Эскизы по композиции. Что такое композиция и почему она так важна при рисовании? Расширение вашей интуиции

Что мы можем видеть здесь – символы первого впечатления о картине. Нечеткие силуэты и тональности, которые первыми привлекают внимание к вызвавшей интерес картине, не подлежат обсуждению. Здесь я представляю шесть композиционных расположений, изображенных геометрически, но перед этим были проанализированы сотни рисунков мистера Уитни, чтобы эти композиционные подсказки могли подойти к различным темам и жанрам.

Это расположения, компоновки масс и форм для художников, которые чаще всего привлекают внимание. Они могут применяться для живописи на пленэре так же как и для рисования фигур. Обдумайте их, и может быть, они послужат источником вдохновения, когда вы возьмете в руки карандаш, кисть, стилус или компьютерную мышь.

Шесть распространенных композиционных положений

Темные силуэты на белом фоне
Светлые силуэты на темном фоне
Большой темный силуэт, маленький светлый силуэт, фон средней тональности

Общий переходный оттенок

Теперь попробуйте!

Композиция: правило трети

Находим визуальную золотую середину

Так уж случается, что когда вы разделяете ваши горизонтальные и вертикальные плоскости на трети, используя две параллельные линии в двух направлениях, на вашем художественном «игровом поле» происходит что-то интересное. Использование этой системы координат из девяти панелей впервые замечено в эпоху Возрождения.

В 1797 г. Д. Т. Смит писал о правиле третей для пейзажей в своей книге «Наблюдения о сельских пейзажах». Он настаивает на том, что 1/3 (одна треть) картины должна быть предусмотрена для земли и воды, а верхние 2/3 (две трети) должны быть использованы для воздуха и неба. Треть в основании, отведенная для земли и воды снова разделяется на трети, нижнюю треть занимает земля, и оставшиеся две трети – вода. Д. Т. «Антиквариат» Смит был современником английского акварелиста Джона Констебла (1776 – 1837).

  • Пропорции по правилу третей напоминают пропорции по правилу золотого сечения и приближены к его математическому разделению.
  • Получившиеся «золотые середины» в целом хорошо подходят для того, чтобы поместить основной фокус, изменения композиционных направлений, точки темного контраста или света, или другие интересные предметы.

Разделяем предметы

Используя всего 4 линии, создать систему координат из девяти панелей – это определение правила третей. Четыре получившиеся точки пересечения линий имеют особую важность и оказывают влияние на зрительное восприятие человека.

Построенная с помощью этой геометрии композиция должна вызывать всеобъемлющее чувство визуального удовольствия, острый интерес и определенное «чувство правильности».

Правило требует, чтобы вы поместили объект, вызывающий интерес, в одном из пересечений, которые я буду называть золотыми серединами, и организовали хорошую композицию, основываясь на этих ключевых точках.

С другой стороны, если вы пробуете рисовать скетчи и учитесь рисовать предметы, вы можете изображать в середине страницы столько, сколько хотите…


Середина? Нет

Если вы создаете композицию рисунка или картины, вы должны сделать ее интересной и, как минимум, немного увлекательной для наблюдателя.

Старайтесь не помещать ключевые объекты в середине картины. Композиция получается очень статичной, не вызывает каких-либо эмоций у наблюдателя.

Примечание : некоторые из вас увидят в этом «правиле» личное оскорбление их творческих прав и попытаются доказать мне обратное. Я тоже так делал.


Немного лучше

Резкие перемены происходят, когда мы передвигаем фокус в «золотую середину», в соответствии с правилом третей. Эти изменения представляют больший интерес благодаря тому, что они компенсируют точки фокуса сверху и слева. Это оставляет передний план для рассмотрения второстепенных объектов, таких как волны.

Но не совсем так. Линия горизонта лежит слишком близко к реальному горизонту.


Маяк

Резкие перемены… подождите, я это уже говорил. Я сопоставил дальнюю береговую линию с первым горизонтальным разделением и сдвинул изображение влево и вверх. Это обеспечивает более приятный для взгляда баланс, поэтому эта версия более динамична, чем версия номер 2.

В этом примере я перевернул классические разделения пейзажа Д. Т. Смита, используя нижние 2/3 (две трети) для земли и воды и оставляя 1/3 (одну треть) для воздуха и неба.

Применение правила третей при составлении ваших композиций может помочь вам избежать наиболее явных и очевидных дизайнерских ошибок.

Теперь попробуйте!

Композиция: правило «S»

Длинная и извилистая дорога

Изящная кривая – один из самых надежных способов вызвать интерес и добавить глубины в композицию пейзажа. Когда мы видим форму «S», в нашем поле зрения это обычно извилистая дорога, или дорожка в саду, или тропинка в лесу. Края кривой ведут нас прямо внутрь картины.

