Эскизы по композиции. Что такое композиция и почему она так важна при рисовании? Расположение в центре

Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации . Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству.
В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.

1. Фокусная точка
Каждая картина с мощной композиционной нагрузкой имеет доминантный объект, или фокусную точку, которая является центром всей картины. Все остальные элементы картины должны дополнять или обрамлять этот объект. Фокусной точкой может быть что угодно: от небоскреба вдали до бумажного стаканчика, стоящего на подоконнике и обозревающего весь город. Очень важно, чтобы фокусная точка вписывалась в картину. Существует немало способов выделения фокусной точки – «Правило одной трети» или «Правило золотого сечения» - но я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. для меня важнее – чувствовать картину, без каких-либо правил.

2. Размещение других объектов
Все другие объекты должны гармонировать с фокусной точкой и тем самым усиливать эффект всей композиции. Аккуратно расположенные элементы картины внесут свой вклад, добавив, в конечном счете, глубину, баланс и реалистичность. Обратите внимание на картине «Нимб» («Nimbus»), где изображен пейзаж, устремляющий взгляд зрителя вдаль; или на маленькие детали, например, автомобиль, возле причаленного корабля на картине «Прометей» («Prometheus»).

3. Единство объектов
Очень важно, чтобы все элементы картины смотрелись уместными, подчеркивая, что формы и структуры объектов, находящихся вдали, продиктованы внешними условиями между ними и зрителем; или, что все объекты и структуры правильно отражают свет и отбрасывают тени. При таком подходе, композиция будет в выигрыше. Вернемся к картине «Прометей» («Prometheus») - обратите внимание, как корабль отбрасывает тени на причал и окружающие его здания, заметно прибавляя реалистичности этому моменту.

4. Обрамление
В картинах со сложной композицией может пригодиться такой прием, как обрамление, который поможет направлять взгляд зрителя по картине и задержать его на ней. Этого можно добиться, просто добавив плавных линий, или четких силуэтов для проведения взгляда именно к тому месту, которое необходимо выделить, чаще это фокусная точка. Снова обратите внимание на картину «Прометей» («Prometheus») - т.к. на ней это очень отчетливо прослеживается - где я обрамил центр картины большим, выходящим вперед, причалом.

5. Избегайте касательных линий
Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

6. Температура цвета
Когда вы стоите перед выбором доминантных цветов для своей картины, всегда помните о том, что картина в итоге будет вызывать либо холодные, либо теплые ощущения, она не может быть и теплой и холодной одновременно (если только это не авторский прием). Конечно, вы можете использовать и теплые и холодные цвета в своей картине, но одни из них всегда должны быть доминантными, даже если совсем не намного (как, например, на картине «Подземелье» («Dungeon»)).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

7. Насыщенность белого
Градиент контраста – очень важный инструмент при создании интересной композиции. В идеале, вы должны достичь баланса между светлым, средним и темным тоном, используя хотя бы некоторые из них. Чтобы добиться хорошего баланса, попробуйте применить максимум одного из оттенков, немного другого и совсем чуть-чуть третьего, например, как на моей картине «Комната» (The Room») - я взял 60% темного, 25% среднего и 15% светлого тона.

8. Глубина
Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри.

9. Смыкание
В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Свет
После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Да будет свет!
Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка.

12. Тени
Тень может быть использована для выделения форм объекта, прикреплению их к рисунку и, при правильном использовании, для добавления дополнительного обрамления композиции (например, как на картине «Прометей» («Prometheus»), где верхняя часть причала отбрасывает тень на нижнюю часть – променад). Что важно, тень лучше проявляется при положении под прямыми лучами источника света.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

13. Дополнительные источники света
Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.

14. Атмосфера
Атмосферная глубина и окклюзия (поглощение света) – важные составляющие единой композиции на картине. Это может быть просторная зона, где прозрачный воздух между зрителем и горизонтом обретает цветовой и тональный контраст; или это может быть небольшая площадь, где свет проходит сквозь пыльный воздух, обретая легкий цвет (например, как на рисунке «Комната» (The Room»). Мощный луч света также может придать особую атмосферу картине, отражаясь и рассеиваясь вокруг.

15. Структура поверхности
Для композиционного баланса также очень важны продуманные и правильно выстроенные структуры различных поверхностей. Нужно четко понимать, что применение отражающей или блестящей поверхностей может привлечь внимание зрителя. В картине «Прометей» («Prometheus») я использовал много отражающих поверхностей, которые однозначно привлекут внимание зрителей, но также не будут слишком отвлекать от главного элемента картины – корабля, а будут только усиливать его эффект. Или же наоборот, использование тусклых и грязных текстур может вызвать совсем другие чувства у зрителей (например, как на картине «Комната» (The Room»)).

16. Направление взгляда
Привлечь внимание к картине можно и путем использования элементов, направляющих взгляд зрителя в центр или вокруг кадра. Этого можно добиться разными способами. Например, старые добрые заборы или дороги, идущие вдаль, или, как на картине «Нимб» («Nimbus»), огромное строение, рассекающее небо и ведущее взгляд из верхнего левого угла в самый центр. Фишка в том, что зритель будет вести взглядом по арке, пока не придет к конечной точке – самой главной части рисунка.

