«Дары волхвов», художественный анализ рассказа О.Генри. О

Творчество О’Генри - мощный источник добра и человечности. Его новеллы пленяют, восхищают, радуют, веселят и увлекают читателя, пробуждают в его душе целый мир добрых чувств, вселяют оптимизм и надежду.

Одна из лучших нью-йоркских новелл О’Генри - «Дары волхвов». В большом нью-йоркском доме живет молодая семья - Джим и Делла. Они очень бедны, но страстно любят друг друга. Перед Рождеством они решают пожертвовать самым дорогим из того, что у них есть, чтобы сделать друг другу подарки.

Джим и Делла умеют быть счастливыми, живя в бедной квартирке на двадцать долларов в неделю. Герои так сильно любят друг друга, что способны без раздумий пожертвовать самым дорогим, что у них было: Делла - своими роскошными волосами, которые могли «заставить померкнуть все украшения и наряды ее величества» (царицы Савской), а Джим - фамильными золотыми часами, увидев которые, царь Соломон рвал бы «на себе бороду от зависти». Любовь к другому пересилила любовь к каким-то материальным ценностям. Хотя мне кажется, что любовь Джима и Деллы настолько сильная и настоящая, что она тоже осязаема - эта любовь просвечивает сквозь все строки новеллы.

Эта история совсем не испортила влюбленным рождественский праздник, потому что они получили в подарок еще одно доказательство любви друг друга и были очень счастливы.

На первый взгляд кажется, что новелла почти анекдотична, но ее вряд ли можно назвать смешной или веселой, в ней чувствуется горький вкус. Но, с другой стороны, эта смешная неудача с подарками - настоящая сказочная рождественская история, которая проявляет лучшие качества обычных людей: самоотверженность их любви, жертвенность, душевную щедрость. Новелла, как рождественская звезда, за которой шли волхвы два тысячелетия тому назад, излучает свет надежды.

«Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им, - пишет О’Генри. - Везде и всюду. Они и есть волхвы». Джим и Делла обладают подлинной душевной щедростью, умеют любить и жертвовать ради этой любви тем, что им дорого.


2 вариант

Отличительная черта известного американского писателя О’Генри - это талант юмориста. В его произведениях всегда присутствуют шутка и ирония. У него также всегда в запасе сюрприз для читателя, неожиданная развязка. Его новеллы - это мощный источник добра и человечности. Они пленяют и восхищают нас, пробуждая в душе целый мир добрых и светлых чувств.

Одна из самых известных новелл О’Генри - «Дары волхвов». Чем же она так привлекает читателей? Это добрая рождественская история о силе настоящей любви, о способности жертвовать ради близкого человека, когда по сравнению с тем счастьем, которое можно доставить любимому, все остальное кажется уже не таким важным и ценным.

Главные герои новеллы - молодые супруги Делла и Джим, которые живут очень скромно, они вынуждены считать каждый цент. Джим ходил в старом пальто, а его «руки мерзли без перчаток». Жили они в меблированной квартирке с очень бедной обстановкой. Но их жизнь скрашивала любовь. А еще каждый из них обладал маленьким сокровищем, которым очень гордился. У Деллы это были роскошные длинные волосы, а

у Джима - золотые часы, доставшиеся ему от отца и деда.

Автор описывает нам душевные терзания Деллы в канун Рождества. Ведь она любит Джима и не может оставить его без подарка в такой праздник, а денег у нее нет. Стоит отметить, что Рождество - один из самых любимых праздников у христиан. Его принято отмечать с близкими людьми и делать друг другу подарки, так как Христос, родившийся в эту ночь, символизирует для верующих Любовь. И чтобы доставить радость любимому, Делла идет на жертву: она продает свои волосы, свое единственное сокровище. Долго и тщательно выбирает она подарок мужу, подыскивая именно то, что может ему понравиться. Вечером Джим приходит домой. Супруги обмениваются подарками, и тут выясняется, что каждый из героев, жертвуя своим сокровищем, дарит другому дополнение к его сокровищу: гребни к волосам и цепочку к часам. Ситуация, в которой оказались Джим и Делла, вызывает добрую улыбку, а также заставляет задуматься над мудростью рассказа. Ведь мы становимся истинно счастливыми, даря - жертвуя чем-то. И чем больше жертва, тем сильнее любовь.