Дороги, тропинки, реки, ручьи и дорожки зовут нас за собой. Это то, что ведет людей.


Прямо и вперед?

Возможно, это самый быстрый маршрут, соединяющий две точки, но прямая линия шоссе не очень интересна. Она статична и не приглашает наблюдателя в композицию. Ваш взгляд двигается в том направлении, в котором его ведут прямые линии дороги. Нечего интересного. Очень прямо, но не завлекает.

Конечно, это может быть сделано так. Тогда вам нужно замедлить прогулку взгляда вдоль улицы с помощью элементов, которые привлекают взгляд. Или вы можете организовать значительную компенсацию в конце этой дороги, как например ковбой, скачущий по направлению к пылающему закату.


Воскресная поездка

Извилистая и закрученная форма «S» тянет вас за собой своей волнообразной формой. Старая тропинка или недавно вытоптанная, приглашает как минимум на воображаемую прогулку, вызывает желание немного заглянуть вперед.

Извилистая дорога зовет вас на экскурсию по остальной композиции, приглашая вас насладиться переплетением форм и элементов, находящихся в динамике композиции.


Тропинка

Это образец тропинки, ведущей вас внутрь картины. Я часто использую часть формы «S» «вверх до поворота», композиционный прием, который я применил в этой картине.

Тропинка появляется из-за больших теней деревьев. Она ведет вас внутрь картины и ведет вас за край, туда, где вы видите сияющую листву, дальше над тропинкой.

Теперь попробуйте!

Нас интересует всего два термина, и мы их вводим в изучение: композиция и компоновка и они относятся к рисунку. Они несколько разные по смыслу, но в рисунке не обходятся друг без друга. Композиция это непосредственный процесс, в переводе с латинского означает- составлять, сочинять- в каком- то смысле глобальное значение. А компоновка- более частное, означает- составлять целое из частей. Здесь одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над нашим рисунком.

А вообще, термин композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция"- это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. А вот в учебном рисунке- это в первую очередь правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Общее представление о композиции в изобразительном искусстве: композиции бывают станковые, декоративные, монументально- декоративные, монументально- скульптурные, театрально- декорационные, объемно- пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно- прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально- декоративным- мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы... К театрально- декоративным- эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно- пространственным- архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно- скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства- дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды... Вот такое широкое значение.

Композиция в рисунке

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Этому всему научиться сразу невозможно, для знания этого всего в сумме и умения апеллировать всеми составляющими ЭТОГО нужно время и много много практики. Но начать обучение, запустить процесс, мы безусловно можем и сделаем это.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит и общее впечатление от рисунка.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Что нам на данном этапе нужно? В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом- при помощи упражнений, которые можно легко исполнить. Для начала:

1. Берем тушь, или краску, или акварель и в прямом смысле этого слова- портите чистый лист бумаги. Делаете кляксы, различные, какие получаются. Можно их размазывать, или оставлять как есть. Потом берем и понравившуюся нам кляксу ограничиваем рамкой- просто прочертите рамку вокруг получившегося пятна на некотором расстоянии так, что- бы закомпоновать кляксу в какой- либо удобный, гармоничный с ней формат. Вот вы уже и получаете композицию пятна. Заметьте, очень важно, что- бы даже такая элементарная композиция пятна хорошо просматривалась с любого поворота. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

Дело простое, но хитрое. Хитрость его заключается в том, как именно вами соблюдены правила и приемы размещения данного объекта- кляксы в созданном формате, а в будущем- на листе. Добивайтесь ощущения гармонии, делайте отступы от кляксы так, что- бы в начерченном формате кляксе было "удобно". Отступайте снизу кляксы больше (может и наоборот), вверху делайте расстояние до границы формата меньше (может наоборот), по краям- также нужно добиваться ощущения гармоничности.

2. Теперь берем краску- гуашь. Нам нужны белая (чуть сделайте ее темнее, что- бы не сливалась с бумагой), черная и смешение их- серый цвет. Наносим пятна на бумагу, варьируя размерами пятен, соотношением их тональности, формой, расположением их между собой, наложением один на другой. Стараемся делать так, что- бы сочетание этих пятен получалось гармоничным. Можно сразу для этого брать небольшие кусочки бумаги различных форматов и стараться закомпоновать эти пятна сразу на листике. А можно сначала сделать вот такие нехитрые поиски, и уже потом, как в первом задании, заключать такие маленькие композиции в формат, который вы подбираете исходя из того, что получается. Из множества получившихся таких поисков по ощущению выбираете самые подходящие.

3.Следующее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой- либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите какой- либо рисунок предмета.

