Что такое атеизм  . Атеизм – это религия

Существует утверждение, что якобы религия – это безальтернативная система, которую просто нельзя обойти. Такая точка зрения характерна как для апологетов религии (теологов, религиозных философов и проч.), так иногда и для критиков определенной религии (например, христианства).

Понятно, что идеалисты в целом определяют религию как «абсолют», а поэтому они воспринимают возникновение религии как нечто «сверхъестественное», т.е. они верят буквально в трактовку того или иного культа, а иногда отдельного философского идеалистического течения.

Примечательно, но существуют и нерелигиозные люди, которые пытаются сказать, что нерелигиозные течения – это «тоже религия». Например, известный французский социолог Дюркгейм или немецкий философ Фейербах. Они не мыслят историю «без религии», а соответственно могут облачать «позитивные явления» в религиозную оболочку. Т.е. Фейербах предлагает прямо заменить веру в бога на веру в человека, но все-таки считает это «религией».

В общем, концепций достаточно много, и в данном случае не идет речи об анализе всех концепций. Хотелось бы просто ответить на заданный вопрос.

Аргументы: истина

1. Пожалуй, единственный аргумент, который якобы претендует на объективность, заключается в том, что атеизм рассматривает все явление «догматически», а соответственно имеет религиозную форму, поскольку сами атеисты якобы могут «абсолютно утверждать, что бога нет». Раньше этот аргумент использовали идеалистические философы, но со временем и попы, и общественные деятели. К сожалению, он не основан на глубоком изучении проблематики, а соответственно претендовать на достойный аргумент просто не может. Это в большей мере пропагандистский прием.

Аргументы: миф

  1. Изначально любое определение религии связывает ее с верой в сверхъестественное. Причем религия – это организованная форма. Самое важное, что любая вера не основана ни на чем, и имеет исключительно отвлеченный характер. Соответственно, есть некий «свод правил», которому нужно следовать абсолютно, дабы считаться сторонником той или иной религии. Нужно просто принять любое положение, каким бы нелепым оно не казалось. В каждой религии есть «своды правил», как правило, короткие, их можно сравнить и проанализировать. В христианстве – это «символ веры». Атеизм же обходится без веры в сверхъестественное, и без символа веры.
  2. Очень часто критики атеизма не замечают саму природу этого явления, которое зародилось еще в древней Греции. Само слово буквально означает «без бога», т.е. это не отрицание бога, а просто отказ от гипотезы бога, поскольку она не представляет никакой ценности для человека разумного. Т.е. атеисты не говорят, что «бога точно нет», или что «научно доказано, что бога нет», а просто не соглашаются с гипотезой бога, поскольку она имеет не больше смысла, чем, например, вера в невидимый летающий чайник, русалку или нечто подобное. Собственно, никто не будет научно отрицать все это, поскольку здесь просто нет предмета спора.
  3. Соответственно, атеизм не является религией лишь постольку, поскольку сама суть атеизма – это критический взгляд на нелепые утверждения о существовании той или иной абстракции. Одно время верили в существование «домового» так же неистово, как и в бога, поэтому это просто здравый смысл и не более того. Кстати, атеисты совершенно не являются «принципиальными» врагами бога известных мировых религий. По большому счету атеизм – «без богов», т.е. это касается совершенно всех богов, коих, не считая тотемов, фетишей, и проч., было достаточно много в истории человечества.

Вердикт: миф

Религия – это организованная форма сторонников определенного культа, где есть четко установленные правила и догмы. Обязательным атрибутом любой религии является вера в сверхъестественное и незыблемость правил, обрядов, догм и символов. Причем бывает даже, что религиозная форма исключает понятие бога, но все же не исключает именно веру в сверхъестественное.

Соответственно, всех этих атрибутов атеизм попросту лишен. Сам смысл атеизма заключается в том, что любые догмы, которые являются продуктом абстрактного мышления, не являются вескими причинами для того, чтобы следовать или верить в них. Не удивительно поэтому, что в раннее время религиозные догмы подкреплялись насилием, и неверие подчас просто преследовалось, поскольку реальных оснований для веры, помимо отсутствия элементарных знаний и искаженного отражения социально-экономических отношений, попросту нет.

Мнение о том, что верующие верят, что Бог есть, а атеисты верят, что его нет предельно наивно и ошибочно. "А теизм" – это не анти-теизм, а всего лишь а-теизм, где "a" – отрицательная частица, и "theos" – бог. Термин же "богоборчество" вообще к атеизму отношения не имеет, он применим только к верующим по-разному людям.

