Королева, принцесса, врач: три женщины, которых почитают феминистки мусульманского мира. Книги, рекомендуемые феминистками

"В соцсетях иногда всплывает мем -- корпулентная женщина ближневосточного типа с заметными усиками и в хиджабе и комментарий: персидская принцесса из за любви к которой 13 молодых людей покончило с собой. И само собой, в комментариях сплошной ябневдул. Но это все ложь и чушь, и как всегда никто не интересуется реальным живым человеком, потому что человек этот женщина. Вот я вам про нее и расскажу.

Итак, принцесса Захра Ханум Тадж аль Султане из династии Каджар, правившей Ираном с 1785 по 1925 год. Родилась в 1883 году в Тегеране. Отец -- Насреддин-шах, мать Туран аль Султане. Росла в гареме, очень редко видела родителей. Ее обучали на дому -- грамоте, молитвам, вышиванию, игре на персидских музыкальных инструментах, и как кивок современности -- на пианино. В девять лет была помолвлена. Жениху было одиннадцать. Он был сыном влиятельного военоначальника, чьей поддержкой хотел заручиться Насреддин-шах.

Захра Ханум Тадж прожила интересную жизнь и написала объемные мемуары. Она добилась развода с мужем, не желая терпеть его измены, что для того времени и того общества. было неслыханным. Она первой при шахском дворе открыла лицо и стала носить европейскую одежду. После развода она еще дважды побывала замужем и ей посвящал стихи известный поэт Ареф Казвини. Она держала первый в Тегеране литературный салон, где собирались смотрящие в сторону запада интеллектуалы. Она была одной из основательниц первой феминистской организации в Иране, Лиги освобождения женщин, около 1910-ого года.

Захра Ханум Тадж никогда не выезжала из Ирана за исключением поездки с младшей дочерью в Багдад. Она умерла в Тегеране в 1936. Ее мемуары были изданы в 1996 под названием "Корона скорби: мемуары персидской принцессы от гарема до современности 1884-1914"
Из ФБ Rina Gonzalez Gallego

"Тадж эс-Салтане - красавица, феминистка, писательница, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.

Воспоминания дошли до нас в неполной копии, и это единственное свидетельство подобного рода за авторством женщины из королевской семьи Ирана того времени.

Ранние детские воспоминания Тадж полны горечи. Она воспитывалась нянями, гувернантками и наставницами, была отделена от матери, которую видела лишь дважды в день. Если отец был в Тегеране, то раз в сутки, обычно около полудня, её на короткое время приводили с ним повидаться. В своих воспоминаниях Тадж упоминает о необходимости близкого контакта с матерью и пользе грудного вскармливания.

В возрасте семи лет девочка получает начальное образование в королевской школе, но в 1893 году она вынуждена покинуть школу и обучаться у частных наставников, некоторых из них она подробно упоминает в своей книге. Стиль и содержание мемуаров выдает её знакомство с персидской и европейской литературой и историей. Её также обучили игре на фортепьяно и таре, живописи и искусству вышивания.

Когда Тадж исполнилось восемь, начались переговоры о её замужестве. В начале 1893 года, в возрасте девяти лет, Тадж эс-Салтану обручили с Амиром Хусейном Ханом Шоджа-аль-Салтане, в декабре того же года был заключен свадебный контракт. Жених тоже был ещё ребенком "вероятно, лет одиннадцати или двенадцати". Но брак не был консумирован, пара отпразновала свадьбу лишь в 1897 году, спустя год после убийства Насер ад-Дин Шаха, когда Тадж исполнилось тринадцать лет.

