День машиностроителя: кто и как его отмечает. День машиностроения: значение, история, празднование Когда день тяжелого машиностроения

День машиностроителя в 2019 году какого числа отмечается – 25 сентября 2019 года


История этого российского профессионального праздника начинается в 1980 году, когда специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено ежегодное празднование Дня Машиностроителя в последнее воскресенье сентября. Понятно, что наиболее широко День Машиностроителя отмечается в тех городах и поселках нашей страны, где предприятия данной отрасли преобладают или же являются градообразующими. Здесь проводятся различные праздничные мероприятия, турниры, слеты концерты и конкурсы. Хотя, вероятно, это не совсем правильно, ведь от развития машиностроения, от его работы зависят и все другие отрасли экономики. Можно без преувеличения сказать, что продукция машиностроения напрямую касается каждого человека. Поэтому если у вас есть знакомые, работающие над выпуском автомобилей, станков или даже обычных дверных замков – обязательно поздравьте их в последнее воскресенье первого осеннего месяца. В 2019 году День Машиностроителя в России будет отмечаться 25 сентября.

Что такое машиностроение

Давайте сначала определимся с тем, а что же это, собственно, такое – машиностроение. Впрочем, ответ на этот вопрос заложен уже в самом названии этой отрасли. Машиностроение, это - отрасль тяжёлой промышленности, производящая всевозможные машины, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.

Но, поскольку машиностроение – это чрезвычайно емкое и обширное понятие, его, в свою очередь, тоже принято подразделять на отдельные группы: машиностроение общее среднее, тяжелое, точное, ремонт машин и оборудования, а также производство металлических изделий и заготовок.

Но и это еще не все. Каждая группа, относящаяся к машиностроению, также делится на различные подгруппы. К общему машиностроению относятся следующие виды машиностроения:

  • транспортное – железнодорожное, авиационное, судостроение, ракеты и космические корабли;
  • сельскохозяйственное;
  • химическое;
  • лесопромышленное
  • строительное и коммунальное;
  • производство технологического оборудования.

К тяжелому машиностроению относятся:

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Среднее машиностроение, это:

  • автомобилестроение;
  • производство тракторов;
  • производство станков;
  • робототехника;
  • производство оборудования для легкой промышленности;
  • производство инструмента;
  • производство оборудования для пищевой промышленности;
  • производство бытовых машин и приборов.

Точное машиностроение включает в себя:

  • производство радиотехники и электроники;
  • приборостроение;
  • производство электротехнического оборудования.

Производство металлических изделий и заготовок:

  • производство метизов – металлических изделий для массового потребления: гвозди, металлические канаты, проволока, крепеж и проч.;
  • производство скобяных изделий и столовых приборов из металла, фурнитуры, замков и ключей.

Представители всех этих профессий также имеют право отмечать День Машиностроителя в 2019 году.

Развитие машиностроения в России

Впервые машиностроение было выделено в отдельную отрасль промышленности еще в 18-м столетии. Хотя фактически оно существовало всегда. Действительно, ведь изготовление любого орудия производства, даже каменного топора, тоже фактически является машиностроением. А что уж говорить о временах, когда появились более точные приборы и инструменты, например, солнечные или песочные часы, не говоря уже о часах механических? Человек всегда стремился облегчить свой труд и свою жизнь при помощи различных приспособлений, и по сути, это тоже было машиностроением. Но именно в 18-м веке, в Англии начали производить «машины для производства машин», что и вывело машиностроение на совершенно иной уровень. Именно развитие машиностроения дало толчок к зарождению промышленного капитализма, что полностью перестраивало все общественные и производственные отношения.

К сожалению, в России в 18-м столетии машиностроение было выражено довольно слабо, оно очень зависело от импорта оборудования и работали на нем, главным образом иностранные специалисты. Российское машиностроение было ориентировано, в основном, на сельское хозяйство, оно выпускало для него несложный инвентарь. Да и по своему техническому уровню, вплоть до начала 20-го века российское машиностроение сильно уступало своим западным конкурентам. В России выпускалось небольшое количество автомобилей и металлорежущих станков, а любое более сложное оборудование приходилось завозить из-за границы.

В наши дни, в 2019 году, машиностроительная отрасль России является базовым элементом экономики страны, она находится в тесном взаимодействии с другими отраслями – топливно-энергетическим, оборонно-промышленным и агропромышленным комплексом, транспортом, связью, строительством. Если говорить о структуре промышленного производства, то машиностроение в России находится на втором месте после топливно-энергетического комплекса и занимает более 20% по своему удельному весу. Это и не удивительно ведь именно от развития машиностроения зависят не только объем валового внутреннего продукта любой страны, но и ее обороноспособность. Поэтому развитие машиностроения в 2019 году остается одним из главных и приоритетных направлений в социально-экономической политике, которую проводят Президент и Правительство Российской Федерации.

