История электрогитары. Электрогитары В джазе и блюзе

Появление электрогитары сыграло очень большую роль в истории музыки, ведь без нее множество музыкальных направлений просто бы не возникли. А началось все с малого. История создания электрогитары берет начало в 1920-30-е годы, когда многочисленными американскими блюзовыми и джазовыми биг-бендами использовалась акустическая гитара, но так как ее практически было не слышно, ей отвели должность лишь ритм-инструмента.

В 1923 году стали проводиться первые эксперименты, на которых гитарный звук пытались усилить при помощи электричества. Тогда то, Ллойд Лор, малоизвестный в те годы инженер-изобретатель, сумел придумать электростатический звукосниматель струнных инструментов, который фиксировал колебания резонаторного ящика. Однако его изобретение потерпело на рынке полный провал.

Одной из важных дат в истории создания электрогитары является 1931 год, когда Жоржем Бошамом и Адольфом Рикенбакером был придуман электромагнитный звукосниматель. Электрический импульс в нем пробегал по обмотке магнита, при этом создавалось электрическое поле и от вибрирующей струны происходило усиление сигнала. Как только появился их инструмент, его тут же обозвали «сковородкой». А все потому, что его корпус был цельнометаллическим, и по своей форме он действительно очень напоминал сковородку, к которой была приделана непропорционально длинная «ручка» - гриф. Однако, эта первая электрогитара оказалась самой жизнеспособной.

Многочисленные экспериментаторы в конце 1930 годов пробовали встраивать звукосниматели в испанские гитары, которые выглядели более традиционно и имели полые корпуса. Но без таких неприятностей, как резонансные наводки (feedback), искажения, появление прочих посторонних шумов, здесь не обошлось. Применив двойную встречную обмотку, способную «гасить» лишний сигнал, удалось справиться со всеми недочетами.

Лео Фендер основал компанию, которая уже к 1950 году штамповала копии гитар, которые назывались «Esquire» (переводится, как оруженосец или сквайр), следом последовали «Broadcaster», «Telecaster». Первый инструмент под названием «Stratocaster» увидел свет в 1954 году. С того самого времени никаких особых изменений эта модель гитар не претерпела.

Так как на звучание гитары форма корпуса особо не влияла, то дизайнеры старались выразить свои фантазии кто как мог. Например, инструмент гитариста группы ABBA своей формой напоминал звезду. Гитара, имеющая вид ласточкиного хвоста, принадлежит гитаристу Scorpions. Если говорить о фирмах-производителях, то из них, пожалуй, прославились более всего компании B.C. Rich и Gibson, очертания инструментов, которых, имели извращенно-экстремальный характер. Именно дизайнерами Gibson был придуман тот самый «ласточкин хвост». Некоторые называют его «V Factor», другие же именуют «Flying V».

В начале 20-го века музыканты, исполняющие блюз, соул или кантри, могли обойтись обычными акустическими гитарами. Но уже в 30-е годы джазовые гитаристы ощутили необходимость усилить звучание своих инструментов.
История электрогитары относит нас к 1930 году, когда будучи уволенным из национальной компании струнных инструментов (National String Instrument Company) Джордж Бишамп (George Beauchamp) начал работу по поиску новых методов увеличения громкости струнных инструментов. Популярным решением такой проблемы было следующее: Проводник, колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами производит изменение в магнитном поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока, пропорциональна величине колебаний проводника в магнитном поле. Такой же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков.
Уже в 1925 году Бишамп экспериментировал с использованием иголок от фонографа на электрогитаре из одной струны и рассчитывал, что разработанное устройство может «снимать» вибрации с каждой отдельной струны, и преобразовывать эти вибрации в эквивалент электрических колебаний. Потом их можно было бы усилить одним из ламповых усилителей, которые широко применялись в радиотехнике того времени. После нескольких месяцев проб и ошибок Бишамп совместно с Полом Бартом (Paul Barth) разработали действующий звукосниматель (pickup) из двух подковообразных магнитов и шести магнитоводах. Каждая струна проходила над отдельным магнитоводом, колеблясь в индивидуальном магнитном поле. Для обмотки катушки была использован мотор от стиральной машины Бишампа.
Убедившись в работе устройства, Бишамп связался с Гарри Уотсоном (Harry Watson), управляющим завода National String Instrument Company и высококвалифицированным мастером. Он, при помощи ручных инструментов, всего за несколько часов вырезал на кухонном столе Бишампа гриф и корпус первой в мире электрогитары. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).

