Кунсткамера снаружи. «Приносить родившихся уродов и всех найденных необыкновенных вещей»

Вопрос продолжительности жизни человека на протяжении тысяч лет будоражит умы людей. Это самый важный вопрос для любого взрослого, который живет на земле.

Тысяча лет жизни

Согласно библейским записям, самому старому человеку в истории было почти тысячу лет. Он жил несколько веков назад и звали его Мафусал. Прожил он долгую жизнь и умер в возрасте 969 лет. И в то время, согласно священным писаниям, это был нормальный возраст. Впрочем, написано об этом только в Библии и никаких других данных об этом долгожителе нет. Поэтому кто-то верит в его существование, кто-то нет. Но даже сейчас есть документальные подтверждениям тому, что случаи долгожительства бывают. Некоторым, как и раньше, покорялся рубеж в сто лет. Практика показывает, что таких фактов не мало.

В Японии продолжительность жизни больше, чем в других странах мира. На конец 2012 года в стране было почти 45 тысяч человек, которые перешагнули рубеж в сто лет. Причем, среди них абсолютное большинство – женщины. Получается, что в Японии на каждые 2900 человек приходится один долгожитель.

Сейчас самый старый человек в мире живет в Японии. В 2012 году бывшему почтальону по имени Дзироэмон Кимура исполнилось 115 лет. И для своего преклонного возраста он живет довольно активно. Каждый день мужчина читает газеты, вникает в трансляции заседаний местного парламента, то есть стремиться знать все, что происходит вокруг него.

По другим данным, самый старый человек – это жительница Грузии Антиса Хвичава. Женщина в 2012 году отметила свой 132 день рождения. Однако, стопроцентных доказательств ее солидного возраста нет. Осенью 2012 году долгожительницы не стало. Но до самой своей смерти она мыслила здраво, играла в нарды, и даже позволяла себе выпить рюмку водки в день. Еще одна долгожительница прославила Сальвадор. Крус Эрнандес Ривас стукнуло 130 лет. И до ста лет женщина работала – она была акушеркой. Впрочем, и тут нельзя документально подтвердить возраст – никаких доказательств нет. Все данные основаны только на словах самой долгожительницы.

Российские долгожители

В России тоже встречают жители, и не мало, которые празднуют свой вековой юбилей и живут дальше долго и счастливо. Но таких людей, по сравнению с другими странами, не так уж и много. К примеру, в Книге рекордов Гиннеса, с момента ее появления, ни разу не было записи о людях-россиянах, которые прожили долго.

Поскольку умирать не хочет никто, а все хотят жить чуть ли не вечно. И именно поэтому информация о людях, которые отмечают солидные даты, воспринимается с большим интересом.Предостаточно долгожителей есть на Кузбассе. В области примерно сто жителей, которые уже отпраздновали сотый день рождения. Среди них, возможно, и живет самый старый человек России. Ее имя Анищук Екатерина Трофимовна. В январе 2012 года ей исполнилось 109 лет.

Дедушка Магомед

Ну а предыдущим самым старым жителем России был Магомед Лабазанов, житель Дагестана. Его не стало осенью 2012 года. Он умер на 123-м году жизни.

На протяжении долгого времени он считался самым старейшим жителем России. Магомед Насибович появился на свет, по его же собственным словам, в селе Гедари Цумандинсского района 1 мая 1890 года. В родном селе его называли дедушка Магомед. И к его возрасту относились почтенно, к мудрейшему мужчине люди приезжали за советом из разных уголков республики.

И не удивительно, руководство Кизлярского района называло Магомеда Лабазанова достойнейшим примером для молодого поколения. Получается, что дедушка Магомед стал свидетелем Великой Отечественной войны, депортации в Казахстан Чеченского народа. Последнее для Лабазанова было немаловажным, ведь до ВОВ он работал в Чечне на лесопилке. По возвращении из казахстанских степей, дед стал заниматься животноводством. А на пенсии вернулся в Дагестан, где вместе со своей семьей остался жить в селе Старая Серебряковка в обществе внуков и правнуков. Он пережил двух жен и троих своих детей из четырех.


Дедушка Магомед два раза был женат. Первая супруга была рядом 9 лет. Она не родила своему мужу детей. Ну а второй жене Магомед хранил верность до конца своих дней. Женщина была младше своего избранника на 19 лет, ее не стало на 89 году жизни.

