Дом на Волхонке. История и судьба

Усадьба Голицыных

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным - свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, автора военно-морского собора в Санкт-Петербурге. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных - единственное, что дошло до наших дней в своём первоначальном виде.

Купил владение М. М. Голицын (младший), президент Адмиралтейств-коллегии. (Этим, вероятно, и обусловлена связь между заказчиком усадьбы и Саввой Чевачинским, активно сотрудничавшим с Адмиралтейским ведомством.) Ко времени покупки участка на нем стоял большой сенной шалаш, построенный на месте каменных палат, показанных еще на так называемом «Петровом чертеже» конца XVI века. Шалаш этот снесли, а при строительстве дома Голицына, возможно, была использована часть стен древних палат. В нетронутом виде до наших дней дошли ворота. Два их пилона, соединенные плавной аркой, обработаны рустованными лопатками и завершены многоступенчатым аттиком, где помещался каменный герб князей Голицыных. С двух сторон к ним примыкают каменные калитки с таким же, как у ворот, ступенчатым завершением. Ворота, как и фасад главного дома, обращены в переулок.

Усадьба была обращена в переулок, куда и сейчас выходят массивные ворота. План усадьбы был характерен для первой половины XVIII века: в глубине ее находился дом, отделенный от красной линии парадным двором - курдонером с цветником в середине, по обеим сторонам дома стояли флигеля. Вся усадьба окружалась забором. Сначала забор был глухим, каменным, только в конце XIX века его оставшуюся часть заменили кованой решеткой между рустованными столбами. Первый этаж правого флигеля сохранил на торцевом фасаде, выходящем в переулок, декоративную барочную обработку в виде филенок, в которые и помещены окна. Фасад же, обращенный к главному дому, в 70-х годах XVIII века полностью переделан . От левого флигеля осталась лишь небольшая двухэтажная часть, и то сильно перестроенная во второй половине XIX века.

Главный же дом в середине XVIII столетия представлял собой двухэтажный массивный объем с ризалитами, равно-денными как с главного, так и с дворового фасада, по-видимому, с одинаково декорированными сложной формы наличниками окон и, возможно, филенками. Но в таком виде дом прожил недолго - примерно лет 13.После смерти владельца усадьба перешла к его сыну, тоже Михаилу Голицыну. С этим владельцам связано пребывание в доме императрицы Екатерины II
Заключив Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, Екатерина II собиралась на торжественные празднества в Москву. Помня о бытовых неудобствах Кремля и у не желая останавливаться в нем, 6 августа 1774 года она обратилась в письме к М. М. Голицыну с вопросом: «…нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома… или же… не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное (строение)». Естественно, М. М. Голицын предложил свой дом. Тогда же под руководством Матвея Казакова был сделан проект Пречистенского дворца, в который вошел дом Голицына, дом Долгорукова (№ 16) и обширная деревянная часть на месте нынешней автозаправки. Входящие в состав дворца дома были соединены переходами, а позади главного дома появился деревянный корпус с тронным и бальным залами, гостиная и церковь. Екатерина II пробыла в усадьбе почти год.

Что касается дома 14, то Казаков сохранил весь объем дома Голицына, расширив только в сторону Волхонки левый дворовый ризалит, и устроил в верхних этажах обоих ризалитов антресоли (окна их видны и сейчас). Представитель эпохи классицизма, М. Ф. Казаков наделил фасад дома его непременными чертами: в центре был выделен шестипилястровый портик торжественного коринфского ордера, завершенный плоским гладким фронтоном. В средней части портика ритм пилястр прерван: три высоких окна с полуциркульной аркой над средним окном второго, парадного, этажа и нарядные филенки над окнами первого этажа объединил широкий балкон. Его изящные парапеты с вписанными в круги цветками и сейчас украшают главный, восточный фасад дома. Более скромный балкон симметрично расположен на дворовом, западном фасаде. Таким образом была достигнута особая выразительность в архитектуре особняка. А оставшиеся от барочной постройки ризалиты оживляли объем дома, создавали богатую игру света и тени на фасаде.

В 1812 году усадьба стала свидетелем войны с Наполеоном. Тогда здесь разместился штаб наполеоновского генерала Армана Луи де Коленкура, который до начала войны служил послом Франции в России. Он был лично знаком с Голицыным, а во время пожара именно благодаря его усилиям и усилиям слуг Голицына, оставшихся в доме, усадьбу и соседние здания удалось спасти от огня.