17. Задерживание взгляда
Если зритель обратил внимание на картину, важный здесь момент – задержать этот взгляд подольше. Вернемся к старой доброй технике с забором, ведущим вдаль слева направо. С правой стороны обязательно надо будет добавить что-нибудь, например, пару деревьев или может маленький домик, чтобы потом плавно вернуть взгляд зрителя на всю композицию. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus»). Обратите внимание, как взгляд идет по линии вниз и задерживается на городе, рассматривая скалы слева и сам город справа.

18. Драматичность
Масштабные и эпические изображения обычно, обычно либо драматичны, либо очень спокойны. Для придания драматичности изображению, можно поиграть с глубиной, масштабностью, скоростью движения элементов или их спокойствия. На картине «Нимб» («Nimbus») большая арочная конструкция возникает из-за спины зрителя, тонет в облаках и опускается на точку вдали, показывая тем самым, как она огромна в отношении сравнительно маленьких небоскребов в точке ее касания с землей.

19. Баланс
Добиться баланса в композиции – дело практики, особенно, если ваша фокусная точка - крупная и драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus») – здесь я сбалансировал картину использованием нескольких более низких зданий, снижающиеся вдаль скалы слева, и добавлением облаков, которые сглаживают восприятие картины. Вместе эти элементы позволяют добиться гармонии между огромной фокусной точкой и остальным окружением.

20. Относительный масштаб
Сложные композиции, изображающие разные формы и размеры, должны быть правильно построены, чтобы зритель видел и понимал масштаб элементов картины. В картине «Прометей» («Prometheus») я нарисовал несколько человек - некоторых ближе, некоторых дальше от корабля, чтобы показать огромные размеры этого корабля и причала. Вы можете создавать огромные масштабы, насколько позволяет вам ваша фантазия и границы полотна. С мелкими предметами так же – будь то стакан с карандашами, или телефон на краю стола – все должно служить тому, чтобы зритель понял размер стола.

Если мы будем знакомиться с работой литератора, режиссера, композитора или художника над созданием произведений, то постоянно будем сталкиваться с термином «композиция».

Что же такое композиция? Слово «композиция» пришло к нам из латинского: оно переводится как сочинение, соединение, составление, расположение, связь. Поэтому компоновать - значит строить изображение, т. е. располагать основные его части и элементы по определенной системе, подчинять отдельные разрозненные детали целому.

Первоначально это понятие применяли в архитектуре, затем распространили на музыку, живопись, литературу и другие виды искусства. Поскольку основным средством выражения содержания любого произведения является художественный образ, композиция нацелена на то, чтобы наиболее ярко и полно раскрыть этот образ.

«Сочинение является главной задачей художника, ибо в нем одном сказывается вся его душа и все знания его. Сочинение есть мудрость, с которой художник находит выражение мысли своей». Эти слова из руководства Российской академии художеств XVIII в. очень близки и нам.

Повсюду в окружающей нас природе объективно существуют композиционные начала. Всматриваясь в листья и цветы, ветви деревьев, окраску насекомых, строение кристаллов, пропорциональный строй человека и животных, мы можем найти различные закономерности и ритмическую последовательность, организующие единый стройный образ.

Художник, всматриваясь в природу и находя многообразие принципов организации объектов реального мира, подчиняет их своим целям. Поэтому любое произведение искусства есть рукотворное повторение природы, созданное сознанием и чувствами человека. Даже любой рисунок или этюд с натуры несет в себе глубокие композиционные начала, являющиеся итогом большой подготовительной работы.

Вопросы композиции волновали художников и педагогов всегда. В Российской академии XVIII в. существовали правила «высокого штиля», выведенные на основе изучения работ великих мастеров. «Правило требует, чтобы фигуры занимали три части картины, четвертую же разделить на три части, из коих две должно оставлять над фигурами, а третью под ногами оных. Сия последняя часть и составляет первый план», «…надлежит изъявлять лучшие части фигур, делая из них, целых и частей их, образ пирамиды…».

Но созданная по этим принципам любая картина напоминала театральную сцену. Причем каждый план играл свою роль. Например, первый план - введение к главному действию, второй план - главное действие и т. д.

Идеал совершенства художники искали в слепом подражании классикам. Догматический подход к композиции привел к отказу от познания живой реальности. Конечно, против такого подхода выступали передовые мыслители и художники. В. Гете писал: «Композиция! Как будто это пирог или бисквит, который приготовляют, смешивая яйца, муку и сахар! В духовном творении части и целое слиты вместе, проникнуты единым духом и овеяны дыханием единой жизни, причем созидающий его не идет путем сложения кусочков по своему произволу».

В XIX в. прогрессивные художники уже отказались от этих штампов. Они познавали реальную жизнь и изображали ее с позиций современника. Так, П.П. Чистяков учил своих учеников рассматривать композицию как познание реальности через образ.

