Д.И. Фонвизин: биография писателя

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в семье богатых дворян. Отец занимался образованием сына с малых лет. Как только в Москве в 1755 г. открылся университет, отец отдал его в гимназию при этом университете. Фонвизин среди других учеников выделялся прилежанием и был неоднократно за это награжден. В 1758 г. директор университета И. И. Мелиссино едет в Петербург, чтобы показать лучших учеников (в числе которых и Фонвизин с братом) основателю университета И. И. Шувалову. Эта поездка на всю жизнь запомнилась Фонвизину. Самое большое впечатление на него произвел театр. С этого времени он мечтает о знакомстве с актерами и хочет создать свою комедию.

При дворе он встретился с юношей, который посчитал его невежей лишь потому, что Фонвизин не знал французского языка. Когда писатель вернулся в Москву, он занялся самостоятельным изучением французского, немецкого языков и скоро в этом преуспел. Он переводил иностранные литературные произведения. С 1762 г. учится в Московском университете на философском факультете, но оставляет учебу и переходит на службу в Коллегию иностранных дел на должность переводчика. Переезжает в Петербург. В 1763 – 1769 гг. числится в Коллегии и, благодаря удачному переводу трагедии Вольтера «Альзира», понравившемуся Екатерине 2, работает секретарем у кабинет-министра И. П. Елагина. В 1763 – 1769 гг. появляются сатирические произведения «Послание к слугам моим…», басня «Лисица-казначей», в которых обличают корыстные побуждения людей. В 1764г. ставится переделанная Фонвизиным на русский манер драма Г. Гессе «Сидней»в комедию «Корион». Она была положительно принята и критикой и публикой. Большим успехом пользовалась комедия «Бригадир» (1766 – 1769), которую он писал, будучи влюблен в замужнюю женщину. В 1769 – 1782 гг. Фонвизин на должности секретаря у Н. И. Панина – руководителя Коллегией иностранных дел и воспитателя будущего императора Павла 1. Панин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому режиму и поддерживаемому ею крепостничеству. Его взгляды разделял и Фонвизин.

В 1774 г. Фонвизин ведет в суде дело о наследстве вдовы Е. И. Хлоповой, на которой впоследствии женится. Она болеет и они, вынужденные сменить климат, отправляются через Германию во Францию в Монпелье. Когда после лечения Екатерине Ивановне стало лучше, они едут в Париж. Фонвизин критикует манеры, принципы французов и не находят ничего, что можно и нужно было бы заимствовать у них. Навеянные мотивы поездки отраженны в произведении «Записки первого путешественника». В 1778 г. он пишет комедию «Недоросль», которая была поставлена в 1782г. и имела такой ошеломительный успех, что зрители бросали свои кошельки с деньгами на сцену в качестве вознаграждения. Именно эта комедия считается высшим драматургическим произведением Фонвизина. В этом же году, после того как Панин был отстранен от дел, драматург подает в отставку. С 1783 г. он печатается в журнале «Собеседник», где ведет открытую полемику с Екатериной 2. Он публикует «Опыт российского сословника», «Челобитную российской Миневре от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «повествование мнимого глухого и немого». После этого журнал был закрыт. Не удалось напечатать ему и «Придворную грамматику». В 1784 – 1785 гг. Фонвизин вновь побывал за границей – в Италии и Германии, где с ним случился удар. И теперь ему необходимо срочно лечится, но в это время Фонвизины разорились. Единственной опорой была жена, которая ухаживала за ним. В 1788 г. ему не разрешают издавать журнал «Стародум», который Фонвизин планировал организовать. Ему вообще было запрещено печататься в каких-либо изданиях. Он так и не успел закончит начатую автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Фонвизин умер в 1792 г. в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в семье богатых дворян. Отец занимался образованием сына с малых лет. Как только в Москве в 1755 г. открылся университет, отец отдал его в гимназию при этом университете. Фонвизин среди других учеников выделялся прилежанием и был неоднократно за это награжден. В 1758 г. директор университета И. И. Мелиссино едет в Петербург, чтобы показать лучших учеников (в числе которых и Фонвизин с братом) основателю университета И. И. Шувалову. Эта поездка на всю жизнь запомнилась Фонвизину. Самое большое впечатление на него произвел театр. С этого времени он мечтает о знакомстве с актерами и хочет создать свою комедию.

