Колесо времени порядок чтения. Миры: Миры

«Колесо Времени» и «Песнь льда и пламени» - сравнение этих циклов так и напрашивается. Оба относятся, пожалуй, к самым монументальным произведениям современного фэнтези. Оба пишутся уже два десятка лет, и в обоих представлены проработанные до мелочей миры, в чьих летописях сплетены истории десятков разных персонажей. Впрочем, не так важно, насколько эти циклы похожи. Нас волнует другой вопрос: кто победит? Слон и кит на этот раз вышли действительно увесистые, а потому схватка им предстоит очень непростая.

Размах

Вращается Колесо Времени, приходят и уходят Эпохи, оставляя в наследство воспоминания, которые становятся легендой. Легенда тускнеет, превращаясь в миф, и даже миф оказывается давно забыт, когда Эпоха, что породила его, приходит вновь.

Роберт Джордан «Око мира»

Он сказал мне, что луна была яйцом, кхалиси, - проговорила лиссенийка. - Некогда на небе было две луны, но одна подошла слишком близко к солнцу и лопнула от жары. Тысяча тысяч драконов вырвались из её недр наружу пить пламя солнца. Вот почему драконы выдыхают пламя. Однажды и вторая луна поцелуется с солнцем; она лопнет, и драконы вернутся.

Джордж Мартин «Игра престолов»

Поскольку оба мира знамениты прежде всего своим размахом, в первую очередь стоит сравнить именно масштаб событий.

В мире Джордана всё подчинено круговороту Колеса Времени, которое сплетает из нитей судеб изысканный узор. Вот уже много тысяч лет дух, которого боязливо называют просто Тёмным, пытается вырваться из заточения, а человеческий герой по прозванию Дракон старается ему в этом помешать. История Ранда ал’Тора, в которого этот герой перевоплотился, занимает всего три года из Третьей эпохи, - однако персонажи древних летописей активно участвуют в событиях. И сам Тёмный со своими приспешниками, и старое воплощение Дракона никак не оставят возрождённого спасителя в покое. Все интриги и войны так или иначе сводятся к попыткам Ранда сплотить человечество перед эпохальной Последней битвой, - а враг, разумеется, пытается ему в этом помешать.

У Мартина всё наоборот. В Вестеросе тоже рассказывают легенду о тысячелетнем противостоянии ледяной и огненной стихий, а олицетворяют их Иной и Азор Ахай. Вот только большинству персонажей нет никакого дела до древних мифов - их куда больше занимает вопрос, кто будет править Семью королевствами. Если Иные всё-таки заявятся из-за Стены, всем это очень сильно смешает карты, поэтому на фанатиков и пророков предпочитают не обращать внимания. Иные, видимо, относятся к этому с пониманием и стараются поменьше попадаться героям на глаза.

Конечно, глобальными событиями фантазия авторов не ограничивается. Если уж мыслить масштабно - то во всём. Взять хоть войну. У Джордана редкая битва обойдётся без сотни тысяч погибших троллоков, а Мартин упоённо описывает армию Безупречных - восемь тысяч боевых евнухов. С его же лёгкой руки взятый с севера реальной Британии Адрианов вал подрос до двухсот метров в высоту и превратился в Стену из чистого льда. Не отстаёт в архитектурных изысках и Джордан: почти до таких же высот возносится Белая башня, в которой размышляют о судьбах мира женщины из магического ордена Айз Седай.

По географии миры на первый взгляд похожи: и там, и там действие охватывает целый континент, а периодически переносится и на соседний материк. Джордан при этом дробит свои Западные земли на страны, описывая самые разные культуры: воинственную империю патриархальных шончан, религиозную Амадицию, племена кочевников, горстку воинов на границе Блайта... У Мартина же государство одно, но в каждом его уголке свои обычаи: Север с его суровым укладом разительно отличается от пустынного Дорна или Железных островов. На втором же континенте и вовсе процветает экзотика - есть там и восточные города рабовладельцев, и кочевники-дотракийцы, и загадочные колдуны из Асшая.

Впрочем, у Джордана существуют, помимо людей, и другие разумные расы - хотя бы троллоки, великаны-огир и народец из мира снов. А вот Мартин может похвастаться лишь теми же Иными да Детьми Леса, которые скорее похожи на другую человеческую культуру, чем на расу. Ну и самое главное: во вселенной Колеса существуют другие миры. Одни только холмы дивного народца представлены сразу в двух вариантах, а ведь есть ещё и подозрительно материальный мир снов...

Наконец, достаточно просто бросить взгляд на книжную полку, и победитель в тяжёлом весе сразу станет очевиден. Начинали оба автора со скромного желания написать трилогию - и затем двадцать лет подряд пытались закончить неожиданно разросшуюся историю. Мартин пока что написал пять книг из семи, ну а Джордан размахнулся на целых тринадцать - и так подробно описал свой замысел в заметках и черновиках, что даже преждевременная смерть автора не помешала довести сюжет до финала.

Общество

Какой-то нищий. - Хозяин гостиницы хмыкнул. - Полусумасшедший, как я слышал. Даже пусть так, он может получить во Дворце Милость Королевы, даже если дела приняли такой оборот. По праздничным дням Королева раздаёт её из собственных рук, и никому никогда не было отказа даже в столь тяжёлые времена, как сейчас.

Роберт Джордан «Око мира»

Он бастард, а бастарды, как всем известно, переменчивы и ненадёжны по натуре, ибо родились от похоти и обмана.

Джордж Мартин «Буря мечей»

Когда речь заходит о таких подробно описанных мирах, сразу хочется спросить, как в них живётся. Очевидно, что и мир Колеса, и Вестерос построены по образу и подобию Средневековья, как того и требуют каноны фэнтези. Однако даже одну эпоху можно описать очень по-разному.

Скажем, у Джордана положение в обществе зависит исключительно от магических способностей и силы характера. О том, что Ранд и большинство его друзей - простолюдины, редко кто вспоминает: главное, что умений у них в достатке. Айз Седай тоже берут на обучение всех подряд. Один только кузнец Перрин долго терзался, что генеральская дочь Фэйли не полюбит его из-за происхождения: своей профессии он стеснялся куда больше, чем повадок оборотня. Впрочем, даже если какие-то предрассудки у Фэйли и были, в конце концов Перрину это ничуть не помешало.

В Вестеросе же даже в благородном роду быть бастардом - это уже клеймо на всю жизнь, как неоднократно убеждался на своём опыте Джон Сноу. Ради того, чтобы породниться со знатным семейством или получить себе титул, многие персонажи готовы на всё. Происхождение гораздо важнее личных особенностей, - даже карлика Тириона с рождения приучали к тому, что он обязан быть достойным представителем рода Ланнистеров. О простолюдинах же и вовсе никто не вспоминает. Среди сильных игроков в престолы разве что евнух Варис да магнат Иллирио Мопатис не могут похвастаться хорошей родословной, но у них хотя бы есть деньги и связи. Для простых же крестьян главное - не попасть лордам под горячую руку, когда те решат сжечь очередную деревню.

А вот положение женщин в обеих сагах оказывается довольно неожиданным. У Джордана вроде бы описан матриархат: в большинстве культур мужчинам не доверяют и считают их не особенно полезной половиной человечества (дело в том, что давным-давно мужскую половину источника магии осквернили, и любой маг обречён рано или поздно сойти с ума). Тем не менее героини из кожи вон лезут, чтобы добиться расположения мужчин, а властных женщин непременно ждут унизительные испытания. Так было с одной из Амерлин (этим титулом называют предводительниц Айз Седай): её отсекли от Источника и отдали в услужение генералу, который заставлял гордую женщину заниматься самой чёрной работой. Фэйли же, попытавшись помыкать Перрином, вскоре попала в плен к айильцам, и кочевники быстро сбили с неё спесь. В спорах о том, считать Джордана феминистом или женоненавистником, уже сломана не одна сотня клавиатур...

Что же до Мартина, то у него, как и в реальном Средневековье, царит жёсткий патриархат. Но даже в таких условиях женские характеры вышли на удивление разнообразными, что для фэнтези весьма редкий случай. За интриганкой Серсеей или примерной матерью Кейтилин следить ничуть не менее интересно, чем за претендентами на королевский престол. Даже дева-рыцарь Бриенна Тарт смотрится правдоподобно: большинство окружающих её презирает, а сама она вечно терзается от того, что не вписывается в социальные рамки.

Вместо сословных противоречий в мире Колеса есть другой повод для конфликтов: отношения между магическими орденами. Одни только Айз Седай делятся на несколько групп - Синие айи, Красные, Бурые... А ведь кроме них есть и независимые организации! Хоть Джордан и пренебрёг классовой борьбой, на хитросплетениях интриг между магами он отыгрывается вовсю.

Наконец, оба автора на редкость внимательно относятся к деталям быта. Даже самые преданные поклонники Джордана нередко сетуют, что описания одежды и еды могут занимать у него по несколько страниц. Не отстаёт и Мартин: пиршества лордов у него нередко описаны так подробно, что в интернете даже появился целый блог, посвящённый кулинарным рецептам из его книг.

Магия

Видишь ли, дитя, чем больше ты стараешься прикоснуться к Истинному Источнику, чем больше стараешься направить Единую Силу, тем легче становится это делать. Да, поначалу ты тянешься к Источнику и гораздо чаще у тебя не выходит - ты будто воздух хватаешь. Или же, на самом деле коснувшись саидар, ты чувствуешь текущую через тебя Единую Силу, но ничего не можешь с нею сделать. Или же что-то делаешь, но вовсе не то, чего хотела. Вот в этом-то и опасность.

