Картины художников на тему рождество. Рождество христово в картинах зарубежных и русских художников

Возникновение изображений того или иного праздника, как правило, связано с возникновением устойчивой традиции празднования. В ранней Церкви существовало празднование Эпифании (Богоявления), посвященное сразу двум событиям: Воплощению и Крещению. Это совмещенное празднование возникло не позднее III века. В VI веке сначала в Римской Церкви, а к концу века и на Востоке Рождество Христово выделяется из празднования Эпифании в самостоятельное отдельное торжество. Первые дошедшие до нас образы Рождества относятся именно к VI веку.

Источниками иконографии являлось как Священное Писание (Мф.:1-2; Лк.:2), так и устное Предание, зафиксированное в таких апокрифах как Протоевангелие Иакова (гл. 17-23) и Евангелие псевдо-Матфея гл. 13-14).

Воплощение Спасителя описывалось в изобразительном искусстве с помощью двух основных сюжетов: собственно «Рождество» и «Поклонение волхвов». Для каждого из этих сюжетов формируется своя иконография. Древнейшие изображения Рождества выполнены в технике рельефа на каменных саркофагах.

Схема этих сцен обычно очень лаконична: в центре помещаются ясли с Младенцем, рядом восседает на камне или в плетеном кресле Богородица, в небе - Вифлеемская звезда. У яслей изображаются осел и вол, о присутствии которых в вертепе повествует Предание. Вол понимается толкователями как символ подзаконного иудейского народа, а осел - как символ не ведающих истинного Бога язычников. Иногда в композицию включается изображение пастуха, пришедшего поклониться Христу.

При создании иконографии «Поклонение волхвов» художники использовали уже существовавший в античном искусстве сюжет поклонения побежденных варваров императору. Там, где поверхность имела протяженный горизонтальный формат (на саркофагах, пиксидах), сцена разворачивалась как шествие волхвов к восседающей Богородице, держащей Младенца на руках. Позади Девы Марии мог изображаться Иосиф Обручник. Композиция иногда дополнялась изображениями вола, осла, верблюдов.

Если поверхность допускала центрическую, симметричную композицию (пример: ампулы из Монцы), то фронтальное изображение Богоматери с Младенцем помещалось в центре, а по сторонам от престола размещались группы волхвов и пастухов. Приход волхвов хронологически произошел несколько позже поклонения пастухов, но в христианском искусстве допускалось совмещение этих событий. Главным для художника всегда было выражение глубинного смысла происходящего, поэтому некоторые формальные детали могли не акцентироваться или даже игнорироваться. В данном варианте иконографии основная тема - Воплощение Божества и поклонение Ему тварного мира в лице мудрых волхвов и простецов-пастухов.

На мозаике арки базилики Санта Мария Маджоре в центре композиции на богато украшенном престоле восседает только Младенец, а Богоматерь, праведный Иосиф, волхвы помещены справа и слева от Него. При изображении волхвов всегда соблюдается определенный историзм: они пришли с Востока, то есть откуда-то из Персии, поэтому одеты необычно для античного мира - в штаны и характерные фригийские шапочки.

В VI веке Богородицу начинают изображать не сидящей около яслей, а возлежащей на ложе. Эта особенность могла возникнуть в результате полемики с монофизитами, которые утверждали, что во Христе только одна природа - Божественная. Церковь, отвергая это еретическое заблуждение, отстаивала догмат о двух природах во Христе: Божественной и человеческой. В иконографической схеме опровержение монофизитства нашло свое иносказательное выражение. Христос рождается плотию совершенно реально, человеческая природа Его реальна, поэтому Богоматерь отдыхает после родов, которые хотя и не нарушили девства, но все же были родами, а не призрачным, ирреальным явлением.

