Художник карл брюллов краткая биография. Брюллов Карл: произведения, картины, биография

Выдающийся русский живописец.


Выдающийся русский живописец. Родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье преподавателя Императорской Академии художеств. В возрасте десяти лет он поступил в Академию художеств. Картина «Нарцисс», написанная Брюлловым в 1819 году, обратила на себя внимание его современников. Дипломной работой художника стала картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», которая принесла ему не только аттестат I степени Академии художеств, но и большую золотую медаль. В 1822 году с братом Александром, впоследствии известным архитектором, Карл Брюллов отправился в Италию, где проработал почти четырнадцать лет. Это был самый плодотворный период его творчества: жанровые композиции, портреты и живописный шедевр «Последний день Помпеи» принесли художнику европейскую известность. В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств. В Петербурге художник создал неповторимую галерею портретов своих современников: Н.В. Кукольника, В.А. Жуковского, сестер Шишмаревых, А.Н. Струговщикова, Ю.П. Самойловой с Амалией Пачини и ряд других. Он работал над исторической композицией «Осада Пскова войсками Стефана Батория», к сожалению, так и оставшейся незавершенной. С 1843 по 1847 год К.П. Брюллов принимает участие в живописном оформлении Исаакиевского собора. Художник подготовил эскизы росписей аттика под барабаном главного купола и парусов барабана, роспись плафона «Богоматерь во славе». Однако обострение болезни легких вынудило его просить разрешения прервать работу и отправиться для лечения в Италию. Второй итальянский период жизни К.П. Брюллова короткий – около трех лет.

Скончался К.П. Брюллов 11 июня 1852 года, Марчано, близ Рима. Похоронен в Риме на кладбище Тестаччо.

Знаменитый художник исторической, портретной и жанровой живописи; род. 12 декабря 1799 г. в Петербурге, ум. 23 июня 1852 г. в местечке Марчиано, близ Рима. Карл Брюллов был слабым, золотушным ребенком и до семилетнего возраста почти не покидал… … Большая биографическая энциклопедия

Брюллов Карл Павлович - Карл Брюллов Дата рождения: 12 (23) декабря 1799 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 11 (23) июня … Википедия

Брюллов Карл Павлович - Брюллов, Карл Павлович выдающийся художник (1799 1852), родился в Петербурге 12 декабря 1799 г. Брюллов с малых лет выказывал особенные способности к рисованию и получил первые уроки от отца. Десяти лет Карл был отдан в Академию Художеств и скоро … Биографический словарь

Брюллов Карл Павлович - (1799 1852), русский живописец. Брат А. П. Брюллова. Учился в петербургской АХ (1809 21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823 35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836 профессор петербургской АХ. В 1849 жил на острове… … Художественная энциклопедия

Брюллов Карл Павлович - (1799—1852), живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1809—21); преподавал там же (1836—49, профессор). Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма романтический пафос, яркую… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

БРЮЛЛОВ Карл Павлович - (1799 1852) российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно … Большой Энциклопедический словарь

Брюллов Карл Павлович - , русский живописец. Сын резчика по дереву. Учился в петербургской АХ (1809 21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. В 1823 35 работал в Италии, в 1835 вернулся в Петербург, с 1836… … Большая советская энциклопедия

Брюллов Карл Павлович - (1799 1852), живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1809 21); преподавал там же (1836 49, профессор). Творчество Б. внесло в живопись русского классицизма романтический пафос, яркую эмоциональность … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Брюллов Карл Павлович - (1799 1852), российский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением… … Энциклопедический словарь

Брюллов, Карл Павлович - К.П. Брюллов. Автопортрет. БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 1852), российский живописец и рисовальщик. В 1823 35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма. Произведения отмечены утверждением… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Карл Павлович Брюллов и его значение в русском искусстве , А. Сомов. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1899 год. Товарищество художественной печати. Типографская обложка. Сохранность хорошая. Андрей Иванович Сомов (1830 - 1909) - русский искусствовед и… Купить за 2600.5 руб
  • Карл Павлович Брюллов , Г. К. Леонтьева. Альбом, посвященный творчеству Карла Павловича Брюллова, продолжает серию "Русские живописцы XIX века" . Во вступительной статье анализируется путь художника, чье проникнутое идеалами…

Художник Карл Брюллов из тех мастеров, который прославился одним, но великим творением - известным многим полотном «Гибель Помпеи».