Роберт Джордан «Великая охота»

А вы могли бы вернуть назад человека, которому отрубили голову? - спросила она. - Не шесть раз, всего один. Могли бы?

Я не маг, дитя, - у меня есть только молитва.

Джордж Мартин «Буря мечей»

Проработанность магии давно стала едва ли не основной дисциплиной, в которой состязаются авторы фэнтези. Искушённого читателя уже не удивишь фаерболами - потому одни авторы старательно продумывают магическую систему, а другие пытаются изобрести как можно более оригинальные заклинания.

В мире Колеса и с тем, и с другим полный порядок: принципы магии описаны подробнее некуда. Все воздействия на мир так или иначе завязаны на узор Колеса, и способность влиять на него называется плетением. Заклинатель, черпая силы из источника магии, способен вплетать свои нити в ткань мироздания. Эффект может быть самый разный: какое-то плетение высушит одежду, а какое-то полностью уничтожит врага, стерев его даже из истории. При этом практически каждое направление магии имеет свои чётко описанные и вполне логичные ограничения, будь то истощение при исцелении других людей или необходимость чётко представлять пункт назначения при телепортации.

По сравнению с таким изобилием в мире Мартина царит тлен и запустение. Магия в нём, разумеется, есть, но всё волшебное деликатно прячется подальше от глаз простых смертных. Порой случаются чудеса - и встречаются персонажи, которые с определённой вероятностью умеют эти чудеса вызывать. Скажем, большинство героев регулярно видят пророческие сны о прошлом, настоящем и будущем - вот только даже самым искушённым из них трудно бывает отличить послание от обычного ночного кошмара. Например, озёрный мальчик Жойен Рид, которому приснилось наводнение в Винтерфелле, насторожился, но не смог догадаться, что море означало войско пиратов с Железных островов. У Джордана пророчества гораздо очевиднее: когда видящая будущее Мин пришла в Белую башню, ей было достаточно посмотреть на сестёр Айз Седай, чтобы понять, кто из них погибнет при расколе Ордена.

Помимо снов пророческих, в обоих мирах существуют сны волчьи. В мире Колеса есть целая община Волчьих братьев, которые странствуют по миру снов, умеют управлять окрестными стаями волков, а в человеческом обличье обладают звериным чутьём. Перрину, одному из главных героев, повезло на них наткнуться, и к концу цикла он из простого кузнеца превратился не только в генерала, но и в полноценного варга. У Мартина же ещё в начале истории всем детям Старков достался редкий подарок судьбы - щенки лютоволчицы. Вот только управлять волчьими снами научился лишь девятилетний Бран, а его братья и сёстры отнеслись к волчатам как к обычным питомцам. Справедливости ради стоит сказать, что за Стеной умение проникать в сознание зверей весьма распространено - жаль, мастер-классов для заезжих кузнецов Одичалые не проводят.

Боги у Джордана тоже ведут себя несколько очевиднее. Прежде всего, сам узор Колеса выступает в роли кармических весов, регулярно помогая героям выполнить своё предназначение. Ранду судьба помогает союзниками - в городе Бандар Эбан одного его присутствия хватило, чтобы жители самостоятельно принялись очищать местность от скверны. Знаменитая изменчивая удача плутоватого Мэта Коутона не только помогает ему в азартных играх, но и раз за разом позволяет избежать гибели. Что же до Создателя мира - он вполне реален, но мирскими делами не занимается. Поэтому из воплощённых высших сил остаётся только Тёмный, который в каждой книге развивает кипучую деятельность, пытаясь сорвать очередную печать и вырваться наконец из горы, в которую его заточили. Говорят, мятежный дух посягает даже на сам Узор...

У Мартина же ни разу прямо не говорится, кто именно из многочисленных богов реально существует. Основные ставки делают на Старых богов, живущих в деревьях, и огненного Рглора, чьим именем уже не раз успешно проводились зловещие ритуалы. Впрочем, кто бы ни стоял за чудесами, вмешательство в сюжет высших сил не подлежит сомнению - уж больно целенаправленно героев воспитывают и наставляют с помощью видений и предостережений.

Наконец, на потребительском рынке магия Джордана тоже уверенно вырывается вперёд. После того как Ранд очистил мужскую половину Источника, даже мужчины получили возможность стать магами без риска сойти с ума. Женщин же всегда готовы обучить не только Айз Седай, но и другие организации - Родня или морские ведьмы. Наконец, те, кому такого ассортимента мало, могут рискнуть почерпнуть сил у самого Тёмного - или же попросту воспользоваться одним из многочисленных артефактов, которыми торгуют едва ли не на каждом углу. Ну и самый очевидный плюс магов Колеса - живут они по пятьсотшестьсот лет, хотя Айз Седай из-за своего тяжёлого ритуала клятвы редко протягивают дольше трёхсот. Вестерос может на это ответить разве что однимединственным древовидцем, который едва перемахнул за сотню.

Персонажи

Исан, из септа Джарра клана Чарин, погибла сегодня из-за меня. Чуонде, из Станового Хребта, из Миагома, погибла сегодня из-за меня. Агирин, из Дэрайн...

Что ему оставалось? Только опуститься на корточки и слушать, как Ранд одно за другим повторяет имена - все сто пятьдесят одно - голосом, в котором чувствовалась такая боль, что казалось, сердце у него вот-вот разорвётся.

Роберт Джордан «Корона мечей»

Каждую ночь перед сном она бормотала в подушку свою молитву:

Сир Григор, Дансен, Рафф-Красавчик, сир Илин, сир Меррин, королева Серсея. - Имена Фреев с переправы она бы тоже добавила в перечень, если б знала их. Но когда-нибудь она узнает и убьёт их всех.

Джордж Мартин «Пир стервятников»

Ещё одна общая черта обеих саг - подход к повествованию. История поочерёдно рассказывается с точки зрения нескольких персонажей, отчего сюжет превращается в настоящую летопись. Таких героев-рассказчиков у Мартина 31, а у Джордана целых 129. Впрочем, довольно быстро становится ясно, что главных героев на деле всего по три: у Джордана это Ранд, Перрин и Мэт, а у Мартина - Джон Сноу, Дейенерис и Тирион. Оба писателя постепенно воспитывают своих персонажей: тем приходится принимать на себя всё больше ответственности и учиться управлять. Тяжелее всего приходится Ранду. Джордан подробно показывает, что творится в голове у Избранного, которому едва ли не каждую секунду напоминают, что на его плечах держится весь мир. Враги неоднократно пользуются этим и доводят Дракона до полного отчаяния. Мэту и Перрину тоже приходится нелегко - как бы они ни пытались увильнуть от ответственности за своих сторонников, судьба берёт своё. У Мартина же о судьбе задумывается разве что Дейенерис - она старается чутко прислушиваться ко всем пророчествам, чтобы вернуть в Вестерос не только власть Таргариенов, но и магию драконов.

Впрочем, выпадающие на её долю испытания мало связаны с предназначением: куда важнее для неё сперва научиться править. Самым трудным шагом на её пути стала схватка за власть с работорговцами города Миэрина: захватить город оказалось легко, а вот наладить мирную жизнь - невероятно сложно. Подобное испытание выпало и Джону - хотя его решения на посту Лорда-командующего Ночным Дозором привели к гораздо более печальной развязке. Вряд ли после «Танца с драконами» Сноу поступится своими принципами, но учитывать мнение подчинённых наверняка научится.

Впрочем, разделить героев циклов на главных и второстепенных всё равно можно только условно. Хоть и не всем выпадает основная роль в глобальном сюжете, действиям и характерам не ключевых персонажей авторы уделяют ничуть не меньше внимания. Джордан при этом на множестве примеров показывает, как на людей могут повлиять магия и рок, а заодно в очередной раз размышляет над отношениями мужчин и женщин. И отношения эти в мире Колеса складываются отнюдь не гармоничные: какая-то из сторон обязательно будет другую недооценивать, принуждать к чему-то или вообще подвергать открытым издевательствам. Мартина же явно больше интересуют принципы героев и их умение учиться на собственных ошибках. Разброс характеров здесь самый широкий: от твердолобого и патологически справедливого Станниса, для которого кодекс чести заменил моральные ориентиры, до мстительного Теона Грейджоя, которому за предательство отплатили такими пытками, что всю пятую книгу он пытался заново вспомнить своё имя и стать хотя бы рабом, а не вещью. При этом Теона сложно даже назвать отрицательным персонажем: повествование с точки зрения разных героев показывает читателю, что у каждого своя правда. Вспомнить хотя бы Джейме Ланнистера, которого до сих пор презирают за преступление десятилетней давности. В первой книге мы смотрели на него в основном глазами Эддарда Старка - и видели чудовищного негодяя, но когда слово дали самому Цареубийце, он оказался по-своему благородным человеком, измученным чувством вины.

Надо сказать, к описанию отрицательных героев Джордан подходит куда проще. Как правило, Отрёкшиеся грызутся между собой за силу, которая им достанется при освобождении Тёмного. Разумеется, все они при этом плетут интриги в разных странах, каждый в своём стиле: кто-то поднимает восстания рабов, кто-то предпочитает управлять сознанием правителей... Но вот переживания героев в основном сводятся к тому, что жить в атмосфере постоянного недоверия очень сложно.