Готовый прототип Бишамп представил Адольфу Рикенбакеру (Adolph Rickenbacher). Рикенбакер, являющийся родственником героя первой мировой войны, пилота-аса Эдди Рикенбакера (Eddie Rickenbacker), владел производственной компанией, занимающейся выпуском металлических корпусов, для резонаторов. Используя влияние Рикенбакера и его финансовую поддержку, они основали компанию, назвав ее «Instruments Rickenbackers». Компания немедленно начала производство «сковородок», которые очень быстро обрели популярность и направили компанию Рикенбакера на славный путь первого в истории производителя электрогитар.
Вероятно одним из первых людей создавших электрогитару в знакомом «испанском» стиле был Ллойд Лоар (Lloyd Loar). Лоар работал инженером на легендарной фирме Gibson, и одной из его заслуг относится к дизайну и разработке мандолин.
Еще с 1920-х годов Лоар занимался проблемой электрического усиления гитар. В 1933 году он организовал фирму Vivi-Tone, как независимое отделение компании Gibson. Vivi-Tone занималась производством одной единственной вещи: электрогитары в «испанском» стиле. Через год Vivi-Tone закрылась, но ее основное ядро снова переместилось в компанию Gibson. Электрическая испанская являла собой будущее гитары, и опыт Vivi-Tone продолжал подталкивать компанию Gibson к созданию электрогитары, устроившей настоящую революцию и во много повлиявшей на всю историю этого инструмента, модели ES-150.

Даже не смотря на огромный успех ES-150, этот инструмент обладал характеристиками, весьма далекими от идеальных. Вибрации резонирующего корпуса могли также попадать в выходной сигнал и усиливаться, к тому же возникали проблемы с обратной связью (это когда микрофон подносят к динамику и раздается жуткий свист) а также со множеством нежелательных обертонов. Известный джазовый гитарист и изобретатель Лэс_Пол (Les Paul) видел решение этих проблем в отказе от полого, резонирующего корпуса и замене его корпусом из сплошной древесины. Результатом его труда стало появление модели The Log. Она состояла из двух простейших звукоснимателей сконструированных Полом установленных на 4"x4" дюймовом куске сосны. Чтобы придать вид гитары, Пол склеил с конструкции два полых куска резонирующего корпуса. В результате была получена очень неплохая джазовая гитара, без эффекта обратной связи и нежелательных обертонов и в 1946 году Лэс Пол представил свою новую гитару компании Gibson.
Руководство Gibson новый инструмент восприняло прохладно, убежденное в том, что покупатели ее не примут. Все предыдущие попытки представить публике гитару без резонирующего корпуса были не успешны, но не смотря на это, один человек по имени Лео Фендер (Leo Fender) был твердо убежден, что будущее рынка стоит за гитарами имеющими сплошной корпус.
Калифорнийский изобретатель, Лео Фендер владел собственной радио-мастерской, в которой создал один из первых прототипов гитары со сплошным корпусом из дуба, который в 1943 году сдал в аренду музыкантам в обмен на предложения по совершенствованию конструкции. 1949 год стал поворотным для истории электрогитар, когда Лео Фендер выпустил продукт, ставший одной из самых успешных гитар со сплошным корпусом. Esquire, позднее переименованный в Broadcaster, в конце концов превратившийся в Telecaster - имел все преимущества гитары Лэса Пола, отсутствие эффекта обратной связи, отсутствие нежелательных гармоник, долгий сустейн (длительность звучания струны), но при этом он нашел немного поклонников среди джаз-гитаристов. Джаз гитаристы предпочитали более мягкий, округлый звук, скорее акустический, как у ES-150. Несмотря на это Telecaster пользовался бешеной популярностью среди кантри, блюз, а позднее в 1950-x и 1960-x годах, рок’н’ролл музыкантов.

Увидев успех фендеровских гитар со сплошным корпусом, руководство Gibson повторно вернулось к модели предложенной Лэсом Полом, и в 1952 было принято решение о создании гитары, ставшей в последствии индустриальным стандартом. Поскольку основным идейным вдохновителем этой модели был Лэс Пол, то новый инструмент был назван в его честь. Большая часть дизайна нового инструмента была предложена новым президентом компании Тедом МакКарти (Ted McCarty). В конструкции были использованы датчики P-90, разработанные в 1946 году и имевшие теплый, мягкий саунд. Эти оригинальные Лэс Полы стали одними из самых продаваемых моделей за всю историю гитары.

Приблизительно в 1961 году Тед Мак Карти представил новую ES-335, гитару с полу-резонирующим корпусом. Созданную с целью объединения лучших качеств как полого, так и сплошного корпуса, она быстро набрала популярность и стала использоваться такими влиятельными гитаристами, как B.B. King и Chuck Berry .

Gibson ES 335

Обе фирмы, Gibson и Fender представили футуристические дизайны инструментов. Gibson SG (solid guitar) и Fender Stratocaster стали стандартными гитарами для рок-артистов в 60-е годы. Свою пиковую популярность набрал Stratocaster, после того как стал любимой гитарой Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).

