Когда появился балет? Что такое балет? Классика и современность Где зародился балет.

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Об истории и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».


Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского . Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица », «Весна священная», «Петрушка »), а также работа балетмейстеров М. Петипа , Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.



Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты

Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.

Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский танец» из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.


Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.


Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Инструкция

Балет появился сначала в Италии, затем во Франции. Любопытно, что знает даже дату первой французской балетной постановки. 15 октября 1581 года королевское и придворные увидели постановку «Цирцея, или Комедийный балет королевы». Задумка представления принадлежит одному из придворных скрипачей - итальянцу Бальтазарини де Бельджозо.

На заре балета в его основе лежали танцы, принятые при королевском дворе. Примерно через сто лет зарождаются новые жанры: балет- , балет-опера и другие. Музыку для таких спектаклей начинают выделять в особый жанр, а постановку стремятся максимально драматизировать. Спустя еще век балет становится самостоятельным видом искусства. Немалую роль в этом сыграл французский балетмейстер Жан Жорж Новерр, который провел ряд реформ и сделал ставку на раскрытие постановки через выразительные образы.

В особую категорию всегда выделяли балет. Первый в России спектакль был поставлен 8 февраля 1673 года. В тот день царь Алексей Михайлович находился в подмосковном селе Преображенское и желал развлекаться. По преданию, балет ему настолько понравился, что он повелел развивать это направление искусства.

Русский балет как особая часть общего балетного искусства стал формироваться в начале XIX века. Французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло сделал более тесной связь танцевальных па и пантомимы, увеличил значение кордебалета. Именно он делал центром постановки женский танец. Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И. Чайковский. Именно ему принадлежит музыка, ставшая основой классических балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное содержание, выразить драматическими средствами чувства и переживания героев. На сцене персонажи росли, развивались, боролись друг с другом и самими собой, влюблялись, убивали. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.

Академический балет XIX века был закован в рамки правил, стереотипов и условностей. В начале XX века не только в России, но и других странах мира начались усиленные поиски новых форм. Появился модерн – альтернатива строгим балетным формам, а затем и свободный танец. Считается, что свободный танец придумала Айседора Дункан. Она была убеждена, что танец естественен, является частью каждого человека и отражает язык души. Именно Дункан первая спустилась с балетных пуант, отказалась от неудобных пачек в пользу легких и летящих одеяний. Свободный танец стал мировым движением, которое послужило толчком к очередному эволюционному витку балета.

Видео по теме

Связанная статья

Совет 2: Новые тенденции: балет в современной интерпретации

Мода, как известно, не существует сама по себе. Она сосуществует в тесном родстве с живописью, музыкой, театром, танцами и архитектурой. Сочетает в себе все виды искусства, взаимопроникая друг в друга, они создают что-то новое, необычное. Потом это новое доходит до масс, и те, даже не подозревая, какая работа стояла за выделением того или иного цвета, фасона, просто выбирают то, что нравится, или же то, что диктует им модные правила.

Одна из актуальных тенденций сегодня – вещи, напоминающие пачки, пуанты и другие атрибуты балерин. Они как будто созданы специально для жаркого лета, и в то же время совершенно очевидно, что такая одежда создана для исключительных случаев. Воздушные платья просто слишком хороши для обыденных моментов, слишком возвышены для того, чтобы быть во власти повседневности. Да и вечерний образ, состоящий из воздушных юбок, смотрится настолько восхитительно, что совершенно очевидно: без вещей балетной тематики сегодня не обойтись.


Притом нельзя остановиться всего на одном предмете гардероба, да и стоит ли, когда вокруг платья-комбинации с рюшами, многообразие балеток, летящих блузок, украшенных жабо? Легкая текстура тканей придает вещам истинное очарование. Балетная тема принесла с собой обилие органзы, перьев и немного блеска, совсем не вычурного.



Сочетать все это рекомендовано с чем-то сдержанным, классическим, контрастным по фактуре. К примеру, в пару к платью с пышной асимметричной юбкой можно надеть пиджак мужского кроя из плотной ткани, и стать настоящей королевой вечера. Ну а комплект из косухи и комбинации – это уже классика. Вобщем, не стоит бояться экспериментировать. Мода – это по большей части игра, в ней нет, и не может быть четких правил.


На самом деле этот тренд определенно того стоит. Он отлично подчеркивает всю хрупкость женской красоты, а, кроме того, ему пророчат переход в следующий сезон. Так что любое вложение в вещи балетной тематики окупится, если не этим летом, то однозначно осенью. Хотя в летнюю пору юбки в стиле Кэрри Брэдшоу просто не могут пролежать без дела. Балет – это не просто танец, в новом сезоне это наше все. Легкие платья не прихотливы в сочетаниях, а, значит, не стоит бояться ошибку.

Балет – это жанр инструментально-театральной музыки. В переводе с итальянского языка слово «Балет» означает «танец». В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет (кордебалет – это группа танцоров. его можно сравнить с хором в опере) и оркестр. Как танец связан с театром? Все очень просто. В основе любого балета лежит какое-либо литературное произведение.

