешеходной аллее Гоголевского бульвара, установлена гранитная скамья, а мощёная диагональная полоса, пересекающая аллею, объединяет все элементы архитектурно-скульптурного ансамбля. Таким образом, по задумке авторов олицетворяется идея «многогранного и неоднозначного творчества великого писателя, который жил и работал в неспокойное время крупных социальных перемен».
Но, несмотря на обилие напыщенных речей на этом празднике, многие не скрывали своего недоумения по поводу происходящего. Во-первых, мероприятие было приурочено к… 102-й годовщине со Дня рождения писателя. Звучит, конечно, странно, но сама ситуация вполне объяснима: планировали открыть к 100-летней годовщине, да не успели. В России, как известно, обещанного три года ждут, так что, можно сказать, сроки соблюдены.
Во-вторых, у некоторых вызывал сомнения выбор места, особенно, учитывая то, что Шолохов в Москве постоянно не жил. Но и тут, если разобраться, всё просто: с 1963 г., приезжая в столицу, писатель останавливался в собственной квартире в доме № 33 по Сивцеву Вражку. Место выбрали аккурат у впадения этого переулка в Гоголевский бульвар.
Кстати, памятник Шолохову здесь хотели установить еще в 80-е гг., но что-то сорвалось, и проект, как думали тогда, был похоронен. Однако в начале XXI в. он всё-таки реализовался. Выбор скульптора тоже оказался закономерным: двадцать лет назад конкурс на лучший проект памятника выиграл отец Александра Рукавишникова.
Но вот что необъяснимо с логической точки зрения: в Москве уже есть памятник Шолохову, а тут открывают второй! Именно это обстоятельство породило массу возмущенных отзывов о данном событии не только со стороны искусствоведов и историков литературы, но и от простых граждан. Первый памятник был открыт 30 ноября 2001 г. на пересечении Волжского бульвара и Волгоградского проспекта, скульпторы В. Глебов и Ю. Дрёмин.
Чем он не устроил московское правительство? Почему надо было ставить ещё один? К слову сказать, проект памятника Михаилу Булгакову того же Рукавишникова так и не был осуществлен, да и множество других не менее талантливых и заслуженных деятелей литературы пока не удостоились такой чести. Может быть, правительство посчитало, что памятник недостаточно хорош? Или что Волгоградский проспект – место, не достойное нобелевского лауреата? Ничего подобного! Оказывается, памятник был установлен префектурой без согласования с соответствующими инстанциями и представители московского правительства не признают его права на существование.
Кто-то требовал убрать лже-Шолохова и на его место поставить нового, работы Рукавишникова. Кто-то – вообще забыть об идее установки второго памятника. Кто-то советовал памятник ставить, но выбрать другое место. Как мы видим, ничего этого не произошло. Гоголевский бульвар – поистине бульвар памятников-двойников! К этой теме мы вернемся позже, а пока обратим внимание на жёлтое двухэтажное здание с шестиколонным коринфским портиком по «высокой», чётной стороне бульвара (№ 10). В 1790-е гг. оно было перестроено из палат XVII в. Этот дом называют иногда по имени первого владельца усадьбой Цурикова. Здесь жил декабрист Михаил Нарышкин, у которого собирались его товарищи по тайному обществу. Нарышкин был членом «Союза благоденствия» и Северного общества. В 1824-25 гг. активно участвовал в создании Московской управы Северного общества. Был приговорён к восьми годам каторги и поселению в Сибири, в 1837 г. переведён рядовым на Кавказ. В память о тех годах на доме висит мемориальная доска со словами: «В этом доме в начале 20-х гг. XIX в. собирались члены тайного общества декабристов».
Во второй половине XIX в. дом перешёл в собственность Удельного ведомства, центрального государственного учреждения, ведавшего удельными землями и крестьянами, т. е. принадлежавшими непосредственно императорской семье. В это время здесь бывали Иван Сергеевич Тургенев, Александр Николаевич Островский, Афанасий Афанасьевич Фет, Антон Григорьевич Рубинштейн. Сейчас в доме находится Правление Союза художников РФ.
С другой стороны Гоголевского бульвара располагается знаменитый московский переулок Сивцев Вражек. Своё необычное имя он получил благодаря речке Сивке – левому притоку Черторыя. Несмотря на маленькую длину (менее километра) она тоже отличалась буйным нравом: по руслу образовался овражек, который прозвали сивцевым. Отсюда современное – Сивцев Вражек. Сама речка получила имя благодаря сивому (серому) цвету воды.
Подробнее об обитателях Сивцева Вражка вы можете послушать по пути к следующей остановке – Памятнику Н.В. Гоголю в конце бульвара…
-------------
Итак, помимо Шолохова в переулке в разные времена жили писатели Иван Тургенев, Сергей Аксаков, Лев Толстой, Марина Цветаева, художник Михаил Нестеров и другие. В память о многих из них на стенах домов висят мемориальные доски, а в доме № 27 находится Государственный литературный музей А. И. Герцена.
Как известно, Александр Иванович Герцен был внебрачным сыном богатого помещика И. А. Яковлева. Мать будущего писателя Иван Алексеевич привез из Германии и они поселились у его брата на Тверском бульваре, 25. Именно здесь 25 марта 1912 г. у Луизы Гааг родился сын. Фамилию незаконнорожденному отпрыску Яковлев дал замысловатую – Герцен, от немецкого «herz» – сердце. Видимо, она должна была символизировать большую и страстную любовь родителей. Правда, Егор, старший сын Ивана Алексеевича, тоже был незаконнорожденным и тоже носил фамилию Герцен, так что великих любовей у Яковлева было, как минимум, две.
В 1830 г. семья перебрались в двухэтажный особняк с садом в Сивцевом Вражке. Чуть раньше, в октябре 1829 г. Саша Герцен поступил на физико-математическое отделение Московского университета, которое окончил в 1833 г. со степенью кандидата и серебряной медалью. Правда, законопослушностью юное дарование не отличалось. В ночь с 20 на 21 июля 1834 г. обитатели особняка в Сивцевом Вражке, пережили страшные минуты: Саша был арестован за участие в студенческом кружке, где читалась запрёщенная литература, и оправлен в ссылку в Вятку. И только громадное влияние отца смогло смягчить наказание.
После возвращения из ссылки Александр вновь поселился в усадьбе, правда, в её «малом» доме, а уже после смерти отца перебрался в «большой». Именно отсюда зимним утром 19 января 1847 г. Герцен вместе с женой и матерью навсегда уехал за границу. Жизнь его старшего брата Егора, талантливого музыканта, сложилась трагически. Оставшись один в Сивцевом Вражке, он принялся распродавать владения по частям. Когда деньги были израсходованы, Егор впал почти в нищету, так что ему постановили отпускать из церковных средств по пять рублей в месяц. Иван Ильич, отец братьев Танеевых, ежедневно посылал обед одинокому слепому старику. Умер Егор Иванович в 1882 г.
В конце 1990-х гг. «большой» дом усадьбы в Сивцевом Вражке был передан в собственность строительной фирме и в начале октября 1998 г. снесён. Всероссийское общество охраны памятников пыталось выступить в защиту, но ни одно из трёх обращений в московскую прокуратуру не увенчалось успехом. На месте подлинного Герценовского дома сейчас стоит его бетонная копия. Музей расположен в «малом» доме.
А мы продолжаем наше путешествие и сделаем следующую остановку у памятника Н. В. Гоголю в конце бульвара.