4. Усложняем задачу: включаем в компоновку два и более предмета. Здесь уже нужно помимо компоновки предметов в заданном формате скомпоновать и сами предметы между собой.

Такими простыми упражнениями закладываются и воспитываются основы понимания композиции в рисунке, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем.

Теперь переходим непосредственно к созданию правильной композиции в рисунке. А при работе над композицией в учебном рисунке необходимо:

1. Определить задачи и цели

Прежде чем приступать к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи самой постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, заранее подбираются в соответствии с определенным сюжетом или какой- либо темой. Случайных предметов в композиции быть не должно. И по тому, как составлена учебная постановка, можно и предопределить будущую композицию, потому как сама постановка, в некоторм смысле, уже и есть композиция.

2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения

Иногда бывает так, что постановка предметов, включенных в композицию, может быть несовсем удачной. В одном случае предметы могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом- плохо просматриваться- смотря с какой стороны вы собираетесь ее рисовать, или предмет может иметь незнакомую конструкцию и ее трудно разглядеть с какой- то стороны... Перед тем как сесть за рисование постановки, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности, и выявить наиболее выгодные для создания будущего рисунка положения. Нужно заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.

4. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги

Что- бы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение предметов в постановке. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально- это в том случае, если предмет учавствует в постановке один. Если несколько, то нужно смотреть на соотношение всех предметов в постановке. Есть некоторые закономерности зрительного восприятия, это когда предметы образуют (условно) общий объем, массу, которая отлично вписывается в горизонтальный формат, а вы размещаете его в квадрат или вертикальный, при этом гармонии ощущаться не будет. В каждом отдельном случае расположение листа выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. И, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.

5. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа

Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке, их можно делать на полях или отдельном листочке. Для этого необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. Если постановка состоит из группы предметов, то компоновать их по отдельности на плоскости листа нельзя. Нужно смотреть на всю постановку в целом. Намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.

6. Определить центр композиции

Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр:

Зрительный центр- центр картинной плоскости.

Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомагательные предметы.

В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.


Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в ней прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было "ни убавить, ни прибавить" в пределах отверстия (рамки "формата"). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи

Второй способ его применения: расставляете на предметной плоскости предметы, которые можно соотнести к одной тематике. Чем больше найдете, тем лучше, и после этого, вооружившись видоискателем, подбираете из этой массы наиболее понравившееся расположение предметов (выбираете 3-5 предметов, где один будет композиционным центром, остальные- дополнительными) в данном формате. В этом случае вы тренируете глаз составлять- компоновать предметы в одну композицию, находить удачную точку зрения, находить композиционный центр.

7. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера

Построение предметов на плоскости бумаги нужно начинать с определения их мест в пределах границ, оведенных им ранее- легким касанием карандаша намечаете общими очертаниями места расположения предметов с учетом пропорций. После на листе намечаете детальнее общий характер формы предметов, их пропроции и расположение в пространстве листа. Дальше детальнее рассматриваете форму, объем каждого учавствующего в композиции предмета.

8. Выявление объема предметов

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Не забывайте, что работа над выявлением объема предмета тоном- это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к вам. И главное в работе тоном- это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Когда прорабатываете детали, не забывайте, что они являются частью одной композиции. Это не значит, что им нужно меньше уделять внимания, но работая с ними отдельно можно создать дробность в рисунке. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, то- есть, методически последовательно.

9. Завершение и обобщение работы над рисунком

Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.

Используйте эту информацию, когда будете рисовать, например натюрморт .

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией. Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Чаще всего художник находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться.
Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей человеческого восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают для глаза определенный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры. Для примера приведу великие шедевры мировой живописи.

Как правило, в рисунке существуют смысловые точки, за которые цепляется глаз человека — в первую очередь привлекает внимание композиционный центр (о нем чуть позже), затем общее пространство, перспектива, конкретные детали и фон.
В этом уроке я решила использовать работы из Галереи сайта. Мне кажется, что на работах обычных людей, а не великих классических художников, объяснение будет более понятным. Заранее благодарю авторов и надеюсь, что никто не будет против.

В композиции существует три основных закона:

1) Закон цельности и неделимости

Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой. Приведу примеры:


Рис 2. Правильно: пример из классики.
Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно целое.


Рис. 2-2. «Клан Льда, Морозная фея (волшебница)», Sweezar.
Верно. Несмотря на большое количество деталей, работа так уравновешена, выстроена и сгармонирована по цвету, что смотрится единым целым.


Рис 2-3. (Sorry, я не в курсе, чья это работа) .
Неверно. Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света, узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают сосредоточиться на главном.