Стены дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах, устраиваемых в усадьбе Голицыных, в своё время не раз появлялся и А. С. Пушкин. Поначалу он даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако в итоге обряд венчания был устроен в приходской церкви невесты у Никитских ворот.

В конце XIX века левый флигель был переоборудован под меблированные комнаты и сдавался квартирантам, получив название «Княжий двор». Здесь жили А. Н. Островский, яркие представители ведущих социально-философских движений того времени - западничества и славянофильства - Б. Н. Чичерин и. С. Аксаков, подолгу останавливались в «Княжьем дворе» также В. И. Суриков, А. Н. Скрябин и. Е. Репин, а в 20-х годах XX века в одной из квартир поселился Б. Л. Пастернак.

Голицыны из поколения в поколение собирали западную живопись, и часть знаменитого когда-то музея Голицынской больницы вошла в домашнее собрание князя Сергей Михайловича, которое затем пополнилось его племянником, дипломатом Михаилом Александровичем. Тогда в пяти парадных залах дома разместился бесплатный музей, где выставлялись редчайшие картины и книги. Однако вскоре новым владельцем дворца стал Сергей Михайлович (второй), который продал всю художественную часть коллекции петербургскому Эрмитажу.

Перейдя в ведение ГМИИ им. Пушкина в коне XX века, здание было реконструировано, сегодня здесь располагается выставочный корпус Галереи искусств стран Европы и Азии XIX - XX веков.

История строительства любого здания тесно связана с его владельцами и чем древнее это здание, чем сложнее этапы его формирования и развития, тем интересней узнавать о людях, чьи судьбы переплетены с ним. Чтобы узнать историю создания старинного дома необходимо провести огромную исследовательскую работу, требующую внимания, терпения, специфических знаний о различных предметах, таких, например, как древние формы письменности. Почти все сведения о владельцах московских домов хранятся в городских архивах, но, к сожалению, не для всех домов они одинаково полны и точны, поэтому архивные исследования не всегда дают желаемые результаты. Для пополнения сведений анализируются и другие доступные источники: опубликованные воспоминания, чертежи, рисунки, фотографии.

История особняка на Волхонке славится своей древностью. За более чем 300 лет существования он поменял многих владельцев, среди которых были знаменитые люди и известные государственные учебные учреждения. Но, как и все древние здания, Особняк не спешит открывать свои секреты, заставляя исследователей решать хитроумные и запутанные головоломки.

Многие сведения о доме и его владельцах были получены в 1990-е гг. исследователями института «Спецпроектреставрации» в результате кропотливой работы над комплексным проектом реставрации. В соответствии с этими материалами первым известным владельцем дома считался соратник Петра I Петр Ефимович Лодыженский - генерал-майор, с 1714 по 1725 гг. Архангельский вице - губернатор.

В 2012 году, в процессе углубленных архивных исследований, были обнаружены новые материалы, пролившие свет на более ранние этапы развития территории, изменение социального статуса проживавших здесь людей. Основными источниками изучения послужили Актовые и Переписные книги Москвы 17-18 веков, в которых содержится множество сведений о московских землевладельцах этого периода времени. Из анализа отрывочных сведений, найденных в этих и других публикациях, складывается мозаика событий, определивших условия формирования исторической территории владения.

Путем сопоставления архивных данных удалось обнаружить первых владельцев - семейство Нарышкиных, близких родственников Петра I, построивших наиболее древнюю часть Особняка – каменные сводчатые палаты, сохранившиеся внутри здания до настоящего времени.

Нарышкины впервые упоминаются в тексте «закладной», то есть документа о залоге имущества, 1701 г.,: «стольник Федор Самсонов сын Бутурлин занял у дяди своего Федора Емельянова сына Бутурлина 2000 р.; заложив Московский двор в Белом городе, между Пречистенской и Знаменской улиц, в приходе церкви Пресвятой Богородицы Ржевской, в межах (границах): подле двора стольника Андрея Федорова сына Нарышкина, да подле церковной земли церкви Николая Чудотворца, что на Турыгине, на белой земле».

