Cочинение «печорин - герой своего времени. Печорин герой своего времени сочинение

Ты наивно полагаешь, что убиваешь время?
Знаешь, его невозможно убить, ибо только оно способно убивать....

И это ложь!
Наивно и глупо утверждать, что время летит, бежит или уходит.

На самом деле уходишь ТЫ. Убегаешь в каждое мгновение, оставляя время позади.

В какой-то момент наступает реальное осознание того, что прошлое неумолимо пребывает, пожирая будущее, которого становится меньше...

Ровно на столько, насколько прибавило прошлое.
Оборачиваясь назад, видишь,что...

О Боге
- Бог - это то общее, что у каждого своё.
- Бог в человеке проявляет себя через отношение человека к окружающему миру.

Вовсе не следует
- Из того, что Бога не видно, ещё не следует, что Его нет; а из того, что Он есть, вовсе не следует, что всё вокруг - именно Его рук дело.

О переходном возрасте человечества
- Через проблемы переходного возраста, которые устраивают дети взрослым, проверяется крепость жизненных устоев их родителей.

Наши протесты против несовершенства...

Он был не герой её романа. Добрые глаза. Спокойный характер. Надёжный. Но… не герой. С ним было уютно, удобно, но не хватало адреналина, что ли... А, может быть ей просто был интересен другой тип мужчин, эдакие мальчиши – плохиши…

Он был совсем не плохиш. Он был насквозь положительный. Чего-то явно не хватало, но радикально менять в жизни ей ничего не хотелось. Так продолжаться дальше не могло. Она стояла перед выбором: успокоиться и жить, как все или… Это «или» и пугало, и манило...

У этой корреспонденции несколько необычная история. Заведующая Рожденственской сельской библиотекой Валентина Капитоновна Иванова давно собирает материалы о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны. В её объёмистой папке скопились немало материалов о судьбах односельчан, прошедших по трудным дорогам войны. Некоторые из них, вернувшись с фронта, до сих пор трудятся в родном колхозе. Большая часть из ушедших на фронт не вернулась обратно. Но память о них всегда живёт в сердцах...

Долгое время ты был для меня, как говорится, "вне зоны доступа". У меня были только твои фотографии и смутные воспоминания. На черно-белых фотографиях ты был суров и непреклонен. Чувствовалось, что к борьбе за справедливость ты готов приступить в любой момент.

Встретив тебя в первый раз в сознательном возрасте (промежуточные мимолетные встречи не считаю!) я была страшно смущена. После того, как прошло смущение от первых встреч неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом я не устаю тебе...

Колесо времени
Часть 4

Души прекрасные порывы

– Если Алим не идет к решению вопроса, то решение вопроса само придет к Алиму, – оптимистически переиначил известную поговорку Алим и предложил Миле отметить первый удачный день нового учебного года чаепитием с тортом. – А что, посмотрим, у кого нервы крепче. Им всем от меня чего-то надо, а толком никто ничего говорить не хочет.

– Но ты ведь понимаешь, что им как раз то и надо, чего они без тебя не могут узнать, – объясняла и так понятное...

Молодость берет свое: утро, солнце, поздняя весна - почти лето, в воздухе носится пьянящий аромат первых цветов, солнечные лучи ласково манят на озеро. Юноша послушался зова приближающегося лета, босиком выбежал на озеро, быстро разделся и нырнул с крутого берега, испугав стаю деловых уток. Пока Ормунзд плескался, нырял и наслаждался прохладой воды, на берегу что-то изменилось. Почувствовав внутренним чутьем чье-то присутствие, он обернулся к берегу. Там стояла молодая девушка. Леонка...

Без памяти зыбко будущее. От любого дуновения жизненных перипетий капризное фьюче рассеивается миражом. И тогда голые мысли, краснея, бестолково мечутся перед суровой реальностью.…

После отъезда гостей, Игорь положил руку на тонкую талию спутницы:

Не будем терять время - продолжим вчерашнюю ночь?

А как насчет, сначала поухаживать?
- Напомни – это как?
Вика поджала губы и убрала его руку:
- Никак. Я иду спать.
- Я тоже.
- Лена! - она повернулась в сторону холла...