2) Закон контраста

Какие существуют виды контрастов? Правильно. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст, тональный (светлый-темный), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным. Если все объекты будут выполнены на нюансах (одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя будет просто не за что «зацепиться», он не увидит и не поймет главного. (хотя и здесь есть исключения, но об этом нужно писать урок цветоведения)


Рис.3. «Красные цветы», Corvus_SS.
Цветовой контраст. Черный и красный — один из самых проверенных временем цветовых сочетаний. Тем более что работа в общем монохромная, и красный цвет очень контрастирует с общей цветовой гаммой. Очень яркий контраст, с помощью которого передаются эмоции и настроение работы.


Рис. 3-1. Акцентирует внимание.. .
Контраст величин. Ну я думаю тут и так все понятно. Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо выделять главное за счет контраста величин.


Рис. 4. «Демоны», Rainov13.
Смысловой контраст. Ну например вечный принцип «Красавицы и Чудовища». Вы ведь замечали, что на фоне безобразного еще более четко заметна красота, в темноте сильнее и ярче горит свеча…
Вот пример. Если поместить в рисунок толпу гламурно-стразинковых девушек на попсовой вечеринке, а на их фоне — мрачного готика, кто по вашему в первую очередь привлечет внимание? Правильно, тот кто по общему смыслу туда не вписывается.
Это и есть смысловой контраст. Надо отметить, очень интересное и «сильнодействующее» средство.

3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, как я уже говорила, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.

Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы.

— Ритм.
Это может быть, к примеру, ритм повторяющихся (в меру) цветовых пятен, фигур, расположенных на определенной «линии», которая ведет глаз к композиционному центру.


Рис. 5. «Трое», Chernaya Bandana.
В этой работе ритм черных пятен, по которым глаз движется по картине. Этот ритм не дает человеческому восприятию заскучать на этом рисунке.


Рис. 5-1 «Человечность», neod.
На этой работе есть определенный ритм фигур. Оба примера монохромны, но не забывайте, это правило относится и к полноцветным работам.

— Композиционный центр.
Именно там расположено самое главное, то, ради чего собственно и затевался весь этот рисунок. Смысловой центр… Как правило, он располагается на втором плане. На первом располагаются объекты (фон, абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят» взгляд зрителя в рисунок, плавно подводят его к главному. Этот центр может выделяться многими средствами, о которых было сказано выше.


Рис. 6. «Скакалка», Булгакова Татьяна.
Здесь центром является фигурка. Взгляд зрителя к ней ведут не только линии, фон, но и то, что центр композиции выделен тональным контрастом, т.е центр композиции выделен более светлым пятном.

— Статика и динамика.
В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это зависит опять-таки от замысла художника. Статичные объекты создают состояние покоя, или мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо применяется правило вертикаль/горизонталь, но о нем чуть позже.
Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.


Рис. 7. «Вишневый демон», Corvus_SS
Статичная композиция. В ней не ярко выраженного движения.


Рис. 7-1, «RAH TILT!», № 400.
В композиции четкая динамика, сильное движение. Тем не менее все уравновешено, движению есть «противодвижение».

— Принцип вертикали и горизонтали.
Тут тоже все несложно. Рисунок может выстраиваться на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром.
В работе может быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее сильных.
Рис. 8. «Мотыльки», Corvus_SS.
Прекрасный пример. Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями.

— Формат.
В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление. Квадрат (или приближенный к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. Я бы даже сказала торжественный. В него идеально вписывать фигуры людей.

Это краткие основы композиции академического рисунка. Эти правила можно использовать в любой манере и технике рисования.
Совет — выберите одно-два средства, приема и пользуйтесь только ими. Не перегружайте рисунок, это не улучшит его, а только создаст ненужный хаос.
И еще одно — нужно помнить всегда, что правила созданы для того, чтобы их нарушать. Главное для художника — на создать картинку по шаблонной схеме, а сделать красивую гармоничную композицию.
Надеюсь, что помогла вам хоть немного.

Рисование - сложный навык. Вам нужно изучить такие вещи, как ручное умение, техника карандаша, точность, перспектива, жест, анатомия, свет и тень... Но даже если вы являетесь мастером всего этого, даже если ваша картина имеет все эти элементы на своем месте, все равно может быть что-то с ней не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может разрушить воздействие даже самых отполированных произведений искусства. Тем не менее эта тема часто замалчивается на уроках рисования, и представлено лишь несколько примеров хороших и плохих композиций, оставляя все это на вашу интуицию.

В этой статье я хотела бы остановиться на более практическом подходе к композиции. Что это, собственно? Из чего это сделано? И, прежде всего, как вы можете убедиться, что ваша композиция в порядке еще до того, как вы поместите свою первую линию, вместо того, чтобы заметить это уже только после того, как все будет сделано? Продолжайте читать, и я отвечу на эти вопросы для вас!