В «Доимочной книге Земского приказа о взимании мостовых и решеточных денег 1694 по 1699 гг. на белых землях», указан двор стольника Андрея Федоровича Нарышкина, поперечник (т.е. размер по внешнему проезду) которого составлял 23 сажени с четвертью(1 сажень = 2,13 м). В этой же книге рядом показаны два двора Федора Емельяновича Бутурлина с общим поперечником около 15 сажен. Кроме того, в такой же «Доимочной книге» на Большой Пречистенской улице, то есть на современной Волхонке, также обозначен двор стольника Андрея Федорова сына Нарышкина.

Особую ценность имеет текст купчей 1722 года, в которой сказано, что П.Ф.Волконская продает свой двор с «прикупными местами Федора Полуэктовича жены его - вдовы Авдотьи Петровны и детей Василия, да Андрея Федоровичей Нарышкиных».

Сопоставив все имеющиеся письменные документы и физические размеры владения с имеющимися древними межевыми планами, исследователи пришли к убеждению, что владельцами изучаемой территории, построившими первые каменные строения, было семейство Нарышкиных. Из текста купчей вытекает, что двор, обозначенный в предыдущих документах за А.Ф. Нарышкиным, находился, по сути в общей собственности с его братом Василием и матерью Авдотьей Петровной Нарышкиной.

Андрей Федорович Нарышкин (1650-е – 1716гг.) в 1686-1692 г. был стольником (придворным) царя Петра I, которому приходился двоюродным дядей. В 1692 г. он был назначен воеводой сначала в Верхотурск, а затем в Тобольск, где прослужил до 1698 г. Известен его конфликт с Митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием (Римским–Корсаковым), вызванный противоборством светской и церковной власти. Активный противник прозападных реформ Петра I митрополит Игнатий считал родственника царя Нарышкина «великим развратником, грабителем и варваром». Митрополит обращался неоднократно к нему с письменными и устными увещеваниями, но, не видя желания воеводы подчиниться, отлучил его на полгода со всем семейством от Церкви. Возможно, в этой истории свою роль сыграла и приверженность матери воеводы к старой вере, с которой так боролся митрополит Игнатий.

А.Ф. Нарышкин с семейством возвратился в Москву в 1698 г. и до самой смерти в 1716 г. жил в палатах на Волхонке. Между 1719 и 1722 гг. владение было продано его вдовой Евдокией Михайловной Нарышкиной жене флигель-адъютанта княгине Просковье Федоровне Волконской (в первом браке бывшей за Андреем Андреевичем Нарышкиным – сыном владельца усадьбы) и присоединено к принадлежавшему ей соседнему владению.

В 1722 г. П.Ф. Волконская продала свое объединенное владение с «всяким каменным полатным дворовым строением» боярину Петру Ефимовичу Лодыженскому, занимавшему в то время пост архангельского вице-губернатора. Двор был продан за весьма значительную сумму в 2600 рублей, что подтверждает наличие в нем капитальных каменного строения.

П.Е Лодыженский являлся владельцем имения до середины 18 века (точной даты его кончины обнаружить не удалось). После смерти отца двор унаследовал коллежский советник Иван Петрович Лодыженский, который в 1754 г. передал владение в качестве приданого своей дочери Анастасии, вышедшей замуж за майора князя Василия Сергеевича Долгорукова. Долгоруковы владели имением 20 лет, и за это время дом из древних теремных палат преобразился в настоящий европейский дворец в стиле барокко, обративший на себя внимание императрицы Екатерины II.

В 1774 г. владение было куплено казной и вошло в состав так называемого Пречистенского дворца , выстроенного для приезда Екатетерины Великой в Москву для празднования Кючук-Кайнарджийского мирного договора с Турцией.

Перед отъездом Екатерина пожаловала герою русско-турецкой войны, выдающемуся русскому военачальнику графу П.А. Румянцеву-Задунайскому вместе с домом Долгоруковых множество подарков: «Господину генералу-фельдмаршалу графу Румянцеву всемилостивейше жалуется похвальная грамота с прописанием службы его в прошедшую войну и при заключении мира, ....за разумное полководство алмазами украшенный повелительный жезл или булава; за храбрые предприятия - шпага, алмазами обложенная; за победы- лавровый венец; за заключение мира - масличная ветвь; в знак монаршего за то благоволения - крест и звезда ордена святого апостола Андрея, осыпанные алмазами; в честь ему, фельдмаршалу, и его примером в поощрение потомству - медаль с его изображением; для увеселения его - деревня [в] пять тысяч душ в Белороссии; на построение дома сто тысяч рублев из кабинета; для стола его - сервис серебряной, на убранство дома - картины» (из указа Сенату от 10 июля 1775 г.).