Иногда в среде художников появляются мнения, что творческий процесс в искусстве строится лишь на интуиции и не доступен изучению ввиду своей индивидуальности. Очень хорошо по этому поводу сказал В.А. Фаворский: «Говорят, что нет законов композиции, путая их с правилами. Правил, конечно, нет и не может быть, а законы, конечно, есть. Каким! образом творение, основой которого является мысль, воплощенная в материале, может не обнаружить законов, по которым оно создается и живет? Раз есть цель и есть условия, то есть и законы, и открывая эти законы в классическом наследии прошлого, можно учиться, только нельзя превращать эти законы в правила. Законы живут, правила неподвижны».

Художник воспринимает окружающую его жизнь как бы в двух аспектах: смысловом и пространственно-пластическом. Он совмещает в себе творца и зрителя. Каждая линия, проведенная им, остается на бумаге или отбрасывается благодаря рассудочным оценкам мышления или его эмоциям.

Практически вся трудовая деятельность человека протекает при участии, глаз, которые работают в среднем 15-18 часов в сутки.

Ученые считают, что процесс зрительного восприятия состоит из двух частей:

  1. образование плоского, т. е. двухмерного, изображения на сетчатке глаза;
  2. воссоздание трехмерного облика внешнего пространства.

Исходя из этого, композицию как форму образного представления реального мира в изображении можно условно разделить на две части: линейную и тональную.

Рассматривая любой объект, глаз человека двигается в направлении каких-либо воображаемых линий. Эти линии обычно начинаются в местах, несущих важную информационную нагрузку. Направления могут быть различные. Они могут пересекаться между собой. В точках пересечения глаз останавливается и меняет направление движения. Глядя на картину, мы часто находим эти «направляющие» глаз линии. Можно легко установить определенную схему изображения в картине. Эта схема и является основой линейной композиции.

Схемы линейной композиции могут быть различны. Надо помнить, что вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, создает впечатление устойчивости и статики, горизонтальное направление - тишины и неподвижности, диагональное движение - динамичность, направленность движения. Наибольшую устойчивость дает композиция, вписанная в треугольник.

Конечно, каждый человек чувствует эту ритмику композиции по-разному в силу своих индивидуальных особенностей. Поэтому не следует подгонять композицию под какую-нибудь определенную схему. Но все композиционные поиски должны быть построены не только на одной интуиции. Чтобы сделать хорошо продуманное, глубокое изображение предметов на плоскости, надо знать законы композиции. Основа любой композиции строится на законах равновесия основных масс плоскости. Эти законы особенно наглядно можно почувствовать на основе тоновых пятен. Тональная композиция несет информацию о различных массах пятен в картине и о значении этих пятен для достижения основной идеи изображения.

Все элементы в художественном произведении должны быть распределены так, чтобы в результате получался эффект равновесия. Равновесие - это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, расположение, направление масс в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. Невозможно изменить ничего в отдельных частях. Единый, цельный организм изображения нуждается во всех частях, его составляющих.

Любое пятно изображения имеет определенную «тяжесть». Эта «тяжесть» в композиции зависит от месторасположения изобразительного элемента. Чистая изобразительная плоскость подобна гладкой поверхности воды. Каждая линия на изобразительной плоскости, каждое пятно подобны камню, брошенному в воду. Нарушается покой плоскости, мобилизуется пространство, и от того, как оно мобилизовано, зависит, какой образ возникнет на изобразительной плоскости.

Поэтому плохо скомпонованный рисунок , где художник не добился равновесия и гармонии между изображением и полями, кажется прерванным, незаконченным. Отдельные элементы такой композиции стремятся изменить свое место и форму, чтобы занять более удобное положение. Возникает неопределенность композиционного образа, его временность.

Остановимся на особенностях визуального восприятия человеком отдельных пятен на изобразительной плоскости. Любое пятно в верхней части тяжелее пятна, расположенного внизу. Пятно справа от центра имеет больший вес, чем пятно слева. Тяжесть пятна зависит от его размеров и цвета. Яркие цвета всегда тяжелее. Например, голубой цвет легче красного и т. д. При равных цветовых условиях предмет больших размеров всегда тяжелее. Чтобы возникло равновесие на белом листе бумаги, площадь темного пространства должна быть большей, чем белого. Тяжелее предмет кажется на ровном фоне, вдали от других предметов. Например, солнце на безоблачном небе весомее, чем среди облаков. Правильная геометрическая форма тяжелее, чем неправильная. Вертикально расположенные формы кажутся более тяжелыми, чем наклонные. Как уже говорилось ранее при рассмотрении линейной композиции, различные направления навязывают глазу свое движение и таким образом влияют на равновесие.

Если на очень вытянутой изобразительной плоскости с ярко выраженным горизонтальным направлением появляются другие небольшие направления, то они подчиняются тяжести горизонтального направления. Часто в композиции создаются направленные силы движения. Например, исходящей будет восприниматься линия движения, если одна ее точка совпадает с точкой опоры предмета, т. е. как бы «закреплена» там. Это можно легко проверить на примере дерева. Форма ветки дерева всегда будет стремиться не к стволу, а к своим тонким концам.