Все браки женщин из королевской семьи заключались по соображениям выгоды, речь о любви не шла. Однако Тадж с нетерпением ждала заключения брака, надеясь получить относительную независимость замужней женщины. После убийства ее отца все королевские жены с детьми были перевезены в одну из резиденций Сарвестана, где Тадж эс-Салтана чувствовала себя почти что пленницей

Тадж ратует за брак по любви, критикуя договорные союзы, в которых совершенно не принимается во внимание благополучие супружеской пары. В первые годы супружеской жизни они с мужем были подростками, ещё игравшими в детские игры, и юная жена была оскорблена пренебрежением супруга, начавшимся почти сразу после брачной ночи. Как и большинство мужчин из знатных каджарских семей, Хусейн Хан имел много любовников - мужчин и женщин; и Тадж оправдывает свой собственный флирт и романы местью за пренебрежение и неверность супруга. Ареф Казвини, иранский поэт, композитор и музыкант - самый известный из мужчин, упомянутых в мемуарах. Он посвятил красивой дочери шаха своё знаменитое стихотворение "Ey Taj"."

Тадж родила четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, но один мальчик умер в младенчестве.

Тадж также упоминает об опасном аборте, предпринятым после того, как она узнала о венерической болезни своего мужа. По иронии судьбы, физические и эмоциональные последствия аборта посчитали проявлениями истерии - диагнозом, предоставившим ей свободу покидать свой дом: "Врачи предписали выходить на улицу, дабы развеяться... в силу болезни мне предоставили некоторое смягчение обычного домашнего заточения".

Она поведала об интересе своих современников к Европе и написала в своих мемуарах: "Я безумно желала поехать в Европу". Но, в отличие от своей старшей сестры Ахтар, ей так и не удалось там побывать. Во время написания мемуаров в 1914 году, она трижды пыталась совершить самоубийство.

Проблемный первый брак в конечном итоге закончился разводом в декабре 1907 года. Тадж не обсуждает в своих мемуарах какие-либо последующие браки, но, как уже упоминалось, рукопись является неполной. Ее свободное общение с мужчинами и ее романтические (или даже сексуальные) отношения с ними, создали ей репутацию "свободной женщины" (она считалась проституткой).

В марте 1908 года Тадж повторно выходит замуж, брак продлился всего несколько месяцев, и в июле 1908 года последовал развод. В более поздние годы Тадж эс-Салтане стала активно участвовать в конституционной и феминистской деятельности. Вместе с некоторыми другими женщинами королевской семьи Ирана она была членом Женской Ассоциации во время Конституционной революции в Персии 1905—1911 гг. и боролась за права женщин.

В 1909 году она выходит замуж в третий раз, неизвестно, чем закончился этот брак, но в 1921 году Тадж описывает себя как одинокую, незамужнюю женщину.

Воспоминания рисуют нам глубокую несчастную жизнь, а серия писем, написанных Тадж различным премьерам в начале 1920-х годов, дабы восстановить свою пенсию, свидетельствует о переживаемых ею финансовых трудностях.

В 1922 году Тадж сопровождала одну из своих дочерей в Багдад, где получил назначение ее зять, сотрудник министерства иностранных дел. Она умерла в неизвестности, вероятно, в Тегеране в 1936 году."

Недавно невероятная «красота» поразила интернет. В Сети появились фото иранской принцессы, которую звали Анис аль Долях. Известно, что четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Шах Каджар фотографировал своих жен с открытым лицом и благодаря этому до наших дней дошла информация о красоте того времени.

В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему.
Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?


Что известно о биографии принцессы
Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы. У Насера был огромный гарем жен, которых он, вопреки законам Ирана той поры, фотографировал с открытыми лицами. Именно благодаря увлечению Насера ад-Дина фотоделом и его легкому отношению к строгим правилам современный мир узнал о том, какими были идеалы красоты в Передней Азии в XIX веке.