И по сей день, большинство проданных гитар во всем мире составляет продукция фирмы Fender и Gibson. История гитары продолжается, как и производство оригинального Gibson Les Paul

Происхождение

П ервый магнитный звукосниматель в 1924 году сконструировал Ллойд Лоэр (англ. Lloyd Loar), инженер-изобретатель, работавший в компании Gibson. Первые электрогитары для массового рынка произвела в 1931 году Electro String Company, образованная Полом Бартом, Джорджем Бьюшамом и Адольфом Рикенбакером: будучи сделанными из алюминия, эти инструменты получили от музыкантов любовное прозвище «frying pans» («сковородки»). Успех этих первых моделей подсказал Gibson создать свою (ныне легендарную) модель ES-150. Первая электрическая гавайская стил-гитара от Ro-Pat-In (позже — Rickenbacher) появилась на американском рынке в 1932 году.
Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут рождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от гитарного попа до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
О том, кто из гитаристов первым перешел из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Претендентов на роль пионеров двое: Лес Пол (утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 20-х годов) и техасский джазмен Эдди Дерхэм (англ. Eddie Durham), который в 1928 году вошел в состав группы Уолтера Пэйджа The Blue Devils, а затем присоединился к Канзасскому оркестру под управлением Бенни Мотена.
Документальных подтверждений этих ранних экспериментов, однако, не сохранилось. Зато архивный каталог компании RCA Victor свидетельствует: 22 февраля 1933 года Noelani Hawaiian Orchestra записал около десятка песен с использованием электрической steel-гитары, четыре из которых были выпущены двумя пластинками. В продаже они находились недолго, не только следы, но даже названия их затерялись, однако упомянутую дату с полным правом можно считать официальным днем рождения электрического гитарного звука.
29 августа 1934 года свои первые записи сделал в Лос-Анджелесе оркестр Andy Iona And His Islanders, прославившийся впоследствии умением внедрять агрессивные гитарные партии в джазовую ткань. На стил-гитаре здесь играл Сэм Коки, наряду с Солом Хупи считавшийся лучшим гитаристом Западного побережья. Последний перешёл на «электричество» в том же 1934 году, о чем свидетельствуют записи, произведенные им в лос-анжелесских студиях фирмы Brunswick 12 декабря. Месяц спустя Боб Данн из Milton Brown’s Musical Brownies использовал электрический гитарный звук уже в жанре вестерн-свинга.
Одним из тех, на кого игра Данна произвела неизгладимое впечатление, был Леон Маколифф, юный гитарист техасского оркестра Light Crust Doughboys, который в группе Боба Уиллса The Texas Playboys к 1935 году уже играл жесткие риффы и сольные партии, соединявшиеся с традиционным звучанием духовых. Записанная оркестром кавер-версия композиции «Guitar Rag» Силвестра Уивера (она вышла под заголовком «Steel Guitar Rag») стала первым из многочисленных хитов группы, немало способствовав становлению электрогитары как основного инструмента оркестров Западного побережья.
Принято считать, что испанскую гитару первым перевел в электричество Джим Бойд, младший брат Билла — того самого, что возглавил в 1932 году коллектив под названием Bill Boyd’s Cowboy Ramblers. Записанная последним 27 января 1935 года версия популярного марша «Under Double Eagle» стала бестселлером, а заодно и своего рода учебным этюдом для начинающих.
В 1937 году Зик Кэмпбелл в составе The Light Crust Doughboys перешел в «электричество» не один, а на пару со cтил-гитаристом. Впоследствие лавры за это открытие невольно присвоил себе Боб Уиллс, устраивавший аналогичные состязания с Шэмблином и Маколиффом.