Что такое композиция и почему это так важно?

Чтобы выразить это как можно проще, композиция - это расположение элементов, которое заставляет нас рассматривать их как единое целое. Каждая работа имеет определенную композицию. Вы либо создаете ее сознательно либо случайно, но вы не можете создать рисунок без нее.

В более практическом смысле композиция - это отношение между элементами картины. И это отношение, а не сами элементы, это первое, что мы замечаем. В то же время, это на самом деле невидимо для нас. Это похоже на скелет живого существа - вы не можете видеть кости, но они заставляют тело выглядеть таким, как оно есть. Без скелета не было бы никакой формы.

Скелет создает форму, будучи невидимым для нас.

Тем не менее, это форма, которую мы видим, и если вы попытаетесь нарисовать только форму, вы можете получить что-то неестественное. Вы можете случайно создать форму, которая выглядит правильно, но осознание влияния скелета увеличивает ваши шансы сделать все верно.

То же самое и с композицией. Вы можете попытаться угадать, как расположить элементы изображения, но вы также можете узнать, что заставляет ваше произведение выглядеть хорошо и использовать это знание в ваших собственных интересах.

Хорошая композиция - это баланс. Слишком много так же плохо, как и слишком мало. Если ваш рисунок - блюдо, композиция - это приправа. Независимо от того, сколько времени вы провели на кухне, неправильно используемые приправы могут испортить вашу работу. Но что значит «правильно»? А каковы «приправы» композиции?

Каковы элементы композиции в рисунке?

Поскольку композиция - это отношение, для этого должно быть как минимум два элемента. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что делает этот вопрос настолько сложным. Давайте решать их один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хотя для композиции требуется как минимум два элемента, вы не можете избежать создания композиции, рисуя один элемент. Между этим элементом и фреймом всегда будет связь.

Под «рамкой» я подразумеваю не только богато орнаментированные рамки традиционных картин. Рамка - это граница рисунка. Даже если вас это совсем не волнует, рамка создается краями вашего листа бумаги или, если вы сделаете снимок, обрезкой.

Другими словами, рамка является границей между тем, что является частью рисунка, а что нет. Эта граница становится частью композиции, как только вы рисуете что-то внутри нее - это мини-вселенная вашего искусства. Когда вы показываете свое искусство кому-то, их глаза смотрят на весь кадр в целом, независимо от того, где находится фактический рисунок.

1-произведение искусства; 2-не произведение искусства

Здесь мы подходим к вопросу о негативном пространстве. На картине мы видим не только то, что рисуется, но и то, что не изображено. Область между чертежом и рамкой не является «ничем». Мы это видим, хотя сознательно это не создавалось. И даже если мы проигнорируем эту часть, это еще добавит смысл картинки и повлияет на наше восприятие ее.

Положительное место в сравнении с отрицательным пространством - когда вы его создаете, другое создается автоматически

Примеры

Здесь рисунок является крошечным по сравнению с остальной частью области картины. Зритель увидит много пространства и персонажа. На самом деле пространство - звезда этой картины! Если это то, что вы хотели, нет ничего плохого в этой композиции - это показывает незначительность персонажа, который может быть полезен. Если это не ваша цель, и вы хотели, чтобы персонаж был звездой, это ошибка.

Здесь мы имеем обратную ситуацию. Персонаж занимает почти все пространство, и в результате он становится пространством. Персонаж здесь на самом деле является художественным произведением, а не персонаж художественного произведения. Его детали становятся символами.

Здесь персонаж выглядит так, как будто он пытается оставить произведение. Зритель добирается, чтобы видеть много пустого места и персонажа, не заинтересованного в его собственном показе. Это хорошо или плохо? Опять же, это вопрос намерения.

Упражнение

Как вы можете сделать эти композиции более интересными? Подсказка: не существует единого правильного решения для каждого.

Контраст

Композицию можно объяснить, главным образом, путем сопоставления элементов. Контраст - это мера различия между ними. Это очень важно, потому что мы видим по сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, чтобы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, потому что это привлекает наше внимание. Он разделяет две вещи, заставляя нас смотреть на них по отдельности. Изображения внизу имеют одинаковое количество элементов, а справа - более высокий контраст. Какая композиция для вас более интересна?