При дворе он встретился с юношей, который посчитал его невежей лишь потому, что Фонвизин не знал французского языка. Когда писатель вернулся в Москву, он занялся самостоятельным изучением французского, немецкого языков и скоро в этом преуспел. Он переводил иностранные литературные произведения. С 1762 г. учится в Московском университете на философском факультете, но оставляет учебу и переходит на службу в Коллегию иностранных дел на должность переводчика. Переезжает в Петербург. В 1763 – 1769 гг. числится в Коллегии и, благодаря удачному переводу трагедии Вольтера «Альзира», понравившемуся Екатерине 2, работает секретарем у кабинет-министра И. П. Елагина. В 1763 – 1769 гг. появляются сатирические произведения «Послание к слугам моим…», басня «Лисица-казначей», в которых обличают корыстные побуждения людей. В 1764г. ставится переделанная Фонвизиным на русский манер драма Г. Гессе «Сидней»в комедию «Корион». Она была положительно принята и критикой и публикой. Большим успехом пользовалась комедия «Бригадир» (1766 – 1769), которую он писал, будучи влюблен в замужнюю женщину. В 1769 – 1782 гг. Фонвизин на должности секретаря у Н. И. Панина – руководителя Коллегией иностранных дел и воспитателя будущего императора Павла 1. Панин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому режиму и поддерживаемому ею крепостничеству. Его взгляды разделял и Фонвизин.

В 1774 г. Фонвизин ведет в суде дело о наследстве вдовы Е. И. Хлоповой, на которой впоследствии женится. Она болеет и они, вынужденные сменить климат, отправляются через Германию во Францию в Монпелье. Когда после лечения Екатерине Ивановне стало лучше, они едут в Париж. Фонвизин критикует манеры, принципы французов и не находят ничего, что можно и нужно было бы заимствовать у них. Навеянные мотивы поездки отраженны в произведении «Записки первого путешественника». В 1778 г. он пишет комедию «Недоросль», которая была поставлена в 1782г. и имела такой ошеломительный успех, что зрители бросали свои кошельки с деньгами на сцену в качестве вознаграждения. Именно эта комедия считается высшим драматургическим произведением Фонвизина. В этом же году, после того как Панин был отстранен от дел, драматург подает в отставку. С 1783 г. он печатается в журнале «Собеседник», где ведет открытую полемику с Екатериной 2. Он публикует «Опыт российского сословника», «Челобитную российской Миневре от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «повествование мнимого глухого и немого». После этого журнал был закрыт. Не удалось напечатать ему и «Придворную грамматику». В 1784 – 1785 гг. Фонвизин вновь побывал за границей – в Италии и Германии, где с ним случился удар. И теперь ему необходимо срочно лечится, но в это время Фонвизины разорились. Единственной опорой была жена, которая ухаживала за ним. В 1788 г. ему не разрешают издавать журнал «Стародум», который Фонвизин планировал организовать. Ему вообще было запрещено печататься в каких-либо изданиях. Он так и не успел закончит начатую автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Фонвизин умер в 1792 г. в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная комедия быта. Это он - человек, написавший полюбившуюся всеми школьниками пьесу «Недоросль».

Родился Фонвизин 3 апреля 1745 года. Его родным городом была Москва. Семейство носило дворянский титул. Конечно же, как и многие другие дворянские дети того времени, Денис получал домашнее образование.

В их семье была патриархальная обстановка.

С 1755 года мальчик начал получать образование в одной из дворянских гимназий, расположенных при московском университете. После этого мальчик поступил на факультет философии. В 1760 году он стал одним из избранных и отправился в Петербург, где и произошло его знакомство с такими известными людьми, как Ломоносов и Сумароков.

Первые произведения будущего великого человека появляются в 1760-х годах. Его ранее творчество содержало в себе острую сатирическую направленность. В 1760 в печать поступила его знаменитая «Недоросль». Наряду с творчеством Денис плотно занимался переводами. В 1761 году им были переведены на русский язык знаменитые басни Хольберга.

С 1762 года молодой человек занимает должность переводчика. С 1763 - секретарь кабмина самого Елагина. 1769 год приносит ему должность личного секретаря самого графа Панина.

В 1768 году в свет выходит одна из сатирических комедий под названием «Бригадир». После ее написания Фонвизина пригласили для прочтения шедевра самой императрице Екатерины II.

С 1783 года писатель активно путешествует по всей Европе. Уже в 1785 случается его первый апоплексический удар, а в 1787 году он решает вернуться в родную Россию.