Уже в раннехристианских памятниках появляется изображение «бабы» - одной из повитух, которые пришли к вертепу уже после рождения Христа. В произведениях средневизантийского периода изображаются обе повитухи, омывающие Младенца. Эта несколько «бытовая» сцена - омовение - не описана ни в Евангелии, ни в апокрифах. Ее включение в композицию еще раз подчеркивало подлинность человеческой природы Спасителя и реальность Рождества - после родов любого ребенка нужно омыть.

Первый станковый живописный памятник с изображением Рождества Христова - сцена, написанная на крышке реликвария из капеллы Санкта Санкторум. Стилистические особенности живописи позволяют предположить, что реликварий происходит из восточных провинции империи, из Сирии или Палестины. Художник изобразил вертеп как пещеру, поскольку хорошо представлял, как выглядит в Иудее укрытие для домашнего скота. Западные художники изображали то, что видели в своих землях - навес, крытый соломой или черепицей.

Напротив Богородицы на камне сидит Иосиф Обручник, подпирая склоненную голову рукой, в «позе меланхолии». Он выглядит задумчивым, как бы отстраненным; он созерцает непостижимость тайны Боговоплощения. С другой стороны, эта поза подчеркивает непричастность праведного Иосифа к этому рождению. На некоторых византийских и русских иконах Обручник изображается даже сидящим спиной к пещере. Такое композиционное решение делает невозможным понимание происходящего как своеобразной сентиментальной семейной сцены. Перед нами именно Боговоплощение, рождение плотию Предвечного Бога от Пресвятой Девы и любые детали, ассоциирующиеся с темой семьи, совершенно неуместны. Развившийся в Западной Европе образ «Святое семейство» с его очевидным семейным пафосом для восточно-христианского искусства был неприемлем.

В византийском искусстве небольшая горка с пещерой постепенно превращается в массивную гору, на фоне которой можно поместить все эпизоды: сам вертеп с Богородицей и Младенцем в яслях, над которыми склонились вол и осел, благовестие ангела пастухам, славящих Бога ангелов, поклонение волхвов (или же волхвов, скачущих верхом), омовение Чада повитухами, задумавшегося Иосифа. На некоторых иконах изображаются второстепенные сцены: волхвы перед Иродом, откровение Иосифу, бегство в Египет, избиение младенцев.

Мотив горы является очень удачной композиционной находкой. Изображая горный пейзаж, художник автоматически получает высокий горизонт и, соответственно, много пространства для размещения всех фигур. Остается даже свободное место, заполняемое пасторальными мотивами: играющий на флейте пастушок, стадо у водопоя. Гора позволяет избежать нежелательного для иконы изображения глубины пространства и перспективного построения.

С другой стороны, изображением огромной горы все сцены объединяются в едином пространстве, и даже некотором едином времени. Хронологическая разновременность представленных сюжетов нивелируется. Все происходит как бы в настоящем, сегодня, «здесь и сейчас», как об этом и повествует кондак праздника: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Икона. VII – IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона. VIII – IX в. Византия

Икона. Конец XI – нач.XII в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай

Рембрандт Харменс ван Рейн. Гравюра. 1654 г.

Публикации раздела Музеи

Т ема Рождества Христова в западной религиозной живописи одна из самых популярных. Вот десять шедевров, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

XV век, Эрмитаж

Сцена поклонения трех восточных мудрецов только что родившемуся Младенцу изображена на центральной створке триптиха. На ее заднем плане - «Поклонение пастухов» и «Путешествие волхвов». На левой створке написан эпизод с обрезанием Христа, а на правой - «Избиение младенцев».

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов. XV век, Эрмитаж

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу. 2-я половина XV века, ГМИИ

Псевдо Пьер Франческо Фьорентино. Поклонение Мадонны Младенцу Христу

2-я половина XV века, ГМИИ

Вместе с Богоматерью новорожденному Младенцу поклоняется ребенок постарше - Иоанн Креститель, по западным легендам - его двоюродный брат. За плечом Иоанна можно разглядеть топор лесоруба, воткнутый в пень, - напоминание, что этому святому отрубят голову.

