Кто такой сноб. Что характерно для личности сноба? Отличительные черты сноба или как распознать снобизм

Понятия «сноб» и «снобизм» настолько неоднозначны и многогранны, что дать им определения одной фразой практически невозможно. Все статьи в СМИ, пытающиеся объяснить, что же это такое, чаще всего приводят конкретные примеры этого явления. Знаменитые толкователи слов (Ушаков, Ожегов и др.) по-разному трактуют эти понятия, хотя и выделяют общее их значение. Основная же масса людей, мало-мальски грамотных, данное понятие ощущает скорее подсознательно, не умея выразить его вербально. Объясняя значение слов «сноб» и «снобизм», обычно отшучиваются: «Я, как собака, все понимаю, а сказать не могу».

Так, кто же такие снобы? Согласно большинству мнений, это слово дословно переводится как «не дворянин» - именно такую пометку ставили студентам Итонского университета, имеющим неблагородное происхождение. Естественное желание быть такими же, как и остальные студенты, побуждало их подражать манерам и стилю поведения аристократов, что не всегда получалось у них естественно и вызывало улыбку или злую иронию окружающих.

Теперь так называют людей, стремящимся своим поведением показать принадлежность к высшему обществу: отсюда появилось определение снобизма как манерность, кривляние, зазнайство, подражание элите. За этим стремлением «пролезть» в касту избранных проглядывает только внешнее подражание, желание иметь точно такое же, как у «них». Фактически, поведение снобов сродни детскому подражанию взрослым. Девочка, примеряющая мамины туфли и раскрасившись маминой же косметикой, выглядит не более нелепой, чем нувориш, выбирающий авто не из соображений удобства, а престижности модели, или новоявленный автор хита «про любовь», легко рифмующий «подряд» - «так», «смотреть» - «нет», но в интервью сказавший, что обожает Пушкина и ЛОЖИТ на ночь его книгу под подушку.

Сноб обязательно следует неписаным правилам того общества, к которому стремится, надменно относясь к тем, кто, по его мнению, к этому кругу не принадлежит, отрицая манеру поведения, вкусы и интересы, если они не популярны в «его» обществе. Он ценит вещи и явления не за их удобство или качества, а за то, насколько они популярны в той среде, к которой он так стремится. При этом сноб может даже не подозревать об их истинной ценности (или бесценности).

Снобизм как манеру поведения можно условно разделить на некоторые категории.

Первая, и самая «полезная»: снобизм в профессии. Более профессиональные и опытные специалисты относятся к более неопытным свысока, с некоторой надменностью. Плюс такого отношения к «недостойным» в том, что последние, стремясь подняться до «достойных», повышают свой профессиональный уровень, что, в общем, способствует развитию общества в целом. С этической же точки зрения и эта категория вызывает неприятие окружающих, но она хотя бы обоснована более высоким положением, которое получено благодаря исключительно своему интеллекту и трудолюбию. Хотя, настоящий профессионал – это, прежде всего, и интеллектуал, и ему не придет в голову кичиться своими знаниями. Для него профессионализм в работе – явление настолько естественное, что он просто принимает это как должное, поэтому, заметив непрофессионализм других, просто пытается помочь им подтянуть свой уровень либо умным советом, либо мягко указав на ошибки. Другое дело, как к этому отнесутся новички – ведь есть и такие, кто любое замечание воспринимает как личное оскорбление.

Снобизм интеллектуальный – по своей сути тот же профессиональный снобизм, но относится он к сфере, большей частью, нетрудовой. Это «мода» на писателей, музыку, кино и т. д. Наиболее известный пример: считать литературой только классиков, а детективы, фантастику, женские романы и т. д. – литературой «второго сорта». Позволю себе вспомнить М. Булгакова, который словами литературного героя утверждал, что у рыбы может быть только одна степень свежести – первая. То же и с литературой: или это литература, или нет, и совершенно все равно, в каком жанре она написана. По сути, «Анна Каренина» Толстого – тот же «женский роман», а «Дубровский» Пушкина – детектив, но кто скажет, что это – не литература? Снобы – интеллектуалы дорожат не самим произведением искусства, как таковым, а именем, его создавшим, чаще всего не представляя его действительной художественной ценности.

Со снобизмом по происхождению знакомы гости Москвы, Петербурга и иных больших городов, когда сталкиваются с коренным их населением. У «истинных» петербуржцев выработано не только особое высокомерие ко всем остальным – у них даже сложился свой, уникальный язык, отличающийся от других наречий русского языка. Однако и здесь стоит заметить, что настоящие петербуржцы и москвичи с радостью принимают в свой круг достойных, понимая, что только так они сохранят и обновят свою кровь «коренных».

В настоящее время снобы по происхождению встречаются не так часто, но их малое количество с лихвой восполняют снобы по положению и материальному достатку, иначе говоря, элита, сливки общества. Кто и когда «сбил» эти сливки из «молочной массы» населения, сейчас установить уже трудно, но именно это – наиболее часто встречающаяся категория, если под ней подразумевать и другую разновидность снобизма - следование массовому вкусу, вкусу толпы, иначе говоря, снобизма как стереотипа массового вкуса.