7, 9 класс по годам

Биография Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье представителей среднего дворянства. Его отец, ушедший с военной службы в качестве майора, имел скромную гражданскую позицию в Москве; мать Фонвизина была из более благородной семьи. Семья Фонвизина прибыла в Россию из Германии в середине шестнадцатого века. В это время Денис не знал ни одного языка, кроме русского. Ему пришлось изучать немецкий язык в школе. В отличие от многих русских дворян, он обучался французскому языку, будучи довольно взрослым.

Когда ему было десять лет, Фонвизин был одним из первых, кто был допущен в недавно открывшийся Московский университет, очевидно, для подготовки к университетскому образованию. Во время учебы у него и появилась сильная тяга к литературе. Ранняя поездка в Санкт-Петербург (1760) привела его в имперский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Холберга. С этого момента он начинает испытывать интерес к драме; в 1761 году он опубликовал перевод моральных басен Холберга. Писатель улучшил свой русский литературный язык и основательно овладел французским и немецким языками во время перевода различных статей для университетских журналов.

В семнадцать лет Фонвизин нашел свою первую работу. Он начал работать на государственной службе недавно увенчанной императрицы Екатерины. В этот период он прочитал работу сатирика Антиох Кантемира, чья работа, хотя и была написана ранее, опубликовалась только в 1762. Впечатленный этим произведением Фонвизин решил написать юмористическое письмо своим трем слугам, которое носило название «Послание к моим слугам Шумилову, Ваньке и Петрушке». Это произведение содержало сатиру на реалии того периода.

В октябре 1763 года Фонвизин нашел покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины и человека с литературными и театральными интересами. С помощью Елагина Фонвизин начал конкурировать с Владимиром Лукиным, драматургом огромного таланта. Сотрудничество Фонвизина с Елагиным позволили ему в 1760-х годах поэкспериментировать с и литературными переводами. Он сделал стихотворный перевод «Alzire» Вольтера, однако не опубликовал его, осознав то, что, хотя он и хотел написать трагедию, но его природный талант был для остроумия и сатиры.

В это время молодой человек увидел постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, а также многочисленные постановки французских комедий, переведенных молодыми дворянами столицы. Фонвизин также перевел пьесу, Сидней, которую написал Жан-Батист Грессет; Фонвизин дал название «Корион» российской версии. Несмотря на то, что пьеса была переведена на русский язык, персонажи сохранили свои французские имена. Игра была поставлена в ноябре 1764 года в придворном театре, но не увенчалась успехом.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном Санкт-Петербурге позже полностью отразилась в его пьесах. Фонвизин ненавидел лицемерия и притворства, и он не любил петербургских пижонов, с их слепой любовью к французскому языку и моды и их презрением к чему-либо русскому. Фонвизин больше склонялся к русской жизни. Влияние его отца придавало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего покровителя, Елагина, он решил основательно писать сатирические произведения и комедии.

Он добавил новые фигуры, которые еще не появились на какой-либо российской сцене, например, грубая и мелкая дворянка, жившая в небольших городах и на собственных землях, малообразованные люди, которые безрассудно служили в жестко дисциплинированных воинских частях, пока они не уходили с должности бригадира, к примеру. Их жены, едва грамотные, которые не знали ничего, кроме домашнего хозяйства. Фонвизин добавил в свои сатиры судей - взяточников, о которых он многое узнал от своего отца. Результатом всего этого стала комедия «Бригадир». Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которая наслаждалась игрой. Двадцатичетырехлетний Фонвизин...

7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

1744 или 1745 — 1792

Русский писатель. В комедии "Бригадир" (поставлена 1770) сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. В комедии "Недоросль" (поставлена 1782), этапном произведении русской литературы, Фонвизин, видя корень всех бед в крепостном праве, высмеивал систему дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия" (письма к П. И. Панину; опубл. в 1800-х годах) сыграли существенную роль в становлении русской прозы.

Биография

Родился 3 апреля (14 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.

В 1755 — 1760 учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года — на философском факультете университета. В студенческие годы начал печататься в московских журналах, сделал свой первый перевод "Басни нравоучительные" датского просветителя Л. Хольберга, приступил к переводу трагедии Вольтера "Альзира" (с 1762).

В 1762 Фонвизин переехал в Петербург и занял место переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1763 — 1769 служил секретарем кабинет-министра И. Елагина, ведавшего разбором челобитных на высочайшее имя, а с 1766 — и императорскими театрами.

В эти же годы Фонвизин сблизился с кружком молодых офицеров-вольнодумцев, под их влиянием создал сатирическое произведение "Послание к слугам моим..." (1769).