При жизни Магомед Лабазанов с радостью делился секретами своей долгой жизни. Это правильный образ жизни. Дедушка никогда не курил и не пил. И кроме этого, ел в меру. Особо любил кукурузные лепешки, сыворотку, фрукты, овощи и зелень.

Дагестанец не учился грамоте, но вот назвать его неграмотным ни у кого язык не поворачивался. Родственники говорят, что Магомеда Насибовича не раз хотели записать в Книгу рекордов Гиннеса. В семью постоянно приезжали специалисты из разных стран мира, чтобы узнать у долгожителя секреты долголетия. К слову, тогда на Книгу рекордов не было времени. Семья была занята, сам Магомед почти до смерти ходил в мечеть, на каждую молитву. Родственники называют главной причиной долголетия своего отца, деда и прадеда – физическую активность, движение и труд. У мужчины было 4 сына, 9 внуков, а так же 12 правнуков.

День Рождения долгожителя

Кстати, в списках долгожителей немало людей, которые связали свою жизнь с научной или публицистической деятельностью. В России довольно много знаменитостей, которых не стало в преклонном, почтенном возрасте (стоит отметить, что человек считается долгожителем, если он отметил свой 90-й день рождения). Так, Советский военачальник, Министр Обороны СССР Соколов Сергей Леонидович скончался в возрасте 101 года. Советский актер Николай Анненков прожил до 100 лет. Мастер политической карикатуры Борис Ефимов умер на 109 году жизни. Русская балерина Марина Семенова умерла, когда ей было 101 год, во столько же лет не стало и хореографа Игоря Моисеева.

Долгожители

Стоит отметить, что в большинстве случаев, при вычислении самого возрастного жителя планеты, огромной проблемой становятся документальные данные. Они часто оказываются утерянными, ведь большинство сегодняшних долгожителей родились еще в девятнадцатом веке, в то время, когда к документам относились не так бережно, как сейчас.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Санкт-Петербург. День 2. Кунсткамера November 30th, 2010

Почти на самой стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге находится Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Он является первым музеем России, который был учреждён императором Петром I. Именно здесь я укрылся во второй день своей поездки в город на Неве, когда на улице пошёл дождь. Всё, что мне было известно до этого о Кунсткамере так это, что там выставлена на всеобщее обозрение коллекция "уродцев" — анатомических редкостей и аномалий. Но как оказалось — большую часть музея занимают предметы старины, раскрывающие историю и быт многих народов мира.


Стоимость входного билета в музей составляет 150 рублей, а право на проведение фотосъёмки — 100 рублей. Хотя в итоге фотографии получились не очень хорошими из-за плохого освещения. В основном экспозиции находились в каком-то полумраке.
2.


Не все залы также были посвящены народам мира — в некоторых выставлены картины и даже фотографии известных и не очень мастеров.
3.


Осмотр музея начинается с 1 этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.
4.

Здесь можно увидеть представителей различных народов — от Аляски до Калифорнии.
5.

6.

7.

8.

На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, представлены коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка.
9.


Также здесь можно увидеть макеты различных строений японцев и образцы их традиционной одежды.
10.

11.


В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых.
12.

13.


14.


На 2 этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены "уродцы", нельзя фотографировать. Мне удалось запечатлеть только маску, снятую с лица русского императора после его смерти.
15.


Рядом находится зал (напоминающий библиотеку), посвященный этнографии Индонезии и соседних островных государств.
16.


Здесь представлена культура и традиционные занятия народов, проживающих в этом регионе.
17.


18.


19.

20.

21.

22.

23.


Основу коллекции, посвященной материковой части Юго-Восточной Азии — Индокитая, составляют предметы, собранные сотрудниками музея и российскими востоковедами, а также вещи, подаренные коллекционерами или приобретенные у них.
24.


Бронзовая статуя Будды Гаутамы.
25.

В большом объединённом зале размещена экспозиция, посвящённая Китаю, Монголии и Корее.
26.


Модель монгольской юрты.
27.


28.


29.


30.

31.

Рикша — один из распространённых видов транспорта в Южной и Восточной Азии.
32.


На последнем 3 этаже, который открыт для свободного посещения (4 и 5 этаж только для записавшихся ранее на экскурсию), воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.
33.


Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV — XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей.
34.


35.


А в это время за окном шел дождь. На противоположном берегу можно увидеть здания Адмиралтейства и Эрмитажа.
36.


Один раз Кунсткамеру стоит посетить — и всё ради знаменитой коллекции "уродцев".