"Герой нашего времени"- это первый русский психологический роман. Этим произведением Лермонтов сделал огромный вклад в литературу.

Главный герой романа, Печорин - молодой человек, сочетающий в себе как и эгоизм, безнравственность так и благородные и добрые намерения. Этот полный противоречий, психологически сложный персонаж не может оцениваться только с одной стороны своей многогранной души. Лермонтов говорит о нем так:"Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? - Мой ответ - заглавие этой книги. "Да это злая ирония!" - скажут они. - Не знаю." Эти строки говорят нам о противоречивом, непонятном отношении писателя к своему персонажу. Так что же это за "герой"? Таится ли в названии романа ирония или же Печорин действительно заслуживает таких слов?

Печорин, окружённый множеством различных людей, с первого взгляда не отличается от них ничем.

Он не старается отделится от общества, живёт так, как живут все молодые люди - свободно и беззаботно. Его волнения, переживания внешне еле заметны, но начиная читать "Журнал Печорина", мы абсолютно точно можем утверждать, что герой находится в крайнем беспокойстве, растерянности, унынии. Несмотря на это, он продолжает жить своей обычной жизнью. Рассуждая о мире и людях, делая правильные выводы, он не извлекает для себя никаких уроков. Он так же играет с судьбами других людей, принося удовольствие только себе самому, "издевается" над чувствами тех, кто его любит. Персонаж вызывает отвращение, но вместе с тем жалость и сострадание. Ведь с одной стороны, Печорин старается изменить свою жизнь, понимая, что предназначен для чего-то большего.

А с другой, он не применяет решительных действий по исправлению себя. Ведь это подло - добиваться любви, не любя, из-за скуки играть чувствами человека, и Печорин это понимает. Но несмотря на все это, персонажа романа Лермонтова действительно можно назвать героем своего времени.

Мир вокруг Печорина однообразен и скучен, ведь все, не изменяя принципам общества, живут по какому-то определенному шаблону. Герой вырос в этом обществе, и, может быть, совсем не его вина, что он стал таким, каким предстает на страницах романа. Вся молодежь вокруг него не отличается особым благородством души, об этом можно судить по примеру Грушницкого. Но почему Печорин - не такой, как он? Почему, несмотря на все схожие качества, главный герой романа отличается от остальных? Ответ один - забыв про однообразные, наигранные нормы общества, он борется с ним в своей душе. Печорин ищет ответ, старается понять течение своей жизни, разобраться в смысле своего существования. Разве не герой человек, который старается не поддаваться огромному натиску лжи, страстей, сплетней? Да, ему не противостоять против этого, но он хотя бы пытается...

Я думаю, что Печорин - очень сложный персонаж. И относится к нему просто как к хорошему или плохому человеку неправильно. Он состоит из множества обстоятельств, мыслей, ситуаций, сделавших его таким. Мне кажется, что Печорин - несчастный человек, подверженный множеству душевных испытаний, и в любом случае, его вполне можно назвать героем своего времени.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности и ее отношение к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм, романа Лермонтова- это гордая 1, 0мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своих сил, а потому и обречена на одиночество. Трагедия незаурядной личности, обреченной на бездействие и одиночество, и составляет основной идейный смысл романа "Герой нашего времени".

Вслед за Пушкиным 1 0Лермонтов ставит перед собой цель нарисовать типичного молодого человека своего времени."Герой Нашего Времени, милостивые государи 1, 0мой 1 0точный портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии, "- пишет сам Лермонтов.

Правдиво, просто, убедительно рисует Лермонтов своего современника Григория Александровича Печорина.

Так кто же этот Печорин?

Ответ дает Белинский: "Печорин- это Онегин нашего времени". Несходство их между собой "гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою. Это люди одного круга, представители светского общества. Можно найти много общего в их биографиях: оба получили светское воспитание, вначале гоняются за светскими развлечениями, потом разочарование, попытки занятся наукой и охлаждение к ней. Печорин, как и Онегин, "язвительно злословил"в присутствии своих соперников. А "когда хотел уничтожить он соперников своих", то не останавливался и перед дуэлью. Оба они скучают, оба отрицательно относятся к свету и испытывают глубокую неудовлетворенность своей жизнью. Но, несмотря на все их сходство, это все же разные люди, с разным духовным складом, поведением. И это различие объясняется временем, в котором они живут.