Разница в подходах к персонажам особенно хорошо видна на примере схожих сюжетных линий. В мире Колеса потомки короля Артура в незапамятные времена уплыли за океан строить там империю Шончан. Примерно через тысячу лет они решили заявить права на Западные земли и высадились на берег с целой армией диковинных боевых зверей - настолько могучих, что Ранду пришлось раздумывать о заключении мира. В Вестеросе же законная наследница Железного трона даже с целым войском и тремя драконами не торопится домой, понимая, что мало завоевать престол - его надо ещё и удержать...

Сюжет

Ох уж эта твоя Игра Домов! - проворчал толстяк. - И все же в этом что-то есть... - Внезапная улыбка осветила его лицо. - Я даже знаю, кто закрутит всё дело, кому обронить нужное словцо. Мне нужно лишь вскользь упомянуть при Гилде, будто я видел нечто во сне, и не пройдёт и трёх дней, как она растрезвонит об этом всем служанкам половины Нового Города как о свершившемся факте.

Роберт Джордан «Возрождённый дракон»

Врагов всегда следует держать в неведении. Если они не до конца понимают, кто вы и чего хотите, они никогда не угадают, что вы сделаете дальше. Порой лучший способ сбить их с толку - это предпринять нечто бесцельное или даже как будто вредное для вас. Вспомните об этом, Санса, когда сами вступите в игру.

Игру? Какую игру?

Единственную, в которую стоит играть, - в игру престолов.

Джордж Мартин «Буря мечей»

Конечно, за персонажами следить интересно, - но по-настоящему оживляет миры последний, самый важный элемент. Речь, разумеется, о сюжете - в данном случае о клубках интриг, из которых сплетается кружево Колеса и летопись Вестероса.

Как правило, сюжеты у Джордана в целом сводятся к очередным козням приспешников Тёмного, с которыми Ранд успешно справляется к концу тома. Впрочем, козни эти столь разнообразны и затрагивают такое количество персонажей, что троица главных героев может в книге даже и не появиться. Заключаются и распадаются союзы, государства воюют и ведут переговоры - с первого взгляда далеко не всегда понятно, кто же из интриганов на этот раз поддался искушению очередного Отрёкшегося.

Однако на поверку интриги оказываются не столь изощрёнными. Как правило, основная задача любого злодея - стать серым кардиналом при марионеточном короле и всеми силами избегать разоблачения. Именно так поступил Отрёкшийся по имени Равин: околдовал королеву Моргейз и стал её доверенным советником. Когда же она догадалась о чарах, то стала всеми силами им сопротивляться. Так же действуют и Чёрные Айи: они вовсю пользуются тем, что, в отличие от большинства Айз Седай, способны открыто лгать. Но стоит пройти слуху, что какая-то заклинательница из Чёрных, ей придётся туго. Куда тоньше манипулировала своим коллегами Эгвейн: когда её избрали марионеточной Амерлин, она заставила других Айз Седай поверить в свою покорность, а сама начала действовать всё более самостоятельно, пока наконец они не оказались в её власти.

У Мартина в интригах разобраться куда сложнее, потому что о них редко известно заранее. Обычно читателям приходится ещё полкниги гадать, кому и зачем был выгоден какой-нибудь распущенный слух или небольшое перемещение войск. Да и сами интриганы действуют гораздо деликатнее, поскольку магией никто из них не наделён. Задачи у них куда приземленнее: заполучить себе побольше влияния. Самыми умелыми игроками обычно предстают люди совсем незаметные - видным политиком старается казаться, пожалуй, только лорд Тайвин, а Варис и Мизинец довольствуются скромными должностями при дворе. Защищает подобных заговорщиков вовсе не анонимность, а умение обзавестись такими связями, чтобы выступать против интриганов было просто невыгодно. Громкие разоблачения ничего не стоят - это нам наглядно показали на примере Неда Старка, который обнародовал сведения о незаконнорождённых детях короля. Неважно, обнаружилась ли истина, - куда важнее, кто и для чьей выгоды её использует.

К своим персонажам Мартин относится не в пример суровее, чем Джордан, - любовь писателя к неожиданным смертям давно стала притчей во языцех. А вот у Джордана главных героев хранит от невзгод не только авторская воля, но и судьба. Троицу главных героев называют Та’верен - важнейшими точками в узоре Колеса, и поэтому сам мир постоянно отводит от них опасность, а порой даже возвращает их из мёртвых.

Впрочем, по чудесным воскрешениям Мартин в последнее время грозится догнать Джордана: видимо, автор понял, что убитыми главными героями читателей уже не удивить, а потому распускает по страницам книг сплетни об очередных «погибших». Контрабандист Давос и Бриенна уже подтвердили, что слухи об их смерти сильно преувеличены, а в шестой книге явно грядёт ещё одно воскрешение очень важного героя - причём на этот раз воскресать он будет в самом прямом смысле.

Конечно, на самом деле писатели вовсе не оглядываются на реакцию поклонников. Оба они продумали сюжеты заранее и весьма подробно - а потому с нескрываемым удовольствием развешивают по стенам множество ружей. У Джордана эти ружья лучше всего видны в главах про Мэта: к середине цикла плут потерял глаз, а впервые нам об этом туманно намекнули ещё в самой первой книге. У Мартина же можно опять вспомнить про многочисленные пророчества - нередко они описывают события и персонажей, которых стоит ожидать лишь несколько несколько томов спустя.

Конечно, для таких тяжеловесов хочется провести не короткий матч, а полноценный чемпионат. Но это соревнование и так уже длится все двадцать лет: обе саги, такие похожие и такие разные, пленили своим многогранным узором множество поклонников. Одним больше по душе история о круговороте времён и о предназначении, другим - о тонкостях истории и превратности судьбы. Поэтому главное - не поставить точку и присудить победу, а сделать схватку такой зрелищной, чтобы любители Джордана заинтересовались «Песней льда и пламени», а поклонники Мартина отправились читать «Колесо Времени». Впрочем, уж вы-то читаете обе саги, правда?

Кратко о статье: Что ждёт нас в Последней Битве эпической саги «Колесо времени»? Статья обозначает основные силы, которые противостоят Возрождённому Дракону и могут пронять участие в этом бою.

По ту сторону Последней битвы

Тёмные силы «Колеса времени»

В эти дни многое исчезает, разрушается, распадается. Старые барьеры слабеют, поддаются, старые стены рушатся. Барьеры между тем, что есть, и тем, что было, между тем, что есть, и тем, что будет. Стены тюрьмы Тёмного. Это может стать концом Эпохи. Прежде чем умрем, мы можем увидеть рождение новой Эпохи. Или, вероятно, конец Эпох, конец самого времени. Конец мира.

Ал’Лан Мандрагоран

Без малого двадцать лет вращается Колесо времени. За это время герои эпического цикла Роберта Джордана успели перебраться из книг на страницы комиксов, экраны мониторов и столы любителей настольных игр, а сам мастер покинул нас после продолжительной болезни. Однако Колесу времени предстоит совершить еще один, последний поворот - нас ожидает заключительная часть цикла, разбитая на три тома, и долгожданная Последняя битва. В её ожидании мы вспомним о тех, с кем придётся сразиться Возрождённому Дракону и его друзьям.

В чём главное достоинство «Колеса времени»? Уж точно не в чрезмерно затянутом сюжете или вяло развивающихся характерах персонажей. Главный козырь Джордана - удивительный мир: демиургом писатель был непревзойдённым. «Постойте, ведь вселенная цикла полна штампов и заимствований!» - может сказать критик, и отчасти окажется прав. Действительно, Джордан не стеснялся использовать в своих книгах типичные для фэнтези клише, что особенно заметно на примере отрицательных персонажей и сил. Но они же наглядно доказывают, что даже самые тривиальные идеи мастер мог интерпретировать совершенно уникальным образом.

Потерянный рай

Некогда мир «Колеса времени» походил на землю обетованную. В Эпоху легенд Единая сила помогла человечеству достигнуть невероятного расцвета: в небеса вздымались шпили величественных замков, семимильными шагами развивались науки и искусства, отступили болезни, и люди почти не знали слов «война» и «преступность». Однако, хотя корысть и была неведома жившим тогда людям, они были одержимы жаждой познания - она-то и стала причиной всех их бед.

Исследователи из числа Айз Седай обнаружили аномалию в Узоре мироздания, которую посчитали новым источником силы и попытались пробиться к нему. Однако забывших об осторожности чародеев ожидал неприятный сюрприз в лице Тёмного, воплощённого хаоса и разрушения, который был заточён за границами мира в момент его творения. Исследователи лишь слегка повредили узилище Шайи’тана, так что тот не смог вырваться, но получил вожделенную возможность влиять на мир смертных и не преминул тут же ею воспользоваться.

Он исподволь вселял в сердца людей незнакомые им прежде чувства - зависть, злобу, алчность. Цивилизация начала постепенно погружаться в пучину хаоса, но то было лишь начало. Стремясь обрести свободу, Тёмный начал открываться людям, и мало кто смог устоять перед его щедрыми посулами.

Вскоре вспыхнула Война Тени - пожалуй, самый кровавый конфликт в истории «Колеса времени», ведь все достижения цивилизации, в том числе и магическое искусство Айз Седай, превратились в оружие. Целью последователей Тёмного было освобождение своего господина, а тот, в свою очередь, стремился преобразовать мир по своему усмотрению.

Льюсу Терину, прозванному Драконом, и его соратникам удалось положить конец Войне Тени, запечатав у горы Шайол Гул отверстие в узилище Тёмного. Однако тот сумел нанести ответный удар, запятнав безумием мужскую половину Единой силы, да и печати, хоть и продержались тысячелетия, оказались лишь временным решением проблемы. К тому моменту как Дракон возродился в Ранде ал’Торе, оставались считанные годы до второй попытки Тёмного обрести свободу.