Новый владелец «генерал фельдмаршал, сенатор киевский, черниговский и новгород-северский, генерал губернатор, лейб-гвардии конного полка подполковник и кирасирского полку военного ордена полковник; всех российский орденов, прусского черного орла и святые Анны кавалер» граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский несколько лет прожил в доме, перестраивая его в соответствии с новыми модными тенденциями в архитектуре. В 1788 г. , после сильнейшего пожар, он продал «погоревший каменный дом свой со всем в том доме каменным и деревянным строением» жене бригадира княгине Федосье Петровне Волконской за весьма небольшую для такого владения сумму – 8 тысяч рублей. Это свидетельствует о том, что пожар имел весьма серьезные последствия. Через семь лет в 1795 году Ф.П. Волконская, не проведя серьезных восстановительных работ, продала владение бригадиру Федору Андреевичу Лопухину за ту же сумму – 8 тысяч рублей. В свою очередь предприимчивый Ф.А. Лопухин через три года перепродал здание казне для устройства в нем казарм Астраханского полка. По всей видимости, за это время Ф.А. Лопухин надстроил здание третьим этажом и мезонином, так как участок был продан уже за 45 тысяч рублей. С этого времени более двухсот лет здание принадлежало государству.

После покупки в казну здание долгое время оставалось бесхозным – для казарм оно оказалось не слишком удобным. В 1804 г. его передали для устройства дома для азиатских посланников, но затем после некоторых проволочек передали для перестройки под Московскую губернскую гимназию .

Окончательно вопрос о передаче гимназии здания и выделении средств на реконструкцию был решен лишь к началу 1817 г., когда и начались работы по ее обустройству. Занятия в гимназии начались с 1819 года. В 1824 г. зданию был присоединен участок к тому времени снесенной церкви Николы в Турыгине. На этом участке в 1827 г. было выстроено двухэтажное здание для прачечной и других хозяйственных нужд.

После революции 1-я мужская гимназия была закрыта, с 1918 по 1925 гг. в здании размещался Лесотехнический институт; с 1925 по 1930 - университет трудящихся Китая (УТК) им. Сун-Ятсена. Позднее в здании размещались:

с 1930-го г. один из институтов Красной профессуры; с 1938 г. по1981 г. - Высшая школа марксизма-ленинизма, а также различные учреждения, в том числе Министерство лесной промышленности; с 1981 г. по 1989 г. - Министерство по производству минеральных удобрений; с 1989 года по 2010 - ОАО «Агрохиминвест».

До 1702 г. -1716 г. Нарышкина Авдотья Петровна вдова с сыновьями: стольниками Андреем Федоровичем Нарышкиным и Василием Федоровичем Нарышкиным
1716-после 1718 г. Нарышкина Евдокия Михайловна, вдова стольника
После 1718-1722 г. Волконская Прасковья Федоровна, княгиня, жена флигель-адъютанта
1722 –после 1745 г. Лодыженский Петр Ефимович, стольник (1680); комнатный стольник царя Иоанна Алексеевича (1686-1692), лейб-гвардии Семеновского полка капитан, вице-губернатор Архангельской губернии (1714-1725)
До 1753 – до 1754г. Лодыженский Иван Петрович, коллежский советник.
1754 – 1774 г. Долгорукова Анастасия Ивановна (урожденная Лодыженская), жена премьер-майора В.С. Долгорукова
1774-1775 гг. Казенная собственность, Пречистенский дворец
1775-1788 гг. Румянцев-Задунайский Петр Александрович, граф, генерал-фельдмаршал
1788-1795 гг. Волконская Федосья Петровна, княгиня, жена бригадира
1795-1798 гг. Лопухин Федор Андреевич, бригадир (28.06.1768 – 18.09.1811)
1798-1918 гг.

Казенная собственность

С 1798 по 1804 гг. дом предназначался под казармы Астраханского полка.

С 1804 г. – предназначался для размещения азиатских послов, затем начал перестраиваться для Московской губернской гимназии

Московская губернская гимназия размещалась здесь с 1819 по 1918 гг. (с начала 1830-х гг. стала называться 1-й Московской мужской гимназией)

1918-2010 гг.