Три основных сегмента российского машиностроения – транспортный, электронный и сегмент тяжелой промышленности находятся не совсем в равном положении. Наиболее благополучно обстоят дела в транспортном машиностроении, которое объединяет автомобилестроение, судостроение и промышленность, относящуюся к авиакосмической отрасли. Хотя нужно сказать о том, что российское автомобилестроение занимается сейчас, главным образом, сборкой автомашин западных марок. А вот тяжелое машиностроение переживает серьезный кризис: станкостроительная и инструментальная отрасль находятся в почти умирающем состоянии, хотя заводы и предприятия ориентированные на сырьевую, энергетическую или металлургическую отрасль, по-прежнему могут нормально существовать.

Машиностроение – отрасль российской экономики, ценная в первую очередь тем, что машиностроительные предприятия создают готовый, конечный продукт, а не просто добывают природные ресурсы или занимаются их первичной переработкой. Не в упрёк нефтяникам или металлургам, чья работа также крайне важна. Российские машиностроители ежегодно отмечают свой профессиональный праздник в конце сентября. Узнаем, какого числа в России День машиностроителя в 2019 году, история появления этого праздника, самые крупные машиностроительные предприятия в нашей стране.

Какого числа День машиностроителя в 2019 году

День машиностроителя в 2019 году отмечается 29 сентября . Праздник этот привязан к последнему воскресенью месяца. Как и многие другие профессиональные праздники (правильнее даже говорить об абсолютном большинстве из них), День машиностроителя всегда отмечается в выходной, так удобнее и правильнее. Это даёт возможность спокойно праздновать свой день работникам предприятий, руководству – организовывать и проводить праздничные мероприятия и концерты, вручать профессиональные премии и т.д.

Сам праздник для рабочих и инженеров, занятых в машиностроении, как таковой появился в 1980 году, ещё в советские времена. Поэтому он сохранился не только в России, но и, к примеру, в Белоруссии.

Современное машиностроение – это огромная отрасль, которая в свою очередь состоит из составляющих её подотраслей: тяжёлого, общего, среднего и точного машиностроения, производства металлических изделий и заготовок, а также предприятий по ремонту машин и оборудования.

Крупнейшими машиностроительными предприятиями нашей страны являются АвтоВАЗ, концерн “Сухой”, КамАЗ, УралВагонЗавод и многие другие.

Перед современным машиностроением в мире стоят довольно масштабные и дерзкие вызовы. То же автомобилестроение испытывает качественный переход от автомобилей на бензиновом топливе к современным экологичным электромобилям. Западные компании давно и достаточно успешно испытывают автомобили-беспилотники, включая тяжёлые грузовики. На примере только одной отрасли понятно, что российскому машиностроению не следует отставать от своих западных коллег, стоит работать в этих и других, совершенно новых, направлениях, иначе отечественные наработки и достижения будут выглядеть примитивно и скромно.

Разумеется, такие масштабные и амбициозные проекты – задача руководства машиностроительных концернов России и правительства страны. Но при их реализации не обойтись без главного – без рук и интеллекта простых рабочих и инженеров-машиностроителей. Которых мы и поздравляем с их днём 29 сентября 2019 года!

1 октября 1980 года Президиум Верховного Совета Союза ССР издал Указ за № 3018-Х, называющийся «О праздничных и памятных днях». Среди этих праздничных и памятных дат имелась одна, которая выпадала на последнее воскресенье сентября. Именно этот день было решено отмечать ежегодно, как День машиностроителя. Что и происходит вот уже в течение почти трети века.

Данный праздник рабочие, служащие и инженеры отрасли машиностроения вполне заслужили. Ведь машиностроение, это не только комплекс, который производит весьма широкий круг товаров, транспортных средств, орудий труда, необходимых для народного хозяйства, но и предприятия, выпускающие оборонную продукцию и потребительские товары бытового и культурного назначений.

Машиностроение призвано постоянно облегчать и совершенствовать труд людей и повышать его производительность, – и это его основное экономическое предназначение.

Машиностроению, как отрасли – более двухсот лет. Именно машиностроение определяет развитие остальных промышленных структур во всем мире, именно машиностроение является важнейшим показателем общего развития страны. Не случайно, по количеству занятых в машиностроении людей и перечня выпускаемой продукции, эта отрасль экономики занимает первое место среди прочих отраслей мировой промышленности. А уровень развития машиностроения определяет общий уровень развития экономики отдельно взятой страны.

Машиностроение – отрасль сложная в плане своей структуры. Продукция, выпускаемая этой отраслью, делится на транспортную, сельскохозяйственную, станкостроительную, энергетическую. Машиностроение также поставляет оборудование для многих иных отраслей промышленности, без которой им попросту не обойтись. Кроме того, через машиностроение материализуются научная мысль и технический прогресс многих областей народного хозяйства. Таким образом, машиностроение выступает катализатором научно-технического прогресса, на достижениях которого осуществляется техническое перевооружение всех, «завязанных» на машиностроении отраслей.

Машиностроение является базовой отраслью экономики в любой экономически развитой стране; это двигатель индустрии и очень важная ветвь промышленности, имеющая лучший технический и интеллектуальный потенциал в стране.