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу

около 1480 года, Эрмитаж

Один из первых итальянских художников, который использовал пейзаж, созвучный настроению персонажей. Мадонна и слетевшие с небес ангелы поклоняются Младенцу на лужайке, усыпанной цветами, которая окружена оградой и символизирует рай - ведь у райского сада обязательно есть забор!

Филиппино Липпи. Поклонение Младенцу Христу. Около 1480 года, Эрмитаж

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество (Святая ночь). Около 1520 года, ГМИИ

Ян Йост Калькар (последователь). Рождество» (Святая ночь)

около 1520 года, ГМИИ)

События на картине происходят глубокой ночью. Теплый свет, озаряющий Мадонну и ангелов, идет не от какого-нибудь искусственного источника тепла, а от самого тела Младенца. Ангелы слева вверху поют, держа в руках лист с нотами.

Питер Брейгель Младший. «Поклонение волхвов»

2-я половина XVI века, Эрмитаж

Копия картины великого Питера Брейгеля Старшего, тщательно выполненная его сыном. Евангельскую сцену в левом нижнем углу можно найти с трудом. Полотно в основном посвящено зимней повседневности Голландии - например, на льду изображена прорубь для воды, откуда горожане черпают воду.

Питер Брейгель Младший. Поклонение волхвов. 2-я половина XVI века, Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство. 1645, Эрмитаж

Рембрандт ван Рейн. Святое семейство

1645, Эрмитаж

Мария с ребенком и мужем уже дома, в Назарете. Это ясно из того, что на заднем плане в тени написан плотник святой Иосиф - он стоит у своего верстака, строгая ярмо. Один из ангелов, спускающихся с небес, - в позе Распятия, чтобы напомнить зрителю, чем закончится эта семейная идиллия.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов

1570-е годы, Эрмитаж

Итальянский художник использует новозаветный сюжет, чтобы изобразить пышность и роскошь: дорогие ткани, перья, драпировки, античная архитектура. Рядом с коровой и ослом - истинными хозяевами яслей, где родился Иисус, написаны верблюды, на которых приехали волхвы. Морды не похожи на настоящие: автор писал не с натуры.

Паоло Веронезе. Поклонение волхвов. 1570-е годы, Эрмитаж

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу. 2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Матиас Стомер. Поклонение Младенцу

2-я четверть XVII века, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Если художник хотел изобразить роскошь и богатство - он выбирал сюжет Поклонения волхвов-царей, если же ему нравились жанровые сценки, крестьянский реализм и контрастные эффекты света и тени - он писал эпизод Поклонения пастухов. В руках у персонажей картины - мощные пастушьи посохи.

Рутилио Манетти. Поклонение волхвов

начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

В Библии не написано, сколько всего волхвов прибыло в Вифлеем, чтобы поклониться Младенцу Христу. Поэтому армянская и сирийская церковь, например, считают, что их было 12. А в католицизме их традиционно трое. Они олицетворяют три стадии человеческого возраста, поэтому на картинах обычно - старик, зрелый мужчина и юноша.

Рутилио Манетти «Поклонение волхвов» (начало 1620-х годов, Екатеринбургский музей изобразительных искусств)

Бартоломе Эстебан Мурильо «Поклонение пастухов» (1646-1650 годы, Эрмитаж)

Бартоломе Эстебан Мурильо. Поклонение пастухов

1646–1650 годы, Эрмитаж

Одна из легенд гласит, что пастухи, которым ангел возвестил о рождении Мессии, охраняли не обычное стадо, а животных, которые предназначались для жертв в Иерусалимском храме. По богословским толкованиям, эти простые люди символизируют будущих духовных пастырей и являются первыми евангелистами.

Рождество Христово на Руси - великий праздник, по значимости своей уступающей только Светлой Пасхе. В вечер накануне Рождества - Сочельник - принято воздерживаться от приема пищи: "До первой звезды нельзя". По традиции, в этот день с появлением на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую, у верующих завершается четырехнедельный пост. Затем, ближе к полуночи православные идут в храм, чтобы там встретить Рождество.