Государственная собственность

С 1918 по 1925 гг. здесь размещался Лесотехнический институт

С 1925 по 1930 - университет трудящихся Китая (УТК)

С 1930-го г. здание занимал один из институтов Красной профессуры,

С 1938 г. по1981 г. - Высшая школа марксизма-ленинизма,

различные учреждения, в том числе Министерство лесной промышленности,

С 1981 г. по 1989 г. - Министерство по производству минеральных удобрений,

С 1989 года – по 2010 ОАО «Агрохиминвест».


Усадьба Голицыных в Знаменском переулке (г. Москва, ул. Волхонка, д. 14, строения 3, 4, 5 и 8) - комплекс зданий XVIII века на московской улице Волхонке, который принадлежал семейству «последнего московского вельможи» князя С. М. Голицына. Сохранившиеся здания планируется интегрировать в музейный городок ГМИИ им. Пушкина.
  • 1 История
  • 2 Здания
  • 3 Ссылки
  • 4 Примечания

История

Первоначальный архитектурный облик сохранили лишь высокие каменные ворота с коваными створами и часть правого флигеля. 1774 году здания усадьбы были перестроены и расширены по проекту Матвея Казакова. Часть усадьбы была в это время интегрирована в Пречистенский дворец Екатерины II.

Князь С. М. Голицын-младший в 1865 году открыл на Волхонке, 18 Голицынский музей, где были выставлены произведения искусства, привезённые из Италии его отцом Михаилом и дедом Александром Голицыными. Через 20 лет музей пришлось закрыть из-за финансовых затруднений князя Голицына.

В 1890-1892 годах по желанию владельца левый флигель был достроен и приспособлен архитектором В. П. Загорским под меблированные комнаты, которые получили название «Княжий двор». Архитектурный облик сооружения оказался достаточно прозаичным - став доходным домом, оно утратило конструктивную и стилистическую связь с основным комплексом усадьбы. 1986-1988 здание

В 1928-1929 годах главный дом усадьбы надстроили двумя этажами, в результате чего оказался утраченным фронтон.

В 2013 году был объявлен конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: «Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление зданий городской усадьбы Голицыных (г. Москва, ул. Волхонка, д. 14, строения 3, 4, 5 и 8) под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв.».

Здания

Боковой фасад правого флигеля, выходящий во внутренний двор Института
  • Левый флигель усадьбы - Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. (ул. Волхонка, д. 14).
  • Центральный корпус - Институт философии РАН.
  • Правый флигель (построен при участии архитектора Матвея Казакова; 2-я половина XVIII-XIX вв., реставрировался в 1985-1988 годах.) - Научные отделы музея (Архив) (ул. Волхонка, д. 14/1, стр. 8).

Ссылки

  • «Облюбование Москвы. Усадьба Голицыных.» - авторская программа Рустама Рахматуллина (2012).

«Через четверть часа к решетке в Ваганьковском подъехали три грузовика, и на них погрузился весь состав филиала во главе с заведующим.

Лишь только первый грузовик, качнувшись в воротах, выехал в переулок, служащие, стоящие на платформе и держащие друг друга за плечи, раскрыли рты, и весь переулок огласился популярной песней. Второй грузовик подхватил, а за ним и третий». Сотрудники Городского зрелищного филиала пели «Славное море, священный Байкал». нашел для филиала примечательное место в Ваганьковском переулке. По его словам, он «помещался в облупленном от времени особняке в глубине двора и знаменит был своими порфировыми колоннами в вестибюле».

Каменный дом и два небольших флигеля появились в переулке во второй половине XVIII в.

В начале XIX в. участком владела княгиня Н.И. Голицына, сестра графа А. Остермана-Толстого и мать декабриста, члена Северного общества В.М. Голицына, который жил здесь в детстве. В.М. Голицын – единственный представитель рода Голицыных в декабрьском движении. Именно его избрал Д. Мережковский главным героем своего романа «Александр I».

После смерти матери дом принадлежал брату В.М. Голицына – Леониду.

В 1860-х в одном из флигелей квартировал писатель А.А. Потехин.

В 1874 г. усадьбу приобрела жена генерал-адьютанта Е.Л. Игнатьева. В 1876 г. архитектор М.А. Зыков перестроил дом и надстроил флигели, соединив их с главным домом. На фасаде появился балкончик. Квартиры во флигелях также сдавались внаем. И в 1880-х здесь снял квартиру главный дирижер Большого театра И.К. Альтани.