ведущий хранитель анатомических коллекций

Первые диковины русский царь приобрел в 1716 году в Амстердаме. Коллекцию редких животных, раковин, рыб и насекомых, привезенных из дальних нидерландских колоний, собрал аптекарь Альберт Себа. Множество видов ящериц, змей, крокодилов, черепах, земноводных, десятки видов птиц и млекопитающих, происходивших из тропических областей Старого и Нового света стали доступны жителям Санкт-Петербурга уже в 1718 году. Коллекцию Себы можно было увидеть в здании Кикиных палат, где тогда размещалась Кунсткамера. Восхищенные отзывы иностранных гостей дошли до наших дней. Зверь, похожий на еловую шишку (панголин), и жаба, которая, как тогда о ней писали, «из своей спины щенят рожает», небольшой зверек, покрытый броней, напоминающей кольчатые латы, (броненосец), и красивые птички с желтым, красным и голубым оперением, которых любил показывать гостям сам царь, - все это вызывало неподдельное изумление.


Витрина «Коллекции Альберта Себы и Фредерика Рюйша» экспозиции «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры»

В тридцатых годах девятнадцатого века Кунсткамера дала рождение специализированным музеям, передав им часть своих коллекций. Так коллекцию Альберта Себы унаследовал Зоологический музей. Она не только привлекала посетителей в новое петербургское заведение, но и сто лет спустя продолжала вызывать большой интерес ученых. Богато иллюстрированный четырехтомный каталог послужил материалом для знаменитого шведского натуралиста Карла Линнея при разработке систематики животного мира, использующейся зоологами до сих пор.

Как Россия приобрела коллекцию анатомических диковин из Голландии

Во второй половине XVII столетия голландский анатом Фредерик Рюйш разработал новую методику консервации, которая предохраняла труп от разложения. Это было огромным достижением для науки того времени. Еще не были изобретены такие консерванты, как формалин, и все анатомы работали в отчаянной спешке, чтобы успеть зарисовать или подробно описать особенности внутреннего строения тела до того, как оно начнет разлагаться. Поспешность часто приводила к ошибкам и искажениям в изображении строения органов.


Рюйш же с помощью шприца вводил в кровеносные сосуды мертвого тела минимально вязкую нагретую жидкую красную массу, способную проникнуть в мельчайшие ответвления сосудов. Когда эта масса, подобная воску, остывала и становилась твердой, она уже не могла вытекать обратно и надежно предохраняла препарат от порчи.


Препараты Рюйша казались наполненными живой кровью, а кожа, через которую просвечивали сосуды с излюбленной им красной инъекцией, приобретала естественный телесный оттенок. Обработанные таким образом тела оставались пригодными для показа в течение долгих лет, облегчая преподавание анатомии и становясь иногда неоспоримым аргументом в научных спорах.


Портрет Фредерика Рюйша. 1702 г. Ю. Поол. Амстердам. Гравюра на металле

Всю свою долгую жизнь Рюйш оставался практикующим врачом. С 1666 года он работал в Амстердаме на должности городского анатома, который должен был проводить публичные вскрытия в анатомическом театре. Вскоре ему поручили обучение акушерок и работу городского судебного медика. Эти не слишком приятные обязанности позволяли ему получать тела умерших для собственных исследований, усовершенствования методики и накопления препаратов, которые он хранил дома. Рюйш был также профессором анатомии и ботаники в учебном заведении, называемом Athenaeum Illustre, - предшественнике Амстердамского университета.


Рюйш собирал препараты, необходимые для преподавания: внутренние органы тела, эмбрионы и плоды человека от еле различимого глазом зародыша до новорожденного, скелеты и черепа плодов, детей и взрослых. Свой домашний музей Рюйш показывал всем желающим. Он был великолепным популяризатором анатомии и, щадя чувства посетителей, прикрывал места отреза детских головок, ручек и ножек кружевами и салфеточками. Он вставлял в детские головки искусственные глаза и снабжал свои препараты изречениями о тщетности и быстротечности жизни - так голландец наделял смерть изяществом и превращал мертвое тело в произведение искусства. Его музей производил неизгладимое впечатление на посетителей того времени. Люди называли его коллекцию «восьмым чудом света».






Еще одну часть коллекции Фредерика Рюйша составляли препараты патологии и уродств. Он старался не показывать их простым посетителям, они предназначались для специалистов. Рюйш был уникальным ученым, наделенным великолепным зрением, феноменальным чутьем профессионала и умелыми руками - современники говорили, что он обладает глазами рыси и руками феи.