Родился Карл Павлович Брюллов 23.12.1799 г. в Петербурге, в семье академика. В родословной художника были обрусевшие немцы.

В раннем детстве Карл был тяжело болен, и до 5 лет был прикован к постели. Отец Карла, незаурядный и талантливый человек, Павел Иванович Брюллов - работал в Петербургской Академии художеств мастером резьбы по дереву. Требовательный отец, несмотря на болезненность мальчика, рано стал приучать сына к трудолюбию и учил его профессии художника, в то же время привлекая к помощи и в своей работе. Отец сыграл большую роль в становлении Карла как личности и в дальнейшем.

В 1809 г. Карл поступает в Академию художеств, которую успешно заканчивает с золотой медалью, после этого едет продолжать свое образование в Италию. Во время проживания в Италии создает работы, наполненные античными образами. Вдохновленный итальянской природой, пишет картины «Итальянское утро», и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Картины пронизаны радостным настроением этой солнечной страны.

Портреты художника, созданные им в молодые годы, отличаются точностью и лаконичностью. Среди них «Автопортрет», а также портрет своего брата, и другие. В 1832 г. К. Брюллов пишет свой знаменитый портрет «Всадница», который с восторгом восприняли итальянские критики. Одним из лучших портретов является портрет его друга - графини Ю.П. Самойловой вместе со слугой и ее воспитанницей.

Картина «Гибель Помпеи»

Свою знаменитую работу «Гибель Помпеи» художник воплотил в жизнь после 6 лет подготовки и раздумий. Побывав на раскопках города, художник был поражен. Весь спектр эмоций Брюллову удалось воплотить очень талантливо и своеобразно, выбрав в качестве художественного приема блеск молний. Неровный свет подчеркивает трагизм ситуации и передает чувства и эмоции героев картины. Работая над картиной, художник вкладывал в нее все силы, практически не отдыхая. Как оказалось, не зря было положено столько сил и стараний, на экспозиции в Риме и в Милане картина произвела неизгладимое впечатление.

В Россию К. Брюллов вернулся в 1835 году, и стал работать в Академии художеств. Звание профессора было ему присвоено через год. Художник совмещает преподавательскую деятельность с живописью, и пишет историческую работу «Осада Пскова». Однако работа так и осталась незаконченной. Много времени Карл Брюллов посвящает работе над портретами. Среди них портреты В.А. Жуковского, И.А. Крылова и другие, отличающиеся мастерством художника передавать неповторимость и многогранность личности человека. В связи с ухудшением здоровья в 1849 году Брюллов уезжает на о. Мадейра, а затем в Италию.

Разлука с родиной окончательно сломила художника. Незадолго до смерти Брюллов пишет свой автопортрет, в котором изображает себя полным безмерной усталостью, и в то же время, с блеском в глазах, в ожидании новых творческих свершений. Но им не суждено было сбыться. Брюллов умер в Италии в городке Маршано 23 июня 1852 г.

Карл Брюллов - именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.


Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду - малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром - картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее - в 1822 году.


В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.


Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского - все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.


Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов - Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.


В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств - художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.


Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.


Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».


В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.


По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви и , что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.


В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.


Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.


Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Произведения

  • 1823 - «Итальянское утро»
  • 1827 - «Итальянский полдень»
  • 1827 - «Прерванное свидание»
  • 1830-1833 - «Последний день Помпеи»
  • 1831 - «Джованина Пачини»
  • 1832 - «Всадница»
  • 1835 - «Ольга Ферзен на ослике»
  • 1839 - Портрет баснописца Ивана Крылова
  • 1840 - Портрет писателя Александра Струговщикова
  • 1842 - Портрет графини Юлии Самойловой
  • 1848 - Автопортрет


Карл Павлович Брюллов (12 декабря 1799, Санкт-Петербург - 11 июня 1852, Манциана, Италия) - русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. За ним закреплён негласный титул «главного русского романтика» в живописи.

К. Брюллов. Автопортрет. Около 1833 г.

Карл Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери. Карл был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок. До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».


К. Брюллов. Автопортрет. 1823


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника. 1823-1827


К. Брюллов. Портрет архитектора А.П. Брюллова, брата художника.

