Государственный академический Русский хор им. А

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov
Обработки для хора русских народных песен.


хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР


А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

«Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников" Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело , — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга"» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.


Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный" поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство , — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия ».



Ах ты, степь широкая










АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе


В темном лесе, В темном лесе,

за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

Тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

Мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.

Вечерний звон



Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной.
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Во кузнице


Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

"Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,
Под са... под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

Колокольчик



Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,

Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.






    Свешников, Александр Васильевич - Александр Васильевич Свешников. СВЕШНИКОВ Александр Васильевич (1890 1980), хоровой дирижер. В 1928 37 и с 1941 художественный руководитель основанного им Государственного русского хора СССР (до 1936 вокальный ансамбль Всесоюзного радио).… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Александр Васильевич Свешников Дата рождения 30 августа (11 сентября) 1890 Место рождения Коломна Дата смерти 3 января 1980 Место смерти … Википедия

    - (30.08.1890, Коломна 03.01.1980, Москва), композитор, хоровой дирижер, педагог, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Сталинской премии (1946). Окончил Музыкально драматическое училище Московского… … Энциклопедия кино

    - (1890 1980) российский хоровой дирижер, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). В 1936 37 и с 1941 художественный руководитель Государственного русского хора СССР, организованного на базе созданного им вокального… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 30.8(11.9).1890, Коломна], советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Член КПСС с 1950. Учился в Народной консерватории в Москве (в т. ч. по классу теории музыки у Б. Л … Большая советская энциклопедия

    - (1890 1980), хоровой дирижёр, педагог, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Организатор и художественный руководитель (1936 37, с 1941) Государственного хора СССР, в 1942 преобразованного в Государственный хор… … Энциклопедический словарь

    Род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда (1970). Нар. артист СССР (1956). В 1913 окончил Муз. драм. училище Моск. филармонич. об ва, занимался по муз. теоретич. предметам у А.… … Большая биографическая энциклопедия

Александр Васильевич Свешников

Свешников Александр Васильевич [р. 30.8(11.9). 1890, Коломна], советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, нар. арт. СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Учился в Нар. консерватории в Москве (в т. ч. по классу теории музыки у Б. Л. Яворского). В 1913 окончил Моск. синодальное уч-ще. В 1928-36 организатор и руководитель вокального ансамбля (затем хора) Всесоюзного радио, в 1937-41 художеств. руководитель Ленингр. академической капеллы, с 1942 - Гос. хора рус. песни СССР. Организатор (1944) и художеств, руководитель Моск. хорового уч-ща. С 1944 преподаватель, с 1946 проф. Моск. консерватории (в 1948-75 её ректор). Организатор и пред. Всеросс. хорового об-ва (до 1964). С.- видный деятель сов. хорового иск-ва, ему принадлежат многие обработки нар. песен. Гастролировал за рубежом. Гос. пр. СССР (1946) и РСФСР им. Глинки (1967) за концертно-исполнительскую деятельность. Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Свешников Александр Васильевич (1890–1980), русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии Государственный академический русский хор) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах.