Так, вдруг стали очень популярны лабрадоры, борьба самбо и дзю-до, горные лыжи. С некоторых пор стал вдруг очень популярен Куршавель, а дешевый глянец типа Космополитен стал показателем принадлежности к «высшему свет». Каждый может привести свои примеры. Жаль, что этот снобизм толкает людей к слепому поклонению, причем, далеко не всегда лучшему – просто модному в настоящее время. «Брендовые идеалы» в разное время, конечно, меняются, но кто их устанавливает – опять же, неизвестно. И чем, например, Мураками сегодняшний лучше, чем Ремарк, но пятидесятых годов или Ницше двухтысячных, для потомков, наверняка, останется загадкой.

В эту же категорию можно, наверно, отнести и снобов шоу-безнеса. Модные хиты, модные исполнители… В свое время девочки умирали от «Ласкового мая» и «Нэнси», сегодня их помнят только бывшие фанаты, зато на гребне славы до недавнего времени были «Корни», мало, чем от них отличающиеся, или «Челси». Вообще, человеку, далекому от «попсы», трудно уловить разницу между многочисленными группами и отдельными исполнителями, похожими друг на друга, как близнецы, рождающиеся и умирающие в огромном количестве, как бабочки-однодневки. Но снобы от шоу-бизнеса их как-то различают, и даже спорят по поводу их «крутизны» и актуальности! Не стоит, впрочем, делать выводы, что автор статьи не признает молодых талантов вообще – в этой статье речь только о снобах и снобизме.

Статью о снобах и снобизме можно бы продолжать практически до бесконечности, вспомнив, например, снобов от дворянства, настоящего или мнимого, национального шовинизма и много другого, но суть явления, по-видимому, стала понятна многим. Сноб – человек, желающий причислить себя к вожделенной части общества, но пользующийся при этом только внешним, слепым подражанием поведению этой части. Снобизм же – это явление, описывающее поведение снобов.

Снобизм как качество личности – склонность слепо подражать вкусам и манерам высшего общества, искать малейшей возможности туда попасть, пренебрегать всем, что выходит за пределы его правил, считать себя носителем высшей интеллектуальности, претендовать на изысканно-утончённый вкус, на исключительный круг занятий, интересов.

К художнику приходит сноб: - Я, собственно, по просьбе моей жены. Она хотела бы для гостиной заказать картину. Что-нибудь такое религиозное она хочет, благочестивое. - Пожалуйста, пожалуйста. Какой сюжет? - Да я даже не знаю. Из Библии что-нибудь. - Можно и из Библии. Что желаете? Страшный Суд, сотворение мира, Адам и Ева… - Вот давайте Адама и Еву. - Вам как их изобразить, до первородного греха или после него? Не знаю, как жене, но мне лично хотелось бы - во время него

По одной версии слово «сноб» — выходец из привилегированных английских школ, где с детьми аристократов обучались дети богачей. В ногах кровати такого ребенка висела табличка «s.nob» (от лат. sine nobilitate - неблагородного происхождения). Популярная версия происхождения этого слова - сленговое название студентов Итонского университета в начале XIX века, где «нобы» (ученики благородного происхождения, вероятно от слова англ. noble - дворянин) противопоставлялись «снобам» (неблагородным).

Время вносит коррективы в суть того или иного понятия, не сделав исключения для трактовки слова «снобизм». В психологическом портрете нынешнего снобизма следует выделить жирным шрифтом: хочет казаться значительнее, чем он есть на самом деле. Принцип разумного прогрессирующего человека «Быть, а не казаться», перевернут снобом с ног на голову, для него важнее «Казаться, а не быть», не имея к этому никаких оснований. Для сноба важнее изображать, чем жить и чувствовать. В этом контексте снобизм отвратен, ибо презентует людям иллюзию и мираж разума, истинной значимости и добродетели. Фавориты снобизма только хотят казаться уверенными, успешными, счастливыми, порядочными и разумными. В отличие от честолюбия, снобизм нуждается не в восхищении, а в преклонении перед своей самобытностью, неординарностью и исключительностью. Но для этого нужно иметь веские основания, к примеру, соответствующие черты характера. Но кроме дешевых понтов и соревнования в крутизне они ничего предложить не могут. «Я купил крутую машину, значит, все поймут, какой я предприимчивый и умный, учиться мне больше ни к чему», — такие мысли проносятся в голове сноба. Чтобы подчеркнуть свою важность сноб часто покупает фальшивые товары с фирменной этикеткой. Например, купит за 150 рублей фальшивые часы, выглядящие как «Ролекс». В самом акте покупки и последующем показе вещей с этикетками наружу и проявляется снобизм.