В 1883 г. владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Н.И. Пастухов. «Репортер, каких до него не было», – писал о нем , начинавший в его газете. Н.И. Пастухов – журналист, создатель и владелец газеты «Московский листок». Это был интереснейший человек своего времени, который разбогател, издавая одну из первых бульварных газет в Москве. Газета изобиловала фельетонами, скандалами и печаталась на бумаге, пригодной «для курева». Условие работы в газете было одно – от репортеров Пастухов требовал только правды. Дом в Староваганьковском переулке он купил уже будучи известным богатеем.

Пастухов сам был издателем и редактором газеты «Московский листок», иногда его обязанности выполнял его сын В.Н. Пастухов, живший в том же доме № 17 квартирой выше.

В 1894 г. на территории усадьбы строится здание типографии по проекту архитектора П.М. Самарина. А в 1898 г. по его же проекту со стороны переулка выстроена ажурная металлическая решетка с инициалами хозяина «НП» на створах ворот. Решетку держат чугунные столбы.

Хозяева продолжали сдавать квартиры внаем, и в 1906–08 гг. здесь жил артист Художественного театра И.М. Москвин.

Отец и сын умерли в 1911 г. от простуды. Домом владели внуки Пастухова.

Должность главного редактора «Московского листка» до 1918 г. занимал М.М. Смирнов. В 1918 г. газета была закрыта за контрреволюционную пропаганду. В редакции обосновались «Красная газета», а потом газета «Беднота».

А. В. Сазанов, доктор исторических наук

В музейный квартал на Волхонке, что занимает знаменитый Пушкинский музей изобразительных искусств, входят несколько зданий, известных как усадьба Голицыных: главный дом (1759), служебный корпус (1778) и два флигеля XIX века, жилой и служебный.

История усадьбы прослеживается с XVII века. В 1638 году была проведена очередная перепись московских дворов. Оригинал её, «рукопись Мартынова», хранится в Московской Оружейной палате. Среди лиц, владевших землями на Волхонке, упомянут Пимен Юшков, имевший двор близ церкви Николы Чудотворца в Турыгине. Почти 80 лет спустя новая перепись называет хозяином участка «умершего боярина Бориса Гавриловича Юшкова». Он же упоминается в «Книгах по сбору мостовых денег Белаго города 1718–1723 гг.».

Наследник Бориса Гавриловича поручик Совет Иванович Юшков в 1724 году продал князю Михаилу Михайловичу Голицыну имение, включающее два двора: «порозжий» (порожний) и «со всяким каменным палатным и деревянным строением». Запись о сделке сохранилась в следующих строчках актовых книг Москвы: «Мая 15 д[ня]. Копор[ского] Пех[отного] Полку поруч[ик]. Совет Иванов с[ын] Юшков продал морского флота поруч[ику] кн[язю] Михаилу Михайловичу Голицыну двор в Бл[ижнем] гор[оде], в пр[и]х[оде] Николая Чуд[отворца], что в Турыгине, на б[елой] з[емле]… а оные дворы достались ему после деда – боярина Бориса Гавриловича, да дяди – окольничего Тимофея Борисовича Юшковых, и тетки Прасковьи Борисовны ст[оль]н[ика] Дмитивской ж[ены] Никитича Головина и сестры его Марьи Дмитриевны кн. Михайловской ж[ены] Михайловича Голицына, за 1000 р.» (4, с. 346).

Переписные книги Москвы 1738–1742 годов фиксируют переход владения от отца к сыну – Михаилу Михайловичу Голицыну-младшему и рассказывают о его соседях: «…в смежности по одну ст[орону] двор обер-штер-кригс-комисара Федора Абрамова сына Лопухина, а по др[угую] ст[орону] генеральши Аграфены Васильевой доч[ери] Паниной».

В июне 1759 года владельцы обратились с прошением о разрешении нового строительства: «Бьёт челом Двора Его Императорского Высочества благоверного Государя Великого князя Петра Фёдоровича камер-юнкера князя Михаила Михайловича и жены его княгини Анны Александровны Голицыных служитель Андрей Кожевников.

1. Означенному г-ну моему пожаловал родитель его сиятельство генерал-адмирал действительный тайный советник, сенатор и кавалер адмиралтейской коллегии президент князь Михаил Михайлович Голицын московский свой двор с каменным застроенным домом, стоящим на Пречистой улице в 3 команде в приходе церкви Николая Чудотворца, что в Турыгине.