Как и практически любой фэнтезийный тёмный властелин, Шайи’тан поначалу вызывает стойкие ассоциации с Сауроном, да и «Око мира» производит впечатление откровенного клона «Властелина Колец». И у нас практически нет сомнений в том, что именно владыка Мордора послужил прототипом Тёмного. Однако цели и методы последнего заставляют вспомнить в первую очередь о христианском Дьяволе.

Силы Шайи’тана сопоставимы с могуществом самого Создателя, однако его способность влиять на мир крайне ограничена и потому он вынужден действовать опосредованно, играя на слабостях людей, соблазняя и искушая их. Неудивительно, что и в образе главного героя цикла Ранда ал’Тора, который может стать спасителем мира, хватает библейских аллюзий. Так, согласно пророчествам, Ранду придётся пожертвовать собой в Последней битве, чтобы одолеть силы Тени. Впрочем, смирением и принципом «подставь вторую» щёку в действиях Возрождённого дракона и не пахнет.

Очевидно, победить Тёмного с помощью древних артефактов или отыскать у него ахиллесову пяту вряд ли получится, поэтому на лёгкую и бескровную победу над воплощением зла Ранду сотоварищи рассчитывать не приходится.

Примечательно, что Тёмный собственной персоной до сих пор ни разу не появлялся на страницах романов «Колеса времени». Вероятно, впервые мы увидим его во плоти лишь во время Последней битвы, во время которой он сразится с Возрождённым Драконом.

Чёртова дюжина

Как у любого уважающего себя воплощения зла, у Властелина Хаоса не было недостатка в могущественных последователях, среди которых были и бывшие Айз Седай, соблазнившиеся обещанными Тёмным бессмертием и властью. Среди них выделялись тринадцать - восемь мужчин и пять женщин, ставшие проводниками воли Тёмного в мире. Сами они называли себя Избранными, история запомнит их под иными прозваниями - Отрёкшихся или Повелителей ужаса. Ими родители ещё долго будут пугать непослушных детей.

Местные назгулы? Отбросьте эти ассоциации. Во «Властелине Колец» граница между добром и злом чётко очерчена, по этому же пути идёт и большинство апологетов Толкина. Но только не Джордан. Писатель решил отбросить чёрно-белые клише и не только наделил всех Отрёкшихся индивидуальностью и свободой воли, но и не стал превращать их в абсолютно отрицательных персонажей.

Когда-то все они были выдающимися, если не сказать великими людьми: Ишамаэль слыл мудрым философом, Саммаэль прославился на ниве спорта, Демандред в магическом искусстве и полководческих талантах лишь немногим уступал самому Дракону, а с Семираг никто не мог сравниться в целительстве. Их любили и уважали, а некоторые из будущих Повелителей ужаса числились среди ближайших друзей и соратников самого Дракона. Тем сильнее оказалось их падение.

Все они по тем или иным причинам польстились на посулы Шайи’тана. Кого-то привлекли обещания власти и бессмертия, другие ухватились за возможность отомстить своим врагам или узнать секреты Узора, а кто-то просто уверовал, что мир должен измениться, как того желает Тёмный. Как бы то ни было, все тринадцать Отрёкшихся оказались запечатаны в недрах Шайол Гула вместе со своим повелителем. Но, в отличие от него, они сумели выбраться на свободу своими силами, когда печати стали слабеть и Дракону пришла пора возродиться.

Казалось бы, логично, что именно Отрёкшиеся стали главными противниками Ранда; в какой-то степени так и произошло. Ишамаэль, выдавая себя за самого Тёмного, лез из кожи вон, стремясь прикончить Возрождённого Дракона, пока сам не пал от его руки. Равин тем временем спокойно прибрал к рукам власть в Андоре, Ланфир пыталась соблазнить Ранда и привлечь его на сторону Тени, а Асмодиан попал в руки к Возрождённому Дракону и стал его наставником, пока не погиб от рук неизвестного убийцы.

Каждый из Отрёкшихся действует прежде всего в своих интересах. Они постоянно интригуют друг против друга, стремясь выслужиться перед Шайи’таном. В то же время Повелители ужаса остаются живыми людьми, которых вполне можно убить. И Джордан в своих романах не жалел приспешников Тени: достаточно сказать, что меньше половины из них дожили до финала одиннадцатого романа.

В отличие от своего господина, Отрёкшиеся стали частыми гостями на страницах «Колеса времени». В романах писатель рассказывает о них скупо, зато их биография подробнейшим образом расписана на страницах энциклопедии The World of Robert Jordan"s the Wheel of Time, увидевшей свет в 1997 году, после выхода в свет седьмого романа. Полный путеводитель по миру «Колеса времени», написанный вдовой писателя, должен выйти вскоре после публикации финального романа - в 2011 году.

Слуги Тени

Из людей получаются далеко не идеальные солдаты. К такому выводу пришёл и один из Отрёкшихся по имени Агинор. Бывший учёный начал проводить эксперименты по выведению новой расы безупречных воинов. Он пытался придать человеку разумному черты самых опасных животных - волков, медведей, кабанов, орлов - и в итоге добился успеха. Плодом трудов, жестокости которых позавидовал бы и доктор Моро, стала раса троллоков - гуманоидов с чертами хищников и повадками диких зверей. Всеядные, от рождения наделённые когтями и клыками, троллоки стали костяком армий Тени.

После того как Тёмный со своими ближайшими сторонниками был запечатан, троллокам поневоле пришлось искать собственное место в мире. Они заселили неприветливые северные пустоши, окружающие Шайол Гул, и на протяжении веков вели с переменным успехом войну против королевств, граничащих с Запустеньем.

Если в троллоках без труда угадываются клоны толкиновских орков, то другие детища Агинора (а вернее, Джордана) гораздо более оригинальны. Порой у пары троллоков рождается настоящий выродок, как две капли воды похожий на обыкновенного человека за тем лишь исключением, что это создание не имеет глаз. Безглазые (мурдраалы ) похожи один на другого, как близнецы, и в прямом смысле могут считаться порождениями Тени. Там, где есть тень, мурдраал всегда сумеет скрыться. Она же позволяет им моментально перемещаться на многие километры. Взгляд Безглазого способен парализовать самых отважных людей и даже туповатых троллоков. Благодаря этой способности мурдраалы стали идеальными командирами для отрядов своих звероподобных «родителей».

Опасен безглазый и в одиночку. Этих хитроумных и невероятно живучих созданий легко узнать по худощавому телосложению и чёрным балахонам с капюшонами, скрывающими черты отвратительных лиц. Они предпочитают орудовать клинками Тени, выкованными в кузницах Шайол Гула: достаточно нанести таким мечом одну рану, чтобы жертва начала гнить заживо и вскоре умерла в страшных муках.

Один из безглазых гораздо крупнее прочих мурдраалов и, в отличие от них, обладает пусть и мрачным, но чувством юмора. Айз Седай в его присутствии лишаются возможности касаться Единой силы. Его зовут Шайдар Харан и он ведёт себя с Отрёкшимися, как повелитель. Всё вышеперечисленное позволяет нам подозревать в этом странном безглазом физическое воплощение Тёмного. Не с ним ли предстоит померяться силами Ранду в финальном романе цикла?

Самый изощрённый продукт экспериментов Агинора - голамы , недаром их было создано всего шестеро. У этих созданий нет костей и крови, поэтому они могут по собственному желанию менять форму тела, просачиваясь буквально в любые отверстия. Они абсолютно невосприимчивы к Единой силе и практически неуязвимы для обычного оружия, что превращает их в идеальных убийц Айз Седай.

Ещё одно творение Агинора внешне походит на помесь человека с летучей мышью. По сути дракгары - нечто среднее между сиреной и вампиром. Они обожают подманить человека пением и, неожиданно набросившись на него, высосать душу поцелуем.

Служат Тёмному и те, кто уже лишён души, - серые люди . Они с лёгкостью теряются в любой толпе, на невзрачных обывателей жертва даже не обратит внимание. Пока бездушный не всадит в её тело предательский клинок...

Скажи, кто твой друг?

Тёмный никогда не был так глуп, чтобы полагаться лишь на грубую силу армий и монстров. В качестве соглядатаев ему зачастую служат самые обычные животные, чаще всего - вороны или крысы. Во все времена у Шай’тана было немало последователей и среди простого люда. Приверженцев Отца Лжи принято называть Друзьями Тёмного . Они не владеют магией и подчас не знают, с какого конца браться за меч. Но они могут прожить рядом с вами много лет, не выдавая своей сути, и опасны тем, что в самый неподходящий момент нанесут удар в спину.

Даже среди гордящихся своими знаниями и мудростью Айз Седай затесались последовательницы Шай’тана, образовавшие восьмую тайную Айю. На протяжении многих поколений о предавшихся Тени сёстрах внутри Белой башни ходили лишь неверные слухи. Почти все Айз Седай отвергали подобные разговоры как абсурдную теорию заговора и, естественно, проглядели врага под самым носом. Даже когда отвергнувшие клятвы сёстры начали проявлять себя, многие Айз Седай продолжают отрицать очевидное.