Н ачать следует с того, что есть масса музыкальных направлений, без этого инструмента даже не невозможных, а попросту не существующих.
В некоторых направлениях и стилях она играет превалирующую роль — речь идёт о рок-н-ролле и его производных, вплоть до Heavy, а также Doom/Death и Black Metal (самых тёмных и, подчас, злобных музыкальных стилях). Без гитар всё вышеперечисленное невозможно. Электрогитару используют и в ряде других музыкальных стилей — в разной степени. Кроме того, то музыкальное направление, где электрогитара начала, так сказать, обретать себя, вполне без электрогитары может обойтись. Речь идёт о блюзе.
А дело было так. Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента. Да и там её слышно было еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента, в частности — изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных струн. Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо — за более яркий звук.
Первые известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году — когда некий инженер и изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический звукосниматель, фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов. На рынке, однако, его изобретение провалилось.
В 1931 году Жорж Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker) придумали электромагнитный звукосниматель, в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.
Их инструмент, когда он появился, немедленно обозвали "сковородкой" — и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду с непропорционально длинной "ручкой" — грифом.
Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара.
К концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ждали изрядные неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих посторонних шумов.
В конце концов, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки — которая гасила "излишний" сигнал. Однако сначала музыканты и инженеры пытались решить эту проблему иначе: в резонаторный ящик набивались всякие тряпки и обрывки газет, чтобы избавиться от лишних колебаний — а следовательно, и от наводок.Ну а наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Ле Поль (Les Paul) — он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны, если уж совсем быть точными. И называлась она — "Брусок" (The Log).
Для звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона и, что самое интересное, действительно обычный деревянный брусок в качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался посредством электроники, в акустическом резонаторе надобность отпала. Когда же он впервые появился на публике, на его инструмент смотрели, как на чёрт знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол приладил к бруску — только для виду — корпус испанской гитары. И после этого его принимали на ура.
С цельным или почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры. В 1940-х годах этим занимались мистер Пол Бигсби (Paul Bigsby) и мистер Лео Фендер (Leo Fender). Знакомые имена, не правда ли? К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары под названием Esquire (сквайр, или оруженосец), затем последовал Broadcaster, за ним — Telecaster, а в 1954 году свет увидел первый Stratocaster.
С тех пор эта модель гитар особых изменений не претерпела.
Надо сказать, что в это время музыкантов редко удовлетворяла участь отдельной частицы безмерного поп-конвейера: желающих найти что-то своё было куда больше. Это отражалось и на инструментах, гитарах, в частности. Искали и своё звучание, а многие, в особенности исполнители поп-музыки, стремились внешность и своих инструментов сделать неповторимой.
От формы корпуса звучание гитары особо не зависит, поэтому дизайнеры старались кто во что горазд. У гитариста ABBA инструмент по форме напоминал звезду. Гитарист Scorpions много лет играет на гитаре в виде ласточкиного хвоста. Вообще гитары подобных "экстремальных" форм предпочитали исполнители глэм-рока. Что же касается фирм-производителей — то на поприще извращенческо-экстремальных очертаний инструментов более всего прославились, пожалуй, компания Gibson и B.C. Rich. Тот самый "ласточкин хвост", который именуется Flying V или V Factor был придуман дизайнерами Gibson.
Для гитаристов: осторожно, существует угроза резкой активизации слюноотделения. Случалось, что дизайнерам от гитарной промышленности так хотелось выпендриться, что чувство меры и вкуса попросту отказывало. Скажем, в одном музыкальном салоне на ВВЦ много лет на стене висела гитара, дека которой была выполнена в виде свившегося в восьмёрку дракона. Резчик по дереву был искусный, но, видит Бог, эту гитару серьёзные музыканты покупать не станут ни за что. Во-первых, такого зазубренно-чешуйчатого монстра неудобно держать в руках, а во-вторых, даже издали кажется, что эта гитара держится на честном слове: чихнёшь — рассыплется. Украшение на стену, не более того.
Любой поборник акустических инструментов заявит вам, что электрогитара — это и не гитара вовсе, а лишь внешне отдалённо напоминающий её совершенно иной инструмент, по инерции сохранивший старое название.
В том, что это другой инструмент, поборники будут правы. Что же касается инерции — то что-то слишком долго она сохраняется: уже более 70 лет. Более того, на буклетах всевозможных рокеров словом guitar подчас обозначается именно электрогитара, а акустическую гитару приходится обозначать отдельно. Беда с электрогитарой состоит в том, что без средств обработки — то есть, усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка, бесполезна.

Электрогитары — история создания, их виды, приёмы игры на электрогитаре, гитарное оборудование и многое-многое другое.

История создания электрогитары.

Многочисленные американские джазовые и блюзовые бэнды 1920-х и 1930-х годов использовали акустическую гитару, однако её почти не было слышно, посему она оказалась на должности исключительно ритм-инструмента.
Да и там её слышно было еле-еле, несмотря на то, что с конца XIX века было предпринято немало усилий для повышения громкости этого инструмента , в частности - изменения формы резонаторного ящика и изобретение стальных струн.
Так или иначе, гитаре иной раз предпочитали банджо - за более яркий звук.

Первые известные эксперименты с усилением гитарного звука при помощи электричества, относятся к 1923 году - когда некий инженер и изобретатель Ллойд Лор (Lloyd Loar) изобрёл электростатический звукосниматель , фиксировавший колебания резонаторного ящика струнных инструментов.
На рынке, однако, его изобретение провалилось.

В 1931 году Жорж Бошам (George Beauchamp) и Адольф Рикенбакер (Adolph Rickenbacker) придумали электромагнитный звукосниматель , в котором электрический импульс пробегал по обмотке магнита, создавая электромагнитное поле, в котором усиливался сигнал от вибрирующей струны.
Их инструмент, когда он появился, немедленно обозвали «сковородкой» - и не просто так: во-первых, корпус был цельнометаллический. Во-вторых, по своей форме инструмент действительно до безобразия напоминал сковороду с непропорционально длинной «ручкой» - грифом.
Но в итоге это оказалась первая жизнеспособная и конкурентноспособная электрогитара.

К концу 1930-х годов многочисленные экспериментаторы начали скрещивать ужа с ежом, и встраивать звукосниматели в более традиционно выглядящие испанские гитары с полыми корпусами. Однако тут их ждали изрядные неприятности в виде резонансных наводок (feedback), искажений и прочих посторонних шумов.

В конце концов, с ними управились при помощи двойной встречной обмотки - которая гасила «излишний» сигнал . Однако сначала музыканты и инженеры пытались решить эту проблему иначе: в резонаторный ящик набивались всякие тряпки и обрывки газет, чтобы избавиться от лишних колебаний - а следовательно, и от наводок. Ну а наиболее радикальный вариант предложил гитарист и инженер Ле Поль (Les Paul) - он просто сделал деку для гитары монолитной. В отличие от сковородки, впрочем, дека Les Paul была выполнена из дерева. Из сосны, если уж совсем быть точными. И называлась она - «Брусок» (The Log).