Высокая контрастность позволяет быстро находить элемент, что вызывает внезапный всплеск интереса. Низкий контраст показывает вам одно и то же медленнее, с большим усилием, что приводит к смягченной реакции.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные возможности элементов, чтобы визуально группировать их для более быстрой реакции. Чем выше контраст, тем легче сделать такую группировку, и тем больше она себя проявляет. Есть много характеристик, которые мы можем использовать для измерения контраста:

  1. Размер (большой или маленький)
  2. Форма (острая или тупая, продолговатая или округленная)
  3. Затенение (темное или яркое)
  4. Оттенок (красный против зеленого, синий против оранжевого)
  5. Материалы (блестящие и матовые)
  6. Тема (большой плохой волк против ребенка, натюрморт vs. Движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако, здесь есть уловка. Контраст требует баланса для работы. Слишком много разных вещей становится одним-хаосом. Слишком мало станет просто одной вещью - порядком. Чтобы достичь естественного эффекта, вам необходимо сбалансировать хаос и порядок.

1-хаос; 2-баланс; 3-й порядок

Контраст настолько силен, что имеет эволюционный смысл - он заставляет нас видеть голову льва в траве или один красный плод среди зеленых листьев. Это привлекает наше внимание к тому, что важно. И именно так вы должны использовать его в своем составе: привлечь внимание к тому, что важно.

Конечно, это означает, что вам нужно решить, что важно, и что это всего лишь фон. После этого, это просто вопрос в том, чтобы дать им противоположные характеристики. Нет необходимости использовать их все или делать все наоборот. Это все зависит от стилистического выбора: реализм не любит преувеличения, но стиль мультфильма в этом преуспевает.

Стиль Chibi использует контраст между маленьким телом и огромной головой, чтобы сделать персонажа таким же симпатичным, как ребенок.

Примеры

Каждый из этих объектов будет тусклым, если его поместить отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а чувство масштаба.

Здесь теряется чувство масштаба. Слишком высокий контраст приводит к хаосу, создавая грязный узор, а не сцену.

Но хаос может стать отличным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если только он достаточно отличается от хаоса, это будет рассматриваться как первое, что делает фон несущественным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересны, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов - их позиция по отношению друг к другу. Но есть ли правильные и неправильные расположения? Не совсем так, но точно одно: определенные расположения имеют для нас значение.

Ритм - это визуальный снимок, который делает наш мозг. Если некоторые элементы следуют ритму, нам не нужно смотреть на них все один за другим - ряд ограждающих рельсов - это забор, «облако» листьев - это крона дерева и т.д. Но мы также берем более тонкие намеки, отделяя естественные объекты («как они должны быть») от неестественных («как их сделали»).

Ритм создает различный контраст. На этой фотографии маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с большими, но и потому, что он нарушает ритм. Это превращает «ряд цветов» в «маленький цветок между большими».

Но это не только вопрос контраста. Ритм заставляет нас увидеть то, что на самом деле не было нарисовано. Ряд камней означает, что кто-то поместил их таким образом. «Облако» листьев на дереве означает, что они принадлежат одному растению. Элементы, идущие в одном направлении, означают, что они управляются одной и той же силой (будь то ветер или страх).

Это дает дополнительную информацию к изображению. И эта информация не должна быть случайной, поскольку она добавляет влияние композиции. Просто посмотрите: простой рисунок «плавающую рыбу» можно превратить в «идущую против течения», просто нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Это что-то значит - не позволяйте этому значению стоять на пути вашего намеченного сообщения.

Примеры

Сломанный ритм сломанного забора моментально привлекает наше внимание. Что случилось? Было ли это стадо сумасшедших коров или просто пьяный фермер на тракторе? История разворачивается, просто нарушая ритм.

Эта композиция - вся заключена в порядок. Здесь есть контраст по размеру, так что это интересно, но мы также видим здесь нечто большее: это на 100% искусственное и контролируемое. Все дрейфует до хаоса, но здесь кто-то останавливает эту тенденцию.

Вот такая же ситуация, когда деревья сажают люди. Эта композиция проста, но в этом предсказуемом ритме есть красота.

Упражнение

Что вам говорят эти композиции?

Фокусные точки (точки интереса)

Ваш рисунок - это не просто набор случайных линий. Они должны что-то значить, но даже самое удивительное сообщение будет прервано, если вы прочитаете его неправильно - например, когда читаете с конца.

Композицию можно использовать, чтобы побудить зрителя увидеть именно то, что мы хотим, чтобы они увидели, именно в том порядке, который мы выбрали, чтобы быть наиболее эффективным для понимания сообщения. Если вы игнорируете это, зритель может получить совершенно неправильное первое впечатление, отказавшись от художественных работ до понимания его реального значения.

Когда мы смотрим на картину, сначала мы ищем вещи, на которые нужно смотреть. Порядок поиска важен, потому что, даже если миллионные секунды потребуются, чтобы увидеть все это, в природе одна миллисекунда может быть вопросом жизни и смерти. Мы хотим убедиться, что сначала мы увидим самые важные элементы.