Атеизм это система взглядов, отрицающие веру в сверхъестественное, бессмертие души, потусторонний мир, воскресение из мёртвых.... История атеизма намного короче, чем история религий. Он имеет научные, моральные и социальные основания, его нельзя путать с «верой наоборот», с ленинским «воинствующим атеизмом» и гонениями на церковь. В обычной жизни на каждое «Да» верующего атеист вовсе не обязательно говорит «Нет».

Вопрос о существовании Бога - это не вопрос о существовании того или иного человека, предмета, сгустка энергии, мирового разума, внеземных высокоразвитых пришельцев внеземных цивилизаций и т.п. Подобная постановка сакрального вопроса делает его профанным, посюсторонним, доступным эмпирической и логической проверке. Для верующего он не может даже возникнуть. Кант перечислил и показал, что все имевшие в истории место возможные попытки доказательства существования бога как сакрального объекта приводят к неустранимым антиномиям, то есть противоречиям, делающих эти доказательства несостоятельными.

Поэтому водораздел между религией и атеизмом не в спорах о «устройстве» Бога и о доказательствах его существования, а в выборе религиозных или не религиозных объяснительных принципов окружающего нас мира. Суть атеизма не в богоборчестве, а в свободомыслии, не связанном с принадлежностью к какой-либо религии. (Правда, было одно время, когда под свободомыслием понималось разрешение верующим рассуждать о Боге и вере, не выходя за рамки религии). Исследование религиозных воззрений и их влияния на человека и общество психологами, историкам, социологами, политологами, логиками, философами да и просто здравым смыслом возможна только вне религии. В рамках самой религии она возникнуть и не может. Свободомыслящий человек не может не быть атеистом. Конечно, он свободно может прийти к вере, но тогда он должен отказаться от свободомыслия в этой области.

Итак, атеизм - методологическая позиция, признающая несостоятельной теологическую схему объяснений. Веками атеисты подвергались гонениям, кострами и проклятиями расплачивалась Церковь за попытки сомневаться и искать обоснованные знания. Но с тех пор многое изменилось. Люди обрели право быть разными. Современный атеизм основывается на анализе социальных и гносеологических истоков религии, истории религии и тех методов обоснования, которые использует церковь. Атеизм нельзя путать с неосмысленным безбожием необразованного человека.

«Совершеннейший атеист стоит на предпоследней ступеньке к совершеннейшей вере… Безразличный же человек никакой веры не имеет, кроме страха поганого». /Ф. Достоевский/.

Но существо с непогашенными звериными инстинктами да ещё и безбожное, действительно опасно. Образование и воспитание – процесс длительный и трудный. Чем же быстро обуздать агрессию и невежество? Религией!

Поэтому только нравственный человек имеет право быть атеистом. До атеизма нужно дорасти. Не случайно тот же Достоевский в повести «Подросток» говорит:

«Русский атеист, если только он вправду атеист и чуть-чуть с умом, — самый лучший человек в целом мире»

Как возможно существование богов

Спор атеиста и верующего совершенно безнадёжное занятие, так как по определению верующий изначально убеждён в абсолютной истинности своей веры, иначе он не был бы верующим. Но всё-таки при беседах на эту тему разумно начинать с договоренности о понимании Бога. Для современных «зрелых» религиозных конфессий Бог есть сакральная персонификация Абсолюта. Здесь уже осуществлён переход от зооморфного и антропоморфного понимания к некоторой абстракции. При этом идея надмирности, сверхъестественности остаётся. Причем почему-то не учитывается, что если Бог есть - то он ЕСТЬ-ественен во Вселенной и имеет какой-то материальный носитель, будь это высокоразвитая внеземная цивилизация или совершенно неведомые нам формы существования. А если он "сверхъестественен", то он и существует только в виде идеального образа в голове верующего. Главное, что этот образ вполне реально воздействует на психику верующего: то во что человек верит - то для него и существует . Не случайно образованные церковные иерархи, в том числе и патриарх Кирилл говорит: нельзя требовать от науки доказательства бытия Бога. Свидетельствовать бытие Бога может только чудесное «откровение и многовековый религиозный опыт».

Биологическое существо хомо-сапиенс есть разновидность обезьяны из отряда узконосых приматов, возникло оно в результате трехмиллиардолетней эволюции жизни на планете. Эволюция его продолжается и сейчас. Не "труд создал человека", он сформировался в процессе приспособления к палке, камню, к орудиям самосохранения, формированию языка, развитию коммуникаций в первобытном племени, способности манипулировать образами. И уже как социальной существо построил человек искусственную среду обитания на тонкой и зыбкой, всего-то в 30-40 км толщиной (радиус Земли 6000 км) земной коре планеты, названной Землёй. А земля, которая казалась твердью, к великому изумлению оказалась планетой, вращающейся вокруг одной из миллионов звезд – по астрофизической классификации желтом карлике на далёкой окраине одной из миллиардов Галактик.