Снобизм манерен, церемонен и надменен. Демонстрация собственной значимости и достоинства обрастает кучей условностей. Диапазон снобизма необычайно широк – от шокирующих до крайне изысканных манер.

Второй компонент психологического портрета сноба – он принижает, обесценивает и откровенно презирает определенных людей, в то же время, преклоняясь перед той прослойкой, к которой он реально не принадлежит . Иными словами, снобизм – это демонстративное или завуалированное осознание собственного превосходства над другими людьми, и, как следствие, пренебрежительное или презрительное отношение к ним. Человек – нарцисс убежден, что он лучше окружающих, поскольку либо умнее, либо успешнее, либо сильнее их. Он патриций, а эти, копошащиеся внизу, плебеи и быдло.

У снобизма всегда в запасе группа людей, которых он ни во что не ставит. За их счет он самоутверждается, на них он тренируется в юморе и острословии. Для них у сноба припрятано снисходительно-презрительное выражение лица. Когда застенчивость встречается со снобизмом, она ощущает под волной презрения свою никчемность и неполноценность. Без удовольствия презрения снобизм не живуч. В инструментарии снобизма пальма первенства принадлежит манипуляциям и безапелляционности суждений. Беседа строится по его правилам, поэтому неопытный визави оказывается в несуразном, глупом положении, попытки выйти из создавшегося неловкого положения только усугубляют ситуацию.

Излюбленный прием снобизма при самоутверждении – осмеяние. Смешное не опасно. Поэтому сноб принижает окружающих насмешками. Снобистский смех делает высокое — низким, ценное — обесцененным, святое — порочным. Он всегда злой, агрессивный и пренебрежительный, направлен на показ несостоятельности объекта осмеяния.

Снобизм проявляется в различных формах: интеллектуальный снобизм, снобизм по происхождению, профессиональный снобизм, снобизм, как следование вкусам масс, социальный, бытовой снобизм и др. К разряду интеллектуального снобизма относятся люди, для которых важно преимущество знака, подписи, этикетки над сутью самой вещи, значима не эстетическая ценность картины, книги или какой-либо другой вещи, а то, что на ней написано. Форма преобладает над содержанием. Иными словами, снобизм ценит объекты внешнего мира не за их качества, а только за то, что они нравятся «богемному обществу», к которому он мечтает быть причастным.

Английский писатель Артур Кестлер пишет: «Суть снобизма заключается в том, что при оценке того или иного явления происходит невольная подмена ценностей — какая-нибудь подпись, заключение эксперта или штемпель, удостоверяющий датировку вещи, для нас может оказаться важней ее самой и присущей ей красоты». Кестлер утверждает, что сноб способен повесить великолепную копию картины в подвал, а, узнав, что это подлинник, мгновенно перевесить ее в гостиную на самое видное место… Сноб, если это будет престижно, начнет читать «Капитал» К. Маркса или «Науку логики» Гегеля.

Снобизм – обратная сторона собственной ущербности, заурядности и бездарности. С ученым видом знатока сноб готов судить о достоинствах произведений искусства, хотя его знания ограничиваются лишь поспешным просмотром каталогов. Снобизм лишен подлинного собственного вкуса, и по этой причине вынужден приспосабливаться, то есть принимать, а затем выдавать за свою, точку зрения стороннего авторитета. Заимствованный вкус и привлеченные мнения отличительная особенность снобизма. Как флюгер, сноб держит «нос по ветру», стараясь во время подстроиться под запросы текущего момента. Снобизм можно уподобить юле, которая крутится и все время критикует; если только позволишь себе какое-то иметь мнение и к чему-то принадлежать, то юла упадет. Отсюда проистекает его сопряженность с ханжеством и лицемерием. От лицемерия снобизм отличается, прежде всего, тем, что до конца не отдает себе отчета, что он мнимый кажущийся интеллектуал, знаток или профессионал какой-либо сферы жизни. В обратном мнении его убеждают собственные манеры и вкусы.

Вместе с тем, из желания «казаться» снобизм превращается в мощного мецената искусств. Как заметил Олдос Хаксли: «Лицемерие — дар Божий; если бы не интеллектуальные снобы и не их деньги, искусство сдохло бы с голоду вместе со своими служителями». Так что и от снобизма есть хоть какая-то польза.

— Пап, а почему вот эта клякса на холсте стоит 10 миллионов долларов? — Сынок, клякса стоит пару центов, остальное идёт на зарплату полчищам искусствоведов и экспертов, которые объяснят нам всем, какой глубинный смысл, творческий прорыв и гениальное наитие в этой кляксе и почему она должна столько стоить.