Использованы материалы сайта http://www.numerov.ru/stranica412.html

Свешников Александр Васильевич род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда (1970). Нар. артист СССР (1956). В 1913 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва, занимался по муз.-теоретич. предметам у А. Н. Корещенко, а также у Б. Л. Яворского в моск. Нар. конс. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1921-1923 организатор дет. хор. самодеятельности на Украине, рук. хор. капеллы в Полтаве. В 1923-1928 зав. вок. частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1936 худ. рук. организованного им вок. ансамбля (затем хора) Всесоюзного радиокомитета; в 1936-1937 худ. рук. Гос. хора СССР, в 1937-1941-Ленингр. акад. капеллы. С 1941 возглавлял организованный им Гос. хор рус. песни (позднее - Гос. акад. рус. хор СССР). Организатор (1944) и худ. рук. Моск. хор. уч-ща. В 1944-1974 преподавал в Моск. конс. (в 1944-1948 декан дирижерско-хор. ф-та, с 1946 проф., в 1948-1974 ректор). Гл. дирижер ряда Моск. праздников песни. Организатор и пред. Всероссийского хор. об-ва (до 1964), чл. жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского по разделу вок. искусства (1966, 1970, 1974). Гос. премия СССР (1946), Гос. премия РСФСР им. М. И. Глинки (1967). Автор мн. статей о муз. искусстве. Обработки для хора - рус. и укр. нар. песни, "Сборник песен народов СССР" (М., 1936), Сборник песен советских композиторов" (Л., 1938), "Русские народные песни" (М., 1943), "26 русских народных песен" (М., 1948), "Песни друзей" (М., 1952), "Шуман "Грезы" (М., 1955-1958), "Югославские народные песни" (М., 1956), "Сборник русских народных песен" (М., 1956), "Сборник итальянских песен" (М., 1956). Свешников, Александр Васильевич Род. 1890, ум. 1980. Хоровой дирижер. Создатель вокального ансамбля Всесоюзного радио. Был художественным руководителем Государственного русского хора СССР (1936-37, 1941), Ленинградской капеллы (1937-41). Создал и возглавил Московское хоровое училище (с 1944 г.). Профессор (с 1946) и ректор (1948-74) Московской консерватории. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1970).

Использованы материалы сайта http://www.biografija.ru/

Примечания ХРОНОСа:

Если по юлианскому календарю А.В.Свешников родился 30 августа в XIX веке, то для определения этой даты по григорианскому календарю следует прибавлять 12 дней, а не 13, как сделал составитель этой биографической справки. И тогда должно получиться не 12-е, а 11-е сентября (разрыв в календарях тогда составлял 12 дней, а не 13). В День рождения А.В. Свешникова 30 августа 1890 года в странах Западной Европы на календарях было 11 сентября. И мы, русские, после 1918 года, то есть после перехода на григорианский календарь, должны праздновать День рождения хормейстера именно 11 сентября.

Литература:

Т е в л и н Б., Мастер хорового искусства, "Музыкальная жизнь", 1962, № 5;

Птица К., Большой русский талант, "Советская музыка", 1965, № 10.

Далее читайте:

Хор имени А.В.Свешникова выступит в Московской консерватории . (Информационное сообщение).

11 сентября 1890 - 03 января 1980

хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве ; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Память

  • После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова , осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин , обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую из себя характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом" .)

Известные ученики

  • Владимир Николаевич Минин - хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР.
  • Леонид Николаевич Павлов - российский дирижёр, хормейстер, заслуженный артист России.
  • Виктор Владимирович Ровдо - хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР.
  • Борис Григорьевич Тевлин - хоровой дирижёр, профессор, руководитель камерного хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Станислав Семенович Калинин - хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и руководитель факультетского хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Михаил Борисович Турецкий - создатель и руководитель хора Турецкого.
  • Александр Александрович Юрлов

Награды и звания

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)
  • народный артист СССР (1988)
  • Герой Социалистического Труда (1970).
  • три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
  • медали

А.В. Свешников относится к тому замечательному поколению мастеров, начало деятельности которых пришлось на переломный момент истории России начала XX века. Многообразное проявление дарования Свешникова в хоровом исполнительстве, педагогике, общественно-музыкальной деятельности оказало заметное влияние на развитие отечественного певческого искусства.

Александр Васильевич Свешников родился в 1890 году в небольшом подмосковном городе Коломне, в простой семье. Трудным был путь мальчика из тогдашнего русского захолустья к вершинам музыкальной культуры, но призвание влекло его к намеченной цели. В юности он выделялся музыкальностью и хорошим голосом, был желанным участником многих хоров. С жадностью постигал основы нотной грамоты, учился у старых мастеров-хоровиков беглости пения нот с листа, доведя эту технику до виртуозности. Безмерная, до фанатизма, до самозабвения любовь к хоровому пению оказалась той силой, которая определила его жизненный путь.

Шестнадцати лет Свешников поступает в Московскую народную консерваторию к замечательному музыканту и педагогу, профессору Б.Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников практически изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.

Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он стал руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Здесь Свешников быстро завоевывает авторитет отличного руководителя и педагога.