Для звукоснимателя Лес Пол использовал запчасти от телефона и, что самое интересное, действительно обычный деревянный брусок в качестве корпуса. В связи с тем, что звук усиливался посредством электроники, в акустическом резонаторе надобность отпала.
Когда же он впервые появился на публике, на его инструмент смотрели, как на чёрт знает что. В итоге, чтобы успокоить публику, Лес Пол приладил к бруску - только для виду - корпус испанской гитары. И после этого его принимали на ура.

С цельным или почти цельным куском начали экспериментировать и другие инженеры. В 1940-х годах этим занимались мистер Пол Бигсби (Paul Bigsby) и мистер Лео Фендер (Leo Fender) .
Знакомые имена, не правда ли?

К 1950 году компания, основанная Фендером уже вовсю штамповала копии гитары под названием Esquire (сквайр, или оруженосец), затем последовал Broadcaster , за ним - Telecaster , а в 1954 году свет увидел первый Stratocaster .
С тех пор эта модель гитар особых изменений не претерпела.

Что такое электрогитара?

Электрогитара — это разновидность гитары со сплошным корпусом и электронными звукоснимателями, преобразующими колебания стальных струн в электрический ток. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через динамики.

Наиболее распространены шестиструнные электрогитары. Строй шестиструнной гитары аналогичен строю акустической гитары: ми ля ре соль си ми (E A D G B E). Достаточно часто используется строй «dropped D», в котором нижняя струна настраивается в ре (D). В семиструнных электрогитарах чаще всего дополнительная нижняя струна настраивается в си (B).

Типичными, наиболее популярными и одними из старейших моделей электрогитар являются Telecaster (выпущена в 1952 году) и Stratocaster (1954) компании Fender и Les Paul (1952) компании Gibson.
Эти гитары считаются эталонными и имеют множество копий и подражаний, производимыми другими компаниями. Многие современные крупные компании по производству музыкальных инструментов в начале своей деятельности выпускали лишь копии популярных моделей Fender и Gibson. Впрочем, в последствии такие фирмы как Ibanez, Jackson и другие выпустили собственные модельные ряды инструментов, которые стали очень популярными в мире.

Виды электрогитар

Музыкантам, из всех существующих стилей отдающим предпочтение блюзу, фанку и другим американским «продуктам» данной отрасли, нужен особый инструмент. Идеальный вариант — Stratocaster от компании Fender. Уникальность звучания этой электрогитары достигается за счет ее строения. Автор «конструкции» — Лео Фендер для корпуса выбрал ольху и ясень, обладающие звонким стеклянным звуком, гриф сделал из клена, накладку — из палисандра, добавляющего в характер воспроизведения теплоты. Звукосниматели — синглы. Гитара либо комплектуется полноразмерными хамбакерами, либо в них специально оставляется посадочное место под сингл.

Gibson Les Paul , постоянно конкурирующий с Fender, необычайно хорош для любителей джаза. В модельном ряде этой фирмы есть на что обратить внимание. Корпус и гриф гитар выполнен из красного дерева, палисандр используется в качестве накладки. Звукосниматели — хамбакеры. Цена таких инструментов почти в два раза выше предыдущих из-за сложности производства. Место под солнцем также отвоевали Telecaster — цельнокорпусная гитара, выигрышный способ показать мелодичность кантри и блюза, гитары Heavy Metal.

Некоторые приёмы игры на электрогитаре

Hammer-on - наиболее простой прием игры. Название происходит от английского слова, обозначающего молоток. Гитарист извлекает звук ударяя по струне на любом ладу пальцем как молотком. В музыке этот приём называется «восходящее легато».
Pull-off - извлечение звука путём снятия со струны пальца, обратное действие hammer-on. В музыке этот приём называется «нисходящее» легато.
Slide - искусственное скольжение вдоль струн вверх и вниз по грифу пальцами левой(иногда и правой) руки. «Скольжение» достигается за счет плавного скольжения пальцев по струнам, во время которого пальцы воспроизводят звуки на ладах.
Bend - один из основных приемов электрогитарной техники. Суть его состоит в движении прижатой к грифу струны поперек грифа, то есть перпендикулярно линии грифа. Во время такого движения высота звучания плавно изменяется и нота становится выше.
Vibrato - любое движение струны после извлечения ноты изменяет характер звучания. Вибрато - это дрожание пальца на струне, изменяющее звук.
Медиаторный слайд (глисандо) - для исполнения этого приема нужно ребром медиатора проехаться по струнам к началу грифа.
Tэппинг - звук извлекается пальцем правой руки на определенном ладу. Эдди Ван Хален был одним из первых, кто применил тэппинг.

Гитарное оборудование

Комбоусилитель (комбик) - усилитель и динамик, вмонтированные в один корпус, по форме напоминающий ящик. Основной элемент создания гитарного звука. Минимум для начинающего гитариста - комбик и гитара. Различаются транзисторные и ламповые комбики. Ламповые считаются эталоном звучания.
Цифровой процессор - устройство, обрабатывающее гитарный звук при помощи цифровых алгоритмов.
Педаль эффектов (примочка) - устройство, искажающее звук гитары. Наиболее известные эффекты:
Distortion - эффект сильного искажения, используется в тяжёлой музыке.
Overdrive - моделирование звучания лампового усилителя с перегруженным входом.