Снобизм всегда сопряжен с ощущением уязвлённости человека, которого отвергает или не принимает высшее, по его мнению, общество. Она объясняется низкой самооценкой человека. Вообще, снобизм – это следствие неуверенности в себе, погашенное огромной амбициозностью и тщеславием. Стараясь нивелировать свой комплекс неполноценности, он старается казаться лучше, чем есть на самом деле. Было бы здорово, если бы он начал развиваться и самосовершенствоваться. Но, к сожалению, все заканчивается миражом и кажущейся иллюзией. Снобизм ограничивается уровнем подражания. Он палец о палец не ударит, чтобы усвоить передовые взгляды своего времени, расширить свое мировоззрение. Поверхностный снобизм, следуя своему принципу «Казаться, а не быть», удовлетворяется простой имитацией. Глупо ожидать от изначально неуверенного в себе человека, подстегиваемого собственным тщеславием, высокой морали и нравственности в поступках. Он стремится к какому-то чуждому ему обществу, зачастую не имея на это оснований. Свою не причастность к высшему слою общества снобизм компенсирует презрением к выбранной им группы недостойных.

В заключении анекдот о снобах: Один сноб приятелю: «Я только что из Ватикана. Меня принял папа и говорил со мной почти час. – «Знаю, — ответил приятель. — Он мне звонил».

Петр Ковалев 2013 год

Слово «снобизм» встречается в современной речи нечасто, но явление, которое оно обозначает, можно встретить в любом обществе. Сноб считает себя выше окружающих по причине своей принадлежности к особому клану, коллективу. Он считает, что достоин уважения, хотя на самом деле гордость, кичливость и зазнайство сноба отталкивают от него людей и вызывают раздражение.

Снобизм - что это?

Размышляя над тем, снобизм - что это такое, следует обратиться к этимологии этого слова. Относительно происхождения слова «снобизм» существуют разные версии, но все они сводятся к тому, что какой-то человек ставил себя выше других. В лексике данное слово закрепилось в 18-19 веках, когда говорили, что снобизм – это желание принадлежать к высшему обществу. Причем сноб зачастую был из более простых слоев населения, но всячески старался прослыть человеком из высших кругов.

Снобизм можно обозначить как ранжирование окружающих людей. В зависимости от присвоенного человеку ранга сноб выбирает манеру общения с ним. Его общение избирательно: пренебрежительная манера с теми, кто ниже рангом, и заискивающая с теми, в чей круг он хочет входить. Такая манера поведения может сочетаться с нетактичностью и неадекватностью по отношению к окружающим людям.

Снобизм может развиваться в одной из сфер или объединять в себе комплекс:

  • эстетический снобизм;
  • снобизм обеспеченных людей;
  • профессиональный снобизм.

Эстетический снобизм - что это?

В силу своей профессии людям искусства свойственен эстетический снобизм. Они считают себя более интеллигентными, интеллектуальными и воспитанными, нежели представители других профессий. Как результат, существует особая прослойка общества, чей снобизм ярко выражен и сочетается со . Эффект снобизма является причиной рождения фальши, зазнайства и уверенности в своем превосходстве.


Причины снобизма

К появлению снобизма приводят разные причины:

  • семья, в которой все было пропитано снобизмом;
  • провинциальный снобизм может вырасти из желания вырваться из «деревенского» окружения;
  • коллективное влияние на работе;
  • эгоизм, за которым человек не видит чувства и желания других людей;
  • узость и ригидность мышления, в результате которого сноб считает правильным и важным лишь определенное поведение и ;
  • заниженная самооценка, которую человек пытается компенсировать искусственным повышением своего статуса и унижением окружающих.

Снобизм - признаки

Сноб – это человек, который считает себя исключительным и достойным большего уважения, чем окружающие, поэтому основными признаками сноба являются:

  • различное отношение к людям разных категорий;
  • наигранная изысканность;
  • уверенность в том, что только его точка зрения самая правильная;
  • пренебрежение к людям, не соответствующим представлениям и интеллектуальному уровню сноба;
  • причисление себя к особому клану, интеллектуальной элите, сливкам общества;
  • нечувствительность к чужим проблемам и переживаниям;
  • завышенная самооценка.

Снобизм - хорошо или плохо?

Снобизм – понятие неоднозначное, однако социологи все-таки склоняются к тому, чтобы отнести снобизм к негативному явлению в обществе. Согласно психологии, снобы - это люди с преобладающим зрительным вектором. Они любят окружать себя красивыми вещами и приятными людьми. Они тонко чувствуют красоту природы, любят посещать музеи, читать художественные книги, ходить в театры. Им не нравится некультурное поведение, грубость, неформальные течения, низкосортное искусство. Эта положительная сторона снобизма, но она приводит к негативным последствиям.

Снобы выделяют себя в особый, приоритетный класс в обществе. Считая себя элитой, всех, не соответствующих их представлениям, они могут ставить ни во что. Другие люди для них – это люди второсортные, никчемные и недостойные внимания. Помимо этого, снобы являются противниками всего нового, нестандартного, нетрадиционного. Они утверждают, что только классическая культура и общепринятые традиции достойны внимания воспитанного человека. Хотя сами они далеко не всегда имеют настоящие познания в области культуры.