Герои рассказа бескорыстны и чисты в своей любви. И автор говорит, что хоть они и «самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами », но « из всех дарителей эти двое были мудрейшими».

Жанр произведения – короткий рассказ (short-story). Некоторые исследователи определяют «Дары волхвов» как новеллу (во многом за счёт неожиданной концовки).

Название произведения – реминисценция на христианскую, новозаветную историю поклонения волхвов и принесения ими даров новорождённому Спасителю. Имеется перекличка с художественным временем рассказа – Сочельник (день, вечер). Ещё одной библейской, ветхозаветной реминисценцией является сравнение двух главных семейных реликвий – каштановых волос Деллы и золотых часов Джима – с нарядами и украшениями царицы Савской и сокровищами царя Соломона (соответственно).

Повествование ведётся от лица автора. В тексте периодически встречаются обращения к читателю (к примеру, «друзья мои» ). Два раза автор отрывает читателя от наблюдения за действующими лицами: первый раз в начале рассказа, в сцене плача Деллы, когда она понимает, что не может купить на сэкономленные деньги подарок достойный Джима; второй раз в конце произведения – во время нежных объятий молодой четы. В первом случае автор концентрирует внимание читателя на «самом доме» , погружая его в художественное пространство произведения; во втором – прямым текстом говорит о том, что нужно быть «скромнее» , и предлагает сосредоточиться на «рассмотрении постороннего предмета» , которым становится основная идея рассказа.

Главные герои произведения – мистер и миссис Джеймс Диллингем Юнг – поначалу лишены возрастных характеристик. По эмоциональности (внезапные слёзы, побледневшее лицо), хрупкому телосложению и стремлению любоваться своим главным сокровищем (каштановыми волосами, спускающимися до колен) Делла представляется юной женщиной. Истинный возраст героини автором не называется, но можно предположить, что она не старше своего мужа Джима, который со своими двадцатью двумя годами появляется перед читателем во второй части рассказа. В авторском заключении Делла с Джимом называются и вовсе «детьми из восьмидолларовой квартирки» , но сравниваются с наимудрейшими за всю историю человечества людьми – волхвами и ставятся выше их, как пожертвовавшие «друг для друга своими величайшими сокровищами» .

Материальное состояние героев, определяемое автором как «не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность» , служит отличным фоном для оттенения прекрасных душевных качеств Деллы и Джима – любви и великодушия. Главная героиня переживает только из-за того, что лишившись своего главного сокровища, она может разонравиться мужу. Ни разу её не посещают мысли о том, что можно было бы купить подарок на один доллар восемьдесят семь центов или что на полученные с продажи волос двадцать долларов можно было приобрести что-то иное – к примеру, новое пальто или перчатки, которых нет у Джима. Делла вкладывает в свой подарок чувственную интонацию. Она ищет не материально, а духовно полезный предмет – что-то «особенное, редкостное, драгоценное» , «достойное высокой чести принадлежать Джиму» . Можно предположить, что и последний поступает также, ведь он продаёт свои золотые часы, чтобы порадовать любимую жену исполнением «несбыточного желания» .

«Дары волхвов» отличаются краткостью как объёма, так и отдельных предложений. Автор строит свой рассказ на коротких, чётких фразах, в которых нет ничего лишнего. Вместо подробных описаний мы видим идеально подобранные прилагательные и наречия, уменьшительно-ласкательные суффиксы и использование лексических повторов. С помощью последних О.Генри усиливает ту или иную эмоциональную составляющую: к примеру, грусть Деллы видна в том, как она «уныло» глядит на «серую кошку, прогуливающуюся по серому забору вдоль серого дома» . Авторскую манеру письма в «Дарах волхвов» можно сравнить с купленной Деллой цепочкой с простым и строгим рисунком, которая пленяет истинными качествами, а «не показным блеском» . Такими, по мнению О.Генри, «и должны быть все хорошие вещи» .

  • «Дары волхвов», краткое содержание рассказа О.Генри
  • «Последний лист», художественный анализ рассказа О.Генри
  • «Последний лист», краткое содержание рассказа О.Генри

Анализ рассказа О. Генри «Дары волхвов»

1) Особенности жанра произведения . Произведение амери­канского писателя О. Генри «Дары волхвов» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа. Всё творчество О. Генри проникнуто вниманием к незаметным «маленьким» людям, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. Он хочет обратить внимание на те под­линные человеческие ценности, которые всегда могут слу­жить опорой и утешением в наиболее трудных жизненных си­туациях. И тогда происходит нечто удивительное: самые, казалось бы, плачевные финалы его новелл начинают вос­приниматься как счастливые или, во всяком случае, оптими­стические.