В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. В 1821 году Карл Брюллов был удостоен золотой медали Академии за картину: «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» и права продолжения обучения живописи в Италии за казённый счет.


К. Брюллов. Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского. 1821


К. Брюллов. Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомельской с девочкой, в лодке. 1833-1835

С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи», удостоенную в Париже Гран-при. Картина была заказана русским магнатом Анатолием Николаевичем Демидовым. Брюллов работал над ней 6 лет. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принёсших ему громкую славу. Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.


К. Брюллов. Портрет А. Н. Демидова. 1831-1852

В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал свою возлюбленную. Сохранилось два парадных портрета графини, созданных им, предполагают, что их было больше, но они утрачены. В картине «Последний день Помпеи» Брюллов написал её трижды: рядом с художником (собой) с кувшином на голове, упавшей на землю и в виде матери, прижимающей к себе дочерей, в левом углу картины.


К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833



Юлия Павловна Самойлова на картине «Последний день Помпеи».


Юлия Павловна Самойлова и Карл Брюллов на картине «Последний день Помпеи».

«Между мной и Карлом ничего не делалось по правилам», - дерзко сознавалась Юлия. Она была ему верна не больше недели. И с лёгким сердцем принимала его мимолетные измены, больше похожие на попытки спастись от неё, сбежать. Но нет! Спастись от Юлии ему не удавалось. «Мой дружка Бришка... Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена. Целую тебя и, верно, буду писать тебе часто, ибо для меня счастье с тобой беседовать хотя бы пером»,- писала она ему, умчавшись куда-то с очередным любовником. На многих работах мастера можно увидеть её черты.


К. Брюллов. Вирсавия. 1832

В 1825 году Юлия (дочь генерала Палена и Марии Скавронской), будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей. В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией весьма дружеские отношения. Современники считали виновницей случившегося Юлию Павловну. Одни говорили, что виной тому была её связь с французским послом графом Пьером Ла-Феронне, другие с Барантом-сыном.


Б.Ш. Митуар. Портрет Самойловой Ю. П. 1825

Юлия Павловна держала себя предельно независимо. Своим экстравагантным образом жизни и поведением она шокировала петербургское общество. О.С. Павлищева писала мужу в Варшаву: «Проезжала ли через Варшаву графиня Самойлова? Вытворяла ли она свои фокусы, то есть уселась ли на облучке вместе с кучером, с трубкой во рту и в мужской шляпе на своей завитой и растрёпанной голове? Она презабавная и, я думаю, немного не в себе». Александр Пушкин написал о Юлии Самойловой:
«Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…»


К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией). 1842

У графини Самойловой было две приёмные дочери - младшая Амацилия (род. в 1828) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова.


К. Брюллов. «Всадница». Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой. 1832

Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание - неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в 1832 году, уже четырёхлетней она жила у нее. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины - Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой.


К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832-1834

В 1835 году Брюллов совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839). Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным).


К. Брюллов. Портрет П.В. Басина. 1830


К. Брюллов. Профиль головы Глинки. 1843-1847


К. Брюллов. Портрет скульптора И. П. Витали. 1836-1837


К. Брюллов. Портрет писателя Н.В. Кукольника.

Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. Первая попытка выкупить Шевченко из крепостной кабалы закончилась неудачей – Энгельгардт запросил у Брюллова огромную сумму в 2500 рублей! «Самая крупная свинья в торжковских туфлях» – сказал о помещике после этого разговора Брюллов. Таких больших денег ни у кого не было. Тогда Брюллов и Жуковский придумали оригинальный ход – художник напишет портрет Василия Андреевича, который разыграют в лотерее. Требуемая сумма в 2500 рублей была собрана, и портрет был продан.


К. Брюллов. Портрет поэта В.А. Жуковского. 1837

Очень интересен вопрос, кто же участвовал в лотерее, и кто выиграл портрет?
В дневнике одной из царственных особ есть запись об этом событии: «Императрица Александра Федоровна потратила 400 рублей, будущий император Александр II и великая княгиня Елена Павловна – по 300 рублей». Известно, что царская семья выкупила все билеты, однако, как видно из записи, оплатила только 1000 рублей. Остальные деньги пришлось добавлять самим Карлу Брюллову и Василию Жуковскому.
Выиграла в лотерее императрица, которая сразу же подарила портрет наследнику.