Снобизм и ханжество

Сноб и ханжа – это два разных понятия. Их путают между собой по той причине, что и первый, и второй считают себя выше других и смотрят на окружающих с пренебрежением. В остальном же эти понятия расходятся. Сноб искренне верит, что он лучше других, нравственно чище и культурнее. Он стремится общаться лишь с себе подобными и старается соответствовать их стандартам.

В отличие от сноба ханжа не имеет для себя определенных норм. Его требования касаются других людей, которых он хочет научить жизни, делает им замечания. Ханжа – это двуликий человек, имеющий двойные стандарты. Он не видит своих ошибок, но всегда замечает оплошности и грехи других. Он учит окружающих людей жизни, пытаясь этим показать себе и окружающим свою безгрешность, знания или высокие вкусы.

02.07.2018 9 101 0 Игорь

Психология и общество

Слово «снобизм» довольно редко можно встретить в устной речи в отличие от явления, обозначающего его. Современное общество буквально пронизано высокомерными людьми, которые считают себя выше других. Это и есть одно из проявлений снобизма. Разберемся, что он означает простыми словами и хорошо или плохо быть снобом.

Содержание:



Что такое снобизм?


Для любого общества свойственно расслоение – принадлежность людей к высшим и низшим слоям.

Снобизм – это явление, связанное с намерениями и желаниями тех, кто относится к низшим слоям общества, выставлять себя представителями высших кругов, благородных сословий. Понять значение этого слова невозможно без рассмотрения понятия «сноб», которое есть во многих языках мира.

Сноб – это человек, субъект, имеющий желание попасть в высший свет любыми путями и способами. Снобизм – это характерные для сноба манера поведения и образ его мыслей, его мировосприятие. Он проявляется в следующем:

  • в преднамеренном демонстрировании человеком своей значимости, важности и уникальности;
  • в подчеркнутом выражении манер, свойственных людям из высшего общества;
  • в фальшивой и искусственной изысканности, проявляющейся в: манере одеваться, поведении за столом, этикете, культуре общении и т.д.;
  • в ранжировании всех людей на принадлежащих к высшим и низшим слоям и в неумении общаться со всеми одинаково;
  • в привычке человека всегда поучить других, давать советы, критиковать их и считать свою точку зрения единственно верной;
  • в восхищении людьми из высшего общества и тщательном подражании их манерному поведению, способу жизни, повадкам и предпочтениям, в избирательном отношении к людям: пренебрежении к тем, кто занимает более низкое положение в обществе, и заискивании к тем, в чей круг общения хочет входить;
  • в стремлении прослыть человеком с высоким уровнем интеллектуального развития или авторитетом в какой-либо области человеческого знания;
  • в сильной зависимости от мнения окружающих;
  • в высокомерии человека, основанного на том, что он принадлежит к особому клану или коллективу;
  • в уверенности сноба в том, что все должны его уважать, любить и ценить.

Существует несколько вариантов происхождения этого слова :

  1. В 80-х годах ХVIII века снобом называли сапожника или его подмастерья. Это понятие обозначало простолюдина, который стремился перенять аристократические манеры.
  2. Слово «сноб» относится к более раннему периоду и происходит от латинского сокращения «s.nob.» (от латинского «sine nobilitate » – неблагородное происхождение). Снобами называли студентов, учившихся в Оксфордском и Кембриджском университетах, которые имели недворянское происхождение. Они в списках отмечались этой аббревиатурой, что означало запрет на посещение ими приемов, собраний, праздников, на которых должен был присутствовать король. Эти студенты были значительно богаче дворян, поэтому, подражая им, стремились, отсутствие благородного воспитания и светских манер, восполнить наигранной и полной безвкусицы роскошью. Такое поведение впоследствии стали называть снобизмом.
  3. Согласно народной точки зрения снобами на сленговом языке называли студентов неблагородных кровей в Итонском университете в 1810-1820 годах XIX века, которых противопоставляли ученикам благородного происхождения (от английского «noble» – дворянин).

В современном понимании слово «снобизм» употребляется в лексике c начала ХХ века.




Причины и признаки снобизма

Снобизм не является врожденным качеством личности. Его появление вызывается разными причинами :

  • родительскими установками и семейными ценностями, среди которых важное место принадлежало снобизму;
  • желанием вырваться из глубинки, провинции и стать городским жителем;
  • воздействием на человека рабочего коллектива, который пропитан снобистскими взглядами;
  • проявлениями эгоистических черт характера, когда человек принципиально игнорирует потребности и эмоции других;
  • ограниченностью и негибкостью мышления, кругозора, что ведет к формированию узких взглядов и приданию важности и ценности определенной манере поведения и свойствам характера;
  • очень низкой самооценкой и попытками человека неестественно повысить свой статус в глазах общественности, унижая и обижая окружающих.