3) Идейный замысел автора. В «Дарах волхвов» О. Генри муж продаёт часы, чтобы купить своей юной супруге набор гребней для волос. Однако она не сможет воспользоваться по­дарком, поскольку продала волосы, чтобы, в свою очередь, ку­пить мужу цепочку для часов. Но и ему подарок, увы, не приго­дится, раз часов у него больше нет. Печальная и нелепая история. И тем не менее, когда О. Генри говорит в финале, что «из всех дарителей эти двое были мудрейшими», мы не можем не согласиться с ним, ибо истинная мудрость героев, по мысли автора, не в «дарах волхвов», а в их любви и самоотверженной преданности друг к другу. Радость и теплота человеческого общения во всей гамме его проявлений - любви и участия, самоотречения, верной, бескорыстной дружбы - вот те жиз­ненные ориентиры, которые, по мысли О. Генри, способны скрасить человеческое существование и сделать его осмыс­ленным и счастливым.

Как вы понимаете смысл финала рассказа: «Но да будет ска­зано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарите­лей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы»? (объяснения смысла названия рассказа)

4) Особенности сюжета произведения. Своему трогатель­ному рассказу о жизни бедняков О. Генри придаёт характер ли­тературной загадки, и читатель не знает, каков будет исход со­бытий.

Как живут Делла и Джим? (бедно)

Какими двумя сокровищами обладает эта молодая амери­канская семья? (прекрасные волосы Деллы и золотые часы Джима)

5) Характеристика героев рассказа.

Воплощением лирического чувства в рассказе является жен­ский образ Деллы. Мужской образ - Джим Юнг - носитель оп­ределённой авторской мысли: благородство и глубина чувств, верность, искренность. Именно интонация речи Деллы («Но она тотчас же, нервничая и торопясь, принялась снова подбирать их. Потом, снова заколебавшись, с минуту стояла неподвижно, и две или три слезинки упали на ветхий красный ковёр»), Джима - описание внутреннего состояния персонажа: выделяет и фикси­рует важнейшие черты его личности, помогает понять и предста­вить его как человека.

Как распорядились своими самыми ценными вещами Делла и Джим? Как этот факт характеризует героев? (Делла и Джим пожертвовали своими самыми дорогими вещами, чтобы сде­лать подарок любимому)

6) Художественные особенности произведения. Юмор в рас­сказе вскрывает неполноценность жизни, подчёркивая, преуве­личивая, гиперболизируя её, делая её ощутимой, конкретной в произведениях. У О. Генри юмор часто бывает связан с комиче­скими ситуациями, которые лежат в основе многих сюжетов. Они помогают писателю в развенчании тех или иных отрица­тельных явлений действительности. Прибегая к пародии и к парадоксу, О. Генри вскрывает противоестественную сущность таких явлений и несовместимость их с нормальной практикой человеческого поведения. Юмор О. Генри необыкновенно богат оттенками, стремителен, прихотлив, он держит авторскую речь как бы под током и не даёт повествованию идти по предугадан­ному руслу. Отделить иронию и юмор от повествования

Урок мудрости по рассказу О. Генри «Дары волхвов».

Тема любви, преданности и жертвенности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».

Составила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 г.Ноябрьск ЯНАО Фиалковская Вероника Петровна

Цели урока:

- развивать навыки вдумчивого чтения, чтения по ролям, работы с учебной статьёй, анализа художественного произведения;

Уметь определять культурный контекст произведения;

Раскрыть значение понятий: любовь, верность, преданность, жертвенность, самопожертвование, дар, мудрость;

Показать мастерство писателя в создании образов героев и обстановки, которая их окружает;

Способствовать воспитанию у обучающихся чувства доброты и преданности; суметь донести до них идею «мудрости сердца» и доброты рассказа.

Оборудование: портрет О.Генри, выставка его книг, репродукции картин А. Дюрера, П.-П. Рубенса, Л. да Винчи на тему «Поклонение волхвов».

Эпиграф к уроку

Дело не в дороге, которую мы выбираем; то,

что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.