Вскоре возобновляются регулярные занятия музыкой в Москве, в Филармоническом училище, у известного композитора и педагога А.Н. Корещенко. Не ограничиваясь учебным курсом, Свешников стремился расширить свои музыкально-теоретические знания. Огромное влияние на Александра Васильевича оказали его встречи и занятия с С.И. Танеевым.

После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников на станции Москва-Сортировочная, по направлению Наркомпроса принимает участие в формировании детских колоний на Полтавщине, несколько лет работает педагогом и воспитателем недавних беспризорников. В то же время он становится одним из организаторов украинской оперы и руководителем капеллы в Полтаве (1921-1923).

С 1923 года Александр Васильевич вновь в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже во МХАТ 2-й. Этот период имеет чрезвычайно большое значение в формировании творческого облика дирижера-исполнителя. Близкое знакомство со сценическим методом К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, встречи с М.П. Чеховым, И.Н. Берсеневым открыли Свешникову путь к овладению новым, до того не развитым в профессиональном хоровом искусстве исполнительским стилем, ставшим художественным принципом мастера: «Петь надо так, как говоришь, только еще доходчивее, выразительнее и красивее».

В первые годы после революции в России практически не было профессиональных хоров. И вот в 1928 году в Московском радиокомитете такой хор был создан. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Ансамблю ВРК (так назывался хор) предстояло «обслуживать» все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики а cappella и сочинений крупных форм. Вскоре ансамбль ВРК завоевывает место одного из наиболее популярных певческих коллективов страны. За шесть лет ансамбль ВРК исполнил свыше тысячи произведений.

В 1936 году Свешников оставляет работу в хоре Радио и принимает активное участие в создании Государственного хора СССР . Но этот период работы продлился недолго. В Ленинграде скончался выдающийся хоровой деятель М.Г. Климов, возглавлявший прославленную Академическую капеллу, и Свешникова назначают ее художественным руководителем (1937-1941). Сохранив лучшие кадры старых мастеров пения, Свешников пополнил состав певцов молодыми, свежими голосами, в том числе из коллективов хоровой самодеятельности. Особенное внимание он уделил детской хоровой школе при капелле. Вскоре на базе школы, но только в Москве будет создано знаменитое хоровое училище, ныне носящее имя великого просветителя.

Весной 1941 года Александр Васильевич был назначен руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР .

Грянула Великая Отечественная война, и Свешников вступил в народное ополчение. Но его отозвали и направили в Среднюю Азию. В тяжелое время военной осени 1942 года было принято решение об организации Государственного академического хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР . Все, чем располагала богатейшая дарованием и опытом натура Свешникова, было отдано этому коллективу.

С поразительной энергией и знанием дела собирал Свешников народные песни и формировал из них концертные программы. Вспоминались и отыскивались сотни песен крестьянских, фабричных, городских, солдатских, студенческих, старинных и современных - все то, что еще с детства трогало сердце, что звучало в душе родным напевом. Интуиция его - человека, сызмальства влюбленного в родную песню, пронесшего эту любовь через всю жизнь большого музыканта, - безошибочно определяла лучшее, нужное.

С замечательным вкусом, тактом и разнообразием создает Свешников свои многоголосные переложения народных песен. Здесь вспомнились занятия композицией в юные годы. Он никогда не посягает на главенствующее значение мелодии; его переложения непосредственны и просты, как язык самой песни, они всегда великолепно звучат, будучи сделаны мастерской рукой исполнителя-практика. Многие из обработок русских песен Свешникова, например «Ах ты, степь широкая», «Вдоль да по речке», «Гибель «Варяга», «Дороженька» и другие, бесспорно, входят в число лучших песенных переложений.

Первый открытый концерт состоялся 20 июля 1943 года в Большом зале Московской консерватории. Он прошел с грандиозным успехом. Началась многолетняя триумфальная концертная деятельность Государственного академического русского хора Союза ССР , ставшего под руководством А.В. Свешникова одним из лучших хоровых коллективов своего времени.

С 1945 года хор почти ежегодно выезжает за границу: Германия, Венгрия, Румыния, Швейцария, Норвегия, Бельгия, Япония, Италия. Неизменно горячие отклики, аншлаги… Рецензии во всех странах были восторженными. Вот что писали итальянские газеты после концертов Государственного хора в знаменитом театре Ла Скала в Милане: «Это хор сильный и гибкий; временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способный не только взволновать, но окончательно потрясти».