Анис аль-Долях считалась самой красивой и сексуальной женщиной той эпохи. У тучной дамы со сросшимися бровями, густыми усами и уставшим взглядом исподлобья было почти 150 поклонников. Однако Анис принадлежала только шаху. Почитателям неземной красоты аль-Долях оставалось лишь мечтать о ней, стало известно comandir.com. Некоторые мужчины, кстати, не смогли смириться со злой судьбой и наложили на себя руки из-за безответной любви, терзавшей их сердца.
В Иране XIX века женщина считалась красивой в том случае, если у нее была обильная растительность на лице и она была очень толстой. Девушек из гарема специально много кормили и практически не разрешали двигаться, чтобы те набирали вес. Анис аль-Долях отвечала всем стандартам привлекательности того времени.


Любопытный факт. Однажды Насер ад-Дин Шах Каджар во время визита в Санкт-Петербург побывал на русском балете. Шах был настолько впечатлен балеринами, что по приезду домой приказал сшить всем своим многочисленным женам юбки, напоминающие пачки. С тех пор супруги Насера ходили исключительно в коротких пышных юбчонках, круглосуточно открывающих взору их мужа аппетитные ножки в складочки.


В чем подвох?
почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра.


В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.


Сорайя вошла в историю, как женщина, из-за которой король Афганистана потерял свой престол. Хотя на деле, конечно, противники короля использовали Сорайю как предлог: якобы она опозорила страну, сняв хиджаб публично, и сбивает женщин с верного пути.

Женщин «сбивала» Сорайя действительно активно, притом — при полной поддержке мужа. В своей знаменитой речи «Вы, афганские женщины…» королева заявила, что женщины составляют большинство населения Афганистана и при этом полностью выпадают из внимания. Она призвала их учиться читать и писать, а также участвовать в общественной жизни.

В 1921 году Сорайя создала организацию для защиты женщин и открыла школу для девочек возле самого королевского дворца. Тогда же мать королевы стала выпускать первый в Афганистане женский журнал, посвящённый очень широкому кругу вопросов, начиная от быта и воспитания детей и заканчивая политикой. Уже через пару лет пришлось открыть и вторую женскую школу — учениц хватало, а также больницы для женщин и детей. Муж Сорайи, падишах Аманулла, издал указ, обязавший государственных чиновников давать дочерям образование.

Выросла женщина таких передовых взглядов, конечно, не в самой традионной семье.

Сорайя была внучкой знаменитого пуштунского поэта, дочерью не менее знаменитого афганского писателя, а её мать, Асма Расия, была феминисткой по убеждениям. Правда, это не помешало ей благословить брак дочери в четырнадцать лет: именно в таком возрасте Сорайя вышла замуж за принца Амануллу. С другой стороны, принц мог иначе и не дождаться, а муж-король — замечательный шанс улучшить положение женщин в стране.


Вопреки всем обычаям, Сорайя стала единственной женой Амануллы. Когда он взошёл на престол, ей было только двадцать лет, и оба супруга были полны сил, энергии и, главное, желания, чтобы повести страну по пути прогресса. Но сначала пришлось управиться с внешнеполитическими проблемами. Сорайя сопровождала мужа по мятежным, желающим отсоединиться провинциям, рискуя своей жизнью; во время войны за независимость посещала госпитали, чтобы ободрить раненых солдат.

В то же время муж начал активно вводить Сорайю в общественно-политическую жизнь. Впервые за историю Афганистана королева присутствовала на приёмах и военных парадах, но, главное, без неё больше не обходились заседания министров. Иногда Аманулла шутил, что он, конечно, король, но правильнее будет сказать — министр при своей королеве. Уважал и обожал супругу падишах безмерно.

В 1928 году он прилюдно снял со своей королевы хиджаб и предложил всем женщинам страны сделать то же.

Именно этот поступок дал возможность клерикальным кругам (и, как полагают многие, британцам, которым не нравилось общение королевской семьи с советским правительством) подбить афганские племена на мятеж. В результате Аманулла был вынужден отречься от престола и вместе с семьёй уехать из страны.