Таким образом, в композиции возникают сложные отношения между тяжестью пятен, их месторасположением и основными направлениями. Художник, компонуя, использует различные комбинации и создает несколько различных изображений, которые, сравнивая между собой, отбраковывает, уточняет и дополняет. Например, тяжесть, образованная цветом, может уравновешиваться тяжестью, созданной месторасположением, и т. д. Если в художественном произведении все эти отношения очень сложны и многолики, оно интереснее, оживленнее, эмоциональнее воспринимается. Все это подтверждают психологи, своими опытами выявляя особенности человеческого глаза.

Мы знаем, что нижняя часть зрительно воспринимаемого предмета тяжелее. Попробуйте разделить строго вертикальную линию пополам на глаз. Проверьте после этого, и окажется, что нижняя половина больше верхней. А теперь с помощью чертежных инструментов найдите центр. Нижняя половина будет восприниматься глазом короче верхней.

Архитекторы эту особенность человеческого глаза применяли очень давно. Достаточно проанализировать месторасположение окна - «розы» на фасадах готических соборов.

Другая особенность человеческого глаза - восприятие левой и правой стороны. Как уже говорилось, любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой части картины. Сравните два изображения картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» - нормальное и перевернутое. На перевернутом положении картины фигура монаха становится тяжелее, и композиция «опрокидывается».

Любую картину мы воспринимаем слева направо, аналогично чтению книги. Ученые это связывают с подавляющим господством левого полушария коры головного мозга над правым, в котором, если человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры - речи, письма, чтения. Интересные исследования работы правого и левого полушарий головного мозга человека ведутся в лаборатории физиологии зрения Института физиологии им. И.П. Павлова РАН.

Более отчетливым мы видим правую часть изображения. Глаз же человека всегда привлекает внимание предмет, наиболее выделяющийся из других окружающих его предметов. Рассматривая изображение, глаз скользит от места, впервые привлекшего внимание, к пространству наиболее отчетливого восприятия.

Немецкий психолог Макс Вертхеймер, который занимался психологией искусства, на основе проведенных экспериментов сформулировал законы группирования различных изображений на изобразительной плоскости. Он выдвигает два принципа, по которым группируются предметы: принцип подобия и принцип «согласующейся формы».

Характеризуя принцип подобия, Вертхеймер поясняет, что чем больше части какой-либо зрительно воспринимаемой модели похожи друг на друга по какому-либо качеству, тем сильнее они будут восприниматься как расположенные вместе. Подобие может быть по размерам, форме, тону или цвету, по месторасположению, а также по движению.

Принцип «согласующейся формы» можно охарактеризовать так: чем более согласована форма, тем с большей готовностью она выделяется из окружающей среды.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что композиция строится на основе закона равновесия по принципу симметрии, когда предметы будут иметь одинаковый вес и уравновешены относительно центра изобразительной плоскости на основе закона равновесия по принципу асимметрии и на основе закона гармонических сочетаний, движений и ритмов. Поэтому простое фотографическое изображение предметов очень опасно, особенно начинающему художнику, тем, что не дает никаких творческих открытий. Очень важны выбор центра композиции на основе психологических особенностей нашего зрения, а также определение размеров изображения.

В композиции важно не только группировать предметы, но и учитывать свободные места, которые должны восприниматься в качестве ритмических интервалов и пластического неравенства объемов и масс. Это свойство композиции наглядно иллюстрируют наши древние иконы, где найдена гармония между изображением и свободными полями.

Работая над композицией, не следует искусственно подгонять ее под какую-либо определенную схему. Схема должна играть служебную роль. Если схемы обнажаются и довлеют при восприятии, то изобразительные средства начинают господствовать над содержанием. Нам будет скучно смотреть на такой рисунок.

Леонардо да Винчи писал, что в хорошей живописной картине распределение, или расположение, фигур должно быть «произведено в соответствии с тем событием, которое ты хочешь изобразить». Поэтому главным остается всегда то, что хотел сказать своим произведением художник. Главное в композиции натюрморта - чтобы достигались целостность изображения. соразмерность частей, подчиненность деталей, продиктованная содержанием.

Компонуя, нужно много искать, переделывать, экспериментировать, сравнивать. «Работа над композицией должна проходить как процесс реализации, уточнения, обогащения, дальнейшей логической всесторонней разработки первоначальной идеи», - писал советский художник, действительный член Академии художеств Ю.М. Непринцев.

Знакомства с законами композиции недостаточно для создания совершенного натюрморта. Можно прекрасно знать законы и не уметь применять их в своем рисунке. Приемам композиции надо учить. К сожалению, в учебных заведениях этому уделяют меньше внимания, чем хотелось бы. Подразумевается, что если ученик умеет профессионально и грамотно воспроизводить на бумаге видимый им предмет, то при определенных усилиях со стороны педагога его можно научить собирать изображенные предметы в группы, т. е. компоновать.