Человечество когда-то исчезнет. В лучшем случае в результате космической катастрофы, в худшем – самоуничтожится по собственной глупости. Вселенная такой мелочи не заметит.

Хорошо если вера – психотерапия и помощница, допустимо, если она используется в процессе разумного управления массовым сознанием, но плохо, если она используется для превращения человека в раба хитроумных правителей.

Церковь не должна монополизировать «духовность», моральные нормы, а тем более светскую этику. Совесть, и светская, и религиозная, - если она есть, то она с человеком. Инквизиторы пытали и сжигали людей - и считали, что поступают по совести. А слова "атеист" и "материалист" вовсе не ругательные. Меня тут один старичок с белой бородой назвал «махровым материалистом», видимо слышал, что Ленин идеалистов обзывал махровыми, ну и перестроился. Сейчас ведь даже бывшие «научные атеисты» перекрасились в «глубоко верующих»: это для карьеры приспособленцев стало полезно.

Наше знание всегда ограничено, наше невежество безгранично. Но отсюда не следует, что в каждое белое пятно науки надо вставлять богов. Не бог создал Вселенную, жизнь, человека, а природа, вопрос о первопричине не имеет смысла так как уводит в бесконечность.

«Бог создал человека, а Человек отплатил ему тем же». Люди создали большое количество самых разных богов, это естественный этап в эволюции человечества. А пока - Бог в помощь или сам не плошай – кому что…

Надо уважать чувства искренне верующих и чувства атеистов, а вот об этом почему-то забывают.

Научный атеизм. Введение Куликов Андрей

1.3. Почему атеизм - не религия

У кого есть наука, тот не нуждается в религии.

Гёте И.

Очень часто верующие пытаются убедить атеистов в том, что атеизм - это вера. Дескать, вы всего лишь верите в отсутствие бога. К счастью, сейчас практически не осталось атеистов, которые не смогли бы в доступной для верующих форме объяснить, почему отсутствие веры в бога не является верой в его отстутствие.

Врезка 1.4. Атеизм как часть мировоззрения

(А - А. М. Крайнев): Часто дискуссии между верующими и атеистами упираются в два краеугольных вопроса. Первый: следует ли рассматривать атеизм как разновидность религии? И второй: атеизм - это неверие в существование Бога или вера в несуществование такового? Оба вопроса тесно связаны друг с другом. Действительно, если атеизм - неверие, то его нельзя рассматривать как религию; если атеизм - религия, то он должен основываться на вере.

Сами атеисты не называют себя верующими. Утверждения, что атеизм - вера, атеизм - религия, а атеист - это «верующий наоборот», можно услышать только от их оппонентов. Верующие не хотят признавать самоидентификацию атеистов и стремятся навесить на них ярлык верующих, а на атеизм - ярлык религиозного вероучения. В то же время последователи любой религии, называя себя верующими, тем самым констатируют, что их мировоззрение основано на вере. Против такой констатации не возражают и атеисты. Независимо от мировоззрения, никто не будет называть неверующим последователя христианства, ислама или любого другого религиозного вероучения. Таким образом, атеисты, в отличие от верующих, в полной мере принимают самоидентификацию верующих, не пытаясь навесить на них какой-либо свой ярлык, то есть проявляют к верующим большую тактичность, чем верующие к атеистам. Но это - лишь психологический аспект.

Одной из причин такого радикального различия в поведении оппонентов, видимо, является психологический фактор. Верующий, если у него ещё сохранилась способность вести дискуссии на тему «религия - атеизм», остается разумным человеком. В глубине сознания он в той или иной степени понимает психологическую привязанность своего внутреннего мира к религиозным канонам. А религиозные вероучения содержат сильнейшие психологические запреты на личные суждения, которые могут им противоречить. Таким образом, запреты на личные суждения - обязательный атрибут внутреннего мира верующего. И разумный верующий сознает свою психологическую зависимость от этих запретов (подобно тому, как разумный наркоман сознает свою зависимость от наркотика). Совсем другим является внутренний мир атеистов, агностиков и людей, индифферентных к религии, то есть, условно говоря, неверующих. Каждой из этих категорий присущи свои мировоззренческие особенности. Но здесь эти различия несущественны, а принципиален как раз объединяющий их признак, который можно охарактеризовать как отсутствие психологически обусловленной обязанности сопоставлять свои взгляды и суждения с догмами какого-либо канонизированного вероучения. Неверующие, не будучи психологически привязаны к канонам, в своих суждениях и действиях независимы от вероучительных предписаний и ритуалов.