Ход урока:

    Сообщение целей урока, чтение эпиграфа.

Слово учителя: Каждый из нас выбирает свою дорогу, идёт по своему пути, на котором совершает свои поступки, значимые для близких и нужные для других людей и себя. Дай Бог, чтобы эта дорога была устлана счастьем любви и взаимопонимания. Об этом сегодня мы с Вами будем говорить на уроке.

    Проверка домашнего задания:

    1. Работа с учебной статьей Ф. Золотаревской: пересказ биографии писателя (спрашивается 1 ученик, выслушиваются дополнения), работа с термином «псевдоним». Делается вывод о том, что настоящее имя писателя – Уильям Сидни Портер.

      Чтение наизусть стихотворения А Фета (индивидуальное задание).

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звёзды южные дрожат,

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи-

И за аигелами в высшиих

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарён Марии лик.

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далёких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ладан.

    1. Выразительное чтение рассказа «Дары волхвов» по ролям.

    Работа с текстом.

Беседа по рассказу.

О чём говорится в данном рассказе?

Какие чувства вызвал у Вас рассказ «Дары волхвов»?

Расскажите о героях рассказа.

А какие чувства испытывают друг к другу герои рассказа? (Преданность, любовь, умение поддержать в трудную минуту, пожертвовать самым дорогим и ценным ради любимого человека).

Давайте перечитаем последний абзац рассказа.

Кто такие волхвы? (Мудрецы, прорицатели в «Песне о вещем Олеге»)

О каких волхвах идет здесь речь: "Те, что принесли дары младенцу в яслях"? (о библейских волхвах).

4. Работа с библейским источником. Вспомним один эпизод из самого начала жизни Христа, где волхвы приносят Младенцу дары, радуясь его рождению.

(Обучающимся раздается распечатка библейского текста. Учитель пересказывает и частично прочитывает Евангельский эпизод поклонения волхвов).

"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему". Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: "Где должно родиться Христу?". Они же сказали ему: "В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля": Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды. И, послав их в Вифлеем, сказал: "Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему". Они, выслушав царя, пошли: и звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец, пришла и остановилась перед тем местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И, войдя в дом, увидели Младенца вместе с Мариею, Матерью Его, и пав, поклонились Ему; и открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (благовония). И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою(Мф.2.1-12).

Итак, какие же дары принесли волхвы Младенцу Иисусу? (Золото и благовонные вещества: ладан и смирну). В те времена благовония стоили так же дорого, как и золото.
Волхвы – мудрецы, прорицатели. Они увидели звезду на Востоке и пошли за ней. Звезда шла перед ними, и, наконец, остановилась над тем местом, где был Младенец. Войдя в дом, они увидели Иисуса с Матерью Марией, и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото и благовония: ладан и смирну, которые в то время стоили столько же, сколько и золото.

К эпизоду встречи волхвов и новорожденного младенца, как и другим эпизодам евангельской истории, часто обращались художники разных эпох. На репродукциях вы можете увидеть иллюстрацию к прочитанному эпизоду (демонстрируются репродукции).

Можно ли сравнивать главных героев рассказа с волхвами? Почему?

Обратимся к тексту.

    Дифференцированные задания по рассказу (по группам). Уровневая дифференциация (Обучающиеся делятся на группы по уровню знаний, интересам, способностям, темпу усвоения материала).

1 и 2 группы – выполнение задания по образцу. Дать характеристики главным героям произведения по предоставленному плану (1 группа – Деллы, 2 группа – Джима).

    Определение места героя в произведении.

    Речевая характеристика.

    Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

    Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

    Черты характера.

    Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

    Сопоставление с другими персонажами.

    Определение типического и индивидуального в литературном герое.

    Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

3 группа – Ответьте на вопросы:

Почему для того, чтобы сделать подарок любимому, каждому из героев приходится идти на жертвы? (Они бедны).

Поработаем над словосочетаниями «вопиющая нищета» и «красноречиво кричащая бедность». Раскройте значение словосочетаний.

«Нищета» и «бедность» - синонимы. «Вопиющий» - кричащий, издающий вопль. «Красноречиво» - выразительно, многозначащий.

Почему же, несмотря на бедность, они хотят сделать друг другу такие дорогие подарки?

Где же они находят деньги?

4 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

Найдите описания сокровищ четы?

Жаль ли Деле расставаться с волосами? Подтвердите.