К сегодняшнему дню голландские и русские исследователи лучше всего изучили препараты именно этой части коллекции. Исследования показали, что коллекция Рюйша является не только памятником истории анатомии и искусства барокко, но все еще обладает большим научным потенциалом, вызывая интерес современных генетиков и специалистов в науке об аномалиях. За коллекцию Рюйша петровская Россия заплатила 30 тысяч гульденов - при пересчете на современные деньги эта сумма составила бы более миллиона долларов.

Как и почему Кунсткамера собирала российские редкости

Третья коллекция аномалий была собрана в России по знаменитому указу Петра I. Многие посетители Кунсткамеры и сегодня приходят в музей с убеждением, что это было причудой царя. Между тем Петр I просто действовал в русле европейских тенденций изучения анатомии.


В работе «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (издана в 1620 году) английский мыслитель Фрэнсис Бэкон предлагал описывать природу по трем направлениям: область обычных явлений; область отклонений; история механики и технических изобретений. В центре изучения второй области были «уклонения природы, уродства и диковины, когда природа отклоняется и удаляется от своего обычного хода». Знание причин отклонений, по мнению Бэкона, способствовало бы более тщательному описанию нормального хода природы.


Бэкон рекомендовал создать собрание или «частную естественную историю диковин и чудесных порождений природы - словом всякой новизны, редкости и необычности в природе», ведь без серии примеров невозможно прийти к достоверному, проверяемому выводу. Предложенное Бэконом описание явлений природы с точки зрения нормы и исключения, как и создание коллекций, представлявших разнообразие природы, было принято европейскими научными сообществами. Такой подход применялся и при изучении анатомии и законов развития организмов.

Петр I решил собирать «монстров» в России, издав в 1704 году указ, чтобы младенцев, рожденных уродами, не убивали и не таили, а сообщали о них приходским священникам. Желание бороться с суевериями и просвещать народ привело в 1718 году к изданию указа, в котором царь объяснял причины возникновения уродств и требовал приносить их городским властям по всей России.

Из указа Петра I , Императора Всероссийского:

«Таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действия дьявольского через ведовство и порчу, чему быть невозможно. Ибо един Творец всея твари Бог, а не дьявол, которому ни над каким созданием власти нет, но от повреждения внутреннего, также от страха и мнения матернего во бремени, как тому есть примеры, чего испужается мать, такие знаки на дитяте бывают. Также когда ушибется или больна будет и прочее»

`

После выхода императорского указа мертвые младенцы и детеныши животных с различными аномалиями развития довольно часто поступали в Кунсткамеру, а приносившие их получали в соответствии с указом вознаграждение. Первые шаги в изучении уродов сделал в России немецкий анатом Дювернуа, прибывший в Петербург для работы в учрежденной в 1724 году Академии наук.

Тератологическое собрание Кунсткамеры продолжало расти. К моменту публикации первого каталога музея в 1742 году в нем было перечислено уже 46 «монстров». Эта коллекция, пополнявшаяся и в последующие годы, служила базой для работ по тератологии - делавшей первые шаги науки об аномалиях. Тератология развивалась медленно, в спорах и конфликтах приверженцев разных точек зрения на происхождение уродов: одни считали их результатом Божьего промысла, другие - несчастной случайности. Дискуссия была так актуальна, что даже дала название этому периоду в науке: время «спора о монстрах».


Чучело двухголового теленка. Конец XVIII – начало XIX вв. Санкт-Петербург

Сейчас в тератологической коллекции Кунсткамеры насчитывается около 170 препаратов. В разное время с ней работали многие ученые Академии наук, но по значимости открытий в эмбриологии и тератологии первым должен быть назван Каспар Фридрих Вольф , задумавший даже труд по теории уродств. Скоропостижная смерть прервала его планы. Все хранители анатомических коллекций Кунсткамеры уделяли внимание тератологической коллекции - например, высоко ценил ее знаменитый эмбриолог Карл Бэр. Сегодня коллекция Кунсткамеры имеет историческое значение, а тератологией занимаются в специализированных медицинских институтах.

Как анатомические коллекции Кунсткамеры стали первым материалом для исследований Академии наук

В 1718 году Петр I начал строительство нового здания для Кунсткамеры на берегу Невы. Кроме музея, в нем планировали создать обсерваторию, физический кабинет, библиотеку и анатомический театр, в котором можно было бы производить вскрытие мертвых человеческих тел в присутствии зрителей. Здания, построенного для столь широкого комплекса задач, Петр еще нигде не видел. Он считал, что Академия наук, созданная по его замыслу, должна размещаться в этом же строении.