При планировании композиции вам нужно решить, что это за «самые важные элементы». Затем вы можете использовать контраст, чтобы выделить их, и ритм, чтобы создать путь для просмотра в определенном порядке.

Примеры

Давайте еще раз посмотрим на предыдущий пример. Все линии ведут нас к центру. Вы смотрите туда, прежде чем вы заметите дорогу или деревья. Независимо от того, что вы туда посмотрели, это будет замечено первым.

Здесь это более тонко, потому что линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по нему без всякой остановки. Это добавляет чувство движения.

Здесь контраст заставляет вас сначала взглянуть на эту большую фигуру. Затем, ища полную информацию, вы смотрите, где они ищут.

Упражнение

Что вы замечаете в первую очередь при рассмотрении этих примеров? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Но это нам ни чем не поможет, если вы закончите рисование, и только тогда обнаружите, что вы оставили слишком много негативного пространства, или ритм заставил ваш пейзаж выглядеть искусственно. Вот почему вам нужно подумать о композиции перед тем, как вы нарисуете свою первую линию.

Но как вы можете это сделать, если не уверены, что рисуете? Планы, как правило, делают все жестким и скучным, а спонтанность вообще не может быть запланирована. Посмотрим, как ее решить.

Изображения эскизов

Вам не нужно создавать готовый рисунок, чтобы судить о его композиции. Заметьте, что я не упоминал подробностей в теоретической части. Это потому, что они не имеют значения в композиции. Они видны как последняя вещь на картине, спустя много времени после того, как мы понимаем, на что мы смотрим.

Вот почему вам не нужно заканчивать рисование, чтобы увидеть, какое воздействие оно создает. Вам просто нужно увидеть рамку, контраст, ритм и фокусные точки. И это то, что вы можете набросать довольно быстро, чтобы увидеть, как элементы взаимодействуют вместе!

Мы называем этот метод рисованием эскизов. Миниатюра - это миниатюрная версия обложки, которую вы часто видите перед открытием оригинальной версии. Вы не можете увидеть какие-либо детали в миниатюре, но вы видите все, что наиболее важно для изображения.

Графика уменьшенного изображения сообщает вам, что представляет собой изображение, фактически ничего не говоря. Изображение от

Чтобы создать миниатюры, сначала нарисуйте набор рамок, которые представляют собой миниатюрные версии вашего предполагаемого фрейма (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа бумаги). Затем зарисуйте очень общую версию вашего рисунка. Простые формы, простые силуэты, простое затенение - вот все, что вам нужно, чтобы увидеть, работает ли композиция так, как вы хотели. Вы также можете свободно экспериментировать, не теряя времени.

Обложки эскизов не должны быть чистыми, поэтому не тратьте на них слишком много времени; Просто набросайте свою идею и обсудите их все позже.

Подробнее об эскизе можно узнать здесь:

«Призрак композиции»

Вот как вы это сделаете: посмотрите на лист бумаги и решите, где будет внешняя граница чертежа. Нарисуйте это очень, очень легко. Затем набросайте контуры элементов внутри него, все еще очень легко. Вы должны получить рисунок «призрак» - что-то настолько тонкое, что оно почти невидимо, но этого должно быть достаточно, чтобы посмотреть, правильно ли настроена ваша композиция.

Эти строки не должны иметь ничего общего с анатомией - все дело в общих формах, которые вы увидите как первое, когда картина закончится

Правило третей

Вы, вероятно, уже слышали об этом, но я не могу пропустить это правило в статье о композиции. Есть много правил, которые вы можете использовать в этой теме, но я думаю, что правило третей является самым простым и универсальным из них.

Чтобы использовать это правило, разделите (физически или умственно) ваше изображение на три горизонтальные части и три вертикальные части. Точки пересечения линий, согласно правилу, являются естественными фокальными точками для наших глаз. Разместите там самые важные элементы - элементы, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели в первую очередь.

Еще лучше, если элементы действительно близки к этим точкам, а не точно в них. Повышение непредсказуемости делает рисунок еще более интересным.

Это правило также говорит нам, какие композиции следует избегать. Например, использование «правила половин» достаточно интуитивно, но его композиции в лучшем случае неинтересны и в худшем случае визуально сбивают с толку.

Та же композиция может быть легко улучшена, просто перемещая фокусные точки немного в сторону/вверх/вниз.

Обложки книг часто используют правило третей в своих интересах. Вы можете узнать, как создать те, которые приведены ниже в наших уроках:

Присвоение весов элементам изображения

Есть много факторов, влияющих на состав. Как вы можете управлять ими всеми? Вы можете использовать метафорические весы, чтобы взвесить их.

В композиции есть три основных типа веса: отрицательное пространство, положительное пространство и координационные центры. Положительное пространство - это фактический рисунок. Отрицательное пространство - область вне рисунка (это не должно быть пустое пространство - это может быть просто небо). Фокальные точки - это те части, на которые вы хотите, чтобы люди смотрели.