Не стоит думать, будто всё зло в мире «Колеса времени» имеет один источник. Один из самых непримиримых противников Ранда, Падан Фейн когда-то был лишь заурядным Другом Тёмного, которого послали на поиски Возрождённого Дракона. Именно он навёл троллоков на деревню, где, не подозревая о своём великом предназначении, жили Ранд, Перрин и Мэт. Когда попытка убить Возрождённого Дракона провалилась, Падан отправился вслед за друзьями. В руинах заброшенного города Шадар Логота в него вселился древний дух по имени Мордет, который некогда стал причиной крушения города. Две слившиеся воедино злобные души породили новое создание, не менее опасное, чем любой из Отрёкшихся, пусть даже и выглядит Фейн как невзрачный хилый человечек. Однажды он едва не прикончил Возрождённого Дракона и настолько непредсказуем, что даже силы Тени считают его своим врагом и без колебаний убьют при первой возможности.

***

С каждым новым томом Роберт Джордан отходил от канонов классического фэнтези: всё меньшую роль в истории играли бесчисленные орды тёмных сил, всё реже встречались персонажи, которых можно было бы записать в безнадёжные злодеи. История, начинавшаяся как подражание «Властелину Колец», постепенно выросла в эпическую сагу о политике, сложных интригах и людских страстях. И зло, с которым приходится бороться героям «Колеса времени», теперь редко заключается в армиях троллоков. Куда чаще оно скрывается в сердцах людей, что приближает цикл Джордана к популярному в последние годы реалистичному фэнтези.

Брэндон Сандерсон, молодой писатель, которому предстоит завершить «Колесо времени», принадлежит к поколению авторов, которые не боятся ставить перед своими героями вечные вопросы. И потому мы можем надеяться, что, как бы ни завершилась Последняя битва, финал никого не оставит равнодушным.

"Колесо времени" это немаленький (14 книг) цикл героического фэнтези, написанный Робертом Джорданом и законченный (увы, до конца истории автор не дожил) Брендоном Сандерсоном. Под катом собраны мои впечатления от каждого тома, которые писались сразу по прочтении. Спойлеров не очень много, но есть.

1. "Око мира"
Итак, имеется очередной мир псевдо-средневековья с магией, жуткими тварями, зловещими пророчествами и длинной дорогой, расстилающейся перед героями. Вот они и идут навстречу своей судьбе...
Мир с одной стороны выполнен в такой уже несколько старомодной манере - отдельные элементы напоминают ВК. С другой стороны, чувствуется что продуман он хорошо. Очень интересна система магии. В мире "Колеса" есть два источника магической силы, которые могут использоваться, соответственно, мужчинами и женщинами. Нечто типа идеи инь и ян. Однако из-за событий прошлого мужской источник оказывается осквернен. Теперь магией занимаются только женщины - они образуют своеобразный орден, Айз Седай. Причем разные из них занимаются магией разного рода.
Персонажи. Центровых персонажей много даже для эпического фэнтези. И пока они прутся по своим делам одной группой, различать их несколько затруднительно. Потом, постепенно их характеры начинают раскрываться - но все-таки недостаточно для того, чтобы признать героев яркими и интересными. Иногда, чтобы сделать персонажей запоминающимися, авторы делают их немного гротескными, добавляют в их образы огня и страстей, которых все-таки у обычных людей нет. Это не тот случай. И поначалу герои выглядят бледноватыми и скучноватыми. Но в целом, намеки на улучшение есть - автор делает своих персонажей не похожими, снабжает каждого личностью, своими целями. Я надеюсь, что в следующих томах они раскроются более полно.
Сюжет. Ой. Во-первых, автор довольно многословен. Начало так и вообще довольно нудное. Расписывается каждый чих. Во-вторых, многие события кажутся едва ли не передранными из ВК. На переправе через реку я уже начала нервно смеяться - настолько этот эпизод напоминает бегство Фродо и компании от назгулов. На мой взгляд, сюжет становится живее после посещения проклятого города. Некоторые аллюзии сохраняются, но читать все равно становится интереснее. Особенно, когда появляются люди слуги Темного. Но в общем, если честно, сюжет пока далеко не фонтан на мой взгляд.
Книжка в целом мне показалась местами нудноватой и излишне многословной. Но в ней есть интересные элементы мира, характеры обещают неплохое развитие, да и сюжет намекает на то, что не все так просто... Читаю дальше и надеюсь на улучшение:)

2. "Великая охота"
Не прошло и года, как я осилила второй том эпопеи.
Начало пошло тяжеловато. Впрочем, вероятно, это из-за того, что читала я урывками и не в лучшем расположении духа. Вот концовка действительно захватила - последние двадцать процентов текста буквально "проглотились".
Повествование по-прежнему достаточно неспешное, изобилующее подробностями. Хотя нельзя сказать, что тут нет действия - экшен тоже присутствует, особенно под конец. Правда, значимых событий для такой толстой книжки не так уж и много.
Отсылок в Толкиену уже гораздо меньше. Однако, многие сюжетные повороты легко просчитываются, и хочется взять и предупредить персов, которые почему-то тупят и не видят опасности (вся эта история с Лиандрин, например).
Персонажи начинают раскрываться чуть больше. Хотя трое парней, на мой взгляд, все же не показали тут себя так, как могли. А вот девушки, Найнив, Эгвейн и другие уже показали на что способны.
Мне книга понравилась больше, чем первая.

3. "Возрожденный Дракон"
Дочитала третий том саги.
В первую очередь хочется сказать о переводе. Это нечто невообразимое. Нечто за гранью добра и зла. Я одолела главы две этого псевдо-славянского кошмара, плюнула и стала читать книгу в оригинале. Хотя, несмотря на то, что на английском я читаю егло и без словаря, художественную литературу мне больше нравится читать в русском переводе - так мне проще "погрузиться" в текст.
История по-прежнему идет неспешно и, как и во втором томе, ускоряется к концу. Повествование идет с PoV"ов разных героев, и почему-то в этой книге это меня напрягало. Только успеешь проникнуться судьбой одного персонажа, как - бац! - его кусочек заканчивается, и начинается история другого. В предыдущих томах меня это напрягало гораздо меньше. Возможно, это связано с тем, что при чтении на английском мне требуется больше времени для того, чтобы "сродниться" с текстом.
А вообще, персонажи - это, конечно, самое интересное в этой книге. Ну, по крайней мере, для меня. Язык у Джордана простой и особыми красотами не выделяется, вселенная не самая сложная и оригинальная, сюжет неплохой, но тоже без каких-то особо крутых и захватывающих поворотов. Но чем больше узнаешь героев, тем интереснее они становятся. В этот раз мне все они понравились - и Мэт, и Перрин, и девушки. Хотя, конечно, самая впечатляющая линия тут у Мэта. Правда, когда девушки опять попались, я могла только прикрыться фэйспалмом - ну как можно-то так тупить? Также не совсем понравилась привычка персонажей все время куда-то нестись. Вот бы им на одном месте посидеть, ради разнообразия)))
В целом - книга понравилась, и чтение цикла я обязательно продолжу.

4. "Восходящая тень"
Прочитала очередной том известного цикла.
Похоже, автор расписался. Эта книга мне понравилась больше первых трех - в ней практически не было скучных кусков, все время что-то происходило. Удачно удалось показать и индивидуальность каждого персонажа. Единственное - концовка тут не самая ударная, во второй и третьей частях все-таки кульминации были более значительными и напряженными.
На это раз из тройки основных героев мне было интереснее всего читать о Перрине. О том, как он поехал спасать свою деревню. Мне очень хотелось, чтобы у него все получилось)) О Ранде тоже было любопытно почитать, но там я как-то меньше сочувствовала и сопереживала. Жаль, что Мэт в этой части немного отошел на задний план, он практически весь том просто таскается за Рандом.
Девчонки тоже прописаны ярко, но все так же совершают глупые поступки и слишком самоуверены, на мой взгляд. Удивилась, что их с таким подходом к делу не прибили нафиг в Танчико.
Перехожу к пятой части...

5. "Огни небес"
Одолела очередной том саги. В этот раз чтение шло местами тяжеловато - многие эпизоды из линии Ранда мне показались откровенно нужными. Прошлый том, пожалуй, понравился больше.
Эгвейн мне что-то окончательно разонравилась. Зато Найнив приятно удивила своей придумкой с айдам в конце. Молодец! Интересно было читать про Моргейз. Авиенда покамест мне кажется скучной. Суан я представляла более мудрой, ее поведение немного разочаровало. Вообще, при чтении этого тома все думалось, что у тамошних баб в отношениях какая-то дедовщина - высшие по рангу издеваются над низшими, а низшие стараются залезть наврх, чтобы, в свою очередь, над кем-нибудь поиздеваться...
Жаль, что совсем не было про Перрина. К Ранду я как-то нейтрально отношусь - он, вроде, и достаточно любопытный перс, но сюжетная линия в этом томе у него не особо интересная. А вот Мэт во всех своих эпизодах понравился. Ну, он вообще мне нравится, наименее заморачивающийся персонаж.
Морейн как-то отошла в сторону, поэтому случившееся с ней в конце особых эмоций не вызвало. Даже концовка с Асмодианом была для меня более интересной. Ланфир, честно говоря, несколько задолбала, посему - рада, что так получилось. (Не пишу деталей, дабы случайно не спойлернуть кому-нибудь).
Понравились эпизодики с Черными Айя - вот бы их побольше! Вот айил как-то поднадоели уже.
В общем, не самый интересный для меня том саги. Но, надеюсь, что дальше будет и что-то интересное. Продолжим-с.