Онегин- представитель 20-х годов, эпохи общественного подъема. А Печорин- 30-х годов, периода реакции и спада общественной борьбы. И если Онегин "скучает", то Печорин "глубоко страдает", по словам Белинского.

Печорин- это характер более глубокий и трагический. "Резкий охлажденный ум" сочетается у него, с жаждой деятельности и борьбы со смелостью, отвагой, силой воли. Он ощущает в себе необъятные силы, но растрачивает их на мелочи, на любовные приключения, не совершая ничего полезного Печорин делает несчастными людей, с ним соприкасающихся. Так он вмешивается в жизнь "честных котрабандистов", мстит всем без разбору, играет судьбой Бэлы, любовью Веры. Дуэль с Грушницким- этим жалким актером, надевшим маску разочарованности, - показатель того, как попусту растрачивает свои силы Печорин. Он одерживает победу над Грушницким и становится героем того общества, которое презирает. Он- выше окружающей среды, умен, образован. Но внутренне опустошен, разочарован. Скептик, живет "из любопытства". Это с одной стороны, а с другой- у него неистребимая жажда жизни.

Как видим, характер Печорина очень противоречив. Он говорит: "Я давно уже живу не сердцем, а головой". В то же время, получив письмо Веры, Печорин как безумный, мчится в Пятигорск, в надежде хоть еще раз увидеть ее.

Откуда все это? Печорин сам дает ответ, написав в дневнике: "Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, лучшие чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: там они и умерли! "

Крайний эгоизм и индивидуализм присущи Печорину. Он "нравственный калека". И это при всей его одаренности, богатстве духовных сил.

Мучительно ищет он выход, запутывается в противоречиях, задумывается о роли судьбы, ищет понимания среди людей другого круга.

И не находит себе сферы деятельности, применения своим силам в России. Он ищет дело вне пределов отечества и едет в Персию.

Весь роман посвящен одному герою. Остальные персонажи оттеняют определенные черты его характера. Весь роман сосредоточен на психологии, переживания главного героя. Сложные стороны душевной жизни героя интересуют автора. Это помогает нам понять идейную и духовную жизнь русского общества 30-х -40-х годов прошлого столетия. В этом сказалось мастерство Лермонтова, создателя первого психологического романа.

Трагедия Печорина- это трагедия многих его современников, схожих с ним по образу мыслей, по положению в обществе. Это трагедия всех прогрессивно мыслящих дворян, вступивших в жизнь после поражения декабристов. Это трагедия "лишних людей", "умных ненужностей". После Пушкина и Лермонтова тема "лишних людей" стала в русской литературе XIX века традиционной.