Многие из классических произведений, сочинения крупной формы звучат в исполнении Государственного хора совместно с чудесным хором мальчиков Московского хорового училища. Здесь надо вспомнить еще об одной стороне многообразнейшей деятельности Александра Васильевича. Свешников - не только блестящий исполнитель, но и прирожденный педагог. Его детищем является одно из самых ценных и интересных учреждений школьного типа - Московское хоровое училище, созданное им в 1944 году. В нем занимаются музыкально одаренные мальчики, обладающие профессиональными голосовыми данными. Много сил и педагогического таланта отдал Свешников, чтобы поднять эту незаслуженно забытую у нас отрасль певческой культуры на уровень высокого профессионализма. Он полностью восстановил былую славу русских хоров мальчиков, потрясавших своим искусством Европу.

С необычайной осторожностью формировал Свешников хор мальчиков. Внимательно изучая опыт прошлого, сочетая его с данными своих наблюдений, Свешников создал методику детского певческого воспитания, основанную на развитии правильного дыхания, обеспечивающего распевное звучание, на выработке активности и свободы артикуляции при строгом соблюдении регламента времени и голосового диапазона мальчиков.

Хоровое училище готовит прекрасные кадры будущих хормейстеров, дирижеров, певцов, композиторов. Неслучайно именно училище стало мощным фундаментом при создании Академии хорового искусства, которую возглавил ученик Свешникова В.С. Попов.

В 1944 году Свешникова приглашают в Московскую консерваторию, где он занимает пост декана дирижерско-хорового факультета (1944-1948). Он уделяет особое внимание воспитанию практических навыков хорового дирижера. Повышается роль хорового класса, глубже изучается певческое мастерство. Впервые учебный хор овладевает искусством пения без сопровождения.

Александр Васильевич предложил новую и, безусловно, рациональную систему обучения студентов и аспирантов. Заключалась она в следующем: учащийся всегда должен быть на репетициях своего учителя, внимательно наблюдать, запоминать, делать собственные выводы. Процесс пассивного наблюдения может быть в любой момент прерван заданием педагога выполнить ту или иную часть работы дирижера с хором. Такое постоянное участие студента в практике живой работы - бесспорно лучший способ стать профессиональным дирижером. Эта школа практического опыта дала отличные результаты за сравнительно недолгое время.

Из класса профессора Свешникова вышли специалисты, пользующиеся заслуженной известностью. Среди них - художественный руководитель Русской академической республиканской капеллы, лауреат Государственной премии А.А. Юрлов (1927-1973), художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора В.Н. Минин, главный дирижер Казахской государственной капеллы А.В. Молодов, заведующий кафедрой хорового дирижирования Минской государственной консерватории В.В. Ровдо (1921-2007), профессора Московской консерватории - Б.И. Куликов, Б.Г. Тевлин (1931-2012), С.С. Калинин, такие мастера хорового искусства, как В.С. Попов (1934-2008), К.Б. Птица (1911-1983), Л.Н. Павлов и многие другие.

С 1948 года Свешников возглавлял Московскую консерваторию (1948-1975). Занятый огромной работой ректора, он, однако, неизменно находил время для интенсивной, не менее насыщенной, чем прежде, концертной деятельности.

Неукротимая энергия и чувство гражданской ответственности не дают Свешникову ограничиться творческой и педагогической работой. Он - крупный общественный деятель: депутат нескольких созывов Московского Совета, первый председатель Всероссийского хорового общества, ректор Народного музыкального университета.

Народный артист СССР , Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РСФСР , профессор Александр Васильевич Свешников за многолетнюю творческую, педагогическую и общественно-художественную деятельность награжден тремя орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Международное признание авторитета выдающегося современного хорового дирижера выразилось также в избрании его в 1967 году почетным членом Королевской академии музыки (Великобритания), в награждении орденом Кирилла и Мефодия в 1968 году (Болгария).

При подготовке материала использованы фрагменты книги К. Птицы
«Мастера хорового искусства в Московской консерватории»: «Александр Васильевич Свешников».