6. "Властелин хаоса"
Понемногу продвигаюсь в чтении мега-саги:)
Шестая книга понравилась мне на порядок больше пятой. Тут как-то было больше интересных моментов, да и концовка хорошая, значительная. Омрачила все это дело только идиотская аннотация, в которой содержался огромнейший спойлер про Эгвейн. Какой придурок придумал ее написать?!
По-прежнему мне было неинтересно читать про айил. Уж не знаю почему, но пассажи про их традиции и прочее мне кажутся ужасно нудными. Зато заинтриговали события вокруг Черной башни. Любопытно, что потом случится с этими мужчинами.
В этом томе никто из героев особо не раздражал. То есть, некоторые раздражали в определенные моменты. Например, мне не понравилось, как Илэйн и Найнив повели себя с Мэтом. Но, пожалуй, это только в плюс книге - хорошо ведь, что чтение вызывает эмоции. Эгвейн тут уже неплоха, а порою даже и хороша, особо после события, проспойлеренного в аннотации... Интересно будет понаблюдать за дальнейшим ее общением с остальными Айз Седай. Также неплох Ранд, он становится все более похожим на настоящего Дракона.
Редкие главки об Отрекшихся мне чрезвычайно понравились. Мерзкие, сумасшедшие и интересные типы эти Отрекшиеся))
Однако, нужно сказать, что как ранее герои иногда подхватывали вирус непроходимой тупости, так и теперь. То, как захватили Ранда - ну вообще! Он должен был сразу же обо всем догадаться, а если не он, то Льюис Тэрин. Мне прямо было стыдно за него, что он на такую простую уловку попался.
Но все же шестая книга прочиталась легче и с большим интересом, чем пятая.

7. "Корона мечей"
Седьмую книгу саги я прочитала сравнительно быстро. Если в других были места, где читать приходилось чуть ли не через силу, то тут все было интересно и легкочитаемо. Правда, прочитав, я поняла, что каких-то особо значимых моментов и резких сюжетных поворотов в книге нет. Здесь довольно много про отношения, что лично мне понравилось. Из героев практически никто не раздражал. Хотя Ранд, пожалуй, стал немного более чуждым и непонятным. Понравилось читать про происходящее в Эбу Дар. Рада, что Найнив, наконец-то встретилась с важным для себя человеком, ну и любовная история Мэта тут вышла забавная. Вообще из всех героев Мэт остается самым понятным и близким мне. Ну и Перрин, но его в этом томе маловато. А, например, дружбу Илэйн и Авиенды я умом-то понять могу, но эмоционально проникнуться ею я не могу.
Едем дальше...

8. "Путь кинжалов"
Странная вещь, читать этот том саги мне было интересно, и в нем не было (как в некоторых других) мест, через которые мне приходилось бы продираться силой воли, но сказать о нем особо нечего. Те же плюсы, те же минусы, как и в других томах, то же отношение к героям. Ну, разве что теперь я окончательно убедилась, что мне не нравится Илэйн. Даже Эгвейн то раздражает, то вызывает симпатию. А Илэйн хоть и раздражает в худшие моменты чуть меньше, но добрых чувств не вызывает никогда. Даже не знаю, почему.
В общем - перешла к чтению девятого тома.

9. "Сердце зимы"
Продолжаю читать Джордана. Этот том саги оставил среднее впечатление - тут не было мест неинтересных или занудных, но и особо здоровских тоже не было.
Из сюжетных линий мне больше всего понравилась линия Мэта, когда речь шла о его подготовке к побегу, читала не отрываясь. Ранд еще больше продвинулся в сторону таких персонажей, к которым я не испытываю эмоций, он слишком "далеко" от меня. Все еге общение с тремя любимыми женщинами, уж простите, кажется мне глупостью несусветной. Место самого раздражающего персонажа в этом томе для меня заняла Кадсуане. Вроде бы и немного ее, но она мне всегда не очень нравилась своей высокомерностью и зазнайством)) а тут в концовке совсем бесить начала.
Концовка, кстати, тут вполне кульминационная, события происходят важные. Правда, поскольку они связаны больше всего с Рандом, особого эмоционального отклика у меня не вызвали.
Что ж, перехожу к 10 книге. Чувствую себя как марафонец %)

10. "Перекрестки сумерек"
Прочитала очередной том саги. Этот лично мне показался промежуточным. Никаких особо важных и интересных событий не происходит, все оправляются от событий прошлого тома и готовятся к новым свершениям. Мне даже тяжело выделить тут ниаболее понравишуюся/непонравившуюся линию - все довольно ровно. Местами даже, пожалуй, чуток нудновато, ну ей-богу, сюжет мог бы развернуться чутка побольше.
Понравилось высказывание: "готовься к худшему, и все сюрпризы будут приятными". Как закостенелый пессимист подтверждаю - это правда:)
Перехожу к одиннадцатому тому, последнему из написанных Джорданом.

11. "Нож сновидений"
Одиннадцатый том саги мне понравился. На мой взгляд, он - один из самых интересных. Много действия, разрешаются некоторые сюжетные линии, есть весьма драматичные повороты. Показаны все основные герои. Если при чтении некоторых других частей цикла мне хотелось задремать, то тут - нет.
Ранда жалко. Эгвейн снова начала вызывать симпатию, ее стратегия действий в Башне - неплохая, умная. Мэт и Туон - любопытная парочка... Илэйн вот только опять отмочила невероятную дурость под конец книги.
Очень жаль, что Джордан не смог сам завершить эту историю.

12. "Грядущая буря"
Прочитала первым том конечной трилогии, написанной Сандерсоном. Конечно, чувствуется, как изменился стиль. Он стал более простым. Изменилась и манера подачи событий - повествование гораздо более динамичное. Думаю, Джордан растянул бы конечную трилогию еще бы на томиков шесть-семь:) С одной стороны, это не позволяет заскучать, с другой - некоторые моменты могли бы быть описаны более подробно. Читая о чувствах и отношениях, я каждый раз задавалась вопросом - как бы этот эпизод написал Джордан. Мне кажется, некоторые нюансы он прописал бы иначе. Что мне однозначно не понравилось - это слишком быстрые перемены PoV"ов. мы читаем одну маленькую главку об одном персонаже, и только-только успеваем вчитаться, как она заканчивается и начинается история другого героя, который находится на другом краю света. Это раздражало.
Но в целом мне книга понравилась, интересная и, конечно, очень хочется узнать, чем все закончится.
Эгвейн, после того, как была вполне нормальной в предыдущей книге, опять стала немного раздражать. Мне кажется, ее удачи - заслуга расположения автора. Зато чрезвычайно понравился ход с Верин. Вообще, Верин у меня всегда вызывала симпатию, а тут она вообще крутой оказалась.
Про Найнив тут мало, и как-то глуповато она смотрится с этой своей заботой о Лане. Типа - Ранд должен бросить все свои армии на помощь Лану и пофиг на все. Наверное, действительно мудрый человек должен уметь хотя бы отчасти абстрагироваться.
Про Перрина и Мэта тоже маловато. Впрочем, мне Перрин в последних книгах как-то совсем разонравился. Он не раздражает, но и сопереживать ему или Фэйли не получается. Но за Мэта я по-прежнему болею. Туон в своем репертуаре)) Она мне не особо нравится, но зато она поступает в соответствии с логикой персонажа, а не по велению автора.
В прошлых томах меня порой утомляла линия Ранда. В этом же она оказалась самой интересной. Стало очень мало про айил (которые меня почему-то совсем не впечатляют), зато много внутренних заморочек. И сам Ранд стал понятным, с придурью, естественно, но понятным. Очень понравился эпизод его расправы с Грендаль.
Первое место самого раздражающего персонажа продолжает удерживать Кадсуане. Как правильно заметил Тэм - она просто громила, только с силой айз седай вместо кулаков. Никакой подлинной мудростью или искусством манипулирования там и не пахнет, ее приемы грубы и расчитаны на то, чтобы подавить противника. Какое уж тут изящество интриг. Морейн в этом плане была поумнее.
Осталось две книги. прям и не верится, что мой марафон по прочтению цикла подходит к концу %)

13. "Башни Полуночи"
Прочитала предпоследнюю книгу саги. Как и прошлая, написанная Сандерсоном, эта более динамична, чем тома Джордана, но мотивы и чувства героев описаны не так интересно и целостно.
В этой книжке, пожалуй, чуть больше пафоса, но он тут уместен - все же речь идет о драматических событиях, меняющих судьбы мира.
Как ни странно, из линий всех персонажей мне больше всего понравилась линия Перрина. В предыдущих книгах я к нему как-то охладела, но тут снова было интересно читать про него. Жалко Прыгуна.
Также мне очень понравилось про Башню Генджей, здорово и интересно написано. Жалко Мэта...
Ранд стал зело могущественным и просветленным. Не могу сказать, что мне очень понравился его нынешний облик, но он меня не раздражал. То, что автор наделил его такой силой - считаю, оправданно.
Хороший ход с будущим Айил, которое увидела Авиенда, драматично.
Особо неприятных, раздражающих персонажей в этом томе не было, но Илэйн все-таки раздражала больше остальных.
В общем эта книга мне понравилась и, думаю, концовка у Сандерсона должна получиться что надо. Приступаю к чтению 14, последнего тома:)