2. И оной застроенный дом, а к нему два небольшие вновь прибавочные флигеля приказал г-н мой нынешним летом отстроить, чего ради оному двору с прежним каменным строением и вновь назначенным флигелям надлежащий план, находящийся при московской полицмейстерской канцелярии за архитектора господином Мергасовым учинён, которой да рукою его при сем моём прошении прилагаю» (5).

Резолюция гласила: «Решение учинить».

Сохранился план усадьбы, подписанный «за архитектора» Иваном Мергасовым (2, л. 199).

«№ 1 – двор и сад его князя Голицына;

№ 2 – вновь желает пристроить к старым палатам два флигеля;

№ 3 – колодец;

№ 4 – дворовое каменное строение генерала и кавалера Фёдора Аврамовича Лопухина;

№ 5 – его же Голицына каменные жилые палаты;

№ 6 – улица Пречистенка;

№ 7– переулок проезжий».

Л. В. Тыдман сумел уточнить историю застройки. В 1758 году М. М. Голицын-старший передал сыну двор на Пречистенке с незаконченным одноэтажным «каменным застроенным домом». По мнению исследователя, на этом этапе произошли серьёзные перемены в общем замысле: «Было решено возвести второй этаж и пристроить два симметричных флигеля по сторонам». Естественно, потребовались изменения в планировке, преобразились фасады и интерьеры. Построенный в 1760 году дом отделывался ещё шесть лет (6, с. 103, 281). В 1768–1770 годах были возведены каменные флигели по сторонам парадного двора, службы и ограда. Выполнял работы И. П. Жеребцов по проекту С. И. Чевакинского (3, с. 297– 301).

В 1774 году триумфально завершилась война с Турцией. Заключение Кючук-Кайнарджийского мира собирались праздновать в Санкт-Петербурге и Москве. В Первопрестольную Екатерина II намеревалась прибыть в начале следующего года. Она загодя, 6 августа 1774 года, интересовалась у М. М. Голицына, «нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома... или же... не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное строение». Ответ был очевиден – конечно же, собственная голицынская усадьба (быть может, на выбор государыни в какой-то степени повлияло то обстоятельство, что по соседству проживала мать её фаворита Г. А. Потёмкина).

Впрочем, в существующем виде владение было абсолютно непригодно для пребывания там императрицы и её роскошного двора. Решение было найдено быстро. В августе 1774 года начальник Кремлёвской экспедиции М. М. Измайлов оформил аренду на три находящихся рядом дома и поручил архитектору М. Ф. Казакову сделать их обмер. Вскоре на стол государыни легли два плана. Первый ей не понравился – просто огромный дом, это не для неё. Второй, привезённый самим Казаковым, был одобрен.

Так началось возведение знаменитого Пречистенского дворца. Надо было успеть к приезду императрицы, и Матвей Казаков привлёк к работе архитекторов А. Баранова, М. Медведева, М. Матвеева и Р. Казакова. Строительство шло всю осень, и под самый Новый год начальник Кремлёвской экспедиции М. М. Измайлов рапортовал о его окончании.

Пречистенский дворец не сохранился, представить его вид позволяют только архивные документы и краткие описания. Одно из них принадлежит французу Ш. Карберону: «Наружный вход украшен колоннами; за прихожей очень большая зала, за которою другая, тоже большая, в которой императрица принимает иностранных министров. Дальше следует ещё более просторная зала, она тянется в длину всей постройки и состоит из двух комнат, разделённых посередине колоннами; в первой императрица играет, а вторая служит для танцев». Он также упоминает тронный зал с высокими окнами и троном под сенью. При дворце была устроена по проекту М. Ф. Казакова отдельная домовая деревянная церковь Святых Антония и Феодосия Печерских, освящённая 16 декабря 1774 года.

Ясно, что Казаков сохранил дом Голицына, расширив его в сторону Волхонки. То, что в результате получилось, вызвало разноречивые отклики. Тот же Ш. Карберон отмечал «весьма искусное соединение наружных стен и внутренних покоев». Англичанин Уильям Кокс, побывавший в то время в Москве, оценил красоту и удобство здания, «сооружённого с быстротой молнии». Самой императрице, однако, Пречистенский дворец не понравился. Она жаловалась барону Гримму: «…опознаться в этом лабиринте премудрёная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию, и всё-таки их вдвое больше, чем нужно».