Книги, самоучители

Озон

Неизвестно

Книга Игорь Бойко 150 г

  • 342.00 руб.

Книга является продолжением рассказа о теоретических основах и практических приемах, используемых в современной импровизационной музыке. На этот раз речь идет о специ�…

Эл Ди Меола (Al Di Meola) - это “человек-фьюжн”. В его творчестве спаяны уникальная техника и виртуозная импровизация, мощный звук электрогитары и проникновенная чувственность акустики, самые современные “фишки” и вдумчивые исследования фламенко и танго. Al Di Meola награжден всеми мыслимыми наградами, которые только может получить гитарист. Он - не просто один из самых быстрых гитаристов планеты, но и культовая фигура среди джазменов, рокеров, инструменталистов всех стран мира!

На его счету более 20 сольных альбомов, мировые турне с выступлениями на лучших эстрадных площадках, совместные проекты с такими грандами сцены как Фил Коллинз, Карлос Сантана, Стив Уандер, Тони Вилльямс, Джимми Пейдж, Френк Заппа и многими-другими....

Di Meola родился в городе Нью Джерси 22 июля 1954 года. С детства влюбившись в мелодии Битлз, Элвиса Пресли, Венчурес, он не представлял свою жизнь без гитары, и уже с малых лет неплохо владел инструментом. Впечатляющие музыкальные успехи в сравнительно юном возрасте были результатом его неустанных трудов. Фатически уже во время обучения в старших классах, Ди Меола стал настоящим гитарным профи. “Я занимался игрой на гитаре восемь-десять часов в день, в поисках себя и своего индивидуального стиля”, - вспоминал музыкант позднее.

Его идейными вдохновителями в начале творческого пути были Тол Фарлоу (Tal Farlow) и Кенни Баррел (Kenny Burrell). Но когда он открыл для себя музыку Ларри Корела (Larry Coryel), которого Эл впоследствие окрестил “крестным отцом фьюжна”, юниый гитарист был потрясен невероятным сплавом джаза, блюза и рока, на котором разговаривал инструмент Ларри. “Я садился на автобус и колесил по всему Нью-Джнрси вслед за ним. Где бы он ни играл, я был там”.

В 1971 году Эл Ди Меола поступил в Мзыкальный Колледж Беркли в Бостоне и практически сразу же начал играть во фьжн-квартете, организованном клавишником Барри Майлсом. Однажды один из друзей Эла передал запись их выступления Чику Кореа и... в начале 1974 года 19-летний гитарист получил приглашение присоединиться к легендарной фьюжн-команде в качестве замены гитарста Билла Коннорса!

Как это случилось? Рассказывает Эл: “Я тихо сидел в своей квартирке в Бостоне вечером в пятницу, когда Чик позвонил мне и попросил приехать на репетицию в Нью-Йорк. Я просто не мог поверить. Но через десять минут сложил свои вещи в сумку, сел на автобус до Нью-Йорка и никогда больше не возвращался”.

А уже через неделю после репетиции с Чиком, Стенли Кларком и Ленни Вайтом, Ди Меола дебютировал на сцене Карнеги Холла, начав свою музыкальную карьеру со столь высокой ступени. “Выступление вместе с Чиком Кореа в группе Return To Forever было моим первым значительном шагом по пути становления как музыканта. Чик - одно из важнейших влияний в моей жизни. Он всегда был мне надежной поддержкой, вдохновителем и просто другом”, - так всегда говорил Di Meola о первом этапе своей профессиональной работы на сцене.

После трех значительны альбомов, записанных вместе с Return To Forever - Where Have I Known You Before (1974, Grammy), No Mystery (1975, Grammy) и Romantic Warrior (1976), группа перестала существвовать и Элу пришлось начинать свой собственный путь в музыке.

Его сольный дебют состоялся в 1976 году в качестве лидера группы Land of the Midnight Sun, которая заявила о себе яркими ритмами и стилизованными латино-американскими композициями. В группу были привлечены ударники Steve Gadd и Lenny White, басисты Anthony Jackson и Jaco Pastorius, и клавишники Yan Hammer, Barry Miles и Chick Corea и перкуссионист Mingo Lewis.

Шесть несравненных альбомов, выпущенных группой в течение нескольких лет, утвердили Эла не только как лидера в области фьюжн-гитаристики, но и в целом - как значительное явление современной мировой музыки.

1980 год был отмечен триумфальным акустическим трио с Пако де Лусиа (Paco De Lucia) и Джоном Макклафином (John McLaughlin). Их дебютный альбом Friday Night in San Francisco, выпущенный на лейбле Columbia Records, был продан двухмиллионным тиражом. Три виртуоза успешно гастролировали по всему миру вплоть до 1983 года, записав в 1982 году еще один популярнейший альбом Passion, Grace & Fire . В 1995 году они снова объединились, чтобы создать великолепный диск Guitar Trio, с которым снова “взорвали” лучшие концертные площадки мира. А в 2008 Al Di Meola вместе c Chick Corea , Stanley Clarke, Lenny White снова взлетели в топы музыкальных чартов с The Sorceress (RTF 2008).