Долго ли она колеблется?

Что же они дарят друг другу на деньги от проданных сокровищ.

5 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

Мы видели в поступках героев только любовь или что-то еще? (самопожертвование).

А как вы считаете, бывает ли настоящая любовь без самопожертвования?
- Вернемся в творческую лабораторию и добавим самопожертвование.
- Давайте посмотрим на начало рассказа. Оно в деньгах. На следующей странице – опять о деньгах.Деньги – это что-то земное, обыденное или возвышенное? Почему же автор дает такое возвышенное название и такое земное начало.
- Имел ли автор право провести параллель между этими обычными людьми с их финансовыми проблемами и возвышенным одариванием бога волхвами ответить на проблемный вопрос. Почему?

6 группа – Выполните задания и ответьте на вопросы:

Какой же дар делает человека счастливым?

Раскройте смысл высказывания В. Маяковского: «Любовь – это сердце всего…». Проведите параллель с текстом.

Раскройте значение слов с опорой на текст: любовь, верность, преданность, жертвенность, самопожертвование, мудрость. Подберите синонимы к данным словам.

Как мы узнаем, что герои любят друг друга? Подтвердите текстом.

После 7-минутной работы группы представляют свои ответы.

    Выводы:

О чём был сегодняшний урок?

О каких чувствах мы говорили?

Мы говорили сегодня о настоящей любви, о дарах, делающих человека счастливым.
Одна из заповедей Божьих – возлюби ближнего своего. Пусть с каждым из Вас на Вашем пути рядом шагает любовь. И пусть у каждого из нас хватит мудрости, чтобы сохранить эту любовь.

Закончить урок я хочу стихотворением о любви Р Рождественского:

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа.

Глаза цветов, глаза ребенка –

Все начинается с любви.

    Отметки (с обоснованием).

    Домашнее задание:

    Перечитать рассказ ещё раз. Подготовить пересказ рассказа. Используя приём устного словесного рисования, опишите героев, по желанию – проиллюстрируйте. Какая цветовая гамма преобладает при описании героев и их жизни? (1, 2 группы).

    Перечитать рассказ ещё раз и ответить на проблемный вопрос: Кто они – истинные дарители, в чём их счастье и смысл жизни? Подготовить описание исторической эпохи, страны, где разворачиваются события, описанные в рассказе. (3-6 группы).

    По желанию – напишите сочинение на тему (на выбор): «На что способен человек во имя любви?», «Истинные дарители», «Благодарность», «В чём смысл библейской заповеди « возлюби ближнего своего»?»

Тип урока: урок изучения текста художественного произведения.

Класс: 6

Вид урока : урок художественного восприятия.

Форма урока : эвристическая беседа

Методы:

  1. метод творческого чтения
    • чтение по ролям
    • чтение от первого лица
  2. репродуктивный
  3. эвристический

ТСО: листки оценивания, изображение памятника книге О. Генри <Рисунок 1 >, портрет писателя <Рисунок 2 >

Цели:

  1. образовательные:
    • определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
    • объяснить смысл названия рассказа;
    • охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья;
  2. психического развития:
  3. воспитательные:
    • формировать чувство уважения и собственного достоинства;
    • определить истинные ценности как духовные;
  4. креативные: предоставить возможность проявить творческие способности.

Эпиграф:

Дар есть благословение дающему.
Ф. Герберт

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний. Установка на восприятие .

Начать нашу сегодняшнюю беседу я хочу с необычного вопроса:

Как вы считаете, кому люди ставят памятники?

За что люди удостаиваются такой чести?

А за что, на ваш взгляд, можно поставить памятник книге?

И именно этой чести было удостоено творчество писателя О. Генри. Его каменная книга высотой 2 метра стоит в раскрытом виде в США в городе Гринсборо. Я думаю, нетрудно догадаться, на каком рассказе она раскрыта.

И сегодня нам предстоит продолжить знакомство с личностью писателя и попытаться понять, что же необычного таит в себе рассказ «Дары волхвов».

Тема нашего урока звучит так: «Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри «Дары волхвов».

Попытайтесь определить цели урока?

В конце урока мы должны ответить на главный вопрос: какие ценности являются истинными, а какие ложными, кто истинно счастлив и мудр, по мнению писателя?

II. Работа с ассоциациями. Сообщения учащихся.

Обратимся к названию рассказа.