Основной задачей, которую ставил перед собой Лермонтов, было создать образ современного ему молодого человека. Эта творческая задача во многом была подсказана ему пушкинским Онегиным. Но Лермонтов рисовал героя того времени, что наступило после разгрома декабристского восстания. Не зря он писал в предисловии к своему роману: «Герой Нашего Времени... это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Кто же такой Печорин? Григорий Александрович Печорин - офицер, сосланный из Петербурга на Кавказ из-за какой-то истории; он был разжалован, потом снова оказался на Кавказе; некоторое время путешествовал и, возвращаясь из Персии домой, умер. Кажется, что знаем о жизни человека совсем немного. Но Лермонтов и не стремится исчерпывающе показать жизненный путь своего героя, для него важны его душа, поступки и мотивы этих поступков. Печорин - выходец из аристократической семьи. Природа щедро одарила этого человека. Он отличается от многих людей своего времени высокой культурой, глубоким умом, ему не чужда философия, а память его насыщена фактами из литературы и истории. Печорин задумывается о добре и зле, о предназначении человека, о смерти и религии. Его афористические высказывания свидетельствуют об остроумии. В Печорине живут два человека: холодный и расчетливый и глубоко любящий искусство и поэзию.
Человек глубокого ума, Печорин ощущает свои богатые возможности, он догадывается о своем высоком предназначении, но живет без цели в жизни. Осознание потерянных возможностей постоянно преследует его. Не зря в своем дневнике он с такой трагичностью спрашивает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»
Сложность и богатство личности Печорина отражаются в сложности и разнообразии его языка. Печорин владеет поэтической речью, часто употребляя литературные цитаты.
Лермонтов критически подходит к своему герою. Печорин разменивается по мелочам. Вся его жизнь - цепь донжуанских подвигов, эффектных жестов, внешний блеск. Любовь Печорина никому не приносит счастья, встреча с ним порождает только страдания. Внешне сдержанный и холодный, он старается скрыть от других, а порой и от себя чувства любви и дружбы. Все лучшие качества этого человека остались невостребованными современным ему обществом. Печорин пробовал заняться наукой, но понял, что это не принесет ему ни славы, ни счастья. Печорин потерял веру в возможность осуществления великих идей. «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», - говорит он. Его неверие, скепсис - результат реакции, наступившей после 14 декабря.
Печорин вспоминает о прошлом. В его исповеди перед княжной Мери отражается история увядания человеческой души, он размышляет о причинах исчезновения чистоты, предательства им нравственных устоев. Лучшие чувства, осмеянные светом, приходилось прятать. «Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились... я стал скрытен... злопамятен... сделался завистлив... Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть...»
Теперь, когда убили лучшие его качества, Печорин стал угрюм и одинок. В обществе он скучает, но его жизнедеятельная натура не может бездействовать. В надежде, что «скука не живет под чеченскими пулями», он отправляется на Кавказ. Печорин калечит судьбы людей, приносит им страдания, но и сам становится слепым орудием в руках судьбы. Ему было скучно - он вынудил влюбиться в него горянку Бэлу. Печорин не любил ее, ему интересно было покорить это чистое, дикое существо, которое так отличалось на первый взгляд от светских барышень. Когда девушка влюбилась в него и покорилась ему, Печорин охладел к ней. Ему не надо рабское преклонение, Бэла стала ему скучна и неинтересна. То же самое происходит с героями повести «Княжна Мери». Печорин добивается любви Мери и отказывается от нее, убивает на дуэли прежнего своего приятеля Грушницкого. На свое признание Мери слышит холодный ответ: «Я вас не люблю». Но страдания несчастной девушки глубоко трогают Печорина: «Еще минута, и я бы упал к ногам ее». Печорин не любит Мери, как не любил и Бэлу, он не собирается на ней жениться, как того хотела девушка. Этот человек не способен на любовь, он не может составить чье-то счастье, как не может быть счастлив сам. Даже жалость его жестока: «Княжна... вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня- Следовательно, вы меня любить не можете... Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?..»
Трагичны и его взаимоотношения с Верой. Вера - единственная женщина, которая его любила таким, каков он есть, она понимала, что за маской безразличия скрывается доброе сердце и мужественная душа. Печорину не хватало именно людского понимания. Вспомним горькие слова: «Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял...» Может быть, поэтому Вера далеко не безразлична Печорину. Но между ними пропасть - она замужем.
Получив последнее письмо Веры, Печорин бросается в погоню. А когда загнанная лошадь свалилась под ним, он упал на мокрую землю и долго плакал. Вряд ли может плакать законченный эгоист. Печорин так привык прятать свои истинные чувства от окружающих, что стоит только проснуться в его душе чему-то настоящему, как он тут же оглядывается: не видел ли кто-нибудь. Он действительно хотел убить лучшую половину своей души, но не убил, а спрятал ее глубоко - стоит ей выглянуть лишь на секунду, как он тут же зарывает ее поглубже. В Печорине два человека: один живет, другой мыслит и судит, и тот, который судит, беспощадно суров.
Теперешний Печорин одинок, он не верит друзьям: «...из двух друзей всегда один раб другого», не верит возлюбленным; считал, что любовь - это наслаждение сорванным цветком, надышавшись, следует его «бросить на дороге: авось, кто-нибудь поднимет». Отсутствие веры в дружбу, любовь лишают его жизнь какой-либо ценности.
Единственным человеком, с которым дружил Печорин, был доктор Вернер. Ему-то Печорин и хотел раскрыть душу, но не сделал этого, испугавшись, что останется непонятым.
Лермонтов не старался ни осудить своего героя, ни показать его лучшим, чем он есть. Печорину не повезло; возможно, родись этот человек в другую эпоху, он сумел бы реализовать себя, свои таланты.
Если недостатки каждого отдельного человека присущи только ему, их еще можно исправить. Но когда недостатки или пороки свойственны целому поколению, вина ложится не на отдельных людей, а на общество в целом. Исправлять нужно не Печорина, а в первую очередь общество. «Герой своего времени» Печорин является одновременно и жертвой этого времени.