28 ноября 1724 года Петр поставил подпись под проектом учреждения Академии наук и художеств. В этом же году все коллекции, собранные в Кунсткамере, были переданы учрежденной Академии как база для научных исследований. Для работы в Академии были приглашены иностранные ученые. Философ Христиан Вольф в письме к Леонарду Эйлеру, приглашенному работать в Россию, писал: «Вы едете теперь в рай для ученых». В Петербурге действительно все было предусмотрено для людей науки: например, анатомы могли очень часто исследовать тела мертвых людей, чуть реже - уродливых младенцев и даже вскрывать таких редких животных, как лев, морж, кит и слон. Практически на пустом месте в новой российской столице удалось создать центр прогрессивных научных исследований, о чем еще несколько десятилетий назад Петр мог только мечтать.

Кунсткамера – один из тех музеев, которые каждому гостю Санкт-Петербурга посетить необходимо. «Кабинет редкостей» был открыт первым российским императором Петром I в 1716 году, но с тех пор посетителей здесь ничуть не убавилось. А ведь сначала государь всеми правдами и неправдами заманивал местных жителей в диковинный музей! Заглянем?

Дуть туда

1. Флейта из человеческой кости

Для ритуальной флейты монгольские шаманы использовали исключительно кость из бедра девственницы. Дуть в этот музыкальный инструмент простым смертным было строго запрещено – с его помощью жрецы вызывали духов трех миров.

Много каши кушал

2. Французский великан

Тут, конечно, можно поспорить об этической стороне вопроса. Выглядит немного аморально, но если учесть, что огромный француз ростом 226, 7 см Николя Буржуа был обласкан императором и семь лет прожил при дворе в чине лакея, все выглядит не так уж плохо. Если бы не одно НО… После смерти Буржуа от апоплексического удара Петр I приказал установить его скелет в одном из залов. Говорят, после пожара 1747 года, в котором загадочным образом исчезла голова, скелет Николя с чужим черепом бродит по залам в поисках пропажи.

3. Русский карлик

Федор Игнатьев, человек с конечностями-клешнями, чей рост составлял всего 126 см, 16 лет провел в музее в качестве живого экспоната. Его Петр I любил ничуть не меньше, чем Николя Буржуа – частенько захаживал в Кунсткамеру затем, чтобы поздороваться с карликом за руку.

4. Голова Марии Гамильтон

История проста и коротка: любовница императора Мария Гамильтон, обвиняемая в детоубийстве, была обезглавлена. По легенде, Петр I поцеловал отрубленную голову и отдал ее все туда же, в Кунсткамеру. А потом ее утащили на Родину пьяные английские моряки.

Одна голова хорошо, а две лучше

5. И снова о головах

Известно, что со своим «Великим посольством» Петр I побывал в Голландии, где помимо корабельного дела обучался другим полезным вещам. Там он и познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем, чья коллекция необычных препаратов ужасала и восхищала всю Европу. За 30 тыс. гульденов государь купил у врача несколько тысяч экспонатов, они и составили основной фонд музея. Среди самых интересных – двухголовый скелет ребенка.

6. Бронзовая кошка

Кису, приносящую несчастья, сотрудники спрятали в запасники музея от греха подальше – по легенде, кошка время от времени моргает и того, кто при этом присутствует, ждет скорая смерть. Некий студент однажды решил переночевать в одном помещении со статуэткой… Под утро беднягу не нашли. И только бронзовая животинка зловеще ухмылялась.

7. Еще одна легенда гласит, что неисправные часы из красного дерева, привезенные из заграничного военного похода одним офицером, умеют предсказывать смерть. Иногда стрелки начинают двигаться в обратном направлении сами по себе. И как только они останавливаются на отметке 9:45, умирает кто-то из сотрудников Кунсткамеры.

Петербург - это не просто город белых ночей и трех революций, где безостановочно разводят мосты и пьют винишко на крышах. Настоящих ценителей изящной культуры Питер радушно встречает обилием музеев и выставочных залов, где полной грудью можно надышаться красотами. Благо имеется повод, чтобы лишний раз припасть к высокому искусству.

31 января 1714 года, 304 года назад, по указу Петра I в Санкт-Петербурге был создан «Государев кабинет», более известный как Кунсткамера. Сегодня это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, где на одном квадратном метре собрано максимальное количество удивительной дичи и поражающих воображение экспонатов со всего мира.