Интерес к театру выразился в работе над оригинальной русской сатирической комедией (до этого перекладывал иностранные комедии "на русские нравы"). "Бригадир", написанный в 1766 — 1769 и поставленный в 1770, был опубликован только в 1792 — 1795. Н. Новиков сказал об этой комедии: "...сочинена она точно в наших нравах".

В 1769 Фонвизин стал секретарем руководителя Коллегии иностранных дел — Н. Панина, воспитателя наследника престола. Их сближали оппозиционное отношение к правительству Екатерины II и убежденность, что России нужны "фундаментальные законы".

В 1777 — 1778 он совершил поездку за границу, во Францию и Германию, о чем позже написал в "Записках первого путешественника", сыгравших важнейшую роль в становлении русской прозы.

В обстановке реакции, наступившей после подавления Пугачевского бунта, Фонвизин создал самое значительное свое произведение — комедию "Недоросль" (1781). В ней прямо указан корень всех бед России — крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения.

В марте 1782, после отстранения Панина от дел, Фонвизин подал в отставку, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1783 он опубликовал ряд сатирических сочинений: "Опыт российского сословника", "Челобитная Российской Минерве от российских писателей", "Повествование мнимого глухого и немого".

В 1784 — 1785 Фонвизин побывал в Германии и Италии, анонимно издал на французском языке "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина", нарисовав образ идеального просвещенного вельможи.

В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках.

Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях" (не была закончена, но и в незаконченном виде являет собой замечательный образец русской прозы).

1 декабря (12 н.с.) 1792 Фонвизин скончался в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Денис Иванович Фонвизин

Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы… (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

В XVIII веке его фамилия писалась в два слова или через дефис (Фон Визен, Фон-Визен) – Денис Иванович Фонвизин происходил из древнего рыцарского рода, осевшего в России еще при Иване Грозном.

Воспитание и образование

Родился Д.И. Фонвизин в Москве 3 апреля 1745 г. Первоначальное образование получил под руководством своего отца, Ивана Андреевича, который был довольно начитанным человеком.

Дом Фонвизина. Современная фотография

В возрасте 10 лет он поступил в открывшуюся при Московском университете гимназию, а через 5 лет стал студентом Московского университета.

Его литературные опыты начались уже на студенческой скамье: сначала это были переводы, а затем и оригинальные произведения, в основном сатирической направленности. Несмотря на то, что первые его сатирические опыты пользовались популярностью, сам он относился к ним весьма критически, отмечая, что «они были сатирической соли, но рассудка, так сказать, ни капли».

А. Венецианов "Портрет Фонвизина"

В это время Фонвизин увлекся театром, побывав на представлении в Петербурге. О своем впечатлении он писал: «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров — великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие».

Служба. Начало творчества

В 1762 г. Фонвизин определяется сержантом гвардии, прервав обучение в университете. Но служба его совсем не интересует, он тяготится ею, и в скором будущем его принимают в коллегию иностранных дел «переводчиком капитан-поручичья чина», а в следующем году назначают «быть для некоторых дел» при кабинет-министре у принятия челобитен И.П. Елагина, который с 1766 г. заведует театрами. Елагин был очень расположен к своему молодому подчиненному, но в окружении Елагина были люди, которые были недружелюбно настроены к Фонвизину и настраивали Елагина против него. К тому же в это время Фонвизин стал членом кружка Козловского, который составляли молодые литераторы. Об этом кружке он впоследствии вспоминал с ужасом, так как «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве». Но для воспитанного в домашнем благонравии Фонвизина невозможно было долго находиться в окружении подобных людей, он «содрогался, слыша ругательство безбожников».

Кроме переводов, Фонвизин начинает писать самостоятельные стихи, а также пробует свои силы в жанре драмы: в 1764 г. была представлена его комедия «Корион». И хотя в ее основе была французская комедия Грессе «Сидней», в ней уже отражались и критически осмысливались русские нравы. Несмотря на то, что французские заимствования были налицо, «Корион» понравился публике, судя по отзывам его современников.

Автор был ободрен успехом и в 1768 году написал комедию «Бригадир», которая также была подражательной (комедия датского писателя Гольберга «Jean de France»), но уже больше отражала русский быт и русские типы. Фонвизина сравнивали с Мольером, а его комедия «Бригадир» не сходила со сцены.