Роман Герой нашего времени был начат в 1837-38 годах, а закончен в 1839 году. Это первый русский социально-психологический роман в прозе.

В предисловии к роману автор говорит о цели своего произведения создать портрет героя своего времени: …это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. В предисловии же к журналу Печорина Лермонтов называет свое произведение историей души человеческой.

Главная проблема этого романа судьба мыслящего, талантливого человека, который не смог найти себе применение в условиях жизни того общества. Главный герой романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Эти годы можно охарактеризовать как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 г. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения.

Печорин выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для аристократической молодежи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно было достать за деньги. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был любим. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его исповеди Максим Максимычу в главе Бэла.

Печорин имеет резкий охлажденный ум, который позволяет ему правильно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе и к окружающим. Печорин уже все испытал, еще в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не привести его к разочарованию в жизни. Печорин видит, что самые счастливые люди невежды, а слава удача. Скука быстро овладевает Печориным.

Главный герой понимает, что в обществе, где он находится, он никогда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его. Поэтому Печорин порывает со светским обществом. Он едет на Кавказ, надеясь, что скука не живет под чеченскими пулями.
Печорин ищет опасности, стремится к жизни активной и глубоко страдает, так как не может найти своих единомышленников.

С одной стороны, Печорин скептик, разочарованный человек, живущий из любопытства, с другой в нем огромная жажда жизни и деятельности. В Печорине борется ум и сердце, рассудочность с чувством. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия, говорит герой.

Композиция романа построена таким образом, чтобы лучше раскрыть образ главного героя. Главы расположены не в хронологическом порядке, а все персонажи романа помогают лучше раскрыть характер Печорина.

Образ Печорина “как героя своего времени” раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами, которые не похожи ни по характеру, ни по положению на Печорина. Особое значение имеет и смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, “проезжий офицер”. Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность. Глаза у него “не смеялись, когда он смеялся”. Он противоречив: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же неровен он в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры Печорина. Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Максим Максимыч простой, добрый, сентиментальный человек. Одна из невольных жертв дружбы с Печориным. Печорин был ему симпатичен, он искренне поверил в искренность отношения Печорина к нему, считал его своим лучшим другом, ждал после долгой разлуки встречи с ним, считая, что их многое связывало, а Печорин при встрече с ним не нашел и двух добрых слов, не понимая, что таким отношением он обидел старика, который ночь не спал, готовясь к встрече с ним.

Все поступки Печорина сотканы из противоречий. Печорин о себе говорит: Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку. Трагедия Печорина в том, что все свои способности, которые он мог применить для достижения какой-то высокой цели, он тратит на приключения. Он сам не понимает, куда девать свои силы. Он вмешивается в чужие сердечные дела, разрушает жизнь честных контрабандистов, руководствуясь только своим интересом и любопытством. Поиск острых ощущений приводит его к дуэли с Грушницким, итог которой отталкивает от него Вернера, единственного человека, который понимал Печорина. Он умен и проницателен, как Печорин, у него иронический склад ума. Вернер человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова и Печорин дорожит мнением доктора. В дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.

Особенно ярко противоречия в характере Печорина сказываются в его отношениях с женщинами. Любовь должна выявить истинную суть человека. Печорин оказался неспособен на это чувство. Любовь Печорина приносит несчастье всем, кого он любит. Гибнет Бэла и ее родители, заболевает Мэри, ее мать глубоко несчастна, видя страдания дочери. В отношении к княжне Печорин выглядит крайне несимпатично и отталкивающе. Если Бэлой он был искренне увлечен, то любви княжны он добивается только для того, чтобы досадить Гру