Конечно, основа творчества - в художественном видении. «Для художника творчество начинается с видения, видеть - это уже творческий акт, требующий напряжения», - писал А. Матисс. Одаренный ученик быстро схватывает основы художественного восприятия, но научиться художественно видеть должен каждый, а если этих качеств нет, - необходимо развить их.

Чувство композиции - самая основная часть художественного видения Ван Гог писал: «…я не выдумываю картину, а, наоборот, я нахожу ее в при роде готовой, хотя и требующей раскрытия». Самостоятельные упражнения - самый эффективный прием в обучении изобразительной грамоте. Чтобы закрепить знания законов композиции, необходимы упражнения, цель которых - развить композиционные навыки учащихся.

Упражнения могут быть очень простые, краткосрочные, но обязательно нести большую информацию о том или ином законе композиции Их можно проводить перед выполнением длительной работы или прерывая ее на каком-то этапе. На занятиях, в классе или дома, главное, чтобы эти упражнения шли по строго продуманной системе от простого к сложному и подкрепляли материал, выполняемый ранее. Время, затраченное на упражнения, может быть от 1-2 до 5-10 минут.

Прилагаем примерный план композиционных упражнений, развивающих композиционные навыки.

Перед началом работы над рисунком возьмите чистый лист бумаги необходимого в соответствии с задачами изображения размера, прикрепите его к мольберту, заточите карандаши, никак не забывая о спасительном средстве при неудачах — резинке, и т.д. Перед вами натурная постановка, которую необходимо воспроизвести на бумаге. На листе в данное время ничего нет, кроме плоской и пустой белой поверхности. Ее предстоит заполнить образом натурной модели.

С чего же все-таки начинать работу? Конечно же, с размещения изображения именно на плоском формате бумаги. Казалось бы, начинай рисовать с какого-нибудь края модели, а дальше продолжай и, разумеется, следи, чтобы рисунок не становился большим или маленьким. Но не тут-то было: изображение не получилось сразу как надо, ибо в этом месте что-то не так, а в том размер оказался чуть больше, и т.д.

Композиция рисунка, проще — компоновка, — тоже искусство. Здесь требуется точно, выразительно расположить изображение в пределах формата. Нужно помнить, что от характера натуры зависит выбор формата, т.е. как расположить саму бумагу — по вертикали или горизонтали (на квадратных форматах в учебной практике почти не рисуют). Далее, каждый, кто начал рисовать, может наблюдать интересное явление, возникающее при восприятии картинной плоскости (так называют любую изобразительную плоскость),— несовпадение зрительного центра с геометрическим центром листа бумаги или холста , натянутого на подрамник и загрунтованного для работы на нем красками. Начнем убеждаться в этом на следующем примере. Если согнем лист пополам по горизонтали, то увидим, что верхняя половина кажется большей, хотя знаем, что они абсолютно равны. Если же согнуть другой лист на две половины уже по вертикали, то покажется, что левая половина чуть больше. В чем же дело? В той особенности нашего зрения, которая вызвана психологией восприятия изображения более тяжелого, например по весу, внизу и более просторного справа. Нам легче посмотреть вниз и вправо, нежели наоборот. В связи с этими свойствами зрительного восприятия находится компоновка изображения, и об этом нужно помнить постоянно.

Но есть еще одна особенность нашего зрения, которая, вероятно, не возникла как результат мыслительной деятельности человека, а существует изначально, потому что она явилась следствием созданного самой природой таинства: от строения микрочастиц до ее венца — человека. Это основа прекрасного — гармония, о которой очень проникновенно говорил автор труда «Десять книг о зодчестве»: Леон-Баттиста Альберт и, старший современник Леонардо да Винчи: «Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения), нечто, чем чудесно озаряется весь лик красоты. Это мы называем гармонией, которая, без сомнения, источник всякой прелести и красоты. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту... Она охватывает всю жизнь человеческую, пронизывает всю природу вещей. Ибо все, что производит природа, все это соразмеряется законом гармонии. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого никак нельзя достичь без гармонии, ибо без нее распадается высшее согласие частей».

Не будет никакой ошибки, если скажем, что человеческий глаз стремится видеть окружающий мир в пропорциях так называемого «золотого сечения», и это стремление подкрепляется нашей врожденной способностью. Ведь каждый из нас несет в себе все осуществленные природой пропорции «золотого сечения» как в целом (работа мозга, сердца, режимы труда и отдыха), так и в частях (строение глаза, пропорции частей лица, руки, кисти и всего тела).

Человек и в прошлом, и ныне пользуется при создании гармонических произведений (строительных сооружений, статуй, фресок, росписей, картин и т.д.) многими пропорциями. Среди них «золотое сечение » имеет удивительные свойства: меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему Целому (иными словами, суть пропорции в том, что она отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части). Название рассматриваемой пропорции дал Леонардо да Винчи.