В настоящее время Эл Ди Меола максимально сфокусирован на развитии своего нового проекта New World Sinfonia. “Я с головой ушел в работу с этой группой, - заявил он, - все мы абсолютно вовлечены в нашу музыку и счастливы этим. Временное воссоединение The Return To Forever и успешный мировой тур был, конечно, грандиозным подарком для наших поклонников. Но, по большому счету, это скорее ностальгия, а не новый этап творчества... Моя сегодняшняя цель - идти вперед”.

Основные творческие планы Ди Меолы - собрать студийные и концертные записи New World Sinfonia в новом альбоме. “Все, что я делаю сейчас, приносит мне огромное удовлетворение, - говорит Al Di Meola, - как деликатесное блюдо или бокал драгоценного вина. Мы играем фьюжн - и это как взрыв из прошлого, который просто сметает слушателя”.

Дискография Al Di Meola:

Land of the Midnight Sun Released: 25 October 1976 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Elegant Gypsy Released: 1977 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, 8T, digital download Casino Released: 25 February 1978 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Splendido Hotel Released: 10 May 1980 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Electric Rendezvous Released: 1982 Label: LP, Columbia Records Formats: CD, digital download Scenario Released: 1983 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Cielo e Terra Released: 1985 Label: Manhattan Formats: LP, CD Soaring Through a Dream Released: 1985 Label: Manhattan Formats: LP, CD Tirami Su Released: 1987 Label: Manhattan Formats: LP, CD World Sinfonia Released: 1991 Label: Tomato Records Formats: LP, CD Kiss My Axe Released: 1991 Label: Tomato Records Formats: LP, CD World Sinfonia II – Heart of the Immigrants Released: 1993 Label: Tomato Records Formats: CD Orange and Blue Released: 1994 Label: Tomato Records Formats: CD Di Meola Plays Piazzolla Released: 5 November 1996 Label: Atlantic Records Formats: CD, digital download The Infinite Desire Released: 18 August 1998 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download Winter Nights Released: 1 September 1999 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download World Sinfonía III - The Grande Passion Released: 24 October 2000 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download Flesh on Flesh Released: 27 August 2002 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download Consequence of Chaos Released: 26 September 2006 Label: Telarc International Corp. Formats: CD, digital download Vocal Rendezvous Released: 19 May 2006 Label: SPV Formats: CD Diabolic Inventions And Seduction For Solo Guitar Released: 8 January 2007 Label: Di Meola Productions Formats: CD, digital download Pursuit of Radical Rhapsody Released: 15 March 2011 Label: Concord Records Formats: CD, digital download All Your Life (A Tribute to the Beatles) Released: 10 September 2013 Label: Valiana/Songsurfer Formats: CD, digital download Elysium Released: 22 May 2015 Label: in-akusitik Formats: CD

Электрогитара - предмет весьма технократичный. И конструктивно располагает ко всякого рода переделкам и улучшениям. Поэтому разновидностей электричек радикально больше, чем обычных, акустических гитар. Смысл новаций не всегда понятен даже тем, кто эти улучшения придумывает. Но в итоге появляется новый вид электрогитары - что очень радует изготовителей и продавцов, но окончательно путает покупателей...

Эта краткая статья не претендует на полноту. Она вообще ни на что не претендует. Это просто попытка слегка систематизировать сведения о типах инструментов и помочь начинающему с выбором своей первой электрогитары.

Для начала пара слов о датчиках. Звукосниматели для электрогитары почти тоже самое, что мотор для автомобиля. От их набора зависит - для чего гитара пригодна, а для чего не очень. Датчики бывают пассивные и активные. Пассивные преобразуют колебания струны в электромагнитном поле в электрический сигнал - и отправляют через шнур на усиление в пульт или комбик. Активные делают то же самое, но перед передачей сигнала дополнительно его усиливают. ВСЕ дешевые электрогитары с ценой до 300$ имеют только пассивные датчики. Поэтому начинающему лучше в тему не углубляться. А если сильно интересно - обратиться к подходящим ресурсам в Инете.

Датчики бывают 2 видов: сингл и хамбакер. Сингл придумали первым, это несложное устройство в виде катушки с проводом. Для сингла характерен яркий, резкий, звонкий и очень "искренний" звук. Все синглы шумят, причем дорогие иногда шумят сильнее дешевых. Гитаристы ценят их за ту самую "искренность" звука. Хамбакер придумали позднее - в целях снижения шума и наводок. Конструктивно это два небольших сингла, завязанных таким образом, что полезные сигналы складываются, а шум - вычитается. Хамбакер дает чистый, сочный, мощный и "жирный" звук. Шумит намного меньше сингла, но и не обладает его звонкостью и прозрачностью.

Из свойств датчиков вытекает назначение гитар, где они установлены. Для "классических" сольных рокерских и блюзовых целей актуальнее синглы. Для мощной и тяжелой музыки больше подходят хамбакеры. На некоторых гитарах одновременно есть и синглы и хамбакер. Для начинающего такие гитары могут быть предпочтительнее - они позволят познакомиться с разным звучанием и постепенно понять - что душе любезнее.