Купить экскурсию за 149.5 р.

Не совсем обычный Памятник Шолохову на Гоголевском бульваре (Москва) установили 24 мая 2007 года. Его посвятили советскому писателю, общественному деятелю, лауреату Нобелевской премии по литературе Михаилу Александровичу Шолохову.

Памятник соорудили рядом с домом № 10 по Гоголевскому бульвару, где расположен Творческий союз художников. (Примерно в 400 метрах от этого места находится Храм Христа Спасителя). Это – второй по счёту памятник писателю в Москве. Первый – скульптурный памятник на пересечении Волгоградского проспекта и Волжского бульвара, установили ранее.

Описание памятника

Памятник представляет собой бронзовую статую Шолохова. Писатель в телогрейке сидит в донской лодке на реке. Бросив вёсла, он смотрит вдаль. Позади лодки плывут по реке в противоположном направлении лошади, выполненные из гранита. Лошади клином расходятся в разные стороны. Они символизируют раскол России во время Гражданской войны на два лагеря - красных и белых. И лодка, и плита с лошадиными головами сильно наклонены в сторону центра бульвара к пешеходной зоне. Памятник оборудовали фонтаном, вода из которого струится по плите с лошадиными головами, добавляя памятнику реализма. Место установки памятника выбрали не случайно: Шолохов обращён лицом к Сивцеву Вражеку, где он когда-то проживал.