В честь этого знаменательного события, Отвратительные мужики собрали для вас топ-7 интересных диковинок, которые вам точно стоит увидеть. Помимо заспиртованных мутантов, разумеется.

Ладья небесная. Китайская заводная игрушка
Едва ли не старейший экспонат Кунсткамеры

Деревянная игрушка с заводным механизмом, представляющая из себя ладью, на которой знатный купец в сопровождении когорты слуг отправляется в путешествие. Небесной эта ладья называется в память об императоре Цинь Ши-хуане, жившем в III веке до н. э. Этот хозяин Поднебесной частенько задумывался о вопросах бессмертия и направил в неизвестность череду экспедиций, которые призваны были найти в море острова с небожителями. Император полагал, что бессмертные движутся по времени именно на таких небесных ладьях.

Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.

Флейта из человеческой кости
…Из бедра девственницы

В тибетской традиции флейта носит название Ганлин . Изготавливалась из бедренной человеческой кости , обработанной таким образом, чтобы можно было извлекать из нее звук. Шаманы считали, что самым лучшим материалом является часть ноги девочки-подростка из семьи брахманов, хотя подходящими были и кости преступников, погибших насильственной смертью.

Шаманы из Монголии использовали флейту для вызова духов трех миров, при этом дуть в инструмент просто так категорически запрещалось.

Скелет Николя Буржуа
Двухметровый телохранитель Петра I с чужой головой

Известно, что Петр I был тем еще затейником и любил путешествовать по загранице. Любознательный император привозил в Россию не только необычные предметы и анатомические коллекции, но и неординарных людей. Так случилось и с Николя Буржуа, которого Петр I встретил в одном из путешествий. Этот гигант поразил царя своим масштабом: рост Буржуа был 226,7 см. Петр сразу же нанял здоровяка себе на службу, а когда тот скончался, его скелет стал неотъемлемым экспонатом Кунсткамеры.

Пожар 1747 года сказался и на этой диковине: пламя сожгло череп Буржуа, так что голову пришлось прикрепить от другого человека. Поговаривают, что дух обезглавленного француза до сих пор пугает смотрителей музея.

Пропавшая голова Марии Гамильтон
…Которую Петр I поцеловал после того, как ее уже отрубили

Еще одна таинственная история, в которой фигурирует отрубленная голова… которой нет в экспозиции. Любовница Петра I Мария Гамильтон была обвинена в детоубийстве и обезглавлена, после чего, по легенде, император поцеловал отрубленную голову в губы . Череп женщины якобы остался на хранении в Кунсткамере, однако пьяные английские моряки его оттуда похитили и уплыли на родину.

Слегка идиотская интерпретация событий

Самого экспоната в музее нет, однако легенда давно уже стала частью истории о призраках в Кунсткамере.

Индонезийский кинжал крис
Инструмент черной магии и просто чудо кузнечного ремесла

Кинжал крис, национальное холодное оружие из Индонезии . Представляет из себя изогнутый несколько раз клинок с ассиметричной пятой, расширенной возле рукояти. Крис имел скорее ритуальное, нежели практическое назначение: в поздней культуре Явы кинжал не рекомендовалось вытаскивать из ножен без необходимости. А указывать острием на человека было вовсе запрещено.

Кажется, я видел такой в Dark Souls. Правда, размером с рельсу.

Готторпский глобус
Еще одна работа гения-инженера

Один из самых знаменитых экспонатов Кунсткамеры за авторством небезызвестного Адама Олеария. Шар диаметром около 3 м, снаружи которого нарисована карта Земли, а внутри - небо и звезды, в свое время был самым большим глобусом в мире.

Готторпский глобус, названный так в честь епископа-администратора Готторпского герцогства Кристиана Августа, был передан в 1713 году Петру Великому в виде дипломатического подарка. Шар, переживший пожар, блокаду и реставрацию, находится на четвертом этаже Кунсткамеры.

Нынешняя коллекция петровского музея полна самых разнообразных и удивительных вещей, которые следует увидеть. За более чем 300 лет работы Кунсткамера превратилась из собрания диковинок в масштабную коллекцию самых интересных предметов человеческой культуры, со своими легендами и преданиями. И заспиртованными мутантами, разумеется.

Тех, кому не хватает интерактива и хочется посетить петровскую коллекцию, наверняка увлечет виртуальный тур по Кунсткамере . Осторожнее: можно залипнуть и пропасть на весь рабочий день!