Признаки снобизма:

  • необоснованная амбициозность, надменность и высокомерие сноба, отталкивающие от него других людей и вызывающие недовольство;
  • точка зрения человека о собственной исключительности и убеждение в том, что он достоин большего уважения по сравнению со всеми остальными людьми;
  • превозношение себя над другими;
  • отсутствие сочувствия и сопереживания проблемам окружающих;
  • пренебрежительное отношение к тем, кто не соответствует представлениям и уровню интеллектуального развития сноба;
    игра на публику, демонстративная изысканность;
  • непоколебимая убежденность в собственной правоте;
  • отнесение себя к представителям элиты, бомонду, высшему сословию, особому клану;
  • неодинаковое отношение к людям разного положения в обществе;
  • нарушение приличий, дурной тон, нетактичное и неадекватное поведение в обществе.




Виды снобизма зависят от того, в какой сфере человеческой жизнедеятельности он развивается:

  • Эстетический;
  • Интеллектуальный;
  • Профессиональный;
  • Снобизм элиты, богатых, людей особого статуса в обществе.

Быть снобом хорошо или плохо?

Слово «снобизм» еще со времен его первого употребления носило негативную окраску. Снобы обладают множеством отрицательных свойств человеческого характера. В обществе принято считать, что быть снобом – плохо и некрасиво. Ведь они очень часто ведут себя неадекватно. Им не свойственна и противоестественна простота и искренность человеческого общения, как с вышестоящими, так и с подчиненными. Они всегда подразделяют людей в близком окружении на достойных и недостойных своего внимания. Единственным нюансом, с которым связано употребление слова «снобизм» в последнее время, является придание ему некоторого сарказма, небольшой доли иронии. Существует множество людей в современном мире, которые с радостью и особой гордостью называют себя снобами.



Психологическая наука рассматривает сноба как человека, у которого преобладает визуальный вектор. Они эстеты, тонкие ценители всего прекрасного, окружающие себя красивыми предметами и милыми собеседниками. Они умеют видеть красоту окружающего мира, являются постоянными посетителями музеев, различных выставок, конкурсов красоты, театров и художественных галерей. Они с отвращением относятся к различным формам проявления невежества, плодам творчества низкого сорта и неформальным направлениям в искусстве. Это достоинство, положительная черта снобизма и ведет к неблагоприятным последствиям.

Каждый сноб причисляет себя к особому, приоритетному общественному слою, сливкам общества . Относя себя к элите, высшему рангу, всех тех, кто выходит за рамки этого круга, снобы ни во что не ставят, стараясь унизить и доказать их убогость и несостоятельность. Они называют других людей второсортными, недостойными уважения и никчемными. Все новое, нестандартное, необычное, противоречащее их привычному взгляду, они яростно порицают и отвергают. Они убеждают всех в том, что только классика в культуре и устоявшиеся на протяжении веков обычаи могут быть удостоены внимания современного культурного и воспитанного человека. Несмотря на то, что их личные интеллектуальные познания в области культуроведения очень ничтожны. Сноб – достаточно претенциозный тип человека, но с очень жалким внутренним потенциалом и энергией.



Правила поведения со снобом:

  1. При встрече с человеком, который пренебрежителен с вами, пытающимся вас унизить или оскорбить, старайтесь не вступать в конфликт и не общаться с ним. Объяснения в его неправоте он не примет, а если вы будете обращать на него свое внимание, то это приведет вас к душевному расстройству и опустошению, что не является в данной ситуации разумным решением.
  2. Постарайтесь воспринимать его с небольшой долей юмора, как временные неприятные условия погоды.
  3. Достоинство и адекватное поведение – ваше главное оружие в схватке со снобом.
  4. Никогда не опускайтесь до оскорблений и уровня противника.

Сноб и ханжа – одно и тоже?

Это два слова с абсолютно разным значением. Их единственным сходством является то, что и тот, и другой пренебрежительно относятся к окружающим и превозносят себя над другими.

Отличительные особенности этих двух понятий представлены в таблице.

Сноб

Ханжа

свойственна искренняя вера в свое превосходство, исключительность, более высокую нравственную чистоту, культурность по сравнению с другими людьми

характерно отсутствие любых норм, которым он следует

стремление общаться с высшими слоями общества, подражание им и всяческое старание соответствовать их стандартам и эталонам

все претензии ханжи относятся к другим людям, которых он поучает, которым дает наставления и высказывает свои замечания относительно их поведения, сам же он не стремится к лучшему, к совершенствованию и развитию

живет в соответствии с определенными нормами и старается общаться лишь с теми, кто этим нормам соответствует

двуличный, лицемерный человек, который сам делает одно, а других учит жить по-другому, ему свойственны двойные стандарты

пытается унизить других с целью поднятия личной самооценки

не замечает своих ошибок, но всегда указывает на грехи и недостойное поведение другим людям

обладает чувством прекрасного и стремится к развитию

демонстрирует на публике свою притворную праведность, невинность, высокие интеллектуальные способности и хороший вкус, на самом деле не обладая ничем этим

Важно! Снобы выставляют себя более высокообразованными, умными и культурными людьми. В профессиональной сфере деятельности снобизм часто проявляется через звездную болезнь. Зарождение фальши, мании величия, хвастовства, напыщенности, спеси и убежденности в своем превосходстве – основные причины, лежащие в основе эффекта снобизма.