Как и в театральном представлении, в балете есть свой сценарий, только называется он «либретто». Либретто пишется только для балета и оперы. Автор перерабатывает литературное произведение, вносит некоторые изменения в него, но не нарушая хода событий и сохраняя всех героев. Когда либретто готово, композитор пишет музыку, таким образом, получается балет. Затем профессиональные постановщики ставят танцы. Остается только танцорам выучить свои партии.

В балете, как и в театре, есть костюмы и декорации сцены. Все это предназначено для того, чтобы зрителю было легче различать и узнавать в актерах героев.

В балете есть такие же актеры, как и в театральном представлении, и в опере, только в опере герои поют свои монологи и диалоги, а в балете все передается с помощью движения, танца. Герои общаются с помощью танца, рассказывают зрителю о своих переживаниях, делятся мыслями…
Страница: 1 из 2 -

Самое прекрасное из всех искусств.

Самое прекрасное из всех искусств, балет, рассказывает об историях любви и смерти языком понятным всем людям на Земле. Непреходящие ценности, повторяющиеся преступления и чудеса веры, клятвы и долга находят свое выражение в танцах. «Сначала было Слово», - говорит Библия, но Майя Плисецкая возражает: «Сначала был жест!». Искусство безмолвного движения не требует человеческого языка и перевода. Красота тела в движении, тело как инструмент создания искусства, теперь сами по себе служат «сюжетами» для бессюжетных танцев. Балет невозможен без техники классического танца, без природы тела, без жертвы и безусловной любви, без пота и крови. И всё же балет - это совершенное движение, которое заставляет забыть обо всём мелочном и земном.

Краткая история русского балета.

Первое балетное представление в России состоялось на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать. При Петре I в России появляются танцы в современном значении этого слова: были введены менуэты, контрдансы и т. п. Им был издан указ, согласно которому танцы стали основной частью придворного этикета, а дворянская молодёжь была обязана обучаться танцам. В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. 4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России школу балетного танца — «Танцо́вальная Ея Императорского Величества школу» (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).

В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах преуспели Никита Бекетов. Причём Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы, пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. 1 августа 1759 года в день тезоименитства императрицы и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте был торжественно поставлен балет-драма «Прибежище добродетели», имевший огромный успех.

В правление Екатерины II балет в России приобрел ещё большую популярность и получил дальнейшее развитие. По случаю её коронации в московском дворце был дан роскошный балет «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны», в котором участвовали знатнейшие вельможи. Известно, что в придворном театре в балетных постановках нередко танцевал наследник престола Павел Петрович. С эпохи Екатерины II в России появилась традиция крепостных балетов, когда помещики заводили у себя труппы, составленные из крепостных крестьян. Из таких балетов наибольшей славой пользовался балет помещика Нащокина.

В 1766 году выписанный из Вены балетмейстер и композитор Гаспаро Анджолини добавляет к балетным постановкам русский колорит — вводит в музыкальное сопровождение балетных постановок русские мелодии, чем удивил всех и приобрел всеобщую себе похвалу. В начале царствования Павла I балет ещё в моде. Интересно, что при Павле I были изданы особые правила для балета — было приказано, чтобы на сцене во время представления не было ни одного мужчины, роли мужчин танцевали Евгения Колосова и Настасья Берилова.

Так продолжалось до приезда в Санкт-Петербург Огюста Пуаро. В царствование Александра I русский балет продолжил своё развитие, достигнув новых высот. Своим успехам в это время русский балет, прежде всего, обязан приглашенному французскому балетмейстеру Карлу Дидло, прибывшему в Россию в 1801 году. Под его руководством в русском балете начали блистать такие танцовщики и танцовщицы как Мария Данилова, Евдокия Истомина. В это время балет в России достиг небывалой популярности. Державин, Пушкин и Грибоедов воспевали балеты Дидло и его учениц — Истомину и Телешову. Император любил балетные преставления и почти не пропускал ни одного. В 1831 году Дидло из-за конфликта с директором театров князем Гагариным оставил петербургскую сцену. Вскоре на петербургской сцене начала блистать звезда европейского балета Мария Тальони.

Она дебютировала 6 сентября 1837 года в балете «Сильфида» и вызвала восторг публики. Такой лёгкости, такой целомудренной грации, такой необыкновенной техники и мимики ещё не показывала не одна из танцовщиц. В 1841 году она распростилась с Петербургом, протанцевав за это время более 200 раз.