14. "Память света"
Вот и закончился мой марафон по прочтению этой саги. Последний том цикла практически весь посвящен Тармон Гайдон, последней битве. На мой взгляд - завершение цикла вышло достойным. В меру драмы, в меру пафоса.
Начало 14-го тома пошло тяжеловато. Там в основном говорится о последних приготовлениях к решающему сражению, и это немного нудновато. Опять же, немного смутило, что поначалу главой всех войск поставили Илейн - ну как ж, она ведь не имела особо много реального опыта как генерал, стратег. Да и из предыдущих книг нам давно было ясно, кто будет командовать сражением. Так что этот ход воспринимается скорее как досадная проволочка. Но вот сама битва, несмотря на то, что описание ее очень и очень длинное, получилась интересной. Разве что каких-то экстраординарных стратегических решений описано не было (на что я рассчитывала).
Зато сражение вышло весьма драматичным. Сандерсон не пожалел второстепенных героев. Был момент, когда я подумала, что он подхватил вирус у Мартина и сейчас вообще всех к черту укокошит. Но нет (почти) обошлось. Концовка получилась даже более "мягкой", чем ожидала. Впрочем, я рада за Ранда, он это заслужил.
План Грендаль был неплох (и почти удался), но остальные Отрекшиеся особо не впечатлили. Ланфир, например, могла бы более постараться. Немного смутила слишком быстрая расправа Мэта с Паданом Фейном, вот это вот можно было бы немного развернуть, ведь охота Перрина на Губителя заняла сравнительно много времени.
Битва Ранда и Шайтана мне понравилась, и кульминация у нее хорошая. хотя ситуация с аланной и Найнив выглядит, пожалуй, слишком искусственной, хотя и эффектной.
Конечно, интересно, что было придумано Джорданом и воплощено Сандерсоном, а что Сандерсон добавил от себя. Вообще, мне кажется, что Джордану больше удавались характеры и психология, а Сандерсону ближе экшен.
В целом - цикл меня впечатлил и концовка тоже. Рада, что прочитала.

Будучи Джорданистом с пятнадцатилетним стажем я просто не мог пройти мимо данной темы. Поэтому представляю на суд общественности обзор литературного цикла Колесо Времени

Wheel of Time/Колесо Времени (Обзор)

Вращается Колесо Времени… С этих строк начинается повествование в каждой из четырнадцати книг входящих в этот поистине эпический мегацикл. Десятки тысяч фанатов по всему мира, пускают слёзы завидев знакомые слова, после чего забыв про все прочие дела садятся перечитывать данную сагу, на долгие месяцы покидая реальный мир. Ведь цикл просто внушает своей масштабностью. В зависимости от издания каждая книга выходила в двух-трёх томах. И не каждая полка сумеет вместить в себя данную историю целиком и полностью.

Для начала авторское отступление. Моё личное знакомство с данным миром началось в далеком 1998 году, когда в мои руки попали три томика, объединенные общим названием Властелин Хаоса. На тот момент я еще не знал, что это всего лишь шестая книга, поэтому был глубоко разочарован сюжетом, полном отсылок к предыдущим событиям. Тем не менее мир сумел меня зацепить и вскоре я не выдержал и перечитал эти три тома повторно. На этот раз уже более-менее понимая о чём идет речь я сумел сосредоточится на книге и осознал что она меня начинает покорять. С этого момента и началась многолетняя история охоты за отсутствующими частями и ожиданиями выхода продолжения.

Ну а теперь собственно следует рассказать, в чём собственно суть. И так в далеком будущем человечество добилось немало. Оно покорило вселенную и параллельные миры. Овладело магией, победило СПИД и построило полноценный коммунизм. Но людям как обычно не хватало неприятностей на пятую точку и в один прекрасный момент они сумели ими разжиться.

Пытаясь заполучить доступ к очередному халявному источнику магической энергии, местные волшебники малость перемудрили и умудрились выпустить на свободу своеобразный аналог Сатаны (именуемый в дальнейшем Тёмный). Мир от этого начало малость корёжить, благо силы зла начали действовать хитро, тайно совращая подходящие для этого умы. И очень скоро вся цивилизация раскололась на два лагеря.

Как и положено по закону пафосного фэнтези, лидер хороших парней носил кликуху Дракон, которой стремился соответствовать изо всех сил. Именно он сумел составить коварный план как победить врагов одним ударом, малой кровью и на чужой территории. Сказано-сделано, Тёмный вместе со своими последователями был надежно запечатан, и мир казалось, был спасен. То что в последний момент он сумеет подкинуть подлянку никто даже и не думал.

Но очень скоро людям пришлось убедиться, что главные проблемы их ждут впереди. Тёмный сумел навести порчу на мужскую составляющую магической силы, что привело к печальным результатам. Отныне любая особь мужского пола, вздумавшая баловаться с магией, рано или поздно либо заболевала особо тяжёлой формой сифилиса, что было очень плохо для него самого. Либо внезапно и необратимо теряла рассудок, что в свою очередь вызывало немалые беспокойства для окружающих, ведь сумасшедший обладающий немалой мощью мог сотворить немало занятных вещей. Так Дракон сойдя с ума, перебил всю свою семью, а впоследствии воздвиг исполинскую гору названную его же именем.

В результате подобных пертурбаций, мир изменился настолько, что был отброшен фактически в местный аналог средневековья. Люди одичали, забыли достижения научно-технического прогресса, и отныне были вынуждены создавать новую цивилизацию на осколках старой. Правда сама цивилизация вышла с малость феминистическим уклоном, поскольку отныне мужикам баловаться с высшими силами было запрещено под страхом смертной казни, всем начали заправлять женщины.

Но при этом существовало пророчество из которого следовало что рано или поздно зло вырвется наружу и Дракону придется возродиться что бы вновь остановить его. Правда учитывая некоторые обстоятельства, всё явно шло к тому что после спасения мира, он повторит свой трюк с его очередным перекраиванием. Данный факт заставил большинство простых людей занести своего потенциального спасителя в ряды тех самых сил зла, от которых он и должен будет их спасти.

Но время идет, колесо вращается и наконец настаёт тот момент когда Дракону надо возродится и вновь спасти жалких людишек, невзирая на то хотят они это или нет. Но тут существует еще один нюанс. О появлении потенциального избранного знают слишком много народу, в том числе и сторонники Тёмного. И прежде чем возродится, будущему спасителю придется пройти через немало трудностей, преодолеть множество опасностей и решить ряд проблем.

Впрочем на начало книги, избранный не знает что он избранный. Мало того, потенциально существует сразу несколько кандидатов, что сильно осложняет работу обеим сторонам. И теперь читателям остаётся только с напряжением следит за злоключениями трёх деревенских парнишек, пастуха Ранда ал"Тора, сына торговца лошадьми Мэта Коутона и ученика кузнеца Перрина Айбары.

Если честно, то пересказывать сюжет Колеса Времени просто не имеет смысла. Во-первых, как вы уже наверное поняли, это произведение воистину титанических размеров. А во-вторых, его сюжет отличается многолинейностью. Если на начало книги нам представлено всего несколько героев, путешествующих одной единой группой, то ближе к середине, количество персов начинает зашкаливать за несколько сотен и уже становится сложно понять, кто эпизодический, а кто еще сыграет свою роль.

Кроме того при прочтении бросается откровенная схожесть с Властелином Колец. Параллелей прослеживается так много, что немало читателей дочитав до середины первой книги, начинали брызгать слюной, считая что имеют дело с откровенным плагиатом. Тем не менее, подобное сравнение наблюдается только в самой первой книге. В дальнейшем формат и сюжет меняются настолько, что замолкают даже самые рьяные фанаты Толкиена.

Так что же такое Колесо Времени? Сложно сказать, поскольку жанров намешано тут очень много. Это и приключения и детектив, и масштабные (местами очень даже жестокие) военные действия. Дворцовые интриги, тайны рождения, загадочные пророчества, друзья притворяющиеся злодеями и злодеи притворяющиеся друзьями.

Но это еще не всё. Фактически перед нами в подробностях раскрывается целый мир. Автор с любовью прописывает всевозможные расы и народы, создавая для каждого из них историю, культуру и прочие особенности, вплоть до местных анекдотов. Подобное отношение к делу, придает сотворенному объем, давая возможность читающему еще больше поверить в его достоверность.

Впрочем закрученный сюжет и проработанный мир не самые главные достоинства цикла. И для начала я бы хотел выделить персонажей. И речь не идёт о том насколько они яркие или харизматичные. Скорее нужно заметить, что мы имеем с очень редким для жанра фэнтези, случаем. Нам демонстрируется процесс взросления и изменения персонажей. На протяжении многих томов, героям предстоит пройти путь от фермеров местного значения, до личностей влияющих на мир и управляющих судьбами многих людей. В отличие от многих авторов, Роберт Джордан сумел наглядно продемонстрировать, что же случается с людьми, когда от их действий вдруг начинают зависеть судьбы миллионов. И пусть местами это выглядит чересчур надуманно и гротескно, в целом впечатление складывается положительное.

Так же стоит отметить интригу. Местами её паутина закручивается таким невообразимым способом, что впору указывать в качестве жанра: «детектив». Текст просто переполняют многочисленные загадки и тайны, и если знать то можно наткнуться на авторские подсказки, которые могут помочь в их разрешении. Сами разгадки так же имеют место быть, но иногда наткнувшись на непонятку в первой книге, рискуешь узнать истину только в последней.

Эпичность сюжета занимает не последнее место в списке достоинств. Масштабные битвы, прописанные с особой тщательностью, заставят многих любителей испытать чувство восторга. Впрочем, и небольшие, локальные стычки, смотрятся довольно динамично. Стоит так же заметить, что и «роялей в кустах» если присмотреться, насчитывается не так уж и много. Большая часть происходящего вполне укладывается в логику сюжета.