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дар» ?

О: дар – добро, любовь, радость, праздник, мама

Откроем доску со словарным определением и попросим учеников прочитать словарное определение и внести дополнения в их ассоциации: дар – пожертвование, способность, талант.

Обратимся к эпиграфу «Дар есть благословение дающему». Какую характеристику слова «дар» можно взять из эпиграфа?

О: дар - благословение

Послушайте сообщение о жизни писателя и запишите в тетрадь черты характера О. Генри.

Сообщение ученика:

Настоящее имя О. Генри Уильям Сидни Портер.

Он автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок родился в городе Гринсборо в США. Жизнь его была нерадостной с самого детства. Когда ему было три года, умерла от туберкулеза его мать. Отец послал его жить к тетке. В школе ребенок выделялся острым умом, богатым воображением и умением одной рукой рисовать, а другой одновременно решать арифметические задачки. После школы молодой человек стал работать в аптеке своего дяди, но в 19 лет у него появился кашель, похожий на туберкулезный, и один друг семьи предложил Уильяму поехать поработать на ранчо в Техасе - штате с сухим и жарким климатом. Хозяин ранчо имел богатую библиотеку, молодой ковбой много читал и сам начал писать рассказы, впрочем, он не пытался их предлагать кому-либо и вскоре уничтожил. Но через два года Уильям отправился в большой, по тогдашним понятиям, город Остин.

Здесь он сменил несколько профессий. Работал в сигарной лавке, в фирме по продаже недвижимости, учился играть на гитаре и пел в квартете, который охотно приглашали на пикники и свадьбы. Печатал в журналах юмористические рисунки, не приносившие ни денег, ни известности.

Женившись, У. Портер решил остепениться и поступил на работу кассиром в Первый национальный банк Остина. Когда была обнаружена растрата, Портера обвинили в краже. Все его друзья и коллеги клялись, что молодой кассир не мог присвоить деньги вкладчиков, и суд снял с Портера все обвинения. Тем не менее Уильям ушел из банка, уехал в Хьюстон и стал работать в местной газете художником и обозревателем. Однако ревизоры стали копать глубже, обнаружили в банковских книгах большой беспорядок и нехватку - на этот раз в 4703 доллара.

В январе 1897 года он был арестован. Пока Портер ожидал суда, в его жизни произошли важные перемены. Скончалась долго болевшая жена. Дочку взяли к себе родители жены. Один из американских журналов принял для публикации его рассказ из жизни ковбоев и просил еще, но автору было не до пера. На суде он вел себя безучастно и 25 апреля 1898 года начинающий писатель был отправлен в тюрьму на пять лет.

Здесь он работал, вспомнив молодость, в тюремной аптеке. Когда обнаружилось, что пропало некоторое количество аптечного спирта и заподозрили фармацевта, он вспылил: "Я не вор! Я в жизни не украл ни единого цента! Меня обвинили в растрате, но я сижу за кого-то другого, кто прикарманил эти деньги!" Аптека не отнимала много времени, и Портер продолжал писать рассказы, отправляя их на волю через сестру одного из сокамерников. Свои сочинения он стал подписывать именем "О. Генри".

За безупречное поведение, узника выпустили на волю не через пять лет, а через три года и три месяца. Написанные в тюрьме рассказы шли в журналах нарасхват, и издатели прислали ему сто долларов, чтобы он мог добраться до Нью-Йорка.

В первый год своей жизни в Нью-Йорке Портер опубликовал 17 рассказов, через несколько лет он выпускал уже по рассказу в неделю и больше, на вершине популярности ему платили 500 долларов за рассказ - огромные деньги для того времени. Но денег постоянно не хватало, они утекали из рук как песок. Нередко он раздавал крупные купюры нищим, а то и приводил бездомного бродягу к врачу и оплачивал лечение и лекарства. Дно большого города стало источником его вдохновения. Нередко целыми днями О. Генри просиживал в сомнительных питейных заведениях, черпая сюжеты из рассказов таких же завсегдатаев.

Часто О. Генри писал в большой спешке, подгоняемый необходимостью отработать давно потраченный аванс. В 1903 году он заключил договор с владельцем газеты "Уорлд" Джозефом Пулитцером, обязавшись давать рассказ к каждому воскресному выпуску.