По всей видимости, неудовольствие государыни привело к демонтажу деревянной части дворца, которая длилась с 1776 по 1779 год. Разобранные конструкции погрузили на баржи и сплавили по Москве-реке от Пречистенского спуска до Воробьёвых гор. Там их поставили на сохранившийся фундамент Старого Воробьёвского дворца, построенного в XVI веке Василием III. Сооружение получило название Нового Воробьёвского дворца и было впервые отмечено в генеральном плане Москвы 1789 года. Иконостас же дворцовой церкви оказался в Кремле.

На Пречистенке развернулось строительство классицистической усадьбы, завершившееся в 1802 году. О фасаде главного дома дают представление иллюстрации из четвёртого альбома Партикулярных строений М. Казакова.

Осенью 1812 года в Москву вступила Великая армия. Особняк присмотрел старый знакомый Голицына генерал Арман де Коленкур. Он описал Московский пожар в следующих строках: «Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом… Мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся. Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину».

Впрочем, и участие Коленкура не спасло усадьбу от разорения. Управляющий домовой конторой Алексей Большаков доносил хозяину 19 октября 1812 года: «Кладовые наши все разбиты и разграблены в одни сутки, что осталось, то прибрано. Каменные кладовые под церковью, с позволения генерала Коленкура в доме нашем квартировавшего, снова закладены и заштукатурены. В эту кладовую положены книги, картины, бронзовые вещи, часы, фарфор, посуда и прочее, чего я не припомню, потому что солдаты, грабившие дом, многие вещи не брали, а переломали или перекидали с места, доискиваясь серебра, платья и белья. Комнаты после подорвания Кремля пятью минами с 10 на 11 число октября во втором часу ночи были усыпаны стеклами, вылетевшими из окончин, многие двери и рамы оконечные с колодами вырвало с места, что всё нами прибрано и вычищено. В нашем доме теперь квартирует Пётр Иванович Загрецкий и отставной генерал-майор Карл Карлович Торкель… Ермаков, которого я посыла в дом Ея Превосходительства сказывал, что главный корпус не горел, флигеля и экипажи все сгорели, что ж в целом корпусе было, то разграблено, так как и кладовые. Наша домовая церковь также разграблена» (1, л. 18–19). После ухода французов усадьба долго ремонтировалась, о чём сохранились многочисленные записи домовой конторы.

Два упоминания связывают усадьбу Голицына с пребыванием А. С. Пушкина. Первое – записки В. А. Анненковой о бале у князя Сергея Голицына, где она «танцевала с поэтом Пушкиным… Он говорил мне прелестные вещи... обо мне самой... так как, увидев меня, забыть меня уже никогда невозможно». Второе осталось в письме московского почт-директора А. Я. Булгакова к брату от 18 февраля 1831 года. Оно содержит единственное пока свидетельство о намерении А. С. Пушкина венчаться в домовой церкви князя С. М. Голицына: «Сегодня свадьба Пушкина наконец. С его стороны посажёными Вяземский и гр. Потёмкина, а со стороны невесты Ив. Ал. Нарышкин и А. П. Малиновская. Хотели венчать их в домовой церкви кн. Серг. Мих. Голицына, но Филарет не позволяет. Собирались его упрашивать; видно, в домовых нельзя, но я помню, что у Обольянинова обвенчали Сабурова, что на Викентьевой женился недавно». Но не уговорили. Местом венчания А. С. Пушкина стал храм Большого Вознесения у Никитских ворот.

На этом заканчивается одна эпоха в жизни усадьбы Голицыных. Впереди были: Голицынский музей, частное училище И. М. Хайновского, классы Московской консерватории, Голицынские сельскохозяйственные курсы, Лесной институт и техникум, Институт мозга, редакции нескольких журналов, Коммунистическая академия, Институт философии АН СССР (РАН) и, наконец, Галерея искусств стран Европы и Азии XIX–XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Литература и источники

1. ГИМ ОПИ. Ф. 14. Кн. 1. Д. 54.

2. ГИМ ОПИ. Ф. 440. Оп. 1. Д. 944.

3. Каждан Т. П . Материалы к биографии архитектора И. П. Жеребцова / Русское искусство XVIII – первой половины XIX века. М, 1971.

4. Москва. Актовые книги XVIII в. Т. 3. М., 1892. 1724 г.

5. РГАДА. Ф. 931. Оп. 2. Ед. хр. 2358.

6. Тыдман Л. В . Изба, дом, дворец: Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е годы. М.: Прогресс – Традиция, 2000.