Это отрасль, от благополучного и постоянного развития которой зависит благополучие и развитие остальных отраслей промышленности. Поэтому не случайно появился такой праздник, и не случайно он отмечается торжественно и широко. Так же не случайно в перечне почетных российских званий имеется и такое: «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации».

Всякий профессиональный праздник – это признание заслуг и необходимости как самой отрасли, так и труда, в ней используемого. А труд – удел людей. Это для них был учрежден этот праздник. И, как и положено большому празднику, в День машиностроителя в последнее воскресенье сентября происходят торжественные собрания и следующие за ними мероприятия: концерты, праздничные поздравления, награждения особо выдающихся работников и чествование ветеранов.

В последнее воскресенье сентября мы празднуем день, к которому прямо или косвенно относится огромное количество людей. День машиностроителя имеет большое значение для всех нас. Появление и распространение машин самых разных видов дало нам много дополнительных возможностей. Транспорт, электроника, эффективное сельское хозяйство - всего этого могло и не быть, если бы данной сфере уделялось меньше внимания. В современном мире область машиностроения включает огромное количество людей: от инженеров, которые создают проекты, до простых рабочих, закручивающих гайки.

История праздника

Машиностроение - это базовая отрасль экономики любой высокоразвитой страны, сердцевина индустрии, важнейшая отрасль промышленности, ее промышленный и интеллектуальный потенциал. Это событие закреплено в официальных государственных источниках. Первое такое упоминание датируется 1988 годом.

С тех пор ничего не поменялось, а после распада Советского Союза это торжество сохранилось еще и в Беларуси. Широкое распространение получила практика, когда в наших странах только собирают определенные машины, а сама же марка основана в другом государстве. Тогда праздник частично приобретает формат международного - это справедливо, если на заводе придают большое значение торжеству и отмечают его масштабно.

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник, который ведет свою историю еще с советских времен, отмечают машиностроители России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана. Он был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях».

Возник праздник "День машиностроителя" еще во времена Советского Союза, а для Украины был учрежден Указом Президента Л.Кравчука в 1993 году. Цель - поддержка работников машиностроительной и приборостроительной отрасли. С тех пор праздник отмечается каждый год в последнее воскресенье сентября . Для граждан Беларуси, России и Кыргызстана Указ был издан 1 октября 1980 года Президиумом Верховного Совета СССР.

Машиностроение существует более двух сотен лет. Развитие страны и уровень жизни ее граждан напрямую зависит от машиностроительной отрасли, ведь она является одной из ведущих в экономике. По стоимости продукции и по количеству занятых людей - несомненный лидер.

Основные направления:
- транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиастроение, железнодорожная отрасль, ракетостроение);
- станкостроение, металлургия, энергетика;
- машиностроение для химической и нефтехимической отраслей.

В машиностроительной отрасли заняты миллионы людей - это работники интеллектуальных профессий, инженеры и конструкторы, руководители и люди, работающие во вспомогательных ответвлениях. Машиностроение - настоящий катализатор научно-технического прогресса. Цель - сделать труд не таким тяжелым и в тоже время более эффективным, повысить производительность путем обеспечения абсолютно всех отраслей фондами надлежащего технического уровня.

Именно на день машиностроителя правительство поздравляет главных тружеников страны и награждает их почетными званиями: "Заслуженный машиностроитель", "Заслуженный работник промышленности". Помимо этого на праздник устраивают Дни открытых дверей, когда каждый может посетить предприятие и ознакомиться со спецификой работы отрасли. Гулянья, концерты, праздничные мероприятия устраиваются во всех городах, но особенно шумные они именно в городах-машиностроителях.

Каждый день люди используют продукты машиностроения - автомобили сопровождают всегда и везде. Личный транспорт, сельскохозяйственный, общественный. Однако кроме автомобилестроения сюда относятся как стиральные машины, так и ядерные реакторы с подводными лодками. Структура транспортного машиностроения объединяет производство вагонов и тепловозов, грузовых и легковых автомобилей, троллейбусов, микроавтобусов, самолетов и морских судов.

На оборудование и технику отечественного производителя всегда был колоссальный спрос как со стороны отечественных, так и со стороны иностранных предприятий. Помимо изготовления традиционной продукции постоянно внедряется новая техника и оборудование для внутреннего рынка. Например, дизель-поезда, буровые установки, дорожная техника, грузовые вагоны. Часть продукции отправляется на экспорт в страны СНГ, Индию, Мексику. По уровню развития отрасли страны очень сильно отличаются друг от друга. Львиную долю продукции производят страны с высоким уровнем развития. Лидеры - Америка, Япония, Германия, Франция, Россия, Китай. Специализация достаточно обширна, как принято говорить - "от иглы до самолета". Другие страны, менее развитые и продвинутые, могут специализироваться на выпуске какого-то одного вида продукции, которую и представляют на мировом рынке. Но, несмотря на это, они сильно отстают по общему коэффициенту.

Чтобы производить качественную продукцию и быть лидером на мировом рынке, необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов, трудовых ресурсов. Без таких кадров продуктивная работа многочисленных НИИ, конструкторских бюро просто невозможна.