Путь пролегал через Индию. Везде, где Аманулла выходил с родными из поезда или автомобиля, королевскую семью встречали бурные овации и крики: «Сорайя! Сорайя!» Молодая королева успела стать легендой. Там, в Индии, Сорайя родила одну из дочерей и назвала в честь этой страны. Остаток жизни бывшие король и королева провели в Италии.

Захра Ханум Тадж эс-Салтане: с короной скорби

Принцесса Захра из династии Каджар — единственная иранская принцесса девятнадцатого века, после которой остались письменные воспоминания (под названием «Корона скорби: мемуары персидской принцессы»). Её отцом был тот самый Насреддин-шах, который безудержно фотографировал обитателей своего дворца, матерью — женщина по имени Туран эс-Салтане. Захру рано отняли от матери и передали нянькам. Маму она видела дважды в день; если отец был в Тегеране, она также один раз ненадолго посещала и его.

Для своего времени шах был прогрессивным человеком и старался видеться со своими детьми. Но, конечно, детям такого внимания было мало.

С семи до девяти лет Захра училась в королевской школе, но после помолвки это стало неприличным, и девочка продолжила обучение уже во дворце, с наставниками. Да, отец устроил её помолвку в девять лет, и всего через полгода подписал за неё брачный контракт. Жениху-мужу было одиннадцать, он был сыном военачальника, союз с которым был важен шаху. По счастью, родители не настаивали на том, чтобы дети начали брачную жизнь немедленно. И Захра, и её маленький муж жили почти так же, как и до брака.

Когда Захре было тринадцать, её отца убили, а муж забрал её в свой дом и консумировал брак. Замужеством принцесса была очень разочарована. Муж-подросток заводил себе бесконечных любовниц и любовников, а жене едва уделял время хотя бы просто для бесед за обеденным столом. принцесса не чувствовала ни его любви, ни своей, и решила, что ничем ему не обязана. Тем более, что она считалась красавицей и многие мужчины мечтали о её любви.

Известно, что знаменитый иранский поэт Ареф Казвини посвятил красоте Захры своё стихотворение.

От мужа Захра родила четверых детей — двух дочерей и двух сыновей. Один из мальчиков умер во младенчестве. Когда Захра была беременна пятый раз, она узнала, что у мужа — венерическое заболевание, которое может серьёзно повлиять на развитие плода. Она решилась на аборт — в то время очень опасная процедура, и чисто физически, и по возможным последствиям. После аборта ей было так дурно, что врачи решили, будто у неё истерия, и предписали ей почаще выходить из дома на прогулки. Именно на этих прогулках, как считается, она начала заводить романы. Одновременно Захра добивалась развода с нелюбимым мужем.

После развода она ещё дважды была замужем, но неудачно. Мужчины в Иране того времени мало отличались друг от друга: могли цветисто ухаживать, но, заполучив женщину, просто начинали ухаживать за другой. С учётом того, что Захра ещё и демонстративно отказывалась носить хиджаб, репутация у неё сложилась в иранском высшем обществе ужасная.

За глаза (а иногда и в глаза) её звали шлюхой.

Разочаровавшись в попытках раствориться в семейной жизни, Захра начала участвовать в общественной. Во время Конституционной революции в Иране она вошла, вместе с некоторыми другими принцессами, в Женскую Ассоциацию, среди целей которой было всеобщее женское образование и нормальный доступ к медицине. Увы, но в итоге она умерла в нищете и безвестности, и никто даже не может назвать точное место её смерти.

Фаррухру Парса: вскормившая своих убийц

Одна из первых женщин-врачей Ирана, первая и последняя женщина-министр в стране, Парса была расстреляна после Исламской революции. Иронично, но лидеры революции получили своё образование в университетах, открытых в Иране именно Парса, и учились за счёт её ведомства. Понимали они это или нет, но благодарности в их действиях не прослеживается ни на грош.