Один из редакторов вспоминал: "Я приехал с вопросом, готов ли рассказ. "Готов, готов", - ответил писатель. И показал мне чистый лист с заглавием и цифрой 1 в углу. Затем на следующем листе он написал в углу двойку, взял еще три листа и, написав на последнем 5, сказал: "Ну, а теперь я, с вашего позволения, передохну".

Поздней осенью 1905 года О. Генри согласился написать для Пулитцера святочный рассказ. Обещанный срок прошел, а редактор не получил ничего, кроме извинений и отговорок. Наконец, художник, который должен был иллюстрировать произведение, явился в каморку писателя, чтобы ознакомиться с черновиком и понять, что же следует нарисовать. Оказалось, что еще не существует даже черновика. Несчастный иллюстратор попросил хотя бы сообщить ему основной замысел рассказа.

"Я скажу вам, что рисовать, дружище, - ответил писатель. - Нарисуйте бедно обставленную комнатку, типа меблированных комнат, какие сдаются в Вест-Сайде. В комнате один-два стула, комод с выдвижными ящиками, кровать и шкаф. На кровати бок о бок сидят мужчина и женщина. Они говорят о приближающемся Рождестве. Мужчина вертит в руках футлярчик от карманных часов. У женщины роскошные длинные волосы, ниспадающие на спину. Вот и все, что я пока вижу. Но рассказ скоро будет".

Так появился рассказ «Дары волхвов», который вскоре был переведен на все языки мира.

III . Чтение текста. Беседа.

Кто главные герои рассказа О. Генри?

О: Джим и Делла

Как описывается жилище героев? Найдите детали, которые использует писатель.

Давайте вместе с вами посетим дешевую нью-йоркскую квартиру и понаблюдаем за героями.

IV . Инсценировка эпизода (два участника: Делла и автор за кадром).

Делла: Один доллар восемьдесят семь центов. И все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость (пересчитала три раза). Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество (плачет).

Жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают. Пока хозяйка дома проходит все эти стадии, оглядим самый дом. Меблированная квартирка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не протиснулось бы ни одно письмо, и кнопка электрического звонка, из которой ни одному смертному не удалось бы выдавить ни звука. К сему присовокуплялась карточка с надписью: "М-р Джеймс Диллингхем Юнг" "Диллингхем" … буквы в слове "Диллингхем" потускнели, словно не на шутку задумавшись: а не сократиться ли им в скромное и непритязательное "Д"? Но когда мистер Джеймс Диллингхем Юнг приходил домой и поднимался к себе на верхний этаж, его неизменно встречал возглас: "Джим!" и нежные объятия миссис Джеймс Диллингхем Юнг, уже представленной вам под именем Деллы. А это, право же, очень мило.

Делла заканчивает плакать и проходиться пуховкой по щекам. Она теперь стояла у окна и уныло глядела на серую кошку, прогуливавшуюся по серому забору вдоль серого двора.

Делла : Завтра рождество, а у меня только один доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Долгие месяцы я выгадывала буквально каждый цент, и вот все, чего я достигла. На двадцать долларов в неделю далеко не уедешь. Расходы оказались больше, чем я рассчитывала. С расходами всегда так бывает. Только доллар восемьдесят семь центов на подарок Джиму! Моему Джиму! Сколько радостных часов я провела, придумывая, что бы такое ему подарить к рождеству. Что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму.

Дела отскакивает от окна и бросается к зеркалу. Быстрым движением она вытаскивает шпильки и распускает волосы.

Какие качества характера Деллы раскрываются перед нами?

Какими сокровищами обладают герои? Найдите их описания.

Как подчеркивается их красота?

Почему они превосходят сокровища царицы Савской и царя Соломона?

Как Делла выбирает подарок? Найдите описание в тексте.

Чем жертвует она ради Джимма?

V . Чтение по ролям. Эпизод встречи героев .

Джим неподвижно замер у дверей, точно сеттера учуявший перепела. Его глаза остановились на Делле с выражением, которого она не могла понять, и ей стало Страшно. Это не был ни гнев, ни удивление, ни упрек, ни ужас - ни одно из тех чувств, которых можно было бы ожидать. Он просто смотрел на нее, не отрывая взгляда, в лицо его не меняло своего странного выражения. Делла соскочила со стола и бросилась к нему.