Интересная композиция основана на балансе между этими весами. Этот баланс также имеет много оттенков, все основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке вы больше всего заботитесь о размере. Если вы используете оттенки, затенение будет еще более важным.

Посмотрим, как это сделать. Здесь у нас есть один элемент, помещенный в фокус, описываемый правилом третей. Композиция несбалансирована, потому что это всего лишь один маленький элемент в сравнении с огромным пустым пространством. Позитивное пространство и фокус здесь одинаковы.

Добавление другого подобного элемента в любой из других фокальных точек не решит ситуацию, поскольку она блокирует зрителя внутри центральной области, описанной координационными центрами. Поэтому создается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше сделать его чуть менее негативным. Отдельное отрицательное и положительное место где-то близко к фокусам правила третей.

Когда положительное пространство перевешивает отрицательное пространство, негативное пространство может стать фокусом.

Любой элемент контраста может использоваться для баланса композиции. Фактически, вся эта деловая сбалансированность заключается в достижении надлежащего уровня контраста. Чтобы сделать его более интуитивным, подумайте о низкой контрастности в качестве фона и добавьте что-то контрастное, чтобы сделать композицию законченной.

Здесь баланс создается путем нарушения ритма.

Перспектива

Композиция - это отношение элементов, но есть один элемент за рамкой - зритель. Если вы включите их в свой состав, вы достигнете другого, более глубокого уровня отношений.

Когда зрители смотрят на изображение, они могут увидеть себя там - им просто нужны некоторые намеки от вас, чтобы найти их положение. Перспектива может помочь вам здесь. Хитрость заключается в том, чтобы поставить что-то близко к «камере», чтобы подчеркнуть ее положение.

Чем ближе что-то к нам, тем оно больше. Так что если в вашем составе есть огромная версия чего-то обычного нормального размера, это означает, что она близка к зрителю. Все остальное далеко от них, что создает ощущение глубины.

Перспектива также может улучшить композицию, если вы включите какой-либо масштабный индикатор. Самый яркий из них - человеческий силуэт, но для этой цели вы также можете использовать животных или деревья. Если вы сделаете все правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже когда вы все знаете о композиции, легко потерять ее смысл после нескольких часов работы над одним и тем же произведением. Вы только начинаете видеть это как «то, что я видел раньше», и вы не чувствуете , что кто-то видит его в первый раз.

Чтобы получить больше расстояния и новый взгляд, вам нужно время от времени менять свою точку зрения, чтобы заставить ваш мозг переналаживаться. В цифровом искусстве проще всего перевернуть изображение по горизонтали. В традиционном искусстве вы можете вращать лист бумаги или использовать зеркало. Делайте это часто, чтобы сохранить ваш взгляд свежим.

Перевернутое представление становится новой композицией для вашего мозга.

Обрезка изображения

После того, как вы закончите картину, если что-то не так, вы можете сделать еще одно последнее изменение. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете перестроить фокальные точки и значительно улучшить композицию.

В цифровом искусстве вы всегда можете использовать инструмент кадрирования. В традиционном искусстве вы можете использовать служебный нож, сделать правильную обрезку при фотографировании обложки или использовать рамку, которая добавит негативное пространство, покрывая части, которые вы не хотите видеть.

Одна и та же картина может иметь разные значения в зависимости от используемой вами обрезки.

Расширение вашей интуиции

Теория - это теория, но в конце концов все эти знания должны стать частью вашей интуиции - то, что вы можете использовать, не думая. Чтобы расширить свою интуицию, добавьте еще один шаг к вашей оценке художественных работ. Попытайтесь понять, почему это выглядит так хорошо, найдите элементы композиции и попытайтесь угадать, какое решение художник должен был сделать.

Интуиция также может быть расширена просто благодаря искусству. Таким образом, вы будете сравнивать ваши композиции со всем тем, что вы видели, даже не осознавая, что вы это делаете. Однако лучше всего сочетать интуицию со знанием.

Заключение

Объяснив все эти правила, я должна добавить самое важное: в искусстве нет правил. Нам нравятся определенные образы, определенные композиции, и мы не всегда знаем почему. Художники пытаются создать некоторые эмпирические правила, которые будут полезны большую часть времени, но в конце вы можете нарисовать фантастическое произведение искусства, просто разбив их все.

Вы можете использовать правила композиции, чтобы узнать, что не так с вашей картиной, но они не скажут вам точно, как сделать все правильно. Экспериментируйте, держите свои глаза открытыми и создавайте сердцем. Не бойтесь делать ошибки - вы тоже можете учиться у них!