Драматизм, так же имеет место быть и в немалых количествах. Наплодив целую гору персонажей, Роберт Джордан имеет возможность с лёгкостью устроить небольшой геноцид. Второстепенные герои в некоторых книгах мрут как мухи и, хотя некоторые потом возвращаются, это не особо влияет на восприятие. Что касается главных героев то их жизнь не так уж и проста. Им приходится пройти через многое, теряя как друзей, так и отдельные части тела (а кое-кому стоит поволноваться и за свой рассудок).

Да и сам мир в его описании выглядит довольно мрачно. Не особо акцентируясь на пытках, грязи, крови и прочем описании жизненного дерьма, он умудрился показать, что данная вселенная не такое уж прекрасное место для проживания. А местами оно просто пугает до дрожи.

Аналогичным способом созданы и романтические сцены. И пусть на них не акцентируется внимание, тем не менее они вовсе не выглядят как фон. Слащавость, слюни и сопли фактически отсутствуют как класс, уступив место бытовому реализму. Возможно кому то покажется оскорбительным и неприемлемым, что герои относятся к объектам своей любви, как к хорошим друзьям, обходясь без возвышенной высокопарности. Тем не менее, на мой взгляд хватает и того, что персонажи готовы умереть за свою любовь, ну или в крайнем случае развязать локальную войну.

Стоит сказать пару слов об оригинальности. В то время как большинство мастеров писало про эльфов, орков и прочих там гномов. Роберт Джордан пошел своим путем, выдумав новые расы. И пусть местами они изрядно напоминают уже существующие, в своеобразия ему всё же не откажешь. Ну а уж то, что он сумел подобрать логическое обоснование появления «роялей в кустах», это уже просто за гранью чего-то выдающегося.

После таких слов, трудно говорить о недостатках, но тем не менее они есть и именно они часто отталкивают неискушенных читателей. В первую очередь это конечно же ритм повествования. Увы, но чаще всего он не блещет динамикой. На протяжении сотен страниц герои могут тупо бродить по окрестностям, созерцая местные пейзажи и терзаясь глубокими мыслями. В некоторых книгах всё действие происходит лишь в финале, что не может вызвать неоднозначные чувства. Объясняется это конечно тем что чаще всего показанное описание является лишь основой для бурной и динамичной сцены которая может нас ждать… через пару книг.

Кроме того автор явно увлекается описанием. И если изображения окрестностей или архитектурные изыски городов еще можно воспринимать как своеобразную демонстрацию картины мира, то растянутый на двадцать страниц список одежды, с подробным перечислением элементов дизайна и украшений, носимой героем или героиней, может вызвать лёгкое помутнение в мозгах.

Немало народу оттолкнул явный перекос в сторону феминизма. Действительно, женщины тут заправляют всем, начиная от кулинарии и заканчивая ведением военных действий. И пусть в последнем случае им даётся не так много воли, тем не менее факт остается фактом. Мало того, чаще всего женские персонажи в отношении мужских отличаются изрядной долей стервозности. Доходит до того что в отдельных сценах, когда их удается поставить на место, хочется даже взять и зааплодировать.

Так же в минусы я бы занёс довольно однобокое изображение представителей «темной стороны силы». Чаще всего они выглядят эдаким сборищем человеческих пороков, доведенным до абсолюта. За исключением пары-тройки действительно занятных личностей, большая часть представленных нам злодеев выглядит довольно уныло. Если же брать массовку, то она целиком и полностью состоит из довольно стандартных негодяев среднего пошиба.

Остальные ошибки, такие как технические или логические ляпы, единичные случаи обрывания не до конца раскрытых сюжетных нитей, либо чересчур быстрое развитие какого-либо героя, не выглядят чем-то уж страшным. Поэтому в целом могу сказать, что достоинства перевешивают недостатки.

Так что если вас не пугают длинные тексты, с медленно развивающимся сюжетом. Если вы не боитесь излишней феминизации или затянутых описаний. Но при этом вы уважаете тщательно проработанные миры, эпический размах и детективный сюжет, то это книга однозначно для вас.

Колесо Времени

Шара

Сложно что-либо точно сказать об этой земле, так как информации о Шаре во всех книгах едва ли наберется на пару страниц. В Шаре водятся с’редит (наименование Шончан) они же «кабано-лошади» с легкой руки Люка, а попросту говоря это слоны . На этот факт указывает многое: во-первых, драгоценная кость завозится из Шары, во вторых на это косвенно намекает смотрительница-шончанка в зверинце Люка. Кроме того оттуда завозятся шелк, специи, а также туда в качестве скота айильцами продаются пленные кайриэнцы, в отместку за грех Ламана . О политическом устройстве Шары можно судить лишь со слов Грендаль: известно, что никаких Айз Седай там нет, но государством тайно управляют направляющие женщины, мужчин же способных направлять сохраняют в живых взаперти до 21 года, после чего убивают. Вероятно Шончан имеют возможность торговать с Шарой, возможно у них имеется как морской, так и сухопутный путь в те края. Если проводить аналогии с современными государствами, то возможно это Индия и часть Китая. С учетом того, что во времена Разлома мир содрогался под ударами обезумевших мужчин, а мир в котором происходят описываемые события - калька с нашего мира (что в целом характерно для творцов в жанре фэнтези) это может быть крупный фрагмент Евразиского материка столкнувшийся с Североамериканским континентом.

Об остальных землях мало что можно сказать, вероятно существует множество необитаемых островов, среди которых могут быть и весьма крупные участки суши, вплоть до отдельных материков. Но Разлом мира уничтоживший цивилизацию Эпохи Легенд, также опустошил и разметал эти земли.

Политика

Политическое устройство государств практически идентично Средневековым монархиям. При этом можно говорить о предпочтении абсолютистской формы правления, при наличии практически в каждом государстве мощной социальной прослойки аристократов. Правители государств кроме собственной родословной легитимизируют свою власть личной харизмой, в романе практически нет «слабых» монархов. Однако даже такой сильный правитель как Моргейз смогла попасть под влияние чар Отрекшегося. Но это говорит только об огромном влиянии на политическую жизнь страны людей, владеющих Силой, но, формально, редко занимающих ключевые государственные должности. Наиболее уникальные государства в романе -- это, безусловно, Тар Валон и Орден Детей Света в Амадиции. Первое государство является практически единственным образованием, где присутствует прообраз парламента, ключевым полномочием которого является возможность избрать и низложить правителя. Орден Детей Света практически равнозначен явлению Святой Инквизиции, несмотря на формально существующую независимую власть в Амадиции, на самом деле военная сила позволила Ордену полностью контролировать это государство и запугивать всю соседнюю территорию террором и преследованием «инакомыслящих».

Экономика

Экономика в мире «Колеса Времени» находится на уровне Средневековья. Страны торгуют между собой различными товарами - от специй и пряностей до металлов и вооружения. Должно отметить, что торговля ведётся активная, но в зависимости от отношений между государствами.

За Айильской Пустыней существует некая страна/государство Шара, откуда торговцы привозят шёлк и пряности.

Военное дело

Создатель серии, Роберт Джордан, охарактеризовал развитие военного дела в «Рандландии» следующим образом: «Представьте, если вы попадете в эпоху Возрождения, но без пороха». Зато вовсю применяются Единая Сила, ангриалы, крепости и оружие, созданное с помощью Силы.

История развития военного дела на протяжении двух Эпох (Эпоха Легенд и нынешняя Третья Эпоха) относительно неравномерная. В Эпоху Легенд, задолго до открытия узилища Тёмного, люди забыли о войнах и то немногое оружие, о котором известно, вероятно не было убийственным. Однако к моменту предшествовавшему открытию Узилища, когда Тёмный получил возможность влиять на мир, общество обзавелось многими пороками способствовавшими изобретению смертоносных орудий. Войны Тени в свою очередь дали мощный толчок развитию военного дела: появилось множество видов как обычного для Средневековья оружия , так и оружия работающего при помощи силы (тер’ангриалы). И если холодное оружие пережило Разлом и получило широкое применение, то оружие использующее силу, к моменту основных событий серии вышло из обихода и сохранились его единичные образцы, способ применения которого в большей степени неизвестен. Также нет никаких сведений о пороховом оружии в Эпоху Легенд. Если оно и существовало, то о нём позабыли ещё в Эпоху Легенд или задолго до неё. Однако в преддверии Последней Битвы были изобретены пушки, стреляющие пороховой смесью использовавшейся в производстве фейерверков

Художественное своеобразие

Источники влияния

Многие исследователи отмечают влияние на «Колесо Времени» цикла «Дюна » Фрэнка Херберта . Общими для авторов являются темы избранности, пророчества и мессии, экологическая тема пустыни, образы женских магических орденов и некоторые другие аспекты. Значительным является влияние различных скандинавских мифов и легенд, частичные заимствования из языка, например, «стеддинг». Также автор сам признает намеренное использование в первой книге цикла мотивов из Толкина для облегчения читателю знакомства с новым миром.

Матриархальный мир

Одной из отличительных черт мира «Колеса Времени» является матриархальность - ко времени начала повествования мир во многом подчинён власти женщин, как в политическом, так и в социальном смысле .

Примечания

См. также

  • Ангриал
  • Отрекшиеся

Литература

  • Пуганов В. Мир Роберта Джордана. Колесо Времени // Мир фантастики . - 2004. - № 8, апрель.
  • Золотницкий Д. Миры. «Колесо времени». Магия // Мир фантастики . - 2007. - № 46, июнь.
  • Миры: Миры. Мир Роберта Джордана. Колесо Времени // Мир фантастики .
  • Книги будущего. «Грядущая буря» // Мир фантастики .