Джим, милый, - закричала она, - не смотри на меня так. Я остригла волосы и продала их, потому что я не пережила бы, если б мне нечего было подарить тебе к рождеству. Они опять отрастут. Ты ведь не сердишься, правда? Я не могла иначе. У меня очень быстро растут волосы. Ну, поздравь меня с рождеством, Джим, и давай радоваться празднику. Если б ты знал, какой я тебе подарок приготовила, какой замечательный, чудесный подарок!

Ты остригла волосы? - спросил Джим с напряжением, как будто, несмотря на усиленную работу мозга, он все еще не мог осознать этот факт.

Да, остригла и продала, - сказала Делла. - Но ведь ты меня все равно будешь любить? Я ведь все та же, хоть и с короткими волосами.

Джим недоуменно оглядел комнату.

Так, значит, твоих кос уже нет? - спросил он с бессмысленной настойчивостью.

Не ищи, ты их не найдешь, - сказала Делла. - Я же тебе говорю: я их продала - остригла и продала. Сегодня сочельник, Джим. Будь со мной поласковее, потому что я это сделала для тебя. Может быть, волосы на моей голове и можно пересчитать, - продолжала она, и ее нежный голос вдруг зазвучал серьезно, - но никто, никто не мог бы измерить мою любовь к тебе! Жарить котлеты, Джим?

И Джим вышел из оцепенения. Он заключил свою Деллу в объятия. Будем скромны и на несколько секунд займемся рассмотрением какого-нибудь постороннего предмета. Что больше - восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного. Впрочем, эти туманные намеки будут разъяснены далее.

Джим достал из кармана пальто сверток и бросил его на стол.

Не пойми меня ложно, Делл, - сказал он. - Никакая прическа и стрижка не могут заставить меня разлюбить мою девочку. Но разверни этот сверток, и тогда ты поймешь, почему я в первую минуту немножко оторопел.

Белые проворные пальчики рванули бечевку и бумагу. Последовал крик восторга, тотчас же - увы! - чисто по-женски сменившийся потоком слез и стонов, так что потребовалось немедленно применить все успокоительные средства, имевшиеся в распоряжении хозяина дома.
Ибо на столе лежали гребни, тот самый набор гребней - один задний и два боковых, - которым Делла давно уже благоговейно любовалась в одной витрине Бродвея. Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого... Делла знала это, - и сердце ее долго изнывало и томилось от несбыточного желания обладать ими. И вот теперь они принадлежали ей, но нет уже прекрасных кос, которые украсил бы их вожделенный блеск.

Все же она прижала гребни к груди и, когда, наконец, нашла в себе силы поднять голову и улыбнуться сквозь слезы, сказала:

У меня очень быстро растут волосы, Джим!

Тут она вдруг подскочила, как ошпаренный котенок, и воскликнула:

Ах, боже мой!

Ведь Джим еще не видел ее замечательного подарка. Она поспешно протянула ему цепочку на раскрытой ладони. Матовый драгоценный металл, казалось, заиграл в лучах ее бурной и искренней радости.

Разве не прелесть, Джим? Я весь город обегала, покуда нашла это. Теперь можешь хоть сто раз в день смотреть, который час. Дай-ка мне часы. Я хочу посмотреть, как это будет выглядеть все вместе.

Но Джим, вместо того чтобы послушаться, лег на кушетку, подложил обе руки под голову и

улыбнулся.
- Делл, - сказал он, - придется нам пока спрятать наши подарки, пусть полежат немножко. Они для нас сейчас слишком хороши. Часы я продал, чтобы купить тебе гребни. А теперь, пожалуй, самое время жарить котлеты.

Как бы вы охарактеризовали реакцию Джима, когда он зашел в комнату?

Почему он так отреагировал?

Какие перемены в поведении Джима можно наблюдать в этом эпизоде?

Как меняется реакция Деллы, когда она видит гребни?

Можно ли назвать финал рассказа счастливым?

Что герои, действительно, подарили друг другу?

Ответьте на проблемный вопрос, который мы задали вначале урока, письменно в тетради. Какие ценности являются истинными, а какие ложными? Добавьте свои наблюдения из жизни.

Чтение нескольких высказываний.

Консультанты оценивают работу учащихся на уроке.

Домашнее задание

  1. Сообщение на тему: «Сюжет «Дары волхвов» в живописи»
  2. Создать иллюстрации к тексту
  3. Прочитать и проанализировать самостоятельно один из рассказов О. Генри.