«Золотое сечение» не проявляется само по себе в композиции картины или рисунка. Здесь эту пропорцию соблюдает сам художник, ибо форма, в основе построения которой лежат сочетающиеся симметрия и «золотое сечение», становится по-настоящему организованной, способствующей наиболее ясному выражению содержания, легкому зрительному восприятию и ощущению красоты. Следовательно, при хорошем знании теоретических принципов «золотого сечения» можно смело использовать его в изображении (о том, как применять знаменитую пропорцию непосредственно в композиции рисунка, на страницах учебника будет сказано далее).

В решении задач расположения изображения на бумаге помимо проявляющихся особенностей нашего зрения и врожденного чувства пропорций нужно обучаться способности видеть композиционно. Что это такое? Вспомним, как, рассматривая что-нибудь, мы вынуждены переводить взгляд и на окружающую среду, тем самым соотнося с нею заинтересовавший нас предмет. Вот здесь и кроется начало композиционного восприятия, ибо главный объект нашего зрительного интереса находится в центре внимания, а окружение необходимо для определения предмета и его места в нем. Но еще лучше композиционность проявляется, когда перед глазами есть два или три предмета, расположенные так, что приходится выбирать при их рассматривании некий промежуточный центр внутри поля ясного зрения, чтобы охватить взглядом все увиденное в совокупности и таким образом объединить его композиционно. Умение видеть композиционно следует развивать, так как с самого начала занятий по рисованию все воспринимаемое нужно мысленно заключить в какое-то обрамление. Это означает, что «рамочное видение» образовалось вследствие работы с прямоугольными форматами бумаги. Формат тоже влияет на рисующего, дисциплинирует его, способствует собранности и постепенно приводит ко все более удачной компоновке изображений.

Итак, компоновку рисунка помогает продумать не только натурная постановка, но и выбранный формат бумаги. После этого нужно стараться выработать в себе способность мысленно представить будущее изображение на бумаге, т.е. увидеть его как бы уже готовым, причем даже в предполагаемой технике исполнения. Разумеется, не скоро вырабатывается такая способность, но если подойти к этому неординарно, с верой в свои возможности, то добиться его вполне по силам каждому.

Приступая к компоновке на листе, не торопитесь поскорее увидеть свой рисунок воочию, потому что неминуемо допустите композиционные ошибки. Компоновку следует начинать с общего вида натуры. Под этим подразумевается намеченный на бумаге легкий карандашный силуэт. Конечно, слово «силуэт» здесь не следует понимать в его настоящем значении. Так мы называем очерченное легким контуром плоское пятно чистой бумаги, очень отдаленно похожее на рисуемый с натуры предмет.

Начало работе положено, так как силуэт (плоское пятно) появился благодаря уже определенной вами композиции рисунка. Еще раз напомним, что натурная постановка сама в какой-то степени подсказала вам компоновку, а также ваша способность видеть композиционно. Следовательно, сам силуэт обозначил композицию будущего изображения.

После определения композиции силуэтом начинается работа, связанная с построением линейно-конструктивной основы предмета либо группы предметов. При уточнении самой композиции изображения рисующий должен осознать взаимосвязь всех деталей постановки и показать их вспомогательными линиями. Без такого выявления карандашом каждой детали трудно и, пожалуй, невозможно понять особенности строения формы.

Одновременно с этим этапом определения формы нельзя забывать о выявлении в изображении перспективных отношений. Передача в рисунке пространства идет вровень с композиционным построением.

Подведем общие итоги. Всякий рисунок только тогда имеет право на свое название, когда он скомпонован. Латинское слово «composition в переводе понимается как «сочинение», «составление», «расположение». Применительно к рисунку с натуры должны быть понятны слова «расположение» и «составление». Следовательно, рисунок сначала нужно расположить (разместить) на формате бумаги, чтобы изображение было закомпонованным. Такая компоновка представляет изображаемые предметы плоскими пятнами (силуэтами) с их пропорциональными отношениями друг к другу и к плоскости листа.

В последующей работе можно применить в отношении изображения и понятие «составления» рисунка. Здесь рисунок «составляется» из взаимосвязанных объема и пространства, что достигается передачей светотеневых отношений.

Таким образом, композиция рисунка предусматривает отражение сознании рисующего направлений выбора оптимальных способов изображения видимого мира на плоскости.

10 простых правил построения композиции в кадре.

1. Контраст

Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:

  • Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
  • Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
  • Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение

Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.

3. Равновесие

Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки - примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали

Один из самых эффективных композиционных премов - это диагональная композиция.

Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат

Если в кадре преобладают вертикальные объекты - снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж - снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки

Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:

  • Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
  • Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
  • Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
  • Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

8. Направление

При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно

Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

10. Движение в кадре

Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.

Нас интересует всего два термина, и мы их вводим в изучение: композиция и компоновка и они относятся к рисунку. Они несколько разные по смыслу, но в рисунке не обходятся друг без друга. Композиция это непосредственный процесс, в переводе с латинского означает- составлять, сочинять- в каком- то смысле глобальное значение. А компоновка- более частное, означает- составлять целое из частей. Здесь одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над нашим рисунком.