Д.И. Фонвизин. Литография

В 1769 г. Фонвизин все-таки оставляет службу при Елагине и поступает в коллегию иностранных дел в качестве секретаря Н.И. Панина: ему поручается обширная переписка с русскими дипломатами при европейских дворах. Кроме того, вместе с Паниным он составляет проект государственных реформ, в результате которых предполагалось предоставить Сенату законодательную власть, обеспечить «два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность», т.е. освобождение крестьян. В своем проекте Фонвизин резко отзывается о существующем положении вещей в государстве: «вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становится сегодня полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером»; «никто не намерен заслуживать, всякой ищет выслуживать». Он также резко критикует крепостное право: «Представьте себе государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состояния, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва». По мнению Фонвизина, рабство опирается на невежество людей, поэтому необходимо в первую очередь бороться с невежеством.

Герб Фонвизина

В 1783 г. Фонвизин выходит в отставку и начинает сотрудничать с журналом «Собеседник любителей российского слова», который издавался по почину Екатерины Дашковой. Он пишет для журнала несколько статей, среди которых «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» . Используя возможности печатного слова, Фонвизин хотел анонимно начать дискуссию о российской действительности: отсутствии законов, без которых невозможно нормальное функционирование государства; моральная деградация дворянства; привлечение к власти не достойных людей, а ничтожеств…

Это произведение вызвало резкое недовольство Екатерины II, она потребовала напечатать вопросы вместе с ее ответами.

Вопрос1: Отчего у нас спорят сильно в таких истинах, кои нигде уже не встречают ни малейшего сумнения?

Ответ 1: У нас, как и везде, всякий спорит о том, что ему не нравится или непонятно.

Вопрос 2: Отчего многих добрых людей видим в отставке?

Ответ 2: Многие добрые люди вышли из службы, вероятно, для того, что нашли выгоду быть в отставке.

Вопрос 3: Отчего все в долгах?

Ответ 3: Оттого в долгах, что проживают более, нежели дохода имеют.

Вопрос 4: Если дворянством награждаются заслуги, а к заслугам отверсто поле для всякого гражданина, отчего же никогда не достигают дворянства купцы, а всегда или заводчики, или откупщики?

Ответ 4: Одни, быв богатее других, имеют случай оказать какую ни на есть такую заслугу, по которой получают отличие.

Вопрос 5: Отчего у нас тяжущиеся не печатают тяжеб своих и решений правительства?

Ответ 5: Для того, что вольных типографий до 1782 года не было.

Вопрос 6: Отчего не только в Петербурге, но и в самой Москве перевелися общества между благородными?

Ответ 6: От размножившихся клобов.

Вопрос 7: Отчего главное старание большой части дворян состоит не в том, чтоб поскорей сделать детей своих людьми, а в том, чтоб поскорее сделать их не служа гвардии унтер-офицерами?

Ответ 7: Одно легче другого.

Вопрос 8: Отчего в наших беседах слушать нечего?

Ответ 8: Оттого, что говорят небылицу.

Вопрос 9: Отчего известные и явные бездельники принимаются везде равно с честными людьми?

Ответ 9: Оттого, что на суде не изобличены.

Вопрос 10: Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?

Ответ 10: Оттого, что сие не есть дело всякого.

Д.И. Фонвизин

Вопрос 11: Отчего знаки почестей, долженствующие свидетельствовать истинные отечеству заслуги, не производят по большой части к носящим их ни малейшего душевного почтения?

Ответ 11: Оттого, что всякий любит и почитает лишь себе подобного, а не общественные и особенные добродетели.

Вопрос 12: Отчего у нас не стыдно не делать ничего?

Ответ 12: Сие неясно: стыдно делать дурно, а в обществе жить не есть не делать ничего.

Вопрос 13: Чем можно возвысить упадшие души дворянства? Каким образом выгнать из сердец нечувственность к достоинству благородного звания? Как сделать, чтоб почтенное титло дворянина было несумненным доказательством душевного благородства?

Ответ 13: Сравнение прежних времен с нынешними покажет несумненно, колико души ободрены либо упали; самая наружность, походка и проч. То уже оказывает.

Вопрос 14: Имея монархиню честного человека, что бы мешало взять общим правилом: удостаиваться ее милостей одними честными делами, а не отваживаться проискивать их обманом и коварством?

Ответ 14: Для того, что везде, по всякой земле и во всякое время род человеческий совершенным не родится.

Вопрос 15: Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие?

Ответ 15: Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели; буде же бы имели, то нашли бы на нынешнего одного десять прежде бывших.

Вопрос 16: Отчего многие приезжие из чужих краев, почитавшиеся тамо умными людьми, у нас почитаются дураками; и наоборот: отчего здешние умницы в чужих краях часто дураки?