Многие люди полагают, что сноб - это высокомерный человек, находящий себя лучше остальных по какой-либо причине, гордящийся этим и явным образом демонстрирующий своё превосходство. Другие люди обычно находят его манеры поведения отталкивающими, так как им неприятно видеть явное и необоснованное преуменьшение собственного материального, интеллектуального, культурного либо иного уровня. Основным личностным качеством сноба можно назвать гордыню и самолюбие, направленное в сторону тщеславия.

Кто такой сноб?

Сноб - это личность, склонная к самолюбованию, обладающая манией величия и преклоняющаяся перед тем, что, по его мнению, имеет принадлежность к высокому и престижному. Для него свойственна черта преувеличивать значимость каких-то вещей.

Сноб очень тщательно соблюдает правила стиля того круга людей, к которому хочет относиться. При этом он искренне полагает, что наиболее тонко и правильно понимает все требования характерной моды. Стили поведения снобов сводятся к преклонению перед тем, что ценит элита. Но предметы или произведения искусства признаются не из-за их истинной ценности, а потому, что их свойства понимают представители высшего класса, на которых нужно походить.

Сноб испытывает необходимость в том, чтобы наслаждаться собственной значимостью. Но это невозможно в одиночестве, так как он чувствует необходимость выделяться на фоне других. Кроме того, слабые духом люди не способны долго находиться наедине с собой.

Что характерно для личности сноба?

Для сноба свойственно прекращать отношения с человеком, который поступает не по требуемым им завышенным нормам. При этом если представитель высокого класса, к которому хочет относиться и гордец, также допускает аналогичную оплошность, то это остаётся незамеченным. То есть сноб обрывает отношения с хорошим и умным человеком, если он покупает продукты на рынке, а не в элитном супермаркете. Но при этом, если известное лицо, которому подражает гордец, поступает аналогичным образом, то лицемер подтверждает правильность его выбора. Для сноба часто свойственно преувеличение значения системы разделения на классы в обществе.

Другие люди обычно даже не собираются с ним конкурировать или доказывать своё превосходство, а до его появления даже и не догадываются о том, что у них что-то не так. Сноб испытывает интуитивное желание развить в знакомых и родственниках ущербное чувство и возвыситься за их счёт.

Каким образом сноб выбирает круг своих знакомых?

При этом нельзя сказать, что сноб нечестен в своих поступках, так как он на самом деле считает себя лучше других. Этот человек полагает, что его знания особенны, манеры поведения изысканны, вкус утончённый или происхождение более знатное, чем у других людей. Сноб не поддерживает отношений со знакомыми, которые не «дотягивают» до его уровня, а если такие люди случайно попадают в его окружение, то обрывает с ними все контакты.

Для сноба очень важно в чём-то превосходить других людей, поэтому такой человек может сначала обратить внимание на то, чего нет у большинства, и сделать собственные выводы об их несостоятельности. После этого он намеренно демонстрирует своё превосходство, создавая в умах знакомых иллюзию необходимости обладания тем же, что есть у него. Из-за отсутствия у людей подобного критерия сноб негласно указывает (жестами, мимикой, поступками) на их низкий статус. Манера общения сноба состоит в том, чтобы смотреть мимо собеседника, цедя слова сквозь зубы.

Чем гордится сноб?

В качестве предмета для гордости может выступать талант, крупная денежная сумма, наличие связей с высокопоставленными людьми и прочее. Бывают и обратные случаи, когда сноб наглядно демонстрирует своё превосходство в способности обладания чем-то меньшим, чем его знакомые, или просто другим. По большому счёту снобу абсолютно безразлично, в чём состоит преимущество. Его манера общения в том, чтобы в любой ситуации представить свои взгляды и имущество как самые правильные.

Можно привести множество примеров:

  1. Ноутбук лучше, чем стационарный компьютер.
  2. Устаревшая и простая модель телефона предпочтительнее новой и ультрасовременной.
  3. Дом за городом лучше, чем квартира в элитном центральном районе (бывает и наоборот).
  4. Более современная техника лучше той, что была куплена даже год назад.
  5. Антикварные изделия ценятся выше любых других.
  6. Маленький автомобиль лучше большого, так как манёвреннее.
  7. Дорогой крупный автомобиль лучше небольшого, так как престижнее, и прочее.

Разновидности снобов

Предпочтительность качественных фирменных вещей обычному ширпотребу знают многие. Но не всегда есть возможность или даже желание приобретать, например, кожаный ремень престижного и лучшего бренда. Разумное решение — покупка такого же по функциональности товара торговой марки среднего уровня, которую делает адекватный в своих поступках человек. И общество полностью принимает его выбор.