А вообще, термин композиция употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция"- это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. А вот в учебном рисунке- это в первую очередь правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Общее представление о композиции в изобразительном искусстве: композиции бывают станковые, декоративные, монументально- декоративные, монументально- скульптурные, театрально- декорационные, объемно- пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно- прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально- декоративным- мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы... К театрально- декоративным- эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно- пространственным- архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно- скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства- дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды... Вот такое широкое значение.

Композиция в рисунке

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония. Этому всему научиться сразу невозможно, для знания этого всего в сумме и умения апеллировать всеми составляющими ЭТОГО нужно время и много много практики. Но начать обучение, запустить процесс, мы безусловно можем и сделаем это.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое. Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги. И любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе, в плоскости листа. А от того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит и общее впечатление от рисунка.

Умение составлять композиции- это тоже искусство. И также для овладения искусством компоновки- как способа создавать композицию, потребуется развитие композиционного видения, чутья, развитие чувства прекрасного. А основа прекрасного- это как вы думаете что? Конечно, вы уже поняли, это- гармония.

Что нам на данном этапе нужно? В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом- при помощи упражнений, которые можно легко исполнить. Для начала:

1. Берем тушь, или краску, или акварель и в прямом смысле этого слова- портите чистый лист бумаги. Делаете кляксы, различные, какие получаются. Можно их размазывать, или оставлять как есть. Потом берем и понравившуюся нам кляксу ограничиваем рамкой- просто прочертите рамку вокруг получившегося пятна на некотором расстоянии так, что- бы закомпоновать кляксу в какой- либо удобный, гармоничный с ней формат. Вот вы уже и получаете композицию пятна. Заметьте, очень важно, что- бы даже такая элементарная композиция пятна хорошо просматривалась с любого поворота. Любое абстрактное пятно, мысленно или буквально ограниченное рамкой таким образом, будет называться композицией или компоновкой.

Дело простое, но хитрое. Хитрость его заключается в том, как именно вами соблюдены правила и приемы размещения данного объекта- кляксы в созданном формате, а в будущем- на листе. Добивайтесь ощущения гармонии, делайте отступы от кляксы так, что- бы в начерченном формате кляксе было "удобно". Отступайте снизу кляксы больше (может и наоборот), вверху делайте расстояние до границы формата меньше (может наоборот), по краям- также нужно добиваться ощущения гармоничности.

2. Теперь берем краску- гуашь. Нам нужны белая (чуть сделайте ее темнее, что- бы не сливалась с бумагой), черная и смешение их- серый цвет. Наносим пятна на бумагу, варьируя размерами пятен, соотношением их тональности, формой, расположением их между собой, наложением один на другой. Стараемся делать так, что- бы сочетание этих пятен получалось гармоничным. Можно сразу для этого брать небольшие кусочки бумаги различных форматов и стараться закомпоновать эти пятна сразу на листике. А можно сначала сделать вот такие нехитрые поиски, и уже потом, как в первом задании, заключать такие маленькие композиции в формат, который вы подбираете исходя из того, что получается. Из множества получившихся таких поисков по ощущению выбираете самые подходящие.

3.Следующее полезное упражнение для развития композиционного видения: представив какой- либо предмет по памяти или воображению, впишите его в воображаемую рамку (формат листа) или, наоборот, в воображаемую рамку поместите какой- либо рисунок предмета.

4. Усложняем задачу: включаем в компоновку два и более предмета. Здесь уже нужно помимо компоновки предметов в заданном формате скомпоновать и сами предметы между собой.

Такими простыми упражнениями закладываются и воспитываются основы понимания композиции в рисунке, необходимые для выполнения более сложных композиционных задач в будущем.

Теперь переходим непосредственно к созданию правильной композиции в рисунке. А при работе над композицией в учебном рисунке необходимо:

1. Определить задачи и цели

Прежде чем приступать к работе над композицией, необходимо определить смысловое содержание и задачи самой постановки. Предметы для учебной постановки, как правило, заранее подбираются в соответствии с определенным сюжетом или какой- либо темой. Случайных предметов в композиции быть не должно. И по тому, как составлена учебная постановка, можно и предопределить будущую композицию, потому как сама постановка, в некоторм смысле, уже и есть композиция.

2. Изучить натурную постановку и определить точку зрения

Иногда бывает так, что постановка предметов, включенных в композицию, может быть несовсем удачной. В одном случае предметы могут располагаться слишком близко друг к другу или быть одинаковыми в размерах, в другом- плохо просматриваться- смотря с какой стороны вы собираетесь ее рисовать, или предмет может иметь незнакомую конструкцию и ее трудно разглядеть с какой- то стороны... Перед тем как сесть за рисование постановки, необходимо разглядеть ее со всех сторон, с учетом освещенности, и выявить наиболее выгодные для создания будущего рисунка положения. Нужно заранее позаботиться об определении точки зрения и выборе места работы над композицией в рисунке.