Праздник Рождества Христова испокон веков был источником вдохновения для русских художников, поэтов и писателей.

Рождество стояло у окна и рисовало на стёклах морозные цветы, ждало, когда в доме вымоют полы, расстелют половики, затеплят лампады перед иконами и впустят Его... - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"

По душе ходило весёлым ветром самое прекрасное и душистое на свете слово - "Рождество". Оно пахло вьюгой и колючими хвойными лапками. - Василий Акимович Никифоров-Волгин "Серебряная метель"






Рождественский романс
Твой Новый год по темно-синей
Волне средь моря городского
Плывет в тоске необъяснимой,
Как будто жизнь начнется снова,
Как будто будет свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
- Иосиф Александрович Бродский (1961)



Какое блаженство, что блещут снега,
Что холод окреп, а с утра моросило,
Что дико и нежно сверкает фольга
На каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
Восходят над скукою прочих имуществ,
Томительность предновогодних недель
терпеть и сносить - что за дивная участь...
- Белла Ахмадулина , декабрь 1974




Рождество

Мой календарь полу-опалый
пунцовой цифрою зацвел;
на стекла пальмы и опалы
мороз колдующий навел.
Перистым вылился узором,
лучистой выгнулся дугой,
и мандаринами и бором
в гостиной пахнет голубой.
- Владимир Набоков , 23 сентября 1921, Берлин




Cергей Васильевич Досекин - Подготовка к Рождеству, 1896 г.


Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый -
Младенца Дева родила.

И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.

Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.
- Александр Блок (1902)


Где ночь бросает якоря
В глухих созвездьях Зодиака,
Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.
Для вас потомства нет - увы,
Бесполая владеет вами злоба,
Бездетными сойдёте вы
В свои повапленные гробы.
И на пороге тишины,
Среди беспамятства природы,
Не вам, не вам обречены,
А звёздам вечные народы.
- Осип Мандельштам (1920)


В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.
- Хомяков Алексей Степанович (1804-1860)


Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог


В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев - бродячих музыкантов. Талант - это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант - это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, - это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры


Христославы. (Дети старой деревни).
Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958). 1935. Холст, масло. 63x83 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина


Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Русская живопись


Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Рождество Христово в искусстве

Едва ли еще можно представить себе событие, которое могло бы служить более богатым источником для художественного вдохновения, чем событие Рождества Христова, осуществление тайны воплощения Бесконечного Бога, с сопровождавшими его чудесными обстоятельствами. С самых древних времен и до наших дней оно пробуждает в простых людях самые светлые, самые добрые чувства, а в людях искусства - потребность творить, созидать, распространяя во времени и пространстве радость от пришествия в наш мир Господа Иисуса Христа.

Ни одно из видов искусства - изобразительное и неизобразительное, статическое и динамическое -не обошло вниманием этот поистине переломный момент в истории человечества. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые творения мировой культуры, прославляющие Рождество Христово.

Живопись

Пожалуй, нигде тема Рождества Христова не дала таких богатых плодов, как в живописи. Со времен первых христиан и наскальной живописи катакомб до полотен модернистов художники находят в Рождестве неиссякаемый источник вдохновения.

В ряду памятников христианской древности, открытых в римских катакомбах, обращает на себя особенное внимание фреска на одной из внутренних стен квадратного аркосолия в так называемой катакомбе Прискиллы. Фреска эта (произведение конца I столетия) есть древнейшая христианская икона свидетельствующая о том, как первые христиане старались наглядно выразить величайшую, основную истину христианства - истину Боговоплощения.