Исторические типы: Современные типы:

При всем великом изобилии, современные электрогитары восходят к 3 основным типам, которые для простоты назовем по именам фирм-первопроходцев.

Недорогие учебные электрогитары делают как правило "под Фендер", "под Гибсон", "под Ибанез". Это не значит, что они радикально хуже первоисточников. Первые страты тоже не блистали звучанием. Вокруг электрогитар (и вообще вокруг "звучания") много мифов. Гитаристы тратят кучу денег и сил, пытаясь найти звук "настоящего лампового усилителя" или "настоящего фендера". Но то, что они ищут, когда-то воспринималось музыкантами как обычное (и не самое лучшее) звучание их несовершенных инструментов. Поэтому нет нужды уделять этому слишком много внимания. Для начала достаточно приобрести недорогую электрогитару, домашний комбик, хороший шнур. И потихоньку начинать осваивать инструмент. Хорошо, если есть преподаватель или хотя бы продвинутый приятель-гитарист. Много полезного можно извлечь из литературы и видеошкол. Самое важное здесь - желание научиться.

В качестве первой электрогитары наиболее подходит стратокастер, особенно с комбинированной схемой из синглов и хамбакера. Это простая, проверенная и недорогая гитара. Лесполы обычно дороже. К ним можно обратиться, если вы уже имеете опыт игры на акустической гитаре. Леспол даже внешне немного напоминает акустику. Телекастер хорош в качестве ритм-гитары.

Электрогитары далеко не всегда используются по своему "прямому" назначению. На то несколько причин. Самая главная - так хочется музыканту. Иногда он просто привык, скажем, к страту, вот и использует его везде, хард играет... Но это решение уже опытного гитариста, он имеет право на причуды. Начинающему надо быть проще и скромнее. И постараться изучить правила, прежде чем он заработает право их нарушать. Поэтому не обязательно искать "точно такую" гитару, на которой играет ваш кумир-гитарист. Во-первых, то, на чем он играет, стоит почти как ваша квартира. Во-вторых, он давно на этом играет. В третьих, в лучшем случае оно с виду будет похоже, но не факт, что на этом можно учиться. Например, гитара с флайдроузом изначально должна стоить от 500$. А дешевый флайдроуз - это стенд для испытания здоровья ученика...

Электрогитары редко используют на сцене с чистым звуком. Обычно их включают в "примочку" (педаль эффектов) или гитарный процессор, который позволяет имитировать множество разных примочек. Начинающие часто злоупотребляют этими возможностями. Конечно, зажав звучание могучим дисторшеном, можно легко почувствовать себя виртуозом. Но это иллюзорное чувство. Учиться играть надо с чистым звуком.

Для домашнего обучения и репетиций достаточно комбика небольшой мощности - 10-20Вт. Полезно, если в комбик встроен ревербератор или холл (в малом помещении гитара без ревера звучит плоско и сухо). Хороший шнур заметно снизит наводки и прочий шум при игре. Пригодится метроном, можно электронный, совмещенный с тюнером для настройки. Конечно, гитара должна храниться в чехле.

О БАС-гитарах.

Бас-гитару изобрел все тот же Лео Фендер. Типов басов и их датчиков не очень много.

P - Пресижн. Датчик в виде "шашечек" - два небольших сингла, стоящих вплотную, но смещенные от центра вправо и влево.
J - Джаз-бас. У него синглы разнесены далеко друг от друга.
P+J - Комбинированные схемы. Обычно наверху "шашечки" от пресижна, а внизу длинный сингл.
H - Хамбакер. Басовый хамбакер. Иногда наверху еще сингл от джаз-баса добавлен.

Пресижн (как и телекастер среди электрогитар) - это несколько архаичная бас-гитара, но она пригодна не только для ретро-музыки. Джаз-бас динамичнее и имеет ряд дополнительных возможностей (поскольку датчики у машинки и у грифа снимают очень разный звук). Комбинированные басы наиболее распространены и оптимальны по набору достоинств. Басовый хамбакер (как и гитарный) шумит меньше синглов, дает плотный и мощный звук, но щелчок там выражен меньше. Поэтому такие басы используют во всякой тяжелой музыке. Еще басы бывают безладовые, но это отдельная экзотическая тема... Большинство бас-гитар - 4-струнные (как и контрабас, от которого они произошли). Модные ныне 5-6 струнные басы придуманы для сольной игры и прочих сложных профессиональных целей. Начинающему это просто не нужно.

Не существует жесткой привязки между типом баса и музыкальными стилями. Т.е. любой тип можно использовать, играя любую музыку. Поэтому начинающий может выбирать бас-гитару, не особенно углубляясь в термины и схемы датчиков. Оптимально купить недорогой 4-струнный бас с формулой J или P+J. Басы так же различаются дизайном, весом, мензурой. Здесь достаточно следовать принципу понравилось/не понравилось. Позднее, набрав опыта, вы разберетесь - что для вас действительно хорошо...

Важно помнить, что музыкальный инструмент - это просто инструмент. С его помощью вы можете выразить нечто важное, что У ВАС есть. Освоить его мгновенно невозможно. Но если работать регулярно и настойчиво, успех неизбежен.