В 1848 году в Петербург приехала соперница Тальони — Фанни Эльслер, знаменитая своей грацией и мимикой. Вслед за ней Петербург посетила Карлотта Гризи, которая дебютировала в 1851 году в «Жизели» и имела большой успех, показав себя первоклассной танцовщицей и прекрасной мимической актрисой. В это время балетмейстеры Мариус Петипа, Жозеф Мазилье и др. последовательно ставили роскошные балеты и привлечением талантливых артистов старались выдвинуть балетные представления, к которым начинали охладевать благодаря итальянской опере. Среди балетных критиков того времени был и Виссарион Белинский, отметившийся статьями о Тальони, Герино и Санковской. В царствование Александра II в русском балете начинается выдвижение отечественных талантов. Целый ряд талантливых русских танцовщиков и танцовщиц украшали балетную сцену. Хотя в балетных постановках соблюдалась большая экономия, опытность Мариyca Петипа давала возможность и при небольших финансовых затратах ставить изящные балетные спектакли, успеху которых немало способствовали превосходные декорации художников. В этот период развития русского балета танцы берут верх над пластикой и мимикой.

В царствование Александра III балеты давались в Мариинском театре два раза в неделю — по средам и воскресеньям. Балетмейстером по-прежнему был Мариус Петипа. В это время в Петербурге гастролировали иностранные балерины, из них Карлотта Брианца, которая первой исполнила партию Авроры в балете «Спящая красавица» Петра Чайковского. Ведущими танцовщиками были Василий Гельцер и Николай Домашев. В XX веке - А. В. Ширяев, 1904 А. А. Горский, 1906 Михаил Фокин, 1909. В начале XX века хранителями академических традиций были артисты: Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Вера Трефилова, Ю. Н. Седова, Агриппина Ваганова, Ольга Спесивцева. В поисках новых форм Михаил Фокин опирался на современное изобразительное искусство.

Анна Павлова. Invitation to the Dance aka Invitation to the valse.



Излюбленной сценической формой балетмейстера стал одноактный балет с лаконичным непрерывным действием, с чётко выраженной стилистической окраской. Михаилу Фокину принадлежат балеты: «Павильон Армиды», «Шопениана», «Египетские ночи», « Карнавал», 1910; « Петрушка», «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь». В балетах Фокина прославились Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский и Анна Павлова. Первый акт балета «Дон Кихот», на музыку Людвига Минкуса дошёл до современников в редакции Александра Горского.

Русский балет ХХ века.

Галина Уланова в балете "Жизель."


Па де де из балета "Лебединое озеро" Чайковского.



Русский балет ХХI века.

Па де де из балета "Корсар"Адана.



Па де де из балета "Дон Кихот" Минкуса.



Па де де из балета "Баядерка"Минкуса.



Адажио и па де де из балета "Жизель" Адана.



лат. ballо – танцую) – вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Соединяет в себе музыку, хореографию, литературную основу, изобразительное искусство (декорации, костюмы, освещение). Возник в Италии в конце XV в., но как самостоятельный жанр сформировался к 70-м гг. XVIII в.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БАЛЕТ

франц. ballet, от итал. balletto), вид сценического искусства: музыкально-хореографическое театральное представление, в котором все события, характеры и чувства персонажей передаются с помощью танца. Балетный спектакль создается совместными усилиями композитора и балетмейстера, разрабатывающего хореографию и продумывающего движения каждого актера. Балет начал формироваться в Европе в 16 в. Его предшественниками были театрализованные праздничные шествия и танцы на придворных балах и рыцарских турнирах. В эпоху Возрождения были популярны музыкальные спектакли, куда включались пантомимы, вокальные и танцевальные номера. Балетные номера вставляли в первые оперные спектакли. Как самостоятельный вид сценического искусства сложился во второй пол. 18 в.; пережил расцвет в эпоху романтизма («Жизель», 1841, и «Корсар», 1856, А. Адана; «Дон Кихот» Л. Минкуса, 1869; балетмейстеры Ф. Тальони, Ж. Перро и др.).

В 19 в. русский балет выдвинулся на первое место в мире, чему способствовали музыка П. И. Чайковского, высокий уровень преподавания в балетных школах, талант и виртуозное мастерство балетмейстеров (Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа, Л. И. Иванова) и танцовщиц (А. И. Истоминой, Е. И. Андреяновой, Е. А. Санковской, М. Ф. Кшесинской, О. О. Преображенской и др.). Постановки Петипа на музыку Чайковского стали классическими образцами балетных спектаклей для следующих поколений. На рубеже 19–20 вв. важным событием художественной жизни стали дягилевские «Русские сезоны» в Париже. В 20 в. Россия сохранила за собой ведущую роль в области балетного искусства (балеты «Ромео и Джульетта», 1936, и «Золушка», 1944, С. С. Прокофьева; «Золотой век» Д. Д. Шостаковича, 1930; «Гаянэ», 1942, и «Спартак», 1954, А. И. Хачатуряна; танцовщики В. В. Васильев, М. Р. Э. Лиепа, Р. Х. Нуреев, М. Н. Барышников; балерины О. В. Лепешинская, Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Т. Семенова, Н. И. Бессмертнова, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова и др.). Выдающимися хореографами 20 в. были французы М. Бежар и Р. Пети, выходцы из России С. Лифарь (во Франции) и Дж. Баланчин (в Америке).