Здесь Богоматерь изображена в виде молодой женщины с классически-правильными чертами лица и с кротким, несколько задумчивым взглядом. На голове Ее - покрывало, одежда - обычная римская короткорукавная туника, сверх которой наброшен паллиум. Она сидя в спокойной позе, с материнскою нежностью и осторожностью приподнимает с своих колен и подносит к груди неодетого Младенца, лицо Которого обращено назад, к зрителю. Немного в стороне видна еще фигура человека в одежде древнего философа; человек этот в левой руке держит, по-видимому, свиток, правою - указывает на звезду над Богоматерью и Младенцем.

Более поздние, средневековые художники мало привносили разнообразия в изображение Рождества. Главными чувствами, которые они стремились передать, были ликование и радость. В их картинах мы всегда встречаем ликующую Богоматерь, сидящую у спеленатого и лежащего в яслях Богомладенца, серьезного, погрузившегося в размышление праведного Иосифа, пастухов с выражением удивленного благоговения на лице и наверху - ангелов, воспевающих свой торжественный гимн: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в чело-вецех благоволение».

Художественная обработка сказания о Рождестве Христовом в этом тоне продолжалась почти без всяких изменения до XIV века. Наибольший интерес среди полотен этого времени представляют картина Орканьи, являющая собой воспроизведение евангельской истории для тех, кто не умел читать, и картина Джотто, у которого появляются признаки натурализма, т. е. стремление внести в эту историю черты чисто человеческих условий жизни.

Наиболее замечательный ряд художественных произведений на тему Рождества начинается картиной Пьеро делла Франческа - представителя Раннего Возрождения. Картина этого автора, находящаяся в настоящее время в Британской национальной галерее, исполнена оригинальности и очарования. На подушке среди цветов лежит новорожденный Христос. У Его ног, молитвенно преклонив качена, стоит в божественной простоте Пресвятая Богородица. Позади нее на седле сидит праведный Иосиф, а за ним стоят пастухи, из которых один указывает на небо.


Эпоха Возрождения дала миру множество прекрасных полотен, посвященных Рождеству. Среди них - «Поклонение волхвов» Ленардо да Винчи; картины Сандро Боттичелли, флорентийского художника и глубоко религиозного христианина, работавшего во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана; «Рождество Христово» Лоренцо ди Креди, на картине которого все погружено в светлое и спокойное безмолвие; «Рождество Христово» Тинторетто, живописца венецианской школы, позднего Ренессанса; работы художника немецкой школы Альбрехта Дюрера и многих других.

Если европейская художественная традиция дала миру свои шедевры на Рождественскую тему в основном в эпоху Возрождения, то русская живопись активно черпала вдохновение из этого источника в XIX веке. Среди наиболее известных художников, освещавших эту тему в своем творчестве, можно назвать Александра Иванова, автора всемирно известного полотна «Явление Христа народу», Илью Репина («Рождество Христово», 1890), Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, работы Григория Гагарина, и многих других.

Вообще, сложно назвать хотя бы одного художника, кто так или иначе не касался бы темы Рождества в своем творчестве. Различные по степени духовного содержания и глубине проникновения в высший, сакральный смысл Рождества Христова, эти полотна продолжают оставаться шедеврами мировой культуры.

Музыка

Говоря о музыкальном воплощении рождественской темы, мы должны в первую очередь вспомнить о целом направлении, которое создало музыкальное искусство в этой области, - рождественской оратории.

Оратория - жанр внелитургической духовной музыки, сложившийся в Риме эпохи Контрреформации к середине XVII века. Первыми классическими образцами этого жанра считаются сочинения Джакомо Кариссими. С середины XVII столетия, когда коммерческий оперный театр стал основной формой культурного досуга, оратории исполнялись преимущественно в Великий пост. Оперные театры по всей Европе в этот период закрывались, и любителям оперного искусства не оставалось ничего иного, как наслаждаться (и поучаться) ораториями, которые в XVII -1-й половине XVIII века часто именовали «духовными операми». В то время сюжет Рождества Христова встречается в ораториях не редко, но и не чаще ряда других. Одним из первых к нему обращается Марк Антуан Шарпантье, француз, ученик Дж. Кариссими.