К. Брюллов. Императрица Александра Федоровна. 1830

После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова. Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.


Крамской И. Н. Портрет поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. 1871

Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В.А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста. Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.


К. Брюллов. Портрет баснописца И.А. Крылова. 1839

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, виртуозной пианисткой, и влюбился в неё до безумия. В этом же году Карл сделал официальное предложение Эмилии и она согласилась. Образ Эмилии Брюллов запечатлел в некоторых своих произведениях тех лет. Так на алтарной картине для лютеранской церкви Св. Петра и Павла «Распятие» мастер придал Марии Магдалине черты Эмилии Тимм.


К. Брюллов. Распятие. Алтарная картина церкви Св. Петра и Павла. 1838

27 января 1839 года они поженились, однако, как вспоминал Александр Брюллов, брат живописца: «...В самый день свадьбы Карл оделся, как он обыкновенно одевается, взял шляпу и, проходя через мастерскую, остановился перед копией Доменикино, уже оконченной. Долго стоял он молча, потом сел в кресла. Кроме его и меня в мастерской никого не было. Молчание длилось ещё несколько минут. Потом он, обращаясь ко мне, сказал: «Цампиери как будто говорит мне: «Не женись, погибнешь»...». Тарас Шевченко оставил тревожные воспоминания о свадьбе Карла и Эмилии: «Я в жизнь мою не видел, да и не увижу такой красавицы. Но в продолжение обряда Карл Павлович стоял глубоко задумавшись: он ни разу не взглянул на свою прекрасную невесту.»


К. Брюллов. Портрет молодой женщины у фортепьяно (Эмилия Тимм). 1838

«Был слух, что у жениха и невесты вышла ссора незадолго до свадьбы, вмешалась в дело родня, ссору замяли, а со свадьбой поторопились. Впрочем, что теперь думать да гадать: поселилось в мастерской очаровательное существо с тонким лицом и лёгкими движениями; всё мило в госпоже Эмилии – и весёлое с немецким выговором щебетание, и застенчивость, с какой она убегает от нескромных шуток супруга, и немецкая карточная игра по мелочи, к которой она старается приохотить посещающих мастерскую учеников. Но Великий невесел, что-то грызет его, не даёт покоя, даже в райские минуты, когда супруга его садится к фортепьяно, след озабоченности не исчезает с его лица...»,- пишет Порудоминский о начале семейной жизни Карла и Эмилии.


К. Брюллов. Портрет Эмилии Тимм. 1838

Уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. Хотя причиной для разрыва с великим художником могло послужить и то, что Брюллов был далеко не простым человеком, да и разница в возрасте более 20 лет сделала своё дело.


Акварель К. Брюллова. Самойлова Юлия Павловна.

В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова. Родные Юлии Павловны пытались помирить её с супругом, но 23 июля 1842 года, за несколько дней до встречи с женой, Николай Самойлов неожиданно умер. После смерти мужа графиня Самойлова окончательно покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.


Акварель Д. Босси. Самойлова Юлия Павловна.

В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж, Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки. Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж - за разорившегося французского графа, дипломата Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему 66. Но почти сразу после свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище , вместе со вторым мужем.


К. Брюллов. Автопортрет. 1848

Карл Брюллов в связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме. «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» - последняя работа Брюллова - стала одной из первых картин, купленных П. М. Третьяковым для своей коллекции.


К. Брюллов. Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар. 1849


К. Брюллов. Портрет археолога Микеланджело Ланчи.

Здоровье его подорвал, как принято считать, непосильный труд над росписью Исаакия: по преданию, в огромном соборе маэстро воскликнул: «Мне тесно! Я расписал бы небо!» Карл Павлович Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.


Надгробие Карла Брюллова на Римском протестантском кладбище.


Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века. Именем Карла Брюллова названа улица в Москве. 20 сентября 2013 года на острове Мадейре (Португалия), в центральном парке города Фуншала был установлен бронзовый бюст Карлу Брюллову. В Михайловском саду, у павильона Росси (Санкт-Петербург) в 2003 году установлен бюст К.П. Брюллова (по оригиналу И.П. Витали 1837 г.)