Идея и авторство памятника

Идея памятника принадлежит известному скульптору Иулиану Рукавишникову. Она возникла ещё пару десятилетий назад, однако по ряду причин не была реализована.

Автором ныне существующего Памятника на Гоголевском бульваре стал сын Иулиана Рукавишникова – скульптор Александр Рукавишников. Он осуществил идею отца. Архитектор Игорь Воскресенский помог органично вписать композицию в ландшафт бульвара. При создании памятника большую помощь Александру Рукавишникову оказывали родственники Шолохова, которые поддержали идею возведения памятника, снабдили скульптора фотографиями и консультировали.

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Фото и описание

В Москве можно увидеть два памятника Михаилу Шолохову, автору «Тихого Дона» и Нобелевскому лауреату. Первым был установлен в начале 2000-х годов монумент на Волжском бульваре, созданный скульптором Владимиром Глебовым и архитектором Юрием Дреминым. Этот Шолохов сидит на валуне, а рядом с ним как продолжение скульптурной композиции – фигуры казаков, стоящих в дозоре, в образе одного из них узнается герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.

Второй памятник Михаилу Шолохову был установлен в 2007 году на Гоголевском бульваре, и этот факт вызвал недоумение и даже неприятие со стороны городских властей – дескать, второй монумент этому писателю времен соцреализма не столь уж необходим Москве. Но, возможно, установка этой композиции стала весьма важной для скульптора Александра Рукавишникова. Создав памятник, он завершил дело своего отца, скульптора Иулиана Рукавишникова, который в 80-е годы выиграл конкурс, разработал проект монумента, но не смог его воплотить его в камне и бронзе. Его сын выиграл конкурс повторно, в работе ему помогал архитектор Игорь Воскресенский.

Произведение отца и сына Рукавишниковых представляет собой сложную скульптурную группу – сложную и композиционно, и по смыслу. В этой композиции бронзовый писатель сидит в лодке, которая находится на наклонном постаменте, напоминающем речную волну. За спиной писателя, словно в воде, плывут от лодки лошади, на каменной поверхности видны только их головы. Лошади, разделенные лодкой, символизируют жителей России, вынужденных стать «белыми» или «красными» после гражданской войны и революции. Памятник является еще и фонтаном, и когда подается вода, лошади словно плывут по настоящей реке.

Несмотря на заслуги писателя и на столь сложный замысел, памятник неоднократно хотели перенести, а вода в фонтане часто отсутствует.


Описание дополнено:

Светлана Апажихова, г.Майкоп 02.11.2017

Спасибо отцу и сыну Руковишниковым.Возможно их произведение - памятник М.Шолохову для определенной части людей "сложно композиционно и по смыслу", но очень точно отображает философию его творчества.Ведь вся наша жизнь борьба, и делимся мы если не на красных и белых, то на партии, союзы, народы... Ш
Показать весь текст

Спасибо отцу и сыну Руковишниковым.Возможно их произведение - памятник М.Шолохову для определенной части людей "сложно композиционно и по смыслу", но очень точно отображает философию его творчества.Ведь вся наша жизнь борьба, и делимся мы если не на красных и белых, то на партии, союзы, народы... Шолохов против любого кровопролития. Авторы показали это образно:противостояние - за спиной Шолохова. А жизнь у каждого одна...

Фотографии



Карта

Расположение объекта Памятник М.А.Шолохову на Гоголевском бульваре на интерактивной географической карте. Для того, чтобы увидеть расположенные рядом достопримечательности

Реку имитируют струи воды, стекающие по склону Гоголевского бульвара. Вокруг через реку плывут лошади, символизирующие «красных» и «белых». Головы «красных» коней смотрят в одну сторону, головы «белых» - в другую. И только один жеребенок не знает, куда плыть. Это символизирует раскол общества после революции на два враждебных лагеря. Причем по первоначальному замыслу кони должны были быть красного и белого цвета и расплываться в разные стороны. На другой стороне бульвара стоит скамья с барельефами сюжетов Гражданской войны.

Говорят, что... ...к памятнику Шолохову стойко приклеилась кличка «Дед Мазай». Зимой в пустую лодку энтузиасты лепят ему зайцев. Второе неофициальное название памятника «Дед Мазай и кони». Также скульптуру называют «Скотобойня» .
...тот, кто дотронется до голов коней, плывущих позади лодки писателя, сможет побороть свои страхи.
...если потереть за правым ушком одной из «красных» лошадей, исполнится заветное желание.