Строгого канона в ораториях нет, скорее, в XVII-XVIII веках существовали более или менее устойчивые национальные и конфессиональные традиции произведений ораториального жанра. Так, у католиков оратории писались на либретто и исполнялись вне службы.

В лютеранской же традиции сочинения ораториального характера звучали во время Богослужения и либо полностью были написаны на библейский текст -как в «Истории Рождества Христова» Генриха Шютца, созданной в середине XVII века (1664), либо на нем основывались - как в знаменитой «Рождественской оратории» Иоганна Себастьяна Баха, представляющей собой, по сути, цикл церковных кантат, которые исполнялись в течение всех святок (1734).

И в количественном, и в духовном, художественном отношениях расцвет ораториального жанра приходится на XVII-XVIII столетия. В это же время появляются замечательные рождественские сочинения и в других жанрах: инструментальные концерты (самый знаменитый из них - пера Арканджело Корелли), обработки для инструментов французских традиционных рождественских песенок - ноэлей.

Последующие века значительно уступают образцам предшествующих веков. Такие авторы, как Шютц, Бах, Гендель привнесли в свои духовные сочинения богословски выверенную и человечески пережитую мысль, во всех своих тончайших нюансах запечатленную средствами музыкального языка их времени. Композиторам последующих эпох сделать нечто сопоставимое, пожалуй, не удалось.

Среди произведений композиторов XX века можно отметить органный цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне» (1935), включающий 9 пьес («медитаций*-), в основном на традиционные рождественские сюжеты («Богоматерь и Дитя», «Пастухи», «Ангелы», «Волхвы»). В числе отечественных композиторов необходимо упомянуть Николая Андреевича Римского-Корсакова, одним из первых претворившего русский рождественский фольклор в классическое музыкальное произведение, и его оперу «Ночь перед Рождеством» (1895). Среди наших современников наиболее известным продолжателем традиции рождественской оратории является Митрополит Иларион (Алфеев).

Литература

Важное место занимает рождественская тема в русской и зарубежной литературе. Существует даже особый жанр святочного, или рождественского, рассказа. Его традиция берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была строго обусловлена сферой их бытования - карнавальным религиозным представлением. Из мистерии в рождественский рассказ перешло трехуровневое построение пространства (ад - земля - рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего по ходу рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.

Основоположником этого жанра литературы по праву считают Чарльза Диккенса. Своего рода гимн Рождеству представляют собой его «Рождественские повести» - в 1843 году вышла «Рождественская песнь», за которой последовали «Колокола», «Сверчок на печи», «Битва жизни», «Одержимый». В этих произведениях основными яатя-ются темы детства и памяти, автор говорит о любви к человеку и о ценности человеческой души.

Традиция Чарльза Диккенса была воспринята как европейской, так и русской литературой и получила дальнейшее развитие. Ярким образцом жанра в европейской литературе принято считать «Девочку со спичками» Г.-Х. Андерсена, а также его сказки «Ель», «Рождественский фонарь», «Снежная королева».

Одним из наиболее известных и популярных зарубежных произведений о Рождестве также является сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Менее известное у нас, но не менее интересное произведение на рождественскую теш -сказка братьев Гримм «Дитя Марии». В этой сказке повествуется о девочке, которую бедный отец отдал Деве Марии. Как это часто бывает в сказках, ключи ей Дева Мария дала от 13 дверей, а открывать можно было только 12. Девочка открыла 13, однако все кончилось как нельзя лучше благодаря покаянию героини.