4. Определить масштаб и характер предмета и правильно расположить лист бумаги

Что- бы правильно закомпоновать предметы, нужно в первую очередь проанализировать их форму, размеры и расположение предметов в постановке. Если возьмем, к примеру, кувшин по его вертикальной оси, формат бумаги располагается вертикально. Для изображения же предметов типа кастрюли или таза с большими горизонтальными размерами бумагу следует располагать скорее горизонтально, чем вертикально- это в том случае, если предмет учавствует в постановке один. Если несколько, то нужно смотреть на соотношение всех предметов в постановке. Есть некоторые закономерности зрительного восприятия, это когда предметы образуют (условно) общий объем, массу, которая отлично вписывается в горизонтальный формат, а вы размещаете его в квадрат или вертикальный, при этом гармонии ощущаться не будет. В каждом отдельном случае расположение листа выбирают в зависимости от конкретных предметов и их постановки. И, формат листа должен быть соразмерен предмету или группе предметов в целом.

5. Разместить и уравновесить предметы на плоскости листа

Композиционное размещение предметов начинается с работы над поиском эскизных вариантов композиции в рисунке, их можно делать на полях или отдельном листочке. Для этого необходимо определить пропорции, место предполагаемого изображения предметов на листе, размер и, следовательно, масштаб. Если постановка состоит из группы предметов, то компоновать их по отдельности на плоскости листа нельзя. Нужно смотреть на всю постановку в целом. Намечаются крайние точки будущего изображения сверху, снизу, справа и слева. Вместе с тем, крайние точки и их контуры не должны касаться краев листа бумаги. Также и наоборот, нельзя оставлять на листе неоправданное пустое пространство. В обоих случаях нарушается композиция.

6. Определить центр композиции

Вводим два понятия в рисунке- композиционный центр и зрительный центр:

Зрительный центр- центр картинной плоскости.

Композиционный центр это какой- либо основной главный предмет, вокруг которого располагаются второстепенные или вспомагательные предметы.

В зависимости от характера объекта изображения композиционный и зрительный центры должны быть или на незначительном расстоянии друг от друга, или совмещаться. Так достигается композиционная целостность. Именно по этому нужно выбирать правильно точку зрения, потому как главный предмет будет перемещаться относительно второстепенных при обзоре. Что касается предметов с падающими тенями, то композиционный центр в этом случае располагается примерно посередине, между предметом и тенью, в зависимости от освещенности предмета, контраста, и направления самой тени. При компоновке отдельных предметов с незначительными падающими тенями композиционный центр попадает на середину предмета.


Одним из наиболее распространенных и удобных в работе над композицией инструментов является видоискатель, изготовленный из клочка бумаги с вырезанным в ней прямоугольным отверстием с отношениями сторон, соответствующими пропорциям листа бумаги, предназначенного для рисунка. Пользоваться им нужно следующим образом. Держа видоискатель перед собой, направьте его к постановке. Перемещая рамочное отверстие, размещайте видимые сквозь него предметы так, чтобы было "ни убавить, ни прибавить" в пределах отверстия (рамки "формата"). Тем самым упрощается и облегчается решение композиционной задачи

Второй способ его применения: расставляете на предметной плоскости предметы, которые можно соотнести к одной тематике. Чем больше найдете, тем лучше, и после этого, вооружившись видоискателем, подбираете из этой массы наиболее понравившееся расположение предметов (выбираете 3-5 предметов, где один будет композиционным центром, остальные- дополнительными) в данном формате. В этом случае вы тренируете глаз составлять- компоновать предметы в одну композицию, находить удачную точку зрения, находить композиционный центр.

7. Построить предметы с учетом перспективы, пропорции и передача характера

Построение предметов на плоскости бумаги нужно начинать с определения их мест в пределах границ, оведенных им ранее- легким касанием карандаша намечаете общими очертаниями места расположения предметов с учетом пропорций. После на листе намечаете детальнее общий характер формы предметов, их пропроции и расположение в пространстве листа. Дальше детальнее рассматриваете форму, объем каждого учавствующего в композиции предмета.

8. Выявление объема предметов

При помощи светотеневой проработки мы выявляем объемы предметов. Не забывайте, что работа над выявлением объема предмета тоном- это, прежде всего, лепка формы предметов с его помощью. Падающие тени всегда будут темнее собственных, особенно те, которые ближе расположены к вам. И главное в работе тоном- это выявление формы предметов и умение работать тональными отношениями.

Когда прорабатываете детали, не забывайте, что они являются частью одной композиции. Это не значит, что им нужно меньше уделять внимания, но работая с ними отдельно можно создать дробность в рисунке. Работу следует вести в совокупности, продвигаясь от общего к частному и от частного к общему, то- есть, методически последовательно.

9. Завершение и обобщение работы над рисунком

Рисунок следует привести к общему соподчинению всех тонов в соответствии с общим зрительным впечатлением и композиционной целостностью.

Используйте эту информацию, когда будете рисовать, например натюрморт .