Но хорошо известно, что человеку свойственно ощущать себя неполноценным, если он понимает, что лишён тех или иных возможностей, которыми могут пользоваться другие люди, находящиеся рядом с ним. Именно такую неполноценность и ощущают верующие, находясь в одном обществе с неверующими. И для того, чтобы уйти от ощущения своей неполноценности и как бы поставить неверующих, и в особенности атеистов, на один уровень с собой, верующие убеждают не столько окружающих, сколько самих себя в том, что атеисты тоже ограничены рамками своей, но «атеистической религии» и «атеистической веры». Именно для этого некоторые верующие декларативно, как заклинание, повторяют, что атеизм - тоже вера и тоже религия.

Для человека умного, чтобы он понял отличие атеизма от религии, достаточно привести поговорку «Если атеизм - это вера, то тогда лысый - это такой цвет волос». Т. е. отсутствие объекта не является наличием одного из видов этого же объекта. Отсутствие молочных продуктов не является наличием сметаны или какого либо вида этой сметаны. Некурящий не является курящим отсутствие табака.

Однако, все-таки есть люди, которые верят в отсутствие бога. Но они не атеисты. Они именно верят в отсутствие бога. Посмотрите еще раз на рис. 1.1., такие кадры относятся к числу верующих, а отнюдь не к атеистам. Именно верующие в отсутствие бога составили ту массу неофитов, которые в конце 80-х - начале 90-х заполонили церкви и мечети. Тому, кто не знает, что бога нет, совсем нетрудно отсутствие бого заменить самим богом, - вера-то была и осталась.

Врезка 1.5. Христиане поклоняются отсутствию дьявола?

(А -?) Тогда, Малыш, вы не обидитесь, если я скажу, что христиане поклоняются ОТСУТСТВИЮ ДЬЯВОЛА. Они же не поклоняются самому дьяволу, верно? Значит, только его отсутствию.

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Атеизм От греческого atheos (a - «не», theos - «Бог»). Основная идея наиболее вульгарной формы атеизма, заключается в том, что Бога не существует. В доказательство приводится тот факт, что Бог недоступен нашему восприятию. Религиозные доктрины, которые противостоят теизму,

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Глава 9 СИКХИЗМ: РЕЛИГИЯ ДОБРОВОЛЬНОГО КОМПРОМИССА Синкретичная религия Сикхизм, или религия сикхов, является типичным примером синкретизма, т. е. возникновения новой религии на основе соединения двух или большего числа идей различных религиозных систем. И хотя сикхизм

Из книги Справочник по ересям, сектам и расколам автора Булгаков Сергей Васильевич

Атеизм, или безбожие Это такое извращение мыслей, по которому отвергают самое бытие Творца и Промыслителя мира и человеков - Бога. Так как идея Божества неразлучна с существом нашего духа, так как она глубоко запечатлена в разумной природе нашей и весь окружающий нас мир

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

1. Религия Израиля и религия Ханаана В этой главе мы сравним веру Израиля с религиозными воззрениями его соседей. Успех археологических изысканий последних лет позволяет нам с достаточной уверенностью говорить о теологии древних политеистических учений, имевших

Из книги Настольная книга атеиста автора Сказкин Сергей Данилович

МАРКСИСТСКИЙ АТЕИЗМ Атеизм основоположников марксизмаВозникновение первого в истории научного мировоззрения диалектического и исторического материализма - привело к появлению подлинно научной формы атеизма как неотъемлемой черты мировоззрения

Из книги Рукописи из кельи автора Феофан Затворник

РЕЛИГИЯ И АТЕИЗМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИЗМА Как отмечается в новой редакции Программы КПСС, «всемирно–исторический поворот человечества к социализму, начатый Октябрьской революцией, закономерный результат общественного развития». В нашей стране социализм победил

Из книги Лекции профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова автора Осипов Алексей Ильич

9. Почему религия и церковь явились теперь в таком виде Положительная религия является в том или другом виде применительно к возрасту людей, которым она дается. По заключениям мужей, опытнейших в наблюдении вещей, человечество, а потому и иудейский народ, во время Моисеево

Из книги Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов автора Носырев Илья Николаевич

Атеизм и религия В нашем современном мире так много вер и так много неверий, что когда мы называем одну из вер или неверий, то сразу приходится же сориентироваться, а что мы хотим сказать: сопоставить ли с другими или может быть раскрыть существо без относительно к прочим Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.

РЕЛИГИЯ ИЛИ ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА? МОЖЕТ БЫТЬ, АТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ? Если основываться на знаменитой бенаресской проповеди Будды в ее каноническом изложении, которая считается самым фундаментальным вероисповедным документом буддизма, то на первый взгляд перед нами

Из книги автора

Али Шариати: Красный шиизм: религия мученичества. Черный шиизм: религия