Мать Фаррухру, Фахре-Афаг, была редактором первого женского журнала в Иране и боролась за право женщин на образование. За активность была наказана: сослана вместе с мужем, Фаррухдином Парсой, в город Кум под домашний арест. Там, в ссылке, и родилась будущая министр. Её назвали в честь отца.

После смены премьер-министра семье Парса разрешили вернуться в Тегеран, и Фаррухру смогла получить нормальное образование. Она выучилась на врача, но работала учительницей биологии в школе имени Жанны д’Арк (для девочек, конечно). Фаррухру активно продолжала дело матери и стала известной в Иране персоной. В неполные сорок лет её избрали в парламент.


Её муж, Ахмад Ширин Сохан, был настолько же удивлён, насколько и горд.

Будучи членом парламента, она добилась права голоса для женщин, а вскоре, став министром образования, получила возможность застраивать страну школами и университетами, дав возможность учиться девочкам и мальчикам из бедных семей. Духовные школы министерство Парса тоже субсидировало.

Благодаря активности Парса и других феминисток, в стране действовал закон «О защите семьи», регулировавший процедуру развода и поднявший брачный возраст до восемнадати лет. Вслед за Фаррухру многие женщины решились на карьеру чиновника. После революции брачный возраст упал обратно до тринадцати лет, а возраст уголовной ответственности для девочек — до девяти (для мальчиком он наступает в четырнадцать).


Перед казнью низложенная министр написала детям письмо со словами: «"Я — врач, поэтому смерти я не боюсь. Смерть — всего лишь мгновение и не более того. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не преклоню колена перед теми, кто ожидает, что я почувствую раскаяние в полувеке моей борьбы за равенство мужчин и женщин»

Ещё одна грустная история женщины Востока:

Иранский шах, который правил страной 47 лет, был образованнейшим человеком Ирана, знавшим несколько языков, любившим географию, рисование, поэзию, автор книг о своих путешествиях. В семнадцать лет он унаследовал престол, но вступить во власть смог только при помощи оружия. Это был неординарный человек, который сумел провести небольшие, с точки зрения нашего времени, но значительные для своего времени реформы в стране.

Как грамотный человек, он понимал, что только образованный и развитый Иран сможет на равных с другими странами существовать в этом мире. Он был поклонником европейской культуры, но осознавал, что религиозный фанатизм, свирепствовавший в стране, не позволит претворить его мечты в реальность.

Тем не менее при его жизни было сделано немало. В Иране появился телеграф, стали открываться школы, была проведена реформа армии, открыта французская школа, прообраз будущего университета, где изучали медицину, химию, географию.


Театр Насера Каджара

Насер Каджар в совершенстве знал французский язык, был знаком с французской культурой, в частности с театром, но он был прежде всего шахом Ирана, мусульманином. Поэтому его мечта о полноценном театре не могла осуществиться. Но он вместе с Мирзой Али Акбар Хан Наггашбаши создает государственный театр, труппа которого состояла из мужчин. На фотографиях актеров можно увидеть знаменитую «иранскую принцессу Анис аль Долях». Да, это принцесса, но не настоящая, а в исполнении актера-мужчины.

Иранский театр не играл постановок из жизни народа. Его сатирический репертуар полностью состоял из пьес, описывающих придворную и светскую жизнь. Все роли здесь играли мужчины. Это не единичный случай. Вспомните японский театр кабуки, где играют только мужчины. Правда, японские актеры играли в масках, и увидеть у них сросшиеся брови и усы вряд ли было возможно. К слову сказать, густые сросшиеся брови у жителей арабских и среднеазиатских стран всегда считались признаком красоты, как у женщин, так и у мужчин.


Основатель иранского театра

Руководителем первого государственного театра был известный в Иране человек Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается основоположником иранского театра. Все роли играли мужчины, только после 1917 года было разрешено женщинам быть актрисами и участвовать в спектаклях.