Ответ 16: Оттого, что вкусы разные и что всякий народ имеет свой смысл.

Вопрос 17: Гордость большой части бояр где обитает: в душе или в голове?

Ответ 17: Тамо же, где нерешимость.

Вопрос 18: Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостью, потом же оставляются, а нередко и совсем забываются?

Ответ 18: По той же причине, по которой человек стареется.

Вопрос 19: Как истребить два сопротивные и оба вреднейшие предрассудки: первый, будто у нас все дурно, а в чужих краях все хорошо; вторый, будто в чужих краях все дурно, а у нас все хорошо?

Ответ 19: Временем и знанием.

Вопрос 20: В чем состоит наш национальный характер?

Ответ 20: В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных…

Екатерина прочитала эту статью не в контексте политической дискуссии, а в контексте старой закулисной придворной борьбы и посчитала автором вопросов И.И. Шувалова, которого она ненавидела. В своих «Былях и небылицах» она так характеризует его: «Есть у меня сосед, который во младенчестве слыл умницею, в юношестве оказывал желание умничать; в совершеннолетии каков? - Увидите из следующаго: он ходит бодро, но когда два шага сделает на право, то одумавшись пойдет на лево; тут встречаем он мыслями, кои принуждают его итти вперед, по том возвращается вспять. Каков же путь его, таковы его и мысли. Сосед мой от роду своего не говаривал пяти слов и не делал ни единаго шагу без раскаяния потом об оном. <…> Когда я гляжу на него, тогда он утупя глаза в пол передо мною важничает, труся однако мне мысленно».

В конце концов, Екатерина все-таки идентифицировала Фонвизина как автора «Вопросов», в результате его журнал «Друг честных людей, или Стародум» в 1788 г. был запрещен к изданию.

Комедия «Недоросль» (1782 г.)

"Мы все учились понемногу..."

Над комедией Фонвизин работал около 3 лет. Написана она в эпоху классицизма и отвечает требованиям этого литературного направления: осуждение «злонравия» и недостатков дворянского воспитания; говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Цыфиркин и т.д.).

С постановкой комедии сразу же возникли трудности: ее отказались ставить и в Петербурге, и в Москве – цензоры, испугавшись смелости реплик персонажей комедии, не пропускали комедию на сцену. Наконец, 24 сентября 1782 г., состоялась премьера в Петербурге, в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу, она имела громадный успех: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков». А 14 мая 1783 г. пьесу уже играли в Москве.

Комедия Фонвизина имеет непреходящее значение: ее читают и ставят до сих пор. Имена ее героев стали нарицательными (Митрофанушка, Скотинин, госпожа Простакова), а афоризмы стали поговорками:

«Дела не делай, от дела не бегай».

«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка».

«Суженого конём не объедешь».

«С великим просвещение можно быть мелкому скареду».

«На своё счастье грех пенять».

«Век живи, век учись».

«Где гнев, тут и милость».

«Повинную голову меч не сечёт».

«В большом свете водятся премелкие души».

«Честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».

«Без вины виноват».

«Без знатных дел знатное состояние ничто».

«Собака лает, ветер носит».

«Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

«Сон в руку».

«Концы в воду».

«Видали виды».

«Белены объелся».

«Поминай, как звали».

«По добру, по здорову».

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» , — говорил Н.В. Гоголь.

Умер Фонвизин в 1792 г. в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре. Он был честным и прогрессивным человеком, поклонником просвещения и такого общественного устройства, которое бы не унижало и не ущемляло человеческую личность.

Могила Фонвизина в Александро-Невской лавре

Произведения Д.И. Фонвизина

Комедии : «Бригадир», «Недоросль», «Корион».

Проза: «Всеобщая придворная грамматика», «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

Поэзия : «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Лисица-Кознодей».

Публицистика: «Наставление дяди своему племяннику», Рассуждение о непременных государственных законах», «Опыт модного словаря щегольского наречия», «Опыт Российского сословника», «Письма дяди к племяннику», «Письма щеголихи к издателю «Живописца», «Письма родных к Фалалею», «Письмо Тараса Скотинина к родной его сестре госпоже Простаковой», «Переписка надворного советника Взяткина с его превосходительством***», «Переписка Стародума с дедиловским помещиком Дурыкиным», «Челобитная Российской Минерве от Российских писателей», «Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П****».

Переписка и мемуары .

Д. Фонвизин на памятнике "1000-летие России"в Великом Новгороде