Но существует определённый тип людей, буквально поклоняющихся брендам. Обычно эти индивидуумы обладают немалым комплексом неполноценности. Они считают, что пусть будет куплена обычная даже некачественная вещь с лейблом, чем полностью натуральная и приличная, но без него. Такие люди увеличивают собственную значимость в своих же глазах, приобретая всё большее количество товаров элитных торговых марок.

Также бывает снобизм, основанный на непоколебимой уверенности в превосходстве по умственным качествам или внешней привлекательности. Бывает так, что это происходит на религиозном уровне, так как приверженцы правильного вероисповедания попадают в Рай, а все остальные - в Ад. Или же чувство превосходства возникает по отношению к людям с тёмным цветом кожи или к жителям стран третьего мира. Такой человек и общество не состоят в гармоничных отношениях, потому что личность испытывает внутренний протест перед своим происхождением.

Снобизм в искусстве проявляется в утверждении, что оценить настоящее произведение человек со стороны не способен. Как будто в этом и есть здравый смысл, но на самом деле настоящий творец создаёт что-либо по велению внутреннего голоса. А ценитель или же интеллигентный человек, интересующийся искусством, может увидеть в произведении что-либо для себя, почувствовать это, не обладая какими-либо определёнными знаниями.

История возникновения

Понятие «сноб» возникло в Англии и обозначало человека профессии «мелкий сапожник». Затем этим словом стали называть личностей, желающих приобщиться к высшему обществу и втирающихся в окружение аристократов. В то время лицемер не обладал соответствующим вкусом в одежде, чем был очень заметен. Но постепенно это качество исчезло, так как современный сноб - это человек, который выглядит модно и стильно.

Типаж «английский сноб» появился в Великобритании в Викторианскую эпоху как следствие возникновения коммерческой аристократии — нового социального класса. Для его представителей свойственно не знатное происхождение, но значимость в политических и экономических сферах. В то время существенное влияние имели аристократы и землевладельцы, но новый класс всячески стремился к приобретению соответствующего статуса.

Сноб - это просто выскочка?

Нельзя назвать сноба обыкновенной выскочкой уже просто потому, что он очень тщательно заботится о том, чтобы сохранить втайне всю информацию о своём низменном происхождении. При этом только сноб может так полагать, поскольку все его знакомые вовсе не считают, что с их социальным статусом связана какая-либо требующая сокрытия проблема.

Также об этом свидетельствует его вера в свою неповторимость и убеждение в праве занимать высокое положение. Но известные люди по большому счёту не интересуют его как личности, так как ему от них нужна лишь принадлежность к высокому классу.

Например, карьерист может стараться общаться с богатыми и успешными людьми для того, чтобы перенять у них знания и опыт, наладить отношения, которые, возможно, будут способствовать продвижению по служебной лестнице, завести новые знакомства. А вот сноб полагает, что он и так относится к знатным людям, поэтому должен общаться только с ними. Он словно играет роль в театре, сам создавая для себя декорации.

Сноб-интеллектуал, культурный и музыкальный гордец

Существует такая разновидность, как сноб-интеллектуал, появившаяся в XX веке. Это свойственно и для современного британского общества. В основе такого снобизма - особенные умственные способности, замечательный утончённый вкус. Как разновидность интеллектуального снобизма рассматривается человек, который разбирается в вине (считает себя таким). Он полагает, что его знания и вкус особенны.

Также существует культурный сноб. Это человек, разбирающийся в культуре, литературе, искусстве, обладающий энциклопедическим умом, бывающий в картинных галереях.

Музыкальный сноб - гордец, который глубоко увлечён музыкой и многое знает о ней. Приобретает диски в большом количестве, посещает концерты, отслеживает новейшие тенденции, разбирается в музыкальных направлениях, всегда осведомлён о выходе новых альбомов и с нетерпением ожидает их. Такой человек наиболее безобиден из всех видов снобов. Его собеседники для многочасовых разговоров о рецензиях, композициях и прочем в основном находятся в интернете. На самом деле нельзя сказать, что сноб - в полной мере интеллигентный человек, так как он лишь создаёт видимость такового.

Фешенебельные, офисные и снобы-буржуа

Существуют снобы, обладающие существенным материальным достатком, позволяющим приобретать вещи, что многим недоступны. Покупают эксклюзивные товары лишь ради престижности обладания ими снобы-буржуа.

Фешенебельный сноб — это человек, которого интересует модная и дорогая одежда известных брендов. Такие люди с неодобрением относятся к обладателям простых и недорогих вещей.

Человек, занимающий промежуточные руководящие должности (заместитель начальника, руководитель отдела), может определяться как офисный сноб. Значение этого понятия в преклонении перед руководством и высокомерном отношении к нижестоящим по должности сослуживцам.

Англичане сами по себе считаются высокомерной нацией, поэтому их часто обвиняют в снобизме из-за излишней самоуверенности. Для современного британского общества свойственно проявление снобизма в любом социальном классе по отношению к представителям нижестоящего сословия.