Старые фотографии

Насер ад-Дин с юношества увлекался фотографией. У него была своя лаборатория, где он собственноручно печатал снимки. Он фотографировал сам, у него был фотограф-француз, который снимал его. В конце шестидесятых годов XIX века в Тегеране открывают свою студию братья Севрюгины, один из них - Антон - становится придворным фотографом.

Снимал шах все, в этом ему помогал Севрюгин. Фотографии жен, приближенных, артистов театра, своих поездок, торжественных встреч, военных действий он хранил в сейфе дворца. После иранской революции все его архивы были рассекречены, и снимки попали в руки журналистов. Кто на этих фотографиях изображен, сейчас сказать трудно. Полагаться на интернет не стоит. Подписи к одним и тем же фотографиям на разных сайтах отличаются кардинально. Достоверность их весьма сомнительна.

На одном немецком сайте к статье о Насере ад-Дине встретился интересный комментарий, который прислал житель Ирана. Он пишет, что хан не любил женщин, поэтому, чтобы быть похожими на мужчин и тем самым угодить шаху, они подрисовывали себе усики. Насколько это верно, сказать трудно, но это частично объясняет явно мужские лица в женской одежде и то, что посторонний мужчина (фотограф) снимает хана в кругу мужеподобных женщин.


Кто такая иранская принцесса Анис

Анис аль Долях – это, скорее всего, имя героини какой-либо пьесы, которая разыгрывалась с одними действующими персонажами по различным ситуациям (случаям из жизни). Что-то наподобие современных сериалов. Каждый актер играл одну роль в течение многих лет.

У шаха Насер Каджар была официальная жена Мунира Аль-Хан, которая родила ему детей, в том числе и его наследника Мозафереддин-шаха. Она была из знатной и влиятельной семьи, имеющей немалую власть. То, что у шаха был гарем, сомневаться не приходится. Но кто жил в его гареме, сказать точно сейчас невозможно.

Фотографии шахских наложниц

Фото иранской принцессы аль Долях и наложниц шаха, выложенные в интернете, это, скорее всего, снимки артистов театра или отрывки из пьес. Приходя в любой театр, мы видим в его фойе состав труппы в фотографиях, где нередко можно увидеть загримированных актеров, то есть отрывки из их ролей.

Не будем забывать, что шах был приверженцем всего европейского, но оставался мусульманским диктатором, который не терпел никакого инакомыслия. Отступление от норм Корана (в данном случае фотографирование женщин с открытыми лицами) оттолкнуло бы от него тысячи его преданных подданных. Этим бы не преминули воспользоваться его враги, которых у него было предостаточно. На него не раз совершались покушения.

Шах посетил многие страны Европы, в том числе и Россию. Он был восхищен русским балетом. Поставить у себя в стране нечто подобное он не мог, поэтому создает об этом пьесу, нарядив в балетные пачки иранскую принцессу Анис (фото ниже) и других якобы женщин. Кстати, шах писал книги о своих путешествиях, которые печатались в Европе и России. Возможно, он писал и пьесы для своего театра.


Что значит имя Анис

Почему у иранской принцессы такое странное имя Анис? Это не случайно, именно при шахе Насер ад-Дине были расстреляны два религиозных мятежника, посмевших признать Коран изжившим себя. Это основоположник новой религии, получившей название бабизм, Баба Сейид Али Мухаммад Ширази, а также его ярый последователь и помощник Мирза Мухаммад Али Зунузи (Анис). Существует легенда, что во время расстрела, проведенного отрядом из 750 христиан, Баба странным образом оказался в своей камере, а Аниса пули не тронули.

Именно имя Анис носит сатирическая иранская принцесса. Каждый раз оно вызывало смех и издевательства. Облачив своего противника в женскую одежду, что уже само по себе позор для мусульманина, шах отомстил тем, кто пошел против Корана. Мы не знаем имен других «обитательниц» шахского гарема, может быть они также могут о многом рассказать. Конечно, это только предположения, что было на самом деле, мы уже никогда не узнаем.