В русской литературной традиции рождественский рассказ был быстро воспринят и частично переосмыслен, благо почва уже была подготовлена таким гоголевским произведением, как «Ночь перед Рождеством». В России, в отличие от диккеновской традиции, создавались более реалистичные произведения, сочетавшие мотивы Евангелия с усиленной социальной составляющей. В святочном рассказе русской литературы нередки трагические и вместе с тем глубоко христианские финалы. Среди наиболее значительных произведений русских писателей, написанных в жанре рождественского рассказа, - «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, цикл святочных рассказов Н.С. Лескова, рождественские рассказы А.П. Чехова (например, «Мальчики», «Ванька»), рассказы А.И. Куприна («Чудесный доктор», «Тапер», «Бедный принц»). Своего рода онтологию русских праздников, в числе которых и Рождество, можно найти в повести Ивана Шмелева «Лето Господне» в двух его главах -«Рождество» и «Святки». В советский период традиция святочного рассказа, была утрачена, а его место заняли новогодние истории (А. Гайдар «Чук и Гек», М. Зощенко «Елка» и др.).

Кинематография и мультипликация

С изобретением в конце XIX века кинематографа большую популярность приобрело киноискусство. Несмотря на свой достаточно молодой возраст, этот вид искусства также подарил миру рождественские шедевры. Среди классиков рождественского кино нужно в первую очередь назвать Фрэнка Капру с его картиной «Эта замечательная жизнь» (1946). Главный герой фильма - Джордж Бэйли, владелец небольшого банка, всю свою жизнь посвятил людям - жителям родного городка, семье. Ему противостоит корыстный и жестокий банкир, стремящийся подчинить себе весь город. Когда он почти доводит Джорджа до самоубийства, тому на помощь приходит ангел, показывающий, что стало бы с городом и его жителями, если бы в нем не было Джорджа Бэйли. В итоге главный герой возвращается к своей семье, а от банкротства его спасают многочисленные жители, которым он в свое время оказывал помощь.

Еще один замечательный рождественский фильм «Чудо на 34-й улице» («Чудеса на Рождество») (1947) Леса Мэй фи л да. Прохожий старик, которого совершенно случайно приглашают заменить Сайта-Клауса в одном из крупных магазинов, удачно справляется со своей ролью. Однако вскоре у него возникает конфликт с владельцем магазина: старик не хочет продавать детям залежавшиеся игрушки. В ходе всех перипетий оказывается, что старик действительно может творить чудеса, и это помогает Сьюзан, его весьма скептически настроенной юной знакомой, вновь поверить в чудо.

В последние годы на экраны выходит большое количество отечественных кинолент, приуроченных к Рождеству. Самые трогательные из них повествуют о несчастных одиноких людях, с которыми в канун Рождества или Нового года случается чудо: к ним наконец-то приходит любовь. Таков сюжет фильма «Приходи на меня посмотреть» (2000) Олега Янковского и Михаила Аграновича. Еще один вариант новогодне-рождественского сюжета - превращение бандита в хорошего человека. За превращением незадачливого взломщика Березкина в спасителя мы можем наблюдать в фильме Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша».

Среди наиболее замечательных мультипликационных рождественских произведение нужно отметить мультфильм 2009 года «Рождественская история», снятый по произведению Ч. Диккенса «Рождественская песнь». Это поучительная история о старом и ожесточившемся скупердяе Скрудже, который презирает все, кроме денег, включая дружбу, любовь и рождественские праздники. В течение одной рождественской ночи он подвергается различным испытаниям, в результате чего духовно и нравственно перерождается.

Подводя итог обзору наиболее значительных явлений в области различных искусств, можно с сожалением отметить, что глубинный смысл праздника Рождества Христова с течением веков постепенно уходил, подменяясь сначала нравственным чудом преображения человека, а затем просто чудом - осуществлением заветной мечты или неожиданной помощи в трудной ситуации. Однако даже эти весьма далекие от истинного христианства плоды искусства способны пробудить в современном закостенелом человеческом сердце добрые и светлые чувства.

С Рождеством Христовым!

При подготовке статьи использованы материалы
книги А. Митякина,
интервью Р. Насонова
и другие интернет